Б. С. Павлов, д-р филос. наук, профессор,
Институт экономики УрО РАН,
Н. И. Разикова, канд. хим. наук, доцент,
заведующая кафедрой
физико-технологического института,
А. И. Подвысоцкий, старший преподаватель,
физико-технологический институт,
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия,
pavlov_boris@mail.ru
ВЕРЯТ ЛИ В БОГА УРАЛЬСКИЕ СТУДЕНТЫ
В истории общества церковь всегда выступала в качестве особого института воспитания молодежи, причем не только религиозного, но и патриотического, гражданского, а также участвовала в становлении национального самосознания молодого поколения. Как известно, в начале ХХ в. советская власть резко ограничила функции религиозных организаций, в первую очередь — Русской Православной Церкви (РПЦ), отделив ее от государства. Тем самым, государство практически ликвидировало воспитательную функцию, законодательно «оградив» школу = (как, собственно, и все институты системы общего и профессионального образования) от РПЦ.
О масштабах институционального развития конфессиональных образований в Российском государстве за последние столетия можно судить хотя бы по следующим данным. В 1875 г. в Российской Империи (т. е. России вместе с Украиной, Белоруссией, Грузией, Молдавией и т. д.) было 494 монастыря (350 мужских и 143 женских). А в 1988 г. в СССР осталось только три: Троице-Сергиева Лавра, Псково-Печерский монастырь, Данилов монастырь в Москве. А к исходу 2003 г. в России действовало 635 монастырей (312 мужских и 325 женских), не считая 167 монастырских подворий и 45 скитов. Значит,
Церковь входит все глубже и глубже в самую жизнь российского студенчества, делить его радости и скорби, иметь его не объектом попечения, но стать неотделимым от него субъектом.
к концу 1990-х гг. темп открытия монастырей достиг сотни в год1.
О масштабах религиозности уральского населения к концу ХХ в. можно составить представление по данным одного из наших исследований, проведенного в 1989 г. на базе Центра изучения и формирования общественного мнения трудящихся при Свердловском обкоме КПСС*. Опрос 1 100 человек показал, в частности, что «соотношение верующих и атеистов» по самооценкам респондентов было следующим (% от общего числа опрошенных):
= — не принимали никогда участия в атеистических мероприятиях 37 % респондентов (среди рабочих — 44 %, среди колхозников, рабочих совхозов — 30 %);
— 40 % опрошенных никогда не бывали в молитвенном доме, в церкви; а среди тех, кто побывал в них, делали это в основном из-за любопытства — 43 %, для участия в религиозных обрядах — 21 %;
— 34 % — считали, что атеистические мероприятия нужны, так как приносят большую пользу2.
Сегодня РПЦ стремится восстановить утраченные связи и расширить свое присутствие в российских вузах. Свидетельством такого стремления, в частности, могут служить выступления Святейшего Патриарха
* По репрезентативной областной выборке было опрошено 1 100 взрослых респондентов. Опрос проводился по поручению Отдела пропаганды и агитации Свердловского обкома КПСС социологами Института экономики УрО РАН (науч. рук. опросов — д-р филос. наук Б. С. Павлов).
Московского и всея Руси Кирилла, в частности он говорил: «Стоит задача интенсифицировать свидетельство Православной Церкви в вузах России. Церковь входит и должна все глубже и глубже входить в самую жизнь российского студенчества, делить его радости и скорби, иметь его не объектом попечения, но стать неотделимым от него субъектом»3.
О пристальном внимании РПЦ к студенчеству можно судить по практическим делам Церкви. Вот некоторые купюры из сообщений информационного агентства Екатеринбургской Епархии4:
1. «В Санкт-Петербурге пройдет межвузовский творческий конкурс, посвященный Татьяниному дню.
2. В Московской области состоится конференция «Молодежь и религия».
3. В Архангельске открылось студенческое православное кафе.
4. При учебных заведениях среднего Урала появляется все больше домовых храмов:
— в православной школе на улице Ясной Екатеринбурга несет служение храм во имя Святого Страстотерпца Царевича Алексия;
— в Уральском горном университете восстанавливается храм во имя святителя Николая Чудотворца»;
— еще один храм во имя святой мученицы Татианы появился на уральской земле. Он открыт в стенах Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии».
Общий для всех наук о религии, включая социологию религии, принцип — принцип опоры на эмпирические данные. Этот конституирующий на- -
учные знания о религии принцип одновременно является разделительной чертой между научным подходом к изучению религии и феноменологическим, философским и теологическим. Со- :
циолог, изучая религию, имеет дело с тем, что доступно чувственному восприятию. Поэтому в религию как предмет социологи-
Уральская студенческая молодежь
занимает достаточно открытую позицию по отношению к религии, вообще, и по отношению к Церкви, в частности, и вполне готова к диалогу с ее представителями.
ческого анализа он не включает сверхъестественное, ограничиваясь только эмпирическими данными. Социолог занимается только тем, что можно наблюдать и подвергать проверке. Он не может удовольствоваться общим впечатлением или теологическими аргументами в подтверждение, например, тезиса о том, что религиозная вера вызывает и обусловливает нравственное поведение. Только эмпирические данные могут подтвердить или опровергнуть это утверждение. Социолог должен получить эти данные, и только располагая ими, он может строить теоретические модели.
Авторами предпринята попытка рассмотреть некоторые аспекты поведения молодых россиян, связанные с таким феноменом общественного сознания, как «Вера в Бога». В статье использованы материалы комплексного исследования по проблемам жизненных ценностей и ориентаций уральской студенческой молодежи. Социо-- логический опрос проводился авторами в 2011 г. в рамках договора о творческом сотрудничестве между Институтом экономики УрО РАН и Физико-техно -логическим институтом = УрФУ. По авторской анкете был проведен опрос 680 студентов старших курсов Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ)*
* В настоящее время — Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
на технических и гуманитарных факультетах. Предмет исследования — уровень и характер причастности молодых людей к религиозной культуре.
В ходе исследования респондентам, предлагалось ответить на вопрос «Верите ли Вы в Бога, и, если да, то к какому вероисповеданию Вы себя относите?». Были получены следующие ответы (% от общего числа опрошенных — 680 чел.) — табл. 1.
Таблица 1 Отношение молодежи к религии
Варианты ответов %
В Бога не верю 14
В Бога верю, но не отношу себя 31
ни к какому вероисповеданию
В Бога верю, отношу себя 47
к Православию
В Бога верю, отношу себя к Исламу 3
В Бога верю, отношу себя к прочим 5
конфессиям
Почти половина опрошенных студентов (47 %) считают себя православными. Данный факт вполне можно считать одним из аргументов в пользу сотрудничества вуза и РПЦ, но с одной оговоркой. Почему студенты, у которых практически отсутствуют признаки канонического религиозного поведения, ассоциируют себя именно с православием? Что это: дань моде, исторической традиции («русский значит православный»)?
На наш взгляд, это, прежде всего, может быть связано с религиозностью их родителей. Так, на вопрос «Являются ли ваши родители верующими?» были получены следующие ответы: у подавляющего большинства опрошенных из группы «православных» верующими являются и мать (88 %), и отец (70 %). Также не последнюю роль в самоопределении опрошенных мог сыграть тот факт, что почти все они когда-то прошли обряд крещения. Так на вопрос «Крещены ли Вы?» утвердительно ответили 97 % опрошенных из группы православных. Вполне возможно, большинство таких студентов мысленно ставят знак равенства между понятиями «крещенный» и «православный».
Как показывают многочисленные социологические опросы, посвященные проблеме религиозности российского населения, за самоназванием «православный» редко стоит нечто большее, чем просто слова5,6. Как правило, среди людей, считающих себя православными, крайне мало тех, кто старается соблюдать хотя бы основные предписания Православной Церкви. Например, православному христианину предписано посещать храм каждое воскресение и во все великие праздники. О том, насколько уральские студенты склонны соблюдать данное предписание, можно судить по их ответам на вопрос «Посещаете ли Вы храм, и как часто?» (табл. 2)
Таблица 2 Частота посещения храма студентами (мнение респондентов) (% от общего числа опрошенных по каждой группе)
Варианты ответов Группы
Массив в целом Православие
В сознательном возрасте не посещал никогда 17 6
Очень редко, нерегулярно, не каждый год 40 40
Раз в год обязательно 11 17
Несколько раз в год (но не каждый месяц) 13 20
Раз в месяц и чаще 4 8
Каждую неделю 1 2
Затрудняюсь ответить, в том числе не ответили 14 8
Среди людей, считающих себя православными крайне мало тех, кто старается соблюдать хотя бы основные предписания Православной Церкви.
Как мы видим, среди студентов, считающих себя православными, только каждый десятый (10 %) посещает церковь регулярно, каждый двенадцатый (8 %) — раз в месяц и чаще, и лишь двое из каждой сотни (2 %) — каждую неделю. Подавляющее же большинство таких респондентов либо вообще не бывают в храме (6 %), либо посещают его, но нерегулярно (77 %). Конечно, эту группу студентов нельзя назвать добросовестными прихожанами, а скорее (на манер протодиакона Русской Право-
славной Церкви, профессора Московской духовной академии Андрея Кураева) — «за-хожанами». Но факт остается фактом — они все же приходят в храм. Другой вопрос, с какой целью? Чтобы как-то прояснить это, мы спросили студентов: «Если вы редко бываете в Церкви, то в эти редкие случаи, что служит поводом к ее посещению?».
Грех - это причиняемый себе вред, объективно возникающий вследствие нарушения законов нормального человеческого существования.
человеческой природе (ведь человек создан по образу и подобию Божию), порочность человеческого существа, проявление его падшей природы, которую он приобрел при грехопадении.
С точки зрения православия, пишет протоиерей Серафим Слободской: «Грех, или зло есть нарушение закона Божия... причиня-
Как выяснилось, список поводов к посещению храма у группы православных студентов весьма обширен (% от общего числа опрошенных 680 чел.) — табл. 3:
Таблица 3
Поводы для посещения Церкви молодежью
Варианты ответов %
Желание помолиться (в тяжелой жизненной ситуации; перед важным делом) 78
Желание исповедаться и причаститься 74
«Большие» церковные праздники (Рождество, Пасха и др.) 71
Отпевание усопшего 66
Желание поговорить (посоветоваться) со священником 65
Крещение детей 58
Желание хотя бы ненадолго отвлечься от повседневной суеты 54
Венчание новобрачных 53
Другое 49
Помимо вопросов, касающихся религиозного поведения, студентам также предлагались вопросы, относящиеся к сфере религиозного сознания, с помощью которых мы пытались прояснить два момента: насколько взгляды студенческой молодежи соответствуют каноническим правилам Православной Церкви, и в чем отличие мировоззрения православных, внеконфессио-нально верующих и атеистов?
Известно, что в православии к числу восьми греховных страстей отнесены: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня. Грех для христиан — это не просто проступок или провинность, но и само желание не следовать заповеданному; а также нечто, противоречащее
емый себе вред, объективно возникающий вследствие нарушения законов нормального человеческого существования. Грехом человек отдаляет себя от Бога. Исполнение заповедей необходимо не Богу, а человеку. Последствия причиненного себе вреда называют наказанием, а страдание от последствий — воздаянием. Греховные помыслы суть искушения»7. Осознают ли такую тесную взаимосвязь «грех-наказание» уральские студенты? Мы спросили у студентов «Верите ли Вы в то, что Бог наказывает людей за их прегрешения?». Утвердительно ответили чуть больше половины опрошенных (52 %), отрицательно — каждый четвертый-пятый (22 %). Остальные 26 % затруднились ответить на вопрос.
Логично было бы предположить, что наши респонденты, давшие утвердительный ответ, будут стараться (склонны) избегать тех поступков, за которыми, на их взгляд, «последует кара божья». Однако, по мнению многих священников, сегодня слово «грех» «постепенно лишается своего истинного содержания, и в результате воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное, что очень хочется совершить, хотя по непонятным причинам это очень не нравится Богу»8. Для того чтобы прояснить представления молодежи о грехе, молодым людям был задан вопрос: «Какие из перечисленных поступков, действий, на Ваш взгляд являются грехом?» (табл. 4).
Сразу оговоримся, что в формулировке вопроса намеренно было использовано именно слово «грех», а не какое-либо другое, более нейтральное слово, например «проступок». Во-первых, объектом исследования выступала в большей степени верующая молодежь, и нам было важно понять, насколько ей близки христианские запове-
Таблица 4
Мнение респондентов о том, какие поступки являются грехом (% от общего числа опрошенных по каждой группе)
Группы
Предмет греха в том числе
Массив в целом православные верующие вне конфесии атеисты
Убийство 89 93 90 83
Самоубийство 80 84 87 53
Аборт 72 78 74 51
Проституция 64 72 58 57
Измена (жене/мужу) 61 66 62 47
Гомосексуализм 52 56 49 53
Употребление легких наркотиков 50 63 41 28
Ложь в личных интересах 43 51 39 21
Пьянство 43 50 40 25
Употребление в разговоре матерных слов 25 36 19 8
Развод в семье 25 34 20 9
Курение 25 33 19 13
Посещение стриптиз-бара 13 20 7 2
Половые отношения до брака для ДЕВУШКИ 13 19 5 6
Сокрытие доходов от налоговой инспекции 12 14 11 4
Половые отношения до брака для ЮНОШИ 9 13 4 2
ди (не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй и т. д.). Во-вторых, хотя в современном обществе религиозная идеология не является господствующей, в повседневном языке слово «грех» продолжает употребляться для обозначения любых сколь-нибудь существенных промахов («вспомнить о грехах молодости»).
Итак, обратимся к ответам респондентов. С одной стороны, мы видим, что такие варианты ответов, как убийство, самоубийство, аборт, проституция, измена жене/мужу (которые относятся к разряду преступлений и серьезных проступков, осуждаемых обществом), были отнесе- -ны к разряду греховных большинством респондентов (более 60 %). Но с другой стороны, отношение студентов, например, к гомосексуализму, употреблению легких наркотиков, лжи, пьянству носит уже не столь категоричный характер, что в перспекти ве может привести к постепенному перехо
Религиозность же тех, кто считает себя верующим, часто имеет ситуативный характер, в ней проявляется скорее не устойчивая
мировоззренческая позиция, а умонастроение, отличающееся значительной подвижностью.
ческой молодежи из разряда «порицаемых» в разряд «естественных». И как сейчас для студентов в порядке вещей такие поступки, как развод в семье, половые отношения до вступления в брак, посещение стриптиз-бара, употребление матерных слов, курение и т. д. (эти ответы набрали не больше 25 % голосов), так через несколько лет, например гомосексуализм вполне может перестать восприниматься молодежью в нашей стране как нечто выходящее за рамки норм9.
Учитывая, что все перечисленные в табл. 4 варианты действий с точки зрения Православной Церкви в большей или меньшей степени являются грехом, то ответ на первый поставленный нами вопрос напрашивается сам собой — представления студенческой молодежи о грехе в целом весьма далеки от канонических правил Православной Церкви. Что касается отличий в мировоззрении православных, внеконфессионально веру-
ду этих видов поведения в сознании студен- ющих студентов и атеистов, то прослежи-
вается следующая закономерность. Респонденты, называющие себя православными, хотя и проявляют более принципиальную нравственную позицию — разница в ответах по некоторым пунктам (таким как проституция, употребление легких наркотиков, курение, употребление в разго-
Российское государство лишилось четкой и однозначной официальной идеологии, а общество - духовных и нравственных идеалов.
ститутов, выражающееся в количественном росте религиозных объединений, духовных школ, развертывании издательской деятельности и т. п. Религиозность же тех, кто считает себя верующим, часто имеет ситуативный характер, в ней проявляется скорее не устойчивая мировоззренческая по-
воре «матерных» слов и т. д.) весьма ощутима, — в целом их взгляды также мало согласуются с «церковными нормами».
Небезынтересны и данные ответов на этот же вопрос двух групп студентов: мужчин и женщин. «Аборт» считают грехом — 66 % мужчин-респондентов и 78 % женщин; «гомосексуализм» — соответственно 64 и 41 %; «проституция» — 59 и 69 %; измена (жене/мужу) — 57 и 65 %; «пьянство» — 37 и 48 %; «употребление в разговоре матерных слов» — 22 и 27 %; «половые отношения до вступления в брак для девушки» — 13 и 12 % и, наконец, «половые отношения до вступления в брак для юноши» — 6 и 12 %. Эти данные наглядно свидетельствуют об эмансипации молодых россиянок, приближении их ценностных ориентаций, нравственно-этического сознания и, соответственно, образа жизни к стандартам мужского поведения.
Согласно результатам социологических исследований, проводимых, в частности, социологическим центром Ю. Левады и Институтом социально-политических исследований (ИСПИ) РАН, динамика религиозности в стране в течение последнего десятилетия XX — первые годы XXI в. имела тенденцию к экстенсивному росту. Количество людей, с большей или меньшей определенностью относящих себя к верующим, в течение 1990-х гг. возрастало и к концу века составило от 70 до 74 % взрослого населения страны10.
Однако говорить о «религиозном возрождении» в России в постсоветский период как феномене духовной жизни общества, как характеристике массового сознания преждевременно. В действительности имеет место возрождение религиозных ин-
зиция, а умонастроение, отличающееся значительной подвижностью. Нередко люди называют себя православными или мусульманами, воспринимая эти религии как существенный элемент культурной традиции того народа, к которому они принадлежат11.
Сегодня все чаще можно слышать утверждения о том, что российское общество переживает духовно--нравственный кризис. Несомненно, сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось четкой и однозначной официальной идеологии, а общество — духовных и нравственных идеалов. В результате этого резко ослабла роль институтов социализации подрастающих поколений (в первую очередь, семьи, школы, системы профессионального образования), рассогласованность усилий которых привела к ограничению возможностей полноценного социально-гражданского становления и «размытости» духовно-нравственных ориентиров молодежи.
По мнению ряда исследователей, которое мы разделяем, произошло усиление
роли Русской Православной Церкви, которая за последние двадцать лет из «пережитка прошлого» и фактора негативной социализации, с которым «нужно бороться», превратилась в один из ощутимых источников российской духовности. Государство обратило внимание на позитивную, примиряющую и объединяющую роль Церкви — носительницы общечеловеческих, общемировых ценностей, а церковь обратилась к государству за поддержкой в достижении определенных социальных, просветительских и религиозных целей.
В документе под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» перечислены более пятнадцати «областей соработничества» Церкви и государства, некоторые из которых тесно связаны с проблемами социализации и духовно-нравственного воспитания молодежи. Одной из таких областей является сотрудничество Церкви и высшей школы, имеющее давнюю традицию и прервавшееся в годы революции.
Вместе с тем, наши исследования позволяют сделать вывод о существенном противоречивом характере религиозности студенческой молодежи. Может ли это служить поводом к отказу сотрудничества вуза и Церкви? На наш взгляд — нет. Уральская студенческая молодежь (не исключением здесь являются и студенты других регионов России) занимает достаточно открытую позицию по отношению к религии вообще и по отношению к Церкви в частности и вполне готова к диалогу с ее представителями. Однако эффективность такого диалога будет во многом зависеть от формы сотрудничества, которую выберет администрация и общественные организации вуза.
В заключение хотелось бы отметить, что данная статья является попыткой обрисовать один из аспектов взаимодействия высшей школы и Православной Церкви — социализация и духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи. Но перед нами стоит еще ряд вопросов, на которые до сих пор нет научно обоснованных ответов: Как «приживутся» религиозные компоненты в вузах? Какие последствия будет иметь это нововведение? Действительно ли взаимодействие вуза и Церкви будет спо-
собствовать нравственному оздоровлению студенческой молодежи?
Вопросы не столь просты и однозначны, ибо их решение должно основываться не на преимущественной реализации амбиций государства или РПЦ. Здесь поставлены «на кон» процесс и результаты формирования гражданской зрелости, моральных устоев и профессионализма будущих молодых специалистов российского социума. Одним словом — будущее России. ^
1. Кураев А. Церковь в мире людей [Электронный ресурс] URL: http://svitk.ru/ 004_book_book/2b/507 (дата обращения: 20.05.2012).
2. Павлов Б. С., Попов В. Г. Религия и атеизм на Среднем Урале: общественное мнение. (Информационные материалы). — Свердловск: Труды ИЭ УрО АН СССР, 1990.
3. Сигнаевская О. Р. «Мир человека» в условиях возрождения религиозной культуры: философско-ан-тропологический аспект // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 9 (17) ноябрь. С. 80-83.
4. Дайджест новостей домовых храмов (1-15 ноября 2005) [Электронный ресурс] URL: // http://www. taday.ru/text/34756.html (дата обращения: 22.05.2012).
5. Палибина А. С. Ценности православия как фактор стабилизации семьи в современной России // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 10 (18) декабрь. С. 139-141.
6. Черкасова А. А. Жизненные ценности студентов в России и США // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 10 (18) декабрь. С. 149-151.
7. Азбука.ру [Электронный ресурс] URL: http:// azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy (дата обращения: 22.05.2012).
8. Протоиерей Константин Гипп. Грех — болезнь или преступление? // сайт Православного журнала «Фома» [Электронный ресурс] URL: http://www. foma.ru. (дата обращения: 14.06.2012).
9. Павлов Б. С. Девиантная субкультура и деструктивные процессы в уральской семье // Качество жизни и экономическая безопасность России. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2009. С. 522-541; Павлов Б. С. Семья и самосохранительное поведение молодежи // Экономика региона. 2008. № 2. С. 109-121.
10. Берсенев В. Л., Важенин С. Г., Павлов Б. С. Особые грани современной российской экономики и не только // Экономика региона. 2011. № 1. С. 264-267.
11. Гараджа В. И. Социология религии. — М.: ИНФРА-М, 2005; Мчедлов М. П. О религиозности российской молодежи // Социол. исслед. 1998. № 6. С. 107-111.