Научная статья на тему 'Вертикальная интеграция предприятий как средство повышения их конкурентоспособности'

Вертикальная интеграция предприятий как средство повышения их конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1285
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОНЦЕРН / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салмин Сергей Павлович, Куликова Алевтина Валерьевна, Рокунова Ольга Васильевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с интеграцией предприятий, выделяются преимущества объединения предприятий по технологическому принципу, представлен пример формирования вертикально интегрированных корпорации в кожевенно-обувной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вертикальная интеграция предприятий как средство повышения их конкурентоспособности»

Вертикальная интеграция предприятий как средство повышения их конкурентоспособности The vertical integration of enterprises as a means of improving their

competitiveness

Салмин Сергей Павлович д.э.н.,профессор

каф. Математических и инструментальных методов экономики НОУ «Московсий финансово-промышленный университет Синергия»

e-mail: salmine@mail.ru Куликова Алевтина Валерьевна

к.э.н., доцент

каф. маркетинга и предпринимательской деятельности Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

e-mail: kulal_ch@mail.ru Рокунова Ольга Васильевна к.э.н., ст. преподаватель

каф. маркетинга и предпринимательской деятельности Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

e-mail: rok111273@mail.ru Salmin S. P. PhD, Professor

department. Mathematical and tool methods of economy Financial-industrial

Moskow University Synergy e-mail: salmine@mail.ru Kulikova A. V. Ph.D., Associate Professor department marketing and business activities of the Nizhny Novgorod State

University N. Lobachevsky e-mail: kulal ch@mail.ru Rokunova O.V.

Ph.D., Art. Teacher

department. marketing and business activities of the Nizhny Novgorod State

University N. Lobachevsky e-mail: rok111273@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с интеграцией предприятий, выделяются преимущества объединения предприятий по технологическому принципу, представлен пример формирования вертикально интегрированных корпорации в кожевенно-обувной промышленности.

Ключевые слова: вертикальная интеграция, вертикально-

интегрированный концерн, стратегический альянс, конкурентоспособность предприятия.

Annotation

The article discusses issues related to the integration of enterprises, associations highlighted the benefits of technological enterprise principle, is an example of the formation of vertically integrated corporations in the leather and shoe industry.

Keywords: vertical integration, a vertically integrated group, a strategic alliance, the competitiveness of enterprises.

В условиях интернационализации производственных процессов, либерализации мировой торговли и обострении международной конкуренции отечественным предприятиям необходимо использовать современные формы функционирования и взаимодействия с другими субъектами рынка. На настоящий момент интегрированные формы управления предприятиями наиболее эффективны для достижения целей предпринимательства. Деятельность корпораций способствует экономическому развитию. Это

подтверждает богатый опыт работы многих зарубежных корпораций. К началу XXI века в мире насчитывалось более 40 тыс. объединений, которые имели около 200 тыс. филиалов, контролировали треть мирового промышленного производства, половину мировой торговли и 75% патентов и лицензий [1]. Сегодня формирование, развитие и функционирование корпораций можно рассматривать как один из показателей, характеризующих эффективность экономики страны, как залог безопасности и независимости государства.

Выделяют вертикальную, горизонтальную и конгломератную (диагональную) интеграцию. При горизонтальной интеграции устанавливаются интеграционные связи с предприятиями, производящими аналогичную продукцию. При вертикальной интеграции объединяются предприятия, связанные между собой по технологической цепочке производства определенного товара. Конгломератная или диагональная интеграция представляет собой комбинацию первых двух.

Для экономических условий России наибольшее значении имеет процесс интеграции по технологической цепочке, так как именно такой способ объединения предприятий позволяет наладить производство конкурентоспособных товаров. Профессор Массачусетского технологического института М. Аделман считает, что фирма является вертикально интегрированной, когда внутри нее из одного подразделения в другое происходит перемещение товара и услуги, которые могли бы быть проданы на рынке без дальнейшей переработки. [6, p. 27].

Сегодня вертикальное интегрирование компаний часто осуществляется в форме стратегического альянса или вертикально-интегрированного концерна. Стратегические альянсы предполагают объединение компаний на определенный, как правило, небольшой срок для осуществления конкретного инвестиционно-инновационного проекта, т.е. являются временными структурами. [3, с. 23]. В современной экономике более широкое распространение получила такая форма объединения как

вертикально-интегрированные концерны. И.П.Бойко дает следующее определение этому виду интеграции. Вертикально-интегрированный концерн (ВИК)- объединение юридически самостоятельных предприятий, образующих последовательные звенья технологической цепочки производства и реализации готового продукта (в отличие от конгломерата, объединяющего предприятия, технологически друг с другом не связанные) [2, с. 147].

Организационную основу ВИК составляет правление, в состав которого входят руководители всех фирм-членов, остающихся при этом самостоятельными. Если руководство выделяется в отдельную структуру, то оно не имеет право преследовать собственные коммерческие цели. Последним эта форма объединения принципиально отличается от финансовопромышленных групп (ФПГ). В отличие от финансово-промышленных групп именно корпорации позволили сохраниться и успешно развиваться в сложнейших конкурентных условиях многим фирмам развитых стран Запада. В правление концерна также могут входить финансовые и инвестиционные компании. Правление ВИК определяет механизм принятия и исполнения управленческих решений по распределению финансовых ресурсов, делегируя функции планирования и управления самим предприятиям. Персонал правления обладает более подробной информацией, и соответственно вкладывает свои средства более эффективно, чем внешние инвесторы или банки. Правление должно строго контролировать работу входящих в него предприятий, следя за тем, чтобы они укладывались в отведенный бюджет. Ограниченный бюджет, определенный для того или иного предприятия, стимулирует работников этого предприятия на более эффективное использование выделенных средств. Благодаря жестким мерам экономии и контроля концерн может добиться хороших результатов от когда-то убыточных предприятий.

Многие отрасли экономики России могут ощутить негативные последствия вступления страны в ВТО, т.к. отечественная продукция

существенно уступает зарубежным аналогам. Такая ситуация может сложиться и в легкой промышленности, в том числе в кожевенно-обувной отрасли. Состояние легкой промышленности сказывается на безопасности страны, т.к. эта отрасль выпускает жизненно важную продукцию, удовлетворяющую первичные потребности людей. Легкая промышленность может приносить существенные доходы стране. Например, во времена Советского Союза легкая промышленность давала около 20% валового дохода страны. Сегодня доходы от этой отрасли в несколько раз меньше, хотя спрос на продукцию постоянно растет. По расчетам экспертов в 2010 году объем российского рынка обуви в натуральном выражении вырос на 51%, достигнув 318 млн пар [4]. Рост рынка главным образом произошел за счет увеличения поставок импортной продукции на внутренний рынок Российской Федерации. На долю российской продукции приходится около 30% от общего объема рынка. Исследование, проводимое в конце 2011 года агентством DISCOVERY Research Group, показало еще большую зависимость Российского рынка обуви от импорта: доля зарубежных поставок в 2011 году составила 90% [5].

Несмотря на увеличение потребности в обуви, в том числе и кожаной, общее производство кож в России за 2006-2010 г.г. практически не изменилось. По данным Федеральной службы государственной статистики [6] произошли изменения в структуре производства: жестких кожтоваров стало выпускаться меньше на 30,6%, юфтевых кожтоваров меньше на 42,5%, а хромовых кожтоваров больше на 4,1%. По сравнению с 1990 годом производство кожи уменьшилось на 65,8%. Производство обуви за 2006-2010 г.г. увеличилось почти на 80%, в том числе производство кожаной обуви за 2009-2010 г.г. увеличилось 18%, но по сравнению с1990 г. объем выпущенной продукции уменьшился на 65,8% (таблица 1). Следовательно, обувные фабрики даже при незначительном выпуске продукции не обеспечены сырьем отечественного производства.

Таблица 1

Производство основных видов кожи и производство обуви в России

Год

1990 2006 2007 2008 2009 2010 2010 к 2006 2010 к 1990

Жесткие кожтовары (млн. кв. дм.) 1249 75,5 74,3 66,5 55,1 52,4 69,4% 4,2%

Хромовые кожтовары (млн. кв. дм.) 4573 2014 2018 1927 1920 2096 104,1% 45,8%

Юфтевые кожтовары (млн. кв. дм.) 654 110 88,2 68,3 50,7 63,3 57,5% 9,7%

Кожтовары всего(млн. кв. дм.) 6476 2200 2181 2062 2026 2212 100,6% 34,2%

Обувь (млн. пар) 385 57,3 54,2 56,5 82,7 103 179,8% 26,8%

Анализ деятельности существующих ныне в России кожевенных предприятий подводит к мысли о том, что одной из форм их выживания и развития в долгосрочном плане является объединение их в вертикальные интегрированные структуры. Такое объединение можно представить в кожевенно-обувной промышленности как технологическую и сбытовую цепочку, начиная с комплектации химических материалов под новейшие технологии выработки натуральных кож, продолжая выпуском кож европейского уровня качества, передачей их на обувную фабрику под выпуск обуви, удовлетворяющей потребительскому спросу и кончая организацией оптовой и розничной торговли.

Рис.1 Связи между членами вертикально-интегрированной корпорации

-► материальные потоки денежные потоки консультации

Конкретную деятельность корпорации можно представить, например, так: фирма-разработчик химической технологии кожевенного производства представляет товарный кредит кожзаводу, который поставляет сырье (кожу) обувной фабрике, а та - свою продукцию (обувь) торговому предприятию (каналу сбыта), входящему в вертикально-интегрированный концерн (рис. 1).

Отметим особую роль научно-производственных фирм в инновационном процессе. В настоящее время в России найдется мало кожевенных предприятий, которые могли бы позволить себе содержать подразделения, занимающиеся инновационной деятельностью. Во-первых, опытных высококвалифицированных кожевенников-технологов мало, а во-вторых, хорошему специалисту надо много платить. Современное конкурентоспособное предприятие должно организовывать свою деятельность таким образом, чтобы выполнять свои основные производственные функции, избавляясь или передавая вспомогательные функции другим предприятиям, которые выполняют их более эффективно. Поэтому было бы логично передать выполнение снабженческих функций и разработки технологии кожи в специализированные научнопроизводственные фирмы (НПФ). НПФ должны разрабатываться технологии кожевенного производства, поставлять полный комплект химических материалов по заказанным образцам обслуживаемым кожевенным фирмам, осуществлять авторский надзор за технологическими операциями на конкретных кожевенных фирмах.

Эффективность организации подобных научно-производственных фирм подтверждает зарубежный опыт. Разрабатывающие технологии на Западе научно-технические фирмы занимаются одновременно и комплектованием на своих складах химических материалов. Представители таких фирм стремятся к установлению прочных деловых контактов именно с ведущими технологами кожевенных предприятий и постоянно дают им оперативные консультации по всем возникающим в ходе производства вопросам. В Италии научно-технических организаций подобного типа не

менее десятка, а в России, к сожалению, нет практически ни одной. В нашей стране снабжением кожзаводов химическими материалами занимаются разного рода посредники, подавляющая часть которых от научных проблем весьма далека. При этом крайне неэффективной является сама система заказов кожевенниками химматериалов, при которой заявки приходиться делать исходя из ассортимента прошлых лет. Сделать ее более современной и помогло бы появление конкурирующих между собой научно-технических фирм, предлагающих разработанные ими химматериалы и технологии их применения.

В НПФ должны работать высококвалифицированные специалисты широкого профиля, владеющие знаниями в области получения и применения химических материалов в технологии кожи, поэтому в России необходимо возобновить обучение специалистов для кожевенно-обувной промышленности.

Стоит отметить, что НПФ будут не только разрабатывать новые технологи производства новых видов кож, но и будут производить необходимые для получения кожи химические материалы и поставлять полные их комплекты кожевенным предприятиям. Организовать такое производство несложно. В нашей стране очень развит химический комплекс. Многие химические предприятия беспрепятственно предоставляют свои мощности для внедрения новых разработок при непременном условии дальнейшей реализации продукции. Таким образом, НПФ позволяют кожевенным фирмам освободиться от малоэффективной снабженческой работы. Аналогично практически упраздняется техническая служба: ответственной за четкое исполнение технологических операций становится небольшая группа мастеров кожевенного производства.

Максимально полное удовлетворение потребностей клиентов в кожевенно-обувной продукции российского производства и обеспечение качества, соответствующего высочайшим мировым стандартам, невозможно без осуществления эффективной маркетинговой деятельности.

Маркетинговая практика последних лет показала, что успеха в современных условиях скорее добивается организация, реализующая продукты, одновременно обладающие: высоким качеством одного или нескольких атрибутов, приемлемой ценой, достаточно высоким уровнем сервиса, признанным имиджем. Кожевенному заводу в одиночку трудно справиться со всеми маркетинговыми функциями. Маркетинговую деятельность могла бы осуществлять специальная маркетинговая консалтинговая фирма. С помощью консалтинговой фирмы можно полноценно исследовать рынки сбыта, успешно разработать товарную, ценовую, сбытовую политики предприятии, спланировать и проводить коммуникационную деятельность, которая играет особую роль в успешности любой фирмы.

Завоевание потребителя невозможно без формирования узнаваемости, хорошего отношения его к производителю, благоприятного имиджа бренда компании. Создание из своих марок брендов - процесс сложный, но необходимый. В консалтинговой фирме должны быть специалисты по созданию и формированию как потребительских брендов, так и промышленных. Отличия в этих видах брендов исходят из различий в процессе принятия решения о покупке товаров. Если мы будем говорить о продвижении товаров из кожи, то при покупке, например, обуви, потребитель часто импульсивно, основываясь на собственных эмоциях, связанных с этим продуктом и маркой. Бренд для потребителя не просто гарантия качества, но еще и символ его статуса, стиля жизни и т.д. Часто, основную стоимость продукта составляет бренд, а не реальное качество. Создав привлекательный имидж бренду, можно компенсировать отсутствие других отличительных признаков продукта. Если же мы будем говорить о готовой коже - товаре промышленного назначения, то выбор промышленной продукции редко бывает импульсивен. Обычно, в принятии решения участвует не один, а несколько специалистов, что дополнительно сглаживает возможный эффект от субъективности того или иного участника процесса принятия решения, то есть решение рационально и принимается на

основании анализа характеристик продукта и компании. Технология брендинга (создания бренда) на потребительском рынке изделий из кожи ориентируется, прежде всего, на рекламу, за счет которой создается осведомленность и восприятие марки. Продвигать промышленную продукцию (готовую кожу) за счет формирования массового восприятия марки бесполезно. Здесь необходимо больше формировать имидж стабильного предприятия, которому можно доверить решение проблем своей компании, а не привлекательного имени. Следует делать акцент больше на связях с общественностью, чем на агрессивной рекламе. Основными механизмами формирования известности промышленного бренда является реклама в специализированных изданиях, интернете, а также участие в выставках и размещение подробной информации по предприятию и его продукции в Интернете. Следовательно, формируя промышленный бренд, маркетологи консалтинговой фирмы должны стараться делать упор на объективные качества, а не на какие-либо эмоциональные составляющие.

Инжиниринговые консалтинговые фирмы будут помогать предприятиям в проведении технического аудита, технического перевооружения, автоматизации производства. Коучинговые консалтинговые фирмы будут заниматься подготовкой необходимых специалистов всех уровней. Несомненно, основополагающим фактором успешного функционирования фирмы является внедрение на рынок нововведений. Лишь взаимосвязь НПФ и консалтинговых фирм поможет предприятиям, входящим в вертикально-интегрированный концерн эффективно действовать на рынке.

Объединение значительной части российских предприятий кожевеннообувной промышленности в вертикально-интегрированные структуры существенно увеличит шансы на привлечение в отрасль дополнительного капитала, в том числе и иностранного, т.к. инвестировать в устойчивые структуры с разнообразными сферами деятельности всегда надежнее.

По нашему мнению, можно отметить следующие преимущества

предложенного корпоративного объединения предприятий:

• возможность для корпорации эффективно внедрять достижения науки и техники по всей технологической цепочке, что позволяет на всех этапах производства продукции добиться ее конкурентоспособности;

• возможность глубокого внутреннего планирования деятельности всех участников корпорации с эффективным распределением прибыли, полученной на конечной фазе реализации продукции;

• отсутствие необходимости большой финансовой дотации на оборотные средства, как в условиях несвязанного с корпорированием производства;

• инвестиционная привлекательность, как для отечественных, так и для иностранных фирм;

• возможность реализации товара по относительно низким ценам, благодаря освоению значительной доли рынка и снижение организационных издержек;

• возможность накопления корпорацией денежных средств от реализации продукции с наиболее целесообразным их использованием в цепочке, таким образом, осуществляется самофинансирование;

• устойчивость к изменениям на рынке;

• наличие дополнительных возможностей для решения социальных проблем.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий необходимо использовать новые формы рыночных структур. При этом корпоративное образование фирм по вертикальному принципу, представляется перспективной формой улучшения эффективности их деятельности в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Такая корпорация, созданная по технологическому принципу, включая и стадию реализации конечной продукции, позволит решить важные задачи для всех ее членов, централизовать маркетинговые и юридические службы, организовать консультационную поддержку по вопросам налогов и предпринимательства,

целенаправленно использовать банковские кредиты, т.е. повысить конкурентоспособность отечественных промышленных предприятий.

Библиографический список

1. Авельцов Д.Ю. Анализ существующих систем управления в РФ и за рубежом. Обеспечение непрерывности руководства и гармонии целей / Авельцов Д.Ю. - URL: http://www.bizness-plan.nm.ru. Дата обращения: 10.11.2011.

2. Бойко И.П. Экономика для юристов: Учебник / Бойко И.П., Рыбаков Ф.Ф. - М.: Проспект, 2002.

3. Древинг С.Р. Вертикально-интегрированные компании и их роль в развитии промышленных кластеров / Древинг С.Р. // Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008.

4. РБК. Исследования рынков. - URL: http://marketing.rbc.ru/

news_research/20/05/2011/562949980277984.shtml Дата обращения: 05.03.2012.

5. Российский рынок обуви сильно зависит от импорта. - URL: http://www.zrpress.ru/zr/2012/08/51284 Дата обращения: 28.03.2012.

6. Российский статистический ежегодник 2011, 2010. - URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/cata log/statisticCollections/doc_1135087342078 Дата обращения: 28.03.2012

7. Adelman, M. Integration and the antitrust laws // Harvard Law Review. 1949. V. 63. N 1. P. 27.

Bibliography

1. Aveltsov D. Analysis of existing control systems in Russia and abroad. Ensuring continuity of leadership and harmony of purpose / Aveltsov D. -URL: http://www.bizness-plan.nm.ru. Date of application: 11/10/2011.

2. Boiko I. Economics for Lawyers: A Textbook / I. Boiko, F. Rybakov, - M: Brochure, 2002.

3. Dreving S. Vertically integrated companies and their role in the development of industrial clusters / Dreving S. // Problems of the modern economy, N 4 (28), 2008.

4. RBC. Market Research. - URL: http://marketing.rbc.ru/

news_research/20/05/2011/562949980277984.shtml Date of application: 03/05/2012.

5. The Russian market is highly dependent on footwear imports. - URL: http://www.zrpress.ru/zr/2012/08/51284 Date of application: 28/03/2012.

6. Russian Statistical Yearbook 2011, 2010. - URL: Date of application: 28/03/2012

7. Adelman, M. Integration and the antitrust laws // Harvard Law Review. 1949. V. 63. N 1. P. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.