Научная статья на тему 'СОСТАВ СОВЕТА МИНИСТРОВ АССР В ПЕРИОД РЕФОРМ 1985-1991 ГГ.: ИЗМЕНЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВИИ)'

СОСТАВ СОВЕТА МИНИСТРОВ АССР В ПЕРИОД РЕФОРМ 1985-1991 ГГ.: ИЗМЕНЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
509
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / "ПЕРЕСТРОЙКА" / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / СОВЕТ МИНИСТРОВ / МИНИСТЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ / СОВЕТСКО-ПАРТИЙНАЯ ЭЛИТА / МОРДОВСКАЯ АССР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бикейкин Е.Н., Учватов П.С.

В статье на примере высшего органа государственного управления автономной республики - Совета Министров Мордовской АССР - рассматривается кадровый руководящий состав исполнительных и распорядительных органов власти на региональном уровне. Анализируется трансформация состава Совета Министров в последние годы существования СССР. Инициированные генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым реформы затронули практически все сферы жизни общества, включая функционирование государственного управления. При этом система власти Мордовии обладала некоторыми особенностями, во многом связанными с консервативностью и внешней сплоченностью региональных элит, которые в то же время были вынуждены реагировать на происходящие в стране процессы. За выбранный в статье хронологический период действовало два состава Совета Министров, которые были сформированы 15 марта 1985 г. на первой сессии Верховного Совета МАССР 11-го созыва и 10 апреля 1990 г. на первой сессии Верховного Совета МАССР 12-го созыва. Авторами приводятся данные о возрасте, социальном происхождении, национальности, образовательном уровне, времени нахождения на должностях членов Правительства МАССР. При подготовке статьи использовались материалы из фондов Центрального государственного архива Республики Мордовия, региональной печати, опубликованных воспоминаний участников событий, а также биографические сведения о советско-партийных и хозяйственных руководителях из открытых источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITION OF THE COUNCIL OF MINISTERS OF ASSR AT A TIME OF REFORM OF 1985-1991: CHANGES AND MAIN FEATURES (ON THE EXAMPLE OF MORDOVIA)

In the article the senior management of the regional executive and administrative authority as an example of the supreme body of State governance of an autonomous republic - the Council of Ministers of the Mordovian Autonomous Soviet Socialist Republic is considered. The changes in the Council of Ministers in the last years of the existence of the USSR is analyzed. The reforms initiated by the General Secretary of the CPSU Central Committee M.S. Gorbachev affected practically all sectors of society, including the functioning of public administration. Meanwhile, the system of power in Mordovia had some peculiarities, largely associated with the conservatism and external cohesion of the regional elites, which have had to respond to processes in the country at the same time. In the chronological period selected in the article, there were two compositions of the Council of Ministers, which were formed on March 15, 1985 at the first session of the MASSR Supreme Council of the 11th convocation and on April 10, 1990 at the first session of the MASSR Supreme Council of the 12th convocation. The authors provide information about age, social origin, nationality, educational level, tenure for members of the MASSR Government. In preparing the article, materials from the funds of the Central State Archives of the Republic of Mordovia, the regional press, published memoirs of participants in the events, as well as biographical information about the Soviet, Party and economic leaders from open sources were used.

Текст научной работы на тему «СОСТАВ СОВЕТА МИНИСТРОВ АССР В ПЕРИОД РЕФОРМ 1985-1991 ГГ.: ИЗМЕНЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВИИ)»

DOI: 10.18287/2542-0445-2021-27-3-17-29 CD

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 94(47).084.9+353

Дата поступления: 11.05.2021 рецензирования: 18.06.2021 принятия: 26.08.2021

Состав Совета Министров АССР в период реформ 1985-1991 гг.: изменения и основные характеристики (на примере Мордовии)

Е.Н. Бикейкин

НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, г. Саранск, Российская Федерация E-mail: bikeykin1977@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7301-0264

П.С. Учватов

НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, г. Саранск, Российская Федерация E-mail: uchvatov.pavel@yandex.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9993-7415

Аннотация: В статье на примере высшего органа государственного управления автономной республики -Совета Министров Мордовской АССР - рассматривается кадровый руководящий состав исполнительных и распорядительных органов власти на региональном уровне. Анализируется трансформация состава Совета Министров в последние годы существования СССР. Инициированные генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым реформы затронули практически все сферы жизни общества, включая функционирование государственного управления. При этом система власти Мордовии обладала некоторыми особенностями, во многом связанными с консервативностью и внешней сплоченностью региональных элит, которые в то же время были вынуждены реагировать на происходящие в стране процессы. За выбранный в статье хронологический период действовало два состава Совета Министров, которые были сформированы 15 марта 1985 г. на первой сессии Верховного Совета МАССР 11-го созыва и 10 апреля 1990 г. на первой сессии Верховного Совета МАССР 12-го созыва. Авторами приводятся данные о возрасте, социальном происхождении, национальности, образовательном уровне, времени нахождения на должностях членов Правительства МАССР. При подготовке статьи использовались материалы из фондов Центрального государственного архива Республики Мордовия, региональной печати, опубликованных воспоминаний участников событий, а также биографические сведения о советско-партийных и хозяйственных руководителях из открытых источников.

Ключевые слова: региональная власть; «перестройка»; органы государственного управления; Совет Министров; министерство; государственный комитет; советско-партийная элита; Мордовская АССР.

Цитирование. Бикейкин Е.Н., Учватов П.С. Состав Совета Министров АССР в период реформ 1985-1991 гг.: изменения и основные характеристики (на примере Мордовии) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27, № 3. С. 17-29. DOI: http://doi.org/10.12287/2542-0445-2021-27-3-17-29. Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

© Бикейкин Е.Н., Учватов П.С., 2021

Евгений Николаевич Бикейкин - доктор исторических наук, доцент, заместитель директора - ученый секретарь ГКУ РМ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия», 430005, Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Л. Толстого, 3.

Павел Сергеевич Учватов - кандидат исторических наук, главный научный сотрудник - заведующий отделом региональных исследований и этнологии ГКУ РМ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия», 430005, Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Л. Толстого, 3.

SCIENTIFIC ARTICLE

Submitted: 11.05.2021 Revised: 18.06.2021 Accepted: 26.08.2021

Composition of the Council of Ministers of ASSR at a time of reform of 19851991: changes and main features (on the example of Mordovia)

E.N. Bikeykin

Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia, Saransk, Russian Federation

E-mail: bikeykin1977@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7301-0264

P.S. Uchvatov

Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia, Saransk, Russian Federation

E-mail: uchvatov.pavel@yandex.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9993-7415

Abstract: In the article the senior management of the regional executive and administrative authority as an example of the supreme body of State governance of an autonomous republic - the Council of Ministers of the Mordovian Autonomous Soviet Socialist Republic is considered. The changes in the Council of Ministers in the last years of the existence of the USSR is analyzed. The reforms initiated by the General Secretary of the CPSU Central Committee M.S. Gorbachev affected practically all sectors of society, including the functioning of public administration. Meanwhile, the system of power in Mordovia had some peculiarities, largely associated with the conservatism and external cohesion of the regional

elites, which have had to respond to processes in the country at the same time. In the chronological period selected in the article, there were two compositions of the Council of Ministers, which were formed on March 15, 1985 at the first session of the MASSR Supreme Council of the 11th convocation and on April 10, 1990 at the first session of the MASSR Supreme Council of the 12th convocation. The authors provide information about age, social origin, nationality, educational level, tenure for members of the MASSR Government. In preparing the article, materials from the funds of the Central State Archives of the Republic of Mordovia, the regional press, published memoirs of participants in the events, as well as biographical information about the Soviet, Party and economic leaders from open sources were used. Key words: regional authorities; «Perestroika»; public administration; Council of Ministers; ministry; state committee; Soviet and Party elite; Mordovian ASSR.

Citation. Bikeykin E.N., Uchvatov P.S. Composition of the Council of Ministers of ASSR at a time of reform of 1985— 1991: changes and main features (on the example of Mordovia). Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, 2021, vol. 27, no. 3, pp. 17-29. DOI: http://doi. org/10.18287/2542-0445-2021-27-3-17-29. (In Russ.)

Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interest.

© Bikeykin E.N., Uchvatov P.S., 2021

Evgeny N. Bikeykin - Doctor of Historical Sciences, associate professor, Deputy Director - Academic Secretary, Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia, 3, L. Tolstoy Street, Saransk, 430005, Republic of Mordovia, Russian Federation.

Pavel S. Uchvatov - Candidate of Historical Sciences, Principal Researcher - Head of the Department of Regional Studies and Ethnology, Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia, 3, L. Tolstoy Street, Saransk, 430005, Republic of Mordovia, Russian Federation.

Введение и историография темы

За последние десятилетия как на уровне федерального центра, так и регионов с регулярностью осуществляются попытки реформирования системы и структуры органов исполнительной власти. Поиск более эффективного устройства государственной власти определяет актуальность обращения к относительно недавней, советской истории. Представляется бесспорным, что учет советского опыта функционирования государственного управления, его сильных и слабых сторон может быть полезным для успешного развития современной системы власти. В этом плане интересным представляется анализ трансформации руководящего состава органов государственного управления, происходившей на региональном уровне.

Объектом исследования данной статьи выбран Совет Министров Мордовской АССР - высший исполнительный и распорядительный орган (Правительство) автономной республики. Занимая центральное положение в регионе, Совет Министров касался развития практически всех сфер жизни общества, начиная от промышленности и сельского хозяйства и заканчивая вопросами обеспечения общественной безопасности. В силу статуса Совета Министров все изменения в его составе наглядно отражали процессы, происходившие в кадровой политике и внутри системы управления в целом. Хронологические рамки статьи определены второй половиной 1980-х - 1991 гг. и охватывают период инициированных генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым реформ, за которыми последовал распад СССР.

Научных работ, посвященных функционированию советов министров и иных органов государственного управления автономных республик РСФСР в позднесоветские годы, было издано относительно немного. Отдельные труды (преимущественно юридического характера) на эту тему подготовлены еще советскими учеными [Кебеков 1981; Тарнапольский 1983], однако в историче-

ской науке проблема получила свое отражение лишь в постперестроечной России.

Так, высшим исполнительным и распорядительным органам власти АССР был посвящен ряд опубликованных за последние годы работ, в которых анализируются вопросы функционирования, деятельности, кадрового состава советов министров, их правового статуса, а также историография проблемы. В частности, можно выделить научные статьи, посвященные совету министров Мордовской [Учватов 2016; Учватов 2020] и Чувашской АССР [Гвоздев 2020; Гвоздев 2021]. Сведения об исполнительной власти Татарской АССР, включая Совет Министров и подчиненные ему ведомства, кратко систематизированы в справочнике «Центральные органы государственной власти и управления Татарстана (1920-2020 гг.)» (Центральные органы государственной власти и управления Татарстана..., с. 103-188). Некоторые подробности из деятельности исторических личностей, входивших в состав Совета Министров МАССР «позднего социализма», содержатся в научных и научно-публицистических работах, посвященных биографиям советских и хозяйственных руководителей (Утешев 2017) [Житаев 2020].

Для избранной темы имеет значение также ряд трудов, посвященный общественно-политическому развитию Мордовии, положению властных структур и советско-партийных элит, их исторической роли в эпоху реформ. Первые попытки осмысления данной проблемы стали предприниматься еще в начале 1990-х гг. [Доленко, Юрченков 1991]. Однако в наиболее систематизированном виде общественную систему региона в последние годы советской власти, положение старой номенклатуры, процессы, происходившие в том числе в руководстве Совета Министров МАССР, охарактеризовали Ж.Д. Кониченко и В.А. Юрченков в монографии «На пороге реформ: общественно-политическая жизнь Мордовии в первой половине 1990-х годов» [Кониченко, Юрченков 2006, с. 18-65].

Впоследствии данная тематика также получила развитие в исследовании Г.В. Огриной [Огрина 2013 б] (Огрина 2013 а).

Отдельно следует отметить также научные труды, посвященные состоянию и развитию региональной советско-партийной номенклатуры, частью которой являлись входившие в состав Совета Министров руководители. Так, весомый вклад в изучение данного вопроса внес пермский историк и политолог В.П. Мохов [Мохов 2003; Мохов

2013], который уделяет большое внимание таким проблемам, как становление и развитие номенклатуры, значение социального происхождения региональных лидеров, рекрутирование новых членов верхнего слоя региональной бюрократии и т. д. Для исследования социального портрета руководителей региональных органов власти представляет интерес коллективная монография «Элиты Самарской (Куйбышевской) области в 1960-е -1990-е гг.» [Элиты Самарской (Куйбышевской) области. 2014]. Авторы книги обращаются к классификации региональной правящей элиты последних трех десятилетий советской истории, различным факторам ее существования, проблемам ротации номенклатурных кадров. Эта же проблематика нашла отклик в статьях самарских историков П.С. Кабытова и А.А. Мякотина [Кабытов, Мяко-тин 2013 а; Кабытов, Мякотин 2013 б; Мякотин

2014]. Ряд выявленных в данных работах тенденций в развитии правящей региональной элиты характерен не только для Самарской области, но и для многих других областей РСФСР.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что, несмотря на непосредственную близость исследуемого периода к нашему времени, в изучении советов министров автономных республик РСФСР и, в частности, трансформации их кадрового состава сегодня все еще остается немало пробелов, требующих более детального рассмотрения. Перед современным исследователем стоят задачи объективного осмысления функционирования органов государственного управления позднесоветского периода, анализа основных тенденций и изменений, существовавших в руководящем управленческом составе на региональном уровне.

Особенности состава Совета Министров МАССР в 1985-1990 гг.

К 1985 г. Правительство Мордовской АССР обладало прочно сформировавшимся, достаточно стабильным составом, ядро которого составляли опытные советско-партийные и хозяйственные функционеры, длительное время находившиеся в системе власти. Всего в высшем исполнительном и распорядительном государственном органе МАССР, образованном 15 марта 1985 г. на первой сессии Верховного Совета 11 созыва, было 34 человека (Первая сессия ВС МАССР 11 созыва, с. 117-119) (см. таблицу 1).

Довольно значительную часть (в 1985 г. - 17,6 % от общего состава) в Правительстве составляло руководство - председатель Совета Министров и его заместители. С 1978 г. должность председателя занимал В.С. Учайкин (Мордовия: энцикл. Т. 2, с. 443), деятельность которого до назначения на этот пост в основном была связана с аграрной отраслью. Длительное время работавший на руководящих должностях, В.С. Учайкин был человеком системы и имел репутацию «крепкого хозяйственника» (Гуслянников 2019, с. 87). Его немалым достоинством как главы Правительства было умение отстаивать интересы своего региона в высоких московских кабинетах, добиваться выделения средств для решения экономических проблем республики; например, бывший советский работник А.А. Утешев приводит сведения, что в этих вопросах ему благоволил заместитель председателя Совета Министров СССР, председатель Госплана СССР Н.К. Байбаков (Утешев 2017, с. 31). По воспоминаниям партийного и советского руководителя Н.И. Бойнова, В.С. Учайкин хорошо усвоил свою роль и обязанности, с подчиненными был лояльным и внимательным: «Как правило, ему хватало такта выслушать своего собеседника, а затем уже делать те или иные оценки. Хотя я не всегда разделял его позиции, не соглашался с ним по отдельным вопросам, а в некоторых случаях открыто высказывал в его адрес критические оценки, от которых он иногда был не в восторге» (Бойнов 2012, с. 686). Как опытного, прекрасно знающего свою работу руководителя вспоминает председателя Совета Министров и П.Е. Сенькин, в 1980-х гг. - заместитель прокурора МАССР: «Вопросы заседания Совета Министров готовились очень тщательно, чувствовалось, что Учайкин сам до мелочей прорабатывал их и был в курсе каждой обсуждаемой проблемы, не прощал никому поверхностного подхода и демагогии в выступлениях» (Сенькин 2018, с. 106). В.С. Учайкин был близок к первому секретарю Мордовского обкома КПСС А.И. Березину (занимал эту должность в 1971-1990 гг.) и полностью устраивал его на посту руководителя Правительства.

В 1985 г. у председателя Совета Министров было 2 первых заместителя (Н.А. Байков, А.П. Бра-гин) и 3 обычных (В.И. Антохин, А.Г. Морозова, А.И. Попов). Некоторые из них, курируя определенное направление, одновременно возглавляли один из ключевых органов государственного управления: высокий статус первого заместителя председателя Правительства имел руководитель Госагропрома автономной республики А.П. Бра-гин, должности заместителя председателя Совета Министров и председателя Госплана также совмещал А.И. Попов. С одной стороны, это приводило к увеличению числа заместителей главы Правительства, но с другой - такая властная конструкция повышала возможности руководителя в отстаивании интересов своей отрасли.

В состав Правительства также входили министры, председатели государственных комитетов,

начальник Аптечного управления и управляющий делами Совета Министров. Должность последнего, на первый взгляд незаметная, имела довольно большое значение: этот чиновник отвечал не только за слаженную работу аппарата Правительства, но и за прием высокопоставленных гостей из Москвы и регионов, организацию торжественных приемов, банкетов, подарков и т. д. Этот пост на протяжении почти 13 лет (1979-1992) занимал опытный советско-партийный работник Ю.В. Попков (Мордовия: энцикл. Т. 2, с. 188).

Общая численность членов Совета Министров постепенно возрастала со второй половины 1960-х гг.: если в 1967 г. Совет Министров включал 26 членов (Первая сессия ВС МАССР 7 созыва, с. 141-143), то в 1975 г. - 31 (Первая сессия ВС МАССР 9 созыва, с. 49-50), в 1980 г. -33 (Первая сессия ВС МАССР 10 созыва, с. 107108). Эта тенденция продолжалась и в первые годы «перестройки». Так, за 1986-1987 гг. в состав Правительства были включены председатель Госкомитета по физической культуре и спорту А.С. Грачев (Четвертая сессия ВС МАССР 11 созыва, с. 103), председатель Госкомитета по профессионально-техническому образованию В.А. Вальков (Шестая сессия ВС МАССР 11 созыва, с. 92, 110), начальник Управления хлебопекарной и макаронной промышленности В.Г. Киушкин (Третья сессия ВС МАССР 11 созыва, с. 99). Однако наиболее значительная реорганизация органов государственного управления была осуществлена в 1988 г. Тогда были образованы Госкомитет по охране природы (председателем стал Н.И. Шанжаев) и Министерство народного образования (министром был назначен В.А. Вальков), а также упразднены многие старые ведомства: Министерство мелиорации и водного хозяйства, Министерство бытового обслуживания населения, Министерство топливной промышленности, Министерство лесного хозяйства, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство местной промышленности, Госкомитет по кинофикации, Аптечное управление (ЦГА РМ. Ф. Р-234. Оп. 10. Д. 1022. Л. 20-21).

В результате численность членов Правительства значительно сократилась, и Совет Министров, образованный 10 апреля 1990 г., включал 26 человек -на 8 меньше по сравнению с 1985 г. (Первая сессия ВС МАССР 12 созыва, с. 184-186) (см. таблицу 2). Пост председателя сохранил за собой В.С. Учай-кин. Возросло значение его первого заместителя, который остался единственным в структуре Правительства - этот пост занял А.Ф. Чижиков, переведенный в Совет Министров из Мордовского обкома КПСС. На должности заместителей председателя Совета Министров были назначены В.А. Кечкин, Н.А. Байков, М.Ф. Ковшов и А.Г. Морозова. Всего из предыдущего Совета Министров 1985 г. в новом Правительстве сохранили места лишь 8 человек (В.С. Учайкин, Н.А. Байков, А.Г. Морозова, Н.Я. Наумкин, В.Г. Киушкин, А.А. Долгачев,

И.Г. Сыркин, И.Ф. Виканов), при этом у некоторых из них изменились должности.

В то же время, как уже отмечалось выше, до проведенных реорганизаций органов власти конца 1980-х гг. управленческий корпус автономной республики отличался стабильностью. Если рассматривать Совет Министров 1985 г., то из его состава лишь 4 руководителя (11,7 %) занимали свои должности на протяжении от 2 до 5 лет, в то время как 15 (44,1 %) - от 5 до 10 лет, а 9 (26,4 %) -от 10 до 15 лет. 6 руководителей (17,6 %) работали на одной из той же должности 15 и более лет (Н.И. Ховряков, В.В. Кирдяшкин, министр финансов Н.И. Лаврентьев, министр юстиции М.Д. Фомичев, председатель Госкомитета по труду И.Ф. Виканов, председатель Госкомитета по ценам О.И. Шебалдина) (Мордовия: энцикл. Т. 1, с. 123, 143, 145, 155, 179, 180, 205, 289, 317, 382, 397, 400, 432, 464, 478, 485, 533; Т. 2, с. 60, 67, 83, 96, 188, 218, 270, 385, 443, 471, 482, 486, 487, 512, 523). Некоторые высокопоставленные советские служащие могли перемещаться с одного поста на другой, являясь членами Совета Министров еще с 1960-х гг. (например, В.П. Бочкарев работал министром культуры в 1962-1973 гг., затем, в 1973-1986 гг., возглавлял Госкомитет по телевидению и радиовещанию (Мордовия: энцикл. Т. 1, с. 179-180); в общей сложности он входил в состав Совета Министров на протяжении почти 24 лет).

Особенностью Правительства 1985 г. является возраст входивших в него руководителей - к этому времени давал о себе знать постепенный процесс «старения» высших управленческих кадров. Так, лишь 2 руководителя (5,9 %) имели возраст от 30 до 40 лет, 7 (20,5 %) относились к категории от 40 до 50 лет, 17 (50 %) - от 50 до 60 лет. В Совет Министров также входили 8 опытных управленцев (23,5 %) 60 и более лет (Мордовия: энцикл. Т. 1, с. 123, 143, 145, 155, 179, 180, 205, 289, 317, 382, 397, 400, 432, 464, 478, 485, 533; Т. 2, с. 60, 67, 83, 96, 188, 218, 270, 385, 443, 471, 482, 486, 487, 512, 523).

Но, несмотря на значительное число руководителей пенсионного и предпенсионного возраста, следует согласиться с утверждением, что в отличие от высшей советской и партийной элиты страны в случае с региональными управленцами нельзя говорить о формировании «геронтократии» [Элиты Самарской (Куйбышевской) области... 2014, с. 87]. Так, средний возраст членов Совета Министров МАССР в 1985 г. составлял 53 года. Все входившие в Правительство МАССР управленцы, вне зависимости от заслуг, формального и неформального положения в номенклатурной системе, профессиональных качеств и т. д., отправлялись на пенсию по достижении определенного возраста, и во второй половине 1980-х гг. в высшем исполнительном и распорядительном органе автономной республики не было ни одного руководителя старше 65 лет.

Уход на пенсию руководителей, долгие годы находившихся на своих постах, стал дополнительным фактором обновления состава Совета Министров в конце 1980-х гг. Им часто предоставляли возможность поработать еще несколько лет после достижения 60-летнего возраста; некоторые также получали новые, менее ответственные должности. Именно в это время были освобождены от занимаемых постов в связи с достижением пенсионного возраста министр просвещения В.В. Кирдяшкин (на момент ухода ему исполнилось 65 лет) (Третья сессия ВС МАССР 11 созыва, с. 83), председатель Комитета народного контроля М.Т. Храмов (62 года) (Вторая сессия ВС МАССР 11 созыва, с. 84-85), министр здравоохранения А.И. Кулагин (62 года) (Вторая сессия ВС МАССР 11 созыва, с. 84-85), председатель Госкомитета по телевидению и радиовещанию В.П. Бочкарев (62 года) (Пятая сессия ВС МАССР 11 созыва, с. 94-95), министр местной промышленности Н.И. Ховря-ков (63 года) (Пятая сессия ВС МАССР 11 созыва, с. 94-95), председатель КГБ В.Н. Ашутов (62 года) (Шестая сессия ВС МАССР 11 созыва, с. 91-92).

Совет Министров, сформированный в 1990 г., включал лишь одного человека старше 60 лет (Ю.В. Попков), хотя достаточно много руководителей относились к категории от 50 до 60 лет (Мордовия: энцикл. Т. 1, с. 145, 150, 191, 201, 205, 243, 262, 289, 392, 395, 400, 407, 422; Т. 2, с. 60, 83, 84, 188, 385, 389, 443, 509, 520; Текущий архив отдела истории НИИГН; ЦГА РМ. Ф. 269-П. Оп. 31. Д. 16. Л. 2; Оп. 49. Д. 36. Л. 141-142; Оп. 60. Д. 142. Л. 1-8). Средний возраст членов Правительства составил 51 год, то есть почти не отличался от аналогичной характеристики Совета Министров 1985 г. Но более половины членов Совета Министров 1990 г. назначались впервые либо имели стаж работы в своих должностях не более 1,5 лет (Первая сессия ВС МАССР 12 созыва, с. 56).

Если обратиться к национальности членов Совета Министров, то будет видно, что большинство в правительствах 1985 и 1990 гг. составляли русские. В 1985 г. их было 21 человек (61,7 %); мордвы было 13 (38,2 %), в том числе 3 мокшан и 9 эрзян (неизвестно, к какому субэтносу принадлежал 1 человек) (Мордовия: энцикл. Т. 1, с. 123, 143, 145, 155, 179, 180, 205, 289, 317, 382, 397, 400, 432, 464, 478, 485, 533; Т. 2, с. 60, 67, 83, 96, 188, 218, 270, 385, 443, 471, 482, 486, 487, 512, 523). В 1990 г. русских в Совете Министров было 14 (53,8 %), мордвы - 11 (42,3 %), в том числе 3 мокшан и 8 эрзян, а также в состав Правительства входил 1 украинец (3,8 %) (Мордовия: энцикл. Т. 1, с. 145, 150, 191, 201, 205, 243, 262, 289, 392, 395, 400, 407, 422; Т. 2, с. 60, 83, 84, 188, 385, 389, 443, 509, 520; Текущий архив отдела истории НИИГН; ЦГА РМ. Ф. 269-П. Оп. 31. Д. 16. Л. 2; Оп. 49. Д. 36. Л. 141-142; Оп. 60. Д. 142. Л. 1-8). При этом в автономной республике продолжал сохраняться негласный принцип о назначении представителей коренной национальности на определенные долж-

ности, связанные с политикой или идеологией. Так, мордвой по национальности были председатель Совета Министров, ряд его заместителей, министры культуры и просвещения (народного образования), председатель Госкомитета по телевидению и радиовещанию и др.

По социальному происхождению основную часть высшего органа государственного управления представляли выходцы из семей крестьян, в чем проявлялось традиционное преобладание в республике аграрного сектора. В 1985 г. членов Совета Министров, происходивших из крестьян, было 21 (61,7 %), из служащих - 11 (32,3 %), совсем немного было выходцев из рабочего класса -2 (5,9 %). Особо нужно выделить, что из состава Совета Министров, включавшего 34 человек, лишь 5 родились в городах, остальные же являлись уроженцами сельской местности (Мордовия: энцикл. Т. 1, с. 123, 143, 145, 155, 179, 180, 205, 289, 317, 382, 397, 400, 432, 464, 478, 485, 533; Т. 2, с. 60, 67, 83, 96, 188, 218, 270, 385, 443, 471, 482, 486, 487, 512, 523). К 1990 г. ситуация изменилась мало: выходцев из крестьян в Правительстве было 14 (53,8 %), из служащих - 10 (38,5 %), из рабочих - 1 (3,8 %); происхождение 1 руководителя (3,8 %) неизвестно. Уроженцами городов при этом были только 2 члена Совета Министров (неизвестно, в каком населенном пункте родился

1 человек) (Мордовия: энцикл. Т. 1, с. 145, 150, 191, 201, 205, 243, 262, 289, 392, 395, 400, 407, 422; Т. 2, с. 60, 83, 84, 188, 385, 389, 443, 509, 520; Текущий архив отдела истории НИИГН; ЦГА РМ. Ф. 269-П.

Оп. 31. Д. 16. Л. 2; Оп. 49. Д. 36. Л. 141-142; Оп. 60. Д. 142. Л. 1-8).

Обязательным условием для занятия должности уровня руководителя министерства или иного республиканского ведомства являлось наличие у кандидата высшего образования, и все члены Совета Министров обладали дипломами об окончании вузов. В 1985 г. 19 из них (55,9 %) имели только общее высшее образование, 5 (14,7 %) - только партийное, 10 (29,4 %) - и общее, и партийное.

2 человека, входившие в Правительство (В.В. Кир-дяшкин, И.Ф. Виканов), являлись кандидатами наук (Мордовия: энцикл. Т. 1, с. 123, 143, 145, 155, 179, 180, 205, 289, 317, 382, 397, 400, 432, 464, 478, 485, 533; Т. 2, с. 60, 67, 83, 96, 188, 218, 270, 385, 443, 471, 482, 486, 487, 512, 523). В Совете Министров 1990 г. 16 руководителей (61,5 %) обладали только общим высшим образованием, 1 (3,8 %) -только партийным, 9 (34,6 %) - и общим, и партийным (Мордовия: энцикл. Т. 1, с. 145, 150, 191, 201, 205, 243, 262, 289, 392, 395, 400, 407, 422; Т. 2, с. 60, 83, 84, 188, 385, 389, 443, 509, 520; Текущий архив отдела истории НИИГН; ЦГА РМ. Ф. 269-П. Оп. 31. Д. 16. Л. 2; Оп. 49. Д. 36. Л. 141-142; Оп. 60. Д. 142. Л. 1-8).

Особое внимание следует уделить вопросу о рекрутировании новых кадров на руководящие управленческие посты. Советская, хозяйственная и партийная элиты были настолько тесно перепле-

тены между собой, что иногда достаточно трудно провести четкую классификацию руководителей по их принадлежности к той или иной группе номенклатуры, но условно можно разделить членов Совета Министров на несколько категорий в зависимости от их предыдущей основной линии работы.

Из состава 1985 г. 17 человек, ранее занимавших должности в системе КПСС, так или иначе можно отнести к партийной бюрократии и/или политическому руководству республики. Но лишь 3 из них являлись партийными деятелями, в биографиях которых преобладала работа в райкомах и обкоме КПСС. Остальных можно назвать советско-партийной или хозяйственно-партийной элитой - эти управленцы часто переходили из «партийной обоймы» на советскую и производственную работу или наоборот. В Совете Министров 1990 г. руководителей из этой группы было 12, в том числе 2 человека, ранее находившихся почти на одной партийной работе.

Следующей категорией были чистые хозяйственники, администраторы и специалисты, которые, как правило, на протяжении всей своей трудовой биографии работали в одной отрасли народного хозяйства, не занимая партийных должностей. Чаще всего пост министра или председателя госкомитета оказывался для них закономерной вершиной карьеры в рамках автономной республики. Таких управленцев в Совете Министров 1985 г. насчитывалось 14, а в Совете Министров 1990 г. - 12.

Обособленное положение занимали руководители правоохранительной системы - представители органов внутренних дел, прокуратуры (юстиции), государственной безопасности. В Совете Министров 1985 г. из было 3 человека, в Правительстве 1990 г. - 2.

Перевод руководителя с партийной работы на советскую или хозяйственную не обязательно означал понижение в должности. Например, прогресс в карьере получали секретари райкомов и горкомов КПСС, назначаемые в Совет Министров и различные республиканские ведомства (А.Г. Морозова до назначения на пост заместителя председателя Совета Министров работала первым секретарем Дубенского райкома КПСС (Мордовия: энцикл. Т. 2, с. 60), председатель Госплана А.И. Попов - первым секретарем Ардатовского райкома (Мордовия: энцикл. Т. 2, с. 188), министр пищевой промышленности В.Г. Киушкин - вторым секретарем Ковылкинского горкома (Мордовия: энцикл. Т. 1, с. 400)). Несколько сложнее с точки зрения успеха в продвижении по должностной лестнице бывает дать оценку в случае перевода чиновника в Совет Министров из системы обкома КПСС. Как правило, для заведующего отделом обкома партии перевод на позицию руководителя государственного ведомства, соответствующего его профилю, оказывался понижением. Однако пост заместителя председателя Правительства считал-

ся более высокой должностью, чем заведующего отделом обкома КПСС.

Такое положение изменилось лишь на рубеже 1980-х - 1990-х гг., когда некоторые представители партийной номенклатуры, чувствуя назревающие перемены, стремились попасть на советские должности. Например, как уже отмечалось, из системы обкома КПСС в Совет Министров перешел

A.Ф. Чижиков, долгое время работавший на партийных должностях (Мордовия: энцикл. Т. 2, с. 509). В 1990 г. министром юстиции автономной республики стал В.И. Верюлин, возглавлявший государственно-правовой отдел обкома КПСС (Мордовия: энцикл. Т. 1, с. 201). Более массовым это явление стало со второй половины 1990 г.

Назначения в Совет Министров, производившиеся с советских и хозяйственных должностей, в большинстве случаев являлись повышениями. Так, однозначным успехом для советского управленца был перевод в одно из региональных ведомств с поста председателя исполкома районного Совета депутатов трудящихся (с этой позиции в Совет Министров пришли, например, министр социального обеспечения Т.Г. Пятанова (Мордовия: энцикл. Т. 2, с. 218), министр просвещения

B.В. Кирдяшкин (Мордовия: энцикл. Т. 1, с. 397)). В то же время относительно редко осуществлялись логичные на первый взгляд повышения с поста заместителя министра, что говорит об относительно невысокой ценности этого поста с точки зрения продвижения по системе советской должностной иерархии.

Наконец, характеризуя состав Правительства, нужно учитывать еще одно важное обстоятельство, связанное со спецификой Мордовской АССР. Значительный вес в системе региональной власти в целом, равно как и в Совете Министров в рассматриваемый период, имели советские и партийные деятели, вместе с которыми работал

A.И. Березин в период своего руководства Атя-шевским и Дубенским райкомами КПСС в 1961 -1967 гг. В Совете Министров к ним относились

B.С. Учайкин, первый заместитель председателя Правительства А.П. Брагин, министр сельского хозяйства, а затем первый заместитель председателя Госагропрома И.П. Железнов, министр здравоохранения А.И. Кулагин, министр культуры Н.Я. Наумкин. Президент Мордовской ССР В.Д. Гуслянников (1991-1993 гг.) так пишет о партийном лидере республики в своих мемуарах: «Его окружал ближний круг людей, который сформировался вокруг него во время работы секретарем райкома в Атяшевском районе. Этот район Анатолий Иванович считал "своим". Самым заметным человеком в этой группировке был Василий Семенович Учайкин» (Гуслянников 2019, с. 86-87). В эпоху «позднего социализма» представители этой группы номенклатуры получали высокие должности как в обкоме партии, так и в Совете Министров автономной республики.

Изменения в составе Совета Министров в последние годы существования советской системы (1990-1991).

Несмотря на то что инициированные союзным центром перемены длительное время не находили широкого отклика в общественно-политической жизни Мордовии и в целом незначительно отражались на руководящем кадровом составе, на исходе советского исторического периода ситуация кардинальным образом изменилась. В республике начали разворачиваться демократические процессы, резко возросла политизация населения [Огри-на 2013 б, с. 90]. Обком партии, десятилетиями являвшийся «стержнем» властной системы в регионе, стремительно терял свой авторитет и влияние. В 1990 г. многолетний партийный лидер республики А.И. Березин покинул пост первого секретаря Мордовского обкома КПСС, а затем и председателя Верховного Совета МАССР (Третья (внеочередная) сессия ВС МАССР 12 созыва, с. 93).

В этих условиях неожиданно возросло значение Совета Министров и в особенности его председателя. На непродолжительное время Правительство фактически превратилось в опору для консервативно настроенных властных групп, представители которых прилагали усилия для перехода на должности в советской системе. Председатель Совета Министров В.С. Учайкин в своем выступлении на сессии Верховного Совета МАССР в марте 1991 г. говорил о сильном давлении, которое оказывалось на него со стороны ряда руководящих товарищей из Верховного Совета и партийных органов власти. Так, на должность управляющего делами Совета Министров ему навязывали сначала секретаря обкома КПСС И.С. Цыганка, затем первого секретаря Саранского горкома партии Н.А. Уткина. Пытались устроиться в систему Совета Министров и другие партийные функционеры; по словам В.С. Учайкина, без просьбы в аппарат Правительства был принят только бывший секретарь Саранского горкома КПСС О.П. Калет-кин (Мордовия. 1991. 29 марта).

23 марта 1991 г. Верховный Совет принял постановление об освобождении В.С. Учайкина от должности председателя Совета Министров по его личному заявлению (Мордовия). Еще в конце 1990 г. позиции главы Правительства сильно пошатнулись, и его отставку вряд ли можно было назвать добровольной. Не вдаваясь в подробности этих событий, следует отметить, что ими сумели грамотно воспользоваться председатель Верховного Совета Н.В. Бирюков с его сторонниками и так называемые «обновленцы» - влиятельная группа депутатов Верховного Совета из представителей партийной номенклатуры, выдвинувшихся относительно недавно и стремившихся сместить старых руководителей из окружения А.И. Березина. 13 марта 1991 г. они опубликовали заявление с обвинениями Правительства МССР и персонально его председателя в отсутствии четкой программы действий (Советская Мордовия), которое, судя по

всему, сыграло значительную роль в последовавшей затем резонансной отставке председателя Совета Министров.

Но «обновленцам» не удалось продавить назначение на пост главы Правительства своего кандидата. Вопреки их протестному голосованию новым председателем Совета Министров стал малоизвестный на республиканском уровне первый секретарь Ковылкинского горкома Коммунистической партии РСФСР А.А. Паулов, рассматривавшийся как человек, полностью зависимый от быстро набиравшего влияние Н.В. Бирюкова. В одном из своих интервью А.А. Паулов признавался, что никогда не помышлял о столь высокой и ответственной должности и даже не собирался за нее бороться. В наиболее лаконичном виде его позиция выразилась в словах: «Коль уже народные депутаты оказали мне доверие, то буду работать» (Мордовия). Однако, по мнению Ж.Д. Кониченко и В.А. Юрченкова, назначение А.А. Паулова, несмотря на его слабость, было знаковым событием: если отставка В.С. Учайкина сама по себе представлялась лишь уходом одной из фигур прежней команды, то выдвижение А.А. Паулова можно было расценивать как некий этап в развитии региональной власти, означавший формирование нового поколения правящей элиты [Кониченко, Юрченков 2006, с. 40].

А.А. Паулов не обладал ни опытом управления на республиканском уровне, ни достаточным авторитетом в номенклатурной среде, и вопреки требованиям закона ему не удалось сформировать новый состав Совета Министров. Из-за противодействия со стороны многих депутатов Верховного Совета были проведены в жизнь лишь некоторые решения, приведшие к отставке некоторых должностных лиц: в апреле 1991 г. Совет Министров покинули Н.А. Байков, Н.Я. Наумкин, И.Г. Сыркин, В.А. Вальков, а отдельные члены старого Правительства (А.Ф. Чижиков, В.Ф. Солтаганов) остались на своих постах вопреки желанию А.А. Паулова, фактически навязанные Верховным Советом (Мордовия).

Нет смысла приводить качественные характеристики постоянно меняющегося состава Совета Министров за этот краткосрочный период. Из новых руководителей, вошедших в Правительство, были заместители председателя Совета Министров В.Н. Тарасов, П.Д. Грузнов; министры: народного образования - М.И. Учеваткин, культуры -П.В. Криворотов; председатели госкомитетов: по экономике - П.В. Шичкин, по строительству и архитектуре - В.В. Годунов, по делам молодежи, физкультуре и спорту - В.Д. Сироткин. Также у двоих руководителей, которые ранее входили в состав Совета Министров, сменились названия должностей - В.А. Кечкин стал заместителем председателя (без приставки «первый»), И.Ф. Ви-канов - министром труда и занятости населения (Мордовия. 1991. 19 апреля). В последующие месяцы замены в руководящем составе исполнитель-

ных и распорядительных органов республики продолжались, однако новый Совет Министров так и не был сформирован.

Таким образом, прежний состав Правительства продолжал действовать в видоизменном варианте, раздираемый внутренними конфликтами. Центральный орган государственного управления МССР становился местом политической борьбы и интриг, порой принимавших публичную форму, что не могло не сказываться на качестве его работы и состоянии экономики региона. Еще более усугубил ситуацию несчастный случай, произошедший с А.А. Пауловым осенью 1991 г., после которого обязанности председателя Правительства был вынужден исполнять один из его заместителей. Выступая в конце 1991 г. в качестве одного из претендентов на пост президента республики, П.Д. Грузнов коротко и очень жестко охарактеризовал работу Совета Министров, в котором на тот момент занимал высокую должность: «Его на самом деле нет» (Саранские вести). Хотя это и было явным преувеличением, однако в последние месяцы существования СССР власть в республике, включая Совет Министров, все больше погружалась в кризис, выхода из которого пока не было видно.

Заключение

В период реформ 1985-1991 гг. состав высшего органа государственного управления МАССР

подвергся трансформации, хотя в данном случае можно говорить скорее о замене отдельных фигур, нежели о радикальной смене руководящих советских кадров. В то же время проведение экономических и политических реформ, инициированных союзным центром, не могло не отразиться на состоянии региональных органов власти. Отчасти перемены связывались и с естественным «старением» элит, уходом многих руководителей по причине достижения пенсионного возраста. Однако на примере Совета Министров Мордовской автономной республики видно, что высшая прослойка региональной бюрократии изменялась постепенно, некоторым образом сопротивляясь обновлению властной системы. И хотя с конца 1980-х гг. и особенно в 1990-1991 гг. старая партийная номенклатура начала утрачивать контроль над происходящими процессами, до определенного времени перемены затрагивали состав Совета Министров относительно слабо. Примечательно, что этому способствовал не только консерватизм многих депутатов Верховного Совета - выходцев из номенклатурной среды, но и борьба, начавшаяся между отдельными элитными группами. В результате вплоть до конца 1991 г. региональным властям не удалось окончательно сформировать новое Правительство, несмотря на смену председателя и отдельных должностных лиц.

Таблица 1

Состав Совета Министров МАССР по состоянию на 15 марта 1985 г.

Table 1

Composition of the Council of Ministers of the Mordovian ASSR as of March 15, 1985

Должность Руководители / годы нахождения на должности

1. Председатель Совета Министров В.С. Учайкин (1978-1991)

2. Первый заместитель председателя Совета Министров А.П. Брагин (1983-1989)

3. Первый заместитель председателя Совета Министров Н.А. Байков (1984-1988)

4. Заместитель председателя Совета Министров В.И. Антохин (1984-1988)

5. Заместитель председателя Совета Министров А.Г. Морозова (1985-1991)

6. Заместитель председателя Совета Министров -председатель Госплана А.И. Попов (1975-1988)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Министр бытового обслуживания населения Н.И. Ховряков (1966-1986)

8. Министр внутренних дел Н.С. Хорьков (1983-1989)

9. Министр жилищно-коммунального хозяйства К.М. Калинин (1983-1988)

10. Министр здравоохранения А.И. Кулагин (1978-1985)

Окончание таблицы 1

Должность Руководители / годы нахождения на должности

11. Министр культуры Н.Я. Наумкин (1985-1991)

12. Министр лесного хозяйства П.А. Безруков (1979-1988)

13. Министр мелиорации и водного хозяйства В.Ф. Рындин (1980 -1987)

14. Министр местной промышленности И.П. Никишин (1979-1988)

15. Министр пищевой промышленности В.Г. Киушкин (1977-1985)

16. Министр просвещения В.В. Кирдяшкин (1960-1986)

17. Министр сельского хозяйства И.П. Железнов (1978-1985)

18. Министр социального обеспечения Т.Г. Пятанова (1978-1989)

19. Министр топливной промышленности А.Д. Ледяйкин (1984-1988)

20. Министр торговли А.В. Чистяков (1974-1987)

21. Министр финансов Н.И. Лаврентьев (1971-1990)

22. Министр юстиции М.Д. Фомичев (1974-1990)

23. Председатель Государственного комитета по делам издательств, полиграфии и книжной торговли А.А. Долгачев (1985-1992)

24. Председатель Государственного комитета по делам строительства И.Г. Сыркин (1981-1991)

25. Председатель Государственного комитета по кинофикации Н.П. Мурзакаев (1972-1986)

26. Председатель Государственного комитета по материально-техническому снабжению Е.И. Мелентьев (1979-1988)

27. Председатель Государственного комитета по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства В.Н. Швецов (1977-1985)

28. Председатель Государственного комитета по телевидению и радиовещанию В.П. Бочкарев(1973-1986)

29. Председатель Государственного комитета по труду И.Ф. Виканов (1979-1995)

30. Председатель Государственного комитета по ценам О.И. Шебалдина (1971-1986)

31. Председатель Комитета государственной безопасности В.Н. Ашутов (1972-1987)

32. Начальник Аптечного управления Совета министров В.А. Коротков(1982-1988)

33. Председатель Комитета народного контроля М.Т. Храмов (1979-1985)

34. Управляющий делами Совета Министров Ю.В. Попков (1979-1992)

Таблица 2

Состав Совета Министров по состоянию на 10 апреля 1990 г.

Table 2

Composition of the Council of Ministers as of April 10, 1990

Должность Руководители / годы нахождения на должности

1. Председатель Совета Министров В.С. Учайкин (1978-1991)

2. Первый заместитель председателя Совета Министров А.Ф. Чижиков (1990-1991)

3. Заместитель председателя Совета Министров -председатель Государственного комитета продовольствия В.А. Кечкин (1989-1991)

4. Заместитель председателя Совета Министров -председатель Госплана Н А. Байков (1988-1991)

5. Заместитель председателя Совета Министров М.Ф. Ковшов (1989-1991)

6. Заместитель председателя Совета Министров А.Г. Морозова (1985-1991)

7. Министр внутренних дел В.Ф. Солтаганов (1989-1992)

8. Министр здравоохранения А.И. Кондратьев (1985-1992)

9. Министр культуры Н.Я. Наумкин (1985-1991)

10. Министр народного образования В.А. Вальков (1988-1991)

11. Министр социального обеспечения В.И. Баринов (1989)

12. Министр торговли Е.Н. Бульенов (1987-1991)

13. Министр финансов В.И. Кедров (1990-1998)

14. Министр юстиции В.И. Верюлин (с 1990)

15. Председатель Государственного комитета по делам издательств, полиграфии и книжной торговли А.А. Долгачев (1985-1992)

16. Председатель Государственного комитета по делам строительства И Г. Сыркин (1981 - 1991)

17. Председатель Государственного комитета по охране природы Н.И. Шанжаев (1988-1992)

18. Председатель Государственного комитета по телевидению и радиовещанию В.В. Емелькин (1990-1992)

19. Председатель Государственного комитета по труду и социальным вопросам И.Ф. Виканов (1979-1995)

20. Председатель Государственного комитета по физической культуре и спорту А С. Грачев (1986-1991)

21. Председатель Государственного комитета по ценам Г.И. Исаева (с 1986)

22. Председатель Комитета государственной безопасности Н.Г. Табачук (1987-1992)

23. Начальник Производственно-технического управления связи В.Е. Голубцов (с 1990)

24. Генеральный директор территориального производственного объединения «Мордовхлебпром» В.Г. Киушкин (с 1990)

25. Генеральный директор производственного объединения «Мордовстройматериалы» Б.А. Байков (с 1990)

26. Управляющий делами Совета министров Ю.В. Попков (1979-1992)

Материалы исследования

Бойнов 2012 - Бойнов Н.И. О себе и времени. 2-е изд., доп. Саранск, 2012. - 824 с. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=19981644.

Вторая сессия ВС МАССР 11 созыва - Вторая сессия Верховного Совета Мордовской АССР 11 созыва. 20 декабря 1985 г.: стеногр. отчет / Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. 132 с.

Гуслянников 2019 - Гуслянников В.Д. Теория надежности: автобиографический очерк. Саранск: Голованов, 2019. 160 с., ил.

Мордовия - Мордовия: газета. 1991.

Мордовия: энцикл. Т. 1 - Мордовия: энциклопедия: в 2 т. / редкол.: А.И. Сухарев, В.А. Юрченков, П.П. Кузнецов [и др.] / НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. Т. 1. 540 с.

Мордовия: энцикл. Т. 2 - Мордовия: энциклопедия: в 2 т. / редкол.: А.И. Сухарев, В.А. Юрченков, П.П. Кузнецов [и др.] / НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. Т. 2. 550 с.

Огрина 2013 а - ОгринаГ.В. Мордовия в годы перестройки (1985-1991 гг.): власть и общество: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Чебоксары, 2013. 242 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22342285.

Первая сессия ВС МАССР 7 созыва - Первая сессия Верховного Совета Мордовской АССР 7 созыва. 7 апреля 1967 г.: стеногр. отчет. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967. 109 с.

Первая сессия ВС МАССР 9 созыва - Первая сессия Верховного Совета Мордовской АССР 9 созыва. 2 июля 1975 г.: стеногр. отчет. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. 112 с.

Первая сессия ВС МАССР 10 созыва - Первая сессия Верховного Совета Мордовской АССР 10 созыва. 21 марта 1980 г.: стеногр. отчет. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. 180 с.

Первая сессия ВС МАССР 11 созыва - Первая сессия Верховного Совета Мордовской АССР 11 созыва. 15 марта

1985 г.: стеногр. отчет. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. 160 с.

Первая сессия ВС МАССР 12 созыва - Первая сессия Верховного Совета Мордовской АССР 12 созыва. 10 апреля 1990 г.: стеногр. отчет. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. 224 с.

Пятая сессия ВС МАССР 11 созыва - Пятая сессия Верховного Совета Мордовской АССР одиннадцатого созыва. 12 декабря 1986 г.: стеногр. отчет. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. 116 с.

Саранские вести - Саранские вести. 1991. 10 дек.

Сенькин 2018 - Сенькин П.Е. Жизнь в строчках: автобиогр. очерк. Саранск: Изд. Константин Шапкарин, 2018. 184 с.

Советская Мордовия - Советская Мордовия. 1991.

Текущий архив отдела истории НИИГН - Текущий архив отдела истории НИИГН. Сульдина Л.В. Емелькин Владимир Васильевич // Текущий архив отдела истории НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.

Третья сессия ВС МАССР 11 созыва - Третья сессия Верховного Совета Мордовской АССР 11 созыва. 26 апреля

1986 г.: стеногр. отчет. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. 104 с.

Третья (внеочередная) сессия ВС МАССР 12 созыва - Третья (внеочередная) сессия Верховного Совета Мордовской АССР 12 созыва. 16 октября 1990 г.: стеногр. отчет. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. 111 с.

Утешев 2017 - Утешев А.А. Учайкин Василий Семенович / Люди долга и чести: альманах [редкол.: Н.С. Крутов (пред.) и др.; сост.: В.С. Учайкин и др.]. Саранск, 2017. Вып. 2. С. 17-41.

ЦГА РМ - Центральный государственный архив Республики Мордовия.

Центральные органы государственной власти и управления Татарстана - Центральные органы государственной власти и управления Татарстана (1920-2020 гг.): научно-справочное издание [иллюстрированное]. Казань: Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, 2017. 400 с., 16 с. ил.

Четвертая сессия ВС МАССР 11 созыва - Четвертая сессия Верховного Совета Мордовской АССР 11 созыва. 11 июля 1986 г.: стеногр. отчет. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. 120 с.

Шестая сессия ВС МАССР 11 созыва - Шестая сессия Верховного Совета Мордовской АССР 11 созыва. 15 июля

1987 г. : стеногр. отчет. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. 120 с.

Библиографический список

Гвоздев 2020 - Гвоздев В.А. Правовая основа деятельности Совета Министров Чувашской АССР (конец 1970-х - начало 1990-х годов // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2020. Т. 6, № 4 (24). С. 332-339. DOI: http://doi.org/10.30914/2411-3522-2020-6-4-332-338.

Гвоздев 2021 - Гвоздев В.А. Организационная структура аппарата Совета Министров Чувашской АССР в 1980-е гг. // Вестник Чувашского университета. 2021. № 2. С. 27-35. DOI: http://doi.org/10.47026/1810-1909-2021-2-27-35.

Доленко, Юрченков 1991 - Доленко Д.В., Юрченков В.А. Бюрократия и общество: история и современность. Саранск, 1991. 44 с.

Житаев 2020 -ЖитаевА.Л. Бочкарев Василий Петрович: «...Я горжусь, что родился и вырос в Советской стране» // Центр и периферия. 2020. № 1. С. 102-107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42744634.

Кабытов, Мякотин 2013 а - Кабытов П.С., Мякотин А.А. Историография административно-хозяйственной элиты Куйбышевской (Самарской) области в 1960-1990-е гг. // Вестник Самарского государственного университета.

2013. № 8-2 (109). С. 189-202. URL: https://www.elibraiy.ru/item.asp?id=2088647L

Кабытов, Мякотин 2013 б - Кабытов П.С., Мякотин А.А. Источники изучения партийно-номенклатурной и хозяйственной элиты Куйбышевской / Самарской области в 1960-1990-е гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 5. С. 242-246. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20843134; http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2013/2013_5_242_246.pdf.

Кебеков 1981 - Кебеков М.Х. Органы государственного управления АССР Москва: Юрид. лит., 1981. 104 с.

Кониченко, Юрченков 2006 - Кониченко Ж.Д., Юрченков В.А. На пороге реформ: Общественно-политическая жизнь Мордовии в первой половине 1990-х годов / НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2006. С. 18-65. URL: http://www.niign.ru/knigi/na-poroge-reform.pdf; https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=19699829.

Мохов 2003 -Мохов В.П. Региональная политическая элита России (1945-1991 годы). Пермь: Пермское книжное изд-во, 2003. 240 с. URL: https://socioline.ru/pages/vp-mohov-regionalnaya-politicheskaya-elita-rossii.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мохов 2013 - Мохов В.П. Базовые идеологемы рекрутирования в советскую субрегиональную номенклатуру в 1970-е-1980-е гг. // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура, история, философия, право. 2013. № 8. С. 7-16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19115048.

Мякотин 2014 - Мякотин А.А. Кадры партийно-хозяйственного управления в 1960-1991 гг. (по материалам Куйбышевской области) // Самарский земский сборник. 2014. № 1 (24). С. 45-53. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=38713351.

Огрина 2013 б - Огрина Г.В. Общественно-политические трансформации советского социума в период перестройки: региональный аспект (на примере Мордовии) // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2013. Т. 28, № 4. С. 84-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21023207.

Тарнапольский 1983 - Тарнапольский Р.И. Конституционные основы правового положения Совета Министров АССР. Казань: Изд-во Казанского университета, 1983. 120 с.

Учватов 2016 - Учватов П.С. Трансформация региональной элиты в 1970-х-первой половине 1980-х гг.: Совет Министров Мордовской АССР // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2016. № 1 (37). С. 49-60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25751147.

Учватов 2020 - Учватов П.С. Управление сельским хозяйством как одно из приоритетных направлений деятельности Совета Министров Мордовской АССР (1934-1991 гг.) // Региональное измерение аграрной модернизации в России: материалы VIII Всерос. (XVI региональной) с междунар. участием конф. историков-аграрников Среднего Поволжья / НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2020. С. 478-486. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44058569.

Элиты Самарской (Куйбышевской) области... 2014 - Элиты Самарской (Куйбышевской) области в 1960-е -1990-е гг. Очерки истории: коллективная монография / под ред. П.С. Кабытова. Самара: Самарский университет,

2014. 240 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23256886; http://repo.ssau.ru/handle/Monografii/Elity-Samarskoi-Kuibyshevskoi-oblasti-v-19601990e-gody-Elektronnyi-resurs-ocherki-istorii-kollektiv-monogr-77601 ?mode=full.

References

Gvozdev 2020 - Gvozdev V.A. (2020) Legal basis for the activities of the Council of Ministers of the Chuvash ASSR (late 1970s - early 1990s). Vestnik of the Mari State University. Chapter «History. Law», vol. 6, no. 4 (24), pp. 332-338. DOI: http://doi.org/10.30914/2411-3522-2020-6-4-332-338. (In Russ.)

Gvozdev 2021 - Gvozdev V.A. (2021) Organizational structure of the Chuvash ASSR Council of Ministers's Apparatus in the 1980s. Vestnik Chuvashskogo Universiteta = Bulletin of the Chuvash University, no. 2, pp. 27-35. DOI: http://doi. org/10.47026/1810-1909-2021-2-27-35. (In Russ.)

Dolenko, Yurchenkov 1991 - Dolenko D.V., Yurchenkov V.A. (1991) Bureaucracy and society: history and modernity. Saransk, 44 p. (In Russ.)

Zhitaev 2020 - Zhitaev A.L. (2020) Bochkarev Vasily Petrovich: «...I am proud I was born and grown up in the Soviet State». Centre and Periphery, no. 1, pp. 102-107. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42744634. (In Russ.)

Kabytov, Myakotin 2013 a - Kabytov P.S., Myakotin A.V (2013) Historiography of administrative and economic elite of Kuibyshev (Samara) region in 1960-1980. Vestnik of Samara State University, no. 8-2 (109), pp. 189-202. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20886471. (In Russ.)

Kabytov, Myakotin 2013 b - KabytovP.S., Myakotin A. V. (2013) Sources of studying the party-nomenclature and economic elite of the Kuibishev/Samara region in 1960-1990th. Izvestiya of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, vol. 15, no. 5, pp. 242-246. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20843134; http://www.ssc.smr. ru/media/journals/izvestia/2013/2013_5_242_246.pdf. (In Russ.)

Kebekov 1981 - KebekovM.Kh. (1981) Public administration of ASSR. Moscow: Yurid. lit., 104 p. (In Russ.)

Konichenko, Yurchenkov 2006 - Konichenko Zh.D., Yurchenkov V.A. (2006) On threshold of the reforms: Public and Political Life in Mordovia in the first half of the 1990th. Saransk, pp. 18-65. Available at: http://www.niign.ru/knigi/na-poroge-reform.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19699829. (In Russ.)

Mokhov 2003 - Mokhov V.P. (2003) Regional politic elite of Russia (1945-1991). Perm: Permskoe knizhnoe izd-vo, 240 p. Available at: https://socioline.ru/pages/vp-mohov-regionalnaya-politicheskaya-elita-rossii. (In Russ.)

Mokhov 2013 - Mokhov V.P. (2013) Basic ideological constructions (ideologemes) of recruitment into the Soviet subregional top bureaucracy in 1970s - 1980s. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Kul'tura, istoriya, filosofiya, pravo, no. 8, pp. 7-16. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19115048. (In Russ.)

Myakotin 2014 - Myakotin A.A. Personnel of party and economic management in 1960-1991 (on the materials of the Kuibyshev region). Samarskii zemskii sbornik, no. 1 (24), pp. 45-53. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=38713351. (In Russ.)

Ogrina 2013 b - Ogrina G. V (2013) Social and political transformations of Soviet society during the perestroika period: regional aspect (by the example of Mordovia). Bulletin of the Research Institute of the Humanities by the Government ofthe Republic of Mordovia, vol. 28, no. 4, pp. 84-94. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21023207. (In Russ.).

Tarnapolsky 1983 - Tarnapolsky R.I. (1983) The constitutional grounds for the legal status of the Council of Ministers of ASSR. Kazan: Izd-vo Kazanskogo universiteta, 120 p. (In Russ.)

Uchvatov 2016 - Uchvatov P.S. (2016) Transformation of the regional elite in 1970s - the first half of 1980s: the Soviet of Ministers of the Mordovian ASSR. Bulletin of the Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia, no. 1 (37), pp. 49-60. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25751147. (In Russ.)

Uchvatov 2020 - Uchvatov P.S. (2020) Agricultural management as one of the leading direction of activity of the Council of Ministers of Mordovian ASSR (1934-1991). In: Regional dimension of agrarian modernization in Russia: proceedings of the VIII All-Russian (XVI regional) conference with international participation of the Middle Volga Region agricultural historians. Saransk, pp. 478-486. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44058569. (In Russ.)

Ruling elites of Kuibyshev (Samara) region... 2014 - Kabytov P.S. (Ed.) (2014) Ruling elites of Kuibyshev (Samara) region in 1960s-1990s. Outlines of history: a collective monograph. Samara: Samarskii universitet, 240 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23256886; http://repo.ssau.ru/handle/Monografii/Elity-Samarskoi-Kuibyshevskoi-oblasti-v-19601990e-gody-Elektronnyi-resurs-ocherki-istorii-kollektiv-monogr-77601?mode=full. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.