Научная статья на тему 'ПЕРВЫЙ БРАК ПЕТРА I'

ПЕРВЫЙ БРАК ПЕТРА I Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
432
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО / ЕВДОКИЯ / МОНАСТЫРЬ / ПЕТР I / ПОСТРИГ / ЦАРЬ / ЦАРИЦА / ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Седов Илья Святославович

В статье анализируется первый брак русского царя Петра I Алексеевича с Евдокией Лопухиной, а также отношения, сложившиеся между супругами. Петр I совершенно не укладывается в рамки русских традиций в области своих семейных дел. Работа рассматривает проблему формирования характера будущего первого российского императора, семейные отношения проецируются на формирование в России абсолютистского государства с личной и ничем не ограниченной императорской властью. Затронута проблема «подмены царя», поднятая в русской историографии в конце XIX-XX веках. В качестве источников использованы работы русских историков разных эпох, статья содержит оценки действий Петра I в российской историографии. Автор отмечает неоднозначность личности великого русского реформатора, при этом не ставит под сомнение необходимость реформ Петра I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST MARRIAGE OF PETER I

The article analyzes the first marriage of the Russian tsar Peter I Alekseevich with Evdokia Lopukhina, as well as the relations that developed between the spouses. Peter I completely does not fit into the framework of Russian traditions in the field of his family affairs. The work examines the problem of the formation of the character of the future first Russian emperor, family relations are projected on the formation in Russia of an absolutist state with personal and unlimited imperial power. The problem of "substitution of the tsar", raised in Russian historiography in the late XIX-XX centuries, is touched upon. The sources used are the works of Russian historians of different eras, the article contains assessments of the actions of Peter I in Russian historiography. The author notes the ambiguity of the personality of the great Russian reformer, while not questioning the need for Peter I's reforms.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЙ БРАК ПЕТРА I»

УДК 930

ПЕРВЫЙ БРАК ПЕТРА I

Седов Илья Святославович, студент, Научный руководитель: Пичужкин Николай Александрович,

кандидат исторических наук, доцент; ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация

Аннотация: В статье анализируется первый брак русского царя Петра I Алексеевича с Евдокией Лопухиной, а также отношения, сложившиеся между супругами. Петр I совершенно не укладывается в рамки русских традиций в области своих семейных дел. Работа рассматривает проблему формирования характера будущего первого российского императора, семейные отношения проецируются на формирование в России абсолютистского государства с личной и ничем не ограниченной императорской властью. Затронута проблема «подмены царя», поднятая в русской историографии в конце XIX-XX веках. В качестве источников использованы работы русских историков разных эпох, статья содержит оценки действий Петра Iв российской историографии. Автор отмечает неоднозначность личности великого русского реформатора, при этом не ставит под сомнение необходимость реформ Петра I.

Ключевые слова: Великое посольство; Евдокия; монастырь; Петр I; постриг; царь; царица; церковь.

THE FIRST MARRIAGE OF PETER I

Sedov Il'ya Svyatoslavovich, student, Scientific advisor: Pichuzhkin Nikolaj Aleksandrovich, Candidate of Historical Sciences,

Associate Professor; Timiryazev Russian State Agrarian University, Moscow, Russia

Abstract: The article analyzes the first marriage of the Russian tsar Peter I Alekseevich with Evdokia Lopukhina, as well as the relations that developed between the spouses. Peter I completely does not fit into the framework of Russian traditions in the field of his family affairs. The work examines the problem of the formation of the character of the future first Russian emperor, family relations are projected on the formation in Russia of an absolutist state with personal and unlimited imperial power. The problem of "substitution of the tsar", raised in Russian historiography in the late XIX-XX centuries, is touched upon. The sources used are the works of Russian historians of different eras, the article contains assessments of the actions of Peter I in Russian historiography. The author notes the ambiguity of the personality of the great Russian reformer, while not questioning the need for Peter I's reforms.

Keywords: Great Embassy; Evdokia; monastery; Peter I; monastic vows; tsar; tsarina; church.

Для цитирования: Седов, И. С. Первый брак Петра I / И. С. Седов. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 4 (56). - С. 20-24. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/No-4-56-2021/4-56-2021/ For citation: Sedov I.S. The first marriage of Peter I // Scince without borders, 2021, no. 4 (56), pp. 20-24.

В русской истории существует множество спорных теорий, не укладывающихся в общепринятые рамки. Учебники обходят такие теории стороной, большинство историков их отрицают. Но и четкого ответа официально признанные учебники не дают, а ответы историков звучат неубедительно. Интерес автора настоящей статьи вызвал признанный историками факт отправки Петром I своей жены в монастырь. Целью статьи стал поиск ответа на вопрос: как менялись отношения царя Петра I и его жены Евдокии и почему ей пришлось отправиться в монастырь?

Общеизвестным является факт женитьбы русского царя Петра I (16821725) на Прасковье Илларионовне Лопухиной (1669-1731) в январе 1689 года. Венчание почему-то состоялось не в Успенском соборе Кремля, а в церкви Преображенского дворца Апостолов Петра и Павла, обряд проводил не патриарх, а царский духовник. Вероятно, что Петр до свадьбы видел свою невесту только один раз, но главное, что она приглянулась его матери Наталье Кирилловне, которая лично и очень внимательно осмотрела будущую сноху. Удивительно, но после венчания дочь царского окольничего (боярский чин отец невесты получил через несколько месяцев) сменила и имя, и даже отчество! Из-под венца девушка вышла как Евдокия Федоровна. Новое имя царской невесте предложила вдовствующая царица Н.К. Нарышкина. Дело в том, что Прасковьей звали другую царицу, жену соправителя Петра и его брата Ивана V (1682-1696), две царицы и обе Прасковьи, это было не очень удобно. Отчество сменили в честь Федоровской иконы, особо почитаемой в доме Романовых.

Видимо, любовь между молодыми супругами - а Евдокия была на три года старше своего мужа - продолжалась лишь первые годы брака. Виной тому были несложившиеся отношения Евдокии и матери Петра, красивая немка Анна Монс, и, возможно, сложный характер самой царицы Евдокии. Но, так или иначе, Евдокия оставалась царицей и «мужней женой». 19 февраля 1690 г. царица родила наследника, царевича Алексея. 4 октября 1691 г. в царской семье появился и второй сын, Александр. 14 мая 1692 г. он умер. На погребении младенца в Архангельском соборе отец не присутствовал. Удивительно, но по настоящее время мы не знаем, был ли в семье Петра и Евдокии третий сын, Павел, о существовании которого упоминают некоторые источники. Если третий сын у царской четы и был, то он умер при рождении, ведь колокольным звоном, как рождение Александра, его не приветствовали.

Отсутствие Петра на похоронах сына часто трактуют как результат охлаждения к царице Евдокии, но этот вывод представляется странным, младенец не мог ничем провиниться перед отцом. В январе 1694 г. умерла Наталья Кирилловна, горячо любимая мать Петра. Ни один историк не может толком объяснить, почему Петр не пришел проводить в последний путь и ее. Есть вероятность, что Петр психологически не переносил связанные с переходом в иной мир обряды, но достоверного объяснения попросту нет. Заметим, что своего сына Алексея в 1718 г. Петр хоронил лично.

В 1697 г. в Европу отправилось Великое посольство (1697-1698), «состоящее из 250 человек во главе с Францем Лефортом, Федором Головиным и

Прокопием Вознесенским. Под именем Петра Михайлова в посольстве участвовал Петр I» [1, с. 143].

Существует мнение, что из Великого посольства вернулся не тот человек, который уезжал из Москвы, будто бы Петра подменили в Голландии. Такие историки, как А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский, изучали «подмену Петра I», они считают, что подменили Петра I именно во время посольства, так как по возвращению царя его не могли узнать близкие люди. Внешность царя заметно изменилась, волосы стали прямые, родинки, как раньше, не обнаруживалось на щеке, так же изменилась речь, было заметно плохое произношение родных слов. Одежды изменились на европейский стиль. Именно эти признаки заставили окружающих задуматься о «подлинности царя». Петра I лично могли опознать только ближайшие родственники, такие как сестра Софья Алексеевна и супруга Евдокия. Софья решила противостоять самозванцу и подняла стрелецкий полк на бунт, ее единомышленники стремились распознать личность Петра I. Однако бунт был подавлен, Софью отправили в монастырь, так же жестоко царь обошелся со своей женой. До отъезда в Западную Европу он относился к супруге как к самому близкому человеку и доверял ей больше всех. Многие близкие царю люди, которые жаждали увидеть его лицо, были убиты. Примерно так излагает события известный писатель Серебряного века Д.С. Мережковский в своем произведении «Антихрист».

Но в этой точке зрения не все так однозначно. Известно, что еще до отъезда в Европу Петр охладел к Евдокии и уговаривал ее уйти в монастырь. В 1697 г. из Москвы были удалены отец

царицы и его родные братья. Но Евдокия стойко держала удар и, несмотря на все намеки о монастыре, а затем и уговоры, в монахини не торопилась. И это при том, что Петр имел близкие отношения с немкой Анной Монс, а об Евдокии верно писал историк С.М. Соловьев: «Жена пришлась не по мужу» [2, с. 167]. А если «не по мужу», то должна отправиться в монастырь, так считал Петр.

Находясь в Лондоне, Петр отправил своему дяде Льву Кирилловичу Нарышкину письмо, в котором просил убедить Евдокию отправиться в монастырь «по своей воле». Она предпочла остаться в статусе царицы, не торопясь сменить свое имя в третий раз. Нарышкину было сказано, что царица не может оставить семилетнего Алексея сиротой.

По возвращении Петра на родину он не нашел времени встретиться с женой в первые дни, а при встрече (не у себя дома) заявил, что Евдокии не миновать пострига. Разговор между супругами произошел 31 августа 1698 г. и продолжался несколько часов. Исследователь семейной жизни Петра I и Евдокии В.Н. Козляков пишет: «Разрыв царя Петра с царицей Евдокией был стремительным и окончательным. Он совпал с жестоким стрелецким розыском... Однако, как бы ни был велик соблазн, связать царицу Евдокию с заговорщиками не удавалось» [3, с. 43]. Расправа со стрельцами была страшной: «В результате принятых мер к ответу привлекли еще 1041 представителя стрелецкого войска, 799 из них были жестоко казнены» [4, с. 27]. Вероятно, в такой ситуации Петр мог решить несколько проблем разом, если бы не упрямство царицы Евдокии. Но все же ей пришлось подчиниться воле Петра.

Существует предположение, что этим шагом она спасала своих родственников от обвинений, мнимых или реальных, в связях со стрельцами.

Итак, в конце сентября 1698 г. у Евдокии отобрали восьмилетнего сына Алексея и передали его сестре царя Наталье. Царицу, так и не решившуюся отправиться в монастырь добровольно, отправили туда под конвоем. Новым местом жительства теперь уже бывшей царицы стал Покровский монастырь в городе Суздаль, а третьим ее именем стало Елена. Интересно, что в этот же монастырь была сослана жена Василия III Соломония, принявшая постриг в 1525 г. из-за «неплодства чрева своего».

Много позже Петр Алексеевич напишет, что причиной насильственной высылки царицы в монастырь стали «некоторые ее противности и подозрения». Отметим, что в церковном таинстве брака ничего не говорится, что «Богом данную» супругу можно упечь в монастырь за «противности». Князь М.М. Щербатов, осуждая Петра I, писал: «.. .не могу я удержаться, чтобы не охулить развод его с первою его супругой, рожденной Лопухиной, и второй брак по пострижении первой супруги, с пленницею Екатериною Алексеевною; ибо пример сей нарушения таинства супружества, ненарушимого в своем существе, показал, что без наказания можно его нарушать» [5, с. 32]. Кстати, вслед за Евдокией в монастырь Петр отправил двух своих сводных сестер (от первого брака своего отца) Марфу и Феодосию.

Отметим некоторую странность монашеской жизни Евдокии, или старицы Елены. Евдокия оставалась царицей и женой Петра до момента своего пострига, который она всячески оття-

гивала. Вероятно, постриг состоялся летом 1689 г. Но только несколько месяцев старица Елена носила монашескую одежду, вскоре она переоделась в мирское платье. Как это стало возможно, не выяснено до сих пор. Либо пострига вовсе не было, либо недовольные царем церковники смотрели за бывшей царицей невнимательно. Удивительно, но в 1709-1710 гг. Евдокия обрела новую любовь: у нее происходили тайные встречи с майором Степаном Глебовым. Это стало известно во время следствия по делу царевича Алексея. Глебова посадили на кол на Красной площади, Евдокию заставили наблюдать за казнью.

Но самым страшным событием в жизни Евдокии стала гибель сына Алексея Петровича, замученного до смерти на следствии. Здесь поневоле вспоминается версия подмены царя за границей. Чтобы царь-отец приговорил своего сына к смерти, такого не помнили на Руси.

При воцарении своего внука Петра II Алексеевича (1727-1730) Евдокия с почетом возвратилась в Москву. В 1730 г. она могла возглавить Российскую империю, но ей было уже 60 лет. В 1731 г. Евдокия Лопухина скончалась. Ее судьба является уникальной и представляет несомненный научный интерес.

В рамках данной работы были рассмотрены отношения Петра I и его первой жены Евдокии, в какой-то мере они заставляют еще раз вернуться к переосмыслению действий создателя Российской империи. Согласимся с мнением, что «господствующей идеей того времени была идея укрепления абсолютистского государства» [6, с. 117]. Петр I «никому не давал времени приспособиться к обстоятельствам,

а хотел лишь полного подчинения сво- несчастного царевича Алексея и всех ей воле» [3, с. 43]. Этой воле была под- подданных великого российского ре-чинена жизнь первой царской жены, форматора Петра I.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пичужкин, Н. А. История России. Учебник для вузов. 2-е изд. / Н. А. Пичужкин. - М. : ООО Мегаполис, 2019. - 437 с. - Текст : непосредственный.

2. Соловьев, С. М. Избранные труды / С. М. Соловьев. - М. : Издательство МГУ, 1983. -438 с. - Текст : непосредственный.

3. Козляков, В. Н. Царица Евдокия или Плач по Московскому царству / В. Н. Козляков. - М.: Молодая гвардия, 2014. - 316 с. - Текст : непосредственный.

4. Пичужкин, Н. А. Русская армия в XVIII веке. Организация и строение / Н. А. Пичужкин. - М.: ООО «УМЦ «Триада», 2014. - 180 с. - Текст : непосредственный.

5. Щербатов, М. М. О повреждении нравов в России / М. М. Щербатов. - М. : 1908. -Текст : непосредственный.

6. Очерки по истории культуры Отечества (IX-XX вв.) / Е. П. Минаев, Н. А. Пичужкин, Н. С. Гордиенко [и др.]. - М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2008. - 276 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Pichuzhkin N.A. Istoriya Rossii. Uchebnik dlya vuzov. 2-e izd. [History of Russia. Textbook for universities. 2nd ed.]. Moscow, OOO Megapolis, 2019, 437 p.

2. Solov'ev S.M. Izbrannye trudy [Selected works]. Moscow, Izdatel'stvo MGU, 1983, 438 p.

3. Kozlyakov V.N. Carica Evdokiya ili Plach po Moskovskomu carstvu [Tsarina Evdokia or The Lament for the Moscow Kingdom]. Moscow, Molodaya gvardiya, 2014, 316 p.

4. Pichuzhkin N.A. Russkaya armiya v XVIII veke. Organizaciya i stroenie [The Russian Army in the XVIII century. Organization and structure]. Moscow, OOO «UMC «Triada», 2014, 180 p.

5. Shcherbatov M.M. O povrezhdenii nravov v Rossii [About the damage to morals in Russia]. Moscow, 1908.

6. Minaev E.P., Pichuzhkin N.A., Gordienko N.S. and others Ocherki po istorii kul'tury Otechestva (IX-XX vv.) [Essays on the history of the culture of the Fatherland (IX-XX centuries)]. Moscow, FGOU VPO MGAU, 2008, 276 p.

Материал поступил в редакцию 08.04.2021

© Седов И.С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.