Научная статья на тему 'Серебряная икона "Благовещение" xvi В. Работа западного мастера в Москве'

Серебряная икона "Благовещение" xvi В. Работа западного мастера в Москве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
136
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЕ МАСТЕРА / КРЕМЛЕВСКИЕ МАСТЕРСКИЕ / XVI ВЕК / ЮВЕЛИРНЫЕ ТЕХНИКИ / МОСКОВСКИЙ ДВОР / ИКОНЫ / EUROPEAN MASTERS / 16TH CENTURY / KREMLIN WORKSHOPS / MOSCOW COURT / JEWELRY TECHNOLOGY / ICONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зюзева Светлана Геннадиевна

Статья посвящена первому всестороннему исследованию чеканной иконы «Благовещение» из Музеев Московского Кремля. Икона, происходящая из Преображенского собора Соловецкого монастыря, имеет исключительное значение в истории ювелирного искусства Москвы XVI в. и изучении работы западноевропейских мастеров в кремлевских мастерских. Найденные нами многочисленные иконографические и стилистические аналогии в европейском искусстве Италии и Священной Римской империи германской нации кон. XV сер. XVI в., а также технико-технологические особенности исполнения иконы убедительно свидетельствуют о работе мастеров из этих регионов над произведением. Ближайшие аналогии в ювелирном искусстве Москвы 80-90-х гг. XVI в., прежде всего, ковчег царицы Ирины Годуновой, датируемый 1589 г., позволили нам уточнить атрибуцию иконы, прежде считавшейся произведением XVII в. Анализ иконографической программы гравированных изображений на полях иконы также подтверждает связь с придворным заказом. Вторая полностью чеканная икона «Благовещение» схожего размера находилась в придворном царском храме Благовещенском соборе Московского Кремля. По нашему мнению, обе иконы, имевшие близкое декоративное решение, могли быть исполнены в одно время, одним мастером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Зюзева Светлана Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SILVER ICON “ANNUNCIATION” OF THE 16TH CENTURY. WORK OF WESTERN MASTER IN MOSCOW

This article is the first comprehensive study of the chased icon “Annunciation” from Moscow Kremlin museum. The icon, originating from the Transfi guration Cathedral of Solovetskiy monastery, has an exceptional value in the history of the jewelry art of Moscow of the 16th century and in the study of work of West European masters in workshops of Kremlin. Numerous iconographic and stylistic analogies that we have found in the European art of Italy and Holy Roman Empire of the late 15th mid-16th centuries, as well as technical and technological features of the icon show that it was masters of these regions that worked on this masterpiece. The nearest analogies of the jewelry art of Moscow of the 1580-90s and primarily the golden icon of Tzarina Irina Godunova, dated 1589, allowed us to make a more precise attribution of the icon, which was earlier considered to date from the 17th century. The analysis of the iconographic programme of the engraved images on the margins of the icon also demonstrates a connection with a royal commission. The second fully chased icon “Annunciation” of a similar size was kept in the royal court church, i.e. the Annunciation cathedral of Moscow Kremlin. In our opinion, both icons, that had similar decorative form, could have been created at the same time, by the same master.

Текст научной работы на тему «Серебряная икона "Благовещение" xvi В. Работа западного мастера в Москве»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 37-48 БОТ: 10.15382Мш^201934.37-48

художественного металла XТТ-XVТТ вв. Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»,

хранитель коллекции русского

Зюзева Светлана Геннадиевна,

науч. сотрудник,

Российская Федерация, 103132,

г. Москва, Кремль,

zuzeva@kremlin.museum.ru ОКСГО: 0000-0002-6499-0811

Серебряная икона «Благовещение» XVI в. Работа западного мастера в Москве

С. Г. Зюзева

Аннотация: Статья посвящена первому всестороннему исследованию чеканной иконы «Благовещение» из Музеев Московского Кремля. Икона, происходящая из Преображенского собора Соловецкого монастыря, имеет исключительное значение в истории ювелирного искусства Москвы XVI в. и изучении работы западноевропейских мастеров в кремлевских мастерских. Найденные нами многочисленные иконографические и стилистические аналогии в европейском искусстве Италии и Священной Римской империи германской нации кон. XV — сер. XVI в., а также технико-технологические особенности исполнения иконы убедительно свидетельствуют о работе мастеров из этих регионов над произведением. Ближайшие аналогии в ювелирном искусстве Москвы 80-90-х гг. XVI в., прежде всего, ковчег царицы Ирины Годуновой, датируемый 1589 г., позволили нам уточнить атрибуцию иконы, прежде считавшейся произведением XVII в. Анализ иконографической программы гравированных изображений на полях иконы также подтверждает связь с придворным заказом. Вторая полностью чеканная икона «Благовещение» схожего размера находилась в придворном царском храме — Благовещенском соборе Московского Кремля. По нашему мнению, обе иконы, имевшие близкое декоративное решение, могли быть исполнены в одно время, одним мастером.

Икона «Благовещение» из коллекции Музеев Московского Кремля исполнена в технике чеканки, на ее полях помещены гравированные дробницы с образами святых (ил. 1)1. Средник иконы полностью выполнен из серебра. В правой части композиции «Благовещение» изображена Богоматерь, сидящая на престоле с двумя подушками, с высокой спинкой с киотчатым завершением, украшенным раковиной. Спинка трона украшена стилизованным орнаментом, имити-

1 Музеи Московского Кремля. Инв. № МР-4582 (см.: Зюзева С. Г. Типология икон в окладах с лицевыми изображениями на полях 2-й пол. XVI — нач. XVII в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Вопросы истории и теории христианского искусства. Серия V, вып. 30. М., 2018. С. 86).

рующим драгоценную ткань. Голова Богоматери чуть склонена к архангелу, ноги касаются фигурного подножия с лилиеобразным основанием и украшенным растительным орнаментом. На Богоматери — серебряный хитон с мелкими складками и золоченый ма-форий. Архангел облачен в хитон, широкий подол и рукав украшен крестообразным орнаментом и каймой. Золоченый гиматий закрывает спину архангела и спадает с опущенной руки закрученными складками. Крылья архангела золоченые, проработаны тонкой гравировкой. Гравировкой проработаны и детали одежд архангела и Богоматери, ее трона, подножие и пол. Сцена разворачивается на фоне сложных архитектурных кулис. Композиционным акцентом являются обрамленные арками на колоннах внутренние палаты и выстроенная перспектива из арок, заканчивающаяся окном с едва намеченным канфарником элементами пейзажа. Все детали архитектуры украшены тонким гравированным ренессансным орнаментом в виде стебля с симметрично раздваивающимися листьями и побегами, в виде переплетающихся стеблей, образующих розетки в центре. Програвированный пол в виде треугольных элементов дает иллюзию глубины пространства. На серебряных, золоченых полях иконы, украшенных чеканным растительным орнаментом, состоящим из раздваивающихся стеблей с трилистниками и восьмилепестковых розеток, в центре которых находились драгоценные украшения, помещены круглые и овальные дробницы с гравированными изображениями евангелистов по углам (одна дробница утрачена), Троицы (вверху в центре), на правом поле — Петра Александрийского и Иоанна Новгородского, на левом поле — Никиты Новгородского. Одна дробница на боковом поле утрачена, вероятно, там находилось изображение Афанасия Александрийского2. Внизу в центре — дробница с изображением святых князей Владимира, Бориса и Глеба.

Икона впервые была опубликована в выставочном каталоге «Сохраненные святыни Соловецкого монастыря» 2003 г. как русское произведение XVII в. Автор описания, И. Д. Костина отметила, что рельефная чеканка не характерна для русских произведений, и предположила, что в работе над чеканной иконой принимал участие западноевропейский мастер3. Икона поступила в Музеи Московского Кремля из Гохрана, упоминается в описях Преображенского собора Соловецкого монастыря с 1765 г. Из архивных источников следует, что она находилась над местными образами на правой стороне от Царских врат, где был

2 Косвенно это подтверждается наличием на пластине едва заметной надписи «Афанасий», выполненной канфарником.

3 Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. М., 2003. С. 166.

Ил. 1. Икона «Благовещение» 1580-90-е гг. Мастерские Кремля. Музеи Московского Кремля

ряд из пядничных драгоценных икон. Первой описывается икона «Спас Смоленский с припадающим св. Михаилом Малеиным» в киоте4, «образ дачи блаженной памяти государя царя и великого князя Михаила Федоровича»5. Рядом с этой иконой находилась интересующий нас чеканный образ. Он имел киот, в верхней части которого было помещено изображение Троицы, на створах «писан праздник Благовещения и прочих святых»6. Возможно, икона являлась поминальным вкладом.

Иконографическая схема иконы — с сидящей и покорно склоняющейся к архангелу Девой Марией, принимающей от него благую весть, в целом тради-ционна для многих изображений Благовещения в искусстве Византии и Древней Руси XIV—XVI вв. Однако ренессансные палаты с развитым архитектурным стаффажем на фоне иконы не характерны для древнерусских произведений XVI — 1-й пол. XVII в.7 Как правило, это изображения палат с двух сторон иконы, соединенных стеной и перекинутым велумом8.

Ренессансные элементы интерьера — аркада в центре композиции, завершающаяся окном, высокая спинка трона Богоматери, украшенного раковиной, завеса трона, готицизированное подножие, завершающееся лилией, передача пола шашечками — имеют аналоги в западноевропейских произведениях XV— XVI вв. — гравюрах и итальянской живописи XV в.9 Архитектурный стаффаж иконы, все детали которого украшены ренессансным орнаментом в виде симметрично расходящихся и переплетающихся стеблей, а также сердцевидным декором, аналогичен изображениям в гравюрах и миниатюрах первой половины XVI в.10

Чеканные изображения сцены Благовещения были характерны для европейских произведений прикладного искусства 2-й пол. XV — нач. XVI в. Приведем в пример чеканную икону «Благовещение с символами евангелистов» из музея Ватикана (ил. 2)11. Эти произведения объединяет технологическое исполнение — наложенные чеканные рельефные фигуры на плоскую доску с чеканным

4 Музеи Московского Кремля. Инв. № Ж-1745/1—2 (см.: Мартынова М. В. Московская эмаль XV-XVII веков. М., 2002. Кат № 42).

5 Книга отводная церквей и ризницы Соловецкого монастыря новому ризничему Сильвестру (1765 г.?) (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, Рук-1410. Л. 6 об. — 7).

6 Там же.

7 Этот мотив получает широкое распространение лишь со второй половины XVII в., когда возникает иконографический вариант Благовещение с аркадой на втором плане. — Меняй-ло В. А. Иконы из Вознесенского монастыря Московского Кремля. М., 2005. С. 120-121.

8 Например, икона «Благовещение» кон. XVI — нач. XVII в. НГМ (Декоративно-прикладное искусство Новгорода XVI-XVII вв. М., 2008. Кат № 363); Царские врата новгородского Софийского собора 1558 г. (Там же. Кат. 288).

9 Например, алтарный образ «Благовещение», исполненный Чима да Конельяно (Государственный Эрмитаж, Инв. № 256); гравюра Дюрера «Благовещение» 1502 г. из музея Аль-бертина, Вена, Австрия.

10 См.: Hoch Renaissance im Vatikan: Kunst und Kultur im Rom der Papste I 1503-1534. S. 172, 198-199.

11 Икона выполнена из позолоченного серебра, датируется 1470 г., автор предположительно — Джованни Марино ди Кекко (Музеи Ватикана. Инв. № MV-62037_0_0). Сердечно благодарю И. А. Стерлигову за указание на эту аналогию.

ренессансным орнаментом. Особенности исполнения чеканной иконы их Музеев Кремля были изучены нами при ее демонтаже в 2017 г. Икона состоит из нескольких съемных деталей — доски с углублениями для фигур и двух чеканных, очень тонких фигур — архангела и Богоматери с пазами для крепления. Подобный метод работы чеканщика, а также своеобразная пластика наложенных на фон чеканных фигур отличается от других произведений древнерусского искусства (ил. 3, 4). Трактовка фигуры архангела и Богоматери на иконе (изображение архангела в резком движении, экспрессивная передача жестов, характер мелких складок на одеяниях, тип ликов (остроносый, с выраженными скулами и миндалевидными глазами), передача некоторых деталей (изображение волос короткими линиями, тонкие изящные кисти и ступни); близка по исполнению позднеготическим чеканным итальянским и немецким произведениям12.

Отметим, что подобное изображение Благовещения (на фоне развитого архитектурного стаффажа, в интерьерах, напоминающих палаццо; фигуры, представленные в резком ракурсе и движении) были характерным для европейского прикладного искусства XVI в. в целом, исполненного в разных ювелирных техниках — черни (ил. 5)13, эмали14.

Свободное использование архитектурного стаффажа, элементы интерьера указывают на то, что чеканная икона была выполнена западноевропейским ювелиром. Найденные аналогии в искусстве итальянского региона и Священной Римской империи германской нации позволяют предположить, что мастер, работавший в придворных мастерских, был выходцем из этих земель, воспитанный в позднеготической традиции, при этом очень хорошо владеющего ренес-сансной орнаментикой. Наши знания о работе западноевропейских мастеров в Кремле, в том числе и ювелиров, значительно расширились в последнее время15.

12 Серебряный алтарь с изображением Иоанна Предтечи, исполненный флорентийским мастером (см.: Collareta M. Metalwork and Sculpture in 15th-Century Florentine Art // The Springtime of the Renaissance. Sculpture and the Arts in Florence 1400-1600 / Ed. by B. Paolozzi Strozzi and M. Bormand. 2013. P. 97-101); серебряная позолоченная пластина «Христос в терновом венце» 2-й пол. XV в. (Южная Германия. Музей Боде, Берлин, Инв № 1504).

13 Поцелуйная иконка, исполненная в технике черни, датируется XVI в. (Музей Борджел-ло. Флоренция. Инв. № 742).

14 Пластина, выполненная в технике живописной эмали в третьей четверти XVI в. (Музей эмали. Лимож, Франция. Инв № 50).

15 Баталов А. Л. Собор Покрова Богородицы на Рву. История и иконография архитектуры. М., 2016. Глава V: «Собор Покрова на Рву и деятельность европейских мастеров в Русском государстве середины XVI века.

Ил. 2. Икона «Благовещение». 1470-е гг. Италия. Музеи Ватикана

Ил. 4. Икона «Благовещение». Музеи Московского Кремля. В процессе реставрационнъх работ

Ил. 3. Икона «Благовещение».

Музеи Московского Кремля.

В процессе реставрационнъх работ

Мастера приезжали в земли Московии с 1548 г., поиск мастеров велся постоянно на протяжении 2-й пол. XVI в. К кон. XVI столетия в придворных мастерских постоянно работала группа иностранных ювелиров. Как удалось установить, это могли быть мастера из северной Италии и Священной Римской империи германской нации16. Рассматриваемый памятник, отличающийся рафинированностью и первоклассным исполнением всех драгоценных деталей, подтверждает эти наблюдения.

Аналогий чеканке средника иконы «Благовещение» в древнерусском ювелирном искусстве XVI в. сложно найти из-за крайне малого количества сохранившихся произведений. Назовем киот иконы «св. Николай Чудотворец» из Покровского монастыря в Суздале17, створки

Ил. 5. Икона «Благовещение». XVIв., Италия. Музей Барджелло.

16 Зюзева С. Г. Стилистические и технологические новации в художественном оформлении иконных окладов как отражение международных связей русской культуры XVI в. // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2017. № 3 (9). С. 106-118.

17 Музеи Московского Кремля. Инв. № МР-1176 (см.: Стерлигова И. А. Драгоценные иконы святителя Николая в Древней Руси // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011. С. 398-399).

иконы «Богоматерь Корсунская» из Владимиро-Суздальского музея18. Известно, что ряд чеканных произведений был выполнен западными мастерами, как, например, оклад надгробной иконы «Сергий Радонежский» 1585 г., созданный по заказу царя Федора Иоанновича и царицы Ирины. Из архивных документов известно, что средник имел чеканное изображение святого19, над его созданием трудились русские и западноевропейские серебряники. По предположению И. А. Стерлиговой золотой ковчег Ирины Годуновой 1589 г. был исполнен западным мастером (ил. 6)20. Несмотря на разницу в размерах мы можем сравнить чеканные изображения на исследуемой иконе и ковчеге. Отметим близкий тип ликов — остроносый, с выделенными скулами, схожую трактовку глаз, мафорий Богоматери — то, как он закрывает лоб, проработка тонкой полоски ткани. Фон за Богоматерью украшен схожим орнаментом из расходящихся трав, помещенных в ромбовидные клейма (ил. 7, 8) . Мы можем предположить, что над этими двумя произведениями работал один мастер. Поскольку ковчег имеет точную датировку, можем отнести чеканную икону к произведениям, исполненных в придворных мастерских в 80-90-е гг. XVI в. Чеканный орнамент полей иконы, состоящий из восьмиле-пестковых розеток, от которых отходят стебли с симметрично раздваивающимися листьями, — характерный прием украшения многих произведений, исполненных в кремлевских мастерских в последней четв. XVI в., как на окладе иконы «Богоматерь Знамение»21 и окладе иконы «Богоматерь Гребневская»22 из Архангельского собора Московского Кремля. Трактовка кастов, орнамент в виде

18 Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Инв. № В-6300 (см.: Быкова З. А. Чудотворная икона Богоматери «Умиление Корсунская» из Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. 7).

19 Воронцова Л. М. Оклад на икону «Преподобный Сергий Радонежский» из собрания Сергиево-Посадского музея // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы VI международной конференции 28-31 октября 2008. Сергиев Посад, 2010. С. 289-304.

20 Музеи Московского Кремля. Инв. № МР-1158 (см.: Стерлигова И. А. Введение к части второй «Святыни государственной казны и ризниц кремлевских храмов» // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники: сб. статей / сост. и отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. М., БуксМАрт 2014. Кн. 2. С. 282-297). Золотой рельеф выполнен в технике чеканки. Техника исполнения ковчега изучена в бинокулярном микроскопе в реставрационных мастерских Музеев Кремля реставратором О. В. Коликовым.

21 Музеи Московского Кремля. Инв. № Ж-529/1-2 (см.: Иконы Архангельского собора Московского Кремля XIV — начала XX века. Каталог. М., 2016. № 89).

22 Музеи Московского Кремля. Инв. № Ж-564/1-3 (см.: Там же. № 94).

Ил. 6. Ковчег царицы Ирины Годуновой. 1589 г.,

Мастерские Кремля. Музеи Московского Кремля

расходящихся двух побегов из трилистника на полях чеканной иконы близки декору оклада иконы «Св. Кирилл Белозерский» из Архангельского собора Московского Кремля23, окладу иконы «Богоматерь Владимирская» из Покровского Суздальского монастыря.24 Элемент узора в виде двухчастного цветка наподобие «колокольчика», с выходящим из него шариком, встречается на произведениях кон. XVI в.25

Орнамент полей традиционен для произведений, исполненных в кремлевских мастерских в последней четв. XVI в., тогда как гравированные изображения на дробницах отличаются по стилю от известных нам древнерусских произведений. Для русских мастеров было не характерно сочетание серебряных програ-вированных фигур святых и золоченого фона, лики — широкоскулые, с легкой улыбкой (особенно выделяется изображение св. Глеба), сочетание разных видов штриховки в изображении позема, горок, складок одежд. Надписи на дробницах исследуемой иконы едва помещаются в пространство дробниц, кое-где находят

23 Музеи Московского Кремля. Инв. № Ж-528/1-2 (см.: Там же. № 87).

24 Музеи Московского Кремля. Инв. № Ж-2161/1-2 (см.: Зюзева С. Г. Иконные оклады второй половины XVI в. с дробницами из мастерских Московского Кремля // ДРИ. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. Материалы Международной научной конференции 1-2 ноября 2005 г. / Ред.-сост. А. Л. Баталов, Э. С. Смирнова. М., 2009. С. 443-455).

25 Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» 1598 г. — Музеи Московского Кремля. Инв. № Ж-1750/1-2 (см.: Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1999. С. 318-335).

на изображения. Вероятно, они были выполнены русским мастером словопис-цем26. Выделяются монументальные фигуры евангелистов с проработанными складками одежды, изображением развитого архитектурного фона с обилием деталей, свободой в передаче фигур, разнообразием жестов. Все это свидетельствует о знакомстве мастера с западноевропейскими гравюрами XVI в.27 Мы можем предположить, что тонко выгравированные изображения на дробницах были исполнены западноевропейским мастером, имеющим навыки работы с техникой гравировки28.

Таким образом, визуальное изучение и стилистический анализ позволили нам сделать вывод, что над произведением работали два мастера. Чеканка ориентирована на позднеготическую традицию, и можно найти очень близкие аналогии в произведениях кон. XV в., тогда как гравированные дробницы, а также чеканный орнамент полей имеет прямые аналогии в искусстве 80-90-х гг. XVI в. Мастер, работавший с гравировкой по металлу, был очень хорошо знаком с европейской современной гравюрой.

Форма дробниц (сочетание овальных и круглых дробниц в композиции), иконография образов, некоторые детали сближают гравированные изображения на этом окладе с черневыми дробницами окладов икон, исполненных во 2-й пол. XVI в. в царских мастерских. Иконографическая программа дробниц свидетельствует о связи драгоценной иконы с придворным заказом. Изображение Троицы в центре верхнего поля довольно часто встречается на окладах икон 2-й пол. XVI в., и далеко не всегда связано с местом вклада (например, как на окладе иконы Богоматерь Иоасафовская»)29, отражало богословские искания эпохи. На боковых полях иконы — изображение святителя Петра Александрийского. Вероятно, парным было изображение Афанасия Великого, прославлявшихся в богослужебных текстах как защитники истинности христианской веры и победители еретиков, своими подвигами утверждая незыблемость Церкви. Ниже — помещены образы новгородских святителей — Иоанна и Никиты. Сопоставление на окладе вселенских и новгородских святителей, прославленных на Соборе 1547 г., подчеркивало преемственность Русской Церкви от византийского наследия, связь с древними новгородскими святынями. В нижней зоне иконы на одной дробнице представлено изображение князей Владимира, Бориса и Глеба, имевших особенное значение для царского дома. Святые князья воспринимались личными заступниками царя и его рода, а через него покровителями и всего Русского государства. Изображение фигур святых Владимира, Бориса и

26 По палеографии надписи характерны для конца XVI века. Сердечно благодарю Т.С. Борисову за консультацию.

27 The illustrated Bartsch 20 (Part 1) German Masters of the Sixteenth Century. Jost Amman: Intaglio Prints and Woodcuts / еd. by S. Peters. N. Y. P. 301-307.

28 Благодарю за консультации и помощь в визуальном изучении памятника реставраторов Музеев Московского Кремля. Гравировку можно сопоставить с немецкими произведениями XVI в., украшенными гравированными изображениями: например, алтарь из палаццо Питти (Зальцбург. Кон. XVI в. (см.: Mosco M., Casazza O. The Museo degli Argenti. Collections and Collectors. 2004. Р. 195).

29 Музеи Московского Кремля. Инв. № МР-1148 (см.: Иконы Архангельского собора 2016. № 86).

Глеба подчеркивало роль святых князей в формировании Русского государства и традиций русской святости, напоминало о достойных предках московских государей и указывало на богоизбранность самого государства. Все святые на окладе выступают молитвенными патронами вкладчика иконы, в программе довольно ярко выражена идеологическая направленность, что характерно для многих других придворных произведений эпохи.

Другая полностью чеканная икона «Благовещение» близкого размера находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля. Икона упоминается в самой ранней описи собора, а в описи 1703 г. дано более подробное описание: «лицы и ризы палаты и место Богородицы чеканные золоченые выбивные»30, поле средника иконы было украшено черневым орнаментом. На полях размещалось десять черневых дробниц с образами святых и драгоценные камни, также мелкими камнями было декорировано одеяние архангела. В более позднее время икона была перенесена в царское моленное место и находилась там вплоть до нач. XIX столетия31. Вероятно, икона была похищена из собора в 1812 г.32

Мы можем предположить, что две чеканные иконы, имевшие, судя по описям, очень близкое декоративное решение, могли быть исполнены в близкое время в одной мастерской, и их создание было связано с очень высоким, возможно царским, заказом. Сохранившаяся икона из Преображенского храма Соловецкого монастыря демонстрирует художественные новации искусства 2-й пол. XVI в. — сочетание наследия Византии с элементами поздней готики и высокого Ренессанса. Высокорельефные иконы ковчеги, полностью закрытые металлом и дополненные изображениями святых на полях, вызывали в памяти древние византийские украшенные иконы. Смелые художественные замыслы были воплощены выдающимися придворными ювелирами.

Ключевые слова: европейские мастера, кремлевские мастерские, XVI век, ювелирные техники, Московский двор, иконы.

Список литературы

Баталов А. Л. Собор Покрова Богородицы на Рву: История и иконография архитектуры. М., 2016.

Быкова З. А. Чудотворная икона Богоматери «Умиление Корсунская» из Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале // Искусство христианского мира. 2003. Вып. 7. С. 136-154. Воронцова Л. М. Оклад на икону «Преподобный Сергий Радонежский» из собрания Сергиево-Посадского музея // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы VI международной конференции 28-31 окт. 2008. С. 289304.

30 Опись церковной казны Благовещенского собора Московского Кремля 1721 года М., 2018. С. 31.

31 Опись церковного имущества Благовещенского собора за 1771-1772 гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 3. Д. 90. Л. 38-40).

32 В описи Благовещенского собора 1813 года сведения об иконе отсутствуют.

Декоративно-прикладное искусство Новгорода XVI-XVII вв. М., 2008.

Зюзева С. Г. Иконные оклады второй половины XVI в. с дробницами из мастерских Московского Кремля // ДРИ. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства: Материалы Международной научной конференции 1-2 нояб. 2005 г. / ред.-сост. А. Л. Баталов, Э. С. Смирнова. М., 2009. С. 443-455.

Зюзева С. Г. Стилистические и технологические новации в художественном оформлении иконных окладов как отражение международных связей русской культуры XVI в. // Вестник РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 3 (9). С. 106-118.

Зюзева С. Г. Типология икон в окладах с лицевыми изображениями на полях 2-й пол. XVI - нач. XVII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. C. 78-95.

Иконы Архангельского собора Московского Кремля XIV- начала XX века: каталог. М., 2016.

Книга отводная церквей и ризницы Соловецкого монастыря новому ризничему Сильвестру (1765 г.?) (ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Рук-1410).

Мартынова М. В. Московская эмаль XV-XVII веков: каталог. М., 2002.

Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования / Отв. ред. Л. А. Щенникова. М., 1999. С. 318-335.

Меняйло В. А. Иконы из Вознесенского монастыря Московского Кремля. М., 2005.

Опись церковного имущества Благовещенского собора за 1771-1772 гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 3. Д. 90).

Опись церковной казны Благовещенского собора Московского Кремля 1721 года. М., 2018.

Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: каталог выставки. М., 2003.

Стерлигова И. А. Введение к части второй «Святыни государственной казны и ризниц кремлевских храмов» // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники: сб. статей / сост. и отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. М., БуксМАрт, 2014. Кн. 2. С. 282-297.

Стерлигова И. А. Драгоценные иконы святителя Николая в Древней Руси // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011. С. 382-408.

Hoch Renaissance imVatikan: Kunst und Kultur im Rom der Päpste I 1503-1534 / Kunst- und Ausstelungshalle der Bundesrepublik; Vatikanische Museen, Biblioteca Apostolica Vaticana. S. 1., 1999.

Mosco M., Casazza O. The Museo degli Argenti. Collections and Collectors, 2004.

The Illustrated Bartsch 20 (Part 1) German Masters of the Sixteenth Century. Jost Amman: Intaglio Prints and Woodcuts / еd. by S. Peters. N. Y.

The Springtime of the Renaissance. Sculpture and the Arts in Florence 1400-1600 / еd. by B. Paolozzi Strozzi and M. Bormand, 2013.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Svetlana Zyuzeva, Researcher, Curator of the Kremlin Museums, Custodian of the Collection of Russian Metal Artwork of 12th — 17th Centuries Kremlin Museum, Kremlin, Moscow 103132, Russian Federation, zuzeva@kremlin.museum.ru ORCID: 0000-0002-6499-0811

2019. Vol. 34. P. 37-48

DOI: 10.15382/sturV201934.37-48

Silver Icon "Annunciation" of the 16th Century. Work of Western Master in Moscow

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract: This article is the first comprehensive study of the chased icon "Annunciation" from Moscow Kremlin museum. The icon, originating from the Transfiguration Cathedral of Solovetskiy monastery, has an exceptional value in the history of the jewelry art of Moscow of the 16th century and in the study of work of West European masters in workshops of Kremlin. Numerous iconographic and stylistic analogies that we have found in the European art of Italy and Holy Roman Empire of the late 15th — mid-16th centuries, as well as technical and technological features of the icon show that it was masters of these regions that worked on this masterpiece. The nearest analogies of the jewelry art of Moscow of the 1580-90s and primarily the golden icon of Tzarina Irina Godunova, dated 1589, allowed us to make a more precise attribution of the icon, which was earlier considered to date from the 17th century. The analysis of the iconographic programme of the engraved images on the margins of the icon also demonstrates a connection with a royal commission. The second fully chased icon "Annunciation" of a similar size was kept in the royal court church, i.e. the Annunciation cathedral of Moscow Kremlin. In our opinion, both icons, that had similar decorative form, could have been created at the same time, by the same master.

Keywods: European masters, 16th century, Kremlin workshops, Moscow court, jewelry technology, icons.

Batalov A. (2016) Sobor Pokrova Bogoroditsy na Rvu: Istoriia i ikonografiia arkhitektury [Cathedral of Pokrov Bogoroditsy na Rvu: History and Iconography of the Architecture]. Moscow (in Russian).

Bykova Z. (2003) "Chudotvornaia ikona Bogomateri «Umilenie Korsunskaia» iz Spaso-Preobra-zhenskogo sobora Spaso-Evfimieva monastyria v Suzdale" [Miracle-Working Icon of Theo-tokos "Umilenie Korsunskaia" from Spaso-Preobrazhenskiy Cathedral of Spaso-Evfimiev Monastery in Suzdal], Iskusstvo khristianskogo mira, vol. 7, pp. 136—154 (in Russian).

Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Novgoroda XVI—XVIIvv. (2008) [Decorative and Applied Art of Novgorod of 16th — 17th Centuries]. Moscow (in Russian).

German Masters of the Sixteenth Century: Jost Amman: Intaglio Prints and Woodcuts (1985). New York.

S. Zyuzeva

References

Ikony Arkhangel'skogo sobora Moskovskogo Kremlia XIV — nachala XXveka: katalog (2016) [Icons of Archangelskiy Cathedral of Moscow Kremlin of 14th — Early 20th Centuries: Catalogue]. Moscow (in Russian).

Kruse P. (1999). Hoch Renaissance im Vatikan: Kunst und Kultur im Rom der Päpste 11503—1534. Hatje Cantz Verlag.

Martynova M. (2002) Moskovskaia emal'XV-XVIIvekov: katalog [Moscow Enamel of 15th — 17th Centuries: Catalogue]. Moscow (in Russian).

Martynova M. (1999). "Oklad ikony «Bogomater' Smolenskaia» i chernevaia graviura XVI veka" [Frame of the Icon "Theotokos of Smolensk" and Niello Engraving of the 16th Century], in L. Shchennikova (ed.) Blagoveshchenskii sobor Moskovskogo Kremlia: Materialy i issledovaniia [Annunciation Cathedral of Moscow Kremlin. Materials and Studies]. Moscow, pp. 318-335 (in Russian).

Meniailo V. (2005) Ikony iz Voznesenskogo monastyria Moskovskogo Kremlia [Icons from Voz-nesenskiy Monastery of Moscow Kremlin]. Moscow (in Russian).

Mosco M., Casazza O. (2004) The Museo degli Argenti. Collections and Collectors. Florence.

Opis'tserkovnoi kazny Blagoveshchenskogo sobora Moskovskogo Kremlia 1721 goda (2018) [Inventory of Church Treasury of Blagoveshchenskiy Cathedral of Moscow Kremlin, 1721]. Moscow (in Russian).

Paolozzi Strozzi B., Bormand M. (eds.) (2013) The Springtime of the Renaissance. Sculpture and the Arts in Florence 1400—60. Florence.

Sokhranennye sviatyni Solovetskogo monastyria: katalog vystavki (2003) [Preserved Relics of So-lovetskiy Monastery: Catalogue of the Exhibition]. Moscow (in Russian).

Sterligova I. (2011) "Dragotsennye ikony sviatitelia Nikolaia v Drevnei Rusi" [Precious Icons of St. Nicholas in Ancient Rus'], in Dobryi kormchii. Pochitanie sviatitelia Nikolaia v khristianskom mire [The Kind Helmsman. Veneration of St. Nicholas in Christian World]. Moscow, pp. 382408 (in Russian).

Sterligova I. (2014) "Vvedenie k chasti vtoroi «Sviatyni gosudarstvennoi kazny i riznits kremlevskikh khramov»" [Introduction to the 2nd Part of"Relics ofState Treasury and Reliquaries ofVestments of Kremlin Churches], in S. Beliaev, I. Vorotnikova (eds.) Moskovskii Kreml' XVI stoletiia. Drevnie sviatyni i istoricheskiepamiatniki [Moscow Kremlin of the 16th Century. Ancient Relics and Historical Monuments], vol. 2. Moscow, pp. 282-297 (in Russian).

Vorontsova L. (2008) "Oklad na ikonu «Prepodobnyi Sergii Radonezhskii» iz sobraniia Sergievo-Posadskogo muzeia" [Frame of the Icon "St. Sargiy Radaonezhskiy' from the Collection of Sergiev-Posad Museum], in Troitse-Sergieva lavra v istorii, kul'ture i dukhovnoi zhizni Rossii: Materialy VI mezhdunarodnoi konferentsii [Troitse-Sergieva Lavra in History, Culture, and Spiritual Life of Russia. Proceedings of the 6th Conference], pp. 289-304 (in Russian).

Ziuzeva S. (2009) "Ikonnye oklady vtoroi poloviny XVI v. s drobnitsami iz masterskikh Moskovskogo Kremlia" [Icon Frames of the Latter Half of the 16th Century with Plaques from Workshops of Moscow Kremlin], in Batalov A., Smirnova E. (eds.) Ideia i obraz. Opyty izucheniia vizantiiskogo i drevnerusskogo iskusstva: Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Idea and Image. Essays in Art of Byzantium and Rus'. Conference Proceedings]. Moscow, pp. 443-455 (in Russian).

Ziuzeva S. (2017) "Stilisticheskie i tekhnologicheskie novatsii v khudozhestvennom oformlenii ikonnykh okladov kak otrazhenie mezhdunarodnykh sviazei russkoi kul'tury XVI v." [Stylistic and Technological Innovations in Decoration of Icon Frames as Reflection of International Links of Russian Culture of the 16th Century]. Vestnik RGGU. Ser.: Filosofiia. Sotsiologiia. Iskusstvovedenie, 2017, vol. 3 (9), pp. 106-118 (in Russian).

Ziuzeva S. (2018) Tipologiia ikon v okladakh s litsevymi izobrazheniiami na poliakh 2-ipol. XVI — nach. XVII v. [Typology of Icons in Covers of the Second Half of the 16th — Early 17th Centuries with Holy Figures on Frames]. Vestnik PSTGU. Ser. V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, 2018, vol. 30, pp. 78-95 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.