Научная статья на тему 'Деятельность «Византийского кабинета» за февраль 2016 — июнь 2018 г.'

Деятельность «Византийского кабинета» за февраль 2016 — июнь 2018 г. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность «Византийского кабинета» за февраль 2016 — июнь 2018 г.»

Деятельность «византийского кабинета»

деятельность «византийского кабинета»

за февраль 2016 — июнь 2018 г.

В конце 2015 года ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий благословил создать при Книжной гостиной Издательства СПбДА научно-просветительский проект под названием «Византийский кабинет». По мысли организаторов этого проекта, он призван стать некоей универсальной площадкой для осмысления культурно-цивилизационного и церковного наследия Византии в русской и европейской традициях, а также для отражения результатов исследований научной деятельности в академических научных изданиях. Просветительская составляющая проекта включает в себя проведение круглых столов, презентаций, кинопоказов и мероприятий иных форматов, с помощью которых можно рассказать широкой аудитории о византийском наследии.

Ниже приводится краткий отчет о деятельности «Византийского кабинета» в период с февраля 2016 г. по июнь 2018 г.

22 февраля 2016 года в Книжной гостиной состоялось торжественное открытие проекта «Византийский кабинет», приуроченное к циклу общегородских праздничных мероприятий, посвященных 1000-летию присутствия русского монашества на Святой Горе Афон.

В открытии и первом заседании «Византийского кабинета» приняли участие организатор и руководитель проекта, и. о. проректора по научной работе (2015—2016 у. г.) доцент священник Игорь Иванов, директор Издательства Д. В. Волужков, преподаватели, аспиранты, магистранты и учащиеся бакалавриата Духовной Академии, а также гости Книжной гостиной, среди которых были епископ Царскосельский Мар-келл и начальник Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Санкт-Петербурга В. Г. Иванов.

В приветственном слове по случаю открытия «Византийского кабинета» епископ Маркелл сказал, в частности, следующее: «Ничего нового в жизни не происходит, меняется лишь форма, а суть остается той же. Именно о сути жизни говорят книги Священного Писания — книги, написанные в соприкосновении с подлинной тайной жизни. Благодаря этому мы можем смотреть чуть дальше — за линию горизонта. Афон — удивительное место. Ты получаешь там ответы на вечные вопросы, именно там становится понятно, что через молитву и Таинства мы начинаем по чуть-чуть понимать суть жизни. Вольно или невольно общество сейчас обращает свой

внутренний взор на Церковь. Все может быть красивым как елочная игрушка, но вот, легкий щелчок, все трескается, и мы видим, что внутри пустота. Наша миссия — это проповедь Евангелия. И мы должны постараться не совершать ошибок прошлого — для этого мы учим историю Византии и историю России. Это конечная цель и такого мероприятия, которое мы открываем сегодня».

Затем выступили гости: М. В. Шкаровский с докладом на тему «Русские обители Афона в начале 20-го века»; Л. А. Герд с докладом на тему «Русский Афон второй половины XIX — начала ХХ вв. Некоторые церковно-политические

аспекты»; О. Л. Фетисенко с докладом на тему «Афон и его "единство в разнообразии" в социокультурной концепции Константина Леонтьева» и священник Игорь Иванов с докладом на тему «Русские эмигрантские византологи на Афоне в 20—30-е годы ХХ века».

В ходе докладов М. В. Шкаровский рассказал о различных аспектах присутствия Афонских традиций в российской духовной культуре рубежа Х1Х—ХХ веков, а также о тех вызовах, с которыми столкнулся Афон в военное и послереволюционное лихолетье. Л. А. Герд, говоря об Афоне, как о «форпосте русского влияния», рассказала о перипетиях существования этой «модели институциализированного православного мира» — как в условиях покровительства со стороны процветающих православных государств, так и в ситуации их «борьбы за Афон», а также в состоянии современной «моды» на Афон. В свою очередь О. Л. Фетисенко выступила с сообщением о роли Афона в духовной судьбе талантливого русского мыслителя К. Леонтьева. Священник Игорь Иванов рассказал о научных изысканиях в библиотеках монастырей Афона выдающейся Белградской «тройки»: академика протоиерея Владимира Мошина, академика Г. А. Острогорского и профессора А. В. Соловьева. Гость Круглого стола священник Димитрий Пономарев поделился с участниками мероприятия своими впечатлениями о современной жизни Афона.

24 марта 2016 года в Книжной гостиной прошло заседание «Византийского кабинета» и презентация первого ВАКовского номера «Христианского чтения» за 2016 год, в котором были материалы и о русско-византийских связях.

Во вступительном слове священник Игорь Иванов рассказал о задачах и перспективах деятельности «Византийского кабинета» в контексте современных исследований феномена «византизма» в целом, и византийского мировоззрения, наряду с византийским богословием и философией, в частности. Также он упомянул об универсальности категорий византийской культуры и целостности ее характера в синтезе веры и различных аспектов жизни, как человека, так и общества. Связующим звеном между утраченной Византией и современным миром является Святая Гора Афон. Это своего рода «Живая Византия», где вся жизнь строится согласно с «живой верой». Во многом вопросам осмысления этой «живой веры» в условиях

секулярного общества XIX века и был посвящен первый номер «Христианского чтения» за 2016 год.

В ходе презентации выступили авторы номера: кандидат философских наук, доцент СПбДА Игорь Борисович Гаврилов, и кандидат филологических наук Валерий Александрович Фатеев.

И. Б. Гаврилов рассказал о С. П. Шевырёве, открывшем для образованных слоев позапрошлого века древнерусскую патристику, и тем самым ставшем основоположником русского византизма и предшественником К. Леонтьева. В. А. Фатеев, в свою очередь, в своем сообщении поведал о сочинении «Основы веры и знания» Павла Бакунина, брата известного революционера-анархиста. В этой забытой специалистами книге затрагиваются вопросы философского идеализма, питающегося из опыта «живой веры». Затем В.А. Фатеев рассказал о философе Николае Страхове, его концепции синтеза науки и религии, дающем более глубокое понимание жизни и веры. Интересным открытием для слушателей стал доклад В. А. Фатеева о поездке Н. Страхова на Афон, где, по словам философа, монахи, созерцающие красоту духовную и красоту природную, пребывают «в океане сияющей красоты». Здесь ярко проявляется особенность афонского византизма: удивительное сочетание ритмов духовной жизни с жизнью Природы.

Далее своими впечатлениями о прочитанных статьях журнала поделился кандидат богословия, доцент СПбДА А. В. Маркидонов, отметив, что материалы номера посвящены малоизученным, незамеченным и забытым именам. Это было обусловлено желанием ввести читателя в диапазон той русской духовности, которая долгое время оставалась в тени или расценивалась как недостойная внимания.

Участники заседания из числа гостей задали ряд вопросов о специфике восприятия византизма, как в светской, так и в духовно-академической науке. Отвечая на вопросы, А. В. Маркидонов отметил, что настроенную анти-византийски среду Византия раздражала именно своим грандиозным синтезом всего исторически сущего и веры христианской. Иными словами — синтезом христианской духовности и всего объема реальной жизни, своего рода эталоном аристократизма духа и идеалом благородства в личной и в социальной жизни, целостностью христианского мировоззрения.

^ в

к .

24 ноября 2016 года в Книжной гостиной состоялось заседание «Византийского кабинета» на тему «Византологические исследования сегодня: темы и перспективы». По форме заседание представляло собой сочетание популярной лекции и круглого стола (с презентацией и аналитикой интернет-ресурсов), предполагающего активное участие аудитории слушателей.

С одной стороны, были кратко охарактеризованы направления современных ви-зантологических исследований и показаны результаты их деятельности на примере конкретных научных сайтов, с другой стороны — было рассказано о судьбах отечественной ви-зантиноведческой традиции и о том, в каких перспективах может развиваться эта научная область в России на современном этапе.

Речь также шла о тематике исследований византоло-гических центров при СПбГУ и МГУ, и том, какие задачи ставит перед собой Византийский кабинет при Книжной гостиной СПбДА. Первостепенной важностью можно считать расширение переводческой деятельности с греческого и других европейских языков для всестороннего освещения византийской культуры и цивилизации, вопросов богословия и философия.

15 декабря 2016 года в Книжной гостиной состоялось завершающее в 2016 году заседание Византийского кабинета. Тема заседания — «Византия как цивилизацион-ный архетип Европы: базовые концепты».

Как и ранее, по форме заседание представляло собой сочетание популярной лекции и круглого стола с видео-презентацией. Священник Игорь Иванов рассказал о динамике развития европейской культуры от античного периода до периода Возрождения. Византийская цивилизация преобразила античные традиции, не только наполнив их христианским содержанием, но и сохранив для Европы лучшие образцы античной мысли. Ключевыми концептами христианского мировоззрения являются такие архетипические понятия, как Просвещение, Обновление и Возрождение, поскольку именно они связаны с Крещением, как духовным Рождением, Обновлением и Просвещением. К ним примыкают Преображение и Обожение. Нужно отметить, что сперва Европа приобщилась античной мысли в рамках римской эллинистической цивилизации, а затем в течение многих веков преображалась в христианской Церкви в рамках византийской цивилизации. Таким образом, именно посредством византийского содружества наций христианизировались европейские народы.

К сожалению, приходится констатировать, что новоевропейский проект XVI— XVIII веков, мотивирующийся секуляризацией и антиклерикализмом, произвел

г* А*

подмену понятий Возрождение, Просвещение и Обновление, связав их с возобновлением античных традиций в их языческом формате, без учета тысячелетней духовной работы, проделанной византийцами по осмыслению лучших образцов античности.

Докладчик проиллюстрировал влияние христианства на эллинистический идеал социальной пронии («промыш-ления») на примере всплеска и развития благотворительности и социальной работы в Константинополе в ГУ—КГ веках. Даже в период упадка византийская Церковь и общество стремились сохранить не только традиции социального попечения и классического образования, но и духовные традиции, например, исихазм.

Продолжением этой темы стал доклад сотрудника Эрмитажа, кандидата культурологии, византолога Н. А. Ложкиной: «Преподобный Сергий Радонежский как деятель русского Православного Возрождения». В этом сообщении шла речь об исторической роли русского православного возрождения, которое генетически было связано с православным возрождением на Афоне и победой паламитского движения в Константинополе. Наталья Александровна, говоря о роли «православного Возрождения», подчеркнула, что даже угасающий Константинополь, предвидя свой политический закат, все силы вкладывал в укрепление православных традиций в странах «византийского содружества наций» (термин Д. Д. Оболенского) именно в контексте «православного Возрождения».

Участники заседания, среди которых были студенты бакалавриата Духовной академии и слушатели епархиальных курсов, активно задавали уточняющие вопросы, живо интересуясь историей православного Возрождения в частности, и византийской культуры и цивилизации в целом.

13 марта 2017 года в Книжной гостиной прошло заседание «Византийского кабинета», посвященное теме «Византийская культура и православие».

Открывая заседание, священник Игорь Иванов рассказал о базовых элементах византийской цивилизации, таких как: христианская вера, эллинистическая культура и римское правосознание. Он отметил, что, несмотря на гонения со стороны римских властей, христианство преобразило основные принципы ромейской культуры в синтезе церковных искусств, в том числе музыки и пения.

В этом контексте вопросу сочетания «музыкальной культуры и святоотеческого опыта» был посвящен доклад С. Ф. Тухленкова, преподавателя епархиальных курсов религиозного образования и катехизации им. св. прав. Иоанна Кронштадтского при Отделе религиозного образования и катехизации С.-Петербургской епархии. Помимо истории знаменного пения как первичной византийской традиции, сохранившейся в русском изводе, С. Ф. Тухленков рассказал об аскетическом и православно-ориентированном творчестве классических русских композиторов, проиллюстрировав свою концепцию на примере из оперы Н. А. Римского-Корса-кова «Садко».

Во встрече принимали участие студенты Академии, активно задававшие вопросы о духовных аспектах различных музыкальных традиций, а также кандидат философских наук, доцент И. Б. Гаврилов, который уточнил некоторые культурологические детали развития музыкальной культуры в русском цивилизационном

поле. Поскольку С. Ф. Тухленков является одним из авторов журнала «Христианское чтение» № 1 за 2017 год, он рассказал о своей статье, опубликованной в этом номере и посвященной особенностям церковного напева.

3 апреля 2017 года в Книжной гостиной состоялось заседание «Византийского кабинета». Заседание в формате круглого стола было посвящено теме «Музыка и православная культура. О духовной значимости обиходного напева».

Во вступительном слове священник Игорь Иванов сказал о том, что подлинное искусство (будь оно словесное, музыкальное или изобразительное) выражает не только состояние духа человека, но и показывает, каким духом человек движим. Византийская традиция передала нам опыт аскетически выверенного искусства в церковном синтезе искусств, преображенных духовным деланием, осиянным благодатью Святого Духа.

Эту мысль развил в своем докладе С. Ф. Тухленков, подчеркнув, что церковный напев отображает внутреннюю сущность духовного пути, согласного с «ритмом вечности», присутствующим в знаменном распеве, в котором просвечивает неотмир-ность, сосредоточенность на молитве и богообщении, отвержение чувственности и открытость к восприятию сугубо смыслов молитвенного слова, а не только эстетической красоты звучания. Доклад сопровождался прослушиванием фрагментов знаменного пения и музыкальных произведений светских композиторов.

Во встрече принимали участие студенты Академии, активно задававшие вопросы о разных аспектах восприятия обиходного церковного напева. Также присутствовали кандидат философских наук И. Б. Гаврилов, слушатели епархиальных курсов религиозного образования и катехизации и иные гости.

18 мая 2017 года в Книжной гостиной состоялось заседание Византийского кабинета, которое было посвящено двум темам: журналу «Христианское чтение» и теме «Пасхальные мотивы в русской музыкальной культуре».

На встрече присутствовали: к. и.н., доцент А. Э. Котов, к. филол. н. В. А. Фатеев, к. ф.н, доцент И. Б. Гаврилов и С. Ф. Тухленков, преподаватель епархиальных курсов религиозного образования и катехизации.

A. Э. Котов, говоря о развитии своего научного интереса к истории традиций русского консерватизма, разъяснил специфику различных пониманий консервативных идей — от психологических установок до идеологических и политических доктрин, отметив, что при всех различиях русский консерватизм второй половины XIX века делал акцент на преемственности и уникальной самобытности русского общественного устройства.

B. А. Фатеев поведал о том, что его интересует, прежде всего, история личности, будь это творчество В. В. Розанова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого или же Ф. А. Страхова. Именно Страхов считал, что для России важны разумные почвени-ческие основания: «брать у западной цивилизации всё лучше, но не подражать ей, а развивать свои самобытные установки».

В своем сообщении С. Ф. Тухленков на примере мелодичности стихиры Пасхи знаменного распева XVIII века Новоспасского московского монастыря рассказал, как передается неотмирность пасхальной радости через музыкальное произведение. Также им были показаны музыкальные «проекции» пасхальных песнопений в народном обрядовом пении брянской традиции и в авторской классической музыкальной культуре, например, в увертюре «Светлый праздник» Н. А. Римского-Корсакова.

Во встрече принимали участие студенты Академии, активно задававшие вопросы о разных аспектах восприятия русской философской традиции и русской музыкальной культуры. Также присутствовали слушатели Народного православного университета и Епархиальных курсов религиозного образования и катехизации.

7 декабря 2017 года в Книжной гостиной впервые прошла научно-богословская конференция «Каноническое право и церковный суд в истории Русской Церкви: традиция, новация или фикция?». Мероприятие было организовано при поддержке научно-просветительского проекта «Византийский кабинет».

В конференции приняли участие протоиерей Константин Костромин, проректор по научно-богословской работе СПбДА, священник Игорь Иванов, ответственный редактор журнала «Христианское чтение», руководитель проекта «Византийский кабинет», протоиерей Кирилл Бухараев, преподаватель КДС и Казанского

федерального университета, А. А. Дорская, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой международного права РГПУ им. А. И. Герцена, П. И. Гайденко, доктор исторических наук, доцент кафедры истории и философии Казанского государственного архитектурно-строительного университета, Ю. В. Оспенников, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права и международного права ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева», Р. Ю. Почекаев, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой теории и истории права и государства юридического факультета НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, студенты Духовной Академии, гости Книжной гостиной.

Проф. П. И. Гайденко в своем докладе, говоря о церковном праве в домонгольской Руси, обозначил проблемные точки. По мнению докладчика, исторический материал не позволяет с уверенностью говорить о функционировании церковных правовых институтов в древнерусской Церкви XI—XIII веков. Эту тему, но уже на юридическом материале, продолжил проф. Ю. В. Оспенников. Он обратил внимание на отсутствие деления древнерусского права на отрасли и на то, что границы между церковным и светским судом в Древней Руси размыты. Прот. Кирилл Бухараев рассмотрел тенденции, которые доминируют в правовом поле современной церковной жизни. Свящ. Игорь Иванов прочитал доклад на тему «Jus religiosus по XVI книге Кодекса Феодосия». Два последних доклада были посвящены вопросам рецепции церковного права в юриспруденцию (проф. А. А. Дорская) и особенностям преподавания юридических дисциплин (Р. Ю. Почекаев).

Следует отметить два существенных вывода, к которому пришли участники конференции: во-первых, роль правовых институтов и правового сознания в Древней Руси сильно преувеличена, хотя при внимательном изучении можно прийти к ряду заключений, которые ещё не только не включены в учебные курсы, но даже не до конца осмыслены в научной среде; во-вторых, церковное право имеет значительный и в настоящее время недостаточно разработанный потенциал в юридической науке и педагогике.

Важно то, что вопросы церковного права находятся в сфере научных интересов и компетенции богословия (канонического права), юриспруденции и истории.

Каждая наука имеет свое представление о содержании, методах и сфере применения церковного права, однако на сегодняшний день между этими науками нет не только диалога, но даже никаких взаимовлияний. Конференция 7 декабря 2017 года объединила богословов, историков и юристов, профессионально занимающихся историей и теорией церковного права. Плодотворной работе способствовала обстановка свободного научного обсуждения. Были выработаны шаги по налаживанию междисциплинарных взаимосвязей.

Несмотря на уменьшение количества заседаний «Византийского кабинета», 2017—2018 уч. год стал для участников проекта более деловым и ознаменовался тем, что в ходе деятельности «Византийского кабинета» начали формироваться научные направления и рабочие группы по их реализации. Состоялось множество рабочих встреч и совещаний. В итоге были обозначены несколько актуальных и перспективных направлений.

Вот краткий пресс-релиз двух из них:

Первое научное направление: «Богословы ХХ века: личности и судьбы». Название проекта: «Научно-богословское наследие протоиерея Думитру Станилоэ». Участники проекта: кафедра богословия и кафедра иностранных языков СПбДА, проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин. Рабочая группа: протоиерей Сергий Золотарев, священник Михаил Легеев, священник Игорь Иванов, доцент А. В. Маркидонов.

Цели проекта:

1) перевод богословских статей профессора протоиерея Думитру Станилоэ;

2) аналитика современных исследований научно-богословского наследия протоиерея Думитру Станилоэ;

3) написание коллективной монографии;

Публикации материалов в журналах Духовной академии: «Христианское чтение», «Труды и переводы», «Труды кафедры богословия», «Русско-Византийский вестник».

Второе научное направление: «Богословы ХХ века: личности и судьбы». Название проекта: «Богословие митрополита Иоанна (Зизиуласа) и проблемы православной мысли XX столетия». Участники проекта: кафедра богословия, кафедра древних языков и кафедра иностранных языков СПбДА, проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин. Рабочая группа: протоиерей Сергий Золотарев, священник Михаил Легеев, священник Игорь Иванов, доцент А. В. Маркидонов, доцент И. Б. Гаврилов.

Цели проекта:

1) перевод богословских статей митрополита Иоанна (Зизиуласа);

2) аналитика современных исследований научно-богословских концепций митрополита Иоанна (Зизиуласа);

3) написание коллективной монографии «Экклезиология митрополита Иоанна (Зизиуласа) и проблемы православной мысли XX столетия» (рабочее название)

Публикации материалов в журналах Духовной академии: «Христианское чтение», «Труды и переводы», «Труды кафедры богословия», «Русско-Византийский вестник».

Ведутся переговоры и по разработке других научных направлений, но подробно говорить о них еще рано.

В заключение отчета о деятельности «Византийского кабинета» за два года его существования можно сказать, что этот научно-просветительский проект Издательства Санкт-Петербургской духовной академии вполне себя оправдал, создав импульс для активного, перспективного и тесного сотрудничества как преподавателей и учащихся Академии, так и светских ученых, работающих на стыке междисциплинарных исследований и изучающих фундаментальные основания и пути развития Русской Цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.