Научная статья на тему 'ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ МОРДОВСКОЙ АССР В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА (1953-1964 ГГ.)'

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ МОРДОВСКОЙ АССР В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА (1953-1964 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ МАССР / СИСТЕМА СОВЕТОВ / ПОСТОЯННЫЕ КОМИССИИ / НАРОДНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КПСС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бикейкин Евгений Николаевич, Першина Татьяна Анатольевна

Введение. После смерти И. В. Сталина основной задачей КПСС стали реформы управления народным хозяйством, направленные на расширение практики народного самоуправления на уровне Советов. Особое место в системе Советов в регионе занимал Верховный Совет МАССР. Цель статьи - провести анализ реорганизации в Верховном Совете МАССР и его роли в управлении экономикой региона в период с 1953 по 1964 г. Результаты исследования. Верховный Совет МАССР как высший орган государственной власти замыкал единую систему сельских, поселковых, городских, районных, областных и краевых Советов. Постановлением ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» в начале 1957 г. в республике были приняты новые законодательные и нормативные акты, регулировавшие деятельность Советов на местном уровне. Были значительно расширены права районных, городских, сельских и поселковых Советов в области координации в пределах их компетенции работы предприятий и хозяйственных организаций, расположенных на территории соответствующих Советов. Созданы условия всемерного вовлечения в их работу населения, а также усиления роли массовых организаций. Предполагалось, что это не только укрепит взаимосвязь с населением, но и послужит делу преодоления бюрократизма, волокиты, невнимательного отношения к нуждам простых людей. В качестве одной из важнейших организационных форм привлечения к активной деятельности депутатов и актива Советов в решении задач хозяйственного и культурного строительства и укрепления связи Советов с массами выступали постоянные комиссии Советов. Количество и виды комиссий, подлежащих образованию, определял Верховный Совет МАССР. Обсуждение и заключение. Верховный Совет Мордовской АССР как высший орган государственной власти республики имел четкую структурную организацию, призванную обеспечить эффективную реализацию полномочий в сфере управления социально-экономической жизнью республики. Данная структура была сформирована по примеру высшего органа государственной власти РСФСР в соответствии с принципом единства организационных форм высшего звена системы Советов СССР и РСФСР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUPREME COUNCIL OF THE MORDOVIAN ASSR IN THE SYSTEM OF REGIONAL ECONOMIC MANAGEMENT BODIES (1953-1964)

Introduction. After Stalin’s death, the main task of the CPSU was to reform the management of the national economy, aimed at expanding the practice of people’s self-government at the level of the Soviets. A special place in the system of councils in the region was occupied by the Supreme Council of the MASSR. The purpose of the article is to analyze the reorganization in the Supreme Soviet of the USSR and its role in managing the economy of the region in the period from 1953 to 1964. Results. The Supreme Council of the MASSR, as the highest body of state power, closed a unified system of rural, township, city, district, regional and regional councils. By the resolution of the Central Committee of the CPSU “On improving the activities of the Soviets of Workers’ Deputies and strengthening their ties with the masses” in early 1957, new legislative and regulatory acts regulating the activities of Councils at the local level were adopted in the republic. The rights of district, city, village and settlement Councils have been significantly expanded in the field of coordination within their competence of the work of enterprises and economic organizations located on the territory of the respective Councils. Conditions have been created for the full involvement of the population in their work, as well as the strengthening of the role of mass organizations. It was assumed that this would not only strengthen the relationship with the population, but also serve to overcome bureaucracy, red tape, inattentive attitude to the needs of ordinary people. Permanent commissions of Soviets were one of the most important organizational forms of involving deputies and active Soviets in solving the tasks of economic and cultural construction and strengthening the connection of Soviets with the masses. The number and types of commissions to be formed were determined by the Supreme Council of the MASSR. Discussion and Conclusion. The Supreme Council of the Mordovian ASSR, as the highest state authority of the republic, had a clear structural organization designed to ensure the effective implementation of powers in the field of managing the socio-economic life of the republic. This structure was formed following the example of the supreme state authority of the RSFSR in accordance with the principle of unity of organizational forms of the highest level of the system of Soviets of the USSR and the RSFSR.

Текст научной работы на тему «ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ МОРДОВСКОЙ АССР В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА (1953-1964 ГГ.)»

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.059.018.202204.310-320

УДК 94:342.3(470.345)

Е. Н. Бикейкин1, Т. А. Першина2

1 Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Саранск, Россия), e-mail: inst.gum.nauk@e-mordovia.ru

2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), е-mail: 730791@bk.ru

Верховный Совет Мордовской АССР в системе органов управления экономикой региона (1953-1964 гг.)

Аннотация

Введение. После смерти И. В. Сталина основной задачей КПСС стали реформы управления народным хозяйством, направленные на расширение практики народного самоуправления на уровне Советов. Особое место в системе Советов в регионе занимал Верховный Совет МАССР. Цель статьи - провести анализ реорганизации в Верховном Совете МАССР и его роли в управлении экономикой региона в период с 1953 по 1964 г. Результаты исследования. Верховный Совет МАССР как высший орган государственной власти замыкал единую систему сельских, поселковых, городских, районных, областных и краевых Советов. Постановлением ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» в начале 1957г в республике были приняты новые законодательные и нормативные акты, регулировавшие деятельность Советов на местном уровне. Были значительно расширены права районных, городских, сельских и поселковых Советов в области координации в пределах их компетенции работы предприятий и хозяйственных организаций, расположенных на территории соответствующих Советов. Созданы условия всемерного вовлечения в их работу населения, а также усиления роли массовых организаций. Предполагалось, что это не только укрепит взаимосвязь с населением, но и послужит делу преодоления бюрократизма, волокиты, невнимательного отношения к нуждам простых людей. В качестве одной из важнейших организационных форм привлечения к активной деятельности депутатов и актива Советов в решении задач хозяйственного и культурного строительства и укрепления связи Советов с массами выступали постоянные комиссии Советов. Количество и виды комиссий, подлежащих образованию, определял Верховный Совет МАССР.

Обсуждение и заключение. Верховный Совет Мордовской АССР как высший орган государственной власти республики имел четкую структурную организацию, призванную обеспечить эффективную реализацию полномочий в сфере управления социально-экономической жизнью республики. Данная структура была сформирована по примеру высшего органа государственной власти РСФСР в соответствии с принципом единства организационных форм высшего звена системы Советов СССР и РСФФСР.

Ключевые слова: Верховный Совет МАССР, система Советов, постоянные комиссии, народное самоуправление, КПСС.

Для цитирования: Бикейкин Е. Н., Першина Т. А. Верховный Совет Мордовской АССР в системе органов управления экономикой региона (1953-1964 гг.) // Экономическая история. 2022. Т. 18, № 4. С. 310-320. DOI: 10.15507/2409-630X.059.018.202204.310-320.

© Бикейкин Е. Н., Першина Т. А., 2022

Eugeny N. Bikeikin1, Tatiana A. Pershina2

1 Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia

(Saransk, Russia), e-mail: inst.gum.nauk@e-mordovia.ru 2 National Research OgarevMordovia State University (Saransk, Russia), e-mail: 730791@bk.ru

The Supreme Council of the Mordovian ASSR in the System of Regional Economic Management Bodies (1953-1964)

Abstract

Introduction. After Stalin's death, the main task of the CPSU was to reform the management of the national economy, aimed at expanding the practice of people's self-government at the level of the Soviets. A special place in the system of councils in the region was occupied by the Supreme Council of the MASSR. The purpose of the article is to analyze the reorganization in the Supreme Soviet of the USSR and its role in managing the economy of the region in the period from 1953 to 1964.

Results. The Supreme Council of the MASSR, as the highest body of state power, closed a unified system of rural, township, city, district, regional and regional councils. By the resolution of the Central Committee of the CPSU "On improving the activities of the Soviets of Workers' Deputies and strengthening their ties with the masses'' in early 1957, new legislative and regulatory acts regulating the activities of Councils at the local level were adopted in the republic. The rights of district, city, village and settlement Councils have been significantly expanded in the field of coordination within their competence of the work of enterprises and economic organizations located on the territory of the respective Councils. Conditions have been created for the full involvement of the population in their work, as well as the strengthening of the role of mass organizations. It was assumed that this would not only strengthen the relationship with the population, but also serve to overcome bureaucracy, red tape, inattentive attitude to the needs of ordinary people. Permanent commissions of Soviets were one of the most important organizational forms of involving deputies and active Soviets in solving the tasks of economic and cultural construction and strengthening the connection of Soviets with the masses. The number and types of commissions to be formed were determined by the Supreme Council of the MASSR. Discussion and Conclusion. The Supreme Council of the Mordovian ASSR, as the highest state authority of the republic, had a clear structural organization designed to ensure the effective implementation of powers in the field of managing the socio-economic life of the republic. This structure was formed following the example of the supreme state authority of the RSFSR in accordance with the principle of unity of organizational forms of the highest level of the system of Soviets of the USSR and the RSFSR.

Keywords: Supreme Council of the MASSR, system of councils, permanent commissions, people's self-government, CPSU.

For citation: Bikeikin E. N., Pershina T. A. The Supreme Council of the Mordovian ASSR in the System of Regional Economic Management Bodies (1953-1964) Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2022; 18(4): 310-320. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.059.018.202204.310-320.

Введение

К началу 1950-х гг. в СССР существовала проверенная и действующая централизованная система государственных органов управления экономикой как в центре, так и на местах. Данная система была тесно связана с партийными органами власти, что обеспечило существование сложившегося государственного аппарата вплоть до середины 1980-х гг. На местах центральное место в управлении экономикой занимали

законодательные и исполнительные органы власти, в ведение которых входили координация и контроль работы предприятий республиканского и союзного уровня. Законодательные и исполнительные органы власти региона действовали как неотделимые части единого народного хозяйственного комплекса страны. Именно такие условия позволяли в рассматриваемый период создать благоприятную почву для развития экономики региона.

С 1953 г. и уходом в прошлое сталинской системы управления главной задачей партии стали реформы управления народным хозяйством, направленные на расширение практики народного самоуправления на уровне Советов. Именно они изначально являлись оплотом демократического народного управления в стране. В программе КПСС подчеркивалось: «В ходе коммунистического строительства будет повышаться роль Советов, которые являются всеохватывающей организацией народа, воплощением его единства. Сочетая в себе черты государственной и общественной организации, Советы все более выступают как общественные организации при широком и непосредственном участии масс в их деятельности. Партия считает необходимым совершенствовать формы народного представительства и развивать демократические принципы советской избирательной системы»1.

Советы СССР как законодательные органы рассматривали и утверждали перспективные и годовые планы, бюджеты развития народного хозяйства страны и соответственно союзных и автономных республик, принимали законодательные акты, регулирующие хозяйственную деятельность. Деятельность Советов основывалась на единой для всей страны централизованной системе, включавшей сельские, поселковые, городские, районные, областные и краевые советы союзных и автономных республик во главе с Верховным Советом СССР.

Несмотря на то что региональные органы управления Мордовской АССР выступали в качестве объекта исследования в трудах советских и российских ученых [5], данный аспект их деятельности не изучался.

При написании статьи были использованы опубликованные источники. Богатый

материал об изменениях в системе управления экономикой страны содержится в опубликованных материалах XXII съезда КПСС; о деятельности Верховного Совета Мордовской АССР можно узнать в сборнике законов Мордовской АССР, указов и постановлений Президиума Верховного Совета Мордовской АССР, стенограммных отчетах сессионных заседаний Верховного Совета Мордовской АССР2. Достоверность этих источников, на наш взгляд, не вызывает сомнений.

Результаты и обсуждение

В начале 1957 г. постановлением ЦК КПСС изменялись основы деятельности всех Советов СССР. Например, были значительно расширены права районных, городских, сельских и поселковых Советов в области координации в пределах их компетенции работы предприятий и хозяйственных организаций, расположенных на территории соответствующих Советов. Далее последовали кардинальные изменения в избирательной процедуре депутатов Советов, что обновило и заметно активизировало работу их состава. Уже в первый год работы вновь избранных Советов наметились варианты борьбы с волокитой, бюрократизмом и другими нелицеприятными явлениями предшествующей управленческой эпохи. Наладились связи с массовыми общественными организациями. В результате данных преобразований Советы вновь стали реально действующими органами самоуправления [1].

Особое место в системе Советов в регионе занимал Верховный Совет МАССР, который согласно ст. 19. Конституции МАССР являлся «высшим органом государственной власти Мордовской АССР»3. Кроме того, он являлся единственным зако-

1 Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961.

2 Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961; Сборник законов Мордовской АССР, указов и постановлений Президиума Верховного Совета Мордовской АССР / Президиум Верховного Совета Мордовской АССР Саранск, 1975; Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Пятая сессия пятого созыва (1-2 декабря 1960 года): стеногр. отчет. Саранск, 1961; Заседания Верховного Совета Мордовской АССР Четвертая сессия четвертого созыва (29-30 марта 1957 года): стеногр. отчет. Саранск, 1957.

3 Сборник законов Мордовской АССР, указов и постановлений Президиума Верховного Совета Мордовской АССР Саранск, 1975. С. 9.

нодательным органом республики. Верховный Совет благодаря своему положению на вершине пирамиды органов управления и четкой структуре эффективно выполнял свои обязанности по управлению экономикой региона.

Хрущевский период с его либерализацией общественной жизни привел к расширению различных форм общественного контроля над деятельностью государственного аппарата региона, в том числе со стороны депутатов Советов разного уровня. Вот как оценивал характер и направления этих изменений член Комиссии законодательных предположений ВС МАССР И. М. Борисов в докладе на пятой сессии пятого созыва Верховного Совета МАССР 1 декабря 1960 г.: «...За последние годы в городах и селах зародились и работают такие формы народной самодеятельности, как общественные Советы, инспекции, внештатные инструкторские группы, комитеты, комиссии, дружины. Внештатные отделы заменяют штатные. Они не только контролируют работу государственных учреждений, не только помогают им, но и сами занимаются конкретными делами. Это уже шаг вперед. Это практическое осуществление ленинских идей о бесплатном добровольном участии трудящихся в исполнении функций государственного аппарата. Уже в настоящее время основной силой Советов является не платный аппарат, а депутаты и актив Советов, число которых в несколько раз превышает число платных работников исполнительных комитетов, их управлений и отделов»4.

В качестве одной из важнейших организационных форм привлечения к активной деятельности депутатов и актива Советов в решении задач хозяйственного и культурного строительства и укрепления

связи Советов с массами являлись постоянные комиссии Советов. По существу, это был своеобразный дополнительный аппарат, работавший безвозмездно на общественных началах. О масштабах их деятельности свидетельствует тот факт, что почти 70 % вопросов, обсуждаемых на сессиях Верховного Совета и местных Советов народных депутатов, подготавливаются при их непосредственном участии

[4].

Постоянные комиссии Верховного Совета Мордовской АССР образовывались по основным отраслям хозяйственного и культурного строительства в целях более широкого вовлечения депутатов в работу Верховного Совета и оказания содействия Совету в успешном проведении в жизнь принятых Верховным Советом республики законов и постановлений. Количество и виды комиссий, подлежащих образованию, определял Верховный Совет МАССР. Допускалось образование комиссий, охватывающих две или более смежные отрасли хозяйства и культуры.

С 1938 до 1957 г. действовали три комиссии Верховного Совета - Мандатная, Законодательных предположений и Бюджетная. По сути, только последняя непосредственно занималась вопросами экономического развития республики. Верховный Совет МАССР 30 марта 1957 г. принял Постановление «Об образовании постоянных комиссий Верховного Совета МАССР»5. В соответствии с данным постановлением «.для того, чтобы Верховному Совету глубже вникать в жизнь республики, тщательно анализировать вопросы хозяйственного и культурного строительства и принимать по ним правильные решения»6 были образованы дополнительно постоянные комиссии по промышлен-

4 Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Пятая сессия пятого созыва (1-2 декабря 1960 года): стеногр. отчет. С. 128.

5 Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Четвертая сессия четвертого созыва (29-30 марта 1957 года): стеногр. отчет. С. 165-167.

6 Там же. С. 142.

ности и транспорту, по сельскому хозяйству и культурно-бытовая.

На этом реорганизация постоянных комиссий не закончилась. Оставался пробел в такой сфере региональной экономики, как торговля. Поэтому несколько позднее, а именно 2 декабря 1960 г., на пятой сессии пятого созыва путем выделения из Комиссии по культуре и быту была образована Комиссия по торговле и общественному питанию7. Комиссию по культуре и быту депутаты шестого созыва Верховного Совета впоследствии переименовали в Комиссию по культуре, народному образованию и здравоохранению (1963 г.).

В результате к началу 1960-х гг. Верховный Совет Мордовской АССР, помимо Мандатной, образовывал шесть постоянных комиссий: Комиссию законодательных предположений, Бюджетную комиссию, Комиссию по промышленности и транспорту, Комиссию по сельскому хозяйству, Комиссию по культуре и быту, Комиссию по торговле и общественному питанию. Данные преобразования отражали приоритетные сферы жизни государства и являлись аналогом системы управления, сложившейся в других регионах.

Постоянные комиссии Верховного Совета Мордовской АССР работали по планам, утвержденным на заседаниях комиссий. В планах работы должны были намечаться конкретные мероприятия с указанием срока и исполнителей. Заседания комиссий созывались их председателями не реже одного раза в три месяца. Заседание считалось правомочным при наличии не менее двух третей членов комиссий. В своей деятельности постоянные комиссии были подотчетны Верховному Совету8.

В ст. 6 Положения зафиксированы следующие права комиссий:

а) обследовать работу соответствующих министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории Мордовской АССР;

б) заслушивать и обсуждать на заседаниях сообщение министров, руководителей ведомств, учреждений и предприятий о состоянии работы в этих организациях;

в) по рассматриваемым вопросам требовать от министерств и соответствующих учреждений и организаций Мордовской АССР представления необходимого отчетного справочного материала, а также письменных заключений по вопросам, обсуждаемым на заседаниях комиссии;

г) вносить на рассмотрение Верховного Совета, его Президиума или Совета министров республики предложения по улучшению работы в соответствующих отраслях хозяйственного и культурного строительства и законодательства;

д) выступать на сессиях Верховного Совета и заседаниях Президиума Верховного Совета или Совета министров с докладами и содокладами по вопросам хозяйственного и культурного строительства и законодательства;

е) вовлекать в свою работу с правом совещательного голоса широкий советский актив, депутатов, передовиков социалистического производства, рабочих, колхозников, а также специалистов соответствующих отраслей хозяйства, инженерно-технических работников, агрономов, зоотехников, врачей, учителей, юристов, финансовых работников, работников культурно-просветительных и других учреждений;

ж) проверять выполнение постановлений Верховного Совета Мордовской АССР и вышестоящих органов, а также критических замечаний, высказанных де-

7 Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Пятая сессия пятого созыва (1-2 декабря 1960 года): стеногр. отчет. С. 125-126.

8 Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики // Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Пятая сессия пятого созыва (1-2 декабря 1960 года): стеногр. отчет. С. 166.

путатами Верховного Совета Мордовской АССР, и наказов избирателей9.

Существовали и ограничения прав комиссий. Особо подчеркивалось, что постоянные комиссии не должны были вмешиваться в оперативную и хозяйственную деятельность министерств, управлений, учреждений, организаций и предприятий. Комиссии не имели директивных и распорядительных прав10.

Рассмотрим более подробно функции шести комиссий, участвовавших в управлении региональной экономикой в рамках своей компетенции.

Комиссия законодательных предположений Верховного Совета Мордовской АССР по поручению Верховного Совета, Президиума Верховного Совета или в порядке собственной законодательной инициативы разрабатывала законопроекты в рамках своей компетенции и вносила их на утверждение Верховного Совета Мордовской АССР. Кроме того, данная комиссия занималась экспертизой всех возможных законопроектов и участвовала в подготовке важнейших указов Президиума, подлежащих утверждению Верховным Советом МАССР11.

Практически на всем протяжении рассматриваемого периода (1955-1964 гг.) комиссию законодательных предположений возглавлял Г. Я. Меркушкин - 4-5-й созывы Верховного Совета полностью, а на второй сессии шестого созыва (январь 1964 г.) он был избран членом Президиума Верховного Совета и освобожден от обязанностей председателя комиссии законодательных предположений. На должность председателя комиссии был избран М. Т. Храмов.

В функции Бюджетной комиссии Верховного Совета Мордовской АССР включались:

а) предварительное рассмотрение вносимых на утверждение Верховного Совета

проектов госбюджета и планов развития народного хозяйства МАССР;

б) выявление новых источников увеличения доходов, проверка правильности и экономности использования предусмотренных бюджетом средств, ведение борьбы за сокращение административно-управленческих расходов и т. д. В этих целях заслушивала доклады министров, начальников управлений Совета министров Мордовской АССР, руководителей других ведомств и организаций республики;

в) рассмотрение вопросов о выполнении планов по налогам, государственным доходам, содействие укреплению государственной финансовой дисциплины, широкому развитию сберегательного дела и добровольному государственному страхованию в колхозах и в хозяйствах граждан (скота, сельхозпосевов, имущества, жизни и др.)12.

В рассматриваемый период данную комиссию возглавляли: 1951-1955 гг. -Л. В. Каяшев; 1955-1963 гг. - А. И. Сапего; с 1963 г. - В. И. Поелуев.

В ведение Комиссии по промышленности и транспорту входило рассмотрение проектов плана развития народного хозяйства республики в области промышленности, транспорта, строительства и коммунального хозяйства. Комиссия давала заключение о выполнении плана за прошедший год и вносила предложения и замечания по этим вопросам на рассмотрение Верховного Совета Мордовской АССР. Она должна была оказывать содействие в улучшении работы промышленных предприятий республики вне зависимости от подведомственности и уровня подчиненности; содействовать развитию отраслей промышленности и максимальному использованию местных видов продовольственного сырья, строительных материалов, топлива, отходов союзно-республиканской промышленности для рас-

Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета Мордовской Автономной Советской Социали-

стической Республики // Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Пятая сессия пятого созыва

(1-2 декабря 1960 года): стеногр. отчет. С. 166-167.

Там же. С. 166-167. Там же. С. 167-168. Там же.С. 168.

У

10

11

ширения производства товаров народного потребления; повышению производительности труда, повышению технического уровня всех отраслей промышленности и строительства; укреплению трудовой дисциплины; улучшению условий труда; соблюдению трудового законодательства; правильному подбору, воспитанию и расстановке руководящих, инженерно-технических кадров; максимальному использованию местных ресурсов производственного сырья, строительных материалов; организации предприятий по бытовому обслуживанию населения; производству предметов народного потребления. Кроме того, комиссия должна была принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий по коммунальному хозяйству и благоустройству, в планировке и реконструкции городов и населенных пунктов, содействовать развитию жилищного строительства, коммунальных предприятий, электрификации, газификации, водоснабжения, канализации, дорожно-мостового строительства, содействовать улучшению и развитию работы транспорта, в строительстве новых и ремонте существующих дорог, мостов и переправ13.

В рассматриваемый период данную комиссию возглавляли: М. И. Морозов (19571959 гг.); С. В. Кайманов (1959-1960 гг.). В связи с выбытием за пределы республики С. В. Кайманова в 1960 г. председателем комиссии был избран В. Н. Мартынов.

Комиссия по сельскому хозяйству должна была принимать участие и вносить предложения при составлении плана развития сельского хозяйства в колхозах и совхозах Мордовской республики, содействовать дальнейшему всемерному внедрению в сельскохозяйственное производство новейших достижений советской сельскохозяйственной науки, широкому распространению передового опыта колхозов и совхозов

в возделывании высокоурожайных культур, содействовать высокопроизводительному использованию сельскохозяйственной техники в колхозах, совхозах и РТС, повышению продукции животноводства, разведению породистого скота, созданию прочной кормовой базы, улучшению луговых угодий и пастбищ и выполнению планов строительства животноводческих помещений и силосных сооружений.

В Положении особо фиксировалась такая функция Комиссии по сельскому хозяйству, как содействие неуклонному соблюдению Устава сельскохозяйственной артели, организационно-хозяйственному укреплению колхозов и совхозов, укреплению трудовой дисциплины. Также комиссия должна была содействовать повышению производительности труда во всех отраслях сельского хозяйства, систематическому снижению затрат труда и средств на единицу производимой продукции и снижению ее себестоимости, дальнейшему подъему материального и культурного уровня жизни тружеников социалистического сельского хозяйства республики, широкому развертыванию социалистического соревнования в колхозах и совхозах республики14. В 1957-1963 гг. данную комиссию возглавлял И. И. Санаев.

В функции Комиссии по торговле и общественному питанию включались: предварительное рассмотрение проекта плана развития народного хозяйства в области торговли и общественного питания в республике, принятие участия в подготовке материалов по вопросам торговли, общественного питания, заготовок, производства, увеличения торговой сети, вносимых на рассмотрение Верховного Совета или Президиума Верховного Совета, или Совета министров республики, оказание содействия торгующим организациям в улучшении государственной, кооперативной и

Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета Мордовской Автономной Советской Социали-

стической Республики // Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Пятая сессия пятого созыва (1-2 декабря 1960 года): стеногр. отчет. С. 168-169. Там же. С. 169-170.

13

14

колхозной торговли и общественного питания в городах и сельской местности республики, в успешном выполнении ими планов товарооборота, в благоустройстве рынков, в деле внедрения новых прогрессивных форм и специализации торговой сети, в правильном планировании и завозе товаров в торговую сеть, содействие организации общественного контроля за соблюдением правил советской торговли, улучшению и увеличению ассортимента товаров в торговой сети и обеспечению культурного обслуживания покупателей, изжитию все еще имеющихся фактов растрат и хищений и др.15 С 1960 по 1963 г. председателем комиссии была М. П. Дербеденева.

Комиссии по культуре и быту Верховного Совета Мордовской АССР в рамках своего направления деятельности (в основном социальной составляющей экономической сферы республики) отводились следующие функции: предварительно рассматривала проекты планов развития народного хозяйства республики в области просвещения, культуры, здравоохранения и социального обеспечения; содействовала развитию сети школ, детских, культурно-просветительных и лечебных учреждений; оказывала содействие органам народного образования в строительстве помещений для школ и других детских учреждений, развитии общественной инициативы в деле укрепления учебно-материальной базы школ; наблюдала за выполнением плана строительства объектов социально-культурных и бытовых учреждений. Следила за проведением в жизнь постановлений правительства о льготах и преимуществах, установленных для специалистов, работающих в сельской местности; содействовала проведению в жизнь постановлений правительства СССР об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, об усилении охра-

ны материнства и детства и награждении многодетных матерей орденами и медалями; наблюдала за точным проведением в жизнь законодательства по пенсионному обеспечению и социальному страхованию, за созданием нормальных бытовых условий инвалидам войны, труда, семьям погибших воинов и др.16 Кроме того, комиссия осуществляла контроль над жилищным строительством, благоустройством районных центров и т. д. Председателем данной комиссии с 1957 г. избирался Н. И. Лобанов.

Существовавшие в рассматриваемый период постоянные комиссии были реальными органами самоуправления, влияли на содержание планов социально-экономического развития региона, отчетов по их реализации и утверждали бюджет. Их деятельность была широко представлена в средствах массовой информации, где представители постоянных комиссий часто приглашались для обсуждения важных направлений развития республики. Неоднократно постоянные комиссии оперативно вносили конкретные рекомендации для решения важных управленческих вопросов местного социально-экономического развития [3].

Значимость деятельности постоянных комиссий подчеркивается особым вниманием Верховного Совета республики к их рекомендациям и замечаниям. В качестве подтверждения отметим, что в докладах членов Правительства в обязательном порядке фигурировал анализ выполнения замечаний постоянных комиссий, если таковые имелись. Например, в заключительном выступлении председателя Совета министров Мордовской АССР И. П. Астайкина на второй сессии Верховного Совета шестого созыва (28-29 января 1964 г.) первым пунктом был обозначен вопрос «О критических замечаниях, сделанных в адрес Совета министров, министерств и ведомств Мор-

Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета Мордовской Автономной Советской Социали-

стической Республики // Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Пятая сессия пятого созыва (1-2 декабря 1960 года): стеногр. отчет. С. 171-172. Там же. С. 166-167.

15

довской АССР». А именно в комиссиях и на сессии Верховного Совета были высказаны серьезные, критические замечания в адрес плановых и финансовых органов республики. Депутаты указывали, что плановые органы недостаточно вскрывают резервы и возможности, таящиеся в недрах народного хозяйства, и не проявляют должной заботы об использовании этих резервов и возможностей. Депутаты указывали также, что плановые органы допускают ошибки при определении главных направлений в развитии хозяйства отдельных районов и зон республики. Финансовые органы республики подверглись критике за то, что они не проявили нужной настойчивости в выполнении бюджета по всем доходным источникам, не приняли должных мер к повышению уровня контрольно-ревизионной работы, допустили нарушение закона о сельхозналоге. Бюджетная комиссия и выступившие депутаты указали на серьезные недостатки в работе Министерства коммунального хозяйства, Управления бытового обслуживания, Управления по делам строительства и архитектуры, Управления по строительству и ремонту автомобильных дорог, Управления кинофикации, конторы «Мордпроекта», треста «Коммунстрой» и некоторых других республиканских организаций и ведомств17.

И. П. Астайкиным эти замечания были оценены как совершенно справедливые. Далее он заверил депутатов, что «...Совет Министров МАССР тщательно рассмотрит все критические замечания и примет необходимые меры к улучшению работы Совета Министров МАССР в целом и всех его работников в отдельности. Совет Министров МАССР глубоко изучит состояние работы в Госплане МАССР, Министерстве финансов МАССР и их местных органах и примет меры к устранению недостатков, допущенных в их работе. Совет Мини-

стров МАССР выражает надежду, что руководители Госплана тт. Есин, Певзнер и Блинникова и руководители Министерства финансов тт. Вождаев, Филеткин и Ше-паксов сделают нужные выводы для себя лично и примут меры к улучшению работы плановых и финансовых органов республики... Совет Министров Мордовской АССР рассмотрит итоги работы этих и других министерств и ведомств за 1963 г. и примет необходимые меры к улучшению их работы. Совет Министров МАССР надеется, что руководители этих министерств и ведомств -тт. Иванов, Ховряков, Челмакин, Мудров, Терехин, Ягодин, Науменко - сделают серьезные выводы лично для себя и сделают все от них зависящее для улучшения работы министерств и ведомств, во главе которых они поставлены»18.

Необходимо отметить, что Верховный Совет МАССР занимался вопросами, относящимися к общереспубликанскому уровню. В деятельности местных Советов была своя специфика, заключавшаяся в решении повседневных и среднесрочных вопросов и проблем [2]. Кроме того, откладывали отпечаток местные специфические условия, например природно-географические, наличие на подведомственной территории промышленных предприятий, состояние трудовых ресурсов и т. д.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате существенных преобразований в области управления в 19501960-е гг. в СССР произошли важные изменения в деятельности Советов. Прежде всего возрождались демократические основы их деятельности: коллегиальность в принятии решений, вовлечение в работу населения, отчетность деятельности, альтернативность выборов, а также расширение прав и полномочий. Централизованный характер преобразований системы Советов определил аналогичность и единство орга-

17 Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Вторая сессия (28-29 января 1964 года) шестого созыва: стеногр. отчет. Саранск, 1964. С. 113-114.

18 Там же.

низационных форм высшего звена системы Советов СССР и РСФСР.

Верховный Совет Мордовской АССР как значимое звено в системе Советов и высший орган государственной власти республики имел четкую структурную организацию, что позволило быстро перестроиться по новым принципам работы. Обновленный состав Верховного Совета организовал деятельность постоянных комиссий, обеспечивавших контроль об-

щественности над деятельностью всего аппарата управления. Последующее расширение прав и полномочий обеспечило участие местных Советов в планировании социально-экономического развития и утверждении бюджетов исходя из местных потребностей. Реорганизация системы управления была призвана обеспечить эффективную реализацию полномочий в сфере управления социально-экономической жизнью республики.

Список источников

1. Бикейкин Е. Н. Аграрная модернизация во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг.: региональный дискурс: (по материалам Марийской, Мордовской и Чувашской АССР): моногр. Саранск: НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия, 2016. 278 с.

2. Моисеев Е. В. От реформ к истокам кризиса. Социально-экономическое развитие Мордовии во второй половине 1960-х - середине 1980-х гг. М., 2000. 246 с.

3. Морозова Ю. М. Верховный Совет Мордовии, 1938-1944 гг.: формирование, состав, основные направления деятельности, историко-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Мытищи, 2009.

4. Пиксаев А. О. Расцвет социалистической демократии // Курсом ленинским верным. Говорят делегаты XXVI съезда КПСС. Саранск, 1981. С. 141-152.

5. Учватов П. С. Совет министров - Правительство Мордовской АССР (К 75-летию со времени образования) // Центр и периферия. 2022. № 2. С. 56-64.

References

1. Bikeikin E. N. Agrarian modernization in the second half of the 1950s - early 1960s: regional discourse : (Based on the materials of Mar., Mordovia. and Chuvash. ASSR). Research Institute of the Humanities under the Government of the Republic of Mordovia. Saransk, 2016. (In Russ.)

2. Moiseev E. V. From reforms to the origins of the crisis. Socio-economic development of Mordovia in the second half of the 1960s - mid-1980s. Moscow, 2000, 246 p. (In Russ.)

3. Morozova Yu. M. The Supreme Council of Mordovia, 1938 - 1944: formation, composition, main activities, historical and legal research. Abstract of Cand. Sci. (Law) Dissertation. Mytishchi, 2009. (In Russ.)

4. Pixaev A. O. The heyday of socialist democracy. Lenin's faithful course. Say the delegates of the XXV I Congress of the CPSU. Saransk, 1981. (In Russ.)

5. Uchvatov P. S. The Council of Ministers - the Government of the Mordovian ASSR (To the 75th anniversary of its formation). Center and Periphery. Research Institute of the Humanities under the Government of the Republic of Mordovia. 2022; 2: 56-64. (In Russ.)

Поступила 13.07.2022.

Сведения об авторах

Бикейкин Евгений Николаевич - заместитель директора - ученый секретарь, доктор исторических наук, доцент, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Саранск, Россия). Сфера научных интересов - актуальные проблемы отечественной истории ХХ в. и философии кризиса; аграрная история Среднего Поволжья во второй половине ХХ в.; приложение теоретико-методологического инструментария философии кризиса к конкретно-историческим проблемам. Автор более 190 научных и учебно-методических работ по проблемам региональной истории, философии кризиса. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7301-0264.

E-mail: inst.gum.nauk@e-mordovia.ru

Першина Татьяна Анатольевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической истории и информационных технологий/ Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Сфера научных интересов - социальная история и историческая демография. Автор более 40 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8774-3370.

E-mail: 730791@bk.ru

Submitted 13.07.2022.

About the authors

Eugeny N. Bikeikin - Deputy Director - Scientific Secretary, Research Institute of the Humanities under the Government of the Republic of Mordovia (Saransk, Russia). Research interests: actual problems of the national history of the 20th century and the philosophy of the crisis; agrarian history of the Middle Volga region in the second half of the 20th century; application of theoretical and methodological tools of the philosophy of the crisis to concrete historical problems. The author of more than 190 scientific and educational works on the problems of regional history, philosophy of the crisis. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7301-0264.

E-mail: inst.gum.nauk@e-mordovia.ru

Tatiana A. Pershina - Candidate of History, Associate Professor of the Department of Economic History and Information Technologies, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: social history and historical demography. The author of more than 40 scientific and educational works. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8774-3370.

E-mail: 730791@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.