Научная статья на тему 'Студенческие поверья и обряды: социологические и культурологические аспекты'

Студенческие поверья и обряды: социологические и культурологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1023
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РЕЛИГИЯ / МАГИЯ / СТУДЕНТЫ / ПОВЕРЬЯ / ОБРЯДЫ / РЕЛИГИОЗНО-МАГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / БЕЛГУ / ОБРЯДОВАЯ ЛЕКСИКА / МАГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Климова С. М., Мартынова Г. В., Мусолов В. Н.

Объектом исследования авторов работы выступает уровень религиозности студентов Белгородского государственного университета. Автора резюмируют, что декларируемое исповедование православной религии не препятствует использованию студентами различных обрядов и примет, якобы помогающих сдавать экзамены. Двоеверие, сочетающее христианские догмы и языческие практики, трактуется авторами как неотъемлемая часть русской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Климова С. М., Мартынова Г. В., Мусолов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческие поверья и обряды: социологические и культурологические аспекты»

С.М. Климова, Г.В. Мартынова, В.Н. Мусолов

СТУДЕНЧЕСКИЕ ПОВЕРЬЯ И ОБРЯДЫ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ3

КЛИМОВА Светлана Мушаиловна - доктор философских наук, профессор кафедры философии Белгородского госуниверситета; E-mail: [email protected]

МАРТЫНОВА Галина Владимировна - студентка БелГУ;

МУСОЛОВ Вячеслав Николаевич - студент БелГУ.

Объектом исследования авторов работы выступает уровень религиозности студентов Белгородского государственного университета. Автора резюмируют, что декларируемое исповедование православной религии не препятствует использованию студентами различных обрядов и примет, якобы помогающих сдавать экзамены. Двоеверие, сочетающее христианские догмы и языческие практики, трактуется авторами как неотъемлемая часть русской культуры.

Ключевые слова: молодежь, религия, магия, студенты, поверья, обряды, религиозномагическое сознание, БелГУ, обрядовая лексика, лексика, магическая лексика, магия

В январе 2008 г. инициативной группой студентов Социально-теологического факультета (СТФ) БелГУ под руководством С.М. Климовой была разработана и апробирована анкета «Студенческие поверья и обряды», посвященная выявлению и описанию известных студенческих обрядов и примет, используемых перед сессией, а также описанию уровня и «качества» религиозного сознания опрашиваемых студентов. Религиозность определялась через самоидентификацию студентов как верующих, православных, воцерковленных (характеристики, часто не совпадающие). Вопросы в анкете были составлены таким образом, чтобы выявить уровень воцерковленности (знания и действия), степень веры, связь между сдачей экзамена - как важного итога студенческой жизни - и различными культовыми и обрядовыми практиками, используемыми студентами для получения успешного результата.

о

3 Работа выполнена в рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.». Госконтракт № П861.

Для наглядности приведем созданную нами анкету.

АНКЕТА «Студенческие поверья и обряды»

1. Верите ли Вы в приметы, помогающие при сдаче экзаменов?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

2. Совершаете ли Вы культовые обрядовые действия для успешной сдачи экзаменов?

а) да, всегда;

б) да, иногда;

в) нет, никогда;

г) затрудняюсь ответить.

3. Какого рода эти обрядовые действия?

а) церковные;

б) традиционные студенческие;

в) неовосточные (культы новых религий и др.);

г) собственные (сам выработал и использую только в личных целях).

4. Какие из обрядов, примет, культов, помогающих сдать экзамен, Вы знаете?

5. Какие из обрядов, примет, культов, помогающих сдать экзамен, Вы

используете?_______________________________________________________________________

6. Какое значение для Вас имеет исполнение обрядовых действий перед экзаменом?

а) обязательное исполнение;

б) желательное исполнение;

в)исполнение на всякий случай;

г) исполнение не обязательно;

д) никогда не исполняю.

7. Помогает ли Вам исполнение культов или обрядов в успешной сдаче экзамена?

а) да, всегда/ часто;

б) иногда;

в) нет;

г) затрудняюсь ответить.

8. Какие Вам известны приметы, определяющие удачу и неудачу в сдаче

экзамена?____________________________________________________________________________

9. Известны ли Вам святые, покровители студентов? (назовите, кого вы знаете конкретно)

а) да_________________________________________________________________________

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

10. Какие Вы знаете иконы, помогающие в учебе (перечислите)?

11. Приходилось ли Вам обращаться в церковь с просьбой о помощи в обучении перед сессией?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

12. Как Вы считаете, существуют ли у преподавателей приметы, обряды, культовые действия, связанные с профессиональной деятельностью?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

13. Оцените свою религиозность:

а) искренне верующий человек;

б) нахожусь на пути к вере;

в) верю во что-то;

г) ни во что не верю, атеист.

14. Ваш пол?

а) мужской;

б) женский.

15. Возраст?

а) 16 -18;

б) 19 -21;

в) 22 -25.

Ваш факультет, курс?_____________________________________________________________

Проблемой исследования являлось выявление специфики студенческих ритуалов и поверий в период сдачи экзаменов во время сессии. И целями исследования были:

1. Описание ритуальной сферы студенческой субкультуры

2. Выявление качества верований студентов, обнаружение церковного и магического элементов.

Соответственно, задачи исследования состояли в следующем:

1. Раскрытие форм и способов использования традиционных студенческих обрядов, в том числе, во время экзаменов;

2. Выявление приверженности студентов к церковным (культовым) предметам и действиям, выяснение их значимости в жизни студентов перед сессией,

3. Представления о глубине веры студентов (непосредственно через самоидентификацию и опосредованно через сопоставление с результатами анкетирования).

Приступая к исследованию, мы предполагали широкое бытование студенческих ритуалов, их использование в практике сдачи экзаменов, а также распространенное использование церковной атрибутики и обрядовости для реализации тех же целей -успешной сдачи экзаменов; наличествует максимальное сближение студенческих магических и церковных обрядов при общности целевых установок. Опрос позволил обнаружить универсальные принципы сознания, пропитанного магической и религиозной лексикой и атрибутикой, с одинаковой силой используемой студентами в период сдачи экзаменов, что демонстрирует низкий (лишь формально присутствующий) уровень церковного религиозного знания и веры.

Методология

В исследовании генеральной совокупностью выступают студенты 1-4-х курсов БелГУ в возрасте 18-21 лет (примерно 800 человек). Выборочная совокупность - 197 человек. Опрос проведен на девяти факультетах, среди которых в равных долях представлены гуманитарные: филологический, факультет психологии, исторический, экономический, юридический; естественные: физический (ФФ), математический (МиИТ), КНИТ. Выборка факультетов дифференцирована на «престижные»: юрфак, эконом, и КНИТ и «не престижные»: филологический, исторический, физический и математический (в основание деления положен принцип оплаты за обучение на данных факультетах). Первокурсники представляли факультеты: экономический, юридический, физический; а 2-й курс факультеты: СТФ (соц. работа и теология) и математический, исторический; 3-й курс - СТФ (философия, теология), психфак; 4-й - филфак и КНИТ. Отдельно представлены результаты опроса социальнотеологического факультета (СТФ) как наиболее репрезентативного: группа теологов, социальной работы и философов - 71 человек. Отбор респондентов в выборочную совокупность производился стихийно, т.е. по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Выборочное исследование проведено при помощи анкетирования без претензии на абсолютную репрезентативность полученных данных.

Результаты исследования.

По возрастному составу респонденты разделились следующим образом: 197 человек; из них 106 (54%), - в возрасте 19-21 лет;

86 (44%) - в возрасте 16-18 лет;

5 человек (3%) - в возрасте 22-25 лет.

Пол - женский - 135 человек (69%); мужской - 62 человек (31%).

Рассмотрим теперь результаты по факультетам и выделим наиболее характерные тенденции.

1. Верите ли Вы в приметы, помогающие при сдаче экзаменов?

На этот основной вопрос анкеты ответы распределились следующим образом:

35% всех опрошенных ответили «да», 51% - нет, затруднились ответить - 14% студентов. Среди гуманитариев выделяются ответы филологов 4 курса: «да» ответили 53%, «нет» - 47%.

Близки к этому ответы экономистов и юристов 1 курса: да - 57% и 57% соответственно, нет -17% и 25%, затрудняюсь ответить - 26% и 18%. Ответы естественников резко расходятся между собой: студенты физического факультета 1 курса не верят в приметы (88%), а затрудняются - 13%; математики 2-го курса в большинстве верят (70%), не верит - 20%, затруднятся - 10%. Студенты КНИТ 4 курса ответили так: да - 16%, нет - 72%, затрудняюсь ответить - 12%.

2. Совершаете ли Вы культовые обрядовые действия для успешной сдачи экзаменов?

Об обрядовых практиках во время сессии говорят следующие результаты: да, всегда -11%; да, иногда - 29%; нет, никогда - 51%; затрудняюсь ответить - 9%.

Опять выделяются ответы филологов, а также психологов и философов: да, всегда - 46% (философы), да, часто - 53% (филологи), 50% (психологи), нет, никогда - 35% (филологи), 25% (психологи), затруднились ответить - 25% (психологи), 8% (философы), 6% (филологи).

Среди других студентов, в том числе естественников, общие тенденции в ответах, близкие к результатам в целом.

3. Какого рода эти обрядовые действия?

Общие результаты ответов на этот вопрос следующие:

Церковные - 21%; традиционные студенческие - 31%; неовосточные - 2%; собственные

- 14%; оставшиеся (около 31%) - никакие не отметили. Анкеты, указывающие на воцерковленность информантов, в основном представлены теологическими группами СТФ. 53% теологов совершают церковные и лишь 15% - студенческие. Далее по степени «воцерковленности» следуют историки - 30%- церковные и 50% - студенческие; и психологи -25% - церковные и 30% - студенческие. Наименее подвержены церковному влиянию юристы и физики - 0%. На мехмате - 10%, КНИТ - 8%, философы - 7%. На этих же факультетах студенческие обряды более широко бытуют: юристы - 43%, физики - 75%; мехмат - 30% и КНИТ - 20%, философы - 15%. Явна тенденция обратной пропорциональности между точностью научных знаний и «силой» веры в Бога.

При этом наименее религиозные факультеты оказались наиболее подверженными влиянию со стороны студенческих обрядов и суеверий, что вполне объяснимо с точки зрения функционирования магического сознания. Гораздо показательнее то, что студенты, номинирующие себя приверженцами традиционной религии, одновременно используют и студенческие обряды, руководствуясь принципом «на всякий случай». Немаловажным

является и то, что среди тех, кто никогда не использовал религиозную атрибутику и обряды, нет ни одного атеиста, большинство называют себя искренне верующими. Можно предположить, что вера не сопряжена у них ни с церковной практикой, ни с приверженностью к каким-либо ритуальным действиям.

4. Какие из обрядов, примет, культов, помогающих сдать экзамен, Вы знаете?

Ответы на этот открытый вопрос очень разнообразны, но все же были и совпадения. Приведем наиболее интересные и распространенные варианты:

Громко смеяться в 5 часов утра перед экзаменом (философия); в 12 часов ночи, выглянув в форточку, кричать (3 раза): «халява, ловись!» с открытой зачеткой; класть на ночь книгу/ зачетку, конспекты, учебники под подушку; класть пятак под пятку; молиться, сходить в церковь для совершения религиозных действий (особенно часто встречается у теологов); не мыть голову; не стричься; не бриться; не открывать зачетку и не показывать другим; ругать сдающего (экономисты); положить зачетку в холодильник; вера в Ктулху (МИИТ, КНИТ); не одевать новой одежды на экзамен; ну и, конечно же, учить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Какие из обрядов, примет, культов, помогающих сдать экзамен, Вы используете?

Большинство отметили, что выполняют известные им обряды, перечисленные в вопросе 4. Приведем наиболее распространенные ответы: ходить в одной и той же одежде на экзамены, молиться, ходить в церковь, не смотреть в зачетку перед экзаменом, не мыть голову, не стричься, не бриться, класть пятак под пятку, звать халяву, на ночь класть учебник/тетрадь под подушку. Многие студенты, отказываясь использовать языческие амулеты, считают необходимым в зачетку класть иконы или молитвы, используемые ими, с нашей точки зрения, в том же качестве.

6. Какое значение для Вас имеет исполнение обрядовых действий перед экзаменом?

В общем виде ответы выглядят так: обязательное исполнение - 10%; желательное исполнение - 13%; исполнение на всякий случай - 28%; исполнение не обязательно - 13%; никогда не исполняю - 33% всех опрошенных студентов (воздержались около 3% опрошенных).

Не придают обязательного значения обрядам перед экзаменом студенты философы (0%), психологи (0%); немногие так думают на факультетах: КНИТ (4%), МИИТ (10%), физическом (13%), экономическом (4%), истории (10%), филологическом (6%), а вот теологи

(20%), соц. работники (11%) и юристы (14%) стараются придерживаться обязательного исполнения обрядов.

Желательное исполнение отметили 40% историков, исполняют «на всякий случай» большинство студентов экономистов (61%); филологов (41%); физиков (38%) и соц. работников (33%); в этом также признались большинство философов (46%), теологов (28%), юристов (32%), студентов МИИТ (40%) и КНИТ (68%).

7. Помогает ли Вам исполнение культов или обрядов в успешной сдаче экзамена?

Среди всех опрошенных результаты таковы: да, всегда/часто - 17%; иногда - 21%; нет -27%; затрудняюсь ответить - 31%.

Большинство теологов (43%) ответили «да, всегда/часто», имея в виду указанные ими церковные обряды, также считает и треть студентов МИИТ. То, что обряды иногда помогают, подчеркивают большинство философов (31%) и психологов (50%). «Нет» ответили большинство студентов филологов (29%), юристов (32%), КНИТ (44%). 52% экономистов, 40% историков, 44% соц. работников, не берутся судить об этом и затрудняются ответить.

8. Какие Вам известны приметы, определяющие удачу и неудачу в сдаче экзамена?

Среди перечисленных примет наиболее распространены следующие:

-нельзя показывать зачетку с пятеркой;

-ловить халяву в полночь перед экзаменом;

-нельзя возвращаться, если что-то забудешь;

-не мыть голову;

-спать на учебнике;

-неудача, если упала зачетка;

-не смотреть первым в зачетку;

-ходить в одной и той же одежде на экзамене;

-не тянуть билет левой рукой;

-зайти в аудиторию с правой ноги;

-ругать сдающего экзамен;

-черная кошка, встреченная перед экзаменом к неудаче;

-написание «шпор».

«Все зависит от того, учишь или не учишь», - ответили многие «рационалисты». Весьма любопытно, что 20% отметили секретность своих действий. Видимо, они относятся к ним весьма серьезно и бояться, что в случае «озвучивания» обряд потеряет силу.

9. Известны ли Вам святые, покровители студентов?

Из всех студентов «да» ответили 29%; «нет» - 43%; затруднились ответить - 24% (4% не ответили). Ответы тех, кто ответил «да», были: святая мученица Татьяна, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Архангел Гавриил, свв. Косьма и Дамиан, апостол Андрей Первозванный, святитель Иосиф Белгородский, Серафим Саровский, Филарет Московский; Иоанн Кронштадтский; именные святые.

Студенты психологического, юридического, физического факультетов не ответили на этот вопрос, математического (10%) и компьютерных технологий (8%). Стоит обратить на очередное несоответствие между самоидентификацией студентов как верующих и полным отсутствием знания святых икон или покровителей церкви. Безусловно, знание «узко специализированных» студенческих святых имеет и оборотную сторону религиозности, указывающую на очередной магизм студенческого сознания, поклоняющегося «своим» -студенческим святым. Но важно и то, что даже в тех исключительных случаях, когда студенты называли святых, они совершали грубые ошибки: Никола Радонежский, Сергий Донской. Достаточно хорошо святые-покровители учащихся известны лишь теологам (58%) и филологам (59%).

10. Какие Вы знаете иконы, помогающие в учебе?

Наиболее распространенными ответами стали: икона Божьей Матери, «Прибавление ума» (большинство ответов теологов), Николая Угодника, Сергия Радонежского, мученицы Татьяны, именные иконы. Некоторые отметили, что все иконы помогают. Но большинство опрошенных все-таки не знают никаких икон.

11. Приходилось ли Вам обращаться в церковь с просьбой о помощи в обучении перед сессией?

33% всех опрошенных ответили «да»; «нет» - 55%; затрудняются - 12%.

12. Как Вы считаете, существуют ли у преподавателей приметы, обряды, культовые действия, связанные с профессиональной деятельностью?

По этому вопросу общие результаты таковы: «да» - 30% опрошенных; «нет» - 22%; затруднились ответить - 48%. И все-таки большинство студентов думают, что такие обряды и приметы существуют и в преподавательской среде. Чаще других этого мнения придерживаются учащиеся факультетов психологии (75%), юридического (43%) и физического (50%). Из тех, кто совсем так не думает (ответили «нет»), выделяются математики (50%).

13. Оцените свою религиозность.

Так звучал последний вопрос анкеты, связанный с обнаружением самоидентификации студентов в качестве верующих. Из предложенных вариантов вырисовывается следующая картина: искренне верующими людьми себя признают 22% опрошенных; находящимися на пути к вере - 36%; верящих во что-то - 36%, атеистов - 7%.

Рисунок 1

Религиозность студентов БелГУ

Религиозность студентов БелГУ

искренне

ни во что не верующий

верю, атеист; человек;

7% 21,50%

верю во что то; 36%

нахожусь на пути к вере; 35,50%

Из общего числа опрошенных искренне верующими себя считают математики - 40%, затем идут филологи - 35%, теологи - 33%, историки - 30%, физики - 25%, психологи - 25%, экономисты - 22%, юристы - 18%, 17% - соцработники, и ни один философ не считает себя искренне верующим. Можно предположить, что именно философы адекватно оценивают

несовместимость веры и любых обрядовых действий, направленных на «пользу», на получение каких-то дивидендов.

Самооценка своей религиозности практически на всех факультетах не совпадает с адекватностью церковных действий, производимых перед и во время сессии, а также незнание ни святых, ни молитв, ни какой-либо религиозной/церковной атрибутики, уместной в данных ситуациях. Остается не ясным суть искренней веры: или студенты искренне верят в свои собственные религиозные представления, не согласуемые с церковными, или это есть вера во что-то, что не выявляется на вербальном уровне самими студентами. Такой ответ, скорее всего, и подразумевается студентами. Подтверждение можно найти в нашей статье, посвященной выявлению качества религиозности студентов БелГУ. (Климова С.М., Мартынова Г.В.) Отношение к религии студенческой молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2007. № 3).

Таким образом, ответы, представленные в анкетах, делятся на два вида: на те, в которых явно обозначена религиозная мотивация поведения, осуждается использование студенческих (как синоним языческих) обрядов и примет, осуществлен откровенный призыв обращения к церкви и церковному опыту для «поддержки» (как сказано в одной анкете «каждому воздастся по его вере»), и на те, в которых студенты охотно перечисляют известные и достаточно давно бытующие в студенческой среде приметы, обряды, нисколько не отрицая при этом и церковные атрибуты и номинируя себя как верующих. Следует оговорить, что большинство студентов не относятся к студенческим обрядам серьезно, знают и используют их на «всякий случай».

Определенная часть студентов (14%) имеет и использует собственные обрядовые действия. Больше всех создают собственные обряды философы - 39%, психологи - 25%, КНИТ

- 24% и математики - 20%. Данные факультеты «сближаются» по склонности к абстрактному мышлению и воображению, способствующих созданию собственных традиций и обрядов в студенческой среде. Можно предположить, что именно люди данных «специальностей» и являются «творцами» различных студенческих поверий и обрядов.

Виды поверий и обрядов

От общих характеристик перейдем к анализу собственно обрядов и обрядовых действий и поверий, которые знают и используют студенты перед экзаменами. Вслед за специалистами мы рассматриваем приметы, поверья, предписания и запреты как часть

обрядово-ритуальной деятельности человека в целом, описываемой в той же классификационной системе, как и все остальные формы обрядово-ритуальной

деятельности. С точки зрения «целевой установки» (Кагаров), обряды делятся на профилактические (на всякий случай) и продуцирующие, т.е. обеспечивающие позитивный результат. Описание известных студенческих обрядов позволяет предположить, что в подавляющем большинстве они относятся к первым и решают задачи больше

психологического, нежели магического порядка.

Анкета направлена на выявление собственно студенческих поверий, обрядов и примет, не имеющих аналогов в других сферах обрядовой деятельности и в то же время включаемых в контекст всей культуры, отражающей древнейшие магические характеристики предметов или действий. К собственно студенческой обрядовой сфере относится специфический предмет обрядовых действий. Таковым в подавляющем большинстве

случаев выступает зачетка. Этот предмет приобретает свойства сакрального и магического благодаря широкой манипуляции - действиям, совершаемым с ним. Безусловно, зачетка как сугубо прагматический предмет, функционирующий только в определенной среде, не может иметь исторически-сакрального контекста. Но магичность этого предмета определена самой функциональностью: в ней сосредоточены оценки - предмет желаний/обладания;

манипуляции с зачеткой направлены на обретение желаемых объектов (оценок) и носят явно ритуально-магический характер. Как известно, главной целью магических действий является овладение человеком объекта желания с помощью различных ритуалов и манипуляций. Зачетка обретает магичность в силу манипуляций магического характера, производимых с ней.

Классификация действий, обретающих магический характер следующая: открывание/закрывание; ронять на пол/нельзя ронять на пол; нельзя передавать посторонним; сидение на зачетке; класть под подушку; наступать ногой; класть в холодильник (заморозить) перед экзаменом. Все эти магические акции с предметом сакрализации -зачеткой делают ее главным желаемым источником благополучия и удачи. Все действия имеют аналоги в глубинах магического сознания, связанного с сакрализацией (утаиванием, прятаньем, консервацией предмета) с целью сохранения его продуцирующей силы, в данном аспекте как источника хороших оценок. Бессознательно происходит идентификация знания с оценкой, а оценки с зачеткой. Именно она является сутью состоятельности и самоидентификации студента. Другим предметом студенческой сакрализации/магизма стал образ халявы, который мы, опираясь на совокупность описаний и изучая известные аналоги

в литературе, определяем как синоним легкой Удачи, получения хорошего результат без видимых усилий. Это описание полностью совпадает в распространенным употреблением в русском языке слова халява с аналогичным значением: даром, просто так, ни за что. В.Ф. Филатова любезно предоставила нам материалы говора с. Щиряево Калачеевского р-на Воронежской области. Там слово «халява» употребляется в значении «голенище валенка». На примере халявы мы видим подтверждение идеи о единстве магического предмета и магического действия. Широко бытующий обряд, связанный с халявой, направлен на его ловлю с помощью зачетки. Описание обряда студентом 3-го курса СТФ В.Н. Мусоловым: «надо открыть окно в 12 ночи и высунуть в окно зачетку, и крикнуть: халява, приди (вариация: халява, ловись). Затем закрыть зачетку и ни в коем случае не открывать до экзамена». Призыв (ловись, приди) к халяве связан с обязательным действием магического характера: открытое окно как символ разгерметизации сакрального пространства аналогично сакрализации пространства открытой зачетки, которое должно закрыться после ловли халявы. Потом пространство герметизируется и до экзамена вновь сакрализуется с помощью определенных манипуляций (спрятать, положить в холодильник, заморозить -способ усилить герметизацию) и накладывается запрет: нельзя открывать до поры, нельзя никому показывать, плохая примета - уронить (очевидно, синоним разгерметизации - утечки удачи), без права передачи другому. Запреты, приписываемые данным магическим предметам, указывают на их формирование по принципу метонимических (по смежности) отношений.

Описание обряда показывает его схожесть с народным традиционным обрядом «звать хозяина». «Широко бытует в Воронежском крае апотропеический обрядзвать хозяина (позвать хозяина, кликать хозяина)... Апотропеическая, продуцирующая функции переплетаются и вытекают из более общей - патронажной функции. Кроме того, с указанным обрядом связана гиластическая функция. В с. Богане Борисоглебского района на заговенье перед великим постом на потолок (чердак) бросают домовому мясо, чтобы домовой также «заговлялся», как и все домочадцы». Данный пример находит подтверждение и в описываемых студенческих обрядах, направленных на патронажность - покровительство халявы. В анкете описана и гиластическая - умилостливающая функция, в рассказе о необходимости «покормить зачетку». Хотя здесь не указана прямая связь с халявой, косвенно очевидно, что зачетка обретает анимистические черты после обретения «хозяина» -халявы, который и нуждается в еде. Получается, что зачетка и халява сливаются в одно целое хозяина студента и поэтому все манипуляции носят характер, сближающий эти предметы с традиционным образом домового. Данная параллель делает вполне

объяснимым широко распространенную примету не давать никому зачетку перед экзаменом, не делится хозяином, не отдавать спрятанную удачу. Безусловно, и зачетка, и халява, относятся к метонимическим магическим предметам, их сакрализация определена по сходству с сакрализацией и жаждой обладания знанием как даром - удачей, не требующей рационального усилия, но желанного самого по себе, притягиваемого с помощью определенных магических манипуляций.

Другая группа примет носит универсальный характер и не относится непосредственно к студенческим, но используется ими в силу того, что студенты являются носителями традиционно русской культуры и отражают общие всем черты русской ментальности. Вера в приметы оказывается близкой к магической сфере. Студенты указывают на вполне традиционные приметы: связанные с сакрализацией частей тела человека - волосами, ногтями, бородой и т.д. Очень многие указали, что нельзя мыть голову перед экзаменом, бриться, стричь ногти; приметы универсального характера - плохо: когда с пустыми ведрами идут навстречу, кошка перебежала дорогу, нельзя возвращаться в дом после выхода; приметы, имеющие сакральные корни, связанные со сном. Очень многие указали на эту связь через известный обряд класть что-то, связанное со знаниями, под подушку в ночь перед экзаменом: зачетка, книга, учебники, конспекты; Приметы, сакрализующие части тела

- ноги и руки. Почти все знают примету: класть пятак - пять рублей (символ отличной оценки) под пятку - сакрализация ноги. С ногой связана и примета переступания порога аудитории с правой ноги. (в культуре порог символизирует междумирье, то есть мистическое переходное пространство. Соответственно и нога обретает сакрализацию переходности к другому пространственному измерению при переступании порога). С рукой связаны действия взятия билета (нельзя брать левой рукой). Право/лево в традиционном сознании связано с оценочными характеристиками правых-правильных и левых-неправильных действий. Те, кто «болеет» за сдающего экзамен, также совершают магические действия руками: сжимают кулаки, делают «дулю»; существуют «эмоциональные» обряды: несколько человек указали на магическое требование смеяться в 5 утра перед экзаменом; кричать в окно в 12 ночи с призывом халявы. Несколько студентов физиков назвали в качестве студенческого покровителя Ктулху4. Это существо оказалось большинству практически неизвестно.

4 Мифологический образ, созданный американским писателем Говардом Филипсом Лавкрафтом (1890-1937). В студенческом фольклоре описан как чудище, поедающее мозг человека/^1к1реЬ1а.огд.

Выводы

Проведенное анкетирование позволило выявить социально-психологические характеристики, мировоззренческие представления, религиозный опыт студентов, их знание религиозных обрядов и степень рациональности, влияние магических обрядов и поверий на учебную деятельность. Необходимо подчеркнуть, что социологический опрос проводился накануне (для некоторых факультетов в начале) сессии, в ситуации эмоциональной напряженности респондентов, в кризисный для большинства студентов момент, поэтому анкета была направлена на изучение актуальных для них проблем. Опыт исследований в аналогичных кризисных ситуациях свидетельствует, что в поведении человека, если он не может полностью контролировать ситуацию, повышается или начинает доминировать иррациональная мотивация. Кроме того, исторический опыт свидетельствует, что в такие моменты повышается уровень религиозности, расширяется спектр религиозных и нерелигиозных верований, следовательно, в период сессии у студентов проявляется скрытая религиозность, и чем больше студент не уверен в своих силах, тем ее уровень выше, не осознаваем самим студентом. Исходя из скрытой религиозности, можно реконструировать место религиозных ценностей в системе ценностей студента, определить характер его реальной религиозности, его восприятие религии, определить тенденции формирования религиозного сознания и гипотетическую перспективу развития религиозности в будущем.

На основании результатов опроса можно сделать вывод, что вера в обряды, помогающие успешно сдать экзамены, характерна для большинства студентов, но сама вера носит аморфный характер, ее носителем является средне статистический студент, она -минимальна среди верующих и неверующих. Причиной неверия в обряды и приметы у теологов выступает не степень их религиозности (которая немного выше среднестатистической, но не уникальна), а теоретические знания, полученные в образовательном процессе, воцерковленность части теологов, их принадлежность к православной церкви, прескриптивно отрицательно относящейся к поверьям, обрядам как языческим элементам культуры и т.д.

Формально, естественным выходом из этой ситуации стало бы религиозное просвещение населения, активизация миссионерской деятельности РПЦ, знакомство студентов с основами православной культуры. В настоящее время государство, в сотрудничестве с церковью, пытается осуществить такую программу, но результаты анкетирования свидетельствуют о слабой эффективности этих мер. Ответ на вопрос об эффективности внедрения в светскую систему образования религиозных компонентов,

можно получить, проанализировав восприятие церковных обрядов студентами. Анкетирование не было направлено на определение отношения студентов к церковным обрядам и таинствам, тем не менее, полученные данные и устное собеседование с 30 респондентами (теологами, физиками и юристами) позволяют определить мотивацию совершения студентами культовых действий, в том числе и церковных.

Целью совершения ритуально-магических и церковных действий студентами было не только успешно сдать экзамены, но и упростить, облегчить эту процедуру, сделать ее более комфортной. Так, 10% респондентов в качестве обряда, помогающего сдать экзамен, называют «призыв халявы», конкретные детали этого ритуала (который в большинстве случаев требует выполнения трудных действий) сильно варьируются, но сама «идея халявы» волнует умы студентов всех специальностей. Мотивация студентов, совершающих церковные обряды, в большинстве случаев аналогична мотивации студентов, призывающих халяву. Цель совершения ими церковных обрядов - не общение с Богом и получение помощи от него, а решение, с помощью трансцендентных сил своих проблем. Характерен пример ответа одного из теологов на вопрос: Какие из обрядов, примет, культов, помогающих сдать экзамен, Вы знаете?: «поход в церковь, молитва, призыв халявы». В сознании этого студента непротиворечиво сочетаются христианские и магические, классифицируемые церковью как языческие, обряды.

Этнографы, изучающие обряды и традиции русского народа в дореволюционный период свидетельствуют, что в сознании большинства православных есегдасочетались языческие и христианские обряды, что двоеверие - это неотъемлемая часть русской культуры, которая не мешала человеку быть воцерковленным христианином. Современные социологические исследования свидетельствует, что люди, считающие себя православными, сочетают в своем мировоззрении и в ритуальной практике православные обряды с верой в карму, реинкарнацию, астрологию, магию, ритуально-практическую деятельность и различные языческие рудименты, осуждаемые церковью.

Анализ результатов анкетирования, сравнение совершаемых студентами церковных, студенческих и собственных обрядов показывает, что главной причиной сочетания несовместимых мировоззренческих систем, ритуалов является потребительское отношение к религии. Студентов интересует прежде всего помощь в конкретном деле, их цель решить проблемы с помощью магических действий, большинство из студентов, призывающих халяву или ставящих Богу свечки, желают одного и того же - умилостивления сверхъестественных сил, чуда и легкого достижения цели.

Литература:

1. Андреева Л.А. Российские религиозные практики в универсальном контексте: экстатические обряды и действа // Общественные науки и современность. - 2005. - № 3. -С. 97-106.

2. Климова С.М., Мартынова Г.В., Мусолов В.Н. "Студенческие поверья и обряды": социологические и культурологические аспекты анализа религиозно-магического сознания студентов БелГУ // Научные ведомости БелГУ. Серия Философия. Социология. Право. - 2008. Вып.3. - №4,- С. 158-169.

3. Косарев В.В. От язычества к монотеизму // Общественные науки и современность. -2001. - № 1. - С. 175-182.

4. Мосс М. Социальные функции священного. - СПб.: Евразия, 2000. - 444 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.