Научная статья на тему 'Вероятностные особенности социального противоречия'

Вероятностные особенности социального противоречия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
80
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ВЕРОЯТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОСТОЯНИЯ РАВНОВЕСИЯ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROBABILITY / SOCIAL CONFLICT / FORECASTING / SOCIAL SYSTEM / AND THE EQUILIBRIUM STATE OF UNCERTAINTY / SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов Виталий Владимирович, Усатова Юлия Николаевна

В статье представлено философское осмысление вероятностно-прогностического потенциала социального противоречия. Показано, что опережающее отражение социальных противоречий принципиально не формализуемо и количественно не проверяемо. Авторы отмечают, что социальная система всегда противоречива и стремится к выходу из состояния равновесия, неопределенность – необходимое условие социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBABILISTIC CHARACTERISTICS OF THE SOCIAL CONTRADICTIONS

The paper presents the philosophical understanding of probabilistic and prognostic potential of social contradiction. We show that the anticipatory reflection of social contradictions in principle not formalized and not quantitatively verifiable. It is postulated that the social system is always controversial and tends to leave the state of equilibrium, the uncertainty a necessary condition for social development.

Текст научной работы на тему «Вероятностные особенности социального противоречия»

Понятийный анализ социального противоречия в перспективе его прогнозирования позволил выделить необходимые и достаточные предикаты, относимые к особому виду реальности - социуму, и его противоречий как движущей силы развития. В результате анализа установлено, что, в отличие от непосредственных, методологически не фиксируемых форм предвидения, прогноз опирается на дискурсивно выстраиваемое умозаключение. Естественнонаучное прогнозирование характеризуется возможностью выявления и проверки количественных, измеряемых параметров. Но и такой прогноз представляет собой «алгоритмически обоснованное предсказание», которое является одним из вариантов развития событий.

Опережающее отражение социальных противоречий принципиально не формализуемо и количественно не проверяемо. Тем не менее и к нему применяются требования обоснованности. В научном прогнозе объект оценивается не сам по себе, а в контексте влияния на него различных внешних факторов. Следовательно, в научном прогнозе изначальное суждение о будущем может корректироваться и уточняться, тогда как в предсказании оно будет отчетливо категоричным. На данном противоречии строится одна из претензий к информативной составляющей предсказания. Роль предсказания становится в полной мере определенной в момент его реализации, а до этого вести речь об аксиологической стороне предсказания достаточно сложно.

Вероятностный характер естественнонаучного прогноза обусловлен большим количеством сил, участвующих в процессе, невозможностью учета всех необходимых факторов. Отсюда при гипотетическом наличии соответствующих сведений и возможностей техники такое прогнозирование превращается в расчет, на что в конечном счете интуитивно направлены все естественнонаучные детерминистские методологии. Но и в естествознании детерминизм существенно ограничил свое влияние. Чем сложнее изучаемая система, тем больше вероятность появления неопределенности. В прогнозировании различают неопределенность истинную (когда не находится однозначный выход из заданной ситуации) и информационную (при которой отсутствуют достаточные сведения об объекте исследования). Определенность выступает в качестве решения, при котором вариативность развития ситуации сводится к минимуму. В прогнозировании противоречивого развития социальных систем различают неопределенность стохастическую, телеологическую, неопределенность условий и действий, информационную, смысловую. В настоящее время с учетом нелинейных процессов неопределенности образуют составную часть новой рациональности. Выводы о будущем, которые строятся на однозначном детерминизме, сужают область своего применения. По своему назначению они являются лишь предпосылкой для формулирования и формирования прогностической деятельности. Если в классическом детерминизме случайность интерпретируется как результат непонимания истинной сути вещей, то в «новой рациональности» она понимается как важнейшая составляющая развития социальной системы. Социальная система всегда противоречива и стремится к выходу из состояния равновесия, неопределенность - необходимое условие социального развития.

Сколь бы не высока была степень познаваемости влияния статистических, стохастических регулярностей, влияние свободной человеческой воли на принимаемые решения останется существенным фактором неопределенности. Однако фактор свободы не является критическим для опережающего отражения, он лишь не позволяет потенциально надеяться на исчерпывающее, рассчитывающее знание об обществе, но не в коей мере не элиминирует социальное прогнозирование. В обществе, хотя и существен фактор свободно принимаемого решения, способный внести элемент непредсказуемости, однако, он реализуется не непосредственно. Как известно, любая сознательная инициатива может стать материальной силой, лишь овладев массами. Любая вброшенная в общественное сознание идея проходит длительный период ассимиляции, адаптации и трансформации. Чем более радикальна идея, которая только и способна существенно повлиять на социальные тенденции, тем эволюционнее и длительнее встраивается она в самосознание культуры. Реформация сознания не происходит революционно, а следовательно, успевает оставить свои следы и признаки возникающей тенденции во всех институтах социальной структуры и может быть учтена как субъективное, так и объективное явление.

Социальное прогнозирование развития противоречий в большинстве случаев не располагает возможностью проведения опытов и экспериментов с гарантированной чистотой условий. Это ограничение в проверяемости приводит к сомнению в обоснованности таких опережающих выводов. Равным образом и наоборот, самоосуществлению прогноза может способствовать искусственное создание условий для реализации первоначально маловероятного сценария. Отсюда к операции обоснованного прогнозирования без оговорок может быть отнесено только предуказание. При этом степень обоснованности предуказания зависит от того, насколько связаны способы достижения тех или иных результатов с реально имеющимися средствами социального управления, учетом возможностей имеющейся системы и возможностей трансформации системы без изменения базовых оснований. Такое предуказание отличается от процедуры планирования только тем, что подробные планы разрабатываются для нескольких возможных (непротиворечивых) сценариев. Эти перспективные теоретические разработки до принятия решения об их осуществлении еще не стали планом действий.

Наиболее существенной характеристикой всех социокультурных изменений, которые определялись в конце XX в., является идентификация экономической деятельности. Она охватила все сферы социальной действительности и, прежде всего, условия жизни людей и их трудовой деятельности. Несоответствие между обучением и жизнью усугублялось во время технического прогресса, т. е. объективной причиной стало социально-психологическая несогласованность системы образования с результатами новых рыночных отношений и с потребностями развития личности.

Это приобретает еще более отчетливые формы, если принять во внимание противоречие в изменении характера деятельности, что явно выражается в таких его свойствах, как усиление интеллектуализации, управляемости, планируемости.

Информационная эра фактически создала предпосылки для быстрого развития предпринимательства, что, конечно, повлекло за собой идентификацию самих экономических и предпринимательских механизмов. Инновационные процессы в системе образования будут являться более или менее осознанными ответами на возникающие социальные требования. Характер современной предпринимательской деятельности проявляется также в увеличении его коммуникативности, рефлексивности, насыщения информационно-экономическими компонентами.

В итоге в современном мире наблюдаются противоположные тенденции в развитии общественного труда, с которыми не может не считаться система экономического образования. Первая тенденция связана с формализацией и бюрократизацией самой деятельности социальных отношений. При этом имеют место такие явления, как отчуждение и дегуманизация общества. Вторая и не менее сильная тенденция - возрастание роли психологического личностного фактора, интеллектуальных функций в современной предпринимательской деятельности человека, развитие предвосхищающих и управляющих функций во всех видах человеческой деятельности. Эта тенденция обнаруживается в росте сознательных творческих инициатив в сфере предпринимательской деятельности и в других областях жизни общества. Если речь идет о профессионалах-предпринимателях, то можно отметить совершенствование духовного и межличностного общения, обмен мировоззренческими принципами.

Обе эти противоречивые тенденции развития жизнедеятельности дают острое столкновение извечных разрушительных и созидающих начал и влекут за собой новую антропологическую реальность. Признание этой реальности, а также требований выдвигает принципиально новую стратегию экономического образования, отличную от традиционной роли школы в обществе. Однако вернуть себе эту роль школа и вузы не могут, опираясь на прежние способы организации образования. Принципиально нового решения проблемы единства воспитания и образования можно достигнуть лишь изменив всю систему образования, цели и характер ее организации. В процессе обучения преобладающим становится творческое начало, индивидуально-личностное своеобразие подхода к проблеме и способу ее решения.

В настоящее время в область гуманитарного познания стали активно проникать формальные методы, в частности формальные модели. Определенной унификации данная тенденция еще не приобрела, поэтому исследования носят несколько разрозненный характер.

Трансформационные процессы, затронувшие все сферы жизни общества, оказали существенное влияние на социально-экономическое положение горожан, уровень, стиль и образ их жизни. В российских городах изменяются материальные, социальные, демографические, политические и духовные условия жизни различных социальных групп, их потребности в разных сферах жизнедеятельности и возможности их удовлетворения.

В ситуации развернувшегося кризиса, который все острее сказывается на материальном положении населения, достойный уровень жизни становится не только важной составляющей социальной справедливости, но и критерием эффективности системы управления. Эта проблематика уже давно вышла на первый план в государственной социальной политике в наиболее развитых странах мира, поскольку через качество жизни общества в целом и его различных слоев возможно осуществлять интегральную оценку действенности управления в постэкономическую эпоху. В России, где органы государственной и муниципальной власти были обеспокоены преимущественно уровнем жизни отдельных социальных групп или территориальных социумов, научное изучение качества жизни населения города имеет большое значение для понимания социальных и управленческих практик и эффективности муниципального управления. Социологическое изучение трансформирующихся потребностей различных социальных групп в разных сферах жизнедеятельности города, социально-экономических возможностей их удовлетворения позволяет обеспечить современные муниципальные управленческие практики необходимым научным знанием и сделать муниципальное управление социально эффективным. Это особенно важно в ситуации, когда значительная часть населения городов России, с одной стороны, занимается непрерывной адаптацией и поиском более приемлемых способов разрешения своих жизненных проблем, а с другой стороны, с недоверием относится к деятельности органов муниципальной власти воспринимает многие их преобразования в социально-экономической сфере с настороженностью. Все это обусловливает необходимость поиска новых, более эффективных форм социального управления.

Литература

1. Астафьева О. Н. Глобализация как социокультурный процесс // Глобализация: синергетический подход. М., 2002.

2. Волков Б. С., Волкова Н. Д. Конфликтология. М., 2007.

3. Данилов А. Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации. Минск, 1998.

4. Логическая непротиворечивость и диалектическое противоречие. София, 1988.

5. Пивоев В. М. Прогноз переоценки системы ценностей на рубеже XX и XXI вв. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.