Научная статья на тему 'ВЕРН (Verne) Жюль (1828-1905)'

ВЕРН (Verne) Жюль (1828-1905) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
290
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЕРН (Verne) Жюль (1828-1905)»

ВЕРН (Verne) Жюль (1828-1905)

В 1928 отмечалось 100-летие со дня рождения французского писателя. O значении творчества Жюль Верна Н.Дашков писал в газете "Возрождение": "Книги Жюль Верна составляют такую неотъемлемую часть нашего становления, нашего роста, т.е. в конечном счете нас самих, что нам трудно относиться к нему иначе, чем как мы относимся ко всему, что нами усвоено до конца и о чем именно, поэтому не сохранялось в нас даже сколько-нибудь достоверного воспоминания. Быть может и всякий объективный, беспристрастный суд над ним будет судом несправедливым. Критиковать, назначать цену его воображению или уму, отделять художественное от нехудожественного в его книгах — занятие довольно праздное. Во всяком случае то, что делал Жюль Верн, не было — и внутренне не хотело быть искусством; как раз потому оно и было нами так вполне поглощено, так растворилось в нас, как никогда не растворилось бы произведение искусства, потому что искусству можно приобщиться, но насытиться им нельзя. Постараемся же прежде чем взвешивать, отмерять и "указывать место", просто понять, как стало возможно это исключительное явление — сто четыре романа Жюль Верна — и в чем самая исключительность его" (B. 1928. 8 февр.). О начале пробуждения в писателе чувства фантастического он писал: "В Нанте есть островок на Луаре, застроенный в XVIII веке, на этом островке родился Жюль Верн, — случайность, которая быть может определила его призвание. Еще мальчиком он старался вообразить, что будет, если остров оторвется от речного дна и окажется унесенным в океан. "Пловучим островом" будет называться один из последних его романов, написанный чуть ли не семьдесят лет спустя. Нантские набережные, корабли в Нантском порту, таковы решающие впечатления его детства. Младший брат его сделается моряком. Сам он попытается бежать из родительского дома, поступив юнгой на торговый парусник, но его не удастся вернуть, и он поклянется матери, что отныне он будет "путешествовать только во сне" или в мечтах" (там же). Первый роман был написан Жюль Верном, когда ему исполнилось тридцать пять лет. До тех пор он был сыном своего отца, почтенного нантского нотариуса. Учился в Нанте и в Париже, знакомился с литераторами, писал водевили, пользуясь покровительством Дюма-отца и исторические романы, подчиняясь

его влиянию; веселился, влюблялся, вел себя так, как полагалось себя вести молодому человеку в 40-х годах и человеку молодому в 50-х; "интересовался прогрессом" и ''не отставал от века", служа тем временем в дирекции одного из парижских театров; бросил службу, сделался биржевым маклером, женился, и вдруг, не без чужой помощи, но уже бесповоротно нашел себя" (там же).

Совсем иная точка зрения на происхождение жюль-верновской фантастики высказана в статье Р.Словцова, опубликованной 7 февраля 1928 в газете "Последние новости, который видит большую заслугу в этом издателя Жюль Верна — Гетцеля. "Ровно сто лет назад — 8 февраля 1828 года — в Нанте. — писал Р.Словцов, — в старой французской семье адвоката родился Жюль Верн. Биографы знаменитого писателя стараются найти и в обстановке портового речного города, где прошло его детство, и в ранних влечениях мальчика предвестия его будущей литературной карьеры. Усилия эти не дают больших результатов. Ведь первый роман из неведомого до тех пор жанра научных романов, которые создали ему славу, Жюль Верн написал в 35 лет. До той поры он успел сочинить десяток театральных пьес, драм и опереток, работал в газетах, служил долго секретарем "Лирического театра" и скудный свой заработок второстепенного литератора пополнял ремеслом биржевого маклера. Сюжет первого же его романа — "Пять недель на аэростате" явился после изучения попыток завоевания воздуха. Популярные статьи на эту тему Жюль Верн печатал в журнале "Семейный музей" еще в 1851 году, и можно думать, что именно он толкнул своего друга парижского фотографа Надара на первые полеты на аэростате". Полет на "Гиганте" окончился неудачей, он упал в Лео, совсем близко от Парижа, а после третьего полета сгорел. Среди парижских знаменитостей летел и негр на тот случай, как шутили в то время, если бы аэростат опустился на черном континенте. Долго искал Жюль Верн издателя для своей рукописи, пока, после многих отказов не попал к человеку, с которым навсегда должна быть связана слава Жюль Верна. Это был парижский издатель Гетцель, тоже романист, как раз задумавший в это время научный журнал для юношества. Он прочел рукопись Жюля Верна и посоветовал переделать ее. " У вас, — сказал он, — настоящий талант рассказчика. Свяжите все эпизоды в одно и сделайте настоящий роман". Через две недели роман был готов и тут же Гетцель

подписал с Жюль Верном первый контракт. Писатель обязывался в течение 20 лет доставлять по два тома в год за 20000 фр. годичного вознаграждения. Контракт этот изменялся потом пять раз, все на лучших условиях. Гетцель остался издателем Жюль Верна до самой его смерти. Секрет популярности произведений Жюль Верна автор статьи видел в том, что "Жюль Верн веру в чудеса заменил верой во всемогущество науки и человеческой энергии". "За "Пятью неделями" вскоре последовали "Приключения капитана Гатерасса". В этом романе Жюль Верн создал один из лучших своих художественных типов — сильного неутомимого путешественника-исследователя. Рядом с ним станут потом рассеянный, весь погруженный в науку Паганель, хладнокровный, флегматичный Филеас Фег, загадочный Немо и десятки других незабвенных друзей нашего детства. С радостью истинного художника создавал их Жюль Верн. "Не иметь возможности писать — это для меня самое тяжелое лишение, — говорил он во время болезни. — Это настоящая мука". "И за свою долгую жизнь он написал целую библиотеку книг — 104 тома, не считая множества журнальных статей". О силе жюль-верновского предвидения Р.Словцов писал: "Его воображение охватывает все стихии природы — землю, воздух, воду, огонь .Он поднимается со своими читателями до небесных высот и опускается к центру земли. Он переносит нас на Луну и плывет по глубинам океана. Позже гениальной интуицией он угадал появление таких открытий, как фонограф, кинематограф и даже телевидение. Но всегда его фантазию удерживали крепкие канаты знания. Когда появились "С земли на Луну" и "Вокруг Луны", математики и астрономы — читатели Жюль Верна -проверили точность всех кривых парабол и гиперпарабол, по которым снаряд-вагон совершал свое воздушное путешествие. Все оказалось высчитанным совершенно правильно". О собственных путешествиях Жюль Верна Словцов сообщал: "Успех первых книг дал Жюль Верну возможность купить в Кронца, у устья Соммы, небольшой домик и лодку — "Сен Мишель", первую из трех "Сен Мишелей", которые становились все обширнее и роскошнее по мере роста славы писателя. Он мог также совершать в 1866 г. путешествие в Америку на пароходе "Грейт Истерн", который клал первый океанский кабель. После этого путешествия через океан Жюль Верн написал роман, герой которого .капитан Немо, совершает "Восемьдесят тысяч верст под водой". "Я

весь захвачен путешествием под водой и испытываю несказанное наслаждение, погружаясь туда", — пишет Жюль Верн брату. В маленькой каютке "Сен Мишеля", у тихих песчаных берегов Соммы, рождался подводный бег "Наутилюса" через морские леса, скалистые туннели, под Суэцким перешейком и полярными льдами'". Об известности Жюль Верна автор статьи писал: "Другую свою книгу, которая дала ему апогей славы — "В восемьдесят дней вокруг света" Жюль Верн написал в осажденном немцами Париже, когда нельзя было выбраться из города. Идея этого романа пришла ему при виде объявления бюро путешествия Кука. "В восемьдесят дней вокруг света" появился в фельетонах ''Тан" в 1872 году. Едва началось его печатание — как тираж газеты стал быстро подниматься. Парижские корреспонденты американских газет каждый вечер телеграфировали в Америку о перепитиях путешествия Филеаса Фога, которое казалось тогда почти сказкой. Представители пароходных компаний предлагали Жюль Верну громадные деньги, чтобы на их пароходе он увез своего героя для посрамления соперничающих линий, Жюль Верн отказывался даже отвечать на такие предложения. Золотой дождь посыпался на него совсем с другой стороны. Сценическая переделка романа, поставленная в театре "Порт Сен Мартен", имела совершенно необычайный успех. Пьеса прошла 400 раз подряд и возобновлялась потом многократно. "Весной 1884 года на роскошной яхте "Сен Мишель 111-й" Жюль Верн совершил триумфальную поездку в Тунис и по Средиземному морю. Тунисский бей устроил ему пышную встречу, в Риме папа дал ему аудиенцию, Венеция чествовала Жюль Верна ночным праздником. Но это были последние светлые годы писателя. В марте 1886 года, вечером, у порога дома в писателя выстрелил нервнорасстроенный юноша. Он был горячим поклонником его романов и никогда не мог потом простить себе этой минуты безумия. Пуля попала в ногу. Пришлось сделать серьезную операцию, и он пролежал несколько месяцев. За это время с ним совершился какой-то глубокий внутренний кризис. Он встал с постели другим человеком. Писатель продал свою яхту и окончательно бросил якорь в Амьене. По-прежнему он продолжал писания и по-прежнему оставалась неистощимой его фантазия, провидевшая все новые успехи науки и техники". Как определяли сущность произведений Жюль Верна? Н.Дашков писал: "Во всем, что написал Жюль Верн, есть два корня,

два смысла, ко всему может быть подобрано два ключа. Прежде всего это некоторое совершено естественное и свободное излучение фантазии. Воображению дана воля. Оно беспрепятственно рисует свой узор. Все, чем оно пользуется для этого — второстепенно. Люди совершенно условны: герой, ученый, чудак, злодей. Важно только, чтобы они всегда казались знакомыми, не чужими, чтобы они возможно более легко усваивались умом дабы ничем не мешать развитию воображаемого действия. Настоящий субъект этого действия не герой, а подставляемая на его место личность автора — для него самого, пока он писал роман и личность читателя, пока он этот роман читает. Вот откуда то своеобразное беспримесное удовольствие, которое мы получали в детстве от чтения Жюль Верна и которое вовсе не похоже на восприятие подлинного произведения искусства. Правда, есть еще и другое в его писаниях, другой корень, другой смысл, и можно возразить, что воображение Жюль Верна, фабула его книг обусловлена, обуздана наукой. Но наука это есть не что иное, как только новое правило игры, делающее игру занимательней, забавней; но не глубже, ничего к ней не прибавляющее вовсе от человеческой сложности и полноты. Наука систематизирует воображение Жюль Верна, но она не способна его организовать, не способна сообщить ему высшее, живое иррациональное единство. Здесь-то и заключается разница между Жюль Верном и, например, Эдгаром По, которого он знал и которому иногда пытался подражать. У По и самая "наука", нередко совершенно фантастическая, вытекает из внутреннего замысла и построения новеллы, составляет с ней неразрывное, потому что художественное целое. У Жюль Верна наука — как бы некоторые рельсы, по которым он решает пустить благоразумное свое воображение: оно будет катиться и катится по ним, пока весь запас его не окажется исчерпан. Оно именно благоразумно, но не бесформенно: у По самое безумие его творчества подчинено форме. Два начала, которыми обусловлены писания Жюль Верна, так и остаются двумя отдельными началами" (В. 1928. 8 февр.).

Н.Ю.Симбирцева

ВОЛОШИН Максимилиан Александрович (1877-1932)

С конца 1920-х до начала 1960-х имя В. в СССР находилось под негласным запретом, зато "какое эмигрантское издание ни печатало тогда Волошина!" (Струве. 1996. С.65). Уже после смерти поэта его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.