Научная статья на тему 'Влияние идей и норм православия на взгляды и практики Уральской молодёжи: результаты эмпирического исследования'

Влияние идей и норм православия на взгляды и практики Уральской молодёжи: результаты эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
122
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАЛЬСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / URAL YOUTH / ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ / ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ИДЕЙ И ПРАВИЛ НА ПОСТУПКИ МОЛОДЁЖИ / THE INFLUENCE OF THE ORTHODOX IDEAS AND NORMS ON THE CONDUCT OF THE BEHAVIOR YOUNG PEOPLE / RELIGIOUS BELIEFS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павлов Б. С., Костина Н. Б.

Статья, написанная на материалах двух комплексных региональных исследований, посвящённых изучению конфессионального поведения школьников и студентов, посвящена анализу отношения уральской молодёжи к религии, влияния православных идей и норм на совершаемые молодыми людьми поступки, выявлению возможностей взаимодействия вузов и РПЦ в нравственном и патриотическом воспитании молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF IDEAS AND NORMS OF ORTHODOXY ON THE ATTITUDES AND PRACTICES OF THE URAL YOUTH: RESULTS OF AN EMPIRICAL STUDY

The article is devoted to the analysis of relations of Ural youth to religion, to the analysis of the influence of the Orthodox ideas and norms on the assessment of the acts committed by young people; to the identifying of the role and interaction of higher educational establishments and Russian Orthodox Church in moral and patriotic education of young people. The empirical base of the article is composed by two complex regional researches on the confessional behavior of school children and students, carried out by the authors in the Institute of Economics of Russian Academy of Sciences.

Текст научной работы на тему «Влияние идей и норм православия на взгляды и практики Уральской молодёжи: результаты эмпирического исследования»

ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ И НОРМ ПРАВОСЛАВИЯ НА ВЗГЛЯДЫ И ПРАКТИКИ УРАЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

THE INFLUENCE OF IDEAS AND NORMS OF ORTHODOXY ON THE ATTITUDES AND PRACTICES OF THE URAL YOUTH: RESULTS OF AN EMPIRICAL STUDY

Статья, написанная на материалах двух комплексных региональных исследований, посвящённых изучению конфессионального поведения школьников и студентов, посвящена анализу отношения уральской молодёжи к религии, влияния православных идей и норм на совершаемые молодыми людьми поступки, выявлению возможностей взаимодействия вузов и РПЦ в нравственном и патриотическом воспитании молодёжи.

The article is devoted to the analysis of relations of Ural youth to religion, to the analysis of the influence of the Orthodox ideas and norms on the assessment of the acts committed by young people; to the identifying of the role and interaction of higher educational establishments and Russian Orthodox Church in moral and patriotic education of young people.

The empirical base of the article is composed by two complex regional researches on the confessional behavior of school children and students, carried out by the authors in the Institute of Economics of Russian Academy of Sciences.

Ключевые слова: уральская молодёжь, отношение к религии, влияние православных идей и правил на поступки молодёжи.

Key words: Ural youth, religious beliefs, the influence of the Orthodox ideas and norms on the conduct of the behavior young people.

В постсоветский период российской истории значительные трансформации коснулись как самой религиозной сферы, так и влияния религиозных идей и практик на различные сферы светской жизни. В отношении первого из названных аспектов необходимо отметить такие процессы, как активизация деятельности религиозных объединений, их быстрый количественный рост, увеличение численности последователей различных конфессий. Выражением второго аспекта являются: самоидентификация большой доли населения России с теми или иными конфессиями; широко и быстро распространившееся «сопровождение» светских событий религиозными практиками (освящение светских мероприятий религиозными лидерами, участие последних в значимых государственных и общественных событиях; «сопровождение» важных событий в жизни людей религиозными обрядами; принципиально изменившаяся роль религиозных праздников; институционализация религиозного образования; участие религиозных объединений в реализации социальной политики («социальное служение»); освящение «религиозным авторитетом» норм морали и др.). Эмпирические социологические исследования религиозности населения России, деятельности конфессиональных объединений позволяют получить информацию, на основании которой можно делать выводы об изменениях в самооценках россиян таких параметров как религиозная принадлежность людей, значимость религии в жизни современного социума, определённых социальных групп и общностей, индивидов.

До сих пор в повседневном сознании людей весьма широко распространено мнение о том, что религиозные взгляды и участие в соответствующих практиках характерны для социально-демографических групп, «выходящих» из среднего возраста, и мало интересуют молодое поколение. В то же время

УДК 316.723 ББК 60.563.05

B.C. ПАВЛОВ, Н.Б. КОСТИНА

B.S. PAVLOV N.B. KOSTINA

результаты социологических наблюдений свидетельствуют как раз об обратном: количество молодых людей, входящих в разные социальные группы, в религиозных общностях значительно возросло. При этом и религиозные лидеры, и занимающиеся социологией религии исследователи отмечают, что процесс «омоложения» общин особенно характерен для протестантских конфессий, общин так называемых «нетрадиционных религий и культов».

Что касается традиционно распространённых в России конфессий, прежде всего - православия, то пополнение их общин за счёт молодёжи происходит медленнее. Социологи констатируют эту тенденцию на основании результатов исследований и выявляют обусловливающие её факторы. Лидеры православных объединений разрабатывают программы по привлечению молодёжи в общины, по работе с различными молодёжными подгруппами, поскольку от пополнения общин молодыми прихожанами во многом зависит будущее самих конфессиональных общностей, влияния православия на социальные практики. При этом фактом, доказанным как результатами социологических исследований, так и констатируемым религиозными православными лидерами, является то, что молодёжь, идентифицирующая себя с православием, делает это на основании чаще внешних, нежели собственно конфессиональных признаков, таких как знание основ вероучения, регулярное (пусть и не очень частое) посещение храма, участие в религиозных практиках.

Для выявления конфессиональных ориентаций молодёжи Среднего Урала учеными Института экономики УрО РАН на протяжении последних десяти лет был проведён ряд исследований с целью определения отношения к религии, православию, их роли в современном российском социуме. Результаты, полученные авторами в ходе исследований, и представлены в данной статье. Рассматриваемым вопросам были посвящены комплексные региональные исследования, проведённые авторами в рамках научных проектов Института экономики Уральского отделения РАН.

1 - Исследование «Студент-2011»; в 2011 г. проведён опрос 680 студентов старших курсов Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ)1, обучающихся по специальностям технического и гуманитарного профиля. Основная цель исследования - отношение к религии, к религиозным ценностям, их влияние на светские практики.

2 - Исследование «Подросток-2013»; в 2013 г. по квотно-представи-тельным выборкам были опрошены 300 подростков ряда школ города-ЗАТО Лесной и 510 подростков г. Екатеринбурга. Основная цель исследования -анализ процессов социализации школьной молодёжи, формирования их жизненных ценностей, ориентаций и планов.

В ходе исследования «Студент-2011» будущим инженерам предлагалось ответить на вопрос «Верите ли Вы в Бога, и, если да, то к какому вероисповеданию Вы себя относите?». Полученные ответы распределились следующим образом (% от общего числа опрошенных):

В Бога не верю 14

В Бога верю, но не отношу себя ни к какому вероисповеданию 31

к православию 47

В Бога верю, отношу себя к исламу 3

к прочим конфессиям 5

Почти половина опрошенных студентов (47%) отнесли себя к православным, несмотря на то, что у них практически отсутствуют признаки как характерного для православных поведения, так и знание хотя бы клю-

1 В настоящее время на его базе сформирован Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.

чевых идей этой конфессии. Этот факт объясняют и модой на православие, и стремлением следовать исторической традиции, и выбором способа национальной самоидентификации («русский - значит православный»). По нашему мнению, важным фактором такого отношения студентов к православию является конфессиональная самоидентификация их родителей.

На вопрос «Являются ли ваши родители верующими?» подавляющее большинство опрошенных из подгруппы «православных» отметили, что верующими являются и мать (88%), и отец (70%). Не последнюю роль в религиозном самоопределении опрошенных мог сыграть тот факт, что почти все они когда-то прошли через таинство крещения, решение о котором принималось, безусловно, их родителями.

На вопрос «Крещены ли Вы?» утвердительно ответили 97% опрошенных из подгруппы студентов, идентифицирующих себя как православных. Вполне возможно, что большинство таких студентов ставят знак равенства между понятиями «крещёный» и «православный».

Социологические опросы, посвящённые выявлению состояния и уровня религиозности российского населения, свидетельствуют о том, что идентификация себя как православных крайне редко подразумевает нечто большее, нежели фиксация своего крещения и празднование Пасхи и Рождества Христова (о других многочисленных православных праздниках подавляющее большинство имеет весьма смутное представление).

Как правило, среди людей, считающих себя православными, крайне мало тех, кто старается соблюдать хотя бы основные предписания Православной Церкви. Например, православному христианину предписано посещать храм каждое воскресение и во все великие праздники. О том, насколько уральские студенты склонны соблюдать данное предписание, можно судить по ответам на вопрос «Посещаете ли Вы храм, и как часто?» участников исследования «Студент-2011» (% от общего числа опрошенных - в числителе; от общего числа назвавших себя «православными» - в знаменателе):

Полученные данные свидетельствуют о том, что среди студентов, считающих себя православными, только каждый десятый (10%) посещает церковь регулярно, каждый двенадцатый (8%) - раз в месяц и чаще, и лишь двое из каждой сотни (2%) - каждую неделю. Подавляющее же большинство студентов либо вообще не бывают в храме (6%), либо посещают его крайне редко, нерегулярно (77%). Эту группу студентов правильнее обозначить термином не «прихожане», а «захожане», используемом протодиаконом Русской Православной Церкви, профессором Московской духовной академии Андреем Кураевым.

Для чего, с какой целью, приходят, пусть и нерегулярно, в храм студенты? Для выяснения этого им был задан вопрос: «Если вы редко бываете в Церкви, то в эти редкие случаи что служит поводом к её посещению?». Как выяснилось, список поводов к посещению храма у группы считающих себя православными студентов весьма обширен (% от общего числа опрошенных):

в сознательном возрасте не посещал никогда

очень редко, нерегулярно, не каждый год

раз в год - обязательно

несколько раз в год (но не каждый месяц)

раз в месяц и чаще

каждую неделю

затрудняюсь ответить (в том числе не ответившие)

17 / 6 40 / 40 11 / 17

13 / 20 4 / 8

1 / 2

14 / 8

желание помолиться (в тяжёлой жизненной ситуации; перед важным делом)

желание исповедаться и причаститься

«большие» церковные праздники (Рождество, Пасха и др.) отпевание усопшего

желание поговорить (посоветоваться) со священником крещение детей

желание хотя бы ненадолго отвлечься от повседневной суеты

венчание новобрачных

другое

49

65 58

66

71

74

54

53

На наш взгляд, представляет интерес то, что значительная доля студентов, посещающих церковь редко и нерегулярно, в тяжёлых ситуациях, в преддверии важных событий испытывает желание помолиться, выражает готовность причащаться и исповедоваться. Это - признаки уже выраженных конфессиональных ориентаций студенчества. Что касается посещения храмов для совершения обрядовых православных практик (отпевание, венчание, крещение), это происходит вследствие реализации совершенно иных ориентаций: участие в семейных мероприятиях, следование не так давно возрождённым традициям, и не являет собой действительной ориентации на православие. Желание посоветоваться со священником также может возникнуть вследствие влияния разных факторов, в том числе - и светских (отсутствие доверительных отношений с друзьями и родственниками), равно как и желание отвлечься от повседневности.

Студентам также предлагались вопросы, с помощью которых мы пытались прояснить, насколько их взгляды действительно можно считать православными, и в чем отличие мировоззрения считающих себя православными от мировоззрения атеистов.

Православное учение относит к числу восьми греховных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня. Грех для христиан - это не просто проступок или провинность, но и само желание не следовать заповеданному, а также нечто, противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу и подобию Божию), порочность человеческого существа, которую он приобрёл при грехопадении.

Православие понимает под грехом зло, нарушение закона Божия, его воли. С позиций православной доктрины, исполнение заповедей необходимо не Богу, а человеку. Человек, совершающий грех, причиняет вред себе, поскольку нарушает законы нормального человеческого существования, и этим отделяет себя от Бога. Последствия причинённого себе вреда называют наказанием, а страдание от последствий - воздаянием.

Так, или как-то иначе представляют себе зависимость «грех-наказание» уральские студенты? Для выяснения этого студентам был задан вопрос: «Верите ли Вы в то, что Бог наказывает людей за их прегрешения?» (исследование «Студент-2011»). Утвердительный ответ был дан половиной опрошенных (52%), отрицательный - каждым пятым (22%), четвёртая часть (26%) затруднилась ответить на вопрос.

На основе полученных ответов логично было бы предположить, что студенты, давшие утвердительный ответ, будут стараться (склонны) не совершать поступков, с точки зрения православия являющихся греховными, с последующим наказанием «божьей карой». Однако среди православных священнослужителей широко распространено мнение, что термин «грех» постепенно лишается своего истинного содержания, им обозначается нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное, что очень хочется совершить, хотя это (по непонятным причинам) очень не нравится Богу.

С целью определения того, какое содержание российские студенты вкладывают в термин «грех», в процессе исследования «Студент-2011» молодым людям был задан вопрос: «Какие из перечисленных поступков, действий, на Ваш взгляд, являются грехом?»

Полученные ответы распределились следующим образом (% от общего числа опрошенных в группе; в числителе - массив в целом - 680 чел.; в знаменателе - студенты, считающие себя православными - 330 чел.):

а) «тяжкий грех»:

убийство 89 / 93

самоубийство 80 / 84

аборт 72 / 78

проституция 64 / 72

измена (жене / мужу) 61 / 66

гомосексуализм 52 / 56

употребление лёгких наркотиков 50 / 63

б) «грех средней тяжести»:

ложь в личных интересах пьянство

употребление матерных слов

развод в семье

курение

43 / 51 43 / 50 25 / 36 25 / 34 25 / 33

в) практически «не грех»:

посещение стриптиз-бара

половые отношения до вступления в брак для ДЕВУШКИ

половые отношения до вступления в брак для ЮНОШИ

сокрытие доходов от налоговой инспекции

13 / 20 13 / 19

9 / 13 12 / 14

Сразу оговоримся, что в формулировке вопроса намеренно был использован именно термин «грех», а не какой-либо другой, более нейтральный, например, «проступок». Во-первых, объектом исследования выступала группа молодёжи, среди которой доля причисляющих себя к православным составила почти половину. В связи с этим важным представляется выявление того, насколько студенческая молодёжь воспринимает христианские заповеди как «руководство к действию», насколько знание о них и оценка их нарушения как греха влияет на совершаемые поступки. Во-вторых, несмотря на не очень широкое распространение в обществе религиозных идей, в повседневной жизни слово «грех» весьма часто употребляется для обозначения любых сколько-нибудь существенных промахов в жизни, неверных поступков -т.е. совсем не в религиозном смысле этого слова (например: «вспомнить о грехах молодости», «ну, был такой грех..,», «все мы не без греха...» и т. п.).

Исходя из принятых православием представлений о грехе и греховных поступках, ответ на первый поставленный нами вопрос напрашивается сам собой: представления студенческой молодёжи о грехе в целом весьма далеки от доктринальных идей Православной Церкви. Кроме того, приведённые нами данные, на наш взгляд, являют серьёзный предмет для размышлений о представлениях наиболее образованной подгруппы российской молодёжи о допустимости/недопустимости считаемых греховными поступков, степени их осуждения.

Исследование показало, что соотносительная разница ценностных ориентаций и нравственных оценок большинства асоциальных проявлений различными подгруппами рассматриваемой социальной группы весьма незначительна. Так, «пьянство» не считают грехом 57% всех опрошенных студентов, в том числе 50% считающих себя «православными». Представляют интерес и результаты ответов на этот же вопрос гендерных групп студентов - мужчин и женщин: «аборт» считают грехом 66% мужчин-респондентов и 78% женщин, «гомосексуализм» - 64% и 41% соответственно, «проституцию» - 59% и 69%, «измену (жене/мужу) - 57% и 65%, «пьянство» - 37% и 48%, «употребление в разговоре матерных слов» - 22% и 27%, «половые отношения до вступления в брак для девушки» - 13% и 12% и, наконец, «половые отношения до вступления в брак для юноши» - 6% и 12%. Эти данные наглядно свидетельствуют о приближении ценностных ориентаций девушек - студенток, их нравственно-этического сознания и, соответственно, образа жизни, к стандартам мужского поведения.

Итак, с одной стороны, такие деяния как убийство, самоубийство, аборт, проституция, супружеская измена (относящиеся к разряду преступлений и серьёзных проступков, осуждаемых обществом), отнесены к разряду греховных большинством наших респондентов (более 60%). Но, с другой стороны, отношение студентов, например, к гомосексуализму, употреблению лёгких наркотиков, лжи, пьянству носит уже не столь категоричный характер, что в перспективе может привести к постепенному переносу студентами этих видов поведения из разряда «порицаемых» в разряд «допустимых». И как сейчас для студентов в порядке вещей такие практики, как развод в семье, половые отношения до вступления в брак, посещение стриптиз-бара, употребление матерных слов, курение и т. д., так через несколько лет, например, гомосексуализм вполне может перестать восприниматься в студенческой, молодёжной среде как нечто выходящее за рамки нормального поведения.

Что касается отличий в оценке практик, относимых всеми конфессиями к греховным, у православных, приверженцев иных конфессий, атеистов, то исследование выявило следующую тенденцию. Респонденты, называющие себя православными, хотя и проявляют более принципиальную позицию (разница в ответах по таким позициям, как проституция, употребление лёгких наркотиков, курение, употребление в разговоре «матерных» слов и т. д., весьма ощутима), но в целом их взгляды также мало согласуются с религиозными нормами.

Полученные нами данные позволяют сделать вывод, что именно в сфере формирования у студентов системы общечеловеческих ценностей, адекватной оценки совершаемых поступков на основе этих ценностей содержится значительный потенциал сотрудничества различных конфессий и учебных заведений.

Об отношении современной молодёжи к религиозным ценностям можно судить по данным, полученным в результате исследования «Подро-сток-2013». Нашим юным респондентам из двух уральских городов задавался вопрос: «Ниже перечислены некоторые жизненные ценности, к которым может стремиться взрослый человек. Выберите пять «самых-самых» важных для Вас». Информация о том, какие ценности для современных подростков являются самыми важными, представлена ниже: (% от общего числа опрошенных по каждой группе; в числителе - учащиеся г. Екатеринбурга, в знаменателе - г. ЗАТО «Лесной»):

хорошие родители

хорошие товарищи, верные друзья хорошее здоровье

возможность обучения в ВУЗе на любимую профессию

81 / 77 72 /78 68 / 69 57 / 62

возможность самому зарабатывать деньги для собственных нужд

материальное благополучие, экономическая независимость

61 / 51

52 / 47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

содержательный, интересный досуг хорошие жилищные условия сознание того, что приносишь пользу людям порядочность, совестливость, доброе имя чувство безопасности от насилия, воровства вера в Бога

47 / 44 40 / 49 31 / 30 30 / 33 29 / 29 21 / 13

Прежде всего обратим внимание на идентичность в распределении ответов у юных горожан большого (г. Екатеринбург) и малого (г. Лесной) городов. Как правило, подобные отличия в ориентациях молодёжных подгрупп разных типов поселений имеют место и фиксируются исследователями. В нашем исследовании подобные отличия - по различным позициям - оказались в пределах статистической погрешности. Сходство, выявленное в ценностных ориентациях подростков, мы связываем, по преимуществу, с воздействием на современную подростковую молодёжь единого в городах разного типа информационно-идеологического поля, создаваемого прежде всего Интернетом, телевидением, а также другими СМИ.

В то же время нужно обратить внимание на то, что вера в Бога как жизненная ценность была выбрана каждым пятым (21%) респондентом в Екатеринбурге и только каждым седьмым в ЗАТО «Лесной» (13% опрошенных). Не углубляясь в анализ этого феномена, отметим, что в настоящее время религиозность в молодёжной среде (например, по такому критерию как причисление себя к приверженцам той или иной конфессии) в большинстве своём имеет ситуативный характер. В этом проявляется скорее не устойчивая мировоззренческая позиция, осознанный доктринальный выбор, а настроение, идентификация с той или иной молодёжной субкультурой, отличающиеся значительной подвижностью. Молодые люди причисляют себя к православным, мусульманам, католикам, баптистам, кришнаитам и т. п., воспринимая эти религии как существенный элемент культурной традиции того или иного народа, этноса. Судя по всему, эта тенденция среди тинейджеров Екатеринбурга более выражена, чем у представителей такой же группы в г. Лесном.

Результаты проведённых исследований позволяют сделать вывод о том, что в постсоветской России имеет место не «религиозный Ренессанс» как феномен духовной жизни общества, как свойство массового сознания, а активизация религиозной жизни, возрождение спектра конфессиональных объединений, выражающееся в их количественном росте, расширении влияния духовных школ, развёртывании издательской деятельности, религиозного образования и т. п. Религиозность же тех, кто считает себя верующим, часто имеет ситуативный характер, в ней проявляется скорее не устойчивая мировоззренческая позиция, а умонастроение, отличающееся значительной подвижностью.

Уральская учащаяся и студенческая молодёжь (как, по нашему мнению, и молодёжь других регионов России) занимает достаточно открытую позицию по отношению к религии в целом, к различным конфессиям, прежде всего, к Русской Православной Церкви, и готова к диалогу с её представителями. Однако результативность такого диалога будет во многом зависеть от формы сотрудничества, которую выберут администрация и общественные организации учебных заведений.

Кстати сказать, определённые надежды на позитивную роль участия религиозных объединений в социализации учащейся молодёжи возлагают организаторы воспитательного процесса, причём эта тенденция имеет, можно сказать, свои традиции. Сошлёмся на результаты исследования, проведённого нами в 2007 г. в 8-ми городах Свердловской и Челябинской областей, при проведении которого нами были опрошены 230 экспертов в вопросах семьи и воспитания молодёжи. В их число были включены руководители школ, представители власти, в чьи полномочия входит организация работы с различными группами молодёжи. Экспертам предлагалось высказать мнение по следующему вопросу: «Ваше отношение к распространению религии, религиозного сознания среди населения, в школах?»

Лишь каждый пятый (21%) опрошенный нами эксперт категорически осуждает идею широкого распространения религии, религиозного сознания в среде школьной молодёжи, и каждый седьмой (15%) - среди взрослых. При этом распространение религиозного сознания соответственно одобряют 41% и 46% (остальные заняли на момент опроса «другую позицию»).

В заключение хотелось бы отметить, что данная статья является попыткой выявить отношение учащейся и студенческой молодёжи Уральского региона к религии, православной конфессии, определить влияние последней на взгляды и поступки этих групп молодёжи. Такая информация представляется нам важной для характеристики и анализа одного из направлений взаимодействия высшей школы и Православной Церкви - социализации и духовно-нравственного воспитания студенческой молодёжи. Но при этом возникает ряд вопросов, требующих научно обоснованных ответов: какие последствия будет иметь это нововведение? Действительно ли взаимодействие вузов и Церкви будет способствовать нравственному оздоровлению студенческой молодёжи? Каким образом взаимодействие вуза и православных организаций позволит реализовать конституционное право на конфессиональный выбор студенчества (либо выбор «в пользу» атеизма)? Вопросы не столь просты и однозначны, и их решение должно основываться не на преимущественной реализации амбиций государства или РПЦ. Здесь поставлены «на кон» процесс и результаты формирования гражданской зрелости, моральных устоев и профессионализма будущих молодых специалистов российского социума. Одним словом - будущее России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.