на период до 2020 года" (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 47.
7. Резолюция № A/RES/52/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 года «Декларация тысячелетия Организации Объединённых Наций»
8. Сесёлкин А.И., Лагусева Н.Н., Диниц Г.Н. Основная образовательная программа ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент «Менеджмент туристских дестинаций». - Химки : РМАТ, 2010. - 31с.
9. Экспертиза устойчивости туризма (по материалам Ассамблеи регионов Европы) : руководство по проведению / Российская международная академия туризма. -Химки : РМАТ, 2010. - 22с.
10. Gössling, S., Hall,M.C., Page, S. and Weaver, D., Sustainable Tourism Futures: Perspectives on Systems, Restructuring and Innovations, London, Routledge, 2009.
11. Libud J.J., Edwards D. Understanding the Sustainable Development of Tourism, Goodfellow Publishers Ltd, Oxford (2010). 247 pp.
12. http://www.new.gstcouncil.org/uploads/files/russian-criteria.pdf
Е.Н. Смирнов
трансформация внешнеэкономических связей европейского союза в условиях инновационного развития его экономической системы
Ключевые слова: Европейский Союз, внешнеэкономические связи, инновационная система.
Блок различных направлений экономической политики ЕС претерпел кардинальные изменения. В структуре разнообразных политик стран Союза — согласуемых, координируемых, гармонизируемых и унифицируемых — такие важные направления политики, как политика обеспечения конкуренции на едином внутреннем рынке, денежно-кредитная и валютная, перешли в разряд единых наднациональных политик ЕС. На многих направлениях наднациональные компоненты развивались и укреплялись. Создание механизма собственных средств выделило ЕС из ряда остальных международных организаций, деятельность которых зависит от отчислений стран-членов. Бюджет ЕС приобрел наднациональные (автономно-независимые) черты не только по методам формирования доходной его части, но и по способам и целям его расходования. Наднациональность системы (преимущественно экономического) права была достаточной для придания необходимых импульсов развитию экономической интеграции. На главных направлениях экономической политики наднациональная составляющая существенно укрепилась. Вместе с тем, важным фактором инновационного развития ЕС являются его внешнеэкономические связи.
Международная торговля является важнейшей составляющей международных экономических отношений ЕС. Вместе с тем, как было указано выше, постепенно торговые отношения данного объединения все более ориентируются на внутрирегиональную
© Е.Н. Смирнов, 2013.
торговлю, нежели на третьи страны. Так, по данным Всемирной торговой организации, на страны, не входящие в ЕС, приходится лишь 32% всей торговли ЕС. Величина внутриевропейской торговли с каждым годом продолжает расти, что связано как с расширением интеграции на Восток, так и с ее углублением. Указанные данные еще раз подчеркивают высокую степень взаимозависимости экономик стран, входящих в ЕС (для справки: если брать ведущие региональные интеграционные объединения, то этот показатель колеблется от 8% в Андском Сообществе до 51% в НАФТА) [5].
Ведущим регионом без учета внутрирегиональной торговли, который является лидером по экспортным поставкам из ЕС, является Северная Америка, главным образом; по импорту ЕС лидирует азиатский регион - здесь большая часть импорта приходится на Китай. По многим товарным позициям ЕС является одним из лидеров в международной торговле. Так, его доля в экспорте сельскохозяйственной продукции составляет 46% (хотя без учета внутрирегионального экспорта эта величина составляет лишь 9%), готовой продукции - 48% (без учета внутрирегионального экспорта - 13%). На ЕС приходится 60% общемирового экспорта продукции химической промышленности, 69% фармацевтических товаров, телекоммуникационного оборудования - 27%, продукции автомобильной промышленности - 55%, текстильной продукции - 39%, одежды - 35% [3].
Если говорить о товарной структуре внутрирегиональной и внешней торговли ЕС с 1995 по 2011 гг., то обнаруживается явное сближение значений практически по всем основным товарным группам внутрирегиональной и внешней торговли, причем тенденции, наметившиеся ранее на внешнем рынке, соответствуют изменениям внутреннего рынка Евросоюза. Так, например, по товарным разделам продовольственно-сырьевого комплекса (0-ГУ разделы СМТК) стоимостные показатели выросли с 16,8% до 17,4% во «внутрирегиональной торговле», с 11,5% до 12,4% в экспорте и с 27,2 до 33,5% в импорте , что объясняется как ростом цен, так и более высокой долей данных разделов 12 новых участников Евросоюза.
Вследствие унификации внешнеторговой деятельности и повышения ее эффективности, возникла серьезная необходимость сокращения затрат на производство, особенно в отраслях, ориентированных на экспорт, за счет снижения удельного веса заработной платы наемных работников. В последнее время наметилась тенденция перемещения производства в новые восточные страны-члены ЕС. Например производство аудио-видео техники в 15-ти странах-членах ЕС (до расширения 2004 года) переместилось в страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), вследствие относительно дешевой рабочей силы в странах ЦВЕ, а также вследствие снятия торговых и прочих барьеров в связи с вступлением этих стран в состав Европейского Союза. В связи с этим экспорт из стран ЦВЕ в третьи страны учитывается в таможенных документах страны получателя товара как по стране отправления товара «страна ЕС», то есть страна происхождения (производства) товара неизвестна. В качестве примера следует отметить, что в статистике импорта России со странами ЕС в таможенных декларациях страна происхождения товара иногда указывается как «страна ЕС», т.е. отсутствует точное описание страны производителя или указывается одна из стран ЦВЕ, которая производит данный товар по лицензии, либо Германия, либо Франция, либо любая другая страна ЕС (одна из 15 стран ЕС до вступления в союз 10-ти новых стран в мае 2004 года).
Место Российской Федерации в хозяйственном пространстве объединенной Европы достаточно значимо. Как в экспорте, так и импорте товаров Россия стабильно удерживается в первой тройке среди зарубежных партнеров («третьих» стран). 26% всей закупаемой Евросоюзом нефти и 29% природного газа приходится на Россию. Однако неизменно большая энергетическая составляющая российского экспорта, а также высокая
доля товаров повседневного пользования в импорте - главные проблемы российской торговли с ЕС. Большая часть товарооборота России с европейскими странами приходится на страны ЕС (доля ЕС-15 составляет 45,1% в российском внешнеторговом обороте). Среди них крупнейшими партнерами России являются Германия (9,7% внешнеторгового оборота России), Нидерланды (7,8%), Италия (6,9%), Великобритания (3,3%). Польша (3,3%), Финляндия (3,2%).
В товарной структуре экспорта России в европейские страны преобладают минерально-сырьевые ресурсы: энергоносители (преимущественно нефть и природный газ), черные и цветные металлы (включая сталь, медь, алюминий, магний, никель и др.), круглый лес и некоторые лесоматериалы, продукция химической и нефтехимической промышленности. Следует отметить незначительное место в структуре указанного экспорта продукции машиностроения ввиду ее низкого качества и соответствующей низкой конкурентоспособности на европейском рынке. Также низка конкурентоспособность на внешнем рынке продукции легкой, фармацевтической промышленности, бытовой химии, деревообработки, пищевой промышленности и сельскохозяйственных товаров.
Среди европейских стран важными торговыми партнерами России являются также бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, Чехия, Болгария и др.) и бывшие прибалтийские республики СССР -Эстония, Латвия, Литва. В эти страны, равно как и в страны Западной Европы, Россия экспортирует преимущественно нефть и природный газ, а импортирует - продукцию сельского хозяйства и продовольственные товары, частично продукцию химической промышленности и машиностроения.
Евросоюз проводит активную политику в вопросах внешней торговли. В рамках этой организации вырабатываются и принимаются нормативные акты, направленные на унификацию подходов государств-членов при реализации экспортно-импортных операций. Одним из направлений подобной унификации является разработка механизма общего режима экспорта ЕС. Целью регламентации данного вопроса является выработка общего режима, применяемого к экспортным операциям в рамках ЕС, базирующегося на принципах свободы экспорта и на применении процедур, позволяющих Евросоюзу использовать, в случае необходимости, соответствующие меры по контролю.
В настоящее время широкое распространение получили также такие виды скрытого протекционизма, как технические барьеры - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, ветеринарные и санитарные предписания, требования об экологической и технической безопасности товаров, бюрократические правила оформления технической и товаросопроводительной документации, о соблюдении определённых санитарно-гигиенических норм; государственные закупки преимущественно местной продукции и дискриминация импортной; требование о содержании местных компонентов в производимых товарах с целью поддержания занятости и ограничения импорта. Изначально данные требования направлены на поддержание высокого качества продукции, однако в ряде отраслей (например, в пищевой и электротехнической промышленности) требования оказываются в конечном счете нацеленными на создание непреодолимых барьеров для защиты местных товаропроизводителей. Особенно это касается требований к упаковке и маркировке товаров.
Особенно наглядно протекционизм проявился в отношениях между странами ЕС в налоговой сфере. Отмена таможенных пошлин во взаимной торговле государств-членов Сообществ сделала налоги главным средством протекционизма в пределах
Общего рынка и выдвинуло их на первый план в конкурентной борьбе. Это объяснялось существенными различиями в уровне налогообложения в отдельных странах.
Спектр всех импортных налогов и сборов, применяемых в ЕС, даёт представление о том, как разнообразен данный инструмент нетарифного регулирования. Согласно ст. 20 Таможенного кодекса ЕС, при импорте в ЕС, помимо таможенных пошлин, товары облагаются:
таможенными доплатами на отдельные товары;
внутренними налогами и сборами;
компенсационными сборами на некоторые сельскохозяйственные продукты.
ЕАП включает также систему внешней защиты от колебаний цен на мировом рынке. Обычно цена ЕС выше мировой цены. На импорт из третьих стран устанавливается пороговая - минимальная цена, которая должна быть установлена на импортируемую продукцию на границе ЕС. Эта цена рассчитывается таким образом, чтобы импортируемые товары не продавались на внутреннем рынке ЕС по цене ниже индикативной. Разница между пороговой ценой и ценой предложения КАФ отчисляется в бюджет ЕС. Таким образом, таможенная защита обеспечивается за счёт цены, а не за счёт взимания пошлины. Такие отчисления имеют своей целью привести в соответствие с мировыми ценами внутренние цены ЕС [4].
Существует также ещё один вид платежей при импорте аграрной продукции -компенсационный сбор. Этот сбор применяется к свежим овощам и фруктам, а также некоторым рыбопродуктам. На данные виды продукции в начале каждого хозяйственного года устанавливаются справочные цены. Импортная цена, исчисляемая как цена продажи импортных товаров на рынке ЕС минус таможенные сборы, не должна падать ниже справочной. Если импортная цена на определённый продукт, ввозимый из определённой страны, держится на более низком уровне в течение двух дней подряд, то вводится компенсационный сбор, равный разнице между справочной и фактической ценой.
На импорт в ЕС из отдельных стран стальной продукции, сырого табака, текстиля, химикатов, обуви, изделий из стекла устанавливаются квоты. Квотируется, в частности, ввоз стальных изделий из России и других стран бывшего СССР. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объёма продукции, разрешённой к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определённый период.
Основным документом, регулирующим применение в ЕС защитных мер, является Регламент Совета ЕС № 3285/94 «Об общих правилах импорта в ЕС», действие которого не распространяется на отдельные третьи страны, перечисленные в Регламенте Совета ЕС № 519/94 «Об общих правилах импорта из некоторых третьих стран», а также на текстильные товары, подпадающие под действие Регламента Совета ЕС № 517/94. Кроме того, Регламент Совета ЕС № 3285/94 устанавливает, что его положения не должны наносить ущерба мероприятиям, предпринимаемым Союзом в рамках Единой аграрной политики. В отношении товаров, подпадающих под действие Регламента Совета ЕС № 3285/94, количественные ограничения не применяются, за исключением случаев введения в установленном порядке защитных мер или процедуры автоматического лицензирования.
Внутреннее законодательство государств-членов Евросоюза, в таких областях, как общий режим экспорта, включая меры по обеспечению безопасности в данной области, полностью основывается на соответствующих регламентах Евросоюза. Влияние государственного и наднационального регулирования внешней торговли, связанные с ним стимулы и ограничители в значительной степени деформируют отраслевую структуру и географию внешней торговли национальных фирм. Тем не менее не стоит
переоценивать возможности государственного контроля. Например, лишь за 90-е годы из ФРГ было нелегально вывезено за рубеж (прежде всего в Швейцарию) от 300 до 400 млрд. евро, причем в основном благодаря махинациям с внешнеторговыми сделками (через фиктивное страхование товаров, занижение цен, манипуляции с НДС для псевдоэкспортеров и т.д.). Внедрение новых информационных технологий способствует дальнейшей либерализации внешней торговли. Так, электронная торговля намного меньше подвержена контролю и регулированию со стороны государства по сравнению с традиционными сделками купли-продажи. До сих пор не разработано и эффективных государственных инструментов воздействия на внутрифирменную торговлю, доля которой постоянно возрастает благодаря усилению позиций ТНК.
ЕС традиционно играет ведущую роль в международном движении капитала. В данном случае речь идет о размещении множества филиалов европейских ТНК за рубежом. В следующей таблице приведены ведущие европейские корпорации.
Таблица
Ведущие транснациональные корпорации стран ЕС в 2011 году
№ п.п. Компания Страна № п.п. Компания Страна
1. Royal Dutch Shell Великобритания 11. Sanofi-Aventis Франция
2. BP Великобритания 12. EDF Франция
3. Total Франция 13. France Telecom Франция
4. HSBC Великобритания 14. Banco Santander Испания
5. Volkswagen Германия 15. E.On Германия
6. Telefonica Испания 16. Unilever Нидерланды / Великобритания
7. Vodafone Group Великобритания 17. Deutsche Telecom Германия
8. GlaxoSmithKline Великобритания 18. Siemens Германия
9. ENI Италия 19. Astra Zeneca Великобритания
10. GDF-Suez Франция 20. BG Group Великобритания
Источник: составлено по Financial Times - 2011
Сегодня на долю стран ЕС приходится примерно 35% международного перелива капиталов в форме прямых инвестиций. В десятке ведущих мировых реципиентов инвестиций 7 из 10 является странами ЕС, а на первом месте находилась европейская страна Люксембург. Гораздо более скромное место в международном движении капитала занимают страны с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы. На долю
этих стран приходится порядка 5% международного притока прямых инвестиций, хотя эта доля постепенно растет [6].
Программа формирования рынка капиталов и единого внутреннего рынка ЕС в целом повлияла на внутрирегиональные потоки капиталов, а также на приток зарубежных инвестиций из стран, не входящих в ЕС. Практическая деятельность ЕС подтвердила тезис об общем эффекте интеграционных группировок на внутрирегиональные прямые иностранные инвестиции: экономическая интеграция содействует росту привлекательности региона для размещения инвестиций из третьих стран. Правда, это было характерно для ЕС в 60-80-х гг. [2]. Завершение формирования Общего рынка содействовало массированному притоку американских капиталов, что повлияло на географическую структуру американских прямых инвестиций за рубежом и стимулировало американские фирмы к расширению деятельности в ЕС. Однако это расширение оказалось ограниченным во времени - с 1989 г. характер размещения капиталов американских ТНК практически не изменялся. Одновременно в результате функционирования ЕВР резко возросла активность в Европе японских компаний.
Реализация программы единого внутреннего рынка стимулировала взаимные инвестиционные потоки. Экономическая интеграция неодинаково сказывается на динамике притока и оттока инвестиций в отдельные страны ЕС. Рост притока инвестиций сравнительно меньше в следующих странах: Кипр (это связано со вступлением в Евросоюз и проведением в связи с этим ряда реформ, уменьшающих преимущества оффшорной зоны), Польша, Словакия, Словения (сложности вступления в ЕС стран с переходной экономикой). Великобритания, Франция, как максимально либерализовавшие свои рынки страны, являются лидерами как по притоку инвестиций, так и по оттоку.
Крупнейшим европейским инвестором в экономике других государств мира является Великобритания (всего за рубежом накоплено 265,8 миллиардов евро - 23% всех европейских инвестиций, направленных за пределы ЕС). За ней идут Франция (224,7 миллиард - 19,6%) и Германия (167,4 миллиарда - 15%). Наиболее привлекательным государством для неевропейских инвесторов является Великобритания (224 млрд. евро - 19,6% всех инвестиций, направленных в ЕС). Наибольший интерес европейских инвесторов вызывают США (туда в течение года были инвестированы 72 миллиарда евро), Канада (30,4 миллиарда), Швейцария (20,9 миллиарда), Бразилия (5,1 миллиарда), и Китай (8,9 миллиардов). Больше всего иностранных инвестиций в ЕС направляются из США (75,6 млрд. евро), Японии (13,6 миллиардов), Швейцарии (16,7 миллиардов), Канады (7 млрд.) и Китая (1,8 миллиард).
ЕС имеет разветвленную сеть соглашений с третьими странами и интеграционными группировками о регулировании взаимных инвестиций. Степень инвестиционной либерализации дифференцирована от полной отмены ограничений (ЕАСТ) до стимулирования европейских инвестиций в экономику ассоциированных развивающихся стран Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана.
Важнейшим направлением развития внешнеэкономических связей ЕС является миграция рабочей силы. По оценке Международной организации труда, в Европейском Союзе трудится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет здесь 600 тыс. человек, а вместе с членами семей - не менее 1,3 млн. человек [1]. В 80-х гг. произошла некоторая перестройка в структуре занятости иностранных рабочих. Однако приток в страны ЕС практически не замедлился. Лишь в середине 90-х гг. стала проявляться понижательная тенденция.
Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания.
Новым явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В современных условиях все большее число стран ЕС вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Например, Италия, Испания, Греция, Польша, которые еще сравнительно недавно были только странами эмиграции, в последнее время стали принимать трудовых мигрантов. В одной только Италии насчитывается 1-1,5 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в стране нелегально. Высокоразвитые страны (Германия, Франция, Бельгия, Люксембург, Швейцария и др.) привлекают иностранных рабочих из стран Южной (Испания, Португалия), Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, бывшие республики Югославии), Турции, арабских стран. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 2012г. оценивается в 200 тыс. человек в год. Иностранные рабочие составляют значительную часть рабочей силы в странах Западной Европы (% к общей численности занятых): Люксембурге - 30; Швейцарии -29,6; Германии - 8; Бельгии - 7,5; Австрии - 6,2; Швеции - 5,8; Франции - 5,2; Англии
- 3,4 [4].
Воплощение принципов свободы перемещения в рамках Европейского Союза может привести к тому, что высококвалифицированные кадры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах. В свою очередь, низкоквалифицированные работники окажутся менее мобильными. Результатом миграции рабочей силы в рамках ЕС может стать ее демпинг. Так, португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Францию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальных стандартов.
В настоящее время страны ЕС стремятся сдерживать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по следующим соображениям:
• необходимость внедрения трудосберегающих технологий;
• перемещение производств, использующих работников низкой квалификации, в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, где оплата труда значительно ниже;
• недовольство определенных слоев населения, особенно рабочих невысокой квалификации, конкуренцией на рынке труда со стороны иммигрантов.
В целом, ЕС в начале XXI века играет одну из важнейших ролей в современной системе международных экономических отношений. Ключевым направлением последних является активное участие ЕС в международной торговле. По ряду товарных позиций доля ЕС в мировом экспорте превышает 50%. Крупнейшими экспортерами в ЕС являются Германия, Франция, Великобритания, Италия и Нидерланды.
Евросоюз проводит активную политику в вопросах внешней торговли в ВТО. В рамках этой организации вырабатываются и принимаются нормативные акты, направленные на унификацию подходов государств-членов при реализации экспортно-импортных операций. Если же говорить о международном инвестиционном сотрудничестве ЕС, то в десятке ведущих мировых реципиентов инвестиций семь являются странами ЕС, а на первом месте находится европейская страна Люксембург. Наконец, существенные позиции ЕС занимает в международной миграции рабочей силы
- около одной четверти всех мировых мигрантов трудятся в ЕС.
Литература
1. Commission of European Communities (CEC) Communication from the Commission on the Promotion of Inland Waterway Transport "NAIADES" - An Integrated European Action Programme for Inland Waterway Transport, COM(2006) 6 final
2. Hanseatic Parliament, 2006, Innovation policy for the Baltic Sea Region. Outline ideas for the development of the SME economy and increasing the competitiveness of the Baltic Region
3. International Trade Statistics 2010. - Geneva: WTO, 2011. P. 11.
4. Johnson D., Turner C. Strategy and Policy for Trans-European Networks. Palgrave MacMillan. 2007.
5. World Economic Outlook 2011: Slowing Growth, Rising Risks. - IMF, September 2011.
6. World Investment Report 2011: Non-Equity Modes of International Production and Development. - UN, UNCTAD, 2011.
Ю. А. Ходжаев
проблемы энергетической отрасли и роль инновационной предпринимательской
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ мАЛОй ЭНЕРГЕТИКИ
Ключевые слова: возобновляемые ресурсы, инновационное предпринимательство, малая энергетика, технологическая платформа, топливные ресурсы, энергетическая стратегия.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года [1], определяя главные задачи развития малой энергетики, исходит из того, что они будут решаться за счет повышения эффективности использования местных энергоресурсов, совершенствования электросетевого хозяйства, сокращения объемов потребления завозимых светлых нефтепродуктов. Основой малой энергетики должны стать в первую очередь современные технологические решения на базе возобновляемых источников энергии - малая гидрогенерация, солнечная, ветровая и биоэнергетика, а также энергетика на основе местных видов топлива - торфа, угля, сланцев, газа. Важной является задача интеграции объектов малой энергетики в централизованные энергетические системы, которая станет возможной в результате модернизации инфраструктуры электроэнергетики и создания интеллектуальных сетей [4]. Т.е. для решения задач развития малой энергетики в современных условиях наиболее востребованными являются технологические и организационно-экономические инновации.
При использовании местных энергетических ресурсов возникает необходимость применения современных технологий, которые должны обеспечивать высокий КПД, малые выбросы и низкую эмиссию углекислого газа. Поэтому, как говорится в стратегии, большое развитие получат когенерационные установки - газопоршневые, газотурбинные и микротурбинные, использующие как традиционные виды топлива (природный газ, уголь, мазут, дизель), так и возобновляемые источники энергии (биомасса, геотермальная энергия и т.п.). Их высокий КПД достигается благодаря тому, что выработку электроэнергии и
© Ю.А. Ходжаев, 2013.