Научная статья на тему 'Посткризисное инновационное развитие экономики Европейского союза: поиск приоритетов'

Посткризисное инновационное развитие экономики Европейского союза: поиск приоритетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС) / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Евгений Николаевич

В статье анализируются проблемы послекризисного восстановления и обновления инновационной системы Европейского союза. Особое внимание уделено взаимодействию и сотрудничеству стран в сфере реализации программ инновационного развития на национальном и наднациональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнов Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Посткризисное инновационное развитие экономики Европейского союза: поиск приоритетов»

- ТНК с учетом возможности слияний и поглощений, а также кооперационных взаимодействий;

- государством и международными экономическими организациями, в рамках которого каждое государство стремится отстаивать свои национальные интересы и получать всемерную и адекватную поддержку в кризисных условиях, а также на паритетных началах участвовать в принятии решений;

- ТНК и международными экономическими организациями, поскольку деятельность ТНК может идти в разрез с целеполаганием международных экономических организаций в части угрозы стабильности валютных курсов, платежного баланса, соблюдения экологично-сти производства и пр.

Данный уровень противоборства предполагает серьезную конкуренцию между производителями, унифицированное правовое поле для стран-участниц международных экономических организаций, асимметрию выгод в пользу стран «золотого миллиарда». Жесткое противостояние снижает возможности по быстрому переходу страны в вышестоящий эшелон, однако стимулирует адаптивность и эффективность конкурентного начала. В результате подобных процессов развивающиеся страны постепенно увеличивают свое присутствие в системе мирохозяйственных связей.

Библиографический список

1. Логинов Б.Б., Руднева А.О. Международные факторы производства в национальных экономиках / Б.Б. Логинов, А О. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2013.

2. Руднева А.О. Внешняя торговля: словарь справочник / А.О. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2013.

3. Руднева А.О. Международная торговля / А.О. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2013.

Е.Н. Смирнов

ПОСТКРИЗИСНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ

Аннотация. В статье анализируются проблемы послекризисного восстановления и обновления инновационной системы Европейского союза. Особое внимание уделено взаимодействию и сотрудничеству стран в сфере реализации программ инновационного развития на национальном и наднациональном уровне.

Ключевые слова: Европейский союз (ЕС), инновационная система, инновационное развитие, инновации.

Формирование инновационного механизма развития экономики ЕС идет на трех уровнях - наднациональном, национальном и региональном, на основе множества различных планов, стратегий и программ. Основными стратегическими документами, которые определяют инновационную политику ЕС на современном этапе, являются «Стратегия-2020»; План послекризисного восстановления экономики; Европейский инновационный план; План развития технологий новых источников энергии. Эти документы являются взаимодополняющими и конкретизирующими базовые направления политики ЕС в области инноваций [1].

В связи с кризисом 2008 г. уже осенью этого года был разработан план мероприятий

© Смирнов Е.Н., 2013

по выходу экономики ЕС из кризиса, который включал как долгосрочные меры структурного оздоровления экономики, так и финансовые меры. В свою очередь, структурные меры были направлены на формирование послекризисной, новой, интеллектуальной экономики, в основе которой лежат инновации. Основными приоритетами плана восстановления экономики ЕС явились:

- увеличение расходов на исследования и разработки;

- рост квалификации кадров, особенно молодежи;

- формирование организационной среды для осуществления инноваций;

- преобразование инфраструктуры энергетики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства.

Даже несмотря на ряд имеющихся финансовых проблем, ЕС выполняет взятые обязательства по разработке мер по переходу к низкоуглеродной экономике, а именно:

- план «20:20:20», заключающийся в росте энергоэффективности на 20 %, росте доли в энергопотреблении возобновляемых источников энергии на 20 % и снижении вредных выбросов в атмосферу на 20 %;

- улучшение системы ценообразования на выбросы за счет торговли квотами;

- формирование единого внутреннего энергетического рынка;

- реализация внешней энергетической политики;

- применение инструментов налогового стимулирования.

На современном этапы страны ЕС находятся на новой фазе реализации СЕТ-плана, который предполагает эффективное взаимодействие на национальном и наднациональном уровнях с целью увеличения эффективности. Экспертами ЕС разрабатываются прогнозы возможного перехода к 2050 г. стран региона на почти полное использование альтернативных источников энергии в экономике и промышленности. Имеющиеся оценки подтверждают, что для реализации данной цели ЕС необходимо в ближайшее десятилетие затратить от 65 до 60 млрд евро. По мнению ряда экспертов, с учетом того, что до 70 % расходов на НИОКР в области энергетики могут быть использованы для достижения основных целей Стратегии - 2020, необходимые дополнительные инвестиции будут находиться в пределах от 47 до 60 млрд евро [5].

Действие Лиссабонской стратегии истекло в 2010 г. Несмотря на то, что ее целью было создание новой конкурентоспособной экономики, то в 2010 г. на первый план уже вышла задача роста и новой занятости [2]. В рамках Стратегии-2020 было выдвинуто три ключевых направления:

- «устойчивый рост» (энергетика, климат и мобильность);

- «социальный рост» (профессиональный рост, занятость, борьба с бедностью);

- «мягкий рост» за счет стимулирования инноваций, знаний, цифрового общества, образования.

Главное место в стратегии принадлежит инициативе Комиссии ЕС по формированию инновационного союза как следующего этапа экономической интеграции на уровне ЕС [6]. Эта инициатива нацелена на развитие инновационной цепочки, начиная от идеи до выхода на рынок готовой продукции, формирование условия развития инновационной экономики; создание общеевропейского рынка инноваций для роста конкурентоспособности по сравнению с другими национальными экономиками развитых стран. Создание инновационного союза в ЕС предполагает реализацию таких мероприятий, как доведение новых идей до рынка, стимулирование социальных инноваций, развитие регионального уровня инновационной деятельности, международное сотрудничество, усиление базы знаний и т.д.

В результате кризиса актуализировалось осознание необходимости реализации общей научно-технической политики ЕС с третьими странами, к реализации которой ЕС приступил с 2008 г. Так, в этом году была разработана Рамочная стратегия международной научно-технической кооперации с третьими странами с целью идентификации основных направлений, где совместные действия и кооперация способны принести больший эффект для ЕС, чем двустороннее научно-техническое сотрудничество. Особенно это касается решения глобальных проблем мировой экономики, таких как энергетическая, продовольственная безопасность, проблема изменения климата, проблема обеспечения водными ресурсами [4]. Для решения данной задачи были организованы две новых структуры:

1. Европейское партнерство в области международного сотрудничества;

2. Стратегический форум по международному сотрудничеству в области науки и технологии (Strategic Forum for International Science and Technology Cooperation - SFIC)[3].

Автор считает, что формирование системы научно-технического сотрудничества ЕС с третьими странами является принципиально новым, рубежным направлением инновационной политики ЕС, поскольку именно на современном этапе была обнаружена необходимость поиска новых дополнительных конкурентных преимуществ инновационной деятельности, которых нет у стран ЕС.

В целом, ключевым направлением развития стран ЕС после кризиса 2008-2009 гг. стало формирование низкоуглеродной и инновационной экономики. Дальнейшее углубление и последующая оптимизация интеграции ЕС в сфере инноваций стали основой антикризисных мер, осуществляемых на общеевропейском уровне. Эти усилия нацелены на создание системы необходимых взаимосвязей между элементами НИС отдельных стран в целях ускорения инновационных процессов на наднациональном уровне и повышения конкурентоспособности экономики ЕС в целом.

В то же время, несмотря на ряд реформ, проводимых в сфере инновационной деятельности ЕС на современном этапе, следует отметить, что пока в ЕС не сложились предпосылки к созданию эффективного инновационного механизма развития экономики и ЕС не может стать лидером мирового инновационного развития по следующим причинам.

• реальный внутренний рынок инноваций в ЕС в настоящее время отсутствует, в частности, это выражается в: 1) отсутствии единого патента ЕС (Community Patent); 2) отсутствии понятных правил, регулирующих передачу технологий в рамках ЕС; 3) имеющихся до сих пор недостатков стандартизации;

• финансовые механизмы поддержки инновационных малых и средних предприятий не носят адресного характера. Большинство таких механизмов со стороны Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) не подходят для типичных малых предприятий, желающих предложить рынку какие-либо инновационные. Как правило, минимальная сумма кредита ЕИБ слишком велика для небольших компаний;

• трансформация механизма инновационных разработок в ЕС в последние годы: произошел структурный сдвиг в сторону открытых инноваций и осуществления постоянной инновационной кооперации между предприятиями. Так, в одном из исследований ОЭСР отмечается, что «расширяется организация инновационных мероприятий, как связанных, так и не связанных с разработкой новых технологий, при участии нескольких компаний, что уравновешивает значение внутренних и внешних инновационных источников. Значительная доля открытых инновационных мероприятий характерна для таких отраслей, как химическая, фармацевтическая промышленность и информационно-коммуникационные технологии» [7];

• в современных условиях возрастает степень интернационализации НИОКР и инноваций, а инновационный механизм развития экономики ЕС по существу остается национальным. Многие компании идут по пути интернационализации НИОКР на основе двух ключевых принципов: эксплуатации активов, за счет которой возможно оперативно получить информацию о новых рынках для адаптации товаров и применения технологий, разработанных ранее; поиск и покупки тех активов, благодаря которым компаний может получить знания и доступ к зарубежным ресурсам;

• политика ЕС в области инноваций ключевое внимание уделяет ключевое внимание поддержке конкретных технологий рынков, но практически не позволяет потребителям и промышленности решать, какие технологии являются наиболее предпочтительными.

По мнению автора, методологический каркас механизма инновационного развития экономики ЕС должен корректироваться, необходимо определить ключевые проблемы существующей системы инновационного развития в рамках ЕС в целях выделения долгосрочных приоритетов формирования эффективного инновационного механизма экономического развития на панъевропейском уровне.

Библиографический список

1. Смирнов Е.Н. Механизм инновационного обновления промышленности Европейского союза в современных условиях // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2013. - № 1. - C. 95-102.

2. Смирнов Е.Н. Трансформация внешнеэкономических связей Европейского Союза в условиях инновационного развития его экономической системы // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 2. - С. 210-217.

3. Справочник по вопросам научно-технологического сотрудничества ЕС, стран-членов ЕС и РФ. -Представительство Европейского Союза в России, Отдел науки, техники, транспорта, энергетики и защиты окружающей среды, февраль 2012.

4. A Strategic European Framework for International Science and Technology Cooperation. http ://ec. europa. eu/research/iscp/pdf

5. Commission Staff Working Document. Accompanying document to the Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of Regions. On Investing in the Development of Low Carbon Technologies (SETPlan). - Brussels, 7.10.2009 SEC(2009) 1297.

6. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee of Regions. Europe 2020 Flagship Initiative Innovation Union. SEC(2010) 1161. Brussels, 6.10.2010 http://ec.europa.eu/research/innovation-union/pdf/innovation-union-communication_en.pdf#view=fit&pagemode=none

7. Open Innovation in Global Networks, OECD, 2008 // http://www.oecd.org/dataoecd/48/35/ 41721342.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.