Научная статья на тему 'Вещный мир инокини Елены в материалах посмертной описи ее имущества'

Вещный мир инокини Елены в материалах посмертной описи ее имущества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Романовы / царица Евдокия Лопухина / Петр II / Анна Иоанновна / история материальной культуры / Новодевичий монастырь / XVIII век / the Romanovs / Tsaritza Eudoxia Lopukhina / Peter II / Anna Ioannovna / Material Culture History / Novodevichy Convent / the 18th Century

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бэлла Львовна Шапиро

Мир вещей, принадлежавших последней русской царице Евдокии Лопухиной (в иночестве Елена) во время проживания в Новодевичьем монастыре в последние годы ее жизни (1727–1731), исследуется на материалах описи имущества, сделанной через несколько месяцев после кончины. Некогда опальная царица на склоне жизни пользовалась благосклонностью сначала своего внука, императора Петра II, а затем и его преемницы, императрицы Анны Иоанновны. Благодаря особому отношению и повышенному материальному содержанию, равному содержанию любимой сестры императора, «бабушка-царица» вела не иноческий, а царский образ жизни. Она имела собственный штат прислуги, не чуралась пуховых перин, дорогих мехов и модных аксессуаров, заморских напитков и кушаний, о чем убедительно свидетельствует опись имущества, простая, понятная и объяснимая во всех моментах, за исключением одного: это простая мужская сорочка, включенная составителями в число пожитков Лопухиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nun Elena’s Belongings in her Postmortem Inventory

The world of belongings of the last Russian tzarina Eudoxia Lopukhina (Elena as nun) during her residence in the Novodevichy Convent at the end of her life (1727–1731) is investigated according to the inventory of personal belongings compiled a few months after her death. At the end of her life, the formerly disgraced tsarina enjoyed the favor, first, of her grandson, Emperor Peter II, and then of his successor, Empress Anna Ioannovna. Thanks to special relations and high material support equal to that of the emperor’s favorite sister, “grandmother tzarina” could live not a monastic, but a royal life. She had her own servant staff, she didn’t shy away to sleep on soft down-beds, to wear expensive furs and fancy accessories, to have foreign drinks and overseas dishes. The inventory of the belongings is simple, understandable and explainable in all aspects but one: a plain man’s shirt included in the inventory of Lopukhina’s belongings by the inventory compilers.

Текст научной работы на тему «Вещный мир инокини Елены в материалах посмертной описи ее имущества»

Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

ПаХторюога: еп %ропю, еп лрооюлю, еп ег5ег Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии № 2 (26) 2024

ev "Проа^,

гЛЩАр!

<2.

ПАЛАЮРШЛА ДРЕВНЯЯ РУСЬ Я>

личной

Б. Л. Шапиро

Вещный мир инокини Елены в материалах посмертной описи ее имущества

УДК 94(470)+008(470)(091)+39(=161.1)(091) DOI 10.47132/2618-9674_2024_2_130 EDN HSCZNG

Аннотация: Мир вещей, принадлежавших последней русской царице Евдокии Лопухиной (в иночестве Елена) во время проживания в Новодевичьем монастыре в последние годы ее жизни (1727-1731), исследуется на материалах описи имущества, сделанной через несколько месяцев после кончины. Некогда опальная царица на склоне жизни пользовалась благосклонностью сначала своего внука, императора Петра II, а затем и его преемницы, императрицы Анны Иоанновны. Благодаря особому отношению и повышенному материальному содержанию, равному содержанию любимой сестры императора, «бабушка-царица» вела не иноческий, а царский образ жизни. Она имела собственный штат прислуги, не чуралась пуховых перин, дорогих мехов и модных аксессуаров, заморских напитков и кушаний, о чем убедительно свидетельствует опись имущества, простая, понятная и объяснимая во всех моментах, за исключением одного: это простая мужская сорочка, включенная составителями в число пожитков Лопухиной.

Ключевые слова: Романовы, царица Евдокия Лопухина, Петр II, Анна Иоанновна, история материальной культуры, Новодевичий монастырь, XVIII век.

Об авторе: Бэлла Львовна Шапиро

Доктор культурологии, кандидат исторических наук, профессор кафедры кино и современного искусства РГГУ, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Школы-студии МХАТ. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5616-8898

Для цитирования: Шапиро Б. Л. Вещный мир инокини Елены в материалах посмертной описи ее имущества // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 2 (2б). С. 130-144.

Статья поступила в редакцию 23.08.2023; одобрена после рецензирования 10.09.2023; принята к публикации 21.09.2023.

Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas

nalaiopwoia: ev cpovw, ev ppoowpw, ev eidei

Scientific journal of Saint-Petersburg Theological Academy № 2 (26) 2024

ev "npoaoiy, ^ -

<2.

ÜAAAIOPQSIA

äpebhhh pyct

Bella Shapiro

Nun Elena's Belongings in her Postmortem Inventory

UDK 94(470)+008(470)(091)+39(=161.1)(091) DOI 10.47132/2618-9674_2024_2_130 EDN HSCZNG

Abstract: The world of belongings of the last Russian tzarina Eudoxia Lopukhina (Elena as nun) during her residence in the Novodevichy Convent at the end of her life (1727-1731) is investigated according to the inventory of personal belongings compiled a few months after her death. At the end of her life, the formerly disgraced tsarina enjoyed the favor, first, of her grandson, Emperor Peter II, and then of his successor, Empress Anna Ioannovna. Thanks to special relations and high material support equal to that of the emperor's favorite sister, "grandmother tzarina" could live not a monastic, but a royal life. She had her own servant staff, she didn't shy away to sleep on soft down-beds, to wear expensive furs and fancy accessories, to have foreign drinks and overseas dishes. The inventory of the belongings is simple, understandable and explainable in all aspects but one: a plain man's shirt included in the inventory of Lopukhina's belongings by the inventory compilers.

Keywords: the Romanovs, Tsaritza Eudoxia Lopukhina, Peter II, Anna Ioannovna, Material Culture History, Novodevichy Convent, the 18th Century.

About the author: Bella Shapiro

Doctor of Cultural Studies, Candidate of History, Professor of the Department of cinema

and contemporary art at the Russian State University for the Humanities, Professor

of the Department of philosophy and socio-humanitarian disciplines at the Studio School

of the Moscow Art Theatre.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5616-8898

For citation: Shapiro B. Nun Elena's Belongings in her Postmortem Inventory. Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2024, No. 2 (26), p. 130-144.

The article was submitted 23.08.2023; approved after reviewing 10.09.2023; accepted for publication 21.09.2023.

1. Постановка проблемы

южет об опальной царице как историографическая проблема в русской культуре

не нов и традиционно интересен. Известно, что царские жены, как и царские

сестры и дочери, как бы они ни были близки к высшей власти, сами далеко не всегда обладают этой властью. Первая супруга царя Петра I Евдокия Федоровна Лопухина (1669-1731) не стала исключением. До сегодняшнего дня ее личность привлекала внимание лишь немногих исследователей: как правило, в поле их внимания она попадала только в контексте деятельности своего супруга-реформатора или в контексте «Дела царевича Алексея».

Пик внимания к трагической судьбе Евдокии Лопухиной пришелся на вторую половину XIX столетия — время повышенного интереса к русской истории. Память об опальной царице жива и в наши дни, когда объектом повышенного исследовательского интереса становится человек в истории1. В этом контексте материалы описи имущества Лопухиной особенно интересны, поскольку именно материальная культура — та наука, которая в силах существенно дополнить уже известную историю общества и историю человека, наглядно рассказывая об отношениях между обществом, людьми и окружающим их вещным миром: о его создании, бытовании, сохранении и интерпретации в прочной связи с конкретными культурными и историческими контекстами.

2. Краткая хронология жизни Евдокии Лопухиной

1689. Свадьба 16-летнего царя Петра Алексеевича и Евдокии Лопухиной, которая была старше своего жениха на два года, поместила невесту в самый центр придворной жизни. Брак совершался в условиях соперничества Нарышкиных и Ми-лославских. Венчание было скромным, поспешным и тайным, на что однозначно указывают его время (поздний вечер), место (вместо ожидаемого парадного Благовещенского собора Московского Кремля — скромная дворцовая церковь Апостолов Петра и Павла) и прочие обстоятельства (без лишних свидетелей)2. Женитьба укрепила позиции царя Петра Алексеевича. Придворный поэт и иеродиакон Чудова монастыря Карион Истомин поздравил новобрачных панегириком «Книга любви знак в честен брак», включив него строки: «в супружество себе взял блаженнейшую и пречистую деву <...> жить... в любви век едине»3. Вскоре (в августе того же года), в приветственном слове ко дню ангела, Истомин еще раз восхвалил Лопухину, называя ее «госпожа предрага, супруга желанна»4. По всеобщему мнению, невеста обладала «посредственной красотой, но хорошим разумением»5. Первое время

1 Шмидт С.О. Современные проблемы источниковедения // Источниковедение: Теоретические и методические проблемы. М., 1969. С. 46.

2 Болотина Н. Ю. Новый взгляд на обстоятельства заключения брака Петра I с Евдокией Лопухиной // Петр Великий: исследования и открытия. К 350-летию со дня рождения. М., 2022. С. 122-130; Бушкович П. Петр Великий. Борьба за власть (1671-1725). СПб., 2008. С. 160; Есипов Г. В. Царица Евдокия Федоровна с ее портретом // Русские достопамятности. Вып. 6. М., 1863. С. 1; Козляков В.Н. Царица Евдокия, или Плач по Московскому царству. М., 2014. С. 28-29, 42-43.

3 Памятники общественно-политической мысли в России конца XVII века: Литературные панегирики. М., 1983. С. 190, 195.

4 Там же. С. 231.

5 Бушкович П. Петр Великий. С. 160.

(по разным свидетельствам — не менее года, что более вероятно6, и до трех лет) молодые провели в любви и согласии7.

1690. Рождение первенца — царевича Алексея Петровича, наследника престола до февраля 1718 г., когда из-за разногласий между царем и царевичем Алексеем наследником будет объявлен «Шишечка» — двухлетний царевич Петр Петрович8.

1691. Рождение царевича Александра Петровича, скончавшегося в 7-месячном возрасте. Начало разлада между супругами.

1692. Налицо явное охлаждение Петра к супруге.

1693. Открытый конфликт родного брата Евдокии с царским любимцем Францем Лефортом, перешедший в драку; Петр встает на сторону Лефорта.

1694. Смерть матери Петра Натальи Кирилловны, чье мнение было решающим при выборе Евдокии в качестве царской невесты. Грядет опала семейства Лопухиных9.

1697. Отец Евдокии и два его брата удалены от Двора и высланы из Москвы по подозрению в сочувствии к заговорщикам Алексею Соковнину, Ивану Циклеру и Федору Пушкину. «205 году, Марта в 23 день Великий Государь Царь и Великий князь Петр Алексеевич... указал быть в городех на воеводствах: бояром на Тотьме Федору Аврамо-вичю, на Чаронде Василью Аврамовичю да с ним племяннику его столнику Алексею Андрееву сыну, в Вязьме стольнику Сергею Аврамову сыну Лопухиным, и с Москвы в те городы ехать им вскоре»10.

1698. Последовал разрыв царя с Евдокией, ужасающий своей стремительностью. Она разлучена с восьмилетним сыном — царевичем Алексеем, которого передали на воспитание сестре Петра, царевне Наталье Алексеевне. Царица выслана из Москвы в Суздальско-Покровский монастырь на «худых лошадях»11, без денежного содержания, предоставив питание «сколько угодно тухлой рыбой и монастырской милостью»12. Не было при царице и прислуги13; по другим данным — было разрешено сопровождение в лице ее верных наперсников — карлика Ивана Терентьева и карлицы Агафьи14; по третьим данным — Евдокия имела в спутницах

6 Автор этого свидетельства — князь Б. И. Куракин, с 1691 г. женатый на младшей сестре царицы Ксении Лопухиной, был хорошо знаком и с Евдокией Лопухиной, и с обстоятельствами ее брака, о чем писал: «и была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к супругу, отчего все свое счастие потеряла и весь род свой сгубила. Правда, сначала любовь между ими, царем Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась.» (Куракин Б.И. Гистория о Петре I и ближних к нему людях. 1682-1695 гг. // Русская старина. 1890. Т. 68. № 10. С. 241).

7 Кавелин Л.А. Память о царице Евдокии на ее родине // Русский архив. 1873. № 4. Стб. 650; Кавелин Л. А. Память о царице Евдокии Федоровне в Мещовском уезде, на ее родине (Село Серебряное близ Мещовского Георгиевского монастыря) // Русский архив. 1873. № 1. Стб. 650.

8 Шапиро Б. Л., Орфинская О. В. Платье для мертвой царевны. Погребение Натальи Романовой в Вознесенском некрополе Московского Кремля. М., 2021. С. 17.

9 Козляков В.Н. Царица Евдокия. С. 5-6, 93-94; Семевский М.И. Авдотья Феодоровна Лопухина // Русский вестник. 1859. № 21. С. 219, 227.

10 Дворцовые разряды. Т. 4 (1676-1701). СПб., 1855. Стб. 1046.

11 КозляковВ.Н. Царица Евдокия. С. 114, 116

12 Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание Покровского девичьего монастыря в городе Суздале (Владимирской губернии) в связи с житием преподобной чудотворицы Софии (в мире великой княгини Соломонии) и царицы инокини Елены (в мире Евдокии Фео-доровны Лопухиной). Владимир, 1913. С. 15, 34.

13 Богданов А.П. Обучение царевича Алексея Петровича // Культурно-историческое наследие личности и рода. Царица Евдокия Лопухина. М., 2022. С. 42.

14 КозляковВ.Н. Царица Евдокия. С. 118.

лишь одну карлицу, а Терентьев присоединился к монастырскому штату царицы уже после 1705 г.15

Спустя несколько месяцев здесь, в Суздальско-Покровском монастыре, Евдокия примет — без всякого на то своего желания — келейный постриг под именем Елены16.

1699. В первые месяцы пребывания в монастыре царица находилась под постоянным надзором соглядатаев17. Однако уже вскоре Евдокия стала жить, по меткому выражению В. Н. Козлякова, как «монахиня, сама себя расстригшая»18: «жить в монастыре и быть монахиней — не одно и тоже», — продолжил В. Н. Козляков19.

1709. Евдокия вступила в связь с майором Степаном Глебовым.

1712. Заключен брак царя Петра I с царицей Екатериной Алексеевной.

1718. Разворачиваются «Суздальское дело» и «Дело царевича Алексея». В вину бывшей царице ставится, «что она самовольно назвалась прежним именем Евдокия, что во время литургии ее имя упоминается после имени Государя как царицы, что ходит в светлом [мирском] платье и повелевает всеми как государыня. Объявлен Манифест о винах царицы Евдокии20. Евдокия и ее сторонники арестованы. Майор Глебов казнен после жестоких пыток («страшная казнь»), казнен духовник Евдокии Федор Пустынный (оба — март 1718), брат Евдокии Авраам (декабрь 1718). В Петропавловской крепости умер царевич Алексей (июнь 1718). Его дети — внуки Евдокии — малолетние Наталья и Петр как круглые сироты переданы под опеку царя Петра и его новой супруги царицы Екатерины, которую теперь величают «любезнейшей государыней бабкой»21.

1718-1727. Евдокия содержится под строгим надзором: сперва «за крепким караулом»22 в Ладожском Успенском монастыре, в недолгое правление Екатерины I (1725-1727) — под усиленной охраной в Шлиссельбургской крепости23.

1727. Воцарение императора Петра II — внука Евдокии. Издаются Указ о восстановлении чести и достоинства царицы Евдокии Федоровны и Указ о создании двора царицы. Евдокия, проведшая в неволе (в монастырях и в крепостном заточении) почти 30 лет, с почетом перевезена ко Двору в Москву: сперва в кремлевский Вознесенский монастырь, а затем в Новодевичий монастырь. Здесь она пользуется полной свободой и уважением. «Со времени пребывания в монастыре Евдокия Федоровна только по платью считалась инокиней, а зажила по-царски», — отметил биограф Лопухиной архивариус Н. А. Дубровский24.

15 Есипов Г.В. Царица Евдокия Федоровна с ее портретом. С. 4, 7.

16 Кавелин Л.А. Память о царице Евдокии на ее родине // Русский архив. 1873. № 4. Стб. 651; Козляков В. Н. Царица Евдокия... С. 123; Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание Покровского... С. 32.

17 Морохин А.В. К истории пребывания царицы Евдокии Федоровны Лопухиной в Суздале (Новый источник) // Культурно-историческое наследие личности и рода. Царица Евдокия Лопухина. М., 2022. С. 119-120.

18 Козляков В.Н. Царица Евдокия. С. 8.

19 Там же. С. 118.

20 Там же. С.180; Токмаков И.Ф. Историческое и археологическое описание Покровского. С. 36.

21 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 6: 1727-1730. СПб., 1889. С. 1.

22 Есипов Г.В. Царица Евдокия Федоровна с ее портретом. С. 25.

23 Орлова И. А. Евдокия Лопухина и Александровская слобода: мифы и реальность // Культурно-историческое наследие личности и рода. Царица Евдокия Лопухина. М., 2022. С. 163-171; Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание Покровского. С. 44.

24 Дубровский Н. А. Последние годы жизни Государыни Царицы Евдокии Федоровны // ЧОИДР. 1865. № 3. C. 5.

Теперь «государыней-бабушкой» величают Евдокию. Окруженная ближайшими родственниками и доверенными лицами, она живет в довольстве, принимает участие в коронации внука-императора, в церемонии его обручения с княжной Екатериной Долгорукой, а затем и в коронации императрицы Анны Иоанновны. Денежное содержание Евдокии значительно увеличено; первоначально до 4500 р., а затем приравнено к более чем щедрому содержанию любимой сестры Петра II царевны Натальи Алексеевны и к содержанию царской невесты (достигало 60 тыс. р. ежегодно, даже после смерти внука-императора)25.

1728. Смерть внучки Евдокии — царевны Натальи Алексеевны.

1730. Смерть Петра II.

1731. Последняя русская царица Евдокия Федоровна Лопухина скончалась на 62 году жизни в Новодевичьем монастыре и была погребена в той же обители26.

3. Материалы описи имущества Лопухиной

В день смерти Лопухиной, 27 августа, в Новодевичий монастырь явился Андрей Ушаков — глава Канцелярии тайных и розыскных дел. Он принял имущество царицы, опечатав своей печатью. Он же заверил опись принятого имущества, составленную под заголовком «Опись оставшим после кончины Блаженныя памяти Государыни Царицы Иноки Елены Феодоровны святым образам и всяким пожиткам и припасам» 30 ноября того же года27.

В общих чертах содержание описи следующее:

- св. образа окладные (41 ед.) и не окладные (24 ед.);

- кресты (5 ед., в т.ч. с мощами и частицами древа животворящего креста);

- св. мощи;

- книги религиозного содержания;

- церковное облачение и богослужебные предметы;

- портреты Петра II (2 ед.);

- серебряные и золотые вещи;

- мебель (столы и столики, стулья и кресла, пара кроватей и столько же сундуков, шкафы, скрыня, ларчики, кабинетец, баул, и т.д.) и незначительное количество предметов комнатного убранства (обои, оконные завесы, одеяло, пуховые перины и подушки, зеркала, коврик, полавочники и т.д.);

- носильное платье, мирское и монашеское, холодное и на меху, четки, клюшки и трости;

- мягкая рухлядь (мех) и кожи, выделанные и невыделанные;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- посуда серебряная, серпентинная, ценинная, фарфоровая, каповая, яшмовая, медная, оловянная, хрустальная и стеклянная;

- ткани и галантерея;

- провизия;

- «весьма незначительная», по меркам составителей описи, сумма денег (9 666 р.);

- мужская сорочка.

25 Там же. С. 6-7; Козляков В.Н. Царица Евдокия. С. 215, 235. «Придворным чинам ранг иметь против того, как таким чинам определено ранг иметь при комнате Сестры Нашей Государыни Великой Княжны Наталии Алексеевны» (именной указ от 27 мая 1728 г.). См.: ПСЗ. Собрание первое. Т. 8: 1728-1732. СПб., 1830. С. 39.

26 Дубровский Н.А. Последние годы жизни. С. 3, 5.

27 Опись имущества Государыни Царицы Евдокии Феодоровны / Дубровский Н.А. Последние годы жизни Государыни Царицы Евдокии Федоровны. С. 63; КозляковВ.Н. Царица Евдокия. С. 266.

Отчасти вступая в полемику с известным историографом Ю. А. Тихоновым, занимавшимся историей русской материальной культуры и быта и считавшим, что «вещи как бы говорят за себя и не требуют комментариев»28, остановимся на тех деталях описи, которые могут раскрыть подробности быта Евдокии в последние годы ее жизни. Язык описи весьма скуп, но все же согласимся с В. Н. Козляковым, что, «оторвавшись от архивной бумаги, можно представить себе какой-нибудь один день царицы Евдокии Федоровны, принимавшей гостей у себя в келье и угощавшей их с шутками заморским "кофием"»29.

Чай, кофе, сахар — дорогие колониальные товары — к концу первой трети XVIII ст. все еще ассоциировались с роскошью, богатством, успешностью. Дефицит и дороговизна чая и кофе, дорогостоящая сервировка, использовавшаяся для их подачи, и досуг, который был необходимым для их потребления, ограничивали использование этих товаров высшим классом. Кофе- и чаепитие вошло в моду как изысканное времяпровождение, доступное лишь элите. Чайный и кофейный стол, сервированный согласно этикету, был гордостью дома и особенно — его хозяйки.

В обиход входит посуда для камерного кофе- и чаепития — чайные и кофейные пары (поначалу чашки не разделялись на кофейные и чайные) и небольшие сервизы на одну персону («эгоист»), на две персоны («тет-а-тет»). Обычные предметы здесь — кофейник или заварочный чайник, миниатюрная коробочка или две для чая (для двух его видов, черного и зеленого) в виде штофа с завинчивающейся крышечкой, где крышечка могла служить меркой, чайное ситечко либо специальная ложка для вылавливания чаинок, коробка для специй, которые добавляли в кофе, кофейная меленка, молочник (а чуть позднее и сливочник), сахарница и щипчики для кускового сахара, чашки с блюдцами и ложечки. Комплект утвари подавался на специальном сервизном подносе «кабаре».

К концу первой трети XVIII в. такой сервиз чаще всего был смешанным и включал предметы из фарфора, позолоченного серебра и горного хрусталя разных производителей (Европа, Дальний Восток). В какой-то степени образцовым можно считать сервиз для чая, кофе и горячего шоколада, полученный супругой короля Франции Людовика XV Марией Лещинской в 1729 г. после рождения дофина30.

- сервиз включал предметы из фарфора и позолоченного серебра;

- предметы сервиза из позолоченного серебра: сосуды для заваривания чая, кофе, нагревания шоколада на подставке, коробка для специй, которые добавляли в кофе и шоколад, кофемолка, сливочник, подсвечник, чайное ситечко, колокольчик, воронка, щипцы для сахара, ложки, ложка с длинным черенком;

- предметы сервиза из фарфора: две чайные чашки с блюдцами, заварочный чайник, две чашки и две подставки, сахарница;

- фарфоровые изделия происходят из разных источников: некоторые из них — китайские и японские, другие — мейсенской мануфактуры;

- драгоценный фарфор оправлен в позолоченное серебро.

Подобные вещи, позволявшие сервировать чайно-кофейный стол согласно этикету, были и у Евдокии: различные чайники, великое множество чашек с блюдечками и ложечками, сахарницы, кофейная меленка31.

Основу фарфоровой сервировки мог составлять настоящий дальневосточный фарфор, китайский или (реже) японский, привезенный в Россию из Европы

28 Тихонов Ю.А. Мир вещей в московских и петербургских домах сановного дворянства» (по новым источникам первой половины XVIII в.). М., 2011. С. 57.

29 Козляков В.Н. Царица Евдокия. С. 268.

30 Музей Лувра, инв. № ОА 9598.

31 Опись имущества Государыни Царицы Евдокии Феодоровны. С. 62.

или напрямую с Дальнего Востока. Такой фарфор был хорошо известен русским аристократам и любим ими. Неплохая коллекция имелась у Петра I, помещенная в Лаковом кабинете его Монплезира. Затем увлечение переходит от коронованных особ к российской знати: собственные коллекции имелись у А. Д. Меншикова, графов Шереметевых, Уваровых и др. Фарфором увлекался фаворит императрицы Анны Иоанновны Бирон и лейб-медик Петра I Роберт Арескин. Первая значительная отечественная коллекция дальневосточного фарфора появилась как раз в 1730-х гг.; она принадлежала князьям Черкасским32.

Не меньшей популярностью пользовался саксонский (мейсенский) фарфор, производство которого началось с 1710 г. Поначалу оно носило подражательный характер, копируя и формы, и способы декорирования дальневосточного фарфора из обширной коллекции курфюрста Саксонии Августа Сильного. С 1720-х гг. начинается «золотой век» саксонского фарфора, главным достижением которого считают налаженное производство надглазурной полихромной росписи. Уже тогда сложились основные сюжеты росписи фарфора. Это:

- аллегории (образность художественного мышления творцов «осьмнадцатого века» общеизвестна);

- анималистика и ботаника (интерес обусловлен расцветом естественных наук, всеобщим увлечением дальними путешествиями, откуда привозят экзотических животных. Открываются кунсткамеры, зверинцы и вольеры, издаются иллюстрированные атласы);

- басенная и сказочная поэтика;

- флористика, главным стилеобразующим фактором которой стал голландский и немецкий натюрморт; фарфоровая сервировка стола перекликается с натюрмортами в интерьерах;

- «галантные празднества» — лирические сцены беспечной аристократической жизни на фоне парковых пейзажей в стиле живописи Антуана Ватто (пик творчества в 1716-1721 гг.) и Никола Ланкре (расцвет к 1730-м гг.);

- идиллические пасторальные сцены с пастухами и пастушками в главных ролях, восходящими к Аркадии Вергилия;

- концептуально связанные с пасторалью любовные сцены, как правило, с ярко выраженным эротизмом;

- шинуазри (chinoiserie, китайщина), т. е. фантазийные и мифологические сцены из вымышленной китайской жизни;

- и ее разновидность сенжери (singerie, обезьянщина);

- театральные сцены, часто — из комедии дель арте, чья популярность связана с расцветом театрального искусства во второй половине XVII-XVIII вв.

Что же из множества представленных вариантов было по вкусу бабушке-царице? Изображения дальних стран и диковинных зверей? Идиллические любовные истории о пастухе и пастушке? Пышные букеты садовых цветов? Материалы описи имущества, увы, не дают ни малейшей подсказки. Однако можно предположить — это были престижные и модные вещи.

Среди фарфоровых вещей Евдокии мы видим следующие:

- чайник синий под золотом;

- блюда, чайные блюдечки и чашки под золотом (включая синее блюдо, а также чашки синие с крышками и без крышек);

32 Арапова Т.Б. Китайские экспортные изделия для Европы в первой половине XVIII века // Россия — Восток. Контакт и конфликт мировоззрений. Ч. 2. СПб., 2009. С. 48-65; Меньшикова М. Л. Здесь «все дышало амброзией Азии.» // Там же. С. 66-73.

- чашка с широкими краями под золотом;

- блюда и чайные чашки белые с синими травами;

- чашки и блюдечки, а также водочные чарки синие — без золотой росписи;

- три блюда цветных под золотом;

- чашечка цветная;

- чашечка желтая;

- «чашка худая»33.

Все они делятся на четыре базовые группы, каждая из которых к 1730-м гг. находилась на пике моды:

1. Под золотом (синий грунт) — так называемые «золотые китайцы», расписное изображение экзотических фигурок на фоне экзотических пейзажей. Одним из излюбленных сюжетов было чаепитие в саду;

2. Под золотом (белый грунт, который теперь стал более ярким за счет улучшенной рецептуры);

3. Синие травы (белый грунт) — роспись синим растительным узором по белому грунту, то есть китайская кобальтовая роспись периода Канси (вторая половина XVII — начало XVIII вв.) или подражание ей;

4. Цветной (в т.ч. желтый) грунт. К 1722 г. мейсенская палитра состояла из семи красок. Желтый грунт был особо моден в связи с выходом в 1728 г. мейсенского сервиза «Золотой лев» — первого сервиза с цветным фоновым крытьём. Заказчиками мейсенского фарфора были знатнейшие семьи Европы и России. Первая крупная поставка в Россию состоялась как раз в 1728 г.

С наступлением моды на фарфор серебро начинает уступать ему место в оформлении стола. Однако к 1730-м гг. серебряная сервировка все еще считалась необходимой. Имелись серебряные предметы сервировки и у Евдокии Лопухиной. Это чайник и кофейник, сахарница, две дюжины ложек и десяток маленьких ложечек, ножи и вилки, подносы разных форм, блюдца, маленькая чашечка и блюдечко, солонки, стакан с кровлей, судок для горчицы (часть перечисленного была позолочена); шесть пар кувертов (комплект «нож + вилка», вошедший в обиход и в моду совсем недавно)34.

Одновременно с чаем и кофе (новомодными для России напитками) в моду входят десерты (торты и пирожные, птифуры, «конфекты», десертные кремы, печеные или засахаренные фрукты, фрукты и ягоды в коньяке и т.п.), сопутствующие кофе- и чаепитию. Появляется и специальная десертная посуда. Основой десертного стола Евдокии Лопухиной стали конфеты и «конфеты сахарные» в ящичках и специальных конфетниках, а также ягоды в шкатулках, пастила «в двух коробках», «разные заедки», помещенные «в восьми лукошках и в трех ящиках», и сахар35.

Крайне оригинальна и разнообразна посуда Евдокии, выполненная из природных материалов, таких как панцирь черепахи (ложка и чашка черепаховые36, скорее всего, десертные), каповой древесины (четыре чашечки маленькие и дюжина чашек) и корня (две чаши, так называемые короноватики37), поделочного камня серпентина (чайник, чашки с блюдечками с крышками и без, большая чаша, четыре шандала), полудрагоценной яшмы (чаша в футляре, судно в серебряной

33 Опись имущества Государыни Царицы Евдокии Феодоровны. С. 60-61.

34 Там же. С. 51.

35 Там же. С. 58-60.

36 Там же. С. 60.

37 Там же. С. 52, 59.

оправе, золоченой с искрами, в бархатном футляре)38, резная кость (куверт в готовальне кожаной: ложка и нож с вилками, черные костяные)39.

Интересен и обилен винный стол Евдокии. Известно, что сама она горячительных напитков не употребляла, но держала их для своего окружения: «Хоть сама не пью, так было чем людей жаловать, веть мне нечем бол ши жаловать, что не етем, нечем бол ши и духовник и крылошанки и всех то ни придет»40. В описи имущества Лопухиной упоминаются как горячительные напитки: разные водки, в том числе тимонная (на тимьяне), анисная, вина простые, белые, красные, волосские, горячие, ликеры, вишневка, пиво (полпиво)41, так и специальная посуда для них: хрустальная42 (бочонки, кувшинчики, скляницы, кубки и стаканы, рюмки, чарки и чашки) и стеклянная43 (бутыли, фляги, кувшины, скляницы, кружки, водочные сулеи «в том числе одна синенькая». Логичным дополнением винного стола выглядит оловянная передача44: во время трапезы рюмки подносили в подобных передачах, заполненных колотым льдом.

Среди одежды и костюмных аксессуаров внимание привлекает редкая заморская диковинка — веер (первые отечественные складные веера появляются не ранее 1730-х гг.)45, упомянутый в описи имущества Евдокии наряду с телогреями, шубой и полушубками, епанечками и другими предметами женского гардероба, которые уже выступали объектом исследования46. Нужно принять во внимание, что России конца XVII — начала XVIII вв. одновременно бытовали веера нескольких конструкций. Это и старомодные перьевые опахала ближневосточного типа (такие, как известное черное перейное опахало царицы Натальи Кирилловны; у царицы Ирины Михайловны было «опахало перья павино»47 (из павлиньих перьев), и популярные в Европе и на Дальнем Востоке веера складные (в допетровской терминологии — «сгибные»48). Складной веер вытеснил опахало из обихода как раз к 1730-м гг.49, и наличие такого предмета в описи имущества и в гардеробе Лопухиной в очередной раз подтверждает ее высокий социальный и имущественный статус.

38 Возможно, из так называемого «яшмового фарфора», названного по внешнему сходству с яшмой, который производился в Мейсене в 1710-1719 гг. Изделия из яшмового фарфора также повторяли формы и способы декорирования дальневосточного фарфора.

39 Опись имущества Государыни Царицы Евдокии Феодоровны. С. 55, 61.

40 Козляков В.Н. Царица Евдокия. С. 129.

41 «Питей: Три бочонка с водками неполные белого одна треть бочки, красного тож; вина Волоского в двух бочонках неполные; вина Волоского ж налитого на лигор Венгерский в одном бочонке; Французского один интал, начато. из горячего вина: водки подносной одна куфа, тимонной одна куфа, анисной 15 ведер, вина простого 404 ведра с четвертью, вишневки одна куфа, пива 14 бочек, полпива три бочки сполу». См.: Опись имущества Государыни Царицы Евдокии Феодоровны. С. 63.

42 Там же. С. 61.

43 Там же. С. 61-62.

44 Там же. С. 62.

45 Там же. С. 53.

46 Таймасова Л.Ю. Кунтуш в гардеробе Марии Старицкой и Евдокии Лопухиной // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия: История. 2010. № 1. С. 78-93.

47 Викторов А.Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. 15841725 г. Вып. 1. М., 1877. С. 309-310.

48 Тройницкий С.Н. Каталог вееров XVIII века. СПб., 1923. С. 13.

49 Верещагин В.А. Веер и грация // Старые годы. 1910. № 4. С.29. В России мода на веер-опахало продержалась на сто лет дольше, чем в Европе. См.: Шапиро Б.Л., НатахинаТ.А. Веера XVII — первой трети XVIII вв. в России: исследование по материалам отечественных музеев // Женская традиционная культура и костюм в эпоху Средневековья и Новое время. Тверь, 2015. С. 103-110.

Наиболее соответствующими актуальной моде конца первой трети XVIII в. (то есть времени составления описи) надо назвать веера brisé типа верни-мартен, с покрытием росписи специальным лаком50. Их производство было начато в Голландии только в 1720-х гг., и от той эпохи до наших дней дошло всего несколько таких вееров; в единичных количествах они хранятся в частных собраниях, лондонском Музее веера, Метрополитен-музее51. Два из них хранятся в собрании Государственного Эрмитажа (не представлены в постоянной экспозиции)52. Оба веера двусторонние, с характерным для вееров барокко небольшим углом раскрытия, выполнены из резной слоновой кости, низ пластин украшен черепахой; роспись — темпера под лаком на античные сюжеты; известно, что мастера барокко тоже вдохновлялись античностью. На лицевой стороне первого веера роспись «Свадьба Александра Македонского и Роксаны» (на обороте — сцены охоты). На втором веере представлен сюжет «Ахилл среди дочерей Ликомеда» (на обороте — та же композиция). Оба веера ранее находились у князей Долгоруких53, что дает возможность предположить наличие аналогичных предметов и в гардеробе бабушки-царицы.

Другая интересная деталь, отмеченная в описи имущества Лопухиной — «муфть соболья»54. Меховую муфту без преувеличения можно назвать еще одним престижным и модным аксессуаром эпохи, а самыми желанными были соболиные муфты, доступные лишь знати. Царица Агафья Семеновна владела семью «рукавами собольими»55, бархатными, атласными, алтабасными, украшенными жемчугом, драгоценными камнями и «круживом плетеным с городы золото с серебром»; одна муфта-рукав принадлежала царице Марии Ильиничне. У сестры царя Натальи Алексеевны было множество муфт, среди которых и две собольи56. Была такая муфта, как мы видим, и у Евдокии Лопухиной.

Несмотря на все перечисленные в описи материальные блага, находившиеся в полном распоряжении царицы Евдокии, очевидно, что ее жизнь была весьма трагична. Несчастной царице суждено было оплакать кончину отца и родного брата (оба — декабрь 1718), обоих сыновей (май 1692 — Александр, июнь 1718 — Алексей), возлюбленного (март 1718), некогда горячо любимого мужа (январь 1725), внука-императора (январь 1730). В память о ком из них Евдокия Лопухина хранила мужскую сорочку57 — столь инородный для ее быта предмет? Ответ на этот вопрос, вероятно, останется пока неизвестным.

Заключение

Таким образом, благодаря особому отношению и повышенному материальному содержанию, в свои последние годы «бабушка-царица» вела не иноческий, а царский

50 Верещагин В. А. Веер и грация. С. 24-25.

51 Веер бризе. Предположительно Франция. 1-я четверть XVIII в. Слоновая кость, бумага, роспись, лак «верни-мартен». Метрополитен музей, инв. № 2009.300.1490.

52 Инв. №№ ЭРТ-6511, ЭРТ-6512.

53 Шапиро Б. Л., Орфинская О. В. Платье для мертвой царевны. С. 129-131.

54 Опись имущества Государыни Царицы Евдокии Феодоровны. С. 53.

55 В конце XVII — начале XVIII вв. муфты были небольшие и узкие, фактически это продолжение рукава.

56 Шапиро Б.Л., Ляпин Д.А. Россия в шубе. Русский мех: история, национальная идентичность и культурный статус. М., 2023. С. 91.

57 Опись имущества Государыни Царицы Евдокии Феодоровны. С. 55. Известно, что еще одна детская мужская сорочка как мемориальная долгое время хранилась во дворце Меншикова на Васильевском острове. Согласно преданию, она принадлежала царевичу Алексею Петровичу. См.: Долгова С.Р. Бумаги царевича Алексея, или Ключ от «особого ящика» // Наше Наследие. 2013. № 107. С. 102-111.

образ жизни. Она имела собственный штат прислуги, не чуралась пуховых перин, дорогих мехов и модных аксессуаров, заморских напитков и кушаний, о чем убедительно свидетельствует опись имущества, простая, понятная и объяснимая во всех моментах, за исключением одного: это простая мужская сорочка, включенная составителями в число пожитков Лопухиной.

Источники и литература

Источники

1. Дворцовые разряды. Т.4: 1676-1701. СПб., 1855.

2. Опись имущества Государыни Царицы Евдокии Феодоровны / Дубровский Н. А. Последние годы жизни Государыни Царицы Евдокии Федоровны // ЧОИДР. 1865. № 3. C. 44-63.

3. Памятники общественно-политической мысли в России конца XVII века: Литературные панегирики. М.: Ин-т истории СССР АН СССР, 1983.

4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. 8: 1728-1732. СПб., 1830.

5. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 6: 1727-1730. СПб., 1889.

Литература

6. Арапова Т. Б. Китайские экспортные изделия для Европы в первой половине XVIII века // Россия — Восток. Контакт и конфликт мировоззрений: материалы XV Царскосельской научной конференции. Ч. 2. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2009. С. 48-65.

7. Богданов А. П. Обучение царевича Алексея Петровича // Культурно-историческое наследие личности и рода. Царица Евдокия Лопухина: сборник научных статей по итогам научной конференции. М.: Ин-т Наследия, 2022. С. 25-47.

8. Болотина Н. Ю. Новый взгляд на обстоятельства заключения брака Петра I с Евдокией Лопухиной // Петр Великий: исследования и открытия. К 350-летию со дня рождения: материалы Международной научной конференции. М.: ЦГИ, 2022. С. 122-130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Бушкович П. Петр Великий. Борьба за власть (1671-1725). СПб.: Дмитрий Буланин, 2008.

10. Верещагин В.А. Веер и грация // Старые годы. 1910. №4. С. 7-40.

11. Викторов А.Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584-1725 г. Вып. 1. М., 1877.

12. Долгова С.Р. Бумаги царевича Алексея, или Ключ от «особого ящика» // Наше Наследие. 2013. № 107. С. 102-111.

13. Дубровский Н. А. Последние годы жизни Государыни Царицы Евдокии Федоровны // ЧОИДР. 1865. №3. C. 1-14.

14. Есипов Г. В. Царица Евдокия Федоровна с ее портретом // Русские достопамятности. Вып. 6. М., 1863.

15. Кавелин Л. А. Память о царице Евдокии на ее родине // Русский архив. 1873. №4. Стб. 648-653.

16. Кавелин Л. А. Память о царице Евдокии Федоровне в Мещовском уезде, на ее родине (Село Серебряное близ Мещовского Георгиевского монастыря) // Русский архив. 1873. № 1. Стб. 648-653.

17. Козляков В. Н. Царица Евдокия, или Плач по Московскому царству. М.: Молодая гвардия, 2014.

18. Куракин Б.И. Гистория о Петре I и ближних к нему людях. 1682-1695гг. // Русская старина. 1890. Т. 68. № 10. С. 238-260.

19. Меньшикова М. Л. Здесь «все дышало амброзией Азии.» // Россия — Восток. Контакт и конфликт мировоззрений: материалы XV Царскосельской научной конференции. Ч. 2. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2009. С. 66-73.

20. Морохин А. В. К истории пребывания царицы Евдокии Федоровны Лопухиной в Суздале (Новый источник) // Культурно-историческое наследие личности и рода. Царица Евдокия Лопухина: сборник научных статей по итогам научной конференции. М.: Ин-т Наследия, 2022. С. 119-120.

21. Орлова И.А. Евдокия Лопухина и Александровская слобода: мифы и реальность // Культурно-историческое наследие личности и рода. Царица Евдокия Лопухина: сборник научных статей по итогам научной конференции. М.: Ин-т Наследия, 2022. С. 163-171.

22. Семевский М.И.Авдотья Феодоровна Лопухина // Русский вестник. 1859. №21. С. 219-265.

23. Таймасова Л. Ю. Кунтуш в гардеробе Марии Старицкой и Евдокии Лопухиной // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2010. № 1. С. 78-93.

24. Тихонов Ю. А. Мир вещей в московских и петербургских домах сановного дворянства» (по новым источникам первой половины XVIII в.). М.: Кучково поле, 2011.

25. Токмаков И.Ф. Историческое и археологическое описание Покровского девичьего монастыря в городе Суздале (Владимирской губернии) в связи с житием преподобной чудотворицы Софии (в мире великой княгини Соломонии) и царицы инокини Елены (в мире Евдокии Феодоровны Лопухиной). Владимир, 1913.

26. Тройницкий С.Н. Каталог вееров XVIII века. СПб., 1923.

27. Шапиро Б. Л., Ляпин Д. А. Россия в шубе. Русский мех: история, национальная идентичность и культурный статус. М.: Новое литературное обозрение, 2023.

28. Шапиро Б. Л, Натахина Т. А. Веера XVII — первой трети XVIII вв. в России: исследование по материалам отечественных музеев // Женская традиционная культура и костюм в эпоху Средневековья и Новое время. Материалы научно-образовательного семинара. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2015. С. 103-110.

29. Шапиро Б. Л., Орфинская О. В. Платье для мертвой царевны. Погребение Натальи Романовой в Вознесенском некрополе Московского Кремля. М.: РГГУ, 2021.

30. Шмидт С. О. Современные проблемы источниковедения // Источниковедение: Теоретические и методические проблемы. М.: Наука, 1969. С. 7-58.

Sources and References

Sources

1. Dvorcovye razrjady [Palace Ranks], col. 4: 1676-1701. St. Petersburg, 1855. (In Russian)

2. Opis' imushhestva Gosudaryni Caricy Evdokii Feodorovny [Inventory of the Property of Empress Tsarina Evdokia Feodorovna], in: Dubrovsky N.A. Poslednie gody zhizni Gosudaryni Caricy Evdokii Fedorovny [The Last Years of the Life of Empress Tsarina Evdokia Feodorovna]. Chtenija v Imperatorskom Obshhestve istorii i drevnostej Rossijskih pri Moskovskom universitete = Readings at the Imperial Society of Russian History and Antiquities at Moscow University, 1865, No. 3, p. 44-63. (In Russian)

3. Pamjatniki obshhestvenno-politicheskoj mysli v Rossii konca 17 veka: Literaturnye panegiriki [Monuments of Socio-Political Thought in Russia at the End of the 17th Century: Literary Panegyrics]. Moscow, Institute of USSR History, USSR Academy of Sciences, 1983. (In Russian)

4. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii [Complete Collection of Laws of the Russian Empire]. First Collection, vol. 8: 1728-1732. St. Petersburg, 1830. (In Russian)

5. Polnoe sobranie postanovlenij i rasporjazhenij po vedomstvu pravoslavnogo ispovedanija Rossijskoj imperii [Complete Collection of Resolutions and Orders for the Department of the Orthodox Confession of the Russian Empire], vol. 6: 1727-1730. St. Petersburg, 1889. (In Russian)

References

6. Arapova T. B. Kitajskie jeksportnye izdelija dlja Evropy v pervoj polovine 18 veka [Chinese export products for Europe in the first half of the 18th century]. Rossija — Vostok. Kontakt i konflikt mirovozzrenij [Russia — East. Contact and conflict of worldviews]. Materials of the conference, p 2. St. Petersburg, State Hermitage Museum Publ., 2009, p. 48-65. (In Russian)

7. Bogdanov A. P. Obuchenie carevicha Alekseja Petrovicha [Education of Tsarevich Alexei Petrovich]. Kul'turno-istoricheskoe nasledie lichnosti i roda. Carica Evdokija Lopuhina [Cultural and historical heritage of the individual and family. Tsarina Evdokia Lopukhina]. Materials of the conference. Moscow, Institut Nasledija Publ., 2022, p. 25-47. (In Russian)

8. Bolotina N. Yu. Novyj vzgljad na obstojatel'stva zakljuchenija braka Petra I s Evdokiej Lopuhinoj [A new look at the circumstances of the marriage of Peter I with Evdokia Lopukhina]. Petr Velikij: issledovanija i otkrytija. K 350-letiju so dnja rozhdenija [Peter the Great: research and discoveries. On the 350th anniversary of his birth]. Materials of the conference. Moscow, TsGI Publ., 2022, p. 122-130. (In Russian)

9. Bushkovich P. Petr Velikij. Bor'ba za vlast' (1671-1725) [Peter the Great. The Struggle for Power (1671-1725)]. St. Petersburg, Dmitry Bulanin Publ., 2008. (In Russian)

10. Vereshchagin V.A. Veer i gracija [Fan and Grace]. Starye gody = Old Years, 1910, No. 4, p. 7-40. (In Russian)

11. Viktorov A.E. Opisanie zapisnyh knig i bumag starinnyh dvorcovyh prikazov 1584-1725 g. [Description of Notebooks and Papers of the Old Palace Prikaz, 1584-1725], issue 1. Moscow, 1877. (In Russian)

12. Dolgova S. R. Bumagi carevicha Alekseja, ili Kljuch ot "osobogo jashhika" [Papers of Tsarevich Alexei, or the Key to the "Special Box"]. Nashe Nasledie = Our Heritage, 2013, No. 107, p. 102-111. (In Russian)

13. Dubrovsky N. A. Poslednie gody zhizni Gosudaryni Caricy Evdokii Fedorovny [The Last Years of the Life of Empress Tsarina Evdokia Feodorovna]. Chtenija v Imperatorskom Obshhestve istorii i drevnostej Rossijskih pri Moskovskom universitete = Readings at the Imperial Society of Russian History and Antiquities at Moscow University, 1865, No. 3, p. 1-14. (In Russian)

14. Esipov G. V. Carica Evdokija Fedorovna s ee portretom [Tsarina Evdokia Feodorovna with her portrait]. Russkie dostopamjatnosti [Russian Memorable Things], issue 6. Moscow, 1863. (In Russian)

15. Kavelin L. A. Pamjat' o carice Evdokii na ee rodine [Memory of Tsarina Evdokia in her homeland]. Russkij arhiv = Russian Archive, 1873, No. 4, p. 648-653. (In Russian)

16. Kavelin L.A. Pamjat' o carice Evdokii Fedorovne v Meshhovskom uezde, na ee rodine (Selo Serebrjanoe bliz Meshhovskogo Georgievskogo monastyrja) [Memory of Tsarina Evdokia Feodorovna in the Meshchovsky District, in Her Homeland (The Serebryanoye Village near the Meshchovsky St. George Monastery)]. Russkij arhiv = Russian Archive, 1873, No. 1, col. 648-653. (In Russian)

17. Kozlyakov V.N. Carica Evdokija, ili Plach po Moskovskomu carstvu [Tsarina Evdokia, or Lamentation for the Tsardom of Moscow]. Moscow, Molodaya Gvardiya Publ., 2014. (In Russian)

18. Kurakin B. I. Gistorija o Petre I i blizhnih k nemu ljudjah. 1682-1695 gg. [History of Peter I and People Close to Him. 1682-1695]. Russkaja starina = Russian Antiquity, 1890, vol. 68, No. 10, p. 238-260. (In Russian)

19. Menshikova M.L. Zdes' "vse dyshalo ambroziej Azii..." [Here "Everything breathed the Ambrosia of Asia.."]. Rossija — Vostok. Kontakt i konflikt mirovozzrenij [Russia — East. Contact and conflict of worldviews]. Materials of the conference, p 2. St. Petersburg, State Hermitage Museum Publ., 2009, p. 66-73. (In Russian)

20. Morokhin A. V. K istorii prebyvanija caricy Evdokii Fedorovny Lopuhinoj v Suzdale (Novyj istochnik) [On the History of Tsarina Evdokia Feodorovna Lopukhina's Stay in Suzdal (New Source)]. Kul'turno-istoricheskoe nasledie lichnosti i roda. Carica Evdokija Lopuhina [Cultural and Historical Heritage of the Individual and Family. Tsarina Evdokia Lopukhina]. Materials of the conference. Moscow, Institut Nasledija Publ., 2022, p. 119-120. (In Russian)

21. Orlova I.A. Evdokija Lopuhina i Aleksandrovskaja sloboda: mify i real'nost' [Evdokia Lopukhina and the Alexandrovskaya Sloboda: Myths and Reality]. Kul'turno-istoricheskoe nasledie lichnosti i roda. Carica Evdokija Lopuhina [Cultural and Historical Heritage of the Individual and Family. Tsarina Evdokia Lopukhina]. Materials of the conference. Moscow, Institut Nasledija Publ., 2022, p. 163-171. (In Russian)

22. Semevsky M. I. Avdotya Feodorovna Lopukhina. Russkij vestnik = Russian Bulletin, 1859, No. 21, p. 219-265. (In Russian)

23. Taimasova L. Yu. Kuntush v garderobe Marii Starickoj i Evdokii Lopuhinoj [Kuntush in the Wardrobe of Maria Staritskaya and Evdokia Lopukhina]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tver State University, Series: History, 2010, No. 1, p. 78-93. (In Russian)

24. Tikhonov Yu. A. Mir veshhej v moskovskih i peterburgskih domah sanovnogo dvorjanstva» (po novym istochnikam pervoj poloviny 18 v.) [The World of Things in Moscow and St. Petersburg Houses of the Noble Nobility (Based on New Sources of the First Half of the 18th Century)]. Moscow, Kuchkovo Pole Publ., 2011. (In Russian)

25. Tokmakov I.F. Istoricheskoe i arheologicheskoe opisanie Pokrovskogo devich'ego monastyrja v gorode Suzdale (Vladimirskoj gubernii) v svjazi s zhitiem prepodobnoj chudotvoricy Sofii (v mire velikoj knjagini Solomonii) i caricy inokini Eleny (v mire Evdokii Feodorovny Lopuhinoj) [Historical and Archaeological Description of the Pokrovsky Convent in Suzdal (Vladimir Province) in Connection with the Life of the Venerable Miracle Worker Sophia (in the world, Grand Duchess Solomonia) and the Nun Queen Elena (in the world, Evdokia Feodorovna Lopukhina)]. Vladimir, 1913. (In Russian)

26. Troinitsky S. N. Katalog veerov 18 veka [Catalog of 18th Century Fans]. St. Petersburg, 1923. (In Russian)

27. Shapiro B. L., Lyapin D. A. Rossija v shube. Russkij meh: istorija, nacional'naja identichnost' i kul'turnyj status [Russia in a Fur Coat. Russian Fur: History National Identity, and Cultural Status]. Moscow, Novoye Literaturalnoye Obozreniye Publ., 2023. (In Russian)

28. Shapiro B.L., Natakhina T.A. Veera 17 — pervoj treti 18 vv. v Rossii: issledovanie po materialam otechestvennyh muzeev [Fans of the 17th — first third of the 18th centuries in Russia: a study based on the materials of domestic museums]. Zhenskaja tradicionnaja kul'tura i kostjum v jepohu Srednevekov'ja i Novoe vremja [Women's traditional culture and costume in the Middle Ages and Modern Times]. Proceedings of the scientific and educational seminar. Tver State University, 2015, p. 103-110. (In Russian)

29. Shapiro B.L., Orfinskaya O.V. Plat'e dlja mertvoj carevny. Pogrebenie Natal'i Romanovoj v Voznesenskom nekropole Moskovskogo Kremlja [Dress for the dead princess. Burial of Natalia Romanova in the Ascension Necropolis of the Moscow Kremlin]. Moscow, RSUH Press, 2021. (In Russian)

30. Schmidt S. O. Sovremennye problemy istochnikovedenija [Modern problems of source studies]. Istochnikovedenie: Teoreticheskie i metodicheskie problemy [Source studies: Theoretical and methodological problems]. Moscow, Nauka Publ., 1969, p. 7-58. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.