Научная статья на тему 'Уровень и характер религиозности студенческой молодежи БелГУ в переходный период (размышления по результатам анкетирования)'

Уровень и характер религиозности студенческой молодежи БелГУ в переходный период (размышления по результатам анкетирования) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
330
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Климова С. М., Мартынова Г. В.

Статья посвящена изложению результатов социологического исследования религиозного сознания студенческой молодежи БелГУ. Исследование проведено инициативной группой авторов статьи на базе кафедры философии БелГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Климова С. М., Мартынова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровень и характер религиозности студенческой молодежи БелГУ в переходный период (размышления по результатам анкетирования)»

УДК 316.4

УРОВЕНЬ И ХАРАКТЕР РЕЛИГИОЗНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ БЕЛГУ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ).

С. М. Климова1^ Г. В. Мартынова2

^Белгородский государственный университет, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85;

e-mail: [email protected] ^Белгородский государственный университет, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85; e-mail: [email protected]

Статья посвящена изложению результатов социологического исследования религиозного сознания студенческой молодежи БелГУ. Исследование проведено инициативной группой авторов статьи на базе кафедры философии БелГУ.

Профессия преподавателя-гуманитария в таком крупном университете как Белгородский, ко многому обязывает, особенно сегодня, во времена «игр без правил». Сетовать на то, что мы живем в период «культурного метаболизма», духовных инверсий, имеем дело с «безнравственной» молодежью с ярко выраженными циничными наклонностями, также бессмысленно, как сетовать на то, что невозможно остановить лучшее мгновенье прошлого и задержаться в нем хотя бы на пару сотен лет. Наше время тем и уникально, что сегодняшнее состояние идейной и всяческой другой духовной «пустоты» -период продуктивной неустойчивости и открытости культурной системы. Его можно назвать переходным, что позволяет разглядеть в нем и момент упадка и разложения и одновременно момент самосозидания, самоорганизации, то есть тенденции к выстраиванию новой структурной органической целостности. Переходность охватывает многообразие как уже качественно-определенных, так еще только становящихся норм и ценностных установок социокультурного пространства. И наиболее ценностными становятся ощущение свободы, творчества, права на выбор, которыми, казалось бы, стали руководствоваться люди в своих жизненных приоритетах в последнее двадцатилетие.

Однако, не стоит забывать, что речь идет о неустойчивой системе, продуцирующей вполне устойчивые параметры своей парадоксальной самопрезентации в культуре. Сегодня наивно-оптимистично и наглядно-цинично соединены декларации и акции, мнимая забота о людях вообще и реальная алчность вполне конкретных господ, трудоголизм одних и ничтожный паразитизм других, откровенная нищета трудовой интеллигенции и гламурность богатеньких «мажоров», высоколобое высокомерие ученых-естественников, чрезвычайно востребованных в обществе потребления и юродствующее заискивание гуманитариев, просящих нищенские крохи на поддержание души (и нет только своей) от различных, в том числе, и западных «благотворительных» фондов.

За всем этим махровым цветением «во все стороны» необходимо увидеть конкретного живого человека, вынужденного реагировать и приспосабливаться к любой жизненной ситуации, искать способы адаптации и развития в любые времена, которые, как известно не выбирают.

Становление современных двадцатилетних молодых людей пришлось на период 90-х прошлого столетия, когда пустота формы поспешно заполнялась содержанием любого пошиба. В то время и появилась мода на церковную тематику, традиционную и нетрадиционную религиозность. За характеристикой религиозной обстановки того времени следует обратиться к специалисту - дьякону Андрею Кураеву, который считает, что наиболее специфическим феноменом религиозной жизни в России конца 80-х -90-х годов является не возрождение православия, а бурный рост оккультизма. В своей

статье «Особенности религиозной ситуации в России» он пишет: «По сути, язычество сегодня является самой массовой формой религиозности и едва ли не государственной религией (во всяком случае, выпуски «Вестей» кончаются не сюжетами из жизни православных и мусульманских общин России, а астрологическим прогнозом...)... Даже среди людей, назвавших себя православными, большинство в ситуации выбора прибегает не к советам священника или церковной литературы, а к тем же гороскопам и «це-лителям»»[1].

Насколько изменилась ситуация в религиозном мировоззрении молодежи в начале XXI века мы и попытались разобраться в нашей работе. Современный нравственный релятивизм позволил в кратчайшие сроки обнулить все базовые идеологемы и традиционные ценности когда-то прочнейшей советской тоталитарной системы. Но это не значит, что мы живем в период их полного отсутствия. Если посмотреть внимательно, то несложно увидеть приоритеты в духовной сфере нашей жизни. Объективность видения продиктована самой ситуацией перехода, тем особым хронотопом, в котором отражена специфика современного общественного менталитета. Двадцать лет (плюс/ минус два года) - возраст слома нашей культуры и возраст молодого поколения студентов, ровесников этого периода культурного безвременья вновь созидаемого общества, ставших объектом нашего инициативного социологического исследования в Белгородском государственном университете в мае-июне 2007 года.

Молодые двадцатилетние люди являют собой символический пример «tabula rasa», чистой доски, на которой после обработки в переходной идейно-духовной атмосфере 90-х-2000-х были маркированы все оттенки нашего современного пестро-мозаичного мировоззрения. С одной стороны, это время массовой культуры и массового общества[2]. И соответственно, молодые люди развивались по всем законам современной цивилизации. С другой стороны, следует обратить внимание на особую духовно-религиозную стратегию (православного толка) государства, и конкретно, областной, городской и университетской администрации Белгородчины, направленную на формирование и укрепление основ духовного и религиозного потенциала населения в целом, и молодежи в частности. [3] За десять лет построены десятки храмов, церквей, приходов[4], в июле 2006 году отметила десятилетие Белгородская Православная духовная семинария (с миссионерской направленностью). В 2005 году в нашей стране была создана Комиссия по духовной безопасности населения[5], председателем которой был избран Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов Сергей Леонидович).

Свою четкую стратегическую линию по формированию религиозности и духовности студенческой молодежи имеет и Белгородский университет, всемерно развивающий и укрепляющий религиозно-нравственные начала в их мировоззрении. С 2000 года в стенах БелГУ проводится ежегодная «студенческая пасха», инициированная архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном. В 2001 году был открыт социально-теологический факультет (на базе которого и проведено данное инициативное исследование). Белгородский университет поддержал инициативу области по введению преподавания ОПК (Основ православной культуры) в вузе на факультативной основе. 2 ноября 2001 года был построен и освящен университетский домовый храм Архангела Гавриила - святого покровителя БелГУ [6]. «Вход в храм Архангела Гавриила представляет собой два крыла, на которых написаны христианские заповеди. Совсем недавно построенный, он восхищает своей внешней красотой и богатым внутренним убранством. Хотя храм и выдержан в традициях древнерусского зодчества, он замечательно вписывается в пейзаж университетского городка. Это неудивительно, потому, что храм, внутренние дворики, фонтан перед БелГУ и общее благоустройство набережной реки Везёлка - дело рук одного человека Надежды Алексеевны Молчановой (архитектор храма - примечание наше)». [7]. В 2005 году фонтан на университетской площади перед центральным входом в административный корпус был украшен четырехметровой скульптурой Архангела Гавриила (скульптор Шишков А.А.) с фонарем-свечой в руках, символически освящающим вхождение в храм науки[8].

Проанализируем архитектурно-скульптурную композицию, символизирующую религиозно-духовную солидарность университета этнокультурным традициям русского народа. Фонтанно-скульптурный комплекс, расположенный на университетской площади перед центральным зданием нельзя считать традиционно-типичным для нашей культуры. В православной традиции доминировала идея иконности, а не скульптурности изображения святых, тем более, трудно найти исторические аналоги украшений фигурами святых таких сооружений, как фонтаны. [9] С другой стороны, такая композиция вполне типична для (средневековых) классических университетов и европейских городов с католической, берущей начало от античности, архитектурной традицией. БелГУ, создав данный архитектурно-скульптурный комплекс, вполне может быть назван типичным классическим (в историко-культурном аспекте) университетом.

Иное дело, - домовый храм Архангела Гавриила, созданный по всем канонам православной архитектуры и отразивший идею симфонии и дуализма светского и духовного начала. Достаточно символично выглядит месторасположение домового храма, находящегося в пространственной периферии университетского комплекса, фактически на пограничье, ибо за храмом территория университета обрывается и начинается природный локус реки. И река, и построенный рядом с храмом мост, да и сам храм символизируют собой идею переходности, перемещения, перекрестка социальных, культурных и географических пространств.

Такое расположение чрезвычайно типично именно для православной архитектуры, по канонам которой храм не может находиться ни внутри университета, ни даже во внутреннем дворе [10], но лишь за стенами светского учреждения, в междумирье, символизируя хронотоп инобытия. «Предназначение храма выходит за привычные рамки земных отношений: Храм есть Дом Божий, то есть место святое, где человеческая душа встречается с Богом». [11] Пространственная характеристика двух важнейших религиозных символов БелГУ наглядно воссоздает приоритеты и тенденции общественного сознания, отраженные в ответах респондентов на вопросы анкеты. Вовлеченность в образовательное пространство является для студентов абсолютно приоритетной и занимает центральное место в их жизни. Поэтому знание имени архангела Гавриила в скульптурном изображении в качестве символа-покровителя БелГУ достаточно высоко: 79%, тогда как одноименное название храма и, соответственно, понимание (знание) религиозной связи между этими символами, известно лишь 42% опрошенных. Очевидно, скульптура святого воспринимается студентами не в религиозном смысле, но лишь как символ университета, его покровитель. [12] Данные цифры наглядно указывают на то, что локусная периферийность храма совпала с периферийностью его восприятия молодежью (некоторые его даже визуально плохо вычленяют). Центральное (пространственное) расположение скульпторы перед входом в центральное по значимости здание университета легко закрепило ее образ в качестве научного, а не религиозного символа. Периферийное расположение храма оказалось напрямую связанно с периферийностью его роли в жизни студентов. Все прекрасно осознают, что храм - это символ религии, однако, только чуть больше трети опрошенных поинтересовалась его названием, тогда как название скульптуры оказалось известно большинству. И хотя очевидно, что центральное место в религиозно-символическом комплексе отведено домовому храму, а скульптура святого является лишь композиционным дополнением к данному комплексу, студенческая молодежь расставила акценты по-иному. Главное и дополнительное поменялись местами. С другой стороны, данная инверсия демонстрирует безусловный приоритет классического образования перед духовно-религиозным традиционализмом.

Кроме визуальных объектов культовой символизации в университете существуют и другие способы религиозного миссионерства, в том числе, Интернет-ресурсы. Если не увидеть опредмеченные символы веры (храм, скульптуру) практически невозможно, даже не желая ничего о них знать, то заинтересовать веб-страницей домового храма весьма сложно. Всего 12% опрошенных просматривали православный сайт хра-

ма, [13] только 14% общались со священником лично, и только (5%) готовы придти к нему для разрешения своих личных проблем. При этом имя священника знают лишь 14% опрошенных, (12% принадлежит «профессиональному» социально-теологическому факультету, 2% - всем остальным). При этом следует отметить заметную миссионерскую функцию настоятеля университетского храма, наглядно репрезентированную на официальном уровне (информация о его деятельности постоянно вывешивается на официальном сайте БелГУ). Без его присутствия практически не обходится ни одна гуманитарная конференция и общеуниверситетские мероприятия воспитательного характера. Он проводит еженедельный лекторий для студентов и в храме, и общежитиях БелГУ, преподает на теологическом отделении БелГУ, ведет страничку храмового сайта, общается с желающими в Интернете в режиме online.

После общих размышлений мы хотели бы перейти к изложению основных результатов анкетирования[14], проведенного в мае-июне 2007 года в БелГУ. Анкета включает в себя исследование атрибутивных (визуально-вербальных) элементов символизирующих религиозность БелГУ и содержательных характеристик и мировоззренческих установок его студентов.

1. Проблема исследования

Проблемой нашего исследования является описание специфики мировоззрения современной молодежи, обнаружение ее духовно-ценностных ориентаций и предпочтений.

2. Цели исследования:

1) определение уровня религиозности студенческой молодежи;

2) выявление степени необходимости религиозного образования.

3. Задача исследования:

Раскрытие степени, качества и содержания религиозности современной студенческой молодежи

4. Объект исследования:

Студенты 3-х курсов семи факультетов БелГУ

5. Предмет исследования:

Религиозное сознание и духовные ценности молодежи

6. Г ипотеза исследования

Уровень и качество религиозности 19-20 летних студентов репрезентирует общие аксиологические тенденции молодежи и отражает мировоззренческую палитру периода переходности. Данное поколение сформировалось в благоприятной, с точки зрения, религиозной терпимости и даже пропаганды, атмосфере. Но с другой стороны, это мировоззрение стало лишь одним из многочисленных вариантов многообразных установок и ценностей, в том числе и нетрадиционной религиозности. Переходность как опустошение устойчивых ценностных смыслов мало благоприятно для формирования и укрепления религиозного сознания и веры. Новое поколение выросло в состоянии идейной пустоты, помноженной на скудость познаний и духовное бесчувствие; оно оказалось мало восприимчиво к идеологиям любого толка, если они не носят экстремистского (откровенно навязываемого, агрессивного) характера. Это поколение уже «потеряно» для идеологической обработки со стороны РПЦ и со стороны государства, и требуются более «мягкие» миссионерские способы (скорее всего, учебнопознавательного и культурно-информационного характера) для развития в них духовно-ценностных оснований и личной нравственности. С другой стороны, сегодня как никогда важен уровень проникновения в веру через личные примеры, образцы истинной, а не декларируемой веры. Один подлинно верующий человек примером собственной жизни может сделать больше, чем все политические заявления и образовательные программы вместе взятые.

7. Расчет выборочной совокупности

В исследовании генеральной совокупностью выступают все студенты 3-их курсов БелГУ в возрасте 20 лет (примерно 600 человек). Выборочная совокупность 236 человек (Сводная таблица №1). Отдельно представлены результаты опроса социальнотеологического факультета (СТФ): группа теологов, социальной работы и философов -55 человек. Отбор респондентов в выборочную совокупность производился стихийно, т.е. по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Выборочное исследование проведено при помощи анкетирования без претензии на абсолютную репрезентативность полученных данных. Опрос проведен на семи факультетах, среди которых в равных долях представлены гуманитарные: филологический, факультет управления персоналом (ФУП), юридический; естественные: физмат, геолого-географический факультет (ГГФ), медицинский. Выборка факультетов дифференцирована на «престижные»: юрфак, ФУП и медицинский и «не престижные»: ГГФ, филологический, физмат (в основание деления положен принцип оплаты за обучение на данных факультетах). Важно указать, что опрашиваемые студенты, помимо общей подготовки к третьему курсу ознакомлены практически со всеми дисциплинами общегуманитарного цикла (философия, культурология, эстетика, история мировых религий и т.п.); на многих факультетах прочитан курс основ православной культуры (ОПК).

8. Результаты исследования.

По возрастному составу респонденты разделились следующим образом: 236 человек; из них 224 (94,92%), — в возрасте 19-21 лет;

7 человек (2,97%) - в возрасте 16-18 лет;

5 человек (2,12%) - в возрасте 22-25 лет.

Пол - женский - 177 человек (75,00%);

мужской - 59 человек (25,00%).

В браке состоят 8 человек (3,39%), холост/не замужем 220 человек (93,22%); сожительствуют вне брака 8 человек ( 3,39%).

Следовательно, в исследовании отражены мнения однородной группы молодых людей, родившихся в переходный период нашей истории и формирующихся в новых культурно-цивилизационных условиях. Последнее двадцатилетие можно считать благоприятным для усвоения религиозного (главным образом православного) мировоззрения. Важно указать и на то, что респонденты находятся примерно на одном образовательном уровне (обследованы студенты третьего курса), достаточно репрезентативном

с точки зрения совпадения полученных знаний и уже сформированных жизненных

убеждений. В анкете осуществлена попытка целостного видения характера, уровня и качества религиозности студенческой молодежи, отражаемых в знаниях, вере, убеждениях, мировоззрении, общем уровне культуры и ценностных предпочтениях. При описании используется таблица, диаграммы (выборочно для наглядности) и сравнительное описание данных.

Ниже приведена объединенная таблица распределения ответов на вопросы среди естественников и гуманитариев.

щи

Водная таблица №1

ФИЗМАТ, ГГФ, МЕДФАК Всего 104 ФИЛФАК, ФУП, ЮРФАК Всего 77 СТФ: теология, философия, соц.работа Всего 55 Все факультеты Всего 236

1. Что такое религия в Вашем понимании? Кол- во ч-к В % Кол- во ч-к В % Кол- во ч-к В % Кол-во ч-к В %

Вера в Единого Бога 84 80,77% 69 89,61% 38 69,09% 191 80,93%

вера в бессмертие души 20 19,23% 10 12,99% 12 21,82% 42 17,80%

вера в себя 20 19,23% 7 9,09% 3 5,45% 30 12,71%

вера в любые сверхъестественные силы 13 12,50% 6 7,79% 9 16,36% 28 11,86%

вера в потусторонние силы 9 8,65% 6 7,79% 4 7,27% 19 8,05%

вера в высший космический разум 6 5,77% 4 5,19% 10 18,18% 20 8,47%

другое 4 3,85% 0 0,00% 4 7,27% 8 3,39%

2. Ваше отношение к вере?

Верующий 76 73,08% 57 74,03% 34 61,82% 167 70,76%

Колеблющийся 14 13,46% 17 22,08% 10 18,18% 41 17,37%

Воцерковленный 5 4,81% 1 1,30% 7 12,73% 13 5,51%

Неверующий 8 7,69% 2 2,60% 4 7,27% 14 5,93%

Атеист 1 0,96% 0 0,00% 0 0,00% 1 0,42%

3. Ваше вероисповедание?

Православный 97 93,27% 77 100,00% 48 87,27% 222 94,07%

Атеист 4 3,85% 0 0,00% 6 10,91% 5 2,12%

другое 3 2,88% 0 0,00% 1 1,82% 9 3,81%

4. Почему Вы придерживаетесь этого вероисповедания?

Это религия тесно связана с национальной культурой и историей моей Родины 73 70,19% 56 72,73% 32 58,18% 161 68,22%

Это традиционная религия моей семьи 39 37,50% 38 49,35% 19 34,55% 96 40,68%

Это мой самостоятельный выбор (после религиозных исканий) 20 19,23% 7 9,09% 17 30,91% 44 18,64%

Это модно 0 0,00% 0 0,00% 1 1,82% 1 0,42%

другое 1 0,96% 1 1,30% 4 7,27% 6 2,54%

5. Кто Вам помог прийти к ве эе?

Родители 65 62,50% 56 72,73% 33 60,00% 154 65,25%

Школа или курс "Основы православной культуры" 14 13,46% 6 7,79% 5 9,09% 19 8,05%

Друзья 6 5,77% 3 3,90% 3 5,45% 15 6,36%

Миссионеры, священники 2 1,92% 0 0,00% 2 3,64% 7 2,97%

Другое 24 23,08% 15 19,48% 18 32,73% 57 24,15%

6. Как Вы п эедставляете смерть?

прекращение биологического существования 35 33,65% 28 36,36% 10 18,18% 73 30,93%

переход в более совершенный мир 16 15,38% 10 12,99% 8 14,55% 38 16,10%

процесс отделения души от тела 20 19,23% 14 18,18% 8 14,55% 36 15,25%

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Р1 № 9 (40) 2007

м

встреча с Богом 9 8,65% 8 10,39% 13 23,64% 29 12,29%

Божий суд 9 8,65% 7 9,09% 7 12,73% 26 11,02%

конец всего 7 6,73% 3 3,90% 2 3,64% 12 5,08%

подведение итогов жизни 2 1,92% 1 1,30% 2 3,64% 7 2,97%

вечные мучения 0 0,00% 0 0,00% 1 1,82% 1 0,42%

другое 5 4,81% 3 3,90% 2 3,64% 8 3,39%

7. Что есть Бог в х эистианстве?

Троица 39 37,50% 29 37,66% 28 50,91% 96 40,68%

Любовь 26 25,00% 22 28,57% 25 45,45% 59 25,00%

Сверхъестественная сила 22 21,15% 10 12,99% 11 20,00% 52 22,03%

Высший разум 19 18,27% 10 12,99% 3 5,45% 35 14,83%

Мировая душа 17 16,35% 8 10,39% 4 7,27% 31 13,14%

Нравственный закон 17 16,35% 7 9,09% 4 7,27% 28 11,86%

Совесть 9 8,65% 6 7,79% 5 9,09% 20 8,47%

другое 4 3,85% 2 2,60% 1 1,82% 7 2,97%

8. Какое место должна занимать религия в государстве?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все религии должны быть равны перед законом, независимо от вероучения и истории. 51 49,04% 42 54,55% 26 47,27% 119 50,42%

Религия не должна вмешиваться в дела государства. 47 45,19% 36 46,75% 14 25,45% 97 41,10%

Православие должно стать государственной религией в России, а православная церковь пользоваться государственными льготами. 23 22,12% 13 16,88% 15 27,27% 51 21,61%

Конфессии должны активно участвовать в общественно-политической жизни общества. 6 5,77% 3 3,90% 5 9,09% 12 5,08%

Конфессии - новая идеология, укрепляющая духовность и нравственность в обществе. 4 3,85% 2 2,60% 5 9,09% 11 4,66%

Нужно ограничить деятельность конфессий только религиозной сферой. 4 3,85% 1 1,30% 2 3,64% 9 3,81%

Следует отменить все религии. 2 1,92% 0 0,00% 0 0,00% 2 0,85%

9. Должно ли Православие в нашей стране иметь приоритет над другими религиями?

да 48 46,15% 35 45,45% 33 60,00% 116 49,15%

нет 56 53,85% 42 54,55% 22 40,00% 120 50,85%

10. Какую роль играет деятельность новых культов и объединений, на Ваш взгляд?

Затрудняюсь ответить 49 47,12% 30 38,96% 16 29,09% 95 40,25%

Вредную 27 25,96% 22 28,57% 26 47,27% 75 31,78%

Нейтральную 20 19,23% 19 24,68% 10 18,18% 49 20,76%

Полезную 8 7,69% 6 7,79% 3 5,45% 17 7,20%

11. Нуждается ли православная ц ерковь в реформировании?

Затрудняюсь ответить 70 67,31% 49 63,64% 26 47,27% 145 61,44%

нет 28 26,92% 19 24,68% 19 34,55% 66 27,97%

да 6 5,77% 9 11,69% 10 18,18% 25 10,59%

ПН

12. Кто должен заботиться о молодежи, по Вашему мнению?

государство 78 75,00% 61 79,22% 42 76,36% 181 76,69%

научные и образовательные учреждения 50 48,08% 27 35,06% 19 34,55% 96 40,68%

церковь (религиозные объединения) 23 22,12% 12 15,58% 18 32,73% 52 22,03%

политические организации 14 13,46% 11 14,29% 6 10,91% 28 11,86%

другое 11 10,58% 8 10,39% 8 14,55% 31 13,14%

13. Посещали ли Вы воскресную школу?

да 9 8,65% 5 6,49% 11 20,00% 25 10,59%

нет 95 91,35% 72 93,51% 44 80,00% 211 89,41%

14 . Как часто Вы посещаете церковные службы?

очень редко 49 47,12% 39 50,65% 19 34,55% 107 45,34%

время от времени (по праздникам) 29 27,88% 28 36,36% 18 32,73% 75 31,78%

никогда 19 18,27% 9 11,69% 9 16,36% 37 15,68%

часто 7 6,73% 0 0,00% 9 16,36% 16 6,78%

15. Отмечаете ли Вы православные праздники по канонам?

нет 42 40,38% 32 41,56% 20 36,36% 87 36,86%

да 39 37,50% 25 32,47% 19 34,55% 78 33,05%

иногда 23 22,12% 20 25,97% 16 29,09% 71 30,08%

16. Какие из православных обрядов Вы совершали?

Крещение 94 90,38% 72 93,51% 52 94,55% 218 92,37%

Причастие 36 34,62% 24 31,17% 32 58,18% 92 38,98%

Исповедь 25 24,04% 15 19,48% 26 47,27% 66 27,97%

Венчание (8 женатых) 3 37,5% 0 0,00% 2 25% 5 62,5%

другое 2 1,92% 0 0,00% 5 9,09% 7 2,97%

17. Как часто Вы совершаете обряды исповеди и п ричастия?

никогда 50 48,08% 45 58,44% 24 43,64% 119 50,42%

очень редко 36 34,62% 29 37,66% 16 29,09% 81 34,32%

время от времени (по праздникам) 18 17,31% 3 3,90% 12 21,82% 33 13,98%

часто 0 0,00% 0 0,00% 4 7,27% 4 1,69%

18. В каких случаях Вы молитесь Богу?

В беде,опасности 69 66,35% 52 67,53% 30 54,55% 151 63,98%

На богослужении 37 35,58% 28 36,36% 21 38,18% 86 36,44%

Перед сном 26 25,00% 17 22,08% 14 25,45% 57 24,15%

Всегда 12 11,54% 10 12,99% 12 21,82% 32 13,56%

По традиции 8 7,69% 3 3,90% 4 7,27% 13 5,51%

На всякий случай 9 8,65% 8 10,39% 2 3,64% 1 0,42%

Никогда не молюсь 8 7,69% 5 6,49% 8 14,55% 21 8,90%

19. Вы соблюдаете посты?

нет 74 71,15% 56 72,73% 31 56,36% 161 68,22%

иногда 22 21,15% 18 23,38% 20 36,36% 60 25,42%

да 8 7,69% 3 3,90% 4 7,27% 15 6,36%

20. Читаете ли Вы религиозную литературу?

нет 58 55,77% 41 53,25% 18 32,73% 117 49,58%

иногда 36 34,62% 31 40,26% 14 25,45% 81 34,32%

да 8 7,69% 5 6,49% 23 41,82% 38 16,10%

21. К кому бы Вы обратились за помощью в трудной ситуации?

к родителям 76 73,08% 59 76,62% 39 70,91% 174 73,73%

к друзьям 41 39,42% 30 38,96% 23 41,82% 94 39,83%

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Р1 № 9 (40) 2007

м

действовал бы самостоятельно 19 18,27% 15 19,48% 13 23,64% 47 19,92%

к священнику/духовному наставнику 8 7,69% 5 6,49% 13 23,64% 24 10,17%

к психологу 5 4,81% 3 3,90% 4 7,27% 14 5,93%

к экстрасенсу или астрологу 2 1,92% 2 2,60% 1 1,82% 5 2,12%

другое 6 5,77% 3 3,90% 2 3,64% 11 4,66%

23. Как Вы относитесь к введению курс ОПК в школе как обязательного?

курс нужно преподавать факультативно, посещать по желанию 60 57,69% 54 70,13% 22 40,00% 136 57,63%

положительно 36 34,62% 17 22,08% 31 56,36% 84 35,59%

отрицательно 7 6,73% 4 5,19% 1 1,82% 12 5,08%

затрудняюсь ответить 1 0,96% 2 2,60% 1 1,82% 4 1,69%

24. Какое отношение к вере должен иметь преподаватель ОП <?

светский учитель, верующий человек 61 58,65% 51 66,23% 43 78,18% 155 65,68%

священник 40 38,46% 24 31,17% 17 30,91% 81 34,32%

ученый атеист 6 5,77% 3 3,90% 2 3,64% 11 4,66%

25. Назовите религиозные символы БелГУ. Знаете ли Вы имя небесного покровителя нашего университета?

арх. Гавриил 74 71,15% 64 83,12% 46 83,64% 186 78,81%

не знаю 28 26,92% 13 16,88% 9 16,36% 50 21,19%

26. Как называется университетский храм?

Храм арх. Гавриила 33 31,73% 25 32,47% 40 72,73% 98 41,53%

не знаю 71 68,27% 52 67,53% 15 27,27% 138 58,47%

27. Были ли Вы в университетском храме по собственному желанию?

да 50 48,08% 28 36,36% 27 49,09% 105 44,49%

нет 54 51,92% 49 63,64% 28 50,91% 131 55,51%

28. Какую роль играет университетский православный храм в Вашей жизни?

Никакую 30 28,85% 22 28,57% 24 43,64% 84 35,59%

Место для духовного обновления 24 23,08% 13 16,88% 6 10,91% 68 28,81%

Место, где я могу помолиться 18 17,31% 8 10,39% 12 21,82% 43 18,22%

другое 5 4,81% 4 5,19% 3 5,45% 38 16,10%

затрудняюсь ответить 32 30,77% 30 38,96% 14 25,45% 12 5,08%

29. Просмат риваете ли Вы православную страничку на сайте БелГУ?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

да 8 7,69% 5 6,49% 16 29,09% 29 12,29%

нет 96 92,31% 72 93,51% 39 70,91% 207 87,71%

30 Общались ли Вы со свяш енником х рама БелГУ?

да 5 4,81% 2 2,60% 28 50,91% 202 85,59%

нет 99 95,19% 75 97,40% 27 49,09% 34 14,41%

имя знают 2 1,92% 2 2,60% 28 50,91% 32 13,56%

31. Придете ли Вы к университетскому священнику для раз решения своих личных проблем?

да 5 4,81% 50 64,94% 30 54,55% 11 4,66%

нет 61 58,65% 25 32,47% 4 7,27% 141 59,75%

затрудняюсь ответить 38 36,54% 2 2,60% 21 38,18% 84 35,59%

От общих цифр перейдем к демонстрации отдельных цифр по факультетам и выделим наиболее характерные диаграммы.

Что такое религия в Вашем понимании?

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

53,33%

46,67%

26,67% '■'О ПП0/г, °П ПП0/г, °П ПП0/г,

6,6/% —

1 1

о

со Ш

ГО о

ф О

т 1

Ш

Ф

“ с! I

го ф з £ 2 > Ф О

т о Ф

ю

ю

Ф

о

I

СО о го £

О

Ф

® т -О о Ю ф

т

К

ГО о

^ о

ф Ь£

о Ф

X I

Ф I т

Диаграмма 1.1. Физмат

Данные физмата, для его представителей вера в единого Бога только на 8% выше, чем вера в самого себя. Явная тенденция только данного факультета к завышенной самооценке, ибо очевидно такое близкое соседство себя с Богом продуцировано определенными установками на свою избранность, интеллектуальность и способность самостоятельно управлять жизнью. При этом вера в потусторонние силы космический разум, а также бессмертие души на физмате весьма близко соседствуют другу с другом.

Диаграмма 1.2. ГГФ

Данные ГГФ разительно отличаются от физмата, адекватно отражая существо религии как веры в единого Бога (85,4%). Все остальные ответы находятся на приблизительно одинаковом низком оценочном уровне, в том числе и самооценка своей значимости.

Что такое религия в Вашем понимании?

90,00%

80,00%

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

85,48%

—19,35% 1? оп% „ „п,—, ... 14,52%

’ 6,45%—3,23% = 1 61% 1 1 ¡=| 1 1 ,=%

ч:

ш

ГО

о

СО Ш

го

£1

Ф

Ш

“Л: го а) 3

£ 5 ^

Ф о с£

Ш о

ф ю

тс

ю

ф

о

го

£1

Ф

Ш о га о.

ш ^

3 5

4 “

л о т т £ 1 ГО о £1 О Ф ^

® £ -0 о Ю ф 2 '

о о

2 о

X .0 £1 I

Ф х со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

£1

Данные медфака весьма специфичны. 85,4% медиков определили веру в единого Бога как существо религии, при этом веру в бессмертие душу признает лишь 19,35%. Все остальные ответы имеют незначительный вес в общей картине понимания существа религии.

Среди гуманитариев нет такой резкой разницы между факультетами. Процент веры в единого Бога выше, но и процент веры в себя значительно ниже, чем у естественников. На юрфаке это - 14,2%, на ФУПе - 19, 2%, а на филфаке лишь 11%.

Самый низкий процент верящих в единого Бога на «профессиональном факультете» СТФ - 69% , у них же - самый высокий процент веры в себя - 21,8%.

В собственных вариантах «другое» прозвучали ответы: вера в душевное равновесие и гармонию; вера в то, что не можешь объяснить (физмат); теологи добавили веру в Троицу, спасение души, Бог в себе. Нет ни одного ответа, связанного с оккультизмом, в отличие от многих социологических примеров 90-х годов.

Диаграмма 2.1. Физмат

Ваше отношение к вере?

Неверующей

7%

Воцерковленный

7%

Атеист

Колеблющейся

26%

Верующей 60%

Диаграмма 2.2. ГГФ

На физмате и ГГФ одинаковый процент верующих - 60%, на физмате и самый высокий процент неверующих - 20%, тогда как на ГГФ их лишь 7%, зато весьма высок процент колеблющихся на ГГФ - 26%; на обоих факультетах одинаковое количество воцерковленных - 7% и атеистов нет.

ШШ

1^)

На медфаке картина вновь существенно отличается от предыдущих естественников: 82% верующих студентов-медиков, 8% колеблющихся, но зато есть атеисты 2% и очень незначителен процент воцерковленных 3%.

Среди гуманитариев картина примерно та же. Только юрфак имеет резкое отличие:

Ваше отношение к вере?

Неверующим “ 0%

Воцерковленный

Верующий

67%

Диаграмма 2.4. Юрфак

Здесь выбраны лишь две позиции: верующие и колеблющиеся, нет ни одного неверующего, атеиста или воцерковленного человека. Можно утверждать, что эпоха атеизма осталась позади, но религиозное сознание еще четко не сформировано.

И вновь самый низкий процент верующих на СТФ - 61,8%, но и самый высокий процент воцерковленных - 12,2% там же; довольно высок процент колеблющихся -18,8% и 0% атеистов.

2. Ваше отношение к вере? | теологи соцработа философы

Верующий 15 60,00% 13 86,67% 6 40,00%

Колеблющийся 3 12,00% 2 13,33% 5 33,33%

Воцерковленный 7 28,00% 7 46,67% 0 0,00%

Неверующий 0 0,00% 0 0,00% 4 26,67%

Атеист 0 0,00% 0 0,00% 0 0,00%

3. Ответы на третий вопрос: Ваше вероисповедание? (один ответ) поражают своим единообразием: данные показывают общую картину вероисповедования и для гуманитариев и для естественников. Примерно 95% естественников считают себя православными по вероисповедованию и 100% гуманитариев назвали себя православными, в отличие от СТФ - 87,9%, где вновь самый низкий процент православных и самый высокий процент атеистов - 6%! Данный ответ любопытно сопоставить с предыдущим, показывающим, что быть верующими(70,76%) и православными (94%) является не одно и тоже для респондентов, тем более бросается в глаза резкая разница между номинированием себя православным и воцерковленным (5,5%). [6] То есть практически для большинства православность не связана с необходимости придти в церковь. С другой стороны, и колеблющиеся и неверующие идентифицируют себя с основной этнической конфессией, также называя православными. Предположение, что все они - крещеные люди, подтверждается ответами на соответствующий вопрос, приведенный ниже.

4. На вопрос: Почему Вы придерживаетесь этого (выбранного в пункте 3) вероисповедания? (возможны несколько ответов) были получены практически одинаковые ответы на всех факультетах: эта религия тесно связана с национальной культурой и историей моей Родины - 70,19% (естественники, далее Е) и 72,73% (гуманитарии, далее Г), 58,8% СТФ; это традиционная религия моей семьи - 37,5% (Е) и 49,3% (Г),

34,5% СТФ; это модно - 0,%; Это мой самостоятельный выбор (после религиозных исканий) - 19,23,2% (Е) и 9%(Г); и более 30% СТФ. При этом упор на самостоятельность сделали физики (26%) и медики (24%), тогда как ГГФ лишь 3% указали на самостоятельный выбор веры. На СТФ картина иная: 32% теологов назвали свой выбор веры самостоятельный и 53% философов, тогда как соцработники имеют лишь 6,6% в ответ на вопрос. Вновь преобладают тенденции к самостоятельности принятия решения у естественников и «профессионалов», демонстрирующих в ответах независимость в суждениях и принятии решений, в том числе и в вопросах веры. Г уманитарии менее самостоятельны в своих решениях.

Для большинства - православие как вера - это, прежде всего, историческая и культурная традиция, которая и позволила им легко идентифицировать себя с православными. Очевидно, что в сознании уже прочно закреплены идеологемы: православиерусская культура - традиции - семья. И это закрепление - результат усилий и науки, и политики последнего двадцатилетия.

5. На вопрос: Кто Вам помог прийти к вере? (если признаете себя верующим, можно несколько ответов) ответы распределились тоже приблизительно одинаково следующим образом: родители - 62,5% (Е) и 72,3%(Г), 60%СТФ; школа или курс «Основы православной культуры» - 13,46%(Е) и 7,79%(Г), 9% СТФ; миссионеры, священники - (Е) 1,9% и 0% (Г), 3,6% СТФ; друзья -5,3%(Е) и 3,9: (Г), 5,5% СТФ; другое (затруднились ответить) - 23%(Е) и19%(Г), 32,7% СТФ. Очевидно, что главным проводником религиозности в обществе остается семья, на которую падает основная нагрузка по вовлечению молодежи в процесс приобщения к религии, в том числе и к церкви. Это подтверждает взгляд на современную религиозность как традиционную. Миссионерские тенденции самой церкви практически сведены к минимуму и священники влияния на молодежь не имеют. Любопытно, что курс ОПК сыграл более позитивную роль у естественников и менее значительную у гуманитариев.

После формальных вопросов был выделен ряд вопросов, выявляющих содержание веры респондентов.

6. Ответы на вопрос: Как Вы представляете смерть? (только один ответ) наглядно просмотреть в диаграммах

Как Вы представляете смерть?

35,00%

30,00%

25,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

0,00%

33,33%

20,00%

13,33%

3) 3) ч £ 3) 3) ч £

0,00% 0,00% 0,00%

о: ° 1 ф <и

о 5

го

со

о

со

I—

о

ф

>

о

ф

С!

ф

со

с!

О

Ф

О

СО

ф

X

т

ф

со

ф

Т

>

о

ГО 2

г 2

о

со

о

*

о

1_0

ф

о

Диаграмма 6.1. Физмат

Как Вы представляете смерть?

35,00%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30,00%

25,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

0,00%

33,33%

18,52%

11 110/„ 14,81% 11 110/,

3,70% 3,70%

гп 0,00% I 1 0,00%

__ п ^

^ ^ т

5 $ £ & |

4? 5 з а 5

^ О СТ

Ш о

о о

Ф о ю

ф

го

с; ф ф ^ I- X I- О

° Я

^ го =1 ^ ф

■=!

О

Ф

>

О

ф

с!

Ф

со

с!

О

Ф

О

со

ф

X

о

о

го ^ ^ о

Ф ь!

о

й ш со

>

о

*

о

1_0

ф

о

Диаграмма 6.2. ГГФ

40,00%

35,00%

30,00%

25,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

0,00%

Как Вы представляете смерть? 37,10%

16 13% 1613%

11 29%

л оло/ 6 45% 6,45%

1,61% ' 0 00% —

СО

с!

О

X

Ф о ю

ф

Ф X ф ф ^ э

о

ф й

о ° ^

£

СО о

о

о

го

тс ц ф ^ ф^

о =1 ?

2 Тс

8 я О со

X

СО

о

со

I—

о

ф

>

о

ф

ЕЗ

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

ЕЗ

о

ф

о

со

ф 5 =? х 5 ?

т ^

о

ГО 2

55 2

О &ш ш

ч:

>

о

*

о

ш

ф

о

Диаграмма 6.3. Медфак

Как мы видим из ответов большинство опрошенных: 33,65%(Е) и 36,36% (Г) придерживаются материалистической трактовки смерти как прекращения биологического существования и отделения души от тела 19,2%(Е) и 18,8% (Г). О встрече с Богом упоминает лишь 8% (Е) и 10%(Г), хотя до этого 72,3% назвали себя верующими, и 96% православными. Только минимальный процент опрошенных отметил идею Божьего суда и никто!(0%) не боится смерти как вечных мук, то есть в принципе идея адовых мук, а, следовательно, знание догматики православия, учащей о суде и воздаянии за грехи, которые человек совершал при жизни, не существует в сознании молодежи. Можно предположить, что также, как все знают о своей православности, многим известны понятия рая (совершенного мира) и ада (вечных мук за грехи), так как эти понятия относятся к наиболее устойчивым архетипам культуры. И если 16% верит в рай, как в более совершенный мир, то в ад не верит никто. Можно предположить, что молодежь, сформированная обществом потребления, уверена в своем совершенстве (безгрешности), сопровождающимся отсутствием в их сознании нравственной или духовной ответственности за свои деяния [7].

Так как вопрос имеет «профессиональный» оттенок, то любопытно привести ответы СТФ:

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Р1 № 9 (40) 2007

м

6. Как Вы представляете смерть? теологи соцработа философы

прекращение биологического существования 2 8,00% 4 26,67% 4 26,67%

переход в более совершенный мир 2 8,00% 3 20,00% 3 20,00%

процесс отделения души от тела 1 4,00% 4 26,67% 3 20,00%

встреча с Богом 9 36,00% 3 20,00% 1 6,67%

Божий суд 6 24,00% 1 6,67% 0 0,00%

конец всего 1 4,00% 0 0,00% 1 6,67%

подведение итогов жизни 0 0,00% 0 0,00% 2 13,33%

вечные мучения 1 4,00% 0 0,00% 0 0,00%

другое 1 4,00% 0 0,00% 1 6,67%

7. На вопрос: Что есть Бог в христианстве? Ответы были связаны с определенными знаниями православной догматики. Ответы были распределены: Троица -

37,7% (Е) и 37,5%(Г); высший разум - 21,9%;. нравственный закон - 12,5%; мировая душа - 14,1%; сверхъестественная сила - 21% (Е) и 12%(Г)%; совесть - 8,6%(Е) и 7,9%(Г); Любовь - 25% (Е)и 28%(Г); Другое - примерно 4%. Уровень знаний догматики невысок и примерно одинаков среди естественников и гуманитариев, хотя гуманитарии должны были по идее показать более обширные знания в области религиоведения. Данные ответы также противоречат православности студентов, так как лишь треть опрошенных знает главный догмат православия: Бог-Троица и Бог-Любовь.

СТФ:

7.Что есть Бог в христианстве? | теологи соцработа философы

Троица 16 64,00% 5 33,33% 7 46,67%

Любовь 17 68,00% 1 6,67% 7 46,67%

Высший разум 3 12,00% 7 46,67% 1 6,67%

Сверхъестественная сила 1 4,00% 2 13,33% 0 0,00%

Мировая душа 1 4,00% 0 0,00% 3 20,00%

Нравственный закон 2 8,00% 0 0,00% 2 13,33%

Совесть 4 16,00% 0 0,00% 1 6,67%

другое 0 0,00% 0 0,00% 1 6,67%

8. На вопрос: Какое место должна занимать религия в государстве? (возможно несколько ответов) получены следующие ответы: православие должно стать государственной религией в России, а православная церковь (РПЦ) пользоваться государственными льготами считают 22%(Е) и 18%(Г), 27,7% СТФ; все религии должны быть равны перед законом, утверждают 49%(Е) и 55%(Г), 47,2%; религия не должна вмешиваться в дела государства считают 45%(Е) и 46%(Г), 25,4% СТФ. Нужно ограничить деятельность конфессий только религиозной сферой - 3,8% (Е) и 1,3% (Г), 3,6%. Конфессии должны активно участвовать в общественно-политической жизни общества - 5,7%(Е) и 3,9%(Г), 9% СТФ. Конфессии - новая идеология, укрепляющая духовность и нравственность в обществе - 3,8% (Е) и 2,6%(Г), 9%СТФ. На вопрос: следует ли отменить все религии, почти 100% ответили «нет». Таким образом, очевидно, что респонденты не считают правомерным провозглашение православия государственной религией и тем более обретение РПЦ особых льгот. За религией сохраняется с их точки зрения статус автономии, хотя количество респондентов, предлагающих ограничить ее сферу только религиозными вопросами или, наоборот, расширить участием в общественной жизни, одинаково мало. Ответы показывают слабое понимание респондентами статуса, роли и функций религии в современной жизни. Данные ответы не отражают ни одной из предложенных для нее культурных ниш. При этом ни один человек не высказался против религии. Ответы на вопросы показывают негативное отношение студентов к атеистическому безрелигиозному состоянию общества и это - результат последнего времени.

Следует вновь дифференцировано продемонстрировать ответы профессионалов -

СТФ:

8. Какое место должна занимать религия в государстве? теологи соцработа философы

Все религии должны быть равны перед законом, независимо от вероучения и истории. 7 28,00% 7 46,67% 12 80,00%

Религия не должна вмешиваться в дела государства. 4 16,00% 4 26,67% 6 40,00%

Православие должно стать государственной религией в России, а православная церковь пользоваться государственными льготами. 12 48,00% 3 20,00% 0 0,00%

Конфессии должны активно участвовать в общественнополитической жизни общества. 5 20,00% 2 13,33% 0 0,00%

Конфессии - новая идеология, укрепляющая духовность и нравственность в обществе. 2 8,00% 0 0,00% 1 6,67%

Нужно ограничить деятельность конфессий только религиозной сферой. 0 0,00% 0 0,00% 2 13,33%

Следует отменить все религии. 0 0,00% 0 0,00% 0 0,00%

9. На вопрос: Должно ли православие в нашей стране иметь приоритет над другими религиями? и гуманитарии и естественники ответили примерно одинаково: 45% - ответили «да» и 55% - «нет». На СТФ 60% высказались «за» - и это уже плоды профессионального обучения православию. Это: 84,00% - теологи, 46,67% -соцработа и 33,33% философы.

Этот ответ совпадает с предыдущими характеристиками и здесь явна демократическая попытка установления толерантного отношения к различным религиям в государстве и сохранение независимости государства и церкви друг от друга. Можно предположить, что демократические и националистические тенденции в одинаковой степени присущи нашим респондентам.

10. На вопрос: Какую роль играет деятельность новых культов и объединений, на Ваш взгляд? Большинство затруднилось ответить на этот вопрос: 47,12%(Е) и 38,96%(Г); полезной эту деятельность признали лишь7,69%(Е) и 7,79%(Г), нейтральной -19,23% (Е) и 24,6%(Г); вредной - 25,96%(Е) и 28,57%(Г); смеем предположить, что те, кто затруднился ответить, даже не поняли суть вопроса, что говорит об их отстраненности от влияния этих новых объединений и культов. На СТФ также затруднились с ответом философы и соцработа 6,4% и резко негативно высказались теологи 80%.

11. На вопрос: Нуждается ли православная церковь в реформировании? Большинство вновь затруднились ответить: 63,64%(Е) и 67,31%(Г); нет ответили 26,92%(Е) и 4,68% (Г); да: 5,77%(Е) и 11,69%(Г). Очевидно, что вопросы, связанные с церковью, также как и с деятельностью нетрадиционных религий мало интересуют и мало понятных нашим респондентам. И отсутствие интереса к внутрицерковной жизни видимо, не связано с недовольством современной церковью, но скорее с незнанием ее проблем как социального института.

СТФ:

Нуждается ли православная церковь в реформировании? теологи соцработа философы

Затрудняюсь ответить 10 40,00% 8 53,33% 8 53,33%

нет 10 40,00% 5 33,33% 4 26,67%

да 5 20,00% 2 13,33% 3 20,00%

Ответы и рекомендации, данные в статье «реформирование» следующие: «многое», не обосновывая, что именно; пересмотреть деятельность и поведение священнослужителей («попов»); отказаться от навязывания православия; сделать услуги церкви бесплатными; убрать языческие начала; изменить отношение к другим религиям и к самоубийству; реформировать работу церкви и священнослужителей как социального института (философы), теологи говорят, что нужно изменить поведение священников и отношение к своим обязанностям и предлагают сделать церковные услуги бесплатными.

12. На вопрос: Кто должен заботиться о молодежи, по Вашему мнению?

Только 22,12%(Е) и 15,58%(Г), 32,73% СТФ ответили, что это должна делать церковь; большинство же считает, что заботу о молодежи должно проявлять государство -75,00%(Е) и 79,22%(Г), 76,36%СТФ; за ним следуют научные и образовательные учреждения - 48,08%(Е) и 35,06%(Г), 34,55%СТФ, и далее политические организации 13,46%(Е) и 14,29%(Г), 10,91% СТФ; ответ «другое» выбрали примерно 13%.

13. На вопрос: Посещали ли Вы воскресную школу? Подавляющее большинство ответили - нет: 91,35%(Е) и 93,51%(Г). 89,4% СТФ.

14. На вопрос: Как часто Вы посещаете церковные службы? (один ответ): ответ дадим в форме диаграммы для наглядности:

Как часто Вы посещаете церковные службы?

часто никогда

7% 33%

время от времени (по праздникам) 7%

Диаграмма 14.1. Физмат

Как часто Вы посещаете церковные службы?

время от времени (по праздникам) і 19%

очень редко 55%

никогда

26%

часто

0%

вя

У

Как часто Вы посещаете церковные службы?

время от времени (по праздникам) 40%

очень редко 37%

Диаграмма 14.3. Медфак

Если на физмате и ГГФ картина посещения службы примерно одинакова, то медики показывает более высокий уровень посещаемости служб.

Такая же картина и у гуманитариев: 50,65% - очень редко (Г) и 34,55%(СТФ); время от 36,36%(Г) и 32,73%)СТФ; П,69%(Г) и 16,36% (СТФ) - никогда.

Данные СТФ

Как часто Вы посещаете церковные службы? теологи Соцработа. философы

очень редко 5 20,00% 6 40,00% 8 53,33%

время от времени (по праздникам) 11 44,00% 6 40,00% 1 6,67%

никогда 1 4,00% 2 13,33% 6 40,00%

часто 8 32,00% 1 6,67% 0 0,00%

15. На вопрос: Отмечаете ли Вы православные праздники по канонам (правилам церкви)? (если да, то укажите, какие именно): примерно одинаковое количество ответов да- 40,38%(Е) и 41,56%(г), 36,36 СТФ; и нет - 37,50%(Е) 32,47%(Г), 34,55%СТФ; также в процентном отношении приблизительно одинаково ответили на вопрос: иногда - 22,12%(Е) и 25,97%(Г), 29%СТФ. При этом на физмате отрицательно ответили 80% опрошенных, а на медфаке только 29%, тогда как на ГГФ - 44% никогда не отмечают праздники. При ответе на большинство вопросов мы видим практически полное отсутствие религиозных интенций у физиков и довольно ярко выраженную тенденцию к религиозности у медиков. У гуманитариев больший процент иногда отмечающих праздники: 33% филфак, 30% ФУП и лишь 15% юрфак.

Из названных праздников, наиболее отмечаемыми по канонам церкви являются Пасха, Вербное воскресение, Рождество, Красная горка, Троица и Спасы (т.к. они сопровождаются опр. обрядами), также были названы Вознесение, Благовещение, Крещение (Богоявление) и Масленица! Все праздники отмечают по канонам только 7 человек из опрошенных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. На вопрос: Какие из православных обрядов Вы совершали? (возможны несколько ответов): ответы следующие: подавляющее большинство, хотя и не 100% крещенные -90,38%(Е) и 93,51%(Г), 94,5% СТФ. Отсюда понятно их идентификация с православной верой (96%).При этом другие необходимые для православных людей обряды: исповедь и причастие гораздо скромнее представлены в диаграммах. Интересно, что из 8женатых венчались 5 - 62,5%, а исповедовался и причащался из них лишь 1 человек. Ясно, что венчание есть дань моде, а не следование религиозной традиции, так как по канонам венчание не возможно без двух предыдущих обрядов. Интересно, что например, на всех факультетах причастие совершалось большим количеством людей, чем исповедь, даже на СТФ - 58,18% причастие и исповедь 47,27%, хотя по канонам наоборот, невозможно причащаться без исповеди, но можно исповедоваться без причастия.

17. на вопрос: Как часто Вы совершаете обряды исповеди и причастия? Ответ часто в рамках всех опрошенных 1,6%; время от времени (по праздникам) - 17,31%(Е) и 3,90%(Г), 21,82% СТФ; очень редко - 34,62%(Е) и 37,66%(Г) %, 29%СТФ; никогда - 48% (Е) и 58,44%(Г), 43,64%СТФ; Таким образом, ясно, что даже те, кто причащался и исповедовался, делали это нерегулярно. По ответам нет оснований называть себя воцерков-ленными даже тем 5,5% опрошенных, которые себя считают таковыми.

18. На вопрос: В каких случаях Вы молитесь Богу, ответы на разных факультетах весьма разнятся:

В каких случаях Вы молитесь Богу?

90,00%

80,00%

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

80,00%

33,33^33,33%

—1 3,33% К70/ д К70/

’ %э,67%0 00%6,67 % 1 1 і—і і—і

<?>

У

«Г

Диаграмма 18.1. Физмат

В каких случаях Вы молитесь Богу?

70,00% 59,26% 60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

29,63%

11,11 % 70оЬ1 1,11%1,11%1,11%

/ у

«г

<?>

Диаграмма 18.2. ГГФ

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

В каких случаях Вы молитесь Богу? 66,13%

38,71%

,03 ї% 1 А ^9%

8,06%8,06%'4,52 %6,45% І її і І І і—і

Ж

От

&

</

НН

В каких случаях Вы молитесь Богу?

80,00% п 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

71,43%

3333%

14,29% 14,29%

4,76% 4,76% пппп.

| | 0,00%

</

О4

<ь<*

¿г

¿г

«/

4^

<?

о°

Л?

Диаграмма 18.4. Юрфак

Примерно также, как на юрфаке распределены акценты на филфаке и ФУПе. Данные СТФ:

В каких случаях Вы молитесь Богу? | теологи соцработа философы

В беде, опасности 15 60,00% 11 73,33% 4 26,67%

На богослужении 17 68,00% 2 13,33% 2 13,33%

Перед сном 11 44,00% 2 13,33% 1 6,67%

Всегда 9 36,00% 1 6,67% 2 13,33%

По традиции 2 8,00% 0 0,00% 0 0,00%

На всякий случай 2 8,00% 0 0,00% 2 13,33%

Никогда не молюсь 1 4,00% 1 6,67% 6 40,00%

19. На вопрос: Вы соблюдаете посты? (нужное подчеркните), подавляющее большинство ответили нет - 71,15%(Е) и 72,73%(Г), 56,36%СТФ: из них 24% теологии и 93% философы, 74% соцреабота, что вполне вписывается в общую картину нецер-ковности опрашиваемой аудитории.

20. Читаете ли Вы религиозную литературу? Примерно также распределились ответы на вопрос: да ответили - примерно 8%; нет -55,77%(Е) и 53,25%(Г); иногда - 34,62%(Е) и 40,26%(Г). Хотелось бы обратить внимание, что гуманитарии читают литературу не намного больше, чем естественники. Среди последних вновь лидируют медики: 40% иногда читает церковные книги; на физмате 33% и на ГГФ 22%.

Ответы СТФ:

Читаете ли Вы религиозную литературу? теологи соцработа философы

нет 2 8,00% 12 80,00% 4 26,67%

иногда 6 24,00% 3 20,00% 5 33,33%

да 17 68,00% 0 0,00% 6 40,00%

21. На вопрос: К кому бы Вы обратились за помощью в трудной ситуации?

Ответы были следующие: «обращусь к родителям» большинство: 73,08%(Е) и 76,62%-(Г), 70,91%СТФ; далее по убыванию идут друзья: 39,42%(Е) и 38,96%(Г), 41,82%СТФ; самостоятельно готовы преодолевать трудности18,27%(Е) и 19,48%(Г), 23,64%СТФ и менее 10% отдано специалистам «душеведам»: священникам, психологам, астрологам (на СТФ - 23%).

22. В данной сводной таблице№2 представлены приоритетные ценности, распределенные по степени важности(оценки ценностей даны в пятибальной системе).

Сводная таблица №2

теологи гуманитарии естественники соцработа философы Общие

Семья 94,40% 95,58% 97,50% 92,00% 90,67% 95,76%

Здоровье 88,00% 96,36% 96,54% 98,67% 88,00% 95,17%

Жизнь 94,40% 95,06% 96,35% 93,33% 86,67% 94,92%

Любовь 98,40% 91,43% 93,08% 93,33% 84,00% 92,54%

Дети 92,00% 88,31% 92,12% 86,67% 78,67% 89,66%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смысл жизни 92,00% 88,05% 91,35% 84,00% 84,00% 89,41%

Свобода 87,20% 85,97% 91,54% 89,33% 81,33% 88,47%

Образование 83,20% 86,75% 87,31% 81,33% 85,33% 86,19%

Интересная работа 84,80% 84,16% 87,12% 88,00% 86,67% 85,93%

Карьерный рост 75,20% 83,90% 79,23% 92,00% 69,33% 80,51%

Материальное благополучие 72,00% 85,71% 78,65% 90,67% 61,33% 79,92%

Общение 76,80% 81,04% 80,96% 85,33% 69,33% 80,08%

Родина 100,00% 75,32% 82,31% 64,00% 70,67% 77,63%

Друзья 73,60% 75,84% 80,58% 74,67% 78,67% 77,80%

Диплом 66,40% 76,10% 79,81% 78,67% 60,00% 76,02%

Вера в Бога 86,40% 71,17% 72,50% 69,33% 56,00% 72,29%

Внешность 62,40% 76,10% 69,81% 85,33% 58,67% 71,36%

Творчество 79,20% 66,23% 70,96% 70,67% 80,00% 70,85%

Развлечения 49,60% 68,05% 66,54% 62,67% 64,00% 64,83%

Власть 46,40% 60,78% 57,31% 58,67% 56,00% 57,29%

Другое 20,80% 17,40% 17,31% 22,67% 24,00% 18,47%

Таблица достаточно наглядно представляет приоритеты и ценности молодежи, безусловной лидирующей тройкой стали семья, здоровье и жизнь, обладающие одинаково высоким статусом. Но если семья и жизнь примерно равны по значимости, то любопытно, что здоровье для трех групп немного приоритетнее, чем семья и жизнь. Вопреки сложившимся стереотипам материальное благополучие, внешность, развлечения, друзья и вера в бога занимают существенно меньшее значение, чем любовь, дети, поиск смысла жизни. Особенно следует отметить низкий порок творческой амбициозности и стремления к лидерству/власти (социальной амбициозности), занимающих последние строчки в ценностных приоритетах современной молодежи. Превалирование частной жизни и «личных» ценностей налицо. При этом любопытно обратить внимание читателей на данные соцработников и теологов. У последних оказался 100% уровень патриотического сознания - «родина», объявленный высшей ценностью. У соцработиков значительно выше остальных показатели, связанные с карьерным ростом, материальным благополучием.

23. На вопрос: Как Вы относитесь к введению курса «Основы Православной культуры» (ОПК) в школе / университете как обязательного? только незначительный процент опрошенных ответили отрицательно: 6,73%(Е) и 5,19%(Г), 1,8% СТФ; большинство считает, что курс нужно преподавать факультативно57,69%(Е) и 70,13%(Г), 40% СТФ и посещать по желанию.

24. На вопрос: Какое отношение к вере должен иметь преподаватель ОПК, на Ваш взгляд? Ответили, что он должен быть священником 38,46%(Е) и 31,17% (Г), 30,9% СТФ; это может быть только светский учитель, верующий человек 58,65%(Е) и 66,23%(Г), 78,18% СТФ; Ученый- атеист - всего лишь около 5% всех опрошенных и 13% из них - философы; приоритет отдан светскому преподавателю, но верующему человеку. Причем за то, чтобы преподаватель ОПК был светский человек высказались 88% теологов, 93,3% философов и 46% соцработы.

Далее следует блок вопросов, непосредственно касающихся религиозной деятельности и символики БелГУ. Мы уже приводили некоторые цифры и свои соображения по этому поводу, поэтому ограничимся лишь точной статистикой.

25. На вопрос: Назовите религиозные символы БелГУ. Знаете ли Вы имя небесного покровителя нашего университета? 71,15%(Е) и 83,12%(Г), 83,64% СТФ назвали скульптуру Архангела Гавриила - покровителя БелГУ, 26, 61% (Е) и 16,88%(Г), 16,3% СТФ - не ответили на вопрос или ответили на него неправильно, называя религиозными символами Пегаса, изображенного на гербе ВУЗа, искажая имена и чины святых (Гавриил Архангельский, Апостол Гавриил, Архангел Михаил, святой Иоасаф, а также называя религиозными герб, гимн и флаг БелГУ);

26. На вопрос: Как называется университетский храм? 31,73%(Е) и 32,47%(Г), 72,73%СТФ ответили - храм Архангела Гавриила; 68,27%(Е) и 67,53%(Г), 27,2% СТФ не дали ответа на вопрос. Из них не знали ответа в большинстве - студенты физмата (80%)

27. На вопрос: Были ли Вы когда-либо в университетском храме по собственному желанию? Да ответили - 48,08%(Е) и 36,36%(Г), 49,9% СТФ; нет - 51,92%(Е) и 63,64%(Г), 50,91%СТФ. При этом добровольно посетили храм 58% студентов-медиков и 67% не были в храме среди студентов физмата и ГГФ. На юрфаке более 60% никогда не посещали храм, на филфаке около 50%. На СТФ храм посетили лишь 33% соцработников и 20% философов; теологов 76%, хотя должно быть 100%, так как храм и СТФ должны составлять единый учебно-воспитательный комплекс.

28. На вопрос: Какую роль играет университетский православный храм в

Вашей жизни? Ответы распределились следующим образом: никакую 28,85%(Е) и

28,57%(Г), 43,6 % СТФ! У профессионалов оказался самый высокий процент отрицательной оценки; место, где я могу помолиться 17,31%(Е) и 10,39%(Г), 21,8% СТФ; место для духовного обновления 23,08%(Е) и 16,88%(Г), 10%СТФ; затрудняюсь ответить 30,77%(Е) и 38,96%(Г), 24,5% СТФ. Около 5% ответили - другое. Весьма симптоматично, что все студенты физмата не дали ответов на данный вопрос вообще, что красноречиво доказывает полное отсутствие в их жизни данного учреждения.

29. На вопрос: Просматриваете ли Вы православную страничку на сайте БелГУ? Да ответили лишь 12,29%; нет - 87,71%.

30. На вопрос: Общались ли Вы со священником храма БелГУ, назовите его имя: положительно ответили 7,69%(Е) и 6,49%(Г); отрицательно - 92,31%(Е) и 93,51%(Г); имя сумели назвать лишь 2,09% (данные без СТФ) и 12% СТФ.

31. На вопрос: Придете ли Вы к университетскому священнику для разрешения своих личных проблем? Положительный ответ дали - 4,81%(Е) и 64,94%(Г); отрицательный - 58,65%(Е) и 32,47%(Г); затруднились ответить -36,54%(Е) и 2,60%(Г). Здесь мы видим существенную разницу в ориентациях естественников и гуманитариев, которые в большинстве своем готовы искать поддержку у священника. И хотя естественники дали отрицательный ответ на этот вопрос, следует указать на большой процент колеблющихся, тех, кто не решил для себя проблему в положительную сторону, но почти наверняка не готов принять отрицательный ответ. Данные цифры говорят о высокой потребности наших студентов в личном общении со священником, у них есть потенциальная готовность к этому и данный факт является весьма отрадным на общем фоне довольно апатичного отношения к церкви и религии, ее обрядам и догматике. Именно через стремление или желание найти доверительного человека в решении собственных проблем и следует искать ключ к обращению людей к церкви, как к источнику спасения собственной души.

Данные СТФ на последние вопросы:

Просматриваете ли Вы православную страничку на сайте БелГУ? теологи соцработа философы

да 13 52,00% 1 6,67% 2 13,33%

нет 12 48,00% 14 93,33% 13 86,67%

Общались ли Вы со священником храма БелГУ?

нет 2 8,00% 12 80,00% 14 93,33%

да 23 92,00% 3 20,00% 1 6,67%

знание имени

имя знают 24 96,00% 2 13,33% 2 13,33%

не знают 1 4,00% 13 86,67% 13 86,67%

Придете ли Вы к университетскому священнику для разрешения своих личных проблем?

нет 12 48,00% 9 60,00% 9 60,00%

да 3 12,00% 0 0,00% 5 33,33%

затрудняюсь ответить 10 40,00% 6 40,00% 1 6,67%

Подводя итоги проведенного исследования можно без труда заметить наличие в сознании нашей молодежи и (общества) синтетического соединения традиционной и формальной религиозности, что вполне соответствует состоянию переходного периода. С одной стороны, налицо ориентация на традиционное мировоззрение, с точки зрения которого вера, православие непосредственно связаны с восприятием этнической самоидентификации. Традиционная религиозность представлена достаточно традиционными способами: поголовное (невыбираемое) крещение, абсолютно однозначная корреляция между верой и традицией народа, верой и семьей, определение веры как способа консолидации общества. В современном обществе легко был «восстановлен» архетип традиционной религиозности в качестве атрибута собственной истории (прошлому), фактора культуры и идентичности. В полулатентной форме традиционная религиозность всегда существовала в нашей культуре, и все поколения русских людей выступали бессознательными носителями традиционной религиозности, (кто-то в большей, кто-то в меньшей степени). Традиция передалась и молодому поколению, но с еще более выхолощенным переходной эпохой содержанием. Традиционная религиозность взята новым поколением лишь как форма, содержание превратилось в симулякр, эрзац веры. Отсутствие реальной церковной практики (воцерковленности) и низкий уровень конкретных религиозных знаний и актуализирует переход традиционной религиозности в формальную

Элементы формальной религиозности: формальная принадлежность к православию через тотальный обряд крещения. Формальная религиозность не обогащена ни чувствами, ни обрядами, ни знаниями, которые могли бы стать началом приобщения к подлинной (внутренней) религиозности молодежи. Данное поколение молодых людей, рождено от родителей, переживших травму распада империи, и твердо знающих одно: их детям нужны ценности и нормы. Религия и была принята ими интуитивно, как спасительный круг. «Они обращаются к определенному вероисповедованию не потому, что они стали истинно верующими, а потому, что это самый удобный источник правил, порядка, общения». [8] Дальше этого поколение родителей, воспитанных в атмосфере твердых советских ценностей и атеистического образования не пошло и поэтому, сказав «а» (окрестив детей), они не пошли дальше, «за церковную ограду», ибо сами с трудом знают туда дорогу. Поэтому результаты столь закономерны. «В информационном обществе формальная религиозность имеет тенденцию к превращению в симулякр по словам Ж. Бодрийяра. Она не просто маскирует отсутствие религиозного сознания индивида, но в действительности оказывается «по ту сторону» религозности» [9]. Общим свойством религиозности современной молодежи является ее пассивный, нецерковный

ня

характер. Так посещение церкви не немного значимее в шкале ценностей, чем развлечения. Такую нецерковную религиозность немецкий социолог Томас Лукман назвал «невидимой», «приватной». В наших условиях она проявляется в том, что молодежь, выросшая в отрыве от православной традиции, верит в возможность личной веры и общения с Богом без посредничества церкви и священников. Установка на частную жизнь возобладала и в религиозной сфере.

Хотелось бы подчеркнуть еще раз переходный характер жизни современной молодежи, связанный, как со стремлением к приватности, так и со стремлением к идентичности со своим этносом. При этом не стоит преувеличивать роль моды (СМИ), популярной оккультистской литературы, специальной религиозной «пропаганды» в области насаждения православия и церкви. Их доля ничтожно мала в общем процессе освоения религиозных ценностей и приобщения интереса молодежи к церкви. В области миссионерства предстоит огромная практическая и тактичная работа по переходу от формальной религиозности к содержательной, базирующейся на новых жизненных ориентациях, духовную обработку которых должна взять на себя воцерковлённая общественность. Представляется, что социологические исследования могут стать действенным инструментом по переводу сиюминутных временных ценностей на язык общечеловеческих - предвечных. Именно так возможно показать приоритет наглядных примеров истинной веры над всеми просветительскими проектами.

Список литературы

1. Кураев А. Особенности религиозной ситуации в России // Культура и религия: Линии сопряжения. М., 1994. С. 99.

2. Подр. Описание данных этих феноменов см.: Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. -М.: Добросвет, 2000. -257 с. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М.: Рудомино, 1995. - 168 с. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: Искусство, 1991. - 588 с.

3. В 2006 году только в Белгородской областной думой был принят законопроект «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области», существенной частью которого является введение в качестве обязательного для всех без исключения учащихся предмета «Православная культура.

4. О храмовом строительстве подробно: Давыдов В. И. Духовные родники Святого Белогорья. -Белгород, 2001; Храмы Белгородской и Старооскольской епархии 1995-2005. - Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия, 2005. - 224с.

5. Полное название: Комиссии по духовной безопасности Экспертного совета по национальной, миграционной политике и взаимодействию с религиозными организациями при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе (при Г.С. Полтавченко).

6. 2 ноября 2001 года архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном построенный храм был освящен в честь Архангела Гавриила, отныне являющегося духовным покровителем студентов вуза. Существеннейшее предназначение свое домовая церковь видит во взаимодействии и духовном окормлении студентов и сотрудников БелГУ; в противодействии проникновению в студенческую среду грехов и пороков, а также в приобщении студентов к исконным ценностям и духовным идеалам Святой Руси. Богослужебная деятельность храма включает в себя проведение уставных Богослужений в определённые расписанием дни, совершение таинств и треб.

7. Миссионерская деятельность храма реализуется в проведении конференций, семинаров, лекций, бесед и круглых столов со студентами и преподавателями БелГУ и других вузов Белгорода на различные темы, связанные с духовно-нравственным возрождением личности, семьи, нации и государства. Приход осуществляет издание ежемесячного печатного органа «Гаврииловский листок», а также проводит показ видеофильмов православной тематики с последующим их обсуждением. Храм Архангела Гавриила состоит в ассоциации домовых храмов при ВУЗах Российской Федерации, учреждённой по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П.//Интернет-ресурс: http://arh-gavriil.bsu.edu.ru/

8. Прогулка по святым местам Белгорода// http://www.letopisi.ru/

9. 5 апреля 2005 года на площади перед Белгородским государственным университетом была установлена скульптура архангела Гавриила - духовного покровителя университета. Скульптура высотой 4 метра и весом 500 кг изготовлена из меди, с элементами из стекла и нержавеющей стали, заслуженным художником РФ, заведующим кафедрой рисунка и скульптуры БГТУ им. Шухова, профессором А.А. Шишковым. Скульптура установлена на стеле, размещенной в кратере фонтана: в правой руке архангел держит символ вселенной, а в левой - жезл.

10. «Установка скульптуры архангела Гавриила - это завершение создания духовного облика комплекса БелГУ», - сказал ректор БелГУ Леонид Дятченко в кратком общении с прессой. Начало было положено с возведения храма архангела Гавриила, а теперь «духовный покровитель нашего университета зовет всех в храм науки»//http://ipim.ru/news/

11. Ассоциации по аналогии у нас вызывают образы петергофских фонтанов с различными фигурками языческих богов и античных героев.

12. Слияние храма с университетом - отличительный признак католической архитектурной традиции.

13. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Предисловие к изданию//Давыдов В. И. Духовные родники святого Белогорья. - Белгород, 2004, С.4.

14. Смеем предположить, что идея покровителя легко укладывается в сознании молодежи, формировавшейся в 90-е годы в атмосфере оккультизма (А. Кураев) и увлечения языческими символами, оберегами и. т.д.

15. По официальным данным сайта количество посещений с 27.06. 2005 года - 35260 человек. Для вуза, в котором сегодня обучается более 17000 студентов цифра довольно скромная// Ы1р://аЛ-gavriil.bsu.edu.ru/

16. С анкетой можно познакомиться на сайте: http://www.bsu.edu.ru:8815/files/Anketa.doc

17. Эти данные совпадают с приведенными опросами студенческой молодежи группой РНИ-СиНП в ноябре-декабре 1997 г., православными назвали себя (76%), верующими (59%). В 2007 году православными себя назвали практически 100% опрошенных. А по результатам исследования 2005 г., поведенного социологическим факультетом МГУ, воцерковленной православной молодежи в России - 8%; невоцерковленных православных молодых людей - 55%; лояльно относящихся к РПЦ - 33%; а отрицательно - 4%. Верующими назвали себя 63,2% респондентов, атеистами - 15%// Теологическое образование востребовано в современной России. - Режим доступа: http://pstgu.ru/news/university/2006/06/08/6663/

18. Категория ответственности, сопряженная с личностным началом, самостоятельностью жизненного выбора, как это не парадоксально, практически отсутствует в ментальности молодежи, которая учится на платной основе, то есть за счет своих родителей. При этом большинство платников учится на удовлетворительные оценки, что также характерно для безответственного отношения к себе. Только один процент платников оплачивает свою учебу самостоятельно.

19. Фукуяма Ф. Великий разрыв. - М.: АСТ, 2001. - С. 327

20. Баранников В. П., Матронина Л.П. Динамика религиозности в информационном общест-ве.//Социологические исследования. - №9. - 2004. С. 104.

THE LEVEL AND CHARACTER OF RELIGIOSITY OF STUDENT YOUTH OF BELGOROG STATE UNIVERSITY IN TRANSITION PERIOD

S.M. Klimova, G.W. Martynova

The article gives results of social research of religion consciousness studies young Belgorod State University. Research is lead by initiative group of authors on the basis of chair philosophy BelSU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.