Научная статья на тему 'В свете социологии религии Всероссийская научная конференция с международнымуча-стием «Социология религии в обществе позднего модерна» (НИУ БелГУ, 10 февраля 2011 г. )'

В свете социологии религии Всероссийская научная конференция с международнымуча-стием «Социология религии в обществе позднего модерна» (НИУ БелГУ, 10 февраля 2011 г. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
110
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В свете социологии религии Всероссийская научная конференция с международнымуча-стием «Социология религии в обществе позднего модерна» (НИУ БелГУ, 10 февраля 2011 г. )»

ОБЩЕСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

В СВЕТЕ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМУЧА-СТИЕМ «СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ ПОЗДНЕГО МОДЕРНА» (НИУ БЕЛГУ,

10 ФЕВРАЛЯ 2011 Г.)

А. П. КОРОЧЕНСКИЙ С.Д. ЛЕБЕДЕВ

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

Социология религии является сегодня одним из ведущих направлений исследований в мировой социологической науке. Она представляет динамично развивающуюся область научного познания и в современной России, что связано прежде всего с религиозным ренессансом конца XX — начала XXI веков и с преодолением идеологических ограничений, сковывавших развитие отечественной социологии в советский период. Наблюдаемое в наши дни активное вхождение религиозных практик и институтов в общественную и культурную жизнь, прогрессирующая в клерикальных кругах доктринальная проработка вопросов социальной деятельности различных церквей и конфессий требуют пристального внимания ученых — как религиоведов, так и представителей социологической науки. Это особенно важно в связи с тем, что прошедшая историческая эпоха, ознаменовавшаяся в нашей стране тотальной секуляризацией общественной жизни, создала многочисленные предпосылки для возникновения разнообразных проблем и конфликтов между светской и религиозной сферами. К этому добавились противоречия, свойственные новой эпохе.

Обсуждению наиболее важных проблем и поиску путей их решения была посвящена Всероссийская научная конференция с международным участием «Социология религии в обществе Позднего Модерна», состоявшаяся 10 февраля 2011 г. в Национальном исследовательском университете БелГУ. Конференция была организована Институтом государственного и муниципального управления НИУ БелГУ при участии Российского общества социологов и Российского объединения исследователей религии. В состав организационного комитета конференции вошли представители руководства НИУ БелГУ, Института социально-политических исследований Российской Академии Наук (ИСПИ РАН) и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).

В научном форуме приняли участие белгородские и столичные социологи, зарубежные исследователи социологии религии, а также представители РПЦ и журналистского сообщества, специализирующиеся на освещении религиозной тематики. Среди них — М. Благоевич (Институт философии и общественной теории, Белград, Сербия); Ю.Ю. Синелина и Е.М. Мчедлова (Институт социально-политических исследований Российской академии наук, Москва); С.Д. Лебедев (НИУ Белгородский государственный университет, Белгород); известный журналист-религиовед А.О. Морозов (Центра медиаисследований УНИК, Москва) и другие.

Пленарное заседание конференции открыл ректор НИУ БелГУ, доктор социологических наук Л.Я. Дятченко. В своем Приветственном слове к участникам конференции он охарактеризовал актуальные на сегодняшний день проблемы, связанные с ростом интереса к религии в современном обществе и активизацией религиозного фактора в духовной сфере и политике. При этом отмечается стремление деструктивных группировок продвигать под видом религиозной деятельности различные формы экстремиз-

ма и терроризма. Произошедшие изменения поставили перед социологической наукой ряд неотложных задач. Главная из них — охарактеризовать проявившиеся в современном обществе тенденции, преломив их сквозь призму научного познания, для того, чтобы беспристрастно понять, что происходит в современном мире, и какими мотивами руководствуются люди, сознательно идущие на смерть и на уничтожение себе подобных под религиозными лозунгами. Вторая стратегическая задача социологии — предложить механизмы защиты современной молодежи и всего общества от негативного воздействия деструктивных сил, раскрывая идеалы мира, добра, гуманизма, нравственности и толерантности, которыми и руководствуются все мировые религии.

Л.Я. Дятченко подчеркнул: социология должна, действуя не только на исследовательском поле, иметь выход на практику, помогая бороться с разрушительными проявлениями путем консолидации ученых, государственных служащих и простых граждан. Ректор Белгородского государственного национального исследовательского университета напомнил, что в возглавляемом им вузе обучаются представители более 56 различных национальностей, гармонично представлены разнообразные национальные и религиозные традиции. В религиозном и культурном пространстве университета создана комфортная обстановка для всех участников учебного процесса. В Белгородском государственном университете воздвигнут православный храм, функционирует католическая молельная комната, регулярно отмечаются праздники различных конфессий: католическое Рождество, Пасха, китайский Новый Год, день Архангела Гавриила и т.д. Это непосредственно способствует воспитанию взаимного уважения, интереса к иным культурам и солидарности с представителями других религий и национальностей. Докладчик подчеркнул, что университет намерен и в дальнейшем оказывать помощь различным религиозным сообществам и организациям, поддерживать консолидацию общественных и научных сообществ на принципах конструктивного взаимодействия.

Оживленную дискуссию на пленарном заседании вызвал доклад сербского ученого М. Благоевича «Ревитализация религии (православия) в Сербии: действительность или миф?». Докладчик привел результаты масштабного социологического исследования религиозной ситуации в современной Сербии, где 85% населения исторически относятся к православной традиции. В этом отношении положение в балканской республике рассматривается как очень близкое к религиозной ситуации в России, и особенно в таких ее регионах, как Белгородская область. М. Благоевич, один из ведущих сербских социологов, привел статистические данные, которые свидетельствуют, что за последнюю четверть века в Сербии конфессиональная структура верующих не изменилась, религиозное сознание населения укрепилось, а в обрядовой области наблюдается некоторое, хотя и медленное продвижение вперед. Докладчик подчеркнул, что рост интереса к религии сам по себе еще не обеспечивает развитие духовности людей, обогащающей их повседневные отношения, поскольку истинное духовное преображение человека всегда связано с его индивидуальными усилиями.

Профессор М. Благоевич отметил, что выявленные социологами изменения в отношении сербов к религии, несомненно, далеки от ожидаемого церковью непроблематичного и последовательного религиозного поведения. Но вместе с тем именно изученное религиозное поведение доказывает действительные, хотя и ограниченные, медленные изменения в конвенциональной религиозности населения.

Исследователь обозначил проблему интерпретации результатов социологических замеров: как в сербской, так и в русской социологии религии часто появляются несовпадающие толкования научных эмпирических данных о связи и отношениях людей с религией. Анализ результатов исследований, в конечном итоге, приводит к различным общим выводам о масштабах и самом процессе ревитализации религии и религиозности в современном мире. В течение последних лет результаты многочисленных исследований, посвященных религии и религиозности, нередко толковались диаметрально противоположным образом. Так, по мнению М. Благоевича, в России формировались две группы социологов, склонных к контрастным выводам в отношении проблемы религиозности. Первая группа упомянутых исследователей делает вывод, что действительного возрождения православной религиозности не происходит, а на деле проявляется формальная религиозность, характеризующаяся идейной аморфностью, эклектичным сознанием, ко-

торое либо не является строго определенным в конфессиональном смысле, либо, имея конфессиональную направленность, тем не менее является недогматическим, открытым, неструктурированным, представляя собой определенный вид духовной энтропии. Вторая группа исследователей использует те же или аналогичные научные данные, но на их основании проходит к совершенно иным выводам: что в России с девяностых годов

прошлого века идет ревитализация православия и аффирмация его общественной роли в целом, и это процесс в общем не вызывает сомнений. Чтобы избежать разноречий в выводах, исследования должны основываются на учете согласованных стандартных индикаторов религиозности людей на протяжении длительного периода.

В докладе руководителя сектора социологии религии ИСПИ РАН Ю.Ю. Синели-ной на тему «Концепция множественных современных обществ и ее влияние на современную социологию религии» вопросы изучения религиозности и секуляризации были представлены в концептуальном контексте, рамки которого заданы определенными представлениями о сущности модернизации. Докладчица отметила, что современных общественных науках установилось три основных сценария в оценке процесса модернизации: космополитический (универсальный), сценарий столкновения цивилизаций, множественных современных обществ. Концепция множественных современных обществ Ш. Эйзенштадта представляется Ю.Ю. Синелиной более адекватной, чем альтернативные концепции секулярного космополитизма и столкновения цивилизаций, поскольку она соединяет некоторые элементы обеих концепций, избегая их недостатков. Как и космополитизм, она утверждает, что существуют некоторые общие элементы или общие черты, имеющиеся у всех «современных» обществ, которые помогают отличить их от их «традиционных» или досовременных форм.

Учитывая концепцию «множественных современных обществ» применительно к социологии религии, автор доклада пришла к выводу, что сегодня все мировые религии радикально трансформировались под воздействием процессов модернизации и глобализации, но они трансформировались различными и многообразными путями. Вынужденные отвечать на глобальную экспансию современности, также как и на взаимные и обоюдные вызовы, все они проходят сложные процессы осовременивания. В связи с этим одним из важнейших для социологии религии является вопрос о том, как мировые религии ответят на глобальную экспансию «западной секулярной современности» и как все религиозные традиции изменятся (будут реинтерпретированы) в ответ на этот глобальный вызов. Вслед за крупнейшими западными социологами Х. Казановой и Г. Дэйви Ю. Синелина ставит вопрос о том, возможна ли «незападная несекулярная современность».

Сегодня цель ученых — более полное понимание вовлеченности религии и в социальные структуры, и в культурные формы. Важнейшими изменениями в этой сфере являются переход религиозных обязательств в форму личной склонности человека, и возрастающие признаки духовного интереса (действительно религиозной веры), но не связанные с институциональными обязательствами.

Доклад старшего научного сотрудника ИСПИ РАН, профессора Е.М. Мчедловой «Новое в религиозной среде с точки зрения социолога религии» был посвящен теоретическим аспектам современных инноваций в религиозных кругах. Помимо уже давно существовавших философий религии, в ХХ веке возникли несколько «новых» течений: диалектическая теология процесса, экзистенциальная, секулярная, радикальная, посттеистическая, теология земных реальностей, теология труда, теология культуры, теология политики, феминистская и пр. По заключению автора доклада, этим течениям свойственно стремление превратить учение о Боге также в учение о людях и их земных делах, а также определить природу и функции «религиозного опыта»; исследовать смысл и функции языка религии; определить степень обоснованности и истинности религиозных верований, их эпистемологический статус.

Современные религиозно-философские инновации отличаются тем, что пропагандируют взаимодействие культуры, духа, норм морали и права зачастую в геополитическом контексте. Речь идет и о специфической религиозной символизации пространства, внутри которой межличностные связи действуют на основе индивидуализации и субъективизации религиозного выбора, духовного опыта. Показательно, что происходящие за последние годы волнения среди мигрантов, национальные движения используют

религиозную аргументацию в защиту прав личности, верующих общностей. Налицо тенденция приспособления к современным формам социального и политического участия — заключает Е.М. Мчедлова.

Столичная исследовательница уделила особое внимание обзору первых результатов новейшего всероссийского социологического исследования состояния религиозности, выполненного в рамках гранта РГНФ. Две трети опрошенных (точнее, 66%) самоиденти-фицировались как верующие. Из них превалирующее большинство — православные (почти 85%). При этом большая часть провозгласивших себя верующими, судя по предварительным результатам опроса, являются невоцерковленными (т.е., практически не посещают молельные дома, не молятся, или молятся какими-то своими молитвами, не исповедуются и не причащаются, не соблюдают постов, не читают священных книг и т.д., т.е. практически не участвуют в религиозной жизни, в общины почти не собираются).

Многие опрошенные более предрасположены к светской, мирской жизни, так как, во-первых, их прельщают взятые сами по себе человеческие взаимоотношения, патриотизм, стабильность, нравственность, толерантность и уважение, хорошие поступки, адекватное социальное поведение, принесение пользы обществу, труд, культура, здоровье, процесс обучения, семейные отношения, накопление материальных благ (что свидетельствует о невозможности отказа от материальной составляющей). Во-вторых, они, по преимуществу, не против введения в образовательную программу азов православной культуры, но все же на факультативной основе, т.е. налицо тенденция к светскому образованию. В-третьих, они проявляют немалый интерес к общественной, государственной, в частности, политической жизни, к властным структурам: президенту и правительству (которым доверяют), Федеральному собранию и Государственной Думе (которым доверяют значительно менее). В глазах опрошенных скомпрометировали себя средства массовой информации, а церковь и силовые структуры оцениваются высоко. Велико доверие к ученым, а вот к предпринимателям — низкое. Названные характеристики так или иначе свойственны 69 процентам опрошенных. Религиозность (но не воцерковленность, остающаяся на уровне 10-12%) в России растет, хотя и незначительными темпами — свидетельствуют результаты опроса.

А.О. Морозов, директор Центра медиаисследований УНИК, выступил с обзором современных публикаций в российских СМИ, связанных с феноменом «постсекулярно-сти». В докладе на тему «Тематика постсекулярного в современном российском общественном дискурсе» он констатировал, что эпоха агрессивного наступления светского общества и светской культуры на религии прошла. Современная общественная жизнь и мысль существуют в условиях смешения, соседства и взаимообусловленности светских и религиозных начал. По мнению А. Морозова, задача интеллектуального сообщества и социологов религии прежде всего, состоит в осознании этого состояния российского социума и выработке адекватного отношения к его реалиям.

Доклад преподавателя кафедры социологии и оганизации работы с молодежью НИУ БеЛГУ С. Д. Лебедева «Рефлексивный потенциал религиозной культуры в сценариях социокультурного развития российского общества» подвел итог обсуждению ключевых вопросов в рамках пленарного заседания. Белгородский социолог говорил о перспективах развития отношений религии и общества в России. Отметив, что согласно модели «симулятивной идентификации» Б. Дубина, в обществе массово усваиваются преимущественно поверхностные аспекты восприятия религии, а не ее глубинные смысловые установки, докладчик подчеркнул, что конструктивный потенциал религии в обществе может быть раскрыт только при условии активной рефлексивной работы над ее содержаниемв контексте актуальных современных проблем.

Согласно оценкам и прогнозам ряда специалистов, господствующая в обществе современности светская культура находится в системном кризисе и, чтобы выйти из него, нуждается в глубинном обновлении своих ценностей. Возможность такого обновления зависит от ее взаимодействия с религиозными культурами, на данный момент «хорошо забытыми» светским обществом. Но успешность такого взаимодействия обусловлена тем, насколько культурное наследие религиозных традиций (в России — православия) войдет в широкий оборот общественной мысли и знания, насколько оно будет раскрыто всем доступным арсеналом культуры и само станет реальным инструментом осмысления жиз-

ненных проблем. Сравнительно недавно принятые «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000) знаменуют важный шаг к освоению наследия религиозной традиции, и это, по мнению С.Д. Лебедева, призвано стать действительной, а не формальной гуманитарной инновацией.

Продолжение конференции состоялось на секционных заседаниях «Теоретические и методологические проблемы современной социологии религии» и «Религия в эмпирических исследованиях и социокультурных практиках». В обсуждении поднятых в секциях вопросов приняли участие студенты-социологи БелГУ, представители университетской профессуры и гости конференции. Участникам запомнились яркие проблемные выступления профессора кафедры социальной работы В.В. Бахарева, священника Белго-родско-Староосколькой епархии А. Москаленко, заместителя директора ИГМУ по воспитательной работе В.К. Тимофеева.

Участники конференции посетили также знаменитый Свято-Троицкий мужской монастырь в с. Холки Чернянского района, основанный в XII веке монахами КиевоПечерской Лавры.

В постановлении, принятом по итогам конференции, отмечается ряд наиболее важных проблем, оказавшихся в центре внимания ее участников, которые, согласно замыслу организаторов, будут заложены в основу специальной многолетней исследова-

w -п __ U U .

тельской программы. В качестве приоритетных направлении этой программы предполагается разработка следующих актуальных вопросов:

■ методологический анализ критериев и индикаторов конфессиональной и вне-конфессиональной религиозности в контексте современных социокультурных трансформаций;

■ изучение форм социальной самоорганизации духовно-религиозных процессов в светском (модерном) обществе периода ревитализации религии;

■ анализ форм, парадигм и направлений научной и повседневной рефлексии над религией и конфессиональностью;

■ моделирование и прогнозирование процессов в области социальной психологии, форм языка, искусства, повседневного знания, рутинных бытовых практик и коммуникаций на «пересечении» светской и религиозных культур;

■ изучение ценностного базиса и «культурного капитала» светских и конфессиональных социальных субъектов, их социальной динамики и влияния на общественные и

культурные процессы.

В целях осуществления данных задач участниками конференции было предложено регулярно проводить совместные тематические дискуссии в форме семинаров, симпозиумов, круглых столов и экспертных групп. По итогам конференции будет издан сборник материалов.

SOCIAL AND RELIGIOUS TRANSFORMATIONS OF THE GLOBAL WORLD IN VIEW OF SOCIOLOGY OF RELIGION.

RUSSIAN SCIENTIFIC CONFERENCEWITH INTERNATIONAL PARTICIPATION «SOCIOLOGY OF RELIGION IN THE SOCIETY OF LATE MODERNITY»

(BELSU, FEBRUARY 10,2011)

A.P. KOROCHENSKY S.D. LEBEDEV

Belgorod National Research University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.