Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 63-75 БОТ: 10.15382МшгУ202039.63-75
Зюзева Светлана Геннадиевна, науч. сотрудник Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Российская Федерация, 103132, г. Москва, Кремль [email protected]
ОКСГО: 0000-0002-6499-0811
О ДВУХ ЦАРСКИХ УКРАШЕННЫХ ИКОНАХ
святителя Николая XVI столетия
С. Г. Зюзева
Аннотация: В статье рассматриваются два царских оклада на почитаемые иконы святителя Николая. Один из них — не дошедший до наших дней оклад древней иконы «Никола Великорецкий», принесенной в 1555 г. из Вятки в Успенский собор Московского Кремля. Повелением царя Ивана Васильевича образ был поновлен и украшен чеканной ризой и окладом с черневыми дробницами. Выдвинуто предположение, что состав дробниц (среди которых присутствуют образы московских митрополитов Алексея, Петра и Ионы, преподобного Александра Свирского) связан с текстом сказания об иконе «Никола Великорецкий» и что создание чеканного убора могло быть связано с работой европейских мастеров при царском дворе. Далее в статье анализируется программа дробниц, размещенных на киоте иконы «Святитель Николай», — моленного образа Евдокии Богдановны Сабуровой, первой жены царевича Ивана Ивановича, постриженной в Покровский монастырь г. Суздаля после 1572 г. На узких полях створок помещены пластины с изображением Деисуса, вселенских учителей Церкви и русских святых, а также небесных покровителей заказчицы и династии Рюриковичей и Годуновых. Высказано предположение, что чеканный киот для иконы был дополнен дробницами с соименными святыми двух царских династий после вступления царя Бориса Годунова на престол в 1598 г.
Ключевые слова: иконы святителя Николая, кремлевские мастерские, ювелирное искусство, придворная культура, торевтика, европейские мастера.
Памятники, о которых пойдет речь в статье, уже становились предметом исследований М. А. Маханько1 и И. А. Стерлиговой2. В данной работе мы хотим обратиться к иным аспектам изучения произведений. Как известно, с середины XVI в. предметом особой заботы Москвы становятся иконы святителя Николая различных иконографических изводов. Царь Иван Грозный ставил перед собой
1 Маханько М. А. «Вологодский извод» иконы «Никола Великорецкий». О разных редакциях житийного варианта чудотворного образа // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011. С. 464—483; Маханько М. А. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI века. М., 2015. С. 217—240.
2 Стерлигова И. А. Драгоценные иконы святителя Николая в Древней Руси // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. С. 382—408.
цель собрать в Кремле все прославленные чудотворные иконы святителя. В XVI в. начинается столичное почитание прославленных в разных землях России икон мирликийского святителя. Древний образ Николы Великорецкого, обретенный в 1380 г. в Вятке, в 1555 г. был торжественно принесен в столицу и поставлен в Успенском соборе Московского Кремля, напротив митрополичьего и царского моленного места. Повелением царя Ивана Васильевича образ был поновлен и украшен золотой чеканной ризой с драгоценными камнями и серебряным чеканным окладом с восемью золотыми дробницами с черневыми изображениями святых3. Икона была помещена в киот, украшенный золотом и серебром4.
Самое подробное описание убора приводится в литературе XIX в. со ссылками на несохранившуюся опись Вятского кафедрального собора 1669 г.: «Образ чудотворной великого Николы чудотворца Великорецкого в киоте с чудесами. Риза и венец в середине чеканное золотое. В венце камень яхонт лазоревой, да два камени яхонты червчатых, да в венце же четыре зерна жемчужных бурмиц-ких. Кресты на омофоре и круг венца и ризы и цки обнизано жемчугом бур-минским. Жемчугу числом двести пятьдесят три зерна. На полях оклад серебряный, чеканный, золоченый с трубами. А на полях восемь плащей серебряных золочено. А по рези наведено чернью. На плаще образ живоначальныя Троицы. А на четырех плащах четыре Евангелиста, а на плаще трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго; а на двух плащах московские чудотворцы Петр и Алексей и Иона, да преподобной Александр Свирской чудотворец. А около чудотворного образа чудеса Николы Чудотворца. Оклад серебряной золоченой. Около глав двенадцать венцов. Подпись на окладе выби-вана. А приклад весь у чудотворного образа Николы чудотворца Великорецкого жалованы блаженные памяти Великого Государя Царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси. До настоящего времени (т. е. до 1875 г. — С. З.) сохранилась при Вятском кафедральном соборе приложенная царем Иоанном Васильевичем золотая риза, сделанная для середины Великорецкого образа, с одним яхонтом лазоревым, двумя червчатыми и жемчугом в венце, а также жемчугом на крестах омофора, на краях одежды и краях золотой ризы и с чернью на буквах в подписи имени Святителя и на украшениях Евангелия в руке его... Венец около главы Святителя не отделен от золотой ризы, на оконечностях вокруг гладкий, а в середине украшен чеканными выпуклыми травами. Омофор Святителя совершенно гладкий, без всяких чеканных или резных украшений. Фелонь по местам со складками, но также без украшений резных или чеканенных»5.
3 «Принесенный в Москву, великорецкий чудотворный образ великого чудотворца Николая, повелением благочестивого государя, царя и великого князя Иоанна Васильевича самодержца, обложен в Москве, его царскою казною, новым чеканным окладом, и позлащен с чернью. А в середине образ великого Чудотворца Николая обложен ризою из чистого золота и украшен драгоценными камнями. Прежний же, бывший на том чудотворном образе оклад, благочестивый государь указал отдать в Вятку в соборную церковь» (Кашминский С., прот. О Великорецкой чудотворной иконе святителя Николая // Вятские епархиальные ведомости. Вятка, 1875. № 10. С. 323).
4 Повести о великорецкой иконе св. Николая / изд. А. С. Верещагин // Памятники Вятской письменности ХУП—ХУШ веков. Вятка, 1905. С. 20.
5 Кашминский С. Указ. соч. С. 323—324.
В последние годы появились исследования о работе европейских ювелиров разных специальностей при дворе Ивана Грозного6. В настоящее время к работе западных чеканщиков исследователями отнесены несколько памятников середины — 2-й пол. XVI в. — это оклад иконы «Троица» 1548 г.7, напрестольный крест 1560 г.8, серебряная крышка раки преподобного Сергия Радонежского 1585 г. 9, чеканная икона «Благовещение»10. Можно предположить, что несохранившийся убор иконы «Никола Великорецкий», выполненный в технике высокорельефной чеканки, ранний памятник эпохи царствования Ивана Грозного, мог быть также выполнен европейскими мастерами. Отметим, что в том же 1555 г. была начата работа над серебряной ракой преподобного Сергия Радонежского11. Насколько можно судить по сохранившимся памятникам середины — 2-й пол. XVI в., русские мастера не владели приемами фигуративной чеканки, создание группы произведений в технике высокорельефной чеканки в небольшой промежуток времени может косвенно свидетельствовать о работе европейского мастера-торевта при царском дворе.
Обратимся к анализу программы дробниц оклада иконы «Никола Великорецкий». В центре верхнего поля оклада находилось изображение Святой Троицы, по углам — четырех евангелистов. На боковых полях располагались две дробницы: на одной были представлены образы преподобного Александра Свирского и московского митрополита Ионы, на другой — московских митрополитов Петра и Алексея. На нижней дробнице были изображены три великих святителя: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Царь Иван Грозный особо почитал преподобного Александра — первая победа царского войска в успешном походе на Казань в 1552 г. свершилась на день памяти недавно канонизированного святого. В деревянном обетном храме Покрова на Рву 1 октября 1554 г. был освящен придел Александра Свирского.
В тексте сказания «о святой и чудотворной великорецкой иконе святого чудотворца Николы архиепископа и о чудесех от образов святого митрополита
6 Баталов А. Л. Европейские архитекторы и военные специалисты на службе Ивана IV в свете письменных источников: Еще раз об истории Ганса Шлитте // Материалы и исследования. Федеральное гос. учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"». 2014. С. 8—32.
7 Ризница Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: 700-летию рождества преподобного Сергия посвящается: в 2 т. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2014. Т. 1. С. 183—185.
8 Стерлигова И. А. Введение к части второй «Святыни государственной казны и ризниц кремлевских храмов» // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники: сб. статей. Кн. 2. / сост. и отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. М., 2014. С. 294.
9 Воронцова Л. М. Оклад на икону «Преподобный Сергий Радонежский» из собрания Сергиево-Посадского музея // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы VI международной конференции 28—31 октября 2008. Сергиев Посад, 2010. С. 289-304.
10 Зюзева С. Г. Серебряная икона «Благовещение» XVI в. Работа западного мастера в Москве // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2019. Вып. 34. С. 37-48.
11 Николаева Т. В. Декоративно-прикладное искусство // Очерки русской культуры XVI в. Ч. 2. М., 1977. С. 369-370.
Ионы и преподобного Александра Свирского чудотворца» детально фиксируется, как святой образ был перенесен из Вятки в Москву. Подробно описаны происходившие чудеса в Казани, где исцеление получали православные и неверные. Описание торжественной церемонии переноса иконы в Успенский собор повествует о свершавшихся чудесах от мощей московских святителей и иконы «Преподобный Александр Свирский»12. Далее в тексте указывается: «. боголюбивый же царь и великий князь Иван предложи совет свой отцу своему преосвященному митрополиту Макарию, паче же и понуди его, дабы велел ико-нописцом во своих святительских палатах построити и обновити образ святого Николы. Митрополит же Макарий молитвовал и при себе повеле иконописцом построити и обновити святый образ во святых полатах со всяким благоволением, и обновив внесоша его паки в соборную церковь великую Пресвятые Богоматери, и тогда наипаче много чудеса содевахуся от него. Христолюбивый же царь и преосвященный митрополит украсиша той образ златом и сребром и драгим бисером и камением многоценным, тако же и киот устроиша златом и сребром, и отпустиша его на Вятку»13. Несомненно, состав дробниц на окладе был определен царем и митрополитом Макарием и мог быть связан с описанными историческими событиями. Иконографическая программа дробниц раскрывала идею прославления вятской святыни как вклад русского благочестия в национальную историю, а также напоминала об одержанной победе над неверными. Образы трех московских митрополитов представляли покровителей стольного града, опору национальной Церкви, уподоблялись трем вселенским учителям. Через год, 3 августа 1556 г., украшенный образ был отправлен обратно в Вятку. В Москве остались почитаемые списки иконы: один из них был помещен в Покровский собор на Рву; другой — остался в Успенском соборе, где занял почетное место чудотворной вятской святыни — против митрополичьего и царского моленного места. Икона не сохранилась, она имела басменный оклад, среди ее прикладов была наперсная золотая икона с черневым изображением Богоматери и святителя Николая14.
Вторая украшенная икона, на которой мы хотим подробнее остановиться, происходит из Покровского монастыря г. Суздаля, в настоящее время хранится в Оружейной палате Московского Кремля15 (ил. 1). Список был моленной иконой Евдокии Богдановны Сабуровой, первой жены царевича Ивана Иванови-
12 «Тогда же божественная благодать Господа нашего Иисуса Христа рождшия Богородица от своего чудотворного образа иконы Владимирская преславная чудеса содевая, подобно же сему и великие святители Петр и Алексей паче же и сей великий святитель чудотворный Иона, о нем же повесть составися, многа чудеса и исцеления тогда содевахуся; не токмо от святых мощей честных рак, но и от образов их на святых иконах написанных; бъ же просиявшего в чудесах преподобного Александра Свирского, иже бъ поставлен у столпа противу чудотворного гроба блаженного Ионы сего митрополита и от того образа много тогда исцеления быша, и от иных образов також, их писати невместимо множества ради» (Повести о великорецкой иконе св. Николая / изд. А. С. Верещагин // Памятники Вятской письменности ХУП—ХУШ веков. Вятка, 1905. С. 19).
13 Там же. С. 20.
14 Музеи Московского Кремля. Инв. № МР-3658.
15 Музеи Московского Кремля. Инв. № Ж-2160/1-2, МР-1176. И. А. Стерлигова предположила, что киот мог быть устроен к свадьбе Ивана Ивановича и Евдокии Богдановны
Ил. 1. Икона «Святитель Николай» в окладе и киоте. 1570-е гг. Дробницы на киоте — кон. XVI — нач. XVIIв. Музеи Московского Кремля
ча, постриженной в Покровском монастыре Суздаля после 1572 г. Оклад и киот иконы «Святитель Николай» имеют довольно широкие хронологические рамки, обусловленные историческими обстоятельствами: от 1572 г. до конца XVI в. Как следует из описной книги Покровского монастыря 1619 г., образ был вложен «княгиней Ивана Ивановича царицей старицей Александрой»16. Поэтому икона традиционно относится к вкладам царицы Евдокии Сабуровой и датируется последней третью XVI в.17 Ее золотой оклад состоит из венца и цаты, сплошь украшенных драгоценными камнями различных оттенков, чеканного фона и полей. На фоне помещен плоскостный узор, состоящий из симметрично раздваивающихся и переплетающихся стеблей, на который наложены два крупных чеканных клейма с высокорельефными изображениями Христа и Богоматери. Широкие поля покрыты пышным чеканным узором тонких переплетающихся стеблей с листьями и цветами.
Над созданием оклада работал первоклассный мастер, в совершенстве владеющий приемами работы с металлом. Рельефные изображения на окладе иконы обладают общими чертами с памятниками торевтики широкого временного
(см.: Стерлигова И. А. Драгоценные иконы святителя Николая в Древней Руси // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. С. 398-399).
16 Георгиевский В. Т. Иконы Иоанна Грозного и его семьи в Суздале // Старые годы. 1910. Ноябрь. С. 20.
17 Стерлигова И. А. Драгоценные иконы святителя Николая в Древней Руси. С. 398.
диапазона — от 1560 до 1603 г.18 Их объединяет выраженная пластическая моделировка, характер проработки деталей и особенности работы с металлом. Чеканный орнамент характерен для произведений 2-й пол. XVI в.: плотный, сгущенный декор на фоне оклада, выполненный под влиянием восточного искусства, встречается в произведениях последней четв. XVI в.19 Обращает на себя внимание и техника его исполнения, характерная больше для восточного ювелирного искусства: сверху чеканный узор проработан резцом. Итальянизированный орнамент полей со сдвоенными и строенными листьями, лилиеобразными цветами и ромбовидными розетками имеет аналоги в произведениях московских мастеров середины XVI в. — первого десятилетия XVII в.20 В художественном строе оклада органично сочетаются элементы европейской традиции (характер ренессансно-го орнамента, рельефная чеканка) и влияние восточного искусства. Икона заключена в серебряный киот с двумя створками, на которых помещены чеканные композиции из евангельской истории и клейма со сценами из жития святителя Николая. Оклад и киот немного различаются в некоторых технических нюансах, отличия заключаются в способах доработки металла, сказывается и разница материала (золото оклада и серебряные пластины киота). Тем не менее близкий характер декора и особенности исполнения чеканных клейм (передача пропорций фигур, трактовка выразительных жестов, единый тип ликов с прямыми носами, миндалевидными глазами, выделенными скулами) указывают на одновременность создания чеканного оклада и киота иконы. Узкие поля киота украшены чеканным травным узором и драгоценными камнями в высоких кастах. На полях киота помещены 25 пластин овальной формы с резными образами святых (ил. 2, 3). На дробницах отсутствует изображение св. Евдокии и есть св. Александра, следовательно, дробницы можно датировать после пострижения царицы в монастырь в 1572 г.21 Линеарно прорисованные фигуры с маленькими головами, с мелкими, чуть обозначенными чертами лиц, с маленькими ладонями и ступнями, с выделенными параллельной штриховкой контурами фигур и складками
18 Назовем напрестольный крест 1560 г. (см.: Стерлигова И. А. Введение к части второй «Святыни государственной казны и ризниц кремлевских храмов» // Московский Кремль
XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники: сб. статей. Кн. 2 / сост. и отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. М., 2014. С. 294); чеканный киот иконы «Богоматерь Корсунская» 1580-1590-х гг. (см.: Быкова З. А. Чудотворная икона Богоматери «Умиление Корсунская» из Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. 7. С. 136—154); оклад Евангелия, вложенного в 1603 г. в Троицкий собор Ипатьевского монастыря окольничим Иваном Годуновым (см.: Борис Годунов: От слуги до государя Всея Руси / сост. каталога И. А. Бобровницкая, О. А. Ци-цинова. М., 2015. Кат. № 123).
19 Орнамент на фоне оклада иконы «Пророк Иоанн Предтеча» конца XVI в. (см.: Борис Годунов. От слуги до государя Всея Руси. Кат. № 7); оклад иконы «Преподобный Пафнутий Боровский» второй пол. XVI в. (см.: Там же. Кат. № 16).
20 Например оклад иконы «Богоматерь Одигитрия» сер. XVI в. (см.: Ризница Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: 700-летию рождества преподобного Сергия посвящается. Т. 1. С. 186); жезл, выполненный в первой четв. XVII в. (см.: Бобровницкая И. А., Мартынова М. В. Регалии российских государей и другие атрибуты великокняжеского и царского сана XIV—
XVII веков: Каталог собрания. М., 2018. Кат. № 37).
21 Стерлигова И. А. Драгоценные иконы святителя Николая в Древней Руси. С. 398—399.
Ил. 2—3. Правая и левая створки киота иконы «Святитель Николай»
одежд, стоящие на сетчатом мелкоштрихованном поземе (ил. 4), характерны для произведений последней четв. XVI — нач. XVII в. Подобные резные изображения помещены на дробницах окладов икон «Богоматерь Владимирская» последней четв. XVI в.22 (ил. 5); «Троица» 1600 г.23 (ил. 6); «Богоматерь Владимирская» рубежа XVI—XVII вв.24, нагробном покрове царевича Федора Борисовича Годунова25. Вероятно, дробницы появились на киоте уже на рубеже XVI—XVII вв. В пользу этого предположения говорит и то, как дробницы «наложены» на раппорт орнамента, нарушая ритмику декора.
Программа дробниц, размещенных на киоте иконы «Святитель Николай», была определена владелицей украшенной иконы. На узких полях створок расположены дробницы с изображением Деисуса, вселенских учителей Церкви (Ва-
22 Музеи Московского Кремля. Инв. № Ж-2161/2.
23 Зюзева С. Г. Золотой оклад иконы «Троица» конца XVI века: История создания. Иконографические и стилистические особенности лицевых изображений // Материалы и исследования. Федеральное гос. учреждение культуры «Гос. ист.-культур. музей-заповедник "Московский Кремль"»; 27. М., 2016. С. 64-80.
24 Костромская икона XIII—XIX веков / авт.-сост. С. С. Каткова, Н. И. Комашко. М., 2004. С. 478-480.
25 Спирина Л. М. Святые князья Борис и Глеб на произведениях золотого и серебряного дела XVI—XVII вв. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 450-451.
Ил. 4. Фрагмент левой створки киота
Ил. 5. Фрагмент оклада иконы Ил. 6. Дробница оклада иконы «Троица».
«Богоматерь Владимирская». 1600 г. Музеи Московского Кремля
Последняя треть XVI в.
Музеи Московского Кремля
силий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст), новгородских, псковских и ростовских святых (Никита Новгородский, Иоанн Новгородский, князь Всеволод Псковский, св. Евфросин Псковский, Леонтий Ростовский). Включение образа святой княгини Евфросинии Суздальской26 в иконографическую программу дробниц было связано с местом вклада иконы. В один день памяти с Евфросинией Суздальской празднуется память Евфросинии Александрийской, и ее изображение также присутствует на киоте.
26 Общерусская канонизация святой состоялась в сентябре 1576 г. (см.: Клосс Б. М. Избранные труды. М., 2001. Т. 2. С. 377-404).
На дробницах представлен сонм небесных заступников заказчицы и царского дома: Иоанн Лествичник, преподобный Марк Арефусийский (небесные покровители царевича Ивана27), царица Александра (небесная покровительница Евдокии Богдановны, в монашестве Александры), святая Мария Магдалина (соименная святая Марии Годуновой, поскольку вкладчица драгоценного киота, Евдокия Сабурова, являлась ближайшей родственницей семьи Бориса Годунова28), великомученица царица Ирина (соименная святая Ирины Годуновой), пророк Иеремия — вероятно, он изображен здесь как соименный святой царя Федора Ивановича29, святой князь Борис (на одной дробнице с князем Глебом), священномученик Фео-дот Анкирский, святая Ксения Римлянка (небесные покровители Бориса Годунова и его дочери Ксении), мученик Феодор Стратилат (небесный покровитель царя Федора Ивановича и сына Бориса Годунова — Федора Борисовича30). Возможно, чеканный киот для иконы был дополнен дробницами с соименными святыми двух царских династий Рюриковичей и Годуновых уже после вступления царя Бориса Годунова на престол в 1598 г. Как и в других памятниках эпохи царствования Бориса Годунова — окладах икон «Богоматерь Смоленская» около 1598 г.31, «Троица»
27 На несохранившейся оправе панагии с образом святого Иоанна Лествичника, создание которой было связано с рождением царевича Ивана, находились черневые изображения святого Марка и дьякона Кирилла (см.: Вера и Власть. Эпоха Ивана Грозного / вступ. ст. и сост. Т. Е. Самойлова. Федеральное гос. учреждение культуры «Гос. ист.-культур. музей-заповедник "Московский Кремль"». М., 2007. Кат. № 34; икона с изображением св. Марка Арефусийского и Кирилла дьякона находилась в Успенском соборе Московского Кремля (см.: Иконы Успенского собора Московского Кремля. Вторая пол. XV — XVI в.: Каталог / отв. ред.-сост. Т. В. Толстая. М., 2016. Кат. № 23). Автор каталожного описания Е. А. Оста-шенко предположила, что это мог быть вклад в Успенский собор после смерти Ивана Ивановича в 1581 г.
28 Роды Сабуровых и Годуновых находились в тесном родстве. Оба рода связывают с татарским мурзой Четом. Сестра Евдокии — Домна Богдановна Ноготкова — была теткой Ксении Годуновой.
29 Небесным покровителем царя Федора Ивановича считается апостол Ермий, на день памяти которого он родился и венчался на царство (см.: Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 334. Примеч. 26). Возможно, и другие святые с этим именем могли выступать царскими небесными патронами. В Образной палате хранилась яшмовая панагия с черневым изображением св. Феодора Стратилата и пророка Иеремии (см.: Успенский А. И. Церковно-археологическое хранилище при Московском дворце в XVII в.: Опись Образной палаты 1669 г. // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1902. Кн. 3. С. 44). Вероятно, эта же панагия описывается у И. Е. Забелина: «...икона яшма зелена на ней вырезаны три святых, один подписан: царь Константин назади наведено чернью мученик Христов Федор да пророк Еремей» (Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI—XVII ст. Т. III: Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII ст.: Материалы. М., 2003. С. 613). На серебряном складне из коллекции М. Н. Постникова были изображены небесные покровители семьи царя Федора Ивановича — святые Феодор Стратилат, Ирина, Фотина и пророк Иеремия (см.: Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым. М., 1888. № 1024. Ил. на с. 52).
30 Федор Годунов родился в 1589 г., Ксения Годунова — в 1582 г.
31 Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI века. С. 318-335.
1599/1600 г.32 — сонм небесных патронов в программе дробниц подчеркивал преемственность власти Годуновых от Рюриковичей, подтверждал легитимность и богоизбранность новой царской династии.
Список литературы
Баталов А. Л. Европейские архитекторы и военные специалисты на службе Ивана IV в свете письменных источников: Еще раз об истории Ганса Шлитте // Материалы и исследования. Федеральное гос. учреждение культуры «Гос. ист.-культур. музей-заповедник "Московский Кремль"». 2014. С. 8—32.
Бобровницкая И. А., Мартынова М. В. Регалии российских государей и другие атрибуты великокняжеского и царского сана XIV—XVII веков: Каталог собрания. М., 2018.
Борис Годунов: От слуги до государя Всея Руси / сост. каталога И. А. Бобровницкая, О. А. Цицинова. М., 2015.
Быкова З. А. Чудотворная икона Богоматери «Умиление Корсунская» из Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. 7. С. 136—154.
Вера и Власть. Эпоха Ивана Грозного / вступ. ст. и сост. Т. Е. Самойлова. М., 2007.
Воронцова Л. М. Оклад на икону «Преподобный Сергий Радонежский» из собрания Сергиево-Посадского музея // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы VI международной конференции 28—31 октября 2008. Сергиев Посад, 2010. С. 289-304.
Георгиевский В. Т. Иконы Иоанна Грозного и его семьи в Суздале // Старые годы, 1910. Ноябрь. С. 3-21.
Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI-XVII ст. Т. III: Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII ст.: Материалы. М., 2003.
Зюзева С. Г. Золотой оклад иконы «Троица» конца XVI века: История создания. Иконографические и стилистические особенности лицевых изображений // Материалы и исследования. Федеральное гос. учреждение культуры «Гос. ист.-культур. музей-заповедник "Московский Кремль"»; 27. М., 2016. С. 64-80.
Зюзева С. Г. Серебряная икона «Благовещение» XVI в. Работа западного мастера в Москве // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2019. Вып. 34. С. 37-48.
Иконы Успенского собора Московского Кремля. Вторая пол. XV — XVI век: Каталог / отв. ред.-сост. Т. В. Толстая. М., 2016.
Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым. М., 1888.
Кашминский С., прот. О Великорецкой чудотворной иконе святителя Николая // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1875. № 10. С. 323-327.
Клосс Б. М. Избранные труды. М., 2001. Т. 2.
Костромская икона XIII-XIX веков / авт.-сост. С. С. Каткова, Н. И. Комашко. М., 2004.
Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 318-335.
32 Спирина Л. М. Святые князья Борис и Глеб на произведениях золотого и серебряного дела XVI—XVII вв. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 431-433.
Маханько М. А. «Вологодский извод» иконы «Никола Великорецкий». О разных редакциях житийного варианта чудотворного образа // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011. С. 464-483.
Маханько М. А. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI века. М., 2015.
Николаева Т. В. Декоративно-прикладное искусство // Очерки русской культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. С. 352-391.
Повести о великорецкой иконе Святителя Николая: памятники вятской письменности XVП—XVШ вв. / изд. А. С. Верещагин. Вятка: Губерн. тип., 1905.
Ризница Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: 700-летию рождества преподобного Сергия посвящается: в 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. Т. 1.
Спирина Л. М. Святые князья Борис и Глеб на произведениях золотого и серебряного дела XVI-XVII вв. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 429-452.
Стерлигова И. А. Введение к части второй «Святыни государственной казны и ризниц кремлевских храмов» // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники: сб. статей. Кн. 2. / сост. и отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. М., 2014. С. 282-297.
Стерлигова И. А. Драгоценные иконы святителя Николая в Древней Руси // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011. С. 382-408.
Успенский А. И. Церковно-археологическое хранилище при Московском дворце в XVII в.: Опись Образной палаты 1669 г. // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1902. Кн. 3. С. 7-61.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta.
Seriia V: Voprosy istorii i teorii
khristianskogo iskusstva.
2020. Vol. 39. P. 63-75
DOI: 10.15382/sturV202039.63-75
Svetlana Zyuzeva, Researcher
State Historical and Cultural Museum-Reserve "Moscow Kremlin" Kremlin, Moscow 103132 Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-6499-0811
Two Decorated Tzar's Icons of St. Nicholas of the 16th Century
S. Zyuzeva
Abstract: The article studies two Tzar's revetments on the venerated icons ofSt. Nicholas. One of them is the lost revetment of the ancient icon "Nikola Velikoretskiy", brought in 1555 from Vyatka to the Dormition Cathedral of Moscow Kremlin. By the order of Tzar Ivan Vasilyevich, the icon was renewed and decorated with a toreutic riza and a cover with niello plaques. We suppose that the set of the plaques (among which are images of Moscow metropolitans Alexey, Peter, Iona, St. Alexander Svirskiy) is connected with text of the narrative about the icon "Nikola Velikoretskiy" and that the creation of the
toreutic decoration could be connected with work of European masters at the Tzar's court. The article also analyses the programme of the plaques placed on the case of the icon "St. Nicholas", the prayer icon of Evdokia Bogdanovna Saburova, the first wife of the tzar's son Ivan Ivanovich, tonsured at Pokrovskiy Monastery of Suzdal after 1572. On the narrow margins of the frame, there are plaques with the image of Deisis, the great teachers of the church and Russian saints, as well as the heavenly patrons of the commissioner and the dynasty of Rurik and Godunov. We suppose that the toreutic icon case was supplemented with plaques with similar-named saints of the two tzars' dynasties after Boris Godunov's enthronement in 1598.
Keywords: icons of St, Nicholas, workshops of Kremlin, art of jewellery, culture of tzar's court, toreutics, European masters.
References
Batalov A. (2014) "Evropeiskie arkhitektory i voennye spetsialisty na sluzhbe Ivana IV v svete pis'mennykh istochnikov: Eshche raz ob istorii Gansa Shlitte" [European architects and military specialists in John's IV service in the light of literary sources: Once again on the story of Hans Schlitte]. Materialy i issledovaniia. Federal'noe uchrezhdenie kul'tury "Moskovskii KremlP. 8-32 (in Russian).
Bobrovnitskaia I., Martynova M. (2018) "Regalii rossiiskikh gosudarei i drugie atributy velikokniazheskogo i tsarskogo sana XIV-XVII vekov: Katalog sobraniia" [Insignia of Russian rulers and other attributes of the court of Great Princes and Tzar of the 14th — 17th centuries: Catalogue of the collection]. Moscow (in Russian).
Bobrovnitskaia I., Tsitsinova O. (eds) (2015) Boris Godunov: Otslugidogosudaria Vseia Rusi [Boris Godunov: From a servant to a ruler of all Rus']. Moscow (in Russian).
Bykova Z. (2003) "Chudotvornaia ikona Bogomateri «Umilenie Korsunskaia» iz Spaso-Preobrazhenskogo sobora Spaso-Evfimieva monastyria v Suzdale" [Miracle-working icon of Theotokos «Umilenie Korsunskaia» from Spaso-Preobrazhenskiy cathedral of Spaso-Evfimiev monastery in Suzdal]. Iskusstvo khristianskogo mira, 7, p. 136-154 (in Russian).
Kloss B. (2001) Izbrannye trudy [Selected works], vol. 2. Moscow (in Russian).
Katkova S., Komashko N. (eds) Kostromskaia ikonaXIII—XIXvekov [Icons of the 13th — 19th centuries from Kostroma]. Moscow (in Russian).
Martynova M. (1999) "Oklad ikony «Bogomater' Smolenskaia» i chernevaia graviura XVI veka" [Revetment of the icon "Theotokos of Smolensk" and niello engraving of the 16th century], in Blagoveshchenskii sobor Moskovskogo Kremlia: Materialy i issledovaniia [Annunciation Cathedral of Moscow Kremlin: Materials and studies]. Moscow. P. 318-335 (in Russian).
Makhan'ko M. (2011) "«Vologodskii izvod» ikony «Nikola Velikoretskii». O raznykh redaktsiiakh zhitiinogo varianta chudotvornogo obraza" ["Vologodskii izvod" of the icon "Nikola Velikoretskii". On various redactions of the Vita's variant of the miracle-working icon]. Dobryi kormchii. Pochitanie sviatitelia Nikolaia v khristianskom mire [The kind helmsman. Veneration of St. Nicholas in the Christian world]. Moscow. P. 464-483 (in Russian).
Makhan'ko M. (2015) Pochitanie i sobiranie drevnikh ikon v istorii i kul'ture Moskovskoi Rusi XVI veka [Veneration and gathering of ancient icons in the history and culture of Muscovian Rus' of the 16th century]. Moscow (in Russian).
Nikolaeva T. (1977) "Dekorativno-prikladnoe iskusstvo" [Decorative and applied art], in Ocherki russkoi kul'tury XVI v. [Essays on Russian culture of the 16th century], part 2. Moscow. P. 352391 (in Russian).
Riznitsa Sviato-TroitskoiSergievoiLavry: 700-letiiu rozhdestvaprepodobnogo Sergiiaposviashchaetsia (2014) [Sacristy of St. Sergiy Holy Trinity Lavra. The 700th anniversary of St. Sergiy], vol. 1. Sviato-Troitskaia Sergieva Lavra (in Russian).
Samoilov T. (ed.) (2007) Vera i Vlast'. Epokha Ivana Groznogo [Faith and power: John's the Terrible period]. Moscow (in Russian).
Spirina L. (1998) Sviatye kniaz'ia Boris i Gleb naproizvedeniiakh zolotogo i serebrianogo delaXVI— XVIIvv. iz sobraniia Sergievo-Posadskogo muzeia-zapovednika [Saints Boris and Gleb in works of art of gold and silver from the collection of the Museum-Preserve of Sergiev Posad], in Kul'tura slavian iRus' [Culture of Slavs and Rus']. Moscow. P. 429—452 (in Russian).
Sterligova I. (2014) " Vvedenie k chasti vtoroi «Sviatyni gosudarstvennoi kazny i riznits kremlevskikh khramov»" [Introduction to Part 2 "Holy objects of the state treasury and sacristies of the cathedrals of the Kremlin], in S. Beliaev, I. Vorotnikova (eds) Moskovskii Kreml' XVI stoletiia. Drevnie sviatyni i istoricheskie pamiatniki [Moscow Kremlin of the 16th century. Holy objects and historical monuments], book 2. Moscow. P. 282—297 (in Russian).
Sterligova I. (2011) "Dragotsennye ikony sviatitelia Nikolaia v Drevnei Rusi" [Precious revetments of icons of St. Nicholas in Ancient Rus'], in Dobryi kormchii. Pochitanie sviatitelia Nikolaia v khristianskom mire [The kind helmsman. Veneration of St. Nicholas in the Christian world]. Moscow. P. 382-408 (in Russian).
Tolstaia T. (ed.) (2016) Ikony Uspenskogo sobora Moskovskogo Kremlia. Vtoraiapol. XV—XVIvek: Katalog [Icons of the Dormition Cathedral of Moscow Kremlin. Second half of the 15th — 16th centuries: Cataloque]. Moscow (in Russian).
Vorontsova L. (2010) "Oklad na ikonu «Prepodobnyi Sergii Radonezhskii» iz sobraniia Sergievo-Posadskogo muzeia" [Framing for the icon "St. Sergiy of Radonezh" from collection of museum of Sergiev Posad], in Troitse-Sergieva lavra v istorii, kul'ture i dukhovnoizhizniRossii: Materialy VI Mezhdunarodnoi konferentsii. 23—25 sentiabria 2010 [Holy Trinity Lavra in the history, culture and spiritual life of Russia. Materials of the 6th international conference. 23-25 September, 2010]. Sergiev Posad. P. 289-309 (in Russian).
Zabelin I. (2003) "Domashnii byt russkogo naroda v XVI—XVII st. III: Domashnii byt russkikh tsarei i tsarits v XVI i XVII st.: Materialy" [Household routines of the Russian people in the 16th — 17th centuries. III: Household routines of Russian tzar's and tzarin's of the 16th and 17th centuries]. Moscow (in Russian).
Ziuzeva S. (2016) "Zolotoi oklad ikony «Troitsa» kontsa XVI veka: Istoriia sozdaniia. Ikonograficheskie i stilisticheskie osobennosti litsevykh izobrazhenii" [Gold revetment of the icon "Trinity" of the late 16th century: History of making. Iconographic and stylistic features of the face images]. Materialy i issledovaniia. Federal'noe uchrezhdenie kul'tury "Moskovskii Kreml", 27, p. 64-80.
Ziuzeva S. (2019) "Serebrianaia ikona «Blagoveshchenie» XVI v. Rabota zapadnogo mastera v Moskve" [Silver icon "Annunciation" of the 16th century. Work of the European master in Moscow]. Vestnik PSTGU. Ser. V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva. 34, p. 37-48 (in Russian).