Научная статья на тему 'СМЕРТЬ ЦАРИЦЫ СТАРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ (1614 ГОД) И РУССКИЙ ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД XVI - XVII ВЕКОВ'

СМЕРТЬ ЦАРИЦЫ СТАРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ (1614 ГОД) И РУССКИЙ ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД XVI - XVII ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
212
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦАРИЦА СТАРИЦА АЛЕКСАНДРА / ЦАРЕВИЧ ИВАН ИВАНОВИЧ / ЦАРЬ ИВАН IV ГРОЗНЫЙ / ПОКРОВСКИЙ СУЗДАЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / НЕКРОПОЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шокарев С. Ю.

Евдокия Богдановна Сабурова - первая супруга царевича Ивана Ивановича. Она пробыла в статусе царицы около года, но прожила долгую жизнь старицей Суздальского Покровского монастыря Александрой, занимая высокое положение и пользуясь благами, положенными высокопоставленной монахине из правящего рода. Жизнь царицы старицы Александры сравнительно хорошо документирована источниками, однако в литературе нет ясности относительно даты ее кончины и даже имени. В настоящем исследовании публикуется документ, связанный с погребением царицы старицы Александры, дополняющий ее биографию и представления о средневековом погребальном обряде XVI - XVII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEATH OF THE OLD TSARINA ALEXANDRA (1614) AND THE RUSSIAN FUNERAL RITE OF THE XVI - XVII CENTURIES

Evdokiya Bogdanovna Saburova was the rst wife of Tsarevich Ivan Ivanovich, the son of Ivan IV the Terrible. She stayed in the status of a tsarina for about a year, but lived a long life as the old Alexandra of the Suzdal Pokrovsky Monastery, occupying a high position and enjoying the benets due to a highranking nun from the ruling family. The life of old Tsarina Alexandra is relatively well documented by sources, but there is no clarity in the literature regarding the date of her death and even her name. This study publishes a document related to the burial of the old Tsarina Alexandra, complementing her biography and ideas about the medieval funeral rite of the XVI - XVII centuries.

Текст научной работы на тему «СМЕРТЬ ЦАРИЦЫ СТАРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ (1614 ГОД) И РУССКИЙ ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД XVI - XVII ВЕКОВ»

УДК 930.2:393(=101.1)"15/16"

DOI 10.19110/1994-5655-2022-1-40-47

С.Ю. ШОКАРЕВ

смерть цдрицы старицы ААЕксдндры (1614 год) и русским ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД XVI - XVII ВЕКОВ

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

[email protected]

S.YU. SHOKAREV

THE DEATH OF THE OLD TSARINA ALEXANDRA (1614) AND THE RUSSIAN FUNERAL RITE OF THE XVI - XVII CENTURIES

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow

Аннотация

Евдокия Богдановна Сабурова - первая супруга царевича Ивана Ивановича. Она пробыла в статусе царицы около года, но прожила долгую жизнь старицей Суздальского Покровского монастыря Александрой, занимая высокое положение и пользуясь благами, положенными высокопоставленной монахине из правящего рода. Жизнь царицы старицы Александры сравнительно хорошо документирована источниками, однако в литературе нет ясности относительно даты ее кончины и даже имени. В настоящем исследовании публикуется документ, связанный с погребением царицы старицы Александры, дополняющий ее биографию и представления о средневековом погребальном обряде XVI - XVII вв.

Ключевые слова:

царица старица Александра, царевич Иван Иванович, царь Иван IV Грозный, Покровский Суздальский монастырь, погребальный обряд, некрополь

Abstract

Evdokiya Bogdanovna Saburova was the first wife of Tsarevich Ivan Ivanovich, the son of Ivan IV the Terrible. She stayed in the status of a tsarina for about a year, but lived a long life as the old Alexandra of the Suzdal Pokrovsky Monastery, occupying a high position and enjoying the benefits due to a highranking nun from the ruling family. The life of old Tsarina Alexandra is relatively well documented by sources, but there is no clarity in the literature regarding the date of her death and even her name. This study publishes a document related to the burial of the old Tsarina Alexandra, complementing her biography and ideas about the medieval funeral rite of the XVI - XVII centuries.

Keywords:

old Tsarina (nun) Alexandra, Tsarevich Ivan Ivanovich, Tsar Ivan IV the Terrible, Suzdal Pokrovsky Monastery, funeral rite, necropolis

Свадьба царевича Ивана Ивановича и Евдокии Богдановны Сабуровой состоялась 4 ноября 1571 г., в воскресенье. Интересно, что новгородская летопись называет Евдокию Сабурову «царевной», а не «царицей», как большинство других источников именуют жен царевича Ивана Ивановича. По предположению А.А. Зимина, свадьба произошла в Александровой слободе. Неделей ранее Иван IV женился на Марфе Собакиной [1, с. 108, 109; 2, с. 215]. Евдокия принадлежала к старомосковскому боярскому роду Сабуровых, давшему государскому роду супругу Василия III, Соломонию (троюродная бабушка Евдокии). Этот брак, как известно, закончился печально - из-за бездетности великую княгиню постригли в монахини и отправили в Суздальский Покровский монастырь, ставший после этого местом удаления от мира разве-

денных царских жен. Разряд свадьбы царя с Марфой Собакиной показывает, что Сабуровы и их родичи Годуновы были в значительном числе представлены на этой церемонии (так, сестра Евдокии, Домна, сидела «на месте государеве царя и великаго князя») [3, с. 88]. Брак Евдокии стал важным этапом в процессе возвышения Сабуровых и Годуновых, которые смогли удержаться даже после ее пострижения в монахини, представив в царскую семью новую невесту -Ирину Годунову, жену царевича Федора Ивановича [4, с. 295 - 303].

Отец Евдокии, Богдан (в крещении Феофан) Юрьевич Сабуров, получил боярский чин в 1571 г. и сохранил свое место в Думе после развода дочери. Он умер после 1598 г. [5]. Помимо Евдокии в семье Богдана и его супруги Ксении Александровны (урожденной Волынской) (есть данные о другом браке Б.Ю. Сабурова - на дочери Никиты Акинфовича Уварова) [6, с. 460, 461] были другие дети: сын Михаил Богданович (]" 1607) -воевода и боярин (1605 г.), убит самозванцем Лжепетром, и три дочери: Домна, замужем за князем Иваном Андреевичем Ноготковым, инокиня Фетинья (мирское имя неизвестно), замужем за князем Василием Федоровичем Бах-теяровым-Ростовским, и Ульяна, замужем за Василием Петровичем Головиным [5; 7, с. 214]. Возможно, была и еще одна, четвертая дочь, Ксения (об этом - далее). Княгине Домне Богдановне Ноготковой адресовано письмо царевны Ксении Борисовны Годуновой из Троице-Серги-ева монастыря, осажденного тушинцами (1609 г.). Письмо царевны «свету-тетушке» содержит рассказ об ужасах и тяготах осадного положения [8, с. 212, 213]. Д.Ф. Кобеко указывает, что Домна Богдановна приходилась царевне Ксении теткой именно по царской линии - как сестра жены царевича Ивана Ивановича, брата Федора, супруга Ирины Федоровны Годуновой [9, с. 3, 4]. В литературе встречается путаница, в результате которой ее имя ошибочно прилагается Евдокии, как двойное имя Домна-Евдокия Сабурова [6, с. 460].

Брак наследника престола и Евдокии оказался недолгим. Дата пострижения первой супруги царевича в монастырь не известна, но в 1575 г. царевич уже был женат на Феодосии Михайловне Соловой (Петрово-Солового) (ее крестильное имя Пелагея; Феодосия - публичное, «царское»). В первый и третий браки Иван Иванович вступил одновременно с отцом в 1571 и 1580 гг. Если предположить, что это правило было соблюдено и для второго брака, он должен совпасть с женитьбой Ивана IV на Анне Кол-товской (апрель 1572 г.) или Анне Васильчиковой (осень 1574 г. или январь 1575 г.), что вероятнее [10, с. 471; 11, с. 14, 15, 91; 12, с. 124 - 126]. Современники указывают, что Евдокия оказалась в монастыре по воле Ивана Грозного. По словам «Нового летописца», «а постриг ее царь Иван Васильевич при царевиче Иване Ивановиче, ро-скручинился» [13, с. 150]. Сходно свидетельство дьяка Ивана Тимофеева о царевиче: «троебра-чен же быв отца волею» [14, с. 19].

В монашестве Евдокия приняла имя Александра; в некоторых документах она именуется Александрой Богдановной. Монашеское имя царицы начиналось на ту же букву, что и обиходный вариант ее мирского имени - Авдотья [15, с. 240, 241]. А.Ф. Литвина и Ф.Б. Успенский

отмечают, что это имя было популярно как монашеское в семье Ирины Годуновой; его приняли при постриге царица Ирина и супруга Д.И. Годунова Стефанида [16, с. 67, 68, 77].

О первых годах жизни Александры в монастыре ничего не известно. Вероятнее всего, около 1579 г. к ней присоединилась ее подруга по несчастью, вторая жена царевича - царица старица Прасковья (Соловая) (ее монашеское имя принято в пару крестильному Пелагея, а не «царскому» - Феодосия).

29 апреля 1586 г. царь Федор Иванович пожаловал царицу старицу Александру дворцовым «посопным» (посопное село - село, крестьяне которого платят подати зерновым хлебом [17, с. 207]) селом Бережки в Суздальском уезде с 20 деревнями и 16 с половиной пустошами (пашни и перелога 999 четвертей «с церковною пашнею в поле, а в дву потому ж», 2 274 копны с «полукопною» сена, 41 без четверти десятина непашенного леса). Жалованная грамота была подтверждена царями Борисом Годуновым (7 августа 1599 г.) и Василием Шуйским (20 августа 1606 г.), а в 1613 г. царица старица Александра отдала село в Покровский монастырь. Приписку к жалованной грамоте писал по ее приказу духовный отец «черный поп» Родион [18. № 160, с. 178, 179].

19 июня 1587 г. царь указал передать Александре 100 четвертей хлеба, которые «отписал» у царицы старицы Прасковьи Григорий Василь-чиков. Всего было отписано 200 четвертей, из них 100 передали Александре, а еще 100 - игуменье, «на монастырский обиход». Грамота извещает, что хлеб «остался за ее (Прасковьи. - С.Ш.) обиходом» [18. № 161, с. 180]. Скорее всего, раздача хлеба была связана с опалой на царицу старицу Прасковью из-за ее подозрительных контактов с князем И.П. Шуйским, сосланным в свое суздальское имение Лопатничи (Лопатницы). Немногим ранее, 22 марта 1587 г., царь Федор Иванович указал игуменье Леониде и сестрам рассказать боярину Д.И. Хворостини-ну и казначею Д.И. Черемисинову, посланным в монастырь, все, что известно о встречах князя Шуйского и царицы старицы Прасковьи. Было предписано также искать «накрепко» у стариц имущество Прасковьи и князя Шуйского [18. № 175, 176]. Вероятно, что по итогам розыска царицу старицу Прасковью перевели в Горицкий монастырь на Белоозере (там она упоминается в июне 1606 г.), а ее запасы раздали [12, с. 131; 13, с. 150]. Боярин и князь И.П. Шуйский был сослан в Кириллов монастырь и тайно убит [19, с. 58, 59].

Грамота 1587 г. свидетельствует, что вдовы царевича Ивана Ивановича были устроены в монастыре с удобствами и почетом, полагающимся их статусу, имели свои кельи и хозяйство, отдельное от монастырского. Монастырская опись 1597 г. отмечает в монастыре отдельные кельи царицы старицы Александры, княгини старицы Евпраксии (вдовы Владимира Стариц-кого) и две игуменских. Остальные 153 соборных и рядовых старици проживали в 40 деревянных кельях [20, с. 17]. Отсутствие кельи царицы старицы Прасковьи подтверждает предположение о ее переводе из Покровского монастыря.

9 декабря 1608 г. Лжедмитрий II пожаловал «брато нашего государя царевича князя Ивана Ивановича богомолицу царицу старицу Александру» бывшим владением князя И.П. Шуй-

ского, с. Лопатничи, перешедшим в казну, и с. Быковым со всеми угодьями в Суздальском уезде [18. № 396, с. 371, 372]. Эти земли достались царице старице в разгар Смуты и потому не вполне ясно, в какой степени ей удалось реализовать свои владельческие права. Вскоре суздальские вотчины Александры (их состав из документов неясен) подверглись разорению «от полских и от литовских, и от всяких ратных людей», о чем она писала гетману Я.-П. Сапеге 30 сентября 1609 г. Гетман оказал внимание высокопоставленной особе и ответил ей, извещая, что отписал «к полковнику и к пану Мирскому и к пану Лисовскому ко всем ротмистрам, чтоб им кормов со крестьяне не править, и пахоликов ис твоих отчин велел вывесть, и на служебников твоих корму имати не велел, и шкоты и насил-ства никакова чинить не велел...». В канцелярии гетмана плохо знали династические реалии Московского государства, и потому адресовали послание «государыне царице и великой княгини иноке Олександре Федоровне всея Руси», перепутав вдову царевича Ивана со вдовой царя Федора [18. № 398, с. 373].

Письма гетмана не остановили разорение владений царицы старицы Александры. 24 сентября 1610 г. староста с. Бережки Петр Семенов жаловался игуменье Покровского монастыря Ольге, что вотчину царицы старицы Александры разграбил суздальский сын боярский Степан Волохов. Староста просил записать его челобитье и явку для дальнейшего судебного разбирательства [18. № 400, с. 375].

Когда Второе ополчение принялось восстанавливать порядок в Замосковном крае, возможно, по челобитью самой царицы старицы Александры, князь Д.М. Пожарский от имени земского правительства отправил к ней Мисюря Ивановича Соловцова «ведать у ней всякие оби-ходы» (12 июля 1612 г.) [21. Т. III, с. 332].

В монастырской описи 1619 г. перечислены иконы, поступившие от царицы старицы в Покровский собор: «образ Спасов, обложен серебром, венец чеканной», «образ чюдотвор-ца Николы в киоте обложен золотом в венцах и в углех по яхонту по лазоревому венец и цата золоты с камением с яхонты и лалы изумрудов больших и малых шестьдесят каменев», «образ вход в Ерусалим обложен серебром в чекани», «образ Илья Пророк обложен серебром в чекани», «образ Ивана Бгуслава обложен серебром в чекани», «образ Прчтыя Бцы Знамения, обложен серебром сканью с финифтом, венец и рясы и ожерельецо низано жемчугом, да у образа же серошки трои на одних кольцах яхонт и лалы невелики да крест с жемчюги», «образ князя всеволода и преподобнаго Ефросима Псковских чюдотворцов на одной цне на золоте», «образ Феодосия печерскаго чюдотворца на золоте», «образ пречтые Бцы молебные за золоте». Всего девять икон, из которых сохранились к началу XX в. шесть, описанных В.Т. Георгиевским, указывавшим на их большую ценность как произведений искусства XV - xVi вв. К числу икон царицы старицы Александры исследователь также относит икону «Предста Царица» («Ты еси иерей»), на обороте которой помещена надпись, свидетельствующая, что этой иконой благословил царевича Ивана Ивановича новгородский архиепископ Леонид (возглавлял архиерейскую кафедру в 1571 - 1575 гг.) [22, с.

3 - 21]. Дальнейшими исследованиями выявлена на этой иконе и другая надпись: «Лета ЗЧЗ-го

(7097 - 1589) 155 пристави(ся) Бо(г)данова......

(Юрьевича?) Сабурова Ксения ЗР(КФ ?) (7129 -1620) года» [23, с. 9 - 12; 24, с. 95, 96]. Согласно гипотезе И.А. Шалиной, эта надпись, возможно, имеет отношение к царице старице Александре, скончавшейся в 1620 г., и имевшей, видимо, еще одно имя Ксения [24, с. 96]. Поскольку царица старица умерла не в 1620 г., а в 1614 г. (об этом ниже), и вряд ли могла быть упомянута на иконе как Ксения, а не как Александра, можно допустить, что у нее была еще одна сестра - Ксения. О связи женщин из рода Сабуровых с Покровским монастырем свидетельствует надгробие инокини Александры, дочери Федота Ивановича, умершей в 1589 г. (ее принадлежность к роду требует отдельного уточнения) [25, с. 50, 51, 97, 98]. Иконам царицы старицы Александры посвящены исследования современных авторов, уточняющие детали ее биографии и представляющие интересный материал для понимания ее личных коммеморативных стратегий [24, с. 95 - 102; 26]. В описи 1651 г. упомянут вклад царицы старицы Александры Богдановны «книга псалтирь письмянная в десть а в ней три листа тафта червчата» [27, с. 119]. В.Т. Георгиевский описывает и приводит фотографии двух пелен, низанных жемчугом, пожертвованных царицей старицей в Покровский монастырь. Следовательно, вдова царевича Ивана Ивановича, подобно другим женщинам из правящего рода, имела золотошвейную мастерскую.

28 ноября 1614 г. царица старица Александра умерла. Монастырские власти не решились хоронить высокопоставленную покойницу без царского указа и заодно с известием об ее кончине сообщили, что у монастыря нет средств для организации достойного погребения. Похожая ситуация уже возникала, но довольно давно, еще в 1585 г., когда в Москву сообщили о том, что царица старица Прасковья «розболелася». 25 августа игуменье Леониде была отправлена указная грамота с распоряжениями как хоронить царицу старицу, если она умрет: «<...> и ты б ее велела нарядити по монастырскому чину, как прежних великих княгинь наряжали и собор-не над нею пели, и нарядя ее, велели поставити в церкве, где пригоже». Для похорон царь обещал прислать архиепископа Крутицкого Варла-ама и распорядиться быть на отпевании архимандритам Владимирского Рождественского и Суздальского Спасо-Евфимьева монастырей. Царь также намеревался выделить на похороны и кормы (поминальные трапезы) 50 руб., а по душе покойной вклад в 100 руб. Суздальскому воеводе были посланы 10 руб., которые было велено начать раздавать нищим как только царица старица умрет. В том случае, если Прасковья не умрет, царь приказывал сообщить об этом в Москву [18. № 141, с. 162, 163]. Она действительно не умерла и прожила до 1622 г.

Распоряжения о похоронах царицы старицы Александры в царской грамоте, адресованной игуменье Ольге (3 декабря 1614 г.), во многом сходны с инструкциями, данными на случай смерти царицы старицы Прасковьи, однако есть и некоторые отличия. Если в случае с Прасковьей отпевание должен был возглавить Крутицкий архиепископ, то царицу старицу Александру поручалось «погрести» архиман-

дриту Владимирского Рождественского монастыря Исаие, архимандриту Спасо-Евфимьева монастыря Митрофану, архимандриту Шар-томского монастыря Геласию и другим настоятелям суздальских монастырей, суздальскому протопопу и белому духовенству. Указание похоронить «по монастырскому чину» и «как прежних великих княгинь наряжали» отсутствует. Вероятно, под прежними великими княгинями указная грамота 1585 г. подразумевала Соло-монию Сабурову и царицу Анну Васильчикову, пятую жену Ивана Грозного. Сумма на похороны выделялась в том же объеме - 50 руб. Царь распорядился взять ее из «кабацких и всяких четвертных доходов» и на эти деньги совершить «на погребении» денежную раздачу и заупокойный стол, а после погребения - раздачи и столы «по урочным дням». Запасы на «поминки» было указано взять из «царицыных обиходов», а после погребения подсчитать, сколько было потрачено и сколько осталось денег и запасов и сообщить об этом в приказ Большого дворца боярину Б.М. Салтыкову и дьяку И. Болотникову [28. № 125, с. 159; 29]. Вклад по душе царицы старицы Александры из казны не дали, однако она сама сделала его, передав в монастырь с. Бережки иконы в драгоценных окладах.

Указ о смерти царицы старицы Александры уточняет дату смерти и место погребения первой супруги царевича Ивана Ивановича. Несмотря на то, что дата кончины царицы старицы была известна из публикации описания актов графа А.С. Уварова (1905 г.), в литературе она встречается как неточная или предположительная. Даже составители «Актов Покровского Суздальского женского монастыря» (2019 г.) опубликовали в комментарии неверный вариант - 1620 г. [30, с. 16; 31, с. 287; 24, с. 96; 18, с. 374]. Еще одним недоразумением является указание на то, что царица старица Александра была похоронена в Вознесенском монастыре в Москве [32, с. 205, 294 (также с неверной датой смерти)]. Источником этих сведений является ошибочное сообщение «Нового летописца»: «погребена в Вознесенском монастыре со царицами вместе» [13, с. 150]. Помимо вышеуказанной грамоты, о погребении царицы старицы Александры в Покровском монастыре свидетельствует список знатных монахинь, упокоившихся в обители, составленный в XVII в. и повторяющийся в различных исторических описаниях и сведениях натурного осмотра В.В. Косаткина [18. № 429, с. 404; 33, с. 181, 182; 20, с. 16, 17; 34, с. 226, 227].

С 28 ноября по 3 декабря (а на самом деле дольше, так как царская грамота должна была еще добраться до Суздаля) тело царицы старицы лежало непогребенным. На Руси в Средние века стремились похоронить в тот же день или на следующий [35, с. 305, 306]. Подобные задержки с похоронами известны и всегда связаны с теми или иными затрудняющими обстоятельствами. Например, среди актов того же Покровского монастыря находится указная грамота боярина Г.В. Годунова, распорядившегося отпустить из монастыря старицу Евфимью Колычеву с тем, чтобы она могла поехать и похоронить своего отца суздальского воеводу П.Ф. Колычева, согласно его завещанию в Волоколамском Возмищенском монастыре (19 марта 1593 г.). На решение вопроса об отпуске «старицы» и перевоз покойника должно было уйти

не менее двух недель [18. № 209, с. 213, 214]. Из отпускной челобитной В. Безобразова известно, что его сестру не могли похоронить более двух недель («и тело, государь, не схоронено лежит две недели, а дожидаютца меня, холопа твоего», 1628 г.) [35, с. 306]. В ожидании погребения тела хранились, вероятно, в осмоленных колодах и в них же транспортировались.

Сумма в 50 руб. на погребение представляется незначительной для лица столь высокого ранга, как царица старица. Однако ее незначительность нельзя объяснить разорением эпохи Смуты. Еще в 1585 г. власти намеревались выделить на погребение, кормы и раздачи 60 руб. Такой объем средств на погребение находит аналогию в завещаниях московских дворян (так, около 1601 г. князь А.В. Волконский выделил на погребение, кормы и милостыню в течение 40 дней после смерти чуть более 40 руб.) [21. Т. III, с. 59; см. также: 21. Т. II, с. 62; 21. Т. IV, с. 50, 51]. На погребениях царей, цариц, патриархов и бояр раздавались тысячи рублей [35, с. 320, 321; 36, с. 366 - 369]. Надо полагать, что сравнительно скромная сумма на погребение и «поминки» связана с положением вдов царевича Ивана Ивановича - малозаметных, удаленных от двора родственниц великой династии (в эпоху царя Михаила Федоровича - уже прежней).

Урочные дни, о которых говорится в указе, это - третий, девятый, двадцатый и сороковой дни, в которых совершались поминовение и раздача милостыни. Иногда раздачу милостыни осуществляли все сорок дней от смерти до сороковин («сорочин») [35, с. 160, 321; 36, с. 364].

Привлечение средств из «кабацких доходов» связано с тем, что это был наиболее простой и быстрый способ изыскать дополнительные деньги, не прибегая к расходованию местного государственного бюджета. Грамота предполагает также обращение и к иным налоговым средствам, но сборы с кабаков, поступавшие в казну, казались автору этого распоряжения наиболее надежными. Поминовение из «кабацких доходов» смущало такого ревнителя благочестия, как Д.М. Пожарский, оговорившего в своей духовной грамоте: «А кабацкими доходы меня не поминать; хотя в то число займовать, а опо-сле платить не ис кабацких же доходов» [37, с. 152]. Однако дьякам приказа Большого дворца такой источник средств на погребение казался нормальным.

В указной грамоте упоминаются служившие царице старице сын боярский Василий Стерлигов и ее приказной человек Иван Поро-шин. В 1612 г. к царице старице был послан в качестве управляющего М.И. Соловцов. Как уже говорилось выше, у сановной монахини была и своя мастерская. Очевидно, что царица старица была окружена небольшим штатом. Для сравнения можно указать на тот факт, что после смерти царицы старицы Прасковьи в тот же Покровский монастырь были отправлены девять монахинь, составлявших ее свиту [38].

Согласно «росписи благоверным царицам и царевнам и великим княгиням, которые погребены в ево государеве боголье в Суждале в Покровском девиче монастыре», царица старица Александра была похоронена «под церковью в полатке», т.е. в подклете соборного храма. Она упомянута в списке третьей по счету, после Соломонии Сабуровой («новая суждальская чу-

дотворица») и царевны Анны, дочери Ивана IV. Список этот составлялся в 1630 - 1650-е гг., но уже тогда были допущены некоторые ошибки [18. № 429, с. 404]. Эти сведения повторяет в XVIII в. автор «Исторического собрания о богоспасаемом граде Суждале» Анания Федоров, дополняя их, в свою очередь, как исправлениями, так и новыми ошибками [33, с. 181, 182]. Описание, изданное под редакцией протоиерея В.В. Косаткина (1906), составлено по результатам визуального осмотра, хотя и не вполне тщательно. Надгробие царицы старицы Александры описано следующим образом: «дикого камня памятник над могилой (надпись на особой доске) супруги царевича Иоанна Иоанновича великой княгини инокини Александры. XVI в.» [34, с. 226]. «Надпись на особой доске» в сочетании с памятником «дикого камня» в соборной усыпальнице встречается неоднократно. Очевидно, под памятником «дикого камня» имеется в виду белокаменное трапециевидное надгробие, а доски, действительно, имели место и были установлены, скорее всего, в стенах позднее, в XVIII или XIX вв., повторяя тексты эпитафий. Автор не был внимателен к ним, допустил ошибки и неверно датировал надгробие царицы старицы Александры. Тем не менее это свидетельство указывает на существование в начале XX в. надгробия первой супруги царевича.

В советское время надгробия в соборе были утрачены. В 1972 г. сотрудник Владимиро-Суз-дальского музея-заповедника П.И. Куглюковский (при участии консультанта А.Д. Варганова) произвел раскопки в соборной усыпальнице для изучения погребального обряда и возможного установления личностей погребенных. Два захоронения были вскрыты в соборе, три - под северным крыльцом. Большинство погребенных лежали в дубовых колодах, и одно погребение под крыльцом было совершено в саркофаге. Все умершие похоронены в монашеской одежде и покрыты саванами; в двух погребениях (в соборе и под крыльцом) обнаружены шитые золотыми и серебряными нитями головные уборы - волосники (П.И. Куглюковский называет их «накосниками» и связывает их появление с принадлежностью останков представительницам царского рода) [39, с. 70; 25, с. 55 - 57]. В отчете о проведении раскопок одно из погребений в соборе отождествлено с погребением царицы старицы Александры (Евдокии Сабуровой). Это - погребение в дубовой колоде простой формы, с плавным расширением в средней части. Скелет в колоде был покрыт саваном из итальянской (венецианской) камки от черепа до фаланг ног. Ткань покрывает растительный орнамент двух цветов - желтого и оранжево-желтого [39, с. 70; 40, с. 73; 41, с. 165].

Публикуемый документ известен в пересказе в каталоге актов из собрания графа А.С. Уварова, составленном И.М. Катаевым и А.К. Кабановым (1906 г.). Ввиду того, что некоторые интересные подробности жизни и погребения царицы старицы Александры в сокращенной публикации опущены, имеет смысл опубликовать его целиком. В передаче текста пропущенные буквы восстанавливаются, твердый знак в конце слов опущен, пунктуация проставлена по правилам современного правописания, орфография сохранена.

Указная грамота царя Михаила Федоровича об организации погребения царицы старицы Александры (Евдокии Богдановны Сабуровой), вдовы царевича Ивана Ивановича. 3 декабря 1614 г.

В Суздал в Покровскои монастырь игуменье Олге с се[страми] (л. 91).

От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси в Суздаль в Покровскои Девичь монастырь игумене Олге с сестрами. Писали вы нам что в нынешнем во 123 году ноебря в 28 ден Божиим судом царевича князя Ивана Ивановича царицы старицы Александры не стало, а отходя от сего света благословила нас образом вседержителя Спаса, да матер нашу великую государыню иноку Марфу Ивановну благословила образом же Пречистые Богородицы и те образы привезли нам ее царицын сын боярской Василеи Стерлигов, да Покровского девича монастыря служка Екуш Басаргин. А вы царицы старицы Александры без нашего указу погрести не смеете, а приказнои ее человек Иван Порошин вам денег из казны ее ничево не сказал. И мы царицу старицу Александру указали погрести из Володимеря Рождественово монастыря архимариту Исаие, да ис Суздаля Спас Еуфимъева монастыря архимариту Ми-трофану, да Шартомсково монастыря архи-мариту Геласье и иных монастыреи игуменом, которые в Суздале и суздалскому протопопу и попом и дьеконом. А на погребение царицы и старицы Александры велели дать в Суздале, да в Володимере ис кабатцких и изо всяких четвертных доходов петдесят рублев денег в котором городе денги в зборе нынче есть (л. 91 об.) и велели тех денег отослати тебе, чтоб затем царица старица Александра непогребена ни чесу ни была. И как к вам сея наша грамота придет вы б Суздале и Володимере у воевод по нашему указу на погребение царицы старицы Александры пятдесят рублев денег ис кабатцких и изо всеких четвертных доходов велели взети тотчас, а взяв велели ее погрести с честию и на погребение денежную раздачу и заупокоинои стол и по погребении и по урочным днем сорокоустные денги и заупокоиные столы учинили честно ж, а запасы на те поминки велели имати из царицы-ных обиходов. А что тех денег, которые возмете в Суздале и в Володимере у воевод и что цари-цыных запасов на погребение и на поминки ж в росход выдет и что за тем останетца во остатке и вы б то все велели написати на росписи, да о том нам бы писали и роспись денгам и запасом за монастырское печатью прислали к Москве и велели отдати в приказе Болшого дворца боерину нашему Борису Михайловичу Салтыкову да диаком нашим Ивану Болотникову с това-рыщи. Писана на Москве в лето 7123 декабря в 3 д (л. 92).

ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 2. Карт. 1. Лл. 91 - 92.

Автор выражает благодарность члену-корреспонденту РАН Ф.Б. Успенскому за ценные замечания к настоящей работе.

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

• Литература

1. Новгородские летописи. - Санкт-Петербург, 1879. - 602 с.

2. Зимин, А.А. Опричнина / А.А. Зимин. - Москва, 2001. - 447 с.

3. Древняя российская вивлиофика. Ч. 13. - Москва, 1790. - 459 с.

4. Корзинин, А.Л. Путь к власти Сабуровых и Годуновых / А.Л. Корзинин // Шаги-Steps. - 2021.

- Т. 7. - № 3. - С. 287 - 311.

5. Правящая элита Русского государства в правление Ивана Грозного: электронная база данных и историческое исследование -URL: https://russian-court.spbu.ru/component/ fabrik/details/1/7125.html?Itemid=108 (дата обращения 12.02.2022 г.).

6. Веселовский, С.Б. Исследования по истории опричнины / С.Б. Веселовский. - Москва, 1963. - 539 с.

7. Полное собрание русских летописей. Т. 34. -Москва, 1978. - 303 с.

8. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. - Санкт-Петербург, 1841. - Т. 2. - 438 с.

9. Кобеко, Д.Ф. Сабуровы и князья Ноготковы / Д.Ф. Кобеко // Летопись Историко-Родослов-ного общества. - 1905. - Вып. 2. - С. 3 - 6.

10. Скрынников, Р.Г. Царство террора / Р.Г. Скрынников. - Санкт-Петербург, 1992. - 571 с.

11. Зимин, А.А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой Крестьянской войны в России / А.А. Зимин. - Москва, 1986. - 331 с.

12. Ракитина, М.Г. Биографический очерк (Захоронение Пелагеи (Феодосии) Михайловны Соловой (в иночестве Прасковьи), 1622 г.) / М.Г. Ракитина // Некрополь русских великих княгинь и цариц в Вознесенском монастыре Московского Кремля: материалы исследований в 4 т. / отв. ред.-сост. д. и. н. Т.Д. Панова. Т. 4. Ч. 1. - Москва, 2021. - С. 124 - 134.

13. Полное собрание русских летописей. Т. 14. Половина 1. - Санкт-Петербург, 1910. - 154 с.

14. Временник Ивана Тимофеева / Подготовка к печати, перевод и комментарии О.А. Державиной: под ред. члена-корреспондента АН СССР В.П. Адриановой-Перетц. - Москва

- Ленинград, 1951. - 509 с.

15. Успенский, Б.А. Иноческие имена на Руси / Б.А. Успенский, Ф.Б. Успенский. - Москва -Санкт-Петербург, 2017. - 340 с.

16. Литвина, А.Ф. Манифестация связи с правящим домом в женских именах: ранние Романовы и семья Дмитрия Годунова / А.Ф. Литвина, Б.А. Успенский // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2018. - № 4 (74). - С. 63 - 79.

17. Словарь русского языка XI - XVII вв. - Москва, 1991. Вып. - 17. - 295 с.

18. Акты Покровского Суздальского девичьего монастыря XVI - начала XVII века / сост. А.В. Антонов, А.В. Маштафаров. - Москва, 2019.

- 464 с.

19. Скрынников, Р.Г. Россия накануне «смутного времени» / Р.Г. Скрынников. - Москва, 1980.

- 205 с.

20. Токмаков, И.Ф. Историческое и археологическое описание Покровскаго девичьяго монастыря, в городе Суздале (Владимирской губернии) в связи с житием преподобной чудотворицы Софии (в мире великой княги-

ни Соломонии) и царицы инокини Елены (в мире Евдокии Феодоровны Лопухиной) / И.Ф. Токмаков. - Владимир, 1913. - 88 с.

21. Акты служилых землевладельцев XV - начала XVII века. Т. I - IV / сост. А.В. Антонов. - Москва, 1997. - 2008.

22. Георгиевский, В.Т. Иконы Иоанна Грозного и его семьи в Суздале / В.Т. Георгиевский // Старые годы. - 1910. Ноябрь. - С. 3 - 21.

23. Вилинбахова, Т.Б. О трех иконах из Покровского монастыря Суздаля в собрании ГРМ / Т.Б. Вилинбахова // Древнерусское искусство: Новые атрибуции. Сб. статей. - Санкт-Петербург, 1994. - С. 3 - 12.

24. Шалина, И.А. Иконы из ризницы Покровского Суздальского монастыря в собрании Русского музея / И.А. Шалина // Материалы научных чтений 13 октября 2017. - Суздаль, 2018.

- С. 51 - 126.

25. Курганова, Н.М. Страницы истории некрополя города Суздаля / Н.М. Курганова. - Москва, 2007. - 119 с.

26. Зюзева, С.Г. О двух царских украшенных иконах святителя Николая XVI столетия / С.Г. Зюзева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства.

- 2020. - Вып. 39. - С. 63 - 75.

27. Опись Покровского женского монастыря в г. Суздале 7159 / 1651 года / Сообщ. действ. чл. В.Т. Георгиевский // Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Кн. V. - Владимир, 1903. - С. 55 - 126.

28. Описание актов собрания графа А.С. Уварова: Акты исторические, описанные И.М. Катаевым и А.К. Кабановым; под ред. проф. М.В. Довнар-Запольского. - Москва, 1905. -668 с.

29. Отдел письменных источников Государственного исторического музея. Ф. 17. Оп. 2. Карт. 1. Л. 91 - 92.

30. Провинциальный некрополь. Т. 1. - Москва, 1914. - 1008 с.

31. Ткаченко, В.А. Московские Рюриковичи / В.А. Ткаченко. - Москва, 2013. - 320 с.

32. Юрганов, А.Л. Категории русской средневековой культуры / А.Л. Юрганова. - Москва, 1998. - 448 с.

33. Федоров, А. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале: о построении и о именовании его, и о бывшем прежде в нем великом княжении, и о протчем к тому потребном ради любопытных собранное из различных показаний вкратце / А. Федоров // Временник общества истории и древностей российских. - 1855. - Вып. 22. - С. 1 - 210.

34. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия: Краткие исторические сведения с приложением описей сохраняющихся в них древних предметов / под ред. действ. чл. Владимирской учен. архивной ко-мис. прот. В.В. Косаткина. Ч. 1. - Владимир, 1906. - 353 с.

35. Шокарев, С.Ю. Источники по истории московского некрополя XII - начала XX в. / С.Ю. Шокарев. - Москва - Санкт-Петербург, 2019.

- 486 с.

36. Кошелева, О.Е. «Отходя от света сего...» Частная жизнь московской элиты через призму завещаний / О.Е. Кошелева // Человек в мире чувств: Очерки по частной жизни в Евро-

пе и некоторых странах Азии до начала Нового времени / под ред. Ю.Л. Бессмертного.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Москва, 2000. - С. 339 - 386.

37. Завещание князя Дмитрия Пожарского / публикация подготовлена Ю.М. Эскиным // Отечественная история. - 2000. - № 1. - С. 143

- 157.

38. Отдел письменных источников Государственного исторического музея. Ф. 17. Оп. 2. Карт. 1. Л. 69, 69 об.

39. Куглюковский, П.И. О вскрытии гробниц в Покровском соборе в г. Суздаля / П.И. Куглюковский // Археологические открытия 1972 года.

- Москва, 1973. - С. 70.

40. Панова, Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI - XVI веков / Т.Д. Панова. - Москва, 2004. - 181 с.

41. Елкина, И.И. Текстиль Московской Руси XVI -XVII вв. по археологическим данным: атрибуция, технология, реконструкция: дис. ... к. и. н. / И.И. Елкина. - М. 2019. Т. 1. - 247 с.

• References

1. Novgorodskie letopisi [Novgorod Chronicles]. -St.Petersburg, 1879. - 602 p.

2. Zimin, A.A. Oprichnina. [Oprichnina] / A.A. Zimin.

- Moscow, 2001. - 447 p.

3. Drevnyaya rossijskaya vivliofika [Ancient Russian vivliofika]. Part 13. - Moscow, 1790. - 459 p.

4. Korzinin, A.L. Put' k vlasti Saburovyh i Goduno-vyh [The path to power of the Saburovs and Godunovs] / A.L.Korzinin // Steps-Steps. - 2021.

- Vol. 7. - No. 3. - P. 287 - 311.

5. Pravyashchaya elita Russkogo gosudarstva v pravlenie Ivana Groznogo: elektronnaya baza dannyh i istoricheskoe issledovanie [The ruling elite of the Russian state during the reign of Ivan the Terrible: electronic data-base and historical research] URL: https://russian-court.spbu. ru/component/fabrik/details/1/7125.html?Item-id=108 (accessed: 12.02.2022).

6. Veselovsky, S.B. Issledovaniya po istorii oprich-niny [Studies on the history of Oprichnina] / S.B.Veselovsky. - Moscow, 1963. - 539 p.

7. Polnoe sobranie russkih letopisej [The Complete collection of Russian chronicles]. Vol. 34. - Moscow, 1978. - 303 p.

8. Akty istoricheskie, sobrannye i izdannye Arheo-graficheskoj komissiej [Historical acts collected and published by the Archeographic Commission]. - St. Petersburg, 1841. - Vol. 2. - 438 p.

9. Kobeko, D.F. Saburovy i knyaz'ya Nogotkovy [The Saburovs and the princes Nogotkovs] / D.F. Kobeko // Letopis' Istoriko-Rodoslovnogo obsh-chestva [Chronicle of the Historical and Genealogical Society]. - 1905. - Issue 2. - P. 3 - 6.

10. Skrynnikov, R.G. Tsarstvo terrora [The Reign of Terror] / R.G. Skrynnikov. - St. Petersburg, 1992.

- 571 p.

11. Zimin, A.A. V kanun groznyh potryasenij: Pred-posylki pervoj Krest'yanskoj vojny v Rossii [On the eve of terrible upheavals: Prerequisites of the first Peasant war in Russia] / A.A. Zimin. - Moscow, 1986. - 331 p.

12. Rakitina, M.G. Biograficheskij ocherk (Zahoro-nenie Pelagei (Feodosii) Mihajlovny Solovoj (v inochestve Praskov'i), 1622 g.) [Biographical sketch (Burial of Pelageya (Feodosiya) Mikhailovna Solova (in the monastic life - Prask-ovya), 1622)] / M.G. Rakitina // Nekropol' russkih

velikih knyagin' i caric v Voznesenskom monas-tyre Moskovskogo Kremlya: materialy issledo-vanij v 4 t. [Necropolis of Russian Grand Duchesses and Tsarinas in the Ascension Monastery of the Moscow Kremlin: materials of research in 4 volumes] / Ed.-comp. T.D. Panova. Vol. 4. Part 1. - Moscow, 2021. - P. 124 - 134.

13. Polnoe sobranie russkih letopisej [The complete collection of Russian chronicles]. Vol. 14. Half 1. - St.Petersburg, 1910. - 154 p.

14. Vremennik Ivana Timofeeva [Ivan Timofeev's annals] / Preparation for printing, translation and comments by O.A. Derzhavina. Ed. V.P.Adriano-va-Peretz. - Moscow - Leningrad, 1951. - 509 p.

15. Uspensky, B.A. Inocheskie imena na Rusi. [Monastic names in Russia] / B.A.Uspensky, F.B.Us-pensky. - Moscow - St. Petersburg, 2017. - 340 p.

16. Litvina, A.F. Manifestaciya svyazi s pravyashchim domom v zhenskih imenah: rannie Romanovy i sem'ya Dmitriya Godunova [Manifestation of the connection with the Ruling house in female names: the early Romanovs and the family of Dmitry Godunov] / A.F. Litvina, B.A. Uspensky // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki [Old Russia. The issues of medieval studies]. - 2018. - № 4 (74). - P. 63 - 79.

17. Slovar' russkogo yazyka XI - XVII vv. [Dictionary of the Russian language of the XI - XVII centuries]. - Moscow, 1991. - Issue 17. - 295 p.

18. Akty Pokrovskogo suzdal'skogo devich'ego monastyrya XVI - nachala XVII veka [Acts of the Suzdal Pokrovsky Maiden Monastery of the XVI -early XVII century] / Comp. A.V. Antonov, A.V. Mashtafarov. - Moscow, 2019. - 464 p.

19. Skrynnikov, R.G. Rossiya nakanune «smutnogo vremeni» [Russia on the eve of the "Time of Troubles"] / R.G. Skrynnikov. - Moscow, 1980. - 205 p.

20. Tokmakov, I.F. Istoricheskoe i arheologicheskoe opisanie Pokrovskago devich'yago monasty-rya, v gorode Suzdale (Vladimirskoj gubernii) v svyazi s zhitiem prepodobnoj chudotvoricy Sofii (v mire velikoj knyagini Solomonii) i caricy inokini Eleny (v mire Evdokii Feodorovny Lopuhi-noj) [Historical and archaeological description of the Pokrovsky Maiden Monastery in Suzdal (Vladimir province) in connection with the life of the Venerable Wonderworker Sophia (in the world - Grand Duchess Solomonia) and Tsarina nun Elena (in the world - Evdokiya Feodorovna Lopukhina)] / I.F. Tokmakov. - Vladimir, 1913. -88 p.

21. Akty sluzhilyh zemlevladel'cev XV - nachala XVII veka. T. I - IV [Acts of the landowners of the XV -beginning of the XVII century]. Vol. I - IV / Comp. A.V. Antonov. - Moscow, 1997 - 2008.

22. Georgievsky, V.T. Ikony Ioanna Groznogo i ego sem'i v Suzdale [Icons of Ioann the Terrible and his family in Suzdal] / V.T. Georgievsky // Starye gody [Old Years]. - 1910. November. - P. 3 - 21.

23. Vilinbakhova, T.B. O trekh ikonah iz Pokrovsko-go monastyrya Suzdalya v sobranii GRM [About three icons from the Suzdal Pokrovsky Monastery in the collection of the GRM] / T.B. Vilinbak-hova // Drevnerusskoe iskusstvo: Novye atribucii [Ancient Russian art: New attributions]. Collection of articles. - St.Petersburg, 1994. P. 3-12.

24. Shalina, I.A. Ikony iz riznicy Pokrovskogo Su-zdal'skogo monastyrya v sobranii Russkogo muzeya [Icons from the sacristy of the Suzdal Pokrovsky Monastery in the collection of the Russian Museum] / I.A. Shalina // Materials of

scientific readings, October 13, 2017. - Suzdal, 2018. - P. 51 - 126.

25. Kurganova, N.M. Stranicy istorii nekropolya goroda Suzdalya [Pages of the history of the necropolis of Suzdal] / N.M. Kurganova. - Moscow, 2007. - 119 p.

26. Zyuzeva, S.G. O dvuh carskih ukrashennyh iko-nah svyatitelya Nikolaya XVI stoletiya [About two royal decorated icons of St. Nicholas of the XVI century] / S.G. Zyuzeva // Vestnik PSTGU. Seriya V: Voprosy istorii i teorii hristianskogo isk-usstva [Bull. of St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities. Series V: Problems of the history and theory of Christian Art]. - 2020. - Issue 39. -P. 63 - 75.

27. Opis' Pokrovskogo zhenskogo monastyrya v g. Suzdale 7159 / 1651 goda [Inventory of the Pokrovsky Convent in Suzdal 7159 / 1651] / Reported by V.T. Georgievsky // Trudy Vladimirskoj uchenoj arhivnoj komissii [Proc. of the Vladimir Scientific Archival Commission]. Book V. -Vladimir, 1903. - P. 55 - 126.

28. Opisanie aktov sobraniya grafa A.S. Uvarova: Akty istoricheskie, opisannye I.M. Kataevym i A.K. Kabanovym, pod red. prof. M.V. Dov-nar-Zapol'skogo [Description of the acts of the collection of Count A.S. Uvarov: Historical acts described by I.M.Kataev and A.K.Kabanov, Ed. Prof. M.V. Dovnar-Zapolsky]. - Moscow, 1905. -668 p.

29. Otdel pis'mennyh istochnikov Gosudarstvenno-go istoricheskogo muzeya [Department of Written Sources of the State Historical Museum]. F. 17. Op. 2. Kart. L. P. 91 - 92.

30. Provincial'nyj nekropol' [Provincial necropolis]. Vol. 1. - Moscow, 1914. - 1008 p.

31. Tkachenko, V.A. Moskovskie Ryurikovichi [The Ryurikovichs of Moscow] / V.A. Tkachenko. -Moscow, 2013. - 320 p.

32. Yurganov, A.L. Kategorii russkoj srednevekovoj kul'tury [Categories of Russian medieval culture] / A.L. Yurganov. - Moscow, 1998. - 448 p.

33. Fedorov, A. Istoricheskoe sobranie o bogo-spasaemom grade Suzhdale: o postroenii i o imenovanii ego, i o byvshem prezhde v nem velikom knyazhenii, i o protchem k tomu potre-bnom radi lyubopytnyh sobrannoe iz razlichnyh pokazanij vkratce [Historical collection about the God-saved city of Suzhdal: about its construction and naming, and about the Grand duchy that was formerly in it, and about other things necessary for the sake of the curious, collected from various testimonies in brief] / A. Fedorov // Vremennik Obshchestva istorii i drevnostej rossijskih [Annals of the Society of Russian History and Antiquities]. - 1855. - Issue 22. - P. 1 - 210.

34. Monastyri, sobory i prihodskie cerkvi Vladimirskoj eparhii, postroennye do nachala XIX stoletiya:

Kratkie istoricheskie svedeniya s prilozheniem opisej sohranyayushchihsya v nih drevnih pred-metov [Monasteries, cathedrals and parish churches of the Vladimir diocese built before the beginning of the XIX century: Brief historical information with the appendix of inventories of ancient objects preserved in them] / Pod red. dejstv. chl. Vladimirskoj uchen. arhivnoj komis. prot. V.V. Kosatkina [Under the editorship of a member of the Vladimir Scientific Archival Commission prot. V.V. Kosatkin]. Part 1. - Vladimir, 1906. - 353 p.

35. Shokarev, S.Yu. Istochniki po istorii moskovskogo nekropolya XII - nachala XX v. [Sources on the history of the Moscow necropolis of the XII - early XX century] / S.Yu. Shokarev. - Moscow - St. Petersburg, 2019. - 486 p.

36. Kosheleva. O.E. «Othodya ot sveta sego...» Chastnaya zhizn' moskovskoj elity cherez prizmu zaveshchani ["Moving away from this world ..." The private life of the Moscow elite through the prism of wills] / O.E. Kosheleva // Chelovek v mire chuvstv: Ocherki po chastnoj zhizni v Ev-rope i nekotoryh stranah Azii do nachala Novo-go vremeni [Man in the world of feelings: Essays on private life in Europe and some Asian countries before the beginning of Modern Times] / Ed. Yu.L. Bessmertny. - Moscow, 2000. - P. 339

- 386.

37. Zaveshchanie knyazya Dmitriya Pozharsko-go [The testament of Prince Dmitry Pozharsky] (publication prepared by Yu.M.Eskin) // Russian History. - 2000. - No. 1. - P. 143-157.

38. Otdel pis'mennyh istochnikov Gosudarstvenno-go istoricheskogo muzeya [Department of Written Sources of the State Historical Museum]. F. 17. Op. 2. Kart. 1. P. 69, 69 ob.

39. Kuglyukovsky, P.I. O vskrytii grobnic v Pokrovskom sobore v g. Suzdalya [About the opening of tombs in the Intercession Cathedral in Suzdal] / P.I. Kuglyukovsky // Archaeological discoveries of 1972. - Moscow, 1973. - P. 70.

40. Panova, T.D. Tsarstvo smerti. Pogrebal'nyj obry-ad srednevekovoj Rusi XI - XVI vekov [The Kingdom of death. The funeral rite of medieval Russia of the XI - XVI centuries] / T.D. Panova.

- Moscow, 2004. - 181 p.

41. Elkina, I.I. Tekstil' Moskovskoj Rusi XVI-XVII vv. po arheolog-icheskim dannym: atribuciya, tekh-nologiya, rekonstrukciya [Textiles of Moscow Russia of the XVI - XVII centuries according to archaeological data: attribution, technology, reconstruction] Diss... Cand. Sci. (History). / I.I. Elkina. - Moscow, 2019. - Vol. 1. - 247 p.

Статья поступила в редакцию 17.02.2022 The Editorial Office received the paper on 17.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.