Научная статья на тему 'Вероятностно-статистическая модель здоровья детей'

Вероятностно-статистическая модель здоровья детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
213
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ЗДОРОВЬЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / CHILDREN / HEALTH / INFORMATIONAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чечельницкая С. М., Михеева А. А., Колемасов И. С., Тимакова М. В., Финагин В. Г.

Статья продолжает серию публикаций по разработке информационной системы междисциплинарного мониторинга здоровья детей и подростков. Описываются результаты факторного анализа показателей, полученных в процессе обследования более 10 000 учащихся 1-11-го классов, проживающих в г. Москва, Вологда, Нальчик, Реутов, Петропавловск-Камчатский. Сформирован перечень факторов, позволяющих квалифицировать здоровье ребенка с антропологических позиций: физического развития, функционального состояния, личностного развития; и характеризовать социальную среду, в которой воспитывается ребенок. На основе линейного преобразования индексов (числовое выражение фактора) построена вероятностно-статистическая модель здоровья. Предложены 2 формы визуализации данных, облегчающие восприятие информации и позволяющие проводить относительный анализ индивидуальных показателей здоровья (на рассогласованность, кучность, дисперсию).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чечельницкая С. М., Михеева А. А., Колемасов И. С., Тимакова М. В., Финагин В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Probabilistic-statistical model of children's health

The article continues the series of publications on development of informational system of interdisciplinary monitoring of children's and adolescents' health. The results of factor analysis, obtained during examination of more than 10,000 schoolchildren of 1-11 forms living in Moscow, Vologda, Nalchik, Reutov, Petropavlovsk-Kamchatskiy cities are described in this article. Authors formed the list of factors, which allow classification of child's health from the anthropological positions: physical development, functional state, development of personality, and characterizing the social environment of child's education. The probabilistic-statistical model of health was developed on the base of linear conversion of indices (numerical expression of factor). The article show 2 forms of data visualization, facilitating the information perception and allowing the making of relative analysis of health rates (on discoordination, density, dispersion).

Текст научной работы на тему «Вероятностно-статистическая модель здоровья детей»

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

С.М. Чечельницкая1, 3, А.А. Михеева1, 3, И.С. Колемасов3, М.В. Тимакова2, В.Г. Финагин3, А.Г. Румянцев1, 2

1 Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии, иммунологии, Москва

2 Российский государственный медицинский университет, Москва

3 Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского, Москва

Вероятностно-статистическая модель здоровья детей

Контактная информация:

Румянцев Александр Григорьевич, доктор медицинских наук, профессор, член-корр. РАМН, директор Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии, иммунологии

Адрес: 117997, Москва, Ленинский проспект, д. 117, тел.: (495) 937-50-24 Статья поступила: 11.02.2009 г., принята к печати: 10.08.2009 г.

Статья продолжает серию публикаций по разработке информационной системы междисциплинарного мониторинга здоровья детей и подростков. Описываются результаты факторного анализа показателей, полученных в процессе обследования более 10 000 учащихся 1-11-го классов, проживающих в г. Москва, Вологда, Нальчик, Реутов, Петропавловск-Камчатский. Сформирован перечень факторов, позволяющих квалифицировать здоровье ребенка с антропологических позиций: физического развития, функционального состояния, личностного развития; и характеризовать социальную среду, в которой воспитывается ребенок. На основе линейного преобразования индексов (числовое выражение фактора) построена вероятностно-статистическая модель здоровья. Предложены 2 формы визуализации данных, облегчающие восприятие информации и позволяющие проводить относительный анализ индивидуальных показателей здоровья (на рассогласованность, кучность, дисперсию).

Ключевые слова: дети, здоровье, информационные системы.

Вероятностно-статистическая модель — это вероятностная модель, значения отдельных характеристик (параметров) которой оцениваются по результатам наблюдений (исходным статистическим данным), характеризующих функционирование моделируемого кон-

кретного (а не гипотетического) явления (или системы) [1]. Описанная в нашем предыдущем сообщении экспертная модель здоровья является вероятностной частью, которая была подкреплена результатами статистического анализа показателей здоровья детей, полу-

S.M. Chechel'nitskaya1,3, A.A. Mikheyeva1, 3, I.S. Kolemasov3, M.V. Timakova2, V.T. Finagin3, A.G. Rumyantsev1, 2

1 Federal Scientific-Clinical Center of Children's Hematology, Oncology, Immunology, Moscow

2 Russian State Medical University, Moscow

3 L.S. Vygotskiy Scientific-Methodic Center «Diagnostics. Adaptation. Development», Moscow

Probabilistic-statistical model of children’s health

The article continues the series of publications on development of informational system of interdisciplinary monitoring of children’s and adolescents’ health. The results of factor analysis, obtained during examination of more than 10,000 schoolchildren of 1-11 forms living in Moscow, Vologda, Nalchik, Reutov, Petropavlovsk-Kamchatskiy cities are described in this article. Authors formed the list of factors, which allow classification of child’s health from the anthropological positions: physical development, functional state, development of personality, and characterizing the social environment of child’s education. The probabilistic-statistical model of health was developed on the base of linear conversion of indices (numerical expression of factor). The article show 2 forms of data visualization, facilitating the information perception and allowing the making of relative analysis of health rates (on discoordination, density, dispersion). Key words: children, health, informational systems.

ченных в ходе междисциплинарного мониторинга здоровья [2]. В настоящем сообщении мы приводим результаты статистического анализа полученных данных.

ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ

При разработке вероятностно-статистической модели здоровья использованы результаты междисциплинарного обследования 10 726 учащихся 1-11-го классов, проживающих в г. Москва, Вологда, Нальчик, Реутов, Петропавловск-Камчатский. Все школьники обследовались по единому протоколу.

В обследовании детей участвовали 5 бригад, включающих педиатров, медицинских сестер, социальных педагогов, учителей физкультуры, психологов, классных руководителей. Медицинский осмотр детей проводился в 3 этапа:

I этап — доврачебный, осуществлялся медицинской сестрой с использованием базовой скрининг-программы. В анкету вносили жалобы за последний год, антропометрические показатели, результаты измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС), уровня артериального давления (АД), данные визуальной оценки осанки, плантогра-фии, проверки остроты зрения и слуха, динамометрии.

II этап — включал осмотр педиатра.

III этап — осмотр врачей-специалистов по показаниям. Для оценки функционального состояния вегетативной нервной системы рассчитывали индекс Кердо:

[(1 — диастолическое АД) / ЧСС] X 100; индекс Хильдебранта:

ЧСС / частота дыхания (в мин); минутный объем крови:

2 X (систолическое АД — диастолическое АД) / (систолическое АД + диастолическое АД) X ЧСС X 100.

Физическое развитие оценивалось по антропометрическим показателям, развитию основных двигательных качеств: силовой выносливости мышц плечевого пояса, разгибателей спины, брюшного пресса, передней поверхности бедра; гибкости позвоночника, быстроте, координации (ловкости), физической работоспособности. Силовую выносливость мышц определяли по способности выполнения упражнения до наступления утомления при длительных нагрузках силового характера, результат оценивали в секундах. Соответственно силовая выносливость разгибателей спины определялась по времени удержания туловища в горизонтальном положении, лицом вниз и руками за головой. Силовая выносливость мышц передней поверхности бедра определялась в положении стоя по времени удержания ноги в горизонтальном положении (под углом 90°). Силовая выносливость мышц брюшной стенки — по времени удержания туловища в горизонтальном положении лицом вверх (ноги фиксированы, ягодицы на гимнастической скамейке). Силовая выносливость мышц плеча — по времени удержания гантелей «хватом сверху» в положении руки в стороны. Быстрота движений (способность выполнять движения в минимально короткий отрезок времени) тестировалась при выполнении бега на месте в течение 10 секунд с касанием коленками поперечной планки, результат оценивался как число касаний за 10 секунд выполнения

теста. Гибкость позвоночника оценивали по способности выполнять движения туловища с максимально возможной амплитудой его наклона вперед в положении сидя, единица измерения — сантиметры со знаком «+», если кончики пальцев рук дотянулись за стопу, и со знаком «-», если ребенок не дотянулся до стоп. Ловкость (способность быстро обучаться двигательным действиям и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки) при выполнении челночного бега на 3 отрезках по 10 метров, результат оценивался в секундах по затраченному на бег времени. Тест позволяет оценить ловкость, связанную с изменением направления движения и чередований ускорения и торможения.

Физическая работоспособность оценивалась по максимальному потреблению кислорода, которое рассчитывается по значениям ЧСС при выполнении дозированных нагрузок (степ-тест), результат оценивался в относительных единицах.

При комплектовании протокола психологического обследования использовались стандартизованные методы, рекомендованные для проведения массовых исследований [3, 4]. Протокол учеников младших классов (1-4-й класс) включал оценку уровня вербально-логического мышления (тест «Классификация»), методику самооценки, исследование тревожности по методике А. М. Прихожан (форма А) (1983). Для психологического обследования учеников средней (5-8-й класс) и старшей (9-11-й класс) школы использовали методики: «Групповой интеллектуальный тест» (только для учеников средней школы) и «Школьный тест умственного развития (ШТУР 3-ВИ-Аналогия)» (оценка уровня вербально-логического мышления), «Диагностика семейного типа воспитания» (детско-родительские отношения глазами подростка, АДОР), методику самооценки, опросник Басса-Дарки (исследование агрессивности, враждебности), исследование тревожности по методике А. М. Прихожан (форма В). Социальный статус оценивался по специально разработанному социальному паспорту и социальной анкете, заполняемыми классными руководителями и социальными педагогами.

Тестирование устной речи проводилось по методике, разработанной Т. А. Фотековой (2000), которая включает оценку навыков языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи, словарного запаса и навыков словообразования, понимания логико-грамматических структур и связной речи. Для обследования навыков диалогического общения ребенка мы использовали методику А. Г. Арушановой (2002), позволяющую оценить возможности применения средств общения. Мы модифицировали данные методики в соответствии с целями и задачами исследования.

Результаты обработаны с помощью пакета программ STATISTICA 6.0 (StatSoft, США) и SPSS 13.0 (SPSS Inc., США). Для редукции и структурирования исследованных характеристик использовался факторный анализ [1, 5]. Количество факторов определялось по критерию Кайзера. При расчете факторов мы задавали программе нижний предел значений факторных нагрузок, равный

0,35. В результаты факторного анализа включались только те переменные, которые обладали большей нагрузкой, для остальных переменных нагрузки не рассчитывались. По итогам анализа частотных таблиц интегральных индексов (факторов) составлялись процентильные таблицы.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2009/ ТОМ 8/ № 4

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

На основе процентильных таблиц были выявлены коридоры нормы для каждого фактора, соответствующие нижней границе — 25-я процентиль, верхней границе — 75-я про-центиль. Было проведено масштабирование данных — приведение диапазонов нормы к единому интервалу [-1; 1]. Линейное сведение параметра (Х) произвольного интервала [а; Ь] к параметру (Х') интервала [а'; Ь'] = [-1; 1] было выполнено в соответствии с формулой:

X' = (Д' / Д) X X + 8,

где Д = (а — Ь), Д' = (а' — Ь') = 2, 8 = (аЬ' — а'Ь) / Д.

Масштабирование позволило представить данные в виде наглядных диаграмм — точечной и лепестковой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Факторы физического развития

Факторный анализ всего пула показателей физического развития позволил выявить 3 латентные переменные (факторы). Первая переменная определялась весом, ростом, окружностью грудной клетки (табл. 1). Условно она обозначена нами как «антропометрические показатели физического развития». Вторая латентная переменная определялась функциональными показателями: быстрота движений, координация, гибкость, силовая выносливость основных групп мышц ног (см. табл. 1) и была обозначена как «двигательное развитие». Третья латентная переменная определялась расчетными показателями (см. табл. 1): индекс массы тела, максимальное потребление кислорода (показатель общей выносливости/физической работоспособности), экскурсия грудной клетки (аналог жизненной

Таблица 1. Матрица компонентов физического развития

Компоненты Факторная нагрузка

Фактор «Антропометрические показатели физического развития»

Вес 0,931

Рост 0,925

Окружность грудной клетки на выдохе 0,539

Фактор «Двигательное развитие»

Гибкость + 0,834

Координация 0,786

Силовая выносливость мышц пресса 0,699

Быстрота 0,689

Силовая выносливость мышц ног 0,578

Силовая выносливость мышц спины 0,490

Силовая выносливость мышц плеч 0,460

Фактор «Работоспособность»

Максимальное потребление кислорода 0,743

Индекс массы тела -0,614

Экскурсия грудной клетки 0,514

емкости легких), измеряемая в сантиметрах по разности окружности грудной клетки на вдохе и на выдохе. Фактор был охарактеризован как «работоспособность», так как объединял признаки, влияющие на общую выносливость: со стороны сердечно-сосудистой системы (максимальное потребление кислорода — аэробное обеспечение деятельности), со стороны дыхательной системы (максимально возможное увеличение объемов легких за счет работы дыхательных инспираторных мышц) и индекс массы тела, превышение которого увеличивает объем любой выполняемой физической работы.

Факторы функционального состояния организма

По данным предварительных расчетов структура и частота жалоб, предъявляемых детьми, имели выраженные половые различия, поэтому факторный анализ проводился раздельно для мальчиков и девочек. По признакам соматического неблагополучия девочек, мы выделили

2 латентные переменные. Интерпретации были подвергнуты факторные нагрузки каждого компонента. Фактор 1 определялся 13 переменными, совокупность которых может быть обозначена как «вегетативный дисбаланс». Фактор 2 определялся 4 переменными, в соответствии со смысловой нагрузкой которых был охарактеризован как «аллергические реакции и состояния» (табл. 2).

Таблица 2. Факторный анализ анамнестических характеристик, зарегистрированных в течение года (девочки)

Компоненты Факторная нагрузка

Фактор «Вегетативный дисбаланс»

Тошнота, отрыжка, изжога 0,583

Боли в животе до еды 0,560

Боли в животе после приема пищи 0,521

Нарушения сна 0,515

[оловные боли 0,500

Головокружения, неустойчивость при перемене тела 0,496

Боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиения, перебои 0,467

Боли в пояснице 0,447

Слабость, утомляемость после занятий 0,433

Слезливость 0,387

Повышенная потливость или появление красных пятен при волнении 0,368

Повышение давления 0,361

Нарушения стула (запор, понос) 0,398

Фактор «Аллергические реакции и состояния»

Проявления экссудативного диатеза 0,405

Частый кашель 0,418

Частый насморк 0,351

Нарушения стула (запор, понос) 0,358

Факторный анализ признаков соматического неблагополучия мальчиков позволил выявить 4 латентные переменные (табл. 3). Первый фактор определялся 5 переменными и был обозначен нами как «дисфункция ЖКТ». Второй фактор определялся 6 переменными и обозначен как «вегетативный дисбаланс». Третий фактор определялся 3 переменными и был определен как «простудные заболевания». Четвертый фактор (3 переменных) был охарактеризован как «аллергические реакции». Факторный анализ показателей функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и вегетативной нервной систем позволил обнаружить 2 латентные переменные. Первый фактор определяется 4 переменными: ЧСС, частота дыхания, систолическое и диастолическое АД (табл. 4). Соответственно, обнаруженная латентная переменная может быть условно обозначена как «функциональные показатели кардиореспираторной системы». Причем оба показателя давления находятся в положительной связи с фактором, тогда как частота дыхания и ЧСС — в отрицательной.

Вторая латентная переменная определялась 3 показателями: минутного объема крови, вегетативного индекса Кердо, отражающего характер внутрисистемных соотношений в системе кровообращения, индекса Хильдебранта, отражающего характер межсистем-ных соотношений в кардиореспираторном комплексе (табл. 5). Условно выделенная латентная переменная была обозначена как фактор «вегетативная регуляция».

Факторы личностного развития

Факторный анализ показателей самооценки выявил наличие 1 латентной переменной, максимальные нагрузки в которой имели шкалы «общительность», «уверенность», «ум», «красота» и «счастье» (табл. 6). Самооценки по шкалам «характер» и «здоровье» были относительно слабо связаны с остальными переменными и не определяли фактор, что вполне объяснимо для обследуемой категории учащихся. По мнению философов, здоровье не дано человеку в первичном осознании себя. Его понимание приходит только после перенесения тяжелых заболеваний, сопряженных с риском для жизни, или в случае наступления инвалидности. Как отмечает современный феноменолог Д. Ледер, «...быть здоровым — значит быть свободным от некоторых ограничений и проблем, побуждающих к саморефлексии» [6]. Обследуемая выборка состоит в основном из здоровых детей, хронические заболевания имели менее 12% из них и те в стадии стойкой ремиссии. Имеющиеся у них хронические заболевания крайне редко приводят к инвалидности, опыт общения с инвалидами ограничен. Поэтому категория «здоровье» ими воспринимается расплывчато, неопределенно.

Факторный анализ показателей уровня тревожности (изученной по методике А. М. Прихожан) привел к идентификации 1 латентной переменной, которая может быть обозначена как «межличностная тревожность» (табл. 7).

В результате факторного анализа показателей агрессивности по методике Басса-Дарки выявлены 2 латентные переменные. Первая переменная определялась компонентами, относящимися к внутренним переживаниям агрессии, обозначаемым в психологии как «враждебность». Наиболее ярким выражением внутренних переживаний в нашем случае была вербальная агрессия.

Таблица 3. Факторный анализ анамнестических характеристик, зарегистрированных в течение года (мальчики)

Компоненты Факторная нагрузка

Фактор «Дисфункция ЖКТ»

Боли в животе после приема пищи 0,674

Боли в животе до еды 0,609

Тошнота, отрыжка, изжога 0,574

Нарушения стула (запор, понос) 0,469

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Боли в пояснице 0,335

Фактор «Вегетативный дисбаланс»

Боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиения, перебои 0,601

Повышение давления 0,581

Головокружения, неустойчивость при перемене тела 0,568

Головные боли 0,482

Боли в пояснице 0,430

Обмороки 0,385

Фактор «Простудные заболевания»

Частый насморк 0,797

Частый кашель 0,765

Потеря голоса 0,333

Фактор «Аллергические реакции»

Проявления экссудативного диатеза 0,704

Реакции на прививки 0,657

Реакции на пищу, запахи, цветы, пыль, лекарства 0,637

Таблица 4. Матрица компонентов функционального состояния кардиореспираторной системы

Компоненты Факторная нагрузка

Систолическое АД 0,882

Диастолическое АД 0,780

Частота дыхания -0,712

Частота сердечных сокращений -0,680

Таблица 5. Матрица компонентов вегетативной регуляции

Компоненты Факторная нагрузка

Индекс Кердо 0,856

Индекс Хильдебранта 0,707

Минутный объем крови 0,689

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2009/ ТОМ 8/ № 4

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

Компоненты самооценки Факторная нагрузка

Общительность 0,819

Уверенность 0,774

Ум 0,761

Красота 0,761

Счастье 0,729

Таблица 7. Матрица компонентов личностной тревожности

Компоненты Факторная нагрузка

Самооценочная тревожность 0,877

Межличностная тревожность 0,876

Школьная тревожность 0,826

Магическая тревожность* 0,818

Примечание.

* Показатель характеризует мнительность человека.

Таблица 8. Матрица повернутых компонентов агрессивности и враждебности

Компоненты Факторная нагрузка

Фактор «Враждебность»

Обида 0,851

Негативизм 0,825

Раздражение 0,821

Чувство вины 0,802

Подозрительность 0,751

Агрессия вербальная 0,640

Фактор «Агрессивность»

Агрессия косвенная 0,965

Агрессия физическая 0,935

Агрессия вербальная -0,549

Подозрительность -0,414

Вторая переменная определялась всеми 3 видами агрессии и подозрительностью и была обозначена нами как «агрессивность». Вербальная агрессия и подозрительность определяли обе латентные переменные (табл. 8). Их наличие в обоих факторах с разнонаправленными знаками усиливает объективность дифференциации агрессивных переживаний и склонности к насильственным действиям.

Компоненты Факторная нагрузка

Сенсомоторный уровень речи 0,978

Понимание сложных логикограмматических конструкций -0,970

Словарный запас 0,962

Грамматический строй речи 0,959

Языковой анализ -0,902

Уровень диалогического общения -0,627

Связная речь -0,267

Речевое развитие

Факторный анализ показателей устной речи выявил наличие 1 латентной переменной, которая определялась всеми 7 анализируемыми показателями (табл. 9). Минимальная факторная нагрузка характерна для показателя связной речи. С положительными знаками в фактор развития устной речи вошли показатели воспроизведения речи (сенсомоторный уровень, словарный запас, грамматический строй), с отрицательными — показатели восприятия устной речи (понимание сложных логикограмматических конструкций и языковой анализ) и уровень диалогического общения и связная речь.

Факторы семейной среды

Факторный анализ социального паспорта учащегося выявил наличие 3 латентных переменных. Одна переменная, условно обозначенная нами как «положение ребенка в семье», определялась признаками отклоняющегося поведения самого ребенка и асоциального/аддиктив-ного поведения родителей (табл. 10). Вторая латентная переменная, условно обозначенная как «социальный статус семьи», определялась образованием родителей, жилищными условиями семьи. С ними была связана обеспеченность ребенка школьными принадлежностями. Третья латентная переменная состояла из 1 компонента — «материальное положение семьи».

Факторный анализ показателей психологического микроклимата в семье (по методике АДОР) выявил наличие 2 латентных переменных. Первая латентная переменная определялась жесткими требовательными отношениями в семье, включая варианты непоследовательных отношений. Вторая латентная переменная — отсутствием требовательности, обусловленным или взаимопониманием, или безразличием (табл. 11). Мы обозначили их соответственно как «дискомфорт в семейных отношениях» и «комфортность в семейных отношениях».

Факторный анализ завершился расчетом индивидуальных индексов и созданием половозрастных перцентиль-ных таблиц. Переход к индексам позволяет игнорировать размерность исходных показателей здоровья и сводить их в единое пространство. При этом размах колебаний индексов по различным факторам не был одинаков. Так, индекс «Антропометрические показатели физического развития» изменялся от -3,5 до +3,5, индекс «Дискомфорт

Таблица 10. Матрица повернутых компонентов социального статуса

Компоненты Факторная нагрузка

Фактор «Положение ребенка в семье»

Попрошайничество 0,919

Асоциальное и аддиктивное поведение родителей 0,902

Неухоженность ребенка 0,841

Признаки насилия в семье 0,806

Невыполнение домашних заданий 0,707

Пропуски занятий 0,555

Фактор «Социальный статус семьи»

Образование матери 0,930

Образование отца 0,862

Обеспеченность школьными принадлежностями 0,613

Жилищные условия семьи 0,269

Фактор «Материальное положение семьи»

Материальное положение семьи 0,982

15

Рис. 2. Диаграмма показателей здоровья подростка женского пола

Таблица 11. Матрица повернутых компонентов психологического микроклимата в семье

Компоненты Факторная нагрузка

Фактор «Дискомфорт в семейных отношениях»

Враждебная мать 0,850

Враждебный отец 0,824

Директивная мать 0,763

Непоследовательная мать 0,740

Непоследовательный отец 0,720

Директивный отец 0,699

Фактор «Комфортность в семейных отношениях»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безразличная мать 0,781

Позитивная мать 0,772

Безразличный отец 0,771

Позитивный отец 0,745

в семейных отношениях» — от -1,5 до +1,5. Так как визуализировать результаты в разноинтервальных шкалах достаточно сложно, было принято решение масштабировать интервалы к отрезку [-1; 1]. Математическое преобразование производилось таким образом, чтобы сохранить относительное положение индекса в пространстве нормы, но при этом значения 25-й и 75-й перцен-

тили привести к единичному базису. Таким образом, мы искусственно ушли от несоответствия норм для разных факторов, что улучшает восприятие информации и позволяет проводить относительный анализ (на рассогласованность, кучность, дисперсию).

Таким образом, была создана вероятностно-статистическая модель здоровья, основанная на реальных показателях здоровья для каждой половозрастной группы в интервале 7-17 лет. Индивидуальная оценка состояния здоровья производится путем сопоставления индексов ребенка и расчетной нормы. Для удобства пользователя предложены 2 формы визуализации данных. Первая —

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2009/ ТОМ 8/ № 4

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

в виде лепестковой диаграммы, в которой по всем осям, соответствующим выделенным индексам, отложены показатели расчетной нормы и индивидуальные показатели ребенка (рис. 1, 2). На рис. 1 представлена диаграмма 14-летнего подростка мужского пола, который на фоне опережающего физического и двигательного развития имеет симптомы вегетативной дисфункции. Программа позволяет врачу развернуть исходные показатели ребенка, уточнить, какие именно признаки вегетативного дисбаланса для него характерны, и принять решение о необходимом объеме помощи, учитывая наличие компенсаторных механизмов.

На рис. 2 представлена диаграмма 14-летнего подростка женского пола со сниженной работоспособностью, склонностью к ваготонии, повышенной самооценкой на фоне комфортных отношений в семье.

Второй вариант визуализации данных представлен на рис. 3. Точечная диаграмма облегчает восприятие уровня сбалансированности индексов здоровья. В этом варианте, так же как и в предыдущем, специалист может развернуть исходные данные и уточнить причины отклонения индексов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, факторный анализ первичных показателей позволил сформировать перечень индексов (числовое выражение фактора), позволяющих квалифицировать здоровье ребенка с антропологических позиций:

I. Факторы физического развития:

• антропометрический индекс;

• индекс двигательного развития;

• индекс работоспособности.

II. Факторы функционального состояния:

• индекс вегетативного дисбаланса;

• индекс аллергизации;

• индекс склонности к простудным заболеваниям (для мальчиков);

• индекс дисфункции ЖКТ (для мальчиков);

• кардиореспираторный индекс;

• индекс вегетативной регуляции.

III. Факторы личностного развития:

• индекс самооценки;

• индекс личностной тревожности;

• индекс враждебности;

• индекс агрессивности;

• индекс дискомфорта в семейных отношениях;

• индекс комфортности в семейных отношениях;

• индекс развития устной речи.

Выделенные эмпирическим путем факторы подтвердили правомочность порядковой экспертной классификации, разработанной ранее. В итоге мы получили вероятностно-статистическую модель, на основе которой может быть создана информационная система междисциплинарного мониторинга здоровья детей и подростков. Сопоставление индивидуальных индексов с расчетными средними позволяет выявлять отклонения в состоянии здоровья ребенка, детализировать их и принимать решения об объемах и видах необходимой ему помощи, учитывая развитие компенсаторных механизмов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Наследов Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. — СПб.: Речь, 2004. — 390 с.

2. Чечельницкая С. М., Михеева А. А., Тимакова М. В. и др. Экспертная модель здоровья детей как основание для построения междисциплинарного мониторинга // Вопросы современной педиатрии. — 2008. — Т. 7, № 6. — С. 7-17.

3. Дубровина И. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов. — М.: Просвещение, 2006. — 278 с.

4. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. — 2-е издание. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с.

5. Халафян А. А. Современные статистические методы медицинских исследований. — М.: ЛКИ, 2008. — 320 с.

6. Leder D. Health and disease. The experience of health and illness. Encyclopedia of Bioethics. V. 2/Ed. by W. Th. Reich. — N. Y., 1995. — R 1106-1113.

...мои пациенты - самые маленькие:.,

. для них жизнь только на*й

/иногда даже раньше ожидаемого €[

| И им уже угрожает инфекция: сеЬоЙС;..”^

Я профессионал в своем деле. Ежедневно я должна принимать жесткие,

быстрые и взвешенные решения От них зависит жизнь моих маленьких пациентов1

Такой препарат должен быть в моем арсенале

<3» Нетромицин® 50 мг

■нетилмицин

<*> Разрешен к применению у

новорожденных и недоношенных детей

<ч> Самая низкая нефро- и ототоксичность среди аминогликозидов

<в> Преодоление проблемы резистентности к классу аминогликозидов

Бета-лактам плюс Нетромицин'8’- комбинированное лечение нозокомиальных инфекций, в т.ч. и тяжелых, вызванных Pseudomonas aeruginosa, MRSA Staphylococcus aureus, E.coli, Acinetobacter spp.

Краткая инструкция о препарате Нетромицин ® (нетилмицин). Аминогликозид. Внимание! Полную информацию о препарате Нетромицин смотрите в Инструкции по медицинскому применению- Форма выпуска: раствор для инъекций во флаконах по 2 мл в дозировке 50 или 200 мг Показания: лечение сепсиса (в т.ч. сепсиса новорожденных); тяжелых инфекций дыхательных путей; инфекций почек и мочеполового тракта; кожи и мягких тканей; костей и суставов; брюшной полоста (включая перитонит); желудочно-кишечного тракта; лечение ожогов, ран, послеоперационных инфекций, Противопоказания; повышенная чувствительность или серьезные токсичные реакции на нетилмицин или другие аминогликоэиды, беременность, период лактации, неврит слухового нерва, тяжелая хроническая почечная недостаточность. С осторожностью применять при миастении, паркинсонизме, ботулизме, в пожилом возрасте. Следует избегать совместного применения с лекарственными средствами С потенциально нейро- и/или нефротоксическим действием. Терапию Нетромицином следует проводить путем в/м или в/в инъекций с дозированием на основании массы тела пациента. Средняя продолжительность терапии составляет 7-14 дней, при тяжелых инфекциях с осложнениями может потребоваться более длительный курс лечения. Препарат разводят от 50 до 200 мг стерильного 0,9% раствора натрия хлорида или 5% водного р

С.Н. Козлова. М., Боргес,2002г.

декстрозы (детям объем раствора определи ют в зависимое™ от потребностей в жидкости) .Полученный раствор вводят капельно в течение 0,5-2 часов, в некоторых случаях - в вену и л и в< .

3-5 минут. Побочные явления: возможно нефротоксическое действие, токсическое действие на VI пару черепно-мозговых нервов, головная боль, нарушение зрения, дезориентация. Парестезии, болезненность в месте инъекции, редко - рвота, диарея, повышение активности ШФ, АЛТ ACT повышение уровня билибурина, тахикардия, гипотензия, сердцебиение, тромбоцитоз, снижение уровня гемоглобина, числа лейкоцитов и тромбоцитов, зозинофилия, анемия, сыпь, озноб, лихорадка, анафилактические реакции, общее недомогание. Повышение содержания декстрозы или калия в сыворотке крови, увеличение протомбинового времени.

Литература:

1. Практическое руководство по антаинфекционной химиотерапии. Под редакцией Л.С. Страчунского, Ю.Б.

2, Инструкция по медицинскому применению препарата Нетромицин® (нетилмицин).

За дополчитальной информацией обращайтесь в представительство Шеринг-ПлауСентрал ИстАГ

119049, Москва, ул. Шаболовка, д. 10, стр. 2 Тел.:(495)916-71-00 Факс (495) 916-70-94

Ф Шеринг-Плау

Для медицинских специалистов

SP-PR-NET-14-10/07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.