ББК 63.3(2)632-2
Л.С. Лисицына
К истории развития обувной и кожевенной промышленности юга Дальнего Востока в середине 1950-1970-х гг.
L.S. Lisitsyna
To the History of the Development of Footwear Industry in the South of the Far East in the Middle of 1950-1970s
На юге Дальнего Востока в середине 1950-1970-х гг. активно развивалось обувное и кожевенное производство. Крупнейшим предприятием по производству кож и обуви на Дальнем Востоке был Приморский кожевенно-обувной комбинат. В исследуемый период началась модернизация обувной промышленности, строительство новых предприятий в Хабаровске, Биробиджане, Уссурийске. В 1970 г. на долю Сибири и Дальнего Востока приходилось 11% общей выработки обуви в РСФСР.
Ключевые слова: обувная промышленность, модернизация, юг Дальнего Востока.
На сегодняшний день разработана и принята стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г., в основу которой заложен переход легкой промышленности на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ. Особое внимание уделено вопросам технического перевооружения и развития отраслевой науки, обеспечения отрасли материальносырьевыми ресурсами и профессиональными кадрами. В условиях открытости российского рынка при вхождении России в ВТО существенно возрастает роль легкой промышленности в формировании и наполнении внутреннего рынка отечественной продукцией.
В данной отрасли был накоплен значительный производственный и научно-технический потенциал. Однако за годы перестройки в условиях системного кризиса экономики страны отрасль существенно сдала свои позиции. На сегодняшний день ситуация с производством товаров широкого потребления складывается неоднозначно, доля предприятий легкой промышленности в общем объеме отечественного промышленного производства незначительна. Отечественная составляющая товаров легкой промышленности сегодня на рынке менее 30%. Объем отечественного производства обуви в настоящее время не превышает 8%.
Импортеры с каждым годом все активнее продвигают свою продукцию. Крупнейшим импортером обуви остается Китай. Положение на предприятиях легкой промышленности Дальневосточного региона
In the south of the Far East in the middle of 19501970s the footwear industry was actively developing. The largest factory for leather and footwear production at Far East was Primorsky leather and footwear factory. In the covered period the modernization of footwear industry, as well as the construction of new footwear factories began in Khabarovsk, Birobidgan, Ussuriisk. In 1970 11% of all footwear production in the RSFSR falls to the share of Siberia and Far East.
Key words: footwear industry, modernization, south of Far East.
еще более критическое, нежели в целом по России. В структуре экономики южные районы Дальнего Востока имеют менее 0,4% предприятий легкой промышленности против 6% в 1970-е гг. [1, с. 34]. Поиск путей разрешения современной ситуации в легкой промышленности, на наш взгляд, невозможен без обращения к историческому опыту реализации государственной экономической политики.
Легкая промышленность - совокупность специализированных отраслей промышленности, производящих предметы массового потребления из различных видов сырья. Ее отраслями являются текстильное, швейное, кожевенное, обувное производства [2, с. 7]. Обувная промышленность является самой крупной подотраслью легкой промышленности, которая была представлена в южных районах Дальнего Востока.
Необходимость развитии в южных районах Дальнего Востока обувной и кожевенной промышленности следует из переписки Далькрайисполкома и СНК РСФСР в 1926 г., где подчеркивалась, что надо «обратить особое внимание на развитие шубно-овчинной, обувной промышленности в крае» [3, л. 42]. Подобное положение вынуждало наладить своевременное снабжение торговых организаций собственными товарами, произведенными на местах. Обувная, кожевенная продукция потреблялась повсеместно, и массовый характер производства способствовал приближению предприятий данной отрасли к населению. Кроме того, многие виды готовой продукции малотранспортабельные, и их перевозка на дальние расстояния дороже
перевозки исходного сырья. Поэтому производить обувь лучше было на местах. Собственные товары стали бы дешевле завозных и смогли удовлетворить растущие потребности промышленных предприятий и всего населения. Изменить непростую ситуацию могло только планомерное государственное строительство предприятий кожевенной и обувной промышленности в регионе.
Еще в годы первых пятилеток были введен в эксплуатацию Благовещенский кожевенно-шорный завод (1928 г.) продолжал работать Приморский кожевенный завод на станции Океанская, начавший функционировать еще в 1914 г. Обувная промышленность Еврейской автономной области (ЕАО) начиналась еще в 1930-е гг. с маленькой мастерской по пошиву рабочей обуви, оборудованной фрезерной машиной и пятью машинками фирмы «Зингер». В середине 1940-х гг. в регионе были построены обувные фабрики в Хабаровске, Биробиджане, Благовещенске [4, л. 57].
В складывающемся производственно-территориальном комплексе Дальнего Востока основным отраслям нужны были смежные отрасли. Модернизация и дальнейшее развитие материально-технической базы обувных и кожевенных предприятий давали возможность обеспечить многочисленные предприятия и население региона обувью, а также кожтоварами.
Крупнейшим предприятием по производству кож и обуви на Дальнем Востоке был Приморский кожевенно-обувной комбинат, образованный еще в 1914 г. В период организации и дореволюционного существования это предприятие находилось в частном владении и именовалось «Океанский паровой кожевенный завод Ф.П. Зильгалова». В 1925 г. завод был куплен с торгов Приморским губернским отделом местного хозяйства и стал именоваться «Приморский государственный кожевенный завод». В то время он вырабатывал кожтовары из жестких шкур крупного рогатого скота, юфть, хром и др. В 1926 г. на предприятии работали 328 чел., которые за год перерабатывали 58,2 тыс. шкур рогатого скота и 43,2 тыс. козлиных шкур и овчин. Сырье поставлялось из Манчжурии через город Циндао. Стоимость готового товара по отпускным ценам составляла 2187 тыс. руб., прибыль была 214 тыс. руб. в год. С 1937 г. на предприятии была пущена в эксплуатацию обувная фабрика с годовой производительностью 70 тыс. пар обуви в год, на фабрике пошивали мужские ботинки и сапоги. С этого времени предприятие стало именоваться «Приморский кожевенно-обувной комбинат». С 1958 г. комбинат подчинялся Министерству легкой промышленности РСФСР и Приморскому управлению легкой промышленности.
Приморский кожевенно-обувной комбинат являлся единственным в стране предприятием, которое специализировалось на переработке китового кожсырья (в подобном производстве используют, как правило,
кожсырье кита-кашалота - хвостовые плавники и лобовину. - Л.Л.). В 1949 г. впервые здесь были начаты и успешно завершены работы по изготовлению жестких кожтоваров из шкур кита [4, л. 14]. Как известно, калагеновое переплетение волокон кита, используемых для изготовления кожи, расположено по всей толщине покровного слоя сала. На предприятии перерабатывали верхний слой сала толщиной 30 мм, из которого приготавливали три слоя подошвенных кожтоваров для производства обуви.
Для получения кожевенных товаров требовался слой волокна, не подвергающийся термической обработке. Для сохранения его консервировали путем засолки и штабелевания. Такой метод увеличивал выход готовой продукции до 70% вместо 45%, как при старом методе. Получаемые из шкур кита кожевенные товары превосходили продукцию, изготовленную из шкур рогатого скота, по своим физико-механическим свойствам. В 1960 г. комбинат производил 481 т жестких кожтоваров, 10064 тыс. кв. дм юфти, 190 тыс. пар обуви. Сырьевые возможности Приморского края даже без дополнительных затрат позволяли довести выпуск жестких кожтоваров из китового сырья до 500 т в год.
Основной продукцией завода была обувь - чувяки клеевые для мужчин, женщин, детей, комнатная обувь, пинетки, полуботинки мужские ранто-пошивочные, сандалеты мужские строчечно-клеевые. Дополнительно на предприятии производили клей сухой, шерсть, жир китовый, рукавицы, чехлы для трамваев, куртки брезентовые, хром лоскут, кожа хромовая дубленая и т.д. Позже на комбинате появились другие изделия, например, футляры для карманных радиоприемников «Топаз».
Приморский комбинат располагался в трех основных зданиях постройки 1918-1920 гг., которые пришли в ветхость. На протяжении ряда лет производился капитально-поддерживающий ремонт существующих зданий, что, однако, не могло полностью обеспечить нормальной работы и санитарно-гигиенического состояния кожевенного завода. Ввиду того, что комбинат находится в санаторно-курортной зоне Владивостока, его реконструкция и постройка новых цехов были запрещены, поэтому было принято решение о строительстве нового кожевенно-обувного комбината в Уссурийске, которое началось в 1959 г. [5, л. 3].
Общая стоимость строительства составила 102,5 млн руб. Проектная годичная мощность комбината была рассчитана на производство 3 млн пар обуви, 1,5 тыс. т жестких кожтоваров, 30 млн кв. дм юфтевых кож, 50 млн кв. дм хромовых кожтоваров. Кроме того, предусматривался выпуск товаров из китового сырья в объеме до 30% от общего количества продукции. Уссурийский кожевенно-обувной комбинат включал в себя целый ряд производственных объектов - завод жестких и юфтевых кож, обувную фабрику, блок
подсобных цехов, железнодорожный тупик, профтехучилище и иные сооружения (очистные, сети водоснабжения и пр.).
Имеющиеся мощности обувного и кожевенного производства, тем не менее, не могли удовлетворить потребности населения региона в обуви и кожаных изделиях. В 1960 г. при общей реализации кожаной обуви в регионе на сумму 24,1 млн руб. на месте было произведено такого рода продукции только на 2,6 млн руб., т.е. всего 10,8%. Поэтому в регионе назрела необходимость модернизации производства в целом, строительства новых обувных фабрик.
Еще в 1958 г. было начато строительство новой обувной фабрики в Биробиджане [6, л. 14]. На действующих обувных фабриках Биробиджана, Хабаровска, Благовещенска приступили к реконструкции цехов. Биробиджанская обувная фабрика работала на привозном сырье и фурнитуре и специализировалась в основном на выпуске женских модельных туфель. Хабаровская обувная фабрика выпускала полуботинки мужские и мальчиковые.
Однако ритмичность работы фабрик часто нарушалась из-за проблем с поставщиками, которые задерживали поставки исходных материалов или доставляли некачественную продукцию. Такие негативные моменты встречались в обувном производстве всего региона достаточно часто, что нарушало ритмичную работу коллективов фабрик и отражалось на качестве выпускаемых изделий.
На фабриках из общего количества выпускаемой продукции первосортной обуви было около 41,5%, а процент качества товара в целом по предприятиям составлял - 75. Невысокий процент первосортной обуви объяснялся плохим качеством верхних кожтоваров. Основными поставщиками сырья для обувных фабрик были Иркутский кожевенный завод (поставлял кожи индийской козлины. - Л.Л.), каблучная фабрика «Не-рехта», фабрика «Уралобувь», Илетский колодочный комбинат. Некоторые поставщики, например Иркутский кожевенный завод, присылали кожтовары, имеющие «маркировку рулона одного сорта, а при вскрытии обнаруживались отдельные кожи низких сортов», что усложняло их использование. Кроме того, снабжающие организации нарушали заявки по фурнитуре, а также поставляли иногда нитки не по расцветкам.
На Благовещенской обувной фабрике также имели место подобные проблемы с поставщиками. Нередкими были и задержки исходных материалов. Так, в 1955 г. на фабрику по плану должны были поставить 2,2 т кожи, а фактически получено было лишь 541 кг. Во избежание простоя фабрики было принято решение использовать верхние кожтовары вместо кожподклада, что привело к перерасходу основного сырья и удорожанию себестоимости продукции.
В постановлениях XXIII и XXIV съездов КПСС главной задачей кожевенно-обувной промышлен-
ности считалось дальнейшее развитие производства кож и обуви, значительное улучшение их качества и внешнего оформления.
Большая работа за годы восьмой и девятой пятилеток была проделана по техническому перевооружению и совершенствованию технологий на обувных фабриках региона. Объем капиталовложений почти в 1,5 раза превышал средства на развитие производства, израсходованные за период предшествующих пятилеток.
В целом по стране было построено более 40 крупных обувных и кожевенных предприятий, реконструирован 31 обувной завод и около 20 кожевенных предприятий. Наращивание производства велось с учетом комплексного развития экономики всех регионов СССР. Наиболее концентрированным было обувное производство. Около 70% продукции изготавливалось на предприятиях с мощностью производства свыше 3 млн пар обуви в год. На юге Дальнего Востока таким требованиям соответствовали только два предприятия: Биробиджанская обувная фабрика и Уссурийский кожевенно-обувной комбинат. В 1970 г. на долю Сибири и Дальнего Востока приходилось 11% общей выработки обуви в РСФСР, а в 1975 г. - уже более 16% [7, л. 61].
Обувная отрасль Приморья добилась значительных результатов в основном за счет освоения новых мощностей. С пуском в эксплуатацию в 1967 г. Уссурийского кожевенно-обувного комбината выпуск готовой продукции увеличился в 12,2 раза. К концу восьмой пятилетки комбинат выпустил 3700 тыс. пар обуви.
Активно развивалась обувная промышленность Еврейской АО. В суровых климатических условиях регион испытывал явный недостаток в валяной обуви. В Биробиджане в послевоенное время была создана пимокатная фабрика, которая выпускала валенки для населения, а для заводов - войлок, техническую вату, щеточные изделия. Мощность фабрики была рассчитана на 300 тыс. пар в год. Объем проданной в крае валяной обуви в 1959 г. не превышал 20,5% [8, л. 12]. В связи увеличением поголовья рогатого скота и пуском в эксплуатацию кожевенного завода все отходы шерсти должны были использоваться пимокатным производством, поэтому в Биробиджане в 1970-е гг. пимокатная фабрика была модернизирована.
В исследуемый период действующая в области обувная фабрика, считавшаяся крупнейшим предприятием по производству обуви на Дальнем Востоке, была реконструирована и оборудована современными станками. В регионе необходимо было расширять производство обуви для более полного удовлетворения потребностей населения, поэтому потребовались новые производственные мощности.
В этой связи в 1969 г. в Биробиджане заложили фундамент новой обувной фабрики, рассчитанной на выпуск 4,2 млн изделий в год. В 1972 г. новая
обувная фабрика Биробиджана выдала первую свою продукцию. Строительство осуществлял коллектив Биробиджанского СУ-256, монтаж технологического оборудования вело Алмаатинское пусконаладочное управление, теплотрассу протягивали рабочие «Сибтя-жизоляции». Без преувеличения можно было сказать, что вся страна помогала биробиджанским обувщикам. На новую фабрику поступило новейшее оборудование -тысячи прессов, автоматов, конвейеров, поэтому по технической оснащенности Биробиджанская обувная фабрика нисколько не уступала всемирно известной обувной фабрике им. Парижской коммуны. В цехах было занято около 1 тыс. чел., а со временем в процессе достижения проектной мощности численность рабочих составила более 2 тыс. чел.
Реконструкция и механизация обувных фабрик региона проводилась под руководством специалистов Центрального НИИ кожевенно-обувной промышленности, которые занимались разработкой различных технологических вопросов, как то: использование новых химических материалов для производства обуви, изготовление красителей, переработка нестандартного сырья, разработка новых поточных линий в механизированных цехах, выработка новых стандартов и отраслевых нормативов на кожевенно-обувную продукцию. Специалистами института создавались проекты новых обувных фабрик, поточных линий по производству обуви.
Темпы обновления и замены устаревших машин в обувной промышленности региона значительно ускорились. Производство обуви увеличилось, причем больше половины прироста было обеспечено за счет лучшего использования действующих мощностей, замены старого малопроизводительного оборудования
Если в ходе предыдущих пятилеток легкая промышленность должна была решать главным образом задачу количественного роста выпуска продукции для удовлетворения спроса населения в отношении самых необходимых изделий, то уже в годы девятой пятилетки (1970-1975 гг.) первостепенным критерием работы стали качественные показатели. Население было заинтересовано в том, чтобы трикотажные, швейные и обувные предприятия выпускали модную, элегантную и добротную одежду и обувь.
Тем не менее проблема количественного роста товаров и необходимость удовлетворения спроса населения в одежде и обуви по-прежнему была первостепенной задачей.
В годы девятой пятилетки в контексте деклараций партийно-государственного руководства СССР о намерениях в 1971-1975 гг. развивать потребительский сектор экономики ускоренными темпами продолжалось осуществление строительной программы в отраслях и их техническое переоснащение. На отраслевых предприятиях постоянно проводились работы
по улучшению качества и ассортимента выпускаемой продукции.
Произошли заметные сдвиги в расширении производственной базы, техническом переоснащении действующих фабрик, совершенствовании организации труда и управления производством.
Важным шагом в дальнейшем совершенствовании и развитии производственно-технической базы обувной промышленности южных районов Дальнего Востока должен был стать технический прогресс, который характеризовался освоением высокопроизводительного оборудования, переходом на непрерывные формы организации технологических процессов, созданием поточных линий, автоматизацией и механизацией трудоемких работ.
Процесс технического перевооружения отраслей легкой индустрии региона имел ряд направлений: 1) дальнейшая комплексная механизация основных и вспомогательных процессов; 2) создание новых высокоскоростных технологических процессов и конструкций машин; 3) совершенствование действующего парка машин; 4) электрификация производства. Шла работа по активации научно-технической пропаганды и движения изобретателей и рационализаторов. Но процесс технического переоснащения сдерживался за счет дороговизны оборудования.
Тем не менее в исследуемый период на всех местных обувных предприятиях меняли устаревшее оборудование: механических прессы для раскроя деталей верха и низа обуви специальными прессами, внедряли оборудование, обеспечивающее переход от принципа последовательной обработки полуфабрикатов к принципам параллельно-последовательным и параллельным, совмещающим выполнение нескольких операций на одной машине и пр. На обувных фабриках региона происходило коренное изменение технологических процессов, сокращались циклы операций, улучшалось использование оборудования, повышалась эффективность и производительность труда, расширялся ассортимент изделий, улучшалось их качество.
Технический прогресс в легкой промышленности региона осуществлялся в основном на базе отечественного машиностроения. Оборудование для механизированных потоков разрабатывалось Амурским ремонтно-механическим и трансформаторным заводами, Хабаровским заводом «Продмаш», Белогорским механическим заводом «Энергомаш» и др.
Качественно улучшилась сырьевая база легкой индустрии. Изменился и общий сырьевой баланс: теперь все больший удельный вес стали занимать химические виды сырья и материалов. В обувной промышленности стали использовать новые виды кожзаменителей, красок, клея.
Таким образом, в 1940-1970 гг. произошли существенные изменения в развитии обувной и коже-
венной промышленности южных районов Дальнего Востока. Основные производственные фонды возросли более чем в 2 раза, увеличились капитальные вложения в строительство и техническое переоснащение предприятий. Реконструкция действующих
и ввод новых предприятий позволили в большей мере удовлетворить потребности населения в обуви, кожгалантерее, что повлекло сокращение завоза подобных товаров из других экономических районов страны.
Библиографический список
1. Фомченкова Л.Н., Шамис И.А. Основные тенденции развития текстильной и легкой промышленности // Директор. - 2005. - №1.
2. Афанасьевский Е.А. Легкая промышленность и экономические проблемы размещения. - М., 1976.
3. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока. - Ф. 2413. - Оп. 4. - Д. 112.
4. Государственный архив Приморского края (ГАПК). -Ф. 1455. - Оп. 2. - Д. 6.
5. ГАПК. - Ф. 1455. - Оп. 1. - Д. 10.
6. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). - Ф. Р-1663. - Оп. 16. - Д. 135.
7. ГАХК. - Ф. Р-1663. - Оп. 16. - Д. 6.
8. ГАПК. - Ф. 1455. - Оп. 2. - Д. 36.