Научная статья на тему 'Весна арабских телекоммуникаций'

Весна арабских телекоммуникаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

«Связываться друг с другом, чтобы строить лучшее будущее» так звучал девиз саммита по проблемам связи в арабском регионе (Connect Arab Sammit), который проходил в Дохе (5-7 марта 2012 г.) под патронатом Эмира Катара, Лиги арабских государств и МСЭ. На фоне политической нестабильности и гражданских войн в ряде государств арабского мира саммит выдвинул идею восстановления стабильности и достижения экономического и социального прогресса арабских стран за счет ускоренного развития коммуникаций. В предлагаемой подборке материалов излагаются наиболее интересные выступления участников саммита и его решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Весна арабских телекоммуникаций»

Весна арабсКиХ

«...

•іг: 11

Ь -

1 1:13

Р

' чйг Зг

Н і ... її;' ' .? Г ; ' 4 ^ *

. -До - -4#чір*т-...*.

^^еЛ-е^^Р'.М.Ммн»и^^а- Ций

Чоао^д

ЧЧ]їІІ [CiilaJI ^

J* Connect

ДглЬ Sumn

А.

■ Arab Summit 2012

Connecting the unconnected by 2015...

Прошедший саммит поставил цель разработать коллективные идеи и решения, а также изыскать ресурсы, позволяющие посредством современных коммуникаций обеспечить эффективной связью города, поселения, каждого человека и целые нации, населяющие арабский регион. Идея о ключевой роли телекоммуникаций в деле поддержания региональной политической стабильности и экономического развития и предлагаемые участниками мероприятия пути реализации этой и других важных идей и решений могут представлять интерес для руководства и специалистов российской отрасли телекоммуникаций, а также для представителей РСС.

«Какую связь мы хотим иметь?»

Генеральный секретарь Регулятора в сфере ИКТ государства Катар г-жа Хесса Аль-Жабер в начале своего выступления задалась вопросом «Какую связь мы хотели бы обеспечить?», имея в виду все виды дистанци

«Связываться друг с другом, чтобы строить лучшее будущее» - так звучал девиз саммита по проблемам связи в арабском регионе (Connect Arab Sammit), который проходил в Дохе (5-7 марта 2012 г.) под патронатом Эмира Катара, Лиги арабских государств и МСЭ. На фоне политической нестабильности и гражданских войн в ряде государств арабского мира саммит выдвинул идею восстановления стабильности и достижения экономического и социального прогресса арабских стран за счет ускоренного развития коммуникаций. В предлагаемой подборке материалов излагаются наиболее интересные выступления участников саммита и его решения.

онного взаимодействия между индивидуумами в арабском обществе. По ее мнению, цель арабского мира - к 2015 г. достичь такого уровня развития ИКТ, при котором каждый человек смог бы получить доступ к любому виду цифровой связи и стать пользователем сети Интернет как на региональном, так и на глобальном уровне. Арабский мир прикладывает большие усилия, чтобы сократить целые десятилетия на своем пути освоения современных ИКТ. Вдохновляет тот факт, что некоторые

••• п :::: □□□ □□□ □□

арабские страны уже вошли в тридцатку самых передовых наций мира по показателю глобальных коммуникаций. Однако картина имеет неоднородный характер.

Политические руководители, видные представители бизнеса и общественные деятели арабского мира должны устранить имеющийся разрыв в развитии связи и информационных технологий в кратчайшие сроки. Любой человек, проживающий в арабской стране, должен иметь доступ к надежным и общедоступным цифровым коммуникациям, а доступу к широкополосным услугам следует придать статус гражданского права для каждого араба.

Какие преимущества можно получить от коммуникаций между людьми

Связь в современном обществе вносит весомый вклад в экономическую мощь государства, социальное здоровье общества, эффективное управление народным хозяйством. Арабский мир еще далек от такого уровня развития, но он не забывает своих приоритетов - обеспечить высокий уровень развития сетей связи на первом этапе и их цифровизацию - на втором. Пройдя этот путь, арабский мир сможет достичь значительных успехов в экономическом и социальном развитии при высоком качестве управления экономикой стран в регионе.

Если арабы хотят, чтобы экономики их стран имели ежегодно 7-процентный рост, чтобы доходы государств и объемы производства удваивались каждые десять лет, чтобы к 2020 г. было создано 75 млн рабочих мест, а государства региона стали прогрессивными и процветающими, они должны освоить цифровые технологии, которые облегчат продвижение арабского мира к светлому будущему.

Проведенные недавно исследования показывают, что 10-процентный прирост объемов цифровизации может привести к повышению ВВП на 0,6%, снижению безработицы на 1%, а также к заметному приросту уровня инноваций в основных отраслях экономики государства. Такое же повышение уровня цифровизации может дать более 1% прироста показателя качества жизни населения и на столько же повысить индекс «прозрачности» работы институтов власти и управления.

Ожидания участников саммита

В качестве национального лидера, Его Высочество Эмир государства Катар неоднократно выражал убеждение, что развитие ИКТ является одной из наиболее важных национальных целей. На саммите он продемонстрировал стремление помочь развитию связи в арабском мире, создав в Катаре фонд развития ИКТ. Хорошая оснащенность страны системами связи имеет боль-

шое значение для народа Катара, который стремится участвовать в экономике, основанной на знаниях, и это его фундаментальное право.

В ходе саммита были изучены методы и направления совместной работы на региональном уровне, позволяющие преодолеть цифровой разрыв в арабском мире и донести информацию о возможностях Интернета и других информационных и телекоммуникационных технологий до каждого гражданина региона.

Центральной темой дискуссий на саммите стала роль, которую ИКТ могут играть в создании рабочих мест и стимулировании предпринимательства. В период нестабильности мировой экономики эффективное внедрение ИКТ в развивающихся странах арабского мира может стать стимулятором экономической деятельности и благоприятным условием создания новых возможностей для развития молодежи. Не развивать ИКТ значит бросить будущие поколения на произвол судьбы, поскольку они не смогут конкурировать на глобальном уровне. Кроме того, молодое поколение, лишенное работы, часто становится катализатором нестабильности, социальных и политических потрясений. Арабы должны создать условия для развития молодежи и возможности для расцвета ее талантов и способностей, в противном случае они рискуют в будущем увидеть свой регион отсталым экономически и нестабильным политически.

Дискуссии на саммите позволили осознать, что обеспечение услугами связи людей, ранее их не имевших, это не только техническая проблема построения инфраструктуры. Участники саммита пришли к общему мнению, что в их регионе нужно строить самые современные и высококачественные сети связи с целью получения наибольших преимуществ от услуг следующего поколения, организованных на базе надежных и защищенных систем связи. Однако они также согласились тс тем, что необходимо активно содействовать более широкому использованию новых сетей и добиться того, чтобы арабское население осваивало необходимые знания в области цифровых технологий. Очевидно,

Эмир Катара Хамад бен Халифа ат-Тани предложил создать в арабском регионе фонд I развития ИКТ

DC

ПРАКТИКА ВЭВ ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

S3

ских стран, чтобы достичь обозначенных на саммите совместных целей. Разве не в том состоит ответственность правительств арабских стран, чтобы строить лучшее будущее для своих народов? Tакая же ответственность лежит на корпорациях, некоммерческих организациях и индивидуальных инвесторах. Пройдут месяцы и годы, и в арабском мире будут заключены еще более важные и конкретные партнерские соглашения, предприняты новые инициативы, реализованы новые проекты в области телекоммуникаций, основа которым была заложена на саммите-2012.

В заключение своего выступления г-жа Аль-Жабер сказала: «Арабский мир очень разнообразен и неоднороден, однако мы разделяем те ценности и принципы, которые по своему значению выше всех существующих различий между нами. Мы ценим права человека, признаем семейные ценности и права детей на жизнь в мире лучшем, чем мир, в котором живем мы. Достижение целей и решение задач, которые были намечены на текущем саммите, окажет благотворное воздействие на социально-экономическое положение всех наших граждан». ■

По материалам ITU News

По мнению, Хессы Аль-Жабер, цель арабского мира - к 2015 г. достичь щ. такого уровня развития

- ИКТ, при котором каждый

человек смог бы получить доступ к любому виду цифровой связи

что действительно эффективная связь и широкий обмен информацией между людьми в арабском мире не могут быть обеспечены до тех пор, пока не будут приняты меры по исправлению ситуации, когда в информационных сетях и, прежде всего, в Интернете явно не хватает контента на арабском языке.

Значительные усилия потребуются как от государственного, так и от частного сектора экономики араб-

АрабсКий caMMUT о развитии региональных ИКТ

На заседании министров связи в рамках саммита Connect обсуждались задачи, стоящие перед арабскими странами в области развития сетевого доступа и инфраструктуры

Заседание министров связи, открытое г-жой Хесса Аль-Жабер в присутствии представителей арабских стран, приняло окончательную редакцию итогового коммюнике. В основу документа был положен текст, рассмотренный на предыдущей сессии редакционной группы, проходившей под председательством члена Секретариата Лиги арабских государств г-на Хаванда Надима. Принятое коммюнике зафиксировало приоритетные цели, относящиеся к четырем наиболее значительным, взаимосвязанным об-

Connect Arab Summit 2012

е unconnected by 2015...

ластям развития ИКТ: доступу к инфраструктуре, цифровому контенту, компьютерной безопасности и инновациям. Одни из этих целей должны быть достигнуты к 2015 г., другие - к 2020 г. Они конкретизируют обязательства, взятые на себя руководителями арабских государств и инвесторами по интенсификации усилий в приоритетных направлениях развития ИКТ в регионе. Эти обязательства включают в себя: увеличение емкости се-

ка

/ пп

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАКТИКА

□□

Другая цель, стоящая перед арабским регионом, -

тей; создание благоприятных условий для развития ИКТ; развитие региональной и глобальной кооперации в целях ускорения темпов внедрения ИКТ; поддержку права народа Палестины на доступ к услугам современных ИКТ. Участники саммита признают, что инвестиции в ИКТ позволят создать рабочие места и внесут вклад в достижение социального и экономического прогресса арабских государств.

Доступ к инфраструктуре

В целях создания новой или модернизации устаревшей инфраструктуры связи и информатизации для обеспечения универсального доступа и повышения качества услуг саммит зафиксировал в своих итоговых документах две приоритетные цели. Это - быстрое и повсеместное развитие широкополосных сетей в арабских странах и переход на цифровое вещание, обеспечивающее кроме повышения качества традиционного вещания также мобильное телевидение и интерактивные услуги мультимедиа и их приложений. Необходимо всячески содействовать использованию ИКТ, но таким образом, чтобы услуги, созданные на базе ИКТ, отвечали специфическим потребностям различных сегментов общества, включая женщин и людей с ограниченными возможностями. Среди других мер, рекомендованных саммитом, следует отметить организацию пунктов общего пользования для обмена информацией через Интернет во всех арабских странах. Широкое распространение таких пунктов - это один из путей снижения стоимости пользования Интернетом. Кроме того, рекомендуется повысить защищенность телекоммуникаций и информации от несанкционированного доступа и исключить возможность использования международных сетей связи, находящихся за пределами региона, для соединений арабских стран между собой. Предполагается, что эти меры помогут распространению цифрового контента на арабском языке.

Для объективной оценки прогресса арабских стран в области сетевого доступа и инфраструктуры саммит принял ряд оценочных показателей, которые отражают уровень развития того или иного вида связи в процентах на 100 жителей. Эти показатели должны быть достигнуты к 2015-2020 гг. Показатель развития стационарной телефонной связи должен быть повышен с 9,7 до 9,74%; показатель проникновения сотовой мобильной связи - с 96,7 до 116,14%; количество абонентов широкополосной стационарной связи должно увеличиться с 2,2 до 2,96%, а активных широкополосных мобильных абонентов - с 13,3 до 21%. Доля населения, имеющего доступ в Интернет, должна достичь 50% в развивающихся странах и 15% - в менее развитых странах арабского региона.

повысить пропускную способность международных каналов доступа в Интернет с рекордных в 2010 г. 11,3 кбит/с (на одного пользователя) до 145,2 кбит/с в указанный период. К 2015 г. средние тарифы на соединения по широкополосным каналам фиксированных сетей связи должны снизиться и составлять не более 5% от ежемесячного национального валового дохода на душу населения (с 52,6% в 2011 г.). Доля пользователей Интернетом в среднем по региону должна возрасти с 26,1 до 40%. Кроме того, к 2015 г. арабским странам предстоит придать универсальной услуге статус обязательной для внедрения. В 2011 г. только семь стран региона придерживались этой политики в отношении универсальной услуги.

Цифровой контент

Саммит призвал интенсифицировать усилия по повышению доли арабского контента в Интернете, что поможет преодолеть цифровой и ИКТ разрыв в арабском регионе. Для этого необходимо инициировать национальные и региональные программы разработки контента, стимулировать инновации и организовать инкубаторы для проведения исследований и научных работ на арабском языке.

В связи с постановкой вопроса о контенте на арабском языке саммит рекомендовал участникам принять важнейшие меры в своих странах: снизить стоимость доступа к цифровому контенту и повысить общий уровень использования цифрового контента арабскими пользователями. Для решения данной задачи саммит выработал три целеполагающих уровня развития арабского цифрового контента. Во-первых, его доля должна вырасти с 0,2-1,5% до 1- 3% к 2015 г. и до 4-5% к 2020 г. Во-вторых, потребление цифрового контента арабскими пользователями должно быть повышено с 2 Гбайт до 10 Гбайт в месяц к 2015 г. и до 50 Гбайт к 2020 г. В-третьих, стоимость доступа к цифровому контенту должна снизиться с 60 долл. до 10 долл. за 1 Гбайт в месяц к 2015 г. и приблизительно до 2 долл. к 2020 г.

Информационная безопасность в сети

Признавая важность защиты пользователей (особенно детей и молодежи) в сети от риска противозаконного использования ИКТ и от вредоносной информации в Интернете, саммит решил расширить панарабскую кооперацию, чтобы совместно противостоять опасности, исходящей от кибератак и киберпреступности. Участники саммита решили также гармонизировать политику, стратегию и законодательство своих стран и установить единые региональные юридические нормативы в отношении кибербезопасности и киберпреступности.

Саммит установил пятилетний срок, в течение которого арабские страны должны разработать и принять правовые основы безопасности компьютерных сетей и гармонизировать их на региональном уровне, а также разработать национальные стратегии информационной защиты компьютерных сетей на принципах международной кооперации, включая защиту особо важных информационных инфраструктур. В течение трех лет предстоит создать международную команду экстренного реагирования на инциденты в сфере компьютерной безопасности (CSIRT) или аналогичную команду, устраняющую аварии в компьютерных сетях (CERT), в тех арабских странах, где таких служб до настоящего времени нет. В течение двух лет должен быть разработан учебный план по безопасности компьютерных систем и сетей, предназначенный для повышения профессиональных знаний и практических навыков в данной области у работников управленческой и академической сфер, частного сектора, сферы образования и других сфер экономики арабских стран.

Инновации

Участники саммита пришли к общему мнению, что арабские страны должны рассматривать инновации в сфере ИКТ в качестве важнейшей составляющей внутренней политики государства, которую необходимо поддерживать на самом высоком уровне. Национальные стратегии в области телекоммуникационных и компьютерных инноваций следует ориентировать на достижение целей общественного развития. Необходимо также активно развивать и координировать региональный подход к инновациям в сфере ИКТ, который поможет арабским странам эффективно сотрудничать между собой. Он же обеспечит региональную интеграцию арабских стран в исследовательской и инновационной сферах. Этот подход позволит арабам включиться в инновационные процессы благодаря новой образовательной стратегии, обеспечивающей специализацию широкого профиля. Наконец, совместное финансирование инноваций в сфере ИКТ приведет к тому, что соответствующая региональная ИКТ-продукция станет конкурентоспособной на мировых рынках.

Проанализировав широкий перечень проектов, призванных поддерживать и содействовать инновациям, саммит признал необходимость разработки надежного метода оценки инновационных возможностей на национальном уровне, а также выразил готовность поддержать эффективный метод сравнительной оценки инноваций на региональном уровне. Документируя и распространяя лучшие практики внедрения инноваций, саммит будет насаждать культуру инноваций на всех уров-

нях - от пользовательского до корпоративного.

Среди основных целей регионального развития арабские страны должны отдать приоритет тем, которые будут содействовать развитию ИКТ и которые станут универсальными платформами для инноваций и распространения знаний ради построения обществ, базирующихся на знаниях.

Чтобы обеспечить необходимые условия для инновационной деятельности, страны должны проводить такую политику и создавать такую регулятивную среду, которые будут содействовать устойчивому развитию технологий и их конвергенции. Другим условием является построение и пуск в эксплуатацию современной, надежной информационной инфраструктуры, а также формирование системы регулирования, которая поддерживает открытый доступ в сети и конкуренцию на рынке.

Саммит призвал каждую страну в регионе предпринять национальные инициативы в сфере ИКТ, при необходимости в партнерстве с другими странами, чтобы повысить качество предоставляемых услуг общего пользования в таких сферах, как государственное управление, образование, здравоохранение, транспорт и социальное обеспечение. Саммит также призвал следовать политике, которая поддерживает бизнес новых фирм и предприятий при обязательном условии внедрения на них инноваций, обеспечивающих реальное процветание их бизнесу.

В целях противодействия растущей безработице в регионе, особенно среди молодежи, саммит призвал правительства арабских стран, частный сектор и региональные общественные организации принять совместную программу, которая предусматривает реализацию инновационных идей, новых подходов и смелых начинаний за счет использования совокупного потенциала молодости, предприимчивости и стремления к инновациям нового поколения граждан арабского региона. Для этого страны должны разработать согласованную стратегию развития, которая поощряет создание молодежных фирм, например, путем финансирования этапа создания предприятия и выдачи дотаций и грантов. Стратегия может предусматривать также организацию бизнес-инкубаторов, сокращение бюрократических процедур и административных формальностей, снижение налогового бремени, предложение определенных стимулов к развитию, организацию совместных инсталляций и проведение политики, которая облегчает реализацию структурных изменений в бизнесе. Правительства арабских стран должны призвать частный сектор вкладывать капитал в инновации путем поощрения и регулятивного содействия успешно развивающимся рынкам и упрощения доступа к финансам новым фир-

••• п :::: □□□ □□□ □□

мам, особенно на ранних стадиях внедрения инноваций. Государственным органам следует поощрять партнерство в бизнесе, свободный коммерческий обмен, конкурентоспособность и динамизм бизнеса, воспитывать в нем стремление к умеренному коммерческому риску и творчеству.

Чтобы придать динамизм региональным инновационным процессам в секторе ИКТ, участники саммита согласились с необходимостью создать и внедрить в практику регионального международного сотрудничества эффективный механизм анализа и контроля процессов региональной координации с целью обмена луч-

шими практиками и опытом. Необходимо также создать Арабский центр развития инноваций и распространения знаний и региональный web-портал, развернуть деятельность, ориентированную на инновации, развивать кооперацию и партнерские связи между арабскими странами, а также между развитыми и развивающимися странами в целях содействия инновациям и творчеству. При этом не следует забывать о необходимости адаптации к региональной специфике экономически эффективных технологий, заимствованных у передовых стран мира. ■

По материалам ITU News

Развитие ИКТ і «j^&LoJL млілсс

Для саммита арабских стран в Дохе, МСЭ был издан отчет «Принятие и перспективы развития ИКТ в арабском регионе», в котором дается обзор ИКТ-рынков 21 страны арабского региона - членов МСЭ. Приведем основные положения этого отчета.

Построение широкополосной экосистемы

К концу 2011 г. количество подписок на услуги сотовой связи в арабском регионе выросло до 350 млн ед. по сравнению с данными 2006 г. (126 млн ед.). В результате степень проникновения услуг сотовой связи составила 96,7%, что выше среднего мирового показателя (рис. 1).

По контрасту с этим показателем степень проникновения услуг стационарной телефонной связи в данном регионе находится на отметке в 10%. Около 29% населения арабских стран подключены к Интернету.

В отчете МСЭ отмечается большой разрыв между высоко развитыми странами в области ИКТ, и существенно менее развитыми. Например, на каждых сто жителей Саудовской Аравии приходится 188 подписок на услуги мобильной связи, тогда как в Джибути на сто жителей приходится всего 20 подписок на эти услуги. Более 80% населения Катара

пользуется Интернетом, а в Мавритании, Ираке и Сомали - всего 20%.

Во всех странах, входящих в Совет по сотрудничеству стран Персидского залива (Gulf Cooperation Council - GCC), а именно: в Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ, Омане, Катаре и Бахрейне, количество Интернет-пользователей из расчета на сто жителей в два раза превышает количество аналогичных пользователей в стра-

Африка

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона

Среднее мировое значение

Арабские государства

Страны Американского континента

Европа Страны СНГ

0

30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60

90

120

150

Рис.1. Количество подписок на услуги мобильной сотовой связи в показателях степени проникновения в 2011 г., %

ПРАКТИКА ВВВ ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТС

я

нах, не входящих в GCC. Высокие доходы населения в странах GCC являются следствием более высокой степени использования ИКТ, что приводит к более широкому покрытию услугами сетей различного назначения и способствует быстрому переходу на сети следующего поколения.

По словам Генерального секретаря МСЭ г-на Туре, в настоящее время необходимо сделать следующий шаг и быть уверенным в том, что каждый человек, независимо от места его проживания и существующих обстоятельств, может получить доступ к услугам широкополосной связи. В XXI веке широкополосные сети должны рассматриваться как базовая инфраструктура наряду с шоссейными и железными дорогами, водными магистралями и энергетическими сетями. Широкополосная связь является мощным экономическим и социальным фактором, позволяющим ускорить прогресс во имя достижения так называемых «Целей экономического развития в новом тысячелетии».

Широкополосные сети арабского региона, как проводные, так и беспроводные, способствовали повышению производительности и росту ВВП арабских стран. С политической точки зрения государства должны стремиться ускорить развертывание широкополосных сетей, если в их намерения входит максимизировать экономический рост. МСЭ поддерживает все страны в их деятельности по продвижению цифровых технологий путем разработок национальных планов в области развития ИКТ, в которые включаются конкретные цели по выработке политики и отслеживанию прогресса в отрасли, а также по оценке возможностей рынка. Бюро развития телекоммуникаций МСЭ готово провести эксперти-

зы и поделиться опытом с каждой страной-членом МСЭ, а также помочь национальным правительствам в разработке необходимых законопроектов и в анализе процессов внедрения новых технологий с учетом присущих каждой стране особенностей в области развития ИКТ.

Проводные широкополосные сети

Недостаток стационарных телефонных линий в странах арабского региона привел к низкому уровню распространения широкополосных Интернет услуг, особенно услуг, передаваемых посредством цифровых линий технологии DSL. Количество подписок на услуги стационарных широкополосных сетей в 2011 г. достигло приблизительно восьми миллионов, тогда как в 2006 г. их число составляло 1 млн. Согласно данным МСЭ, степень проникновения услуг стационарных широкополосных сетей в арабском регионе составляет 2,2% по сравнению со средним мировым значением - 8,5% (рис. 2). В некоторых странах, включая Джибути, Мавританию, Сирийскую Арабскую Республику и Йемен степень проникновения услуг стационарных широкополосных сетей очень мала, в других арабских странах - находится на вполне приемлемом уровне. В Бахрейне, например, в расчете на домовладения она составляет 85%, тогда как степень проникновения услуг существующей стационарной телефонии - 83%.

В ОАЭ самый высокий уровень активного использования линий стационарной широкополосной связи -10%, в Катаре - 8,2%, чуть меньшие показатели - в Саудовской Аравии и Бахрейне. В Ливане и Тунисе имеются преимущества по развертыванию сетей DSL (за счет достаточно высокого развития сетей стационарной телефонной связи).

Только семь стран арабского региона сообщают о наличии у них возможности высокоскоростной передачи данных по стационарным широкополосным сетям. Для большинства абонентов региональных стационарных широкополосных сетей обеспечиваются скорости передачи данных не выше 2 Мбит/с. В Марокко и ОАЭ эти показатели выше.

Магистральные сети

Подавляющее большинство телекоммуникационных операторов арабского региона полностью обеспечены магистральными сетями связи с использованием волоконно-оптических, радиорелейных и подводных кабельных линий. В Ливане международный трафик передается с помощью спутниковых систем. Магистральные сети зачастую связаны с соседними странами через межсетевые шлюзы. Например, инфраструктура стационарных сетей Ирака связана несколькими межсетевыми шлюзами со всеми соседними странами, а также с дру-

La

/ пп

□□

гими странами Персидского залива. В настоящее время предпринимаются попытки по расширению и модернизации инфраструктуры магистральных сетей, а также по увеличению их пропускной способности. Так, компания Du инвестировала более 65 млн долл. в расширение своей оптической транспортной сети, а компания Syrian Telecom увеличила пропускную способность линий доступа в Интернет до учетного значения 9,72 кбит/с.

Беспроводные широкополосные сети

Следует отметить, что в ряде стран арабского региона достаточно рано были развернуты мобильные широкополосные сети технологии 3G, в результате чего количество активных подписок на услуги указанных сетей стало быстро увеличиваться - с 3 млн в 2007 г. до 48 млн в 2011 г. В результате, степень проникновения услуг мобильных широкополосных сетей достигла 13%. Надо учесть, что этот же показатель в мире составляет в среднем 17%. В арабских странах все операторы сотовых сетей 3G и 3,5G являются поставщиками услуг мобильного Интернета, и большинство операторов поставляют местные услуги вызова по видеотелефону. Многие из этих компаний обеспечивают население услугами мобильного телевидения.

К концу 2010 г. в большинстве арабских стран были развернуты сети третьего поколения (несколько таких сетей развернуто в 2011 г.). В настоящее время целый ряд операторских компаний региона либо приступили к развертыванию сетей следующего поколения (LTE), либо находятся на пути к этому. В конце 2011 г. население Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта уже имело доступ к услугам сетей LTE.

Данные о подписках на WiMAX поступили лишь от небольшого количества арабскихстран. Интересно, что некоторые арабские страны, имеющие существенно более низкие доходы по сравнению со своими соседями, вхо-

современных технологий. Например, в Марокко раньше, чем в других странах, были использованы технологии сетевого доступа следующего поколения, что позволило обеспечить большее количество новых пользователей услугами сети Интернет и довести в 2010 г. степень проникновения Интернета до 50%, что соответствовало среднему показателю по странам GCC.

К концу 2010 г. в Кувейте, ОАЭ и Саудовской Аравии степени проникновения услуг мобильной широкополосной связи достигла 50%; следующее место занял Катар (28,4%), затем Бахрейн (21,3%). В Марокко и Омане этот показатель находился на уровне 10%.

В 2011 г. сети 3G были развернуты двумя операторами в Ливане, компанией СЫдийе! в Мавритании, компанией Zain в Иордании и компанией Тип1ве Те1есот в Тунисе. Хотя по официальным данным сети 3G являются действующими в Ираке, в районе Курдистана зарегистрирован лишь один оператор сетей третьего поколения, а подавляющее большинство населения Ирака не имеет доступа к ним.

Международная пропускная способность сети Интернет

Несмотря на то что арабские государства увеличили пропускную способность своих международных трактов связи с Интернетом (в расчете на одного пользователя) до 11 тыс. бит/с, регион в целом отстает от среднего в мире показателя. Лидирующее место по пропускной способности каналов среди всех стран региона занимают ОбАЭ, Саудовская Аравия, Катар и Бахрейн.

Для поддержки и развития внутрирегионального Интернет-трафика и более эффективного использования пропускной способности международных трактов передачи в странах арабского региона организуются пункты обмена Интернет-трафиком, шесть из которых были введены в строй в 2011 г.

Компьютеризованные домовладения

К концу 2011 г. около 31% домовладений в арабском регионе было оснащено компьютерами, а 26% домовладений имело доступ в Интернет. Следует отметить, что уровень компьютерной оснащенности домовладений в арабском регионе несколько выше, чем в странах Азиатско-Т ихоокеанского региона, однако арабские страны по данному показателю все еще отстают от среднего мирового уровня.

дящими в GCC, смогли превзойти их по внедрению ряда

-

Африка | 0.2%

Арабские государства 2.2%

Страны Азиатско-

Тихоокеанского региона 6.2%

-

Среднее 8.5%

мировое значение -

Страны СНГ 9.6%

-

Страны Америки Европа

0 > 5 10 15 20 25 30

Рис. 2. Количество подписок на услуги стационарной широкополосной связи (2011 г.) из расчета на 100 жителей, %

ПРАКТИКА ВВВ ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТС

з

Индекс развития ИКТ

В соответствии с индексом развития ИКТ (Ю1), разработанным МСЭ, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн и Саудовская Аравия занимают первые места в регионе, причем все они, за исключением Омана, входят в пятьдесят ведущих мировых экономик по развитию ИКТ. По показателям Ю1 в период 2008-2010 гг. к наиболее быстро развивающимся странам относятся Марокко, Оман и Саудовская Аравия.

В Саудовской Аравии, например, отмечается существенный подъем в области мобильной широкополосной связи - количество подписок за период 2008-2010 гг. увеличилось с 2 до 16 млн. В Марокко значительно увеличилось количество Интернет-пользователей и число подписок на услуги мобильной широкополосной связи. Наряду с Саудовской Аравией Марокко занимает такое место, которое позволяет стране с успехом реализовать цели, определенные государственной Комиссией по развитию цифровой широкополосной связи, - обеспечить половину населения страны онлайновыми услугами к 2015 г. В Катаре эта цель уже достигнута, как, впрочем, и в Бахрейне, Омане и ОАЭ.

Низкодоходные экономики региона, включая Коморские острова, Джибути, Мавританию и Йемен, по значению Ю1 занимают в рейтинговых таблицах более низкие места, как на региональном, так и на мировом уровне.

Тарифы и экономическая доступность ИКТ-услуг

ИКТ-услуги становятся повсеместно все более доступными. Цены на услуги стационарной широкополосной связи за период с 2008 по 2010 гг. на мировом рынке упали на 50%, в арабских странах - на 35%. Тем не менее, эти цены в арабском регионе остаются достаточно высокими.

Цены в ОАЭ (относительно доходов населения) считаются наиболее низкими, затем следуют Бахрейн, Саудовская Аравия и Оман, где стоимость ИКТ-услуг составляет менее двух процентов от среднего ежемесячного дохода населения. На Коморских островах, в Джибути и Мавритании плата за ИКТ-услуги превышает 20% от доходов, поэтому доступность таких услуг для населения довольно низкая.

Средняя стоимость услуг стационарной широкополосной связи в странах арабского региона остается высокой и составляет приблизительно 53% от ежемесячного среднедушевого дохода. На Коморских островах и в Йемене стоимость месячной подписки на услуги стационарной широкополосной связи реально превышает средний месячный доход.

век КАЧЕСТВА №5/6 *2012

Регулятивная обстановка

В странах арабского региона степень либерализации услуг и количество поставщиков услуг различны. К наиболее либерализованным рынкам относится рынок мобильной сотовой связи. Только Коморские острова и Джибути относятся к странам, на рынках которых работает по одному оператору мобильной сотовой связи. В Ливии и Ливане конкуренцию составляют по два государственных оператора. Последним среди полностью либерализованных рынков мобильной сотовой связи является Оман.

Если говорить о рынках стационарной телефонной связи, то в таких странах, как Алжир, Коморские острова, Джибути, Египет, Кувейт, Ливан и др., они по-прежнему монополизированы. На рынках же стационарных Интернет-услуг отмечается высокая конкуренция. Это связано с тем, что региональные поставщики Интернет-услуг имеют право перепродавать инфраструктуру, предоставляемую им традиционным оператором. Монополия на услуги стационарного доступа в Интернет существует только на Коморских островах, в Джибути и Ливии.

Либерализация местных сетей связи, позволяющая многим операторским компаниям использовать местные линии связи от телефонного коммутатора к домашней проводке, была введена в Бахрейне, Египте, Ливане, Марокко, Судане, Сирии, Тунисе, ОАЭ и Йемене в конце 2010 г.

В соответствии с регулятивным режимом в большинстве стран арабского региона разрешены услуги VoIP, которые становятся одними из факторов, способствующих снижению цен и тарифов. На рынках, где развита конкуренция (в Иордании, Алжире и Кувейте) с помощью VoIP-услуг пользователям предлагается более дешевая альтернатива для проведения международных разговоров. ■

По материалам ITU News

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.