Шаги / Steps. Т. 7. № 3. 2021 Статьи
С. Г. Зюзева
ORCID: 0000-0002-6499-0811 и [email protected] Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» (Россия, Москва)
дробницы киота иконы «святитель николай», созданные по заказу Евдокии сабуровой
Аннотация. В статье анализируется программа дробниц, размещенных на полях киота иконы «Святитель Николай» из коллекции Музеев Московского Кремля. Икона находилась в Покровском суздальском монастыре; вероятно, после 1598 г. по заказу инокини Александры (Евдокии Сабуровой) была украшена резными пластинами с образами избранных святых. В статье сконцентрировано внимание на анализе изображений патро-нальных святых двух царских династий — Рюриковичей и Годуновых. Состав дробниц уникален: на киоте изображены патро-нальные святые царевича Ивана Ивановича, инокини Александры, царя Федора Ивановича, царицы Ирины Годуновой, семьи Бориса Годунова. Украшенная икона является ярким примером истории русского позднесредневекового благочестия; кроме того, в программе дробниц подчеркивается и высокий статус заказчицы, связанной родственными узами с обеими династиями.
Ключевые слова: русское ювелирное искусство, средневековая Русь, иконы, культ святых, светская христианская двуимен-ность, личные небесные покровители
Для цитирования: Зюзева С. Г. Дробницы киота иконы «Святитель Николай», созданные по заказу Евдокии Сабуровой // Шаги / Steps. Т. 7. № 3. 2021. С. 312— 322. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-3-312-322.
Статья поступила в редакцию 2 декабря 2020 г. Принято к печати 10 января 2021 г.
© С. Г. ЗЮЗЕВА
Shagi / Steps. Vol. 7. No. 3. 2021 Articles
S. G. Ziuzeva
ORCID: 0000-0002-6499-0811 ® [email protected] The Moscow Kremlin State Historical and Cultural Museum and Heritage Site (Russia, Moscow)
The plaques on the icon case of St. Nicholas
CREATED BY oRDER of EVDoKIA SABURoVA
Abstract. The article analyses the program of the plaques placed on the icon case of St. Nicholas found in the Moscow Kremlin collection. The icon belonged to Evdokia Saburova (nun Alexandra after 1572), the first wife of Tsarevich Ivan Ivanovich. The decorated icon was kept in the convent of the Intercession in Suzdal. Presumably the toreutic icon case was supplemented with plaques with carved images after 1598. On the narrow margins of the icon case are placed the plaques with the image of the Deisis, of ecumenical and Russian saints, as well as of the holy patrons of the customer and the Rurikid and Godunov dynasties. The article focuses on the analysis of images of saints of the two dynasties. On the icon case there are the holy patrons of the Tsarevich Ivan Ivanovich (John Climacus and Mark of Arethusa), the nun Alexandra (St. Alexandra), Tsar Fedor Ivanovich (St. Theodore Stratelates and St. Martyr Hermias), Tsarina Irina (Great Martyr Irene) and Boris Godunov's family (St. Boris, Mary Magdalene, Theodotus of Ancyra, Xenia of Rome). The decorated icon is not only a vivid example of the history of Russian medieval piety, the program also emphasizes the high status of the customer, who is related by kinship with both tsars' dynasties.
Keywords: Russian jewelry, Medieval Russia, icons, saints' cult, dual naming of lay Christians, holy patrons
To cite this article: Ziuzeva, S. G. (2021). The plaques on the icon case of St.
Nicholas created by order of Evdokia Saburova. Shagi / Steps, 7(3), 312-322.
(In Russian). https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-3-312-322.
Received December 2, 2020
Accepted January 10, 2021
© S. G. ZIUZEVA
Особое значение в истории ювелирного искусства XVI столетия занимает украшенная икона «Святитель Николай» из коллекции Музеев Московского Кремля. Это редкий сохранившийся памятник, дающий представление о многосоставности драгоценного убранства моленного образа. Икона в золотом окладе, украшенном цветными камнями и жемчугом, помещена в окованный серебром киот. В данной статье мы подробно остановимся на резных изображениях, представленных на дробницах киота. Чеканный оклад и киот со сценами жития святителя Николая (ил. 1) были выполнены в 1570-е годы; вероятно, создание драгоценной иконы было приурочено к свадьбе царевича Ивана Ивановича и Евдокии Богдановны Сабуровой [Стерлигова 2010: 398]. После пострижения Евдокии Сабуровой под именем Александры в суздальском Покровском монастыре икона находилась в ее келье (перемещена в храм после смерти инокини Александры). На рубеже ХУ1—ХУП вв. (вероятно, после венчания на царство Бориса Годунова в 1598 г.) по воле инокини Александры узкие поля киота были дополнены резными дробницами, выполненными московским серебряником [Зюзева 2020: 69]. Мастер мог работать и в монастыре, поскольку известны случаи, когда московские серебряники выполняли заказы монастырей на месте [Никольский 1897: 97, 105, примеч. 1]. Однако, учитывая близкую расположенность Суздаля к Москве и привилегированное положение «царицы Авдотьи Богдановны», можно предположить, что дробницы были изготовлены в придворных мастерских1.
На полях киота представлены дробницы овальной формы с изображением избранных святых всех чинов святости — святители, преподобные, мученики и святые жены; в расположении дробниц соблюдена символическая иерархия образов. Состав святых на дробницах и их расположение на киоте келейной иконы был определен заказчицей. По верхнему краю киота помещены пять дробниц с поясным изображением Деисуса — Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи и архангелов Михаила и Гавриила. На створках размещены дробницы с ростовыми фронтальными изображениями избранных святых. В настоящее время дробницы расположены следующим образом:
Правая створка (левая от зрителя) Левая створка (правая от зрителя)
Иоанн Лествичник Василий Великий
Марк Арефусийский Иоанн Златоуст Евфросиния Суздальская Борис и Глеб
Александра Евфросин Псковский Всеволод Псковский Феодор Стратилат
Никита Новгородский Иоанн Новгородский Ермий Феодот Анкирский
Мария Магдалина Ирина Евфросиния Александрийская Ксения Римлянка
Григорий Богослов Леонтий Ростовский
1 Документы, детально фиксирующие все этапы работы мастеров-серебряников, сохранились лишь от второй половины XVII в. Мы можем только предполагать, как осуществлялась работа по украшению киота. Наиболее вероятным представляется следующий вариант: монахиня Александра заказала работы придворному ювелиру, который мог зафиксировать размеры) на месте дробницы были изготовлены в московских мастерских и смонтированы на киот в монастыре.
Ил. 1. Икона «Святитель Николай» в окладе и киоте. 1570-е годы Дробницы на киоте — конец XVI — начало XVII в. Музеи Московского Кремля
Fig. 1. Icon of St. Nicholas. Icon case — 1570s.
Plaques — late 16th — early 17th century. Moscow Kremlin Museums
Изображения рассчитаны на рассматривание с очень близкого расстояния. У святых схожий тип лика, единообразная передача жестов, трактовка складок и манера сетчатой штриховки, придающей образам объем и светотеневую моделировку. На дробницах присутствует несколько видов изображения земли — позем в основном изображен одинарной или двойной линией. На трех дробницах с образами Василия Великого, Григория Богослова и Леонтия Ростовского, расположенными в центре верхнего и нижнего полей, позем изображен в виде мелкой сетчатой штриховки. Таков же позем на дробнице с образом Иоанна Златоуста, которая в настоящее время находится на боковом поле правой створки. Поэтому нельзя исключать, что изначально она должна была располагаться в центре верхнего поля, а изображение Иоанна Лествичника находилось напротив образа Марка Арефусийского, на правой стороне правой створки2. Как и на других украшенных иконах второй полови-
2 Возможно, дробницы были переставлены в XIX в., когда с памятниками средневекового искусства обращались вольно. Так, с конца XIX в. в киоте находилось Евангелие в окладе, а икона св. Николая хранилась отдельно [Борисова, Зюзева 2019: 70].
ны XVI в., центральный образ святителя Николая сопровождают вселенские святители3. На киоте иконы, подробно иллюстрирующем житие святителя Николая, предстает собирательный образ Церкви, столпом которой является Мирликийский чудотворец, подчеркивается роль Церкви и московских государей в прославлении вселенских и русских святых. На дробницах изображен сонм небесных покровителей двух царских династий — Рюриковичей и Годуновых4. На правой створке киота (ил. 2), в верхней его части, расположены образы Иоанна Лествичника и св. Марка — небесных покровителей царевича Ивана Ивановича, мужа Евдокии Богдановны. Подобное сочетание дробниц является уникальным5. Под дробницей с изображением св. Марка находится патрональный образ инокини Александры — св. царицы Александры (в царском одеянии и городчатом венце, с крестом в руке). Вероятно, по воле заказчицы святая представлена рядом с небесными патронами царевича Ивана Ивановича, а не с другими святыми женами, чьи изображения расположены в нижней зоне киота. Дробница киота — единственный известный нам на сегодняшний день артефакт, указывающий, что инокиня Александра избрала в свои небесные покровительницы царственную святую. Отметим, что позже царица Ирина Годунова, принявшая постриг с именем Александры, выбрала в качестве покровительницы ту же святую6. В нижней зоне полей киота размещена пластина с образом великомученицы Ирины — соименной святой царицы Ирины Годуновой. Святая представлена в царственном одеянии, на накладном чеканном нимбе вырезана корона. Небесной покровительницей Ирины Годуновой была мученица Ирина Иллирийская [Литвина, Успенский 2020: 194]. Изображение великомученицы Ирины присутствует и на другом произведении, связанном с заказом царя Федора Ивановича и царицы Ирины Годуновой, — на крышке раки преподобного Сергия Радонежского, созданной в 1585 г. [Стерлигова 2014Ь: 244]. Учитывая этот факт, можно предположить, что великомученица Ирина почиталась в придворных кругах как патрональная святая царицы Ирины Годуновой. На другой стороне от дробницы со св. Ириной находится изображение Марии Магдалины, соименной святой другой царицы — Марии Григорьевны Скуратовой, жены Бориса Годунова. Не исключено, что такое близкое расположение дробниц с образами соименных святых жен царицам было задумано «царицей Авдотьей Богдановной» изначально.
На левой створке киота (ил. 3) размещены образы небесных покровителей царя Федора Ивановича, Бориса Годунова и его детей — Федора Борисовича и Ксении Борисовны. В верхней части створки расположены дробницы с
3 Ср., например, несохранившийся оклад иконы «Никола Великорецкий» 1555 г. [Зю-зева 2020: 64-66] и оклад иконы «Св. Николай» конца XVI в. [Зюзева 2014: 426-428].
4 Евдокия Сабурова находилась в родстве с Годуновыми.
5 В Музеях Московского Кремля хранится панагия с рельефным образом преподобного Иоанна Лествичника, созданная в память рождения царевича Ивана Ивановича по заказу царя Ивана IV. На ее несохранившейся золотой оправе находилось черневое изображение Марка Арефусийского и диакона Кирилла [Стерлигова 2014а: 343]. В жертвеннике Успенского собора Московского Кремля хранилась икона, представляющая свв. Марка и Кирилла [Описи 1876. Стлб. 334]. Е. А. Осташенко предположила, что икона могла быть вложена в Успенский собор после смерти царевича Ивана Ивановича в 1581 г. [Толстая 2016, № 23].
6 На напрестольной пелене «Похвала Богородицы» конца XVI в., выполненной в мастерской царицы-инокини Александры, в нижней части изображены царица Александра и мученица Ирина — патрональные святые Ирины Годуновой [Маясова 2004: 42].
Ил. 2. Правая створка киота иконы «Святитель Николай» Fig. 2. Right leaf of the icon case of St. Nicholas
изображениями святых князей Бориса и Глеба — небесных патронов Бориса Годунова, напротив — изображение княгини Евфросинии Суздальской, под образом св. Евфросинии представлен князь Всеволод Псковский. В подборе персонажей акцентируется идея божественного покровительства всему царскому роду, поскольку святые князья воспринимались как личные заступники царя и его рода, а через него — и как покровители всего Русского государства и самой русской святости. В нижней зоне створки киота находится изображение преподобной Евфросинии Александрийской. День памяти Евфросинии Суз-
Ил. 3. Левая створка киота иконы «Святитель Николай» Fig. 3. Left leaf of the icon case of St. Nicholas
дальской и Евфросинии Александрийской приходится на 25 сентября7. Размещение дробницы с изображением Евфросинии Суздальской в самой важной — верхней зоне киота, рядом с ликом святителя Николая, а также помещение на киоте крайне редкого для русского ювелирного искусства рубежа XVI-XVII вв. образа соименной ей Евфросинии Александрийской, свидетельствуют об особом почитании суздальской святой инокиней Александрой.
7 Евфросиния Суздальская — княжна Феодулия — приняла постриг в день памяти Евфросинии Александрийской и была погребена 25 сентября [Георгиевский 1900: 35-36, 56].
В центральной части левой створки киота размещены изображения святых мучеников. На правой стороне створки образ св. Феодота Анкирского — небесного покровителя царевича Федора Борисовича Годунова [Литвина, Успенский 2020: 204-219]. Напротив — изображение мученика Ермия8. Святой представлен в длинных одеяниях (хитоне, украшенном поясом, и гиматии), правая его рука поднята к груди в благословляющем жесте, в левой — меч в ножнах. Изображение святого на дробнице совпадает с описанием в иконописных подлинниках конца XVI в.9, а также находит близкие аналогии в минейных иконах на май месяц конца XVI — начала XVII в.10 Небесными покровителями царя Федора Ивановича являлись св. Феодор Стратилат (его изображение размещено над образом св. Феодота) и апостол Ермий, епископ Далматский [Мартынова 1999: 334, примеч. 26]. Образ апостола присутствует на нескольких памятниках прикладного искусства, связанных с царем Федором [Вилкова 2019: 173-174; Мартынова 1999: 330]. Царь Федор родился 31 мая, в день памяти двух святых — апостола Ермия и мученика Ермия [Литвина, Успенский 2019: 62-63]. Последний мог почитаться в придворной среде как еще один небесный покровитель царя Федора Ивановича. В жертвеннике Успенского собора Московского Кремля находилась икона с образами обоих святых (не сохранилась)11. Выскажем предположение, что определенная последовательность в «сдвиге» патро-нальных святых царя Федора Ивановича и царицы Ирины в программе дробниц киота иконы «Святитель Николай» может быть связана с тем, что дни памяти великомученицы Ирины и мученика Ермия приходятся на май, когда празднуется важнейшее событие для православной Церкви — перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.
Важной фигурой в программе дробниц является св. Феодор Стратилат, который представлен здесь как патрональный святой царя Федора Ивановича и одновременно царевича Федора Борисовича. Упомянем, что на другом памятнике, связанном с царским заказом Бориса Годунова, — окладе иконы «Богоматерь Смоленская» — Феодор Стратилат представлен дважды: в паре с Феодотом Анкирским и мученицей Ириной [Мартынова 1999: 319].
Учитывая значительное количество изображенных на киоте соименных представителям царской семьи святых и ярко выраженную патрональную направленность программы дробниц, нельзя исключать, что образы Василия Великого и Иоанна Златоуста в данном случае могут быть представлены как соименные святые великих князей Василия III и Ивана III. В верхней части
8 Ранее мы ошибочно указали, что на дробнице размещено изображение пророка Иеремии [Зюзева 2020: 71]. Нас ввела в заблуждение именующая надпись: «ПРОРОК ЕР-МИИ». Не исключено, что надпись «пророк» была выполнена позднее либо является ошибкой мастера-словописца. Сердечно благодарю Ф. Б. Успенского за консультацию.
9 Самое подробное описание приведено в иконописном подлиннике новгородской редакции конца XVI в.: «Еремий мученик; рус аки Флор, риза кеноварь, испод празелен, препоясан ширинкою; в правой руце крест, в левой меч в ножнех» [Иконописный подлинник 1873: 108]. Изображение мученика Ермия помещено в Строгановском иконописном лицевом подлиннике конца XVI — начала XVII в. [Строгановский иконописный лицевой подлинник 1869: 83].
10 См.: [Каткова, Комашко 2004: № 27], минея конца XVI — начала XVII в. (ГИМ, Инв. № НД Ш-410. URL: https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/113002).
11 «Образ мученика Христова Еремии, да апостола Еремии же на одной цке, обложены серебром, оклад басменной, венцы серебряны сканные» [Описи 1876. Стлб. 334].
киота присутствует и дробница с изображением небесного покровителя царя Ивана IV — пророка Иоанна Предтечи12.
Украшенная икона является ярким памятником истории русского благочестия. Дробницы киота несут и значимые смысловые функции. Каждый из избранных святых при сопоставлении с центральным изображением акцентировал различные аспекты почитания святого образа, но прежде всего имел важнейшее значение для заказчицы, подчеркивая многогранность ее молитвенного обращения. Согласно византийской традиции, в эпоху Московского царства «устроение» убора высокочтимой иконы являлось подтверждением высокого места вкладчика в государственной иерархии [Стерлигова 2006: 628]. Украшенные иконы с патрональными святыми демонстрировали статус заказчиков, что стало одной из причин широкого распространения этого вида церковного убранства в придворных кругах. Дробницы киота не только иллюстрируют особенности почитания «персональных» святых в элитарной среде, но главным образом являются свидетельством амбициозного замысла инокини Александры, «соединившей» в программе небесных патронов династий Рюриковичей и Годуновых.
Источники
Иконописный подлинник 1873 — Иконописный подлинник новгородской редакции по софийскому списку конца XVI века. С вариантами из списков Забелина и Филимонова. М.: Университет. тип., 1873.
Описи 1876 — Описи Московского Успенского собора от начала XVII века по 1701 г. включительно // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией. Т. 3. СПб., 1876. Стлб. 295-874.
Строгановский иконописный лицевой подлинник 1869 — Строгановский иконописный лицевой подлинник (конца XVI и начала XVII столетий). М.: Изд. литографии, при худ.-пром. музеуме, 1869.
Литература
Борисова, Зюзева 2019 — Рукописные и печатные Евангелия XIII — начала XX века в собрании Музеев Московского Кремля: В 3 т. Т. 2 / Отв. сост. Т. С. Борисова, С. Г. Зюзева. М.: Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль», 2019.
Вилкова 2019 — Вилкова М. В. Дробницы «Годуновской» фелони из Архангельского собора // Московский Кремль XVII столетия: Древние святыни и исторические памятники: Сб. ст. Кн. 2. / Сост. и отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. М.: БуксМАрт, 2019. С. 171-179. Георгиевский 1900 — Георгиевский В. Т. Суздальский Ризположенский женский монастырь: Историко-археологическое описание. Владимир: Типо-лит. Губ. прав., 1900.
Зюзева 2014 — Зюзева С. Г. Оклады двух кремлевских икон второй половины XVI века с лицевыми изображениями на полях // Московский Кремль XVI столетия: Древние святыни и исторические памятники: Сб. ст. Кн. 2 / Сост. и отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. М.: БуксМАрт, 2014. С. 418-429. Зюзева 2020 — Зюзева С. Г. О двух царских украшенных иконах святителя Николая XVI в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 39. 2020. С. 63-75.
12 Отметим, что деисусный чин размещен в верхней части киота на узкой полосе чеканного орнамента и по отношению к размеру полей дробницы выглядит очень большим, нарушая соразмерность частей убора.
Каткова, Комашко 2004 — Костромская икона XIII-XIX веков / Авт.-сост. С. С. Каткова, Н. И. Комашко. М.: Гранд-Холдинг, 2004.
Литвина, Успенский 2019 — Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. К уточнению имен и дат в семье царя Федора Ивановича // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. № 1 (75). С. 61-66.
Литвина, Успенский 2020 — Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Подлинные и мнимые имена Бориса Годунова // Slovène. Т. 9. № 1. 2020. C. 185-231.
Мартынова 1999 — Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М.: Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. С. 318-335.
Маясова 2004 — Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье: Каталог. М.: Красная площадь, 2004.
Никольский 1897 — Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397-1625). Т. 1. Вып. 1. СПб.: Синодальная тип., 1897.
Стерлигова 2006 — Стерлигова И. А. Икона как храм: пространство моленного образа в Византии и Древней Руси // Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Индрик, 2006. С. 612-637.
Стерлигова 2010 — Стерлигова И. А. Драгоценные иконы святителя Николая в Древней Руси // Добрый кормчий: Почитание святителя Николая в христианском мире / Сост. и общ. ред. А. В. Бугаевский. М.: Скиния, 2010. [На тит. л. 2011]. С. 382-409.
Стерлигова 2014а — Стерлигова И. А. Панагии русских государей XVI века с иконами-камеями. К истории искусства глиптики в средневековой Руси // Московский Кремль XVI столетия: Древние святыни и исторические памятники: с:б. ст. Кн. 2 / Сост. и отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. М.: БуксМАрт, 2014. С. 330-353.
Стерлигова 2014b — Ризница Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: В 2 т. / Науч. ред. И. А. Стерлигова. [Б. м.:] Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. Т. 1.
Толстая 2016 — Иконы Успенского собора Московского Кремля. Вторая половина XV — XVI век: Каталог / Отв. ред-сост. Т. В. Толстая. М.: Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль», 2016.
References
Borisova, T. S, & Ziuzeva, S. G. (Eds.) (2019). Rukopisnye ipechatnye EvangeliiaXIII — nachala XX veka v sobranii Muzeev Moskovskogo Kremlia [13th — early 20th century handwritten and printed Gospel books in the Moscow Kremlin Museums collection] (Vol. 2). Gosudarstvennyi istoriko-kul'turnyi muzei-zapovednik "Moskovskii Kreml'". (In Russian).
Georgievskii, V. T. (1900). Suzdal skii Rizpolozhenskii zhenskii monastyr ': istoriko-arkheo-logicheskoe opisanie [Convent of the Deposition of the Virgin's Robe in Suzdal: Historical and archaeological description]. Tipo-litografiia gubernskogo pravleniia. (In Russian).
Katkova, S. S., & Komashko, N. I. (Eds.) (2004). Kostromskaia ikonaXIII-XIXvekov [Icons of the 13th-19th centuries from Kostroma]. Grand-Kholding. (In Russian).
Litvina, A. F., & Uspenskij, F. B. (2019). K utochneniiu imen i dat v sem'e tsaria Fedora Iva-novicha [Names and dates in the family of Tzar Fedor Ivanovich]. DrevniaiaRus'. Voprosy medievistiki, 2019(1(75)), 61-66. (In Russian).
Litvina, A. F., & Uspenskij, F. B. (2020). Podlinnye i mnimye imena Borisa Godunova [The true and fake names of Boris Godunov]. Slovene, 9(1), 185-231. (In Russian).
Maiasova, N. A. (2004). Drevnerusskoe litsevoe shit'e: Katalog [Old Russian embroidery: Сatalogue]. Krasnaia ploshchad'. (In Russian).
Martynova, M. V. (1999). Oklad ikony "Bogomater' Smolenskaia" i chemevaia graviura XVI veka [The revetment of the icon "Virgin of Smolensk" and niello engraving of the 16th century]. In Blagoveshchenskii soborMoskovskogo Kremlia: Materialy i issledova-niia (pp. 318-335). Gosudarstvennyi istoriko-kul'turnyi muzei-zapovednik "Moskovskii Kreml'". (In Russian).
Nikol'skii, N. K. (1897). Kirillo-Belozerskii monastyr' i ego ustroistvo do vtoroi chetverti XVII veka (1397-1625) [Kirillo-Belozersky Monastery and its structure until the second quarter of the 17th century (1397-1625)] (Vol. 1, Part 1). Sinodal'naia tipografiia. (In Russian).
Sterligova, I. A. (2006). Ikona kak khram: prostranstvo molennogo obraza v Vizantii i Drevnei Rusi [Icon as a church: The space of a venerated icon in Byzantium and medieval Russia]. In A. M. Lidov (Ed.). Ierotopiia: Sozdanie sakral'nykhprostranstv v Vizantii i Drevnei Rusi (pp. 612-637). Indrik. (In Russian).
Sterligova, I. A. (2010). Dragotsennye ikony sviatitelia Nikolaia v Drevnei Rusi [Jeweled Icons of St Nicholas in Medieval Russia]. In A. Bugaevskii (Ed.). Dobryi kormchii: Pochitanie sviatitelia Nikolaia v khristianskom mire (pp. 382-408). Skiniia. (In Russian).
Sterligova, I. A. (2014a). Panagii russkikh gosudarei XVI veka s ikonami-kameiami. K istorii iskusstva gliptiki v srednevekovoi Rusi [16th century panagiae of Russian sovereigns with cameo icons]. In S. A. Beliaev, & I. A. Vorotnikova (Eds.). Moskovskii Kreml'XVIstoletiia. Drevnie sviatyni i istoricheskiepamiatniki (Vol. 2, pp. 330-353). BuksMArt. (In Russian).
Sterligova, I. A. (Ed.) (2014b). Riznitsa Sviato-Troitskoi Sergievoi Lavry [Sacristy of St. Sergius Holy Trinity Monastery] (Vol. 1). Sviato-Troitskaia Sergieva Lavra. (In Russian).
Tolstaia, T. V. (Ed.) (2016). Ikony Uspenskogo sobora Moskovskogo Kremlia. Vtoraiapol. XV-XVI vek: Katalog [Icons of the Assumption Cathedral of Moscow Kremlin. Second half of the 15th-16th centuries: Catalogue]. Gosudarstvennyi istoriko-kul'turnyi muzei-zapovednik "Moskovskii Kreml'". (In Russian).
Vilkova, M. V. (2019). Drobnitsy "Godunovskoi" feloni iz Arkhangel'skogo sobora [On the plaques of a phelonion from the collection of the Moscow Kremlin Museums]. In S. A. Beliaev, & I. A. Vorotnikova (Eds.). Moskovskii Kreml'XVIstoletiia. Drevnie sviatyni i istoricheskie pamiatniki (Vol. 2, pp. 171-179). BuksMArt. (In Russian).
Ziuzeva, S. G. (2014). Oklady dvukh kremlevskikh ikon vtoroi poloviny XVI veka s litsevymi izobrazheniiami na poliakh [Nielloed plaques on two Kremlin icons of the 16th century]. In S. A. Beliaev, & I. A. Vorotnikova (Eds.). Moskovskii Kreml 'XVI stoletiia. Drevnie sviatyni i istoricheskie pamiatniki (Vol. 2, pp. 419-430). BuksMArt. (In Russian).
Ziuzeva, S. G. (2020). O dvukh tsarskikh ukrashennykh ikonakh sviatitelia Nikolaia XVI v. [Two decorated 16th century tsar's icons of St. Nicholas ] Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta, Ser. 5: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, 39, 63-75. (In Russian).
■k -it -it
Информация об авторе
Светлана Геннадиевна Зюзева
канд. искусствоведения научный сотрудник, хранитель коллекции древнерусского художественного металла, отдел «Оружейная палата», Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» Россия, 103132, Москва, Кремль Тел.: +7 (499) 697-09-26. н [email protected]
Information about the author
Svetlana G. Ziuzeva
Cand. Sci. (Art History)
Researcher, Curator of the Art Metal Medieval
Collection, Armoury Department,
The Moscow Kremlin State Historical
and Cultural Museum and Heritage Site
Russia, 103132, Moscow, Kremlin
Tel.: +7 (499) 697-09-26