л1
МИРОВОЙ ОПЫТ
Б. Бельска
Весенние встречи с природой.
Экологическое образование детей пяти- и шестилетнего возраста
Бельска Беата - учитель интегрированного обучения, педагогической терапии с элементами логопедии, тифлопедагог по пространственной ориентации, автор игровой терапии для детей и взрослых и многочисленных публикаций.
Желаю тебе поражаться каждым днем. Когда сумеешь одним только взглядом в любую сторону света выловить новый элемент, это признак того, что ты развиваешься.
Агнешка Трояновска, Керстин Хесс «У меня есть для тебя букет желаний»
В дошкольном возрасте дети ко всему проявляют активный интерес, у них постоянно возникает желание что-то делать, исследовать окружающий мир. Развитие интересов и способностей дошкольников ведет к формированию произвольности поведения. Одной из важных задач в раннем образовании является познание природы как источника впечатлений и опыта, основы решения проблем, нахождения ответов, постановки вопросов. Ежедневно дети получают массу впечатлений дома, на детской площадке, прогулке, экскурсии и, конечно же, в детском саду. Гармоничное развитие ребенка невозможно без разностороннего познания окружающего мира, понимания союза человека и природы. Это предусматривает новая программа дошкольного образования, в которой делается акцент на необходимости «...построения детских знаний о социальной, природной и технической среде; развития способностей выражать свои мысли понятным для других способом; давать детям шанс учиться, стимулируя их любопытство, активность и самостоятельность; а также формировать те знания и способности, которые важны для школьного образования.». Программа стимулирует все сферы активности ребенка. Интерес к окружающему миру заставляет детей действовать и мыслить самостоятельно. Поэтому необходимо систематически погружать дошкольников в эксперимент и наблюдение.
Именно воспитатели должны стимулировать и формировать твердый интерес к окружающему миру. Воспитатель должен подвигать детей к переживанию, мышлению, к наблюдениям, интересным экспериментам, погружать в ситуации, которые вызывают эмоции (...).
Р. Венцковский
Интерес детей подскажет, как организовать занятия, чтобы у дошкольников появилась внутренняя мотивация для новых открытий. В своем понимании обучения воспитателям стоит опираться на активизирующие, практические, проблемные, экспрессивные формы работы, включая образовательные игры. К общепринятым организационным формам экологического образования относятся экскурсии, прогулки, оформление зеленого уголка, участие в экологических акциях. Занятия на природе упрощают процесс наблюдения за циклическими изменениями времен года. Прогулки содействуют групповой интеграции и социализации детей, знакомят детей с растительным и животным миром.
Для экологического образования дошкольников рекомендуется использовать разнообразные учебные пособия. Помимо непосредственного взаимодействия с материалами и предметами окружающего мира, желательно использовать различные иллюстрации, фотографии, аудио- и видеозаписи, альбомы, книжки. Они стимулируют воображение, наблюдательность, а также развивают концентрацию внимания и познавательные процессы у детей. Разнообразие средств необходимо для работы с детьми с задержкой в развитии. Материал будет лучше усваиваться, если задействовать все органы чувств. У дошкольников наблюдаются
МИРОВОМ ОПЫТ
а
необычайно разносторонние способности восприятия. Они стремятся познавать не только с помощью органов чувств, но как бы всем «телом». Например, когда в группе изучают дерево, дети не только смотрят или трогают, но и прислоняются, обнимают его, т. е. действуют именно всем телом. Желательно предоставить детям свободу, однако, активность дошкольников необходимо контролировать.
Получая богатые впечатления от общения с природой, дети задают много вопросов, которыми не должны пренебрегать взрослые. Желание удовлетворить интерес мобилизует родителей и воспитателей искать информацию, находить интересные решения.
Если ребенок не получает ответ на свой вопрос, существует опасность, что ребенок отвернется от своих наблюдений. Его «неспособность к пониманию» превратится тогда в «нежелание понимания».
Р. Патерманн
Ребенок имеет полное право на индивидуальное восприятие и интерпретацию окружающего. Естественная потребность в активном движении должна быть для родителей своего рода подсказкой, помогающей понять, куда ребенок стремится и как обеспечить его безопасное перемещение. Приобретение опыта с помощью органов чувств является самой увлекательной формой занятий для детей.
Эти переживания являются чрезвычайно важным элементом в развитии детей. Все, что достигнуто с помощью органов чувств, глубоко оседает в их памяти и пробуждает в них готовность к ответственности, а также учит ценить окружающий мир.
А. Хильшер
Задача детского сада - пробудить у ребенка интерес к окружающему нас миру посредством наблюдения и исследования. Решать ее можно разными способами, к примеру: через естественный контакт, наблюдая живые и неживые объекты природы; при помощи игр, подражая и распределяя роли; с помощью искусства, слушая релаксирующую музыку, звуки природы, знакомясь с альбомами, литературой, сказками, а также через творческие занятия с детьми. Ниже представлены варианты игр,
которые сделают занятия с детьми более увлекательными. В эти игры можно играть как в зале, так и на прогулках.
Зеленый уголок
Чтобы воспитатель мог удовлетворить интерес детей к окружающему миру, ему необходимо признать, что основным пунктом в воспитании детей является активная и самостоятельная работа ребенка с объектами и явлениями природы. Именно поэтому в каждый класс необходимо внести частичку природы(...).
Эмилия и Ян Фронтчаковы
Создание зеленого уголка является одной из форм развития интереса у детей к окружающему миру. Его можно разместить в зале, на уличной площадке, в саду или на подоконнике. Возвращаясь с прогулки или экскурсии, дети могут хранить в этом месте различные природные объекты (шишки, листья, кору, сушеные цветы и т.д.), растения, корм для рыбок, гербарии, альбомы, книги и фильмы о природе, аудиозаписи со звуками природы и релак-сирующей музыкой, различные вспомогательные инструменты для наблюдения за природой (лупу, подзорную трубу, увеличительное стекло, фотоаппарат, микроскоп, карту, термометр, барометр, весы, комплект дорожных знаков, запасы природных материалов - уголь, дерево, хлопок). Уголок создают дети. При этом они должны систематически вместе с родителями и воспитателями пополнять его, учитывая время года, свои потребности и возможности. Воспитатель может группировать имеющийся материал. Каждый ребенок должен иметь возможность ухаживать за уголком. Обязанности по уходу за ним дети должны распределять между собой. Самым эффективным методом работы с зеленым уголком является практический метод, основанный на наблюдениях. Дети могут самостоятельно, под присмотром воспитателя, проводить наблюдения и экспериментировать. Помимо эксперимента, занятия можно превращать в игру, например:
• группирование и классификация природных объектов по составу. Подбор к ним картинок;
• загадки о хранящихся растениях, с одновременной их демонстрацией;
• создание икебан из различных растений:
зерновых культур, сорных трав;
М И Р О В О Й О П Ы Т
• животные, обитающие в лесу и парке.
Группирование и размещение макетов;
• мультимедийная презентация, к примеру «Сад весной». Поиск в зеленом уголке веток фруктовых деревьев;
• классификация семян фруктов и овощей по контейнерам: подсолнух, фасоль, дыня, горох. Наклеивание соответствующих иллюстраций на контейнеры с семенами;
• звуки природы: Прослушивание и распознавание, к примеру, звуков леса;
• птицы, прилетающие к нам весной. Презентация альбомов, иллюстраций и прослушивание звуков издаваемых этими птицами;
• подбор растений, названия которых начинаются на определенную букву, которую назовет воспитатель;
• отгадывание загадок с помощью указы-вания детьми соответствующих экспонатов;
• описание объектов природы, находящихся в зеленом уголке. Один ребенок описывает, остальные дети отгадывают их названия;
• подсчет и упорядочивание объектов природы. Воспитатель, например задает вопрос: «Сколько каштанов в контейнере? Сколько шишек? Чего больше? Чего меньше?»;
• сочинение рассказа или сказки, с использованием в качестве реквизита имеющиеся в зеленом уголке объекты природы, открытки с видами и иллюстрации. Воспитатель начинает: «Пришла весна. Солнце с каждым днем светит все ярче и ярче. Природа пробуждается. В лесу раздается стук дятла... Дети развивают мысль и дальше продолжают рассказ;
• творческая работа с использованием собранных экспонатов, к примеру, дети собирают картинки из сухих растений, из желудей и каштанов делают животных;
• совместная посадка выбранных растений, к примеру, петрушки, фасоли, укропа, ароматических растений, совмещенная с обсуждением правильного ухода. У каждого растения может быть собственный дневник, в котором дети будут зарисовывать или вклеивать фотографии, отражающие стадии развития растения. Дошкольники также могут придумывать собственные фантастические растения и рисовать их. Вдохновением могут служить репродукции картин с изображением растений Ван Гога, Сезанна, Эдуарда и Клода Моне, Ренуара и др. художников, фотографии ковров и т. п.;
• идентификация деревьев. Классификация листьев и плодов определенных деревьев;
• выставка рисунков детей в зеленом уголке, например рисунков ближайших окрестностей в определенное время года;
• фотовыставка для родителей. Выставка может также содержать работы и поделки детей в зеленом уголке, к примеру: «Подкормка птиц в нашей кормушке», «Наши декорации из кусочков цветов»;
• регистрация атмосферных явлений в календаре погоды;
• книжечка - мои окрестности. Каждый ребенок подготавливает книжечку о своей местности, систематически вклеивая в нее иллюстрации, фотографии, сделанные во время прогулки и собственные рисунки;
• классификация природных объектов по палитре цветов. Дети приклеивают фотографии или группируют природные объекты по определенным цветам на палитре красок, подготовленной воспитателем;
• тайный сундучок. Ребенок, закрыв глаза, вынимает из сундучка (мешочка) различные природные объекты и пытается угадать их название;
• описание природных объектов с помощью тактильного восприятия. Ребенок засовывает руку в мешочек и пытается отгадать, что за предмет он трогает, одновременно описывая его. Например: «Это мягкое, пушистое, круглое»;
• наблюдаем за террариумом. Дети наблюдают за животными, живущими в детсадовском террариуме. Рисуют и обсуждают их. Придумывают и рисуют фантастических животных, которые также моги бы поселиться в террариуме;
• прослушивание и иллюстрирование музыки - воспитатель включает различные звуки природы, дети пытаются нарисовать услышанные звуки или изобразить их жестами.
Лес
Лес является интересным и пробуждающим наши чувства местом, которое благодаря своему многообразию, а также возможности непосредственного контакта с природой обогащает сокровищницу переживаний и опыта всех детей.
Хайке Баум
Лес - интересное место для наблюдений.
Благодаря богатству растений и животных лесная полоса воздействует на все органы
чувств. Прогулку в лес необходимо заранее запланировать и обсудить с детьми ее детали. Лес как место, имеющее много возможностей, становится для детей своеобразной игровой площадкой. Обязательным является наличие и соблюдение правил поведения на прогулке в лесу. Эффективнее всего наблюдать за природой поделившись на группы, под присмотром нескольких взрослых, а потом на совместных встречах обмениваться впечатлениями. Чтобы дети могли удовлетворить свою потребность в движении, им следует предложить поиграть в различные игры, к примеру:
• встреча с деревом. Ребенок сначала выбирает, а потом обнимает то дерево, которое ему больше всего нравится. Трогает руками его ветки, кору, и обращает внимание на запах. Ребенок также может нарисовать понравившееся ему дерево в своем блокноте или альбоме;
• лесной сундучок. Участники прогулки могут собирать в специальную коробочку или ящик (под наблюдением взрослого) лесные сокровища, к примеру, шишки или листья. В конце прогулки дети обсуждают между собой свои находки;
• пикник в лесу. На специально подготовленных и разложенных скатертях, дети вместе с воспитателями готовят угощения. За импровизированным столом можно спеть вместе с детьми песенку или рассказать им сказку;
• соревнования в лесу. Можно посоревноваться в бросках на точность шишек в корзину, в изготовлении поделок из шишек, желудей или камней, а также в сборе декоративных осенних букетов из листьев;
• танец листьев. Это подвижная игра, дети подражают падающим с деревьев листьям;
• спрятанные картинки. Воспитатель прячет в определенном месте несколько картинок, фотографий, иллюстраций, тематически связанных с лесной природой. Дети делятся на группы и стараются их найти;
• лесные человечки. Участники собирают природный материал и выкладывают из него на земле образ лесного человечка. Воспитатель фотографирует получившийся образ;
• краски леса. Воспитанники разглядывают через подзорную трубу (например, через картонную трубку после израсходованного бумажного полотенца) лесной пейзаж. Цель задания - описать все видимые цвета;
• лесная тишина. Сидя в кругу с закрытыми глазами, дети вслушиваются в звуки леса и по очереди их описывают;
• касания ногой. Воспитатели раскладывают на лесной тропинке различные предметы: шишки, мех, ветки, каштаны, желуди, траву, листья, палочки, камушки. Дети с завязанными глазами, должны угадать касанием ступни ноги (без обуви), что за предмет они трогают;
• лесные загадки. Взрослый описывает предмет, найденный в лесу. Дети пытаются отгадать, о каком предмете идет речь. После того, как предмет отгадан, они сами сочиняют о нем загадки;
• определитель деревьев. Дети классифицируют собранные листья и плоды по видам лесных деревьев;
• как можно больше запомнить! Дети в группах перемещаются по одной и той же дороге. Задача конкурса запомнить как можно больше деталей, встретившихся по дороге;
• что так пахнет? Игра основывается на идентификации лесных запахов. У всех участников завязаны глаза. Дети по запаху должны определить предмет;
• изучаем следы зверей. Участники в группах пробуют распознать следы лесных зверей. Можно использовать картинки и другие вспомогательные материалы;
• запись лесных звуков. Дети вместе с воспитателем записывают различные звуки природы. Звуки рекомендуется записывать вместе с комментариями;
• творческая работа. Рисование пастельными красками выбранного фрагмента лесного пейзажа является самой увлекательной и успокаивающей формой занятия. Дети занимают удобные позиции и приступают к рисованию в альбомах;
• загадки в парах. Дети делятся на пары. Один ребенок прячет в кулачке предмет, к примеру, желудь. Второй ребенок пытается отгадать этот предмет. Ребенок может помочь себе, задавая второму ребенку вопросы, например: «Это растет на лиственном дереве?»;
• кора деревьев на бумаге. Дети прикладывают лист бумаги к любому дереву. Рисуют мягким карандашом по бумаге и получают отпечаток коры. Раскладывают свои работы на поляне, обсуждают их и пробуют соотнести нарисованную кору с определенным деревом;
• цветная фольга. Дети рассматривают лес через солнечные очки или цветную пленку. Описывают свои наблюдения;
• деревянные пеньки. Дети могут ходить по перевернутым деревянным пенькам, таким образом они учатся держать равновесие;
М И Р О В О Й О П Ы Т
• изучаем насекомых. Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображены насекомые, обитающие в лесу (жуки, осы, муравьи). Дети обсуждают их внешний вид, особое внимание обращают на расцветку. Далее они пытаются различить каких-то конкретных насекомых, а особо понравившихся необходимо нарисовать на бумаге. Занятия по рисованию можно провести в зале с использование красок;
• заколдованный предмет. В ящик кладем любой предмет, принесенный из леса, например каштан. Ребенок должен потрясти ящик и отгадать на слух, что за предмет в нем лежит;
• упражнения со словами. Основная задача подобрать как можно больше определений к отгаданному растению, к примеру: шишки -какие? - коричневые, твердые, сухие и т. п.
Сценарий 1. ВЕСЕННИЕ ВСТРЕЧИ -ПРОГУЛКА ПО ЛУГУ
Общие цели:
• познакомить с изменениями происходящими весной на лугу;
• подобрать информацию о растениях и животных, встречающихся на лугу;
• создать обстановку, способствующую обмену мнениями между детьми;
• знакомить детей с правилами поведения на прогулке и во время приема пищи;
• развивать у детей разные формы художественного самовыражения;
• расширить словарный запас детей.
Ожидаемые результаты (от ребенка):
• ребенок рассказывает о наблюдаемых на лугу природных явлениях;
• замечает изменения, происходящие в природе весной;
• делится своими впечатлениями;
• знает, как необходимо вести себя во время прогулки/экскурсии;
• умеет работать в группе и с ровесниками;
• может отразить свои впечатления в художественной работе;
• сочиняет короткие стихи.
Ход экскурсии
• Аист. Игра проводится в группе. Дети изображают аиста ищущего лягушек. Игру можно начать с нескольких загадок: «Ковер
зеленый, на нем множество цветов, их нектаром лакомятся пчелы, осы, бабочки и не только» (луг). «Одет он в красные сапожки и кофту черно-белую, как встретишь на лугу его, получишь знак встречать весну душистую» (аист).
• Что пищит в траве? Попросите детей прислушаться к звукам на лугу (кваканью лягушек, клокотанию аистов, чириканию птиц, шуму ветра и травы, жужжанию насекомых).
• Рифмы. Участники игры сочиняют короткие стихи или загадки о луге.
• Наблюдаем за растениями. Задача заключается в рассматривании через лупу луговых растений. Дети работают в парах. После чего рассказывают о своих впечатлениях.
• Фрагмент луга. Воспитатель раздает детям подзорные трубы, сделанные из картонных трубок от бумажных полотенец. Каждый рассматривает через трубу только фрагмент пейзажа и старается запомнить как можно больше деталей. После этого ребенок описывает увиденный фрагмент.
• Творческая работа. Дети рисуют мелками выбранный фрагмент луга.
• Кто первый посетил луг? Воспитатель расставляет в свободном порядке фигурки или картинки, с изображениями животных (например, аиста, жаворонка, лягушки, зайца, шмеля, бабочки). Через некоторое время воспитатель собирает эти фигурки. Задача ребенка - запомнить и воссоздать последовательность расстановки фигурок. Последовательность можно повторять и изменять.
• Воспитатель рассказывает детям о разных животных, обитающих на лугу. Задача детей - отгадать, о каких животных шла речь. Воспитатель обращает особое внимание на защитную раскраску животных и их роль в жизни обитателей луга.
• Пикник на лугу. Дети вместе с воспитателем готовят еду. При случае можно поговорить о правилах поведения во время приема пищи.
• Изучаем цвета. Дети разбиваются на группы. Каждая группа получает определенный цвет. Участники группы ищут предметы только определенного цвета. На общей встречи дети обмениваются найденными предметами.
• Мое впечатление. Воспитатель записывает впечатления каждого ребенка после прогулки на луг. Можно также записать и все звуки с луга.
• Художественные занятия в зале после возвращения с прогулки. Каждый ребенок получает лист бумаги, на котором он рисует луг.
• Выставка и обсуждение работ. Воспитатель вместе с детьми прикрепляет на доску работы детей. Выставку можно назвать: «Луг -ковер из цветов».
• Встреча с лугом. Покой и тишина - дети лежат под большим цветным плакатом (растяжкой) и слушают релаксирующую музыку.
Сценарий 2. ВЕСЕННИЕ ВСТРЕЧИ -ПРОГУЛКА ПО ЛЕСУ
Общие цели:
• познакомить с изменениями происходящими весной на лугу;
• подобрать информацию о растениях и животных, встречающихся на лугу;
• создать обстановку, способствующую обмену мнениями между детьми;
• знакомить детей с правилами поведения на прогулке и во время приема пищи;
• развивать у детей разные формы художественного самовыражения;
• расширить словарный запас детей.
Ожидаемые результаты (от ребенка):
• ребенок рассказывает о наблюдаемых на лугу природных явлениях;
• замечает изменения, происходящие в природе весной;
• рассказывает о своих впечатлениях;
• знает, как необходимо вести себя во время прогулки/экскурсии;
• умеет работать в группе и с ровесниками;
• может отразить свои впечатления в художественной работе;
• составляет развернутые ответы на вопросы;
• относится к природе с уважением.
Ход экскурсии
• Лесные картинки. Воспитатель загадывает загадку: «В зеленом царстве оказавшись, ведем себя спокойно. Тихонько сядем мы на мох, чтоб не поднять переполох» (лес). После того как загадка будет отгадана, дети начинают обсуждать окружающий их лесной пейзаж. Рассказывают, что они бы нарисовали именно сейчас.
• Звание «молодой натуралист». Предлагаем детям получить звание «молодого натуралиста», при условии очень хорошего выполнения предложенных заданий на прогулке.
• Приветствие деревьев. Каждый ребенок выбирает понравившееся ему дерево. Детально изучает его ветки, листья, плоды, а также прикладывает бумагу к коре дерева и обводит ее мягким карандашом. После дети сравнивают свои работы.
• Звуки природы в лесу. Дети закрывают глаза и стараются узнать как можно больше лесных звуков.
• Игры с шишками:
- броски на точность шишек в корзину (ящик);
- изготовление поделок и домиков из шишек (пространственные формы);
- выкладывание картинок из шишек. Дети выкладывают любые фигурки из шишек (плоские формы).
• Лесная сокровищница. Дети под наблюдением взрослого собирают в корзинку: листья, шишки, плоды лесных деревьев.
• Жители леса. Работа в группах. Задача детей - наблюдать за жителямим леса: муравьем, дятлом, белкой. На следующем этапе дети делятся своими впечатлениями.
• Песенки птиц. Воспитатель показывает детям изображения различных птиц - вместе с детьми слушают трели лесных птиц, стараясь определить, кому они принадлежат.
• Творческая работа в лесу. Дети рисуют понравившееся им дерево.
• Если бы лес умел говорить, мы бы попросили его о... Воспитатель просит детей завершить предложение. Особое внимание следует обратить на поведение детей в лесу.
• Занятия в детском саду. После прогулки дети рассказывают воспитателю о своих впечатлениях. Дети размещают собранные в лесу предметы в зеленом уголке.
• Релаксирующие занятия в детском саду. Дети слушают звуки леса (записанные на прогулке), а также релаксирующие сказки. Чтобы перенести детей в страну фантазий и расслабления, им можно предложить пройти через «магическую арку». Для изготовления такой арки понадобится кусок толстого картона либо пластика. Пройдя через арку, ребенок мысленно попадает в сказочный мир. После прослушивания релаксирующей музыки дети изображают красками на бумаге свои впечатления.
• Выставка и обсуждение работ. ■
ргшякоЬ
Журнал
PRZEDSZKOLA»
(Польша)