кому отделению филфака. Они немножко затруднились дать ответ на вопрос, есть ли у коми-пермяков собственный национальный термин, который можно трактовать как "крепость" или "замок". Они говорят, что есть термин, который означает "убежище", но он очень редко употреблялся и в языке почти не зафиксирован, только в каком-то достаточно старом "словнике" XIX века.
(Шутова Н.И.) А вот у удмуртов есть еще «уч им». «Уч им» мы1 сейчас переводим как "селище".
(Иванов А.Г.) Уч им — это место стары1х поселений. Насчет "калы"' у меня есть сомнения, что этот термин использовалось финно-уграми широко. Но это возможно ,, точно так же, как татары1 назвали Гурья-кар -"Гурьякала". То есть это, возможно, произошло при расселении булгар или татар на территорию Пермской области. О том, что наряду с "кар" существовал термин "кала" нужны1 лингвистические доказательства.
(Белавин А.М.) Да, на мой взгляд, нужно обратиться к лингвистам и попытаться совместно с ними определить всю эту терминологию. У филологов есть свои доказательств а-если имеется название, значит использовалось. А хронологически они идут за нами. Хотя А. С. Кривоще-кова-Гантман мне говорила, что термин "кала" использовался в южном говоре пермяков. У южны1х пермяков вообще достаточно много тюркских терминов используются, часть из них, вероятно, еще с булгарских времен, или, что вернее с орды1нских, так как терминыI, видимо, кыпчакизиро-ванныте.
Р.Д.ГОЛДИНА. ВЕРХ-САИНСКОЕ I ГОРОДИЩЕ -СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПРОТОГОРОД НА СРЕДНЕЙ ШАКВЕ
В 1990 г. исполнилось 10 лет стационарным работам на Верх-Саинском I городище, которые ведет Камско-Вятская экспедиция Удмуртского университета. Памятник находится возле д.Шаква Березовского района Пермской области в среднем течении одноименной реки, правого притока р.Сылвы. Городище располагается в устье правого притока р.Шаквы - р.Сан, на мысу высотой 26 м. Площадка подтреугольной формы с напольной стороны площадью 15 тыс. кв.м защищена дугообразным валом длиной 200,высотой 3-4 м и слабозаметным рвом.
Городище находится в центре среднешаквинской группировки средневековых памятников. Вокруг него обнаружены 37 селищ, 4 могильника городища, 7 кладов. Подступы к Верх-Саинскому I городищу с южной стороны, от устья р.Ш аквы - закрывали два сторожевых городка Верх-Саинское П и Кокуй. В 0,8 км от городища Верх-Сая I на этой же террасе находится одноименный могильник, на котором исследовано 102 кургана и более 100 бескурганных захоронений.
На Верх-Саинском I городище исследовано около 10 тыс.кв.м культурного слоя и обнаружено более 10 полуземлянок незначительных размеров (около 16 кв.м) с очага-
© Голдина Р.Д., 1991
ми-каменками в одном из углов, более 180 хозяйственных ям и погребов, около 150 кострищ и более 1300 столбовых ям. Все сооружения располагались тремя улицами вдоль склонов городища и напольного вала. Выявленные остатки группируются более чем в 40 комплексов от наземных жилищ. В центре поселка размещалась круглая в плане, слегка углубленная культовая постройка с мощным очагом.
На памятнике исследовано около 1,6 тыс.кв.м оборонительных сооружений. Стратиграфия напластований свидетельствует о трех строительных периодах в истории укреплений. Первоначально вал шириной до 4 м в основании высотой I м и уклоне 45-60 градусов в сторону поля был сооружен лишь с напольной стороны. Со стороны площадки он был ограничен бревенчатой стеной, укрепленной парами столбов. У подножия вала с напольной стороны отмечен ров шириной 1,52,5 м и глубиной до 0,35 м от уровня материка с плоским дном и наклонными стенками. По характеру находок в основании сооружение вала датируется VI в. Судя по незначительной деформации насыпи, она просуществовала сравнительно недолго и деревянные конструкции ее погибли от пожара.
Во втором периоде напольный вал был подсыпан до высоты 1,5 м и ширины 5,0-5,5 м в основании, по его верху был поставлен частокол из бревен 10-15 см в диаметре. По краю площадки грунт был подрезан, выровнен и на нем установлены бревенчатые срубы шириной до 2,5 м и высотой до 1 м и более. Сверху срубы были заполнены землей, снятой с площадки. В западном углу городища был исследован въезд на городище - разрыв в на-
сыпи вала, укрепленный частоколом. Мощные столбы со стороны площадки указывают на наличие воротных укреплений. Эта система обороны также погибла от пожара при нападении на городище (в слое пожарища обнаружены наконечники стрел).
В третьем строительном периоде были восстановлены земляные валы. Сохранившиеся насыпи этого времени имели высоту 5 и ширину в основании 21 м. На гребне валов зафиксированы остатки бревенчатого частокола. Действительную высоту оборонительной линии восстановить трудно.
На городище собран огромный материал: украшения из цветных металлов, орудия труда и предметы вооружения, изделия из кости и камня. Многочисленна лепная глиняная посуда с примесью в тесте органики и шамота, украшенная резными узорами, гребенчатым штампом, шнуровыми отпечатками, ямками. В погребах городища обнаружены обугленные зерна злаков -ржи, мягкой и карликовой пшеницы, ячменя, полбы-двузернянки, овса. Материал городища позволяет датировать его основной комплекс VI-IX вв.н.э.
В 1,5 км от Верх-Саинского I городища исследованы Бартымское I селище и могильник, имевшие аналогичную Верх-Сае I материальную культуру и прекратившие свое существование в результате вражеского нападения в начале VIII в. В окрестностях этого комплекса памятников в разное время обнаружено 7 серебряных сосудов из Византии, Хорезма, Ирана(?), в одном из сосудов найдены 264 византийских монеты Ираклия (6Ю-64! гг.). В могилах Бартымс-кого и Верх-Саинского могильников
наряду с привозными украшениями из металла и бусами обнаружены монеты из Ирана, Хорезма, Средней Азии, Византии. Большое количество разнообразных привозных предметов свидетельствует о налаженной, хорошо организованной торговле, что возможно только в развитом обществе, располагающем специализированным хозяйством и прибавочным продуктом, который можно было использовать при обмене. Материалы Верх-Саинского могильника демонстрируют также высокую степень имущественного неравенства.
Некоторые особенности Верх-Саинского I городища: размещение его в центре довольно многочисленной среднешаквинской группировки населения эпохи средневековья, изолированность этой группировки от соседних; существование разнообразной системы его защиты - сторожевые городки, закрывающие подступы, а также сложные линии обороны самого городища, уличная планировка сооружений поселка, наличие поселкового культового здания - позволяют считать его одним из древних финно-угорских протогородов Приуралья.
Л.Д.МАКАРОВ.
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОРОДОВ ВЯТСКОЙ ЗЕМЛИ
Проблема возникновения городов Древней Руси на протяжении многих десятилетий остается дискуссионной. Не является исключением и Вятская земля. Камнем преткновения специалистов стала здесь "Повесть о стране Вятской”, содержащая наиболее ранние даты основания городов - конец XII в. Не углубляясь в споры о степени достоверности этого сложного памятника, отметим только, что в последние годы его сведения находят все больше подтверждений в разнообразном материале, в том числе археологическом.
"Повесть" сообщает о постройке НИКУЛИЦЫНА новгородцами на месте вотско-чудского Болванс-кого городка в 1181 (1182, 1187)г. Обнаруженные при раскопках находки определенно свидетельствуют о возникновении русского поселения в конце ХН-ХШ в. Л.П.Гус-саковский склонялся к мысли об изначальности Никулицына как города, но позднее остановился на другой дате - середина-конец XIII в., связав ее с массовым притоком населения на Вятку после монголотатарского нашествия. Действительно, находки и сооружения этого времени с Никульчинского городища наиболее представительны.
Относительно возникновения КОТЕЛЬНИЧА "Повесть" точной даты не дает, указав лишь, что го-
© Макаров Л.Д., 1991