чения формируются гнёздами околоводных воробьиных птиц, а иногда также сороки Pica pica, малого погоныша Porzana parva, ондатры. Расстояние между соседними гнёздами одного и разных видов птиц сокращается до минимума и составляет 0.1-3 м, а для цапель чаще сводится к дистанции клевка.
Итак, несмотря на существенную средообразующую роль цапель в тростниковых зарослях и на морских островах, она проявляется локально и может охватывать менее 0.1-0.5% акватории или площади острова. Она перекрывается масштабностью природных и антропогенных процессов и катаклизмов. Так, обильные снегопады и гололёд ломают тростниковые заросли на огромных площадях. Тростниковые заросли полностью уничтожаются при пожарах, выкашивании, ледоходе, резких изменениях гидрологического режима и становятся снова пригодными для гнездования птиц, включая цапель, лишь через 2-3 года и более. Тем не менее, это гораздо быстрее, чем восстановление уничтоженных древесных зарослей. Следовательно, важнейшей чертой тростниковых биотопов является их эфемерность, динамичность, постоянное обновление, сезонность развития, высокая уязвимость, что и определяет функционирование гнездовых поселений, колоний и гнездовых построек цапель и других водных и околоводных птиц.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1018: 2036-2039
Весенняя миграция птиц на побережье Балтийского моря в Литве
А.К.Пятрайтис
Второе издание. Первая публикация в 1975*
С осени 1963 года нами проводятся регулярные визуальные, а с весны 1974 года — в комплексе и радарные наблюдения за сезонными миграциями птиц на побережье Балтийского моря (Паланга, Литовская ССР), где проходит основной поток мигрантов Беломоро-Балтий-ской миграционной трассы птиц. Рассмотрим результаты визуальных наблюдений весенней миграции птиц в 1974 году, которые проводились с 16 марта по 25 апреля по методике Э.В.Кумари (1955).
В 1974 году зима на побережье Балтийского моря была бесснежной и не было заметного температурного перехода с зимнего на весенний
* Петрайтис А.К. 1975. Весенняя миграция птиц на побережье Балтийского моря // Материалы Всесоюз. конф. по миграциям птиц. М., 2: 36-38.
период. Видимо, по этой причине весенняя миграция птиц в этом году началась относительно рано. Так, в первых числах марта отмечен про -лёт отдельных стай вороновых птиц (галок Corvus monedula и серых ворон Corvus cornix) через море с запада на восток. В конце первой декады марта появились первые стаи гусей. В начале второй декады марта имел место явный пролёт полевых жаворонков Alauda arvensis на север вдоль побережья моря.
Рассмотрим в систематическом порядке видовой и количественный состав мигрантов, отмеченных за четыре утренних часа весенних стационарных наблюдений.
Первая чернозобая гагара Gavia arctica зарегистрирована 10 апреля. Во второй декаде апреля пролетали только одиночные птицы. Заметный пролёт гагар начался в конце второй декады и в первой половине третьей декады апреля (всего 121). Летят они поодиночке или разрозненными стайками по нескольку птиц над открытым морем, в 1 -1.5 км от берега, на высоте 1-60 м. Отмечена одна краснозобая гагара Gavia stellata позднее указанного периода наблюдений.
Чомги Podiceps cristatus отмечены в середине апреля: 13 апреля - 7 и 14 апреля - 5; летят низко над водой (1-3 м). Серая цапля Ardea cinerea появляется в первых числах апреля, немногочисленна: с 13 по 21 апреля отмечено 18 птиц; высота полёта 15-60 м. Из пастушковых на море отмечена одна лысуха Fulica atra - 6 апреля. Не исключено, что лысухи пролетают по взморью в ночное время суток.
Наиболее характерным и многочисленным семейством птиц весною являются утиные, которых зарегистрировано 23 вида (15000 особей), что составляет 39.2% от общего числа всех мигрантов. Лебеди — шипун Cygnus olor и кликун C. cygnus - отмечены с середины марта по первую декаду апреля. Шипунов зарегистрировано 18, а кликунов - 81 особь. Это ранние мигранты. Основной их пролёт, особенно кликунов, проходит в третьей декаде марта, причём в отдельные дни насчитывается от 3 до 33 птиц. В 1973 году первые лебеди отмечены уже в третьей декаде февраля. Гуси на пролёте немногочисленны. Отмечены три вида - серый гусь Anser anser (24 марта - 2 особи и 18 апреля - 15), гуменник A. fabalis (32) и белолобый гусь A. albifrons (9 апреля - 3 особи). Редким, но регулярно встречающимся весной на Балтийском побережье видом является пеганка Tadorna tadorna (3 апреля - 1 и 20 апреля - 2 особи).
Интересно отметить, что весной на побережье Балтики наиболее многочисленны среди утиных речные утки. Так, если нырковых уток пролетело свыше 6500, то речных - свыше 8000 особей. Среди речных уток преобладали кряква Anas platyrhynchos (всего 1732) и свиязь A. penelope (4851), меньше было шилохвостей A. acuta (425), чирков (1152) и широконосок A. clypeata (123 особи). Кряква, свиязь и чирки впервые
появились 18 марта, а шилохвость и широконоска, соответственно, 3 апреля и 28 марта. Кряква почти с одинаковой интенсивностью пролетала как во второй половине марта, так и в апреле, миграция же других видов речных уток проходила преимущественно в апреле. Пики пролёта речных уток падают на 6, 7, 9 и 20 апреля. Так, наибольшее число свиязей (1655 особей) отмечено 9 апреля.
Довольно многочисленны на пролёте, особенно в апреле, и нырковые утки. Среди 8 видов нырков по численности преобладали морские чернети Aythya marila (всего 3904 особи), причём на пролёте они появились несколько позже других видов (первые 4 апреля). Пик пролёта её был 20 апреля (2860 птиц). Многочисленны они были и по 25 апреля. Значительно меньше было хохлатых чернетей Aythya fuligula (381) и красноголовых нырков Aythya ferina (349). Немногочисленным, но обычным видом является гоголь Bucephala clangula (185). Довольно интенсивное движение на север морянки Clangula hyemalis наблюдалось с начала третьей декады апреля: за пятидневку отмечено свыше 1000 уток. Немногочислен турпан Melanitta fusca (25).
Оказалось, что весной относительно обычной была синьга Melanitta nigra. Первые синьги отмечены 18 марта, но большинство их пролетало в апреле (с 20-го по 25-е). Пик пролёта пал на 20 апреля (215), как и морской чернети, а всего подсчитано 392 особей. Синьги летят на удалении 1.5 км и далее от берега, низко над водой (1-3 м). Обычны большой Mergus merganser (271) и средний M. serrator (147) крохали, более интенсивно летевшие в апреле. Луток Mergellus albellus, наоборот, очень редкий вид (18 марта - 3, a 6 апреля - 1 особь). На восточном же берегу Куршского залива луток весной является обычным видом.
Из чаек по численности преобладали озёрная Larus ridibundus (9974) и сизая L. canus (7168). Меньше было клуш L. fuscus (671), серебристых L. argentatus (323) и морских L. marinus (172) чаек. Отмечено свыше 18300 чаек, что составляет 47% от всех отмеченных птиц. Чайки пролетали как в марте, так и в апреле примерно с одинаковой интенсивностью. Однако пик пролёта озёрных чаек пал на конец второй декады марта (18 марта - 1537 особей). Первые чегравы Hydro-progne caspia отмечены 12 апреля (11 штук), а всего их пролетело 45. Ещё позже (24 апреля) начался пролёт речных крачек Sterna hirundo.
Отмечено 5 видов куликов, среди которых численно преобладали большие кроншнепы Numenius arquata (921). Это относительно поздний мигрант. Первые кроншнепы появились 3 апреля, а с 9 апреля начался их интенсивный пролёт, достигший максимума 20 апреля (всего 471 особей). В отдельных стаях насчитывается по несколько десятков птиц. Чибис Vanellus vanellus — ранневесенний мигрант: пик пролёта приходится на конец второй декады марта (18 марта - 142 птицы; всего 360). Редким, встречающимся в Литве только на пролёте
видом является кулик-сорока Haematopus ostralegus. Первая птица отмечена 23 марта, а другие в апреле (14 апреля - 1, 20 апреля - 2 и 23 апреля - 3). Отмечены также галстучник Charadrius hiaticula (8) и травник Tringa totanus (1). Кулики составляли 3.2% от числа всех отмеченных птиц.
Голуби весной по взморью пролетают в ничтожном количестве. Вяхирей Columba palumbus отмечено только две стайки (10 апреля - 34 и 11 апреля - 6 птиц). Ещё в меньшем числе отмечены дневные и ночные хищники: по одной особи отмечены тетеревятник Accipiter gentilis и перепелятник Accipiter nisus, полевой лунь Circus cyaneus и болотная сова Asio flammeus.
Воробьиных зарегистрировано 22 вида (свыше 3900 особей), что составляет около 10% от числа всех отмеченных птиц. Наиболее многочисленными были вороновые (грач Corvus frugilegus, серая ворона и галка - всего 974), скворцы Sturnus vulgaris (1115), коноплянки Acan-this cannabina (174). Однако наиболее характерен полевой жаворонок (1491). В 1974 году пролёт жаворонков начался в конце первой декады марта, наибольшее число их отмечено 18 марта (629). Сравнительно редки зяблик Fringilla coelebs, юла Lullula arborea, обыкновенная овсянка Emberiza citrinella, луговой конёк Anthus pratensis, белая трясогузка Motacilla alba и некоторые другие виды.
Таким образом, основное ядро весенних мигрантов (90%) на побережье Балтийского моря составляют водоплавающие и околоводные птицы (40 видов), тогда как дендрофильный комплекс (29 видов) представлен в незначительном количестве. За период весенней миграции отмечено около 39 тыс. особей, принадлежащих к 69 видам водных и лесных птиц. Установлено, что водные пространства Балтики с запада на восток, иногда в обратном направлении, преодолевают стаи гусей и многие воробьиные - вороновые, скворцы, дрозды, корольки Regulus regulus и др.