Научная статья на тему 'Асимметрия информации и противоборство как источники рисков во внешней торговле'

Асимметрия информации и противоборство как источники рисков во внешней торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИСКИ / АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ / КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ / ПРОТИВОБОРСТВО / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руднева Анастасия Олеговна

В статье рассматриваются два основополагающих источника внешнеторгового риска – асимметрия информационного поля и противоборствующие тенденции на микрои макроуровнях, а также на уровне интеграционных взаимодействий и мировой экономики в целом. Статья призвана расширить общетеоретическое понимание особенностей современной рисковой среды мирохозяйственных связей. Авторское понимание изложенной проблематики тесно перекликается со спецификой множественности внешнеторговых рисков отечественной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Асимметрия информации и противоборство как источники рисков во внешней торговле»

Библиографический список

1. Доклад, представленный на конференции «Эконометрика культурных ценностей», Падуя, 22-23 апреля 2004г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант».

2. Valuing Cultural Heritage: Applying Environmental Valuation Techniques to Historic Buildings, Monuments and Artifacts // Richard C. Ready, Edward Elgar Publishing, 2002.

3. Доклад Министерства Культуры РФ «О сохранении объектов культурного наследия народов Российской Федерации», 2007 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант».

4. Миронова Т.Н. Сохранение культурного и природного наследия как главная черта культурное политики европейского региона: Италия // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 2.

5. Кудимов И.С., Шакин В.А. Городские памятники. Сколько они стоят? // Вопросы оценки. -2004. - № 1.

А.О. Руднева

АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ И ПРОТИВОБОРСТВО КАК ИСТОЧНИКИ РИСКОВ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются два основополагающих источника внешнеторгового риска - асимметрия информационного поля и противоборствующие тенденции на микро- и макроуровнях, а также на уровне интеграционных взаимодействий и мировой экономики в целом. Статья призвана расширить общетеоретическое понимание особенностей современной рисковой среды мирохозяйственных связей. Авторское понимание изложенной проблематики тесно перекликается со спецификой множественности внешнеторговых рисков отечественной экономики.

Ключевые слова: риски, асимметрия информации, качество информации, противоборство, внешняя торговля.

Асимметрия информации как источник риска является градообразующей компонентой рисковой среды, и для большинства экономических агентов-участников внешней торговли снизить риски асимметрии информации бывает весьма непросто. Необходимо помнить, что любая информация, представляющая интерес для фирмы, является ограниченно качественной, поскольку не может в полной мере соответствовать критериям полноты, достоверности и актуальности. Даже если мы говорим о транснациональной корпорации (ТНК), которая как минимум обеспечивает себе в определенной мере два критерия качества информационного поля - полноту и достоверность, то следует учитывать, что сбор такой информации может быть пролонгирован по времени, а любые сведения, полученные с лагом, теряют свою актуальность, что порождает, опять-таки, данный источник риска.

Ситуация обостряется, если мы имеем в виду индивидуального предпринимателя или малое предприятие, выступающих на внешнеторговой арене. Их возможности по получению необходимой информации снижены за счет финансовой недостаточности и ограниченности способностей и, опять-таки, возможностей по использованию необходимого инструментария риск-менеджмента [2].

Таким образом, неполнота, недостаточность информации может быть вызвана субъективными факторами:

© Руднева А.О., 2013

- изначально невысокие требования к информации, допустим, нужна актуальная, но ограниченно полная информация, или, наоборот, достоверная, полная, но ограниченно актуальная информация;

- ограниченные финансовые возможности, т.е. невозможность оплатить доступ к информации, актуальной именно для данного субъекта внешней торговли;

- разрыв в компетентности - отсутствие достаточных знаний и опыта для грамотной интерпретации информации.

Дополнительным фактором, стимулирующим рост этого источника риска, является объективная невозможность получения и интерпретации информации, поскольку есть ее внешние источники, доступ к которым ограничен. Речь идет об умышленном искажении, умалчивании, отсутствии необходимой методологической базы для выявления трендов и дачи прогнозных оценок ситуации.

Умышленное искажение возможно в случае, когда речь идет об информации, предоставляемой конкурентами. В этом проявляется насущная необходимость защиты сведений, представляющих коммерческую тайну и составляющих оплот конкурентных позиций внешнеторгового агента. Любая фирма, участвующая в МЭО и ВЭД, стремится либо не допустить утечки таких данных, либо предоставить их, но в искаженном виде, чтобы дезинформировать конкурента и, следовательно, не допустить ухудшения своих конкурентных позиций. В противовес защитным мерам производителя актуализируется промышленный шпионаж, который позволяет многим компаниям не просто держаться на плаву, но и реализовывать стратегию следования за лидером, копируя его бестселлеры.

Умалчивание также выступает важным объективным источником неполноты и недостаточности информации и, в первую очередь, со стороны государства, поскольку именно оно создает общие условия макросреды. Государство обладает не просто эффективным (хотя, зачастую, ограниченно эффективным) инструментарием регулирования национальной экономики, но и необходимой информационной базой, позволяющей выявить градообразующие тренды развития экономики и корректировать их в нужном для себя направлении. Однако далеко не вся полученная статистическими органами информация может (и должна) быть доступна населению и субъектам хозяйствования. Причин тому несколько. Во-первых, возможна неправильная интерпретация сведений в силу недостаточной компетентности. Зачастую важна не сама информация, которая может находиться на официальных сайтах с неограниченным доступом, а ее анализ, который может провести только эксперт. Во-вторых, часть информации относится к секретной и не может быть разглашена, что, однако, не снижает ее значимости для внешнеэкономических агентов. В-третьих, любое государство формирует изначально ограниченное симметричное информационное поле, касающееся условий хозяйствования в рамках национальной экономики, поскольку именно такой формат обеспечивает наибольшую устойчивость политической системы. В-четвертых, информация на макроуровне редко характеризуется актуальностью из-за своей масштабности.

Отсутствие необходимой методологической базы для выявления трендов и дачи прогнозных оценок ситуации - это еще один источник неполноты информации. В условиях постоянного изменения макросреды методология экономической науки зачастую не успевает за новыми вызовами, возникающими перед специалистами, анализирующими рисковую среду. Речь идет о временной, но преходящей невозможности выявления и объяснения фактов экономической действительности, которая проходит с появлением принципиально новых подходов и парадигм осмысления реалий функционирования национальной и мировой экономик.

Таким образом, информационное поле, в котором функционирует субъект ВЭД, всегда является ассиметричным, а с учетом наложения ситуации риска в рамках национальной экономики на неопределенность региональной среды, а затем и международной среды, получаем значительный рост рисков, которые нуждаются в эффективном отслеживании и корректировке.

Все в системе внешнеторговых связей устроено так, что достижение целеполагания субъекта хозяйствования - прибыли - возможно лишь через противопоставление, и любое сближение, объединение, кооперация имеют временный характер и есть реакция на ужесточение конкурентной борьбы. Противоборство проявляется на нескольких уровнях: на микро, макро-, региональном и международном уровнях [1].

Микроуровень противоборства разворачивается на линии продавец-покупатель и продавец-продавец. Диалог продавца и покупателя традиционно строится на основе противопоставления интересов контрагентов. Задача продавца - продавать товар по максимально возможной в данных условиях цене, задача покупателя - удовлетворить свою нужду в товаре или услуге, затратив при этом по минимуму. Данное правило имеет и свои исключения, которые традиционно проявляются при неких нестандартных ситуациях (ажиотажный спрос, повышение качества жизни населения и т.д.), а также для отдельных категорий товаров, например, предметов роскоши. Для внешнеторгового агента эффективной может оказаться стратегия внедрения на рынок инноваций, а также ценовой дискриминации и, в ряде случаев, демпинга (как временной меры с целью завоевания рынка). Парные категории производитель-производитель, являющиеся агентами разных государств, безусловно, противопоставляют себя друг другу, занимая или отвоевывая одну и ту же нишу. Зачастую их конкурентная стратегия с трудом удерживается в пределах легитимности, и в более благоприятных условиях может оказаться национальный производитель, стимулируемый государственными субсидиями (как прямыми, так и косвенными), хорошо знакомый с особенностями правоприменения и, в целом, с условиями хозяйствования в своей стране, и ориентированный на специфические нужды местного населения. Однако не стоит забывать, что на рынок другой страны чаще всего приходит крупный и известный контрагент, который в состоянии дать симметричный, а иногда и ассиметричный отпор местному производителю. Иностранный контрагент может прийти с товаром-новинкой, либо товаром, реализуемым по невероятно низкой цене, и далеко не всегда у государства имеются легитимные средства защиты национальных производителей от избыточного конкурентного давления. Особенно это необходимо учитывать странам-членам ВТО (а на их долю приходится преобладающая часть международной торговли), которые обязаны гарантировать не только транспарентность своего национального законодательства, но и предоставление национального режима.

Противоборство на макроуровне предполагает диалог производителя и государства. Государство выступает тем органом, который создает общественные блага, столь необходимые населению, формирует необходимый благоприятный климат для хозяйственной деятельности как резидентов, так и нерезидентов. Но оно не является автономной, самоокупаемой структурой, его существование зиждется на платежах со стороны субъектов хозяйствования - домашних хозяйств и фирм. Противоборство со стороны производителя проявляется в объективной невозможности извлечения прибыли в сформированных усилиями государства условиях, когда избыточное налоговое бремя, политическая нестабильность, социальное расслоение, отсутствие эффективного правоприменения и иные факторы снижают эффективность хозяйствования предприятий. В ряде случаев эти условия являются ассиметричны-ми по отношению к нерезидентам (проводимая государством политика поддержки национального производителя, развития его экспортной ориентации, угроза национальной без-

опасности). В этом случае многие фирмы уходят в тень. Второе проявление противоборства со стороны производителя заключается не в объективной невозможности, а в нежелании уплаты необходимых налогов и сборов, опираясь на сложившиеся традиционные схемы ухода от налогообложения. Причем зачастую нерезиденты довольно быстро перенимают эту традицию ведения бизнеса, особенно в условиях ограниченной прозрачности макросреды и избирательного трактования законодательства. Противоборство со стороны государства заключается в возможности использования порой избыточного и чрезмерно жесткого инструментария в отношении экономических агентов. Причины кроются в необходимости решения конкретных задач государственного регулирования, которые, как это часто бывает, довольно сложно реализовать. В противоборстве между государством и фирмами у государства есть очевидные преимущества. Однако если речь идет о ТНК, то их возможности оказываются практически безграничными с учетом их материального, финансового и интеллектуального потенциала. ТНК стараются не вступать в прямое противодействие с отдельными странами и формируют мощное лобби в правительствах своего государства и других стран. Эти компании наилучшим образом защищают свои права на внешних рынках, зачастую апеллируя в органы по разрешению споров международных экономических организаций. Для этого у них есть необходимые возможности для финансового и правового сопровождения.

Противоборство на региональном уровне в качестве своей основы имеет интеграцию. Во-первых, зачастую участники интеграционного объединения не достигают поставленных целей. Эти цели либо принципиально не достижимы, либо меняются со временем как ответ на смену приоритетов экономического развития страны-члена. Во-вторых, одно из государств-участников может получить и реально получает больше преференций от подобного участия, и подобная асимметрия часто становится «яблоком раздора». Это может быть лидер интеграционных взаимодействий, который инициирует интеграцию вокруг себя как ядра. Однако не стоит забывать, что такой лидер в кризисных условиях, переживаемых любым интеграционным объединением, несет непропорционально большую нагрузку. Кроме того, более слабые участники (а члены интеграционных взаимодействий далеко не всегда близки по уровню экономического развития) могут получить и реализовать возможность качественного рывка своей экономики за счет роста транспарентности макросреды, переноса производств на свою территорию, в т.ч. наукоемких. В результате, внутри любой интеграционной группировки может произойти раскол (по разным - объективным и субъективным причинам) с созданием нескольких объединений с разными приоритетами развития. В этом случае противоборство реализуется не между странами-участниками по отношению друг к другу, а между субрегиональными объединениями в рамках региональной интеграции. Разновекторность приоритетов может поддерживаться странами, не входящими в интеграционное объединение, с вероятностью последующего выхода наиболее оппозиционного члена, стремящегося к интеграции с другими участниками мирохозяйственных отношений. Однако выход из одного интеграционного объединения не означает автоматическое членство в другом, тем более, если речь идет об интеграции высокого уровня. Но даже и без фактического раскола интегрирующиеся государства (вернее, их политические лидеры) могут иметь расхождения в представлениях о темпах, направлениях интеграции, личные трения, что замедляет или даже приостанавливает интеграционный процесс, несмотря на документальное закрепление региональных взаимодействий.

Противоборство на международном уровне находит свое отражение в процессе глобализации, а именно в противоборстве между:

- государствами, исходя из приоритетов их экономического развития;

- ТНК с учетом возможности слияний и поглощений, а также кооперационных взаимодействий;

- государством и международными экономическими организациями, в рамках которого каждое государство стремится отстаивать свои национальные интересы и получать всемерную и адекватную поддержку в кризисных условиях, а также на паритетных началах участвовать в принятии решений;

- ТНК и международными экономическими организациями, поскольку деятельность ТНК может идти в разрез с целеполаганием международных экономических организаций в части угрозы стабильности валютных курсов, платежного баланса, соблюдения экологично-сти производства и пр.

Данный уровень противоборства предполагает серьезную конкуренцию между производителями, унифицированное правовое поле для стран-участниц международных экономических организаций, асимметрию выгод в пользу стран «золотого миллиарда». Жесткое противостояние снижает возможности по быстрому переходу страны в вышестоящий эшелон, однако стимулирует адаптивность и эффективность конкурентного начала. В результате подобных процессов развивающиеся страны постепенно увеличивают свое присутствие в системе мирохозяйственных связей.

Библиографический список

1. Логинов Б.Б., Руднева А.О. Международные факторы производства в национальных экономиках / Б.Б. Логинов, А О. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2013.

2. Руднева А.О. Внешняя торговля: словарь справочник / А.О. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2013.

3. Руднева А.О. Международная торговля / А.О. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2013.

Е.Н. Смирнов

ПОСТКРИЗИСНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ

Аннотация. В статье анализируются проблемы послекризисного восстановления и обновления инновационной системы Европейского союза. Особое внимание уделено взаимодействию и сотрудничеству стран в сфере реализации программ инновационного развития на национальном и наднациональном уровне.

Ключевые слова: Европейский союз (ЕС), инновационная система, инновационное развитие, инновации.

Формирование инновационного механизма развития экономики ЕС идет на трех уровнях - наднациональном, национальном и региональном, на основе множества различных планов, стратегий и программ. Основными стратегическими документами, которые определяют инновационную политику ЕС на современном этапе, являются «Стратегия-2020»; План послекризисного восстановления экономики; Европейский инновационный план; План развития технологий новых источников энергии. Эти документы являются взаимодополняющими и конкретизирующими базовые направления политики ЕС в области инноваций [1].

В связи с кризисом 2008 г. уже осенью этого года был разработан план мероприятий

© Смирнов Е.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.