Научная статья на тему 'Вероятностный характер НТП как источник рисков во внешней торговле'

Вероятностный характер НТП как источник рисков во внешней торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вероятностный характер НТП как источник рисков во внешней торговле»

А. О. Руднева

ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР НТП КАК ИСТОЧНИК РИСКОВ

ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ

Аннотация: в статье рассматриваются вероятностный характер НТП как источник внешнеторгового риска с дифференциацией ситуации риска на уровне потребителя, производителя и отдельных национальных экономик. Статья призвана расширить общетеоретическое понимание особенностей современной рисковой среды мирохозяйственных связей. Авторское понимание изложенной проблематики тесно перекликается со спецификой множественности внешнеторговых рисков отечественной экономики.

Ключевые слова: риски, риск развития, НТП, инновации, незрелость рынка, внешняя торговля, специфика потребительского спроса, стратегия преследования.

Современная внешнеэкономическая среда характеризуется множественностью рисков, среди которых особое место занимает научно-технический прогресс (НТП) [1].

Научно-технический прогресс выступает источником риска для:

- покупателя;

- производителя;

- отдельных стран.

Риск для покупателя связан с тем вредом для его жизни и здоровья, который возможен при потреблении инновационного блага. Процесс создания новшества, способного на качественно новом уровне удовлетворять потребности населения, весьма длителен и затратен. Проводимые создателем испытания способны гипертрофировать конформность товара, но далеко не всегда в состоянии выявить все дефекты и риски потребления данного изобретения.

Принято выделять:

1) брак производства, который означает невыполнение изделием предполагаемых функций вследствие объективных (отказ работы) и субъективных (ошибка сборщика) причин;

2) конструкторский брак - возникает по вине конструктора и касается всей серии товара, а не отдельной ее партии;

3) информационный брак или отсутствие информации о возможных опасностях использования изделия;

4) брак развития - невозможность оценить на данном этапе все риски потребления

блага;

5) брак при хранении (захоронении) использованных продуктов - проблемы с утилизацией изделия.

Производитель обязан нести ответственность за нарушение прав потребителя и компенсировать ущерб, нанесенный его жизни и здоровью. Проблема лишь в том, что многие производители (например в фармацевтической промышленности) замалчивают единичные случаи неблагоприятного опыта потребления товара до тех пор, пока эти случаи не станут массовыми. Кроме того, довольно часто речь идет не столько об информационном браке, сколько о браке развития, что еще раз акцентирует внимание на вероятностном характере НТП.

© Руднева А.О., 2013

Для производителя создаваемая им инновация сопряжена с риском:

- отсутствия или недостаточности спроса, предъявляемого на товар;

- риска нанесения вреда жизни и здоровью человека, животных и растений;

- недобросовестной конкуренции со стороны других фирм-производителей.

Отсутствие или недостаточность спроса на внутреннем рынке связаны с незрелостью

потребителей и их неготовностью к удовлетворению потребностей на столь высоком уровне. В этом случае запуск товара не встречает адекватного потребительского спроса, массовое производство откладывается на несколько лет. Готовность потребителя зачастую зависит от платежеспособности населения. Высокий доход стимулирует рост потребностей и, в первую очередь, на товары, не относящиеся к предметам первой необходимости. Дополнительно простимулировать спрос на инновацию можно различными маркетинговыми приемами - РЯ, реклама и т.д. В этом случае не спрос рождает предложение, а предложение - спрос [3].

В ситуации отсутствия спроса на инновационный товар на внутреннем, достаточно подготовленном к внедрению новшества, рынке выход товара на внешние рынки может быть осложнен по следующим причинам.

1. Протекционистским барьерам, используемыми отдельными государствами в рамках проводимой ими внешнеторговой политики; государство может защищать своих заведомо более слабых товаропроизводителей, исходя из возможных угроз экономической безопасности страны.

2. Более жесткой конкуренцией, даже в условиях временного отсутствия аналогов. Методы конкурентной борьбы далеко не всегда оказываются легитимными; кроме того, в пользу местных производителей, на чей внутренний рынок выходит компания, играют знания об особенностях условий хозяйствования в данной стране, а также преференции в их пользу в виде дотаций, налоговых каникул и пр.

3. Нарушение прав интеллектуальной собственности, особенно в случае проникновения в страны с высоким уровнем избирательного правоприменения. Необходимо помнить, что в современных условиях довольно сложно, а зачастую практически невозможно надолго удержать ноу-хау в секрете. Большинство крупных компаний, придерживающихся стратегии следования за лидером используют все возможные средства, включая промышленный шпионаж, для получения доступа к товару-инновации. Именно по этой причине после появления практически любого новшества спустя небольшой промежуток времени появляются товары-субституты с очень близкими характеристиками, которые либо имеют менее широкий набор потребительских характеристик (зато стоят дешевле), либо превосходят первопроходца (в этом случае необходимо весьма грамотное позиционирование на рынке, поскольку чаще всего у такой фирмы нет проблем с завоеванием определенной доли рынка, но есть сложности с ее увеличением за счет компании-флагмана, в т. ч. по причине существования моды на его продукцию). Защита прав интеллектуальной собственности осуществляется в рамках правового поля, формируемого ВОИС и ВТО, что не мешает членам этих организаций нарушать нормы международных соглашений и не всегда легитимно использовать новейшие технологии других стран.

4. Специфика потребительского спроса, поскольку потребности населения отдельных стран могут разниться; это связано не только с уровнем дохода, но и с традициями потребления (данный товар банально не вписывается в иерархию потребностей), а также с нечувствительностью к рекламе и множеством прочих факторов. Однако стоит отметить, что в случае победоносного шествия по миру какого-либо новшества чаще всего срабатывает эффект подражания и инновация довольно легко проникает на внутренний рынок очередной страны.

Дополнительной зоной риска для производителя может стать ценовая дифференциация, возникающая в странах разных регионов; завышение цены в тех странах, которые не рассматриваются в качестве приоритетного рынка сбыта, может значительно сократить спрос на товар-инновацию.

Риск для стран дифференцируется в зависимости от уровня экономического развития. В развитых странах внедрение инноваций в одной стране стимулирует конкурентное начало производителей других стран этой группы. Особый эффект имеет научно-техническое сотрудничество крупнейших производителей, когда объединяются не только финансовый и материальный, но и интеллектуальный потенциалы. Для новых индустриальных стран внедрение инновации развитыми странами зачастую означает перенос на территорию развивающихся стран новации предыдущего поколения. То, что для развитой экономики уже совсем не актуально, может представлять реальный интерес для емкого внутреннего рынка бы-строразвивающихся стран. Несмотря на невысокие (по сравнению с развитыми странами) показатели ВВП на душу населения и значительное расслоение в обществе, в этих странах появляется класс потребителей, готовых предъявлять платежеспособный спрос на товары-инновации и следовать моде на них. Кроме того, в странах этой группы существуют определенные проблемы с защитой прав интеллектуальной собственности, и многие изобретения ведущих производителей развитых стран нелегитимно и с изъятиями копируются. Это безусловный риск для стран с рыночной экономикой, и включение быстроразвивающихся стран в правовое поле ВТО этой проблемы в полной мере не решает. Для большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой риски внедрения инноваций более существенны. Их рынки в силу ограниченности платежеспособности населения не столь емкие, как рынки развитых стран, поэтому зачастую не столь чувствительны к рекламе товаров-инноваций и не готовы следовать традиции не просто приобретения известного товара, но и его частой смене на более совершенную модель. В результате их потребности удовлетворяются на принципиально ином, более низком уровне. По этой причине для многих-компаний лидеров эти рынки не являются приоритетными, однако не стоит недооценивать некоторые страны, в т.ч. и Россию, где эффект подражания и увлеченность всем новым, известным и самым лучшим весьма актуален. Опять-таки это характерно для стран с нарождающимся средним классом. Однако ценовая политика в этих странах может оказаться дискриминационной, когда цены на данное изделие выше, чем в стране производства, что окончательно позиционирует товар как предмет роскоши. Это, как ни странно, служит дополнительным стимулом к приобретению для определенной категории граждан, наиболее склонных к обладанию статусных вещей и чувствительных к рекламе. Другим риском для большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой является увеличение разрыва по уровню жизни. В основе устойчивых конкурентных преимуществ развитых стран лежит наукоемкое производство, для налаживания которого потребовались десятилетия последовательно проводимой политики государственной поддержки и стимулирования инновационного пути развития. Для этого значительные финансовые ресурсы были сконцентрированы в сфере образования как приоритетной сферы развития национальной экономики, а человеческий капитал - это то, что дало развитым странам фундамент этого развития. Для большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой в этом смысле возможно реализация двух стратегий:

- стратегии скачка;

- стратегии преследования или, правильнее сказать, следования.

Объективных оснований для качественного скачка, для скачка, позволяющего догнать и обогнать развитые экономики, нет, поскольку для этого требуется соблюдение одного из законов диалектики - перехода количества в качество, т.е. длительных и планомерных научных исследований в сферах, представляющих коммерческий интерес. Для этого требуется сконцентрировать значительные ресурсы в направлении создания интеллектуальной элиты на протяжении всего цикла этого создания (начиная с поддержки рождаемости и заканчивая оплатой грантов для наиболее одаренных студентов и молодых ученых, а также адекватной оплатой труда тех, кто составляет научное ядро). Это сложно реализуемо по причине про-лонгированности во времени и затратности, что в условиях несбалансированности государственного бюджета - непосильная задача, а также по причине низкого уровня жизни в этих странах в целом. Речь должна вестись не только о поднятии зарплат ученым, но и о повышении качества жизни населения в целом, что является глобальной и непростой задачей для любого государства. Рост же оплаты труда ученых чаще всего сопровождается общим ростом зарплаты работников бюджетной сферы, что дополнительно стимулирует инфляцию.

Стратегия следования - наиболее реалистичный сценарий для данной группы стран. Реализуется он с разной степенью эффективности по изложенным выше причинам, однако вполне понятно, что сохранять вектор инновационного развития просто необходимо. Высокая конъюнктурозависимость при развитости первичного сектора экономики сводит на нет все попытки упрочнить свои позиции на мировой арене, а лаг в экономическом развитии только увеличивается. Такие страны лишаются возможности на паритетных началах участвовать в принятии градообразующих решений, задающих вектор развития мировой экономики. Однако для реализации этой стратегии в первую очередь необходимо улучшить собственный инвестиционный климат, без чего экономика страны будет рассматриваться как не-транспарентная и непривлекательная.

Библиографический список

1. Логинов Б.Б. Международные факторы производства в национальных экономиках / А.О. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2013.

2. Руднева А.О. Внешняя торговля: словарь справочник / А.О. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2013.

3. Руднева А.О. Международная торговля / А.О. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2013.

С.В. Соколова С.В. Шапошников

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА

Аннотация: широкое распространение специальных экономических зон относится к числу наиболее значимых институциональных нововведений в практике международных экономических отношений за последние десятилетия. Их создание в современных условиях является весьма действенным и перспективным направлением развития экономики отдельных территорий и регионов. При этом наиболее интересен опыт развитых стран мира.

В статье проведен анализ зарубежной практики формирования и развития различных видов специальных экономических зон в США, Великобритании, Франции, Бельгии, Ис-

© Соколова С .В., Шапошников С.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.