Научная статья на тему 'Верховный тайный совет в системе высших государственных учреждений Российской империи (1726-1730 гг. )'

Верховный тайный совет в системе высших государственных учреждений Российской империи (1726-1730 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3234
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Верховный тайный совет в системе высших государственных учреждений Российской империи (1726-1730 гг. )»

10.3. ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1726-1730 ГГ.)

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Таловеров С.Ю., аспирант кафедры теории и истории государства и права

Московский гуманитарно-экономический институт

Начавшаяся после смерти Петра I в 1725 году эпоха дворцовых переворотов - период политической нестабильности, когда в стране произошло восемь переворотов, каждый из которых возводил на престол нового государя, после чего, как правило, происходила смена персонального состава правящей верхушки - коренным образом изменила государственное устройство России1. С одной стороны Екатерина I, сменившая на престоле императора Петра I, желала продолжения политического курса мужа, с другой - для решения важнейших государственных проблем при слабом или неспособном к правлению монархе требовалось учреждение новых, более гибких, чем Сенат, властных структур2.

Одним из таких органов и стал созданный указом императрицы Екатерины I от 8 февраля 1726 года Верховный тайный совет в составе семи человек -А. Д. Меншикова, П. А. Толстого, Г. И. Головкина, Ф.М. Апраксина, А.И. Остермана, Д.М. Голицына и зятя императрицы герцога Карла Фридриха Голштейн-Готторбского3. Признавая за Советом роль реального правительства страны, следует подчеркнуть, что состоял он при особе императрицы. Даже сами «верховники» (так называли членов Верховного тайного совета) признавали, что совет являлся императорским, поскольку Екатерина в нем «президентство управляет», а их долг - «токмо Ея Величества ко облегчению в тяжком Ея правительстве бремени» служить4.

Совет стал высшим учреждением империи, решавшим важнейшие вопросы государственного управления и фактически определявшим политический курс страны. Непосредственно Совету были подчинены три главные коллегии - Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел. В компетенцию Совета входило назначение высших чиновников, заведование финансами, руководство деятельностью Сената, Синода и коллегий.

1 Впервые термин «дворцовый переворот» ввел в оборот С.М. Соловьев, однако, до сих пор в литературе не существует единого понимания и определения данного понятия.См.: Курукин И.В. Эпоха

«дворских бурь»: Очерки политической истории послепетровской эпохи, 1725-1762 гг. - Рязань, 2003. - С. 9, 10.

2 См.: Анисимов Е.В. Внутренняя политика Верховного тайного совета (1726-1730 гг.): Автореф. дисс... к. ист. наук. - Л., 1975. - С. 11.

3 Интересно, что идея создания небольшого по составу, но более гибкого, чем Сенат, органа принадлежала еще Петру I. Именно в его царствование были созданы так называемые негласные советы, главной задачей которых было сосредоточение власти в руках монарха.

4 См.: Сборник русского исторического общества (далее - Сб. РИО).- СПб., 1885. - Т. 55. - С. 93-97.

Однако, несмотря на вверенные ему важнейшие государственные полномочия, Совет оставался органом, существующим при монархе и практически не ограничивающим его власть. В подтверждение сказанного отметим, что при разработке проекта указа о создании нового органа Екатерина I собственноручно исключила пункт о том, что «все рапорты и доношения подаются только в Верховный тайный совет», а в случае возникновения разногласий между его членами имела право решающего голоса5. Кроме этого, именно императрице предоставлялось право назначения членов Совета.

С созданием Верховного тайного совета и ограничением компетенции Сената лишь вопросами высшей судебной юрисдикции в России довольно отчетливо вырисовывались контуры разделения властей, что, на наш взгляд, бесспорно является одним из важнейших признаков конституционализма. Этому процессу сопутствовали и предложенные в 1730 г. разделы высшей государственной власти между монархом и Верховным тайным советом.

Другим высшим органом государственной власти являлся созданный еще при Петре I Кабинет, - личная канцелярия монарха - получавший всю информацию от губернаторов и общавшийся с Верховным тайным советом от имени императрицы. В компетенцию Кабинета входило также подготовка и издание именных указов Екатерины, количество которых после образования Совета не уменьшилось. Эти указы касались прежде всего пожалований чинами и землями, увольнений и назначений, то есть большинства важнейших вопросов государственной и общественной жизни страны6.

После смерти Екатерины I в январе 1727 года А. Д. Меншиков, ставший на некоторое время при несовершеннолетнем императоре Петре II (1727-1730 гг.) фактическим правителем Российской империи, упразднил Кабинет, а, следовательно, и его контроль над Верховным тайным советом. Однако характерной чертой деятельности Совета в рассматриваемый период была крайняя нестабильность в принятии решений: «верховники» при первой же возможности готовы были отступить от своих же идей7. Сменивший А.Д. Меншикова на ведущих государственных постах клан Долгоруковых не пытался сосредоточить всю власть в своих руках и фактически «разделил» ее с Верховным тайным советом.

Новым фаворитом императора стал И.А. Долгоруков

- молодой, но совершенно непригодный к управленческой деятельности, человек, предпочитавший политике развлечения. Этот период в деятельности высших органов государственной власти в целом и Верховного тайного совета в частности можно охарактеризовать как спокойный, что объясняется не только существенным сокращением количества заседаний Совета8, но и хорошо налаженной работой подведомственных ему учреждений - Сената и коллегий.

5 См.: Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗ РИ). - Т. VI. - № 3518.

6 См.: Курукин И.В. Указ. соч. - С. 111.

7 Так было, например, с решением о возобновлении посылке военных команд для взыскания податей и недоимок с населения.

8 Согласно подсчетам Б.Л. Вяземского, в 1727 г. состоялось 164 за-

седания, в 1728 г. - 100, а в 1729 г. - всего 45. С октября 1729 г. до

смерти Петра II в январе 1730 г. Совет вообще не собирался. См.:

Вяземский Б.Л. Верховный тайный совет. - СПб., 1909. - С. 42.

Таловеров С.Ю.

ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Опубликованные журналы и протоколы заседаний Совета в 1728-29 гг. свидетельствуют, что «верховники» регулярно заслушивали доклады трех главных коллегий (Военной, Адмиралтейской и Иностранных дел), Главной дворцовой канцелярии, Сената, а также реляции послов и рапорты главнокомандующих. Как отмечает И.В. Курукин «на смену спорам по вопросам внутренней и внешней политики приходит рутинная работа: производство в чины и отставка, назначение губернаторов, вице-губернаторов и комендантов, рассмотрение состояние конюшенного ведомства9.

Что касается законотворческой деятельности Совета, то ее интенсивность, несмотря на значительно меньшее количество заседаний, не снижалась: как следует из Полного собрания законов Российской империи за 27 месяцев царствования Екатерины I вышло 428 законодательных актов (15,8 в месяц), за 28 месяцев нахождения на престоле Петра II - 438 актов (15,6 в месяц)10.

После смерти в январе 1730 г. императора Петра II вновь встал вопрос о наследнике престола. После некоторых раздумий выбор пал на представительницу старшей линии династии Романовых, вторую дочь царя Ивана Алексеевича, вдовствующую курляндскую герцогиню Анну. «Верховники» отклонили кандидатуру дочери Петра I Елизаветы как незаконнорожденной на том лишь основании, что она была рождена до официального брака родителей, и решили пригласить Анну Иоанновну, справедливо полагая, что с ней легче будет договориться на предмет разграничения властных полномочий11.

Таким образом, Верховный тайный совет фактически правил страной и в годы царствования Екатерины I, и после воцарения Петра II. Это был высший коллегиальный орган управления, хотя и лишенный внутреннего регламента. Он находился в каком-то промежуточном состоянии, копируя то ли царя, то ли Боярскую думу. Но в любом случае Совет явился качественно новым органом государственной власти, на деятельность которого значительное влияние имела ведущая личность. Принято считать, что в первые два года его деятельности такой личностью был светлейший князь А.Д. Меншиков, а в оставшиеся три года - князь Д.М. Голицын.

19 января 1730 года члены Верховного тайного совета в присутствии генералов-фельдмаршалов составили и подписали окончательный вариант знаменитых «Кондиций», которые принципиально меняли сложившуюся в России форму правления.

Указанный документ, составленный в духе конституционной монархии, существенно ограничивал самодержавную власть. Согласно «Кондициям», без санкции Совета императрица не имела права принимать решения:

- об объявлении войны и заключении мира;

- об установлении новых налогов;

- о распоряжении государственными финансами;

- о пожаловании военных и гражданских чинов, деревень и земель и пр.12

9 См.: Курукин И.В. Указ. соч. - С. 147.

10 См.: Сб. РИО. - Т. 69. - С. 277, 348, 482, 514, 560 и сл.

11 См. Прокопович Ф.П. Краткая повесть о смерти Петра Великого. -СПб., 1991. - С. 178.

12 Корсаков Д.А. Воцарение императрицы Анны Иоанновны. - Казань, 1880. - С. 17-18.

Согласно «Кондициям» Верховный тайный совет действовал в составе 8 человек, однако до конца событий зимы 1730 года одно кресло так и оставалось вакантным13. О подписании «Кондиций» членам Совета стало известно через 11 дней, когда росчерком пера Анны Иоанновны абсолютная монархия стала на время ограниченной и оставалась такой ровно месяц -с 25 января по 25 февраля 1730 года.

Верховный тайный совет в случае успеха намеченных планов замыкал бы на себе верховную власть в стране, превратив императрицу в носителя чисто представительных функций. Однако намерения членов Совета скрыть содержание подписанного императрицей документа об ограничении абсолютной монархии от дворянства стали известны представителям высшего сословия. В среде дворянства и духовенства развернулось широкое оппозиционное движение, поскольку «Кондиции» ограничивали власть монарха не в пользу дворянства, а только в интересах его аристократической верхушки, заседавшей в Совете. На большом приеме у императрицы 25 февраля 1730 г. оппозиционеры прямо обратились к Анне Иоанновне с просьбой «принять самодержавство таково, каково ваши славные и достохвальные предки имели, а присланные... от Верховного совета... пункты уничто-

жить»14.

Последним днем заседания Верховного тайного совета стало 28 февраля, когда «верховники» собственноручно вынесли приговор своему правлению - составили Манифест о «принятии самодержавства», который был отнесен на подпись императрице вместе с черновиками «Кондиций»15.

Таким образом, проиграв борьбу за власть, Верховный тайный совет был упразднен указом императрицы от 4 марта 1730 года. Однако никаких репрессий к его членам не последовало; напротив, значительная часть членов Совета была введена в состав восстановленного Сената (он был возрожден по просьбе дворянства в составе 21 человека) и лишь затем под различными предлогами отстранена от государственных дел. А бывшие «верховники» А.И. Остерман и Г.И. Головкин стали членами вновь учрежденного 18 ноября 1731 г. Кабинета министров16.

Интересно, что, восстанавливая Сенат, императрица не вводила существовавшей до этого должности генерал-прокурора. По этому поводу А.Д. Градовский отмечал, что «советники Ея имели в виду поместить какое-нибудь новое учреждение между Сенатом и верховною вла-стию...»17. Так оно и случилось, поскольку созданный в 1731 г. Кабинет министров, в полномочия которого входило рассмотрение важнейших государственных дел, по утверждению многих современников, являлся прямым наследником Верховного тайного совета.

Таким образом, образование Верховного тайного совета стало значительным событием в развитии высших государственных учреждений послепетровской России. Деятельность этого органа не следует оценивать однозначно. Нельзя отрицать, что «верховники», стремясь сосредото-

13 Предположительно восьмым членом Совета должен был стать брат В.В. Долгорукова, бывший сибирский губернатор М.В. Долгоруков.

14 Российский государственный архив древних актов (далее -РГАДА). Ф. 3. Оп. 1. № 5. Л. 65 об.

15 Там же. Л.л. 66, 68.

16 См.: ПСЗ РИ. - Т. VIII. - № 5497.

17 См.: Градовский А.Д. Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры. - СПб., 1866. - С. 146.

чить всю власть в своих руках, все же достаточное внимание уделяли внутренней и внешней политике государства, принимая столь необходимые для страны решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.