Научная статья на тему 'Религиозный портрет учащейся молодежи. По материалам исследования, проведенного центром религиоведческих исследований ТГУ имени Г. Р. Державина'

Религиозный портрет учащейся молодежи. По материалам исследования, проведенного центром религиоведческих исследований ТГУ имени Г. Р. Державина Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
429
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / КАТОЛИК / ВЕРУЮЩИЙ / УБЕЖДЕНИЯ / ЦЕРКОВЬ / САМОСОЗНАНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ / СИНКРЕТИЗМ / КУЛЬТУРА / БОГОСЛУЖЕНИЕ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / RELIGION / STUDYING USE / RELIGIOSITY / ORTHODOXY / CATHOLIC / RELIGIOUS PERSON / BELIEFS / CHURCH / SELF-ACTUALIZATION / RESEARCH / SYNCRETISM / CULTURE / GOD SERVING / RELIGIOUS STUDIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пронина Татьяна Сергеевна

Статья представляет собой анализ данных, полученных в ходе мониторингового исследования, проводившегося Центром религиоведческих исследований Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и посвященного изучению религиозности современной молодежи на примере Тамбовского региона. На данном этапе была охвачена категория учащейся молодежи. Полученные результаты сравниваются с результатами других российских исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS PORTRAIT OF STUDYING YOUTH. ON RESEARCH MATERIALS CONDUCTED BY RELIGIOUS RESEARCH CENTER OF TSU NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN

The article represents the data analysis received during monitoring research conducted by Religious Research Center of Tambov State University named after G.R. Derzhavin and devoted the studying of modern youth religiosity on example of Tambov region. On this stage the category of the studying youth was considered. The given results are compared with the results of other Russian researches.

Текст научной работы на тему «Религиозный портрет учащейся молодежи. По материалам исследования, проведенного центром религиоведческих исследований ТГУ имени Г. Р. Державина»

УДК 316.74+2

РЕЛИГИОЗНЫЙ ПОРТРЕТ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ.

ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОВЕДЕННОГО ЦЕНТРОМ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТГУ имени Г.Р. ДЕРЖАВИНА

© Татьяна Сергеевна Пронина

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доцент кафедры философии, директор Центра религиоведческих исследований,

e-mail: tania_pronina@mail.ru

Статья представляет собой анализ данных, полученных в ходе мониторингового исследования, проводившегося Центром религиоведческих исследований Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и посвященного изучению религиозности современной молодежи на примере Тамбовского региона. На данном этапе была охвачена категория учащейся молодежи. Полученные результаты сравниваются с результатами других российских исследований.

Ключевые слова: религия; учащаяся молодежь; религиозность; православие; католик; верующий; убеждения; церковь; самосознание; исследование; синкретизм; культура; богослужение; религиоведение.

В 2010 г. исследовательской группой Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина было проведено мониторинговое исследование, посвященное изучению религиозности учащейся молодежи, роли и места религиозных убеждений в их жизни. Было опрошено 700 студентов вузов г. Тамбова, опрос проводился в форме анкетирования. (В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, к категории молодежи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет).

Возросший интерес к религии - характерная особенность жизни России конца XX - начала XXI в. Последние 10 лет сохраняется устойчивая тенденция: возрастание роли религиозного фактора в жизни общества в целом и отдельного человека. Возрастает число верующих, восстанавливаются и открываются новые храмы. О своем доверии к церкви заявляет значительная часть населения страны. Причем процент «доверяющих» церкви существенно превышает процент тех, кто называет себя верующими. Так, высокий уровень доверия к православной церкви встречается не только среди его привержен-

1 Статья выполнена в рамках проекта «Нетрадиционные религиозные движения и системы традиционных ценностей: на примере Тамбовского региона» по федеральной целевой программе «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

цев, но и среди неправославных и даже тех, кто называет себя неверующими.

Социологи Киммо Каариайнен и Дмитрий Фурман в рамках совместного российско-финского проекта исследовали отношение к религии населения России на протяжении всех 1990-х гг. За это время ими были проведены четыре опроса - в 1991, 1993, 1996 и 1999 гг. Итоги этого долговременного исследования отражены, в т. ч. в книге «Старые церкви, новые верующие», вышедшей в 2000 г. Исследователи констатировали, что к концу 1990-х гг. в России установился «проправославный консенсус», о чем свидетельствуют и следующие цифры: «очень хорошее» и просто «хорошее» отношение к православию высказывали в 1999 г. 94 % населения [1].

В определенной части российского общества сформировалось устойчивое мнение о том, что религия необходима как основа национального самосознания и культуры, как носительница традиционных идеалов и ценностей. Часто православие отождествляется с национальной идентичностью, идентифицируется с национальным образом жизни, выступает символом национального своеобразия, является тем стержнем, который связывает воедино сегодняшнюю Россию с ее тысячелетней историей. Согласно результатам исследования об изменении религиозности россиян в 1986-2006 гг., доля респондентов, называющих себя православными, превышает долю респондентов, определивших себя как верующих. «Иначе говоря, - делает вы-

вод Ю.Ю. Синелина, одна из руководителей исследования, - некоторая доля опрошенных соотносит себя скорее с православной культурой, чем с православной верой, определяя, таким образом, свою культурную самоидентификацию» [2]. Так, православными себя назвали 76 % опрошенных, тогда как верующими - только 59 %.

По мнению некоторых исследователей, религиозная идентификация в современном мире все менее связана с конфессиональной принадлежностью и приобретает черты неопределенности. Особенность этой ситуации состоит в том, что эта группа, т. е. группа людей, которые определяют свою религиозную принадлежность скорее как фактор культурной самоидентификации, не проявляя при этом активной религиозной жизни, самая многочисленная. С точки зрения характеристик этой группы, некоторые исследователи называют такую религиозность расплывчатой - «фуззи» религиозностью (с англ. - «нечеткий», термин, используемый И.Г. Каргиной): «Нужно сказать, что данный термин довольно точно характеризует специфику обозначаемого им явления, а именно - неопределенность, диффузность, синкретичность религиозного сознания человека, живущего в современном индустриально развитом мире, где секулярное переплетается с сакральным, вера - с неверием, а в мозаичной вере традиция сосуществует с новыми формами приватизированной религиозности. Это одно из проявлений тех глобальных изменений, которое претерпевает религия под давлением тяжелой современности, о которых говорят Т. Лукман, Д. Барретт, О. Риис, Р. Старк и другие исследователи религии» [3].

Нельзя не отметить, что история свидетельствует: в те моменты, когда общество переживает кардинальные изменения, смену систем ценностей, политического и экономического порядка, кризисные состояния, растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей, расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики. Данное явление мы наблюдаем и в нашей стране уже на протяжении 15-20 лет в группах населения разных возрастов и профессий. Проанализировать, как проходят эти процессы в молодежной

среде, - одна из целей проведенного исследования.

Вопрос этот представляется важным еще и потому, что именно в этом возрасте происходит становление жизненных ориентаций. Именно от молодежи зависит дальнейшая судьба нашего общества, от ее нравственных установок, ценностных ориентаций, которые складываются, в т. ч., и под влиянием религии. Изучение религиозности молодежи оказывается чрезвычайно важным для определения эволюции исторических судеб общества, т. к. именно молодежь по своей социальной природе представляет отражение всех противоречий и возможностей социальноисторической и культурной динамики общества.

С точки зрения методологии исследования, необходимо заметить, что религиозность может пониматься в двух смыслах: как декларируемая, выступая для человека фактором самоидентификации, когда человек говорит «я православный», «я католик», «я верующий». И как религиозность, которую можно выяснить, спрашивая, например, человека, какую культовую деятельность он осуществляет, ходит ли он в церковь, часто ли он молится, читает ли религиозную литературу и другое, т. е. является ли и в какой мере «практикующим» верующим. С некоторой долей условности можно говорить о второй религиозности как о действительной. Хотя, разумеется, лучший способ исследовать религиозность - сочетать эти два критерия.

В целом можно констатировать, что религиозность молодежи довольно высока. Однако причины этого процесса объясняются исследователями по-разному. Ситуация с религиозностью молодежи отражает ситуацию с религиозностью россиян в целом. Так, по данным многочисленных социологических исследований, религиозность россиян выросла с 20-30 % верующих в 1988-1989 гг. до 50-60 % к 1995 г. Этот процесс сопровождался снижением числа неверующих (атеистов) с 50 до 30 %. Численность верующих значительно увеличилась в основном за счет респондентов, называющих себя православными: с 20 % в конце 80-х до 40-50 % в 1993-1995 гг. (По данным социологических исследований ФОМ и сектора социологии религии ИСПИ РАН доля респондентов, от-

носящих себя к православным, увеличилась к 2004 г. с 45-50 % в1995-1996 гг. до 65-70 %).

Многие социологи, религиоведы, например Д.Е. Фурман, М.П. Мчедлов, считали, что в 1995-1996 гг. уровень религиозности достиг максимума, и отмечали некоторые симптомы к его возможному снижению.

Однако эти прогнозы не оправдались. Начиная примерно с этого времени, 19951996 гг., уровень религиозности продолжил повышаться, но менее высокими темпами по сравнению с предшествующим периодом. По данным исследования, проводившегося под руководством Ю.Ю. Синелиной, на некоторое время он даже приостановился, достигнув 50 %, но все же не снизился [2]. Примерно такие же цифры приводит Д.Е. Фурман [1].

Многие исследователи религиозности молодежи отмечают схожие черты в религиозном портрете современного молодого человека. Так, большинство из них приходят к выводу, что идентифицировать себя с православием для молодежи сегодня модно. Таким образом, можно утверждать, что религиозность для большинства современной молодежи есть не внутреннее глубокое убеждение, а усвоение элементов массовой культуры. Быть православным - это модно. Но религиозность как мода обращена к внешним сторонам религиозности, прежде всего, к наиболее распространенным элементам культовой практики. Например, принято посетить Рождественское и Пасхальное богослужения, носить крест, креститься, иметь иконы, венчаться, но при этом значительное число молодых людей участвуют в богослужениях лишь по праздникам или в связи с важными событиями, происходящими в их жизни, не могут внятно объяснить значения обрядов, в которых они участвовали, текстов молитв, хода богослужения, редко читают религиозную литературу.

Таким образом, приходится констатировать, что в среде молодежи нет понятия о религии как о целостной системе, в которой важен каждый элемент. Иначе говоря, если ты принимаешь идею о перевоплощении душ, то ты не можешь считать себя христианином; или если ты считаешь себя православным, то должен участвовать в жизни церкви регулярно. Но нередко получается так, что в религии молодой человек, руководствуясь прагматическими соображениями,

выбирает то, что нужно ему в данный момент, а все остальное отбрасывается им как несущественное: например, пройти обряд венчания, потому что «так принято» или в надежде на сверхъестественную помощь в семейной жизни, но без предшествующего ему поста и без исполнения в дальнейшем того, что обещалось перед алтарем; или зайти в храм поставить свечку перед экзаменом без признания того, что необходимо регулярно участвовать в богослужениях. Это определяет и имеющий место в молодежной среде религиозный синкретизм - в религиозности молодого человека могут сочетаться весьма разнородные идеи, доктрины и практики. Данный общетеоретический вывод подтверждается и данными нашего опроса: например, посещение православного храма благополучно сочетается с верой в магию, с суевериями.

Необходимо отметить, что, кроме чисто прагматических соображений, религия стала для современной молодежи одним из факторов культурной идентификации. В таком случае она работает как своего рода «связка» с культурой, привлекательной для молодого человека. То есть на вопрос, заданный в определенном контексте, «Кто я такой?» современный молодой человек нередко отвечает «Я православный» или «Я мусульманин». При этом он подразумевает не только, а иногда, не столько то, что он верующий, последователь той или иной религии, но и то, что в своей повседневной жизни или конкретных жизненных ситуациях он будет руководствоваться нормами, утвердившимися в культуре этой религиозной традиции, закрепленными этой культурно-религиозной традицией.

Итак, основной признак и элемент любой религии - это, конечно, вера. По результатам нашего опроса, в общей массе 55 % респондентов считают себя верующими, еще

34,6 % склонны себя относить в большей степени к верующим, чем к неверующим. Таким образом, почти 90 - более 89,6 % опрошенных студентов признают себя верующими в большей или меньшей степени. Можно, конечно, согласиться с мнением некоторых исследователей, что такая формулировка вопроса имеет свои недостатки - она слишком категорична, не позволяет охватить многоаспектность религиозности. Однако, на наш взгляд такая формулировка вопроса

«Считаете ли вы себя верующим?» позволяет избежать более существенных недостатков, которые возникают при использовании вопросов «Верите ли вы в Бога?», «Верите ли вы в нечто сверхъестественное?» и т. п. Последние формулировки, действительно, менее формальны, но их излишняя определенность не позволяет прийти к некоторым важным обобщениям. Степень уверенности при ответе на этот вопрос отражена в табл. 1.

Таблица 1

Степень уверенности

Считаете ли вы себя верующим человеком? Процент

Да 55,0

Скорее да 34,6

Скорее нет 7,7

Нет 2,7

Итого 100,0

Что касается конфессионального спектра верующей учащейся молодежи, то, согласно данным нашего опроса, подавляющее большинство опрошенных (89,4 %) исповедуют православие (рис. 1).

Если анализировать только ту группу респондентов, которые открыто указали исповедуемые ими религию или убеждения, то мы получаем, что среди всех ответивших на данный вопрос респондентов ответы распределились следующим образом: исповедуют

- православие - 89,4 %;

- атеизм - 0,3 %;

- ислам - 1,4 %;

- католицизм - 1,8 %;

- протестантизм - 1,3 %;

- язычество - 0,3 %;

- иудаизм - 0,2 %;

- парарелигиозные учения - 0,9 %;

- сатанизм - 0,3 % респондентов.

Интересно отметить, что, согласно данным нашего исследования, число тех, кто назвал себя атеистом, очень мало - всего

0,3 %, но при этом число тех, кто ответил, что не считает себя верующим человеком, гораздо больше - 10,4 %. Очевидно, что атеисты назвали себя осознанно при ответе на вопрос «Какую религию вы исповедуете?». Причем вопрос был закрытым, и среди вариантов ответов варианта «атеизм» не было. Следовательно, есть основания предположить, что процент 0,3 % выявляет тех, кто осознанно придерживается атеистических убеждений.

Можно предположить также и то, что те 10,4 %, кто на вопрос «Считаете ли вы себя верующим?» ответили с той или иной степенью уверенности отрицательно, вкладывают в понятие верующего нечто большее, чем только веру в Бога или что-то сверхъестественное. Вместе с тем заявление о своей приверженности атеистическим убеждениям, предполагает, по меньшей мере, понимание значения этого термина.

парарелигиозные учения; 0,9

католицизм; 2,8

ислам; 1,4

сатанизм; 0,3 атеизм; 0,3

отказ от ответа; 2,5

протестантизм; 1,3 иудаизм; 0,2

язычество; 0,3

православие 89,4

Рис. 1. Какую религию Вы исповедуете? (в % ко всем респондентам)

Учитывая данные исследования по религиозности населения города Тамбова, мы отметили, что среди более старших возрастных групп населения процент тех, кто отнес себя к неверующим, выше в группе 46-64 лет и равен 20 %. Тогда как среди тех, кому более 65-ти лет, процент ответивших отрицательно на вопрос «Считаете ли вы себя верующим?» приблизительно такой же, как и в молодежной среде - около 10 %.

Значительно выше общего процентного соотношения число католиков среди учащейся молодежи: так, среди населения г. Тамбова католиков всего около 0,025 %; среди студентов их оказалось 1,8 %.

Примечательно, что в последние годы появились в религиозном спектре современных россиян последователи языческих верований. И, согласно исследованиям нашего Центра, численность язычников среди всего населения г. Тамбова и среди учащейся молодежи одинакова - 0,3 %, что является довольно высоким показателем и свидетельствует, по нашим наблюдениям, о возрастании интереса как к дохристианским верованиям славян и народностей, населяющих регион, так и к современным синкретическим мировоззрениям языческого толка.

Весьма примечателен и тот факт, что на вопрос «Как вы относитесь к нетрадиционной науке (парапсихологии, экстрасенсорике, астрологии и т. д.)?» 44,7 % опрошенных выбрали вариант «положительно», 21,3 % -«отрицательно» и 33 % - затруднились с ответом. Причем среди тех, кто относится положительно, есть и последователи традиционных религий, в т. ч. и православия, что еще раз подтверждает наш тезис о синкретичном характере религиозности современной молодежи.

В религиозности индивидуума мы выделяем как важнейшую психологическую составляющую, которая влияет и на выбор исповедания, и на периодичность обращения к Богу, посещения богослужений. Так, 45,7 % опрошенных ответили, что вера в Бога для них - это, прежде всего, психологическая помощь и поддержка; 18,6 % обозначили веру в Бога как смыслообразующую ценность в своей жизни. Заметим, что философы, психологи, культурологи, социологи обозначают как одну из базисных потребностей человека именно потребность в смыслообразующих

жизненных ориентирах. А ведь именно молодые люди проходят процесс поиска и формирования своей системы ценностей, определения жизненных приоритетов. 12 % опрошенных высказались, что вера в Бога для них есть элемент культуры и традиции, для 9,6 % - это вера в нечто сверхъестественное,

9 % обозначили значение веры в своей жизни как то, что дает морально-нравственный образец. Данные результаты в полной мере отражают результаты общероссийских исследований и свидетельствуют о том, что религиозность большинства россиян сегодня реализуется на обрядово-традиционным уровне или на уровне психологически-компенса-торском.

Для того чтобы сравнить декларируемую религиозность молодых людей с их фактической религиозностью, обратимся к анализу ответов на содержательные вопросы, затрагивающие проявления религиозной жизни, т. е. как часто они участвуют в богослужениях, посещают храмы, читают ли религиозную литературу, что думают о религиозных институтах и др.

Табл. 2 отражает ответы на вопрос «Какое место религия занимает в жизни?»

Таблица 2 Место религии в жизни респондентов

Какое место религия занимает в Вашей жизни? Процент

1 серьезно влияет на всю мою жизнь 23,2

2 присутствует на уровне бытовых традиций, праздников, обрядов 63,3

3 не занимает сколь-нибудь существенного места в моей жизни 10,6

4 другое 2,5

Таким образом, для большинства респондентов (63,3 %) в их жизни религия присутствует на уровне бытовых традиций, праздников, обрядов. Лишь для 23,2 % респондентов религия серьезно влияет на их жизнь.

С учетом того, что для 63,3 % респондентов религия как таковая присутствует в их жизни на уровне бытовых традиций, праздников, обрядов, не удивителен и тот факт, что 65,4 % опрошенных посещают богослужения только по праздникам или в связи с важными событиями. Почти каждый третий опрошенный (28,3) вообще не посе-

щает богослужения. И только 4,9 % посещают богослужение один раз в неделю, т. е. являются «практикующими» верующими. Эти результаты представлены на рис. 2.

Характерно, что на вопрос о том, к кому бы вы обратились в трудной ситуации, только

10 % опрошенных студентов ответили, что обратились бы к Богу, еще меньше - 2,4 % - к священнику, и большинство - 54 % - обратились бы за помощью к родителям.

Проблема религиозности современной молодежи должна получить осмысление и с исторической точки зрения: чем отличается характер религиозности современного молодого человека от религиозности молодого человека, например, начала XX в. Несомненно, до начала XX в. в формировании религиозности была сильна роль институционального принуждения и традиции. Тогда как в современном секуляризованном обществе институциональное принуждение в религии практически ушло из жизни, но возросла роль собственного, личного духовного поиска и выбора. Уверенно можно констатировать, что современные молодые люди делают свой выбор в религии осознанно и самостоятельно. Однако вряд ли стоит недооценивать значение традиции в формировании религиозности и современных молодых людей, что подтверждают и данные нашего исследования. Так, 80,7 % опрошенных студентов высказались, что на их отношение к религии

повлияло семейное воспитание; 32 % из опрошенных ответили, что на их отношение к религии повлияло посещение церкви, 13,8% -чтение Библии. Что касается последнего результата, то только 19,3 % респондентов ответили, что читали Библию полностью, 58,9 % - читали отдельные фрагменты, а

20,7 % признались, что вообще не читали Библию.

Религия как социокультурный феномен присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории, религиозные убеждения характерны для подавляющей части населения земного шара до настоящего времени. И данные нашего исследования свидетельствуют о том, что говорить о снижении религиозности довольно преждевременно. Хотя и можно с уверенностью констатировать, что религиозность для большинства верующих присутствует на уровне традиции, обычаев, а не является выражением внутреннего личного переживания и убеждения. Об этом свидетельствует и отсутствие миссионерского энтузиазма среди большинства верующих. Активная миссионерская деятельность, похоже, характерна сегодня только для Свидетелей Иеговы. Итак, распространением собственных религиозных убеждений занимаются лишь 6 % опрошенных нами респондентов. 91,6 % респондентов ответили, что не занимаются распространением религиозных убеждений.

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

□ не менее 1 раза в неделю

□ по праздникам или в связи с важными событиями

□ не посещаю

Рис. 2. Часта посещения богослужений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующие цифры подтверждают наметившуюся тенденцию, фиксируемую в ходе наблюдений, к росту эксклюзивистских православных настроений: 43,1 % опрошенных студентов считают, что православие в нашей стране должно иметь приоритет над другими религиями. Вместе с тем 29,1 % опрошенных определенно возражают этому. При этом на вопрос «Нуждается ли Православие в реформировании?» 28,8 % молодых людей уверенно ответили «нет», 24,4 % ответили «да», и почти половина опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос. Все-таки можно сказать, хотя и с определенной долей условности, что мнения заинтересованных людей, т. е. тех, кто высказал свое мнение по этому вопросу, разделились почти поровну.

Из предложенных вариантов того, что же нужно изменить в православии, большинство ответивших положительно на предыдущий вопрос выбрали «Усилить и разнообразить просветительскую деятельность» - 13,7 % и «Позволить сидеть во время богослужений» -

11,8 %; 4,4 % высказались за изменение языка богослужений. Увеличение числа высказывающихся за изменения в православной церкви свидетельствует о нарастании тен-

денций к модернизации и в православной среде.

Учитывая контингент опрашиваемых, мы не могли обойти вниманием вопрос образования в сфере религиозных культур. Недавно возникшая идея о введении в средних школах дисциплины, связанной со знанием о религиозных культурах, вызвала общественную дискуссию, если не сказать, разделила общество пополам. Сторонники говорят о необходимости нравственного воспитания, сохранении традиций, противники опасаются клерикализации образования.

В нашем же случае респондентам предлагалось оценить необходимость введения в вузах того или иного предмета, связанного со знаниями о религиях.

Исходя из результатов, мы получили определенный приоритет у светских дисциплин: 30% опрошенных высказались в пользу «Истории религий» и 14,4 % - за «Основы религиоведения», и только 24,4 % опрошенных высказались в пользу «Основ православной культуры». В целом распределение представлено на рис. 3.

50,00%

45,00%

40,00%

35,00%

30,00%

25,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

0,00%

І

I история религия основы религиоведения основы православной культуры

Рис. 3. Выбор курса о религии в вузе

Мы бы высказались в поддержку просветительской инициативы по чтению студентам всех специальностей курса «Основы религиоведения», в рамках которого будет рассказано в соответствии с государственным стандартом об основных религиозных традициях, прежде всего тех, представители которых проживают на территории Российской Федерации, о правовой основе деятельности религиозных объединений, о деструктивных культах. Этот курс способствует утверждению в обществе свободы совести, выработке гражданской позиции, умению вести мировоззренческий диалог, воспитывает толерантность. Эту же инициативу должны поддержать органы государственной власти и провести ее в жизнь, преодолевая уже непозволительную инертность. Еще в 2006 г. В. В. Путин, приветствуя участников саммита глав крупнейших религиозных конфессий, отметил, что незнание элементарных основ религиозной культуры делает человека уязвимым перед лицом экстремистских течений, во многом является причиной межрелигиоз-ной розни.

Представленный анализ является первым обобщением лишь некоторых данных, полученных в ходе исследования. На следующем этапе мониторингового исследования будут получены другие обобщения, проведен более детальный анализ полученных результатов, выявлены более сложные закономерности.

1. Каариайнен К., Фурман Д. Религиозность в России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России / под ред. К. Каариай-нена, Д.Е. Фурмана. Санкт-Петербург; Москва, 2000. Гл. 1. С. 7-48.

2. Синелина Ю.Ю. Этапы изменения религиозности населения в России (1989-2006) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. № 4. С. 79.

3. Каргина И.Г. «ФУЗЗИ» религиозность как следствие трансформаций современного христианства в модернизирующемся обществе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. № 4.

Поступила в редакцию 29.03.2011 г.

UDC 316.74+2

RELIGIOUS PORTRAIT OF STUDYING YOUTH. ON RESEARCH MATERIALS CONDUCTED BY RELIGIOUS RESEARCH CENTER OF TSU NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN

Tatyana Sergeyevna Pronina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Associate Professor of Philosophy, Director of Religious Research Center, e-mail: tania_pronina@mail.ru

The article represents the data analysis received during monitoring research conducted by Religious Research Center of Tambov State University named after G.R. Derzhavin and devoted the studying of modern youth religiosity on example of Tambov region. On this stage the category of the studying youth was considered. The given results are compared with the results of other Russian researches.

Key words: religion; studying use; religiosity; orthodoxy; catholic; religious person; beliefs; church; self-actualization; research; syncretism; culture; god serving; religious studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.