Научная статья на тему 'Городище Шудьякар центр зюздинской группы населения ломоватовской и родановской культур'

Городище Шудьякар центр зюздинской группы населения ломоватовской и родановской культур Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
518
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДИЩЕ ШУДЬЯКАР / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ / ВЕРХОВЬЯ Р. КАМЫ / РОДАНОВСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛОМОВАТОВСКАЯ КУЛЬТУРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Городище Шудьякар центр зюздинской группы населения ломоватовской и родановской культур»

на Вятке есть доевнерусские христианские могильники, а нет ли там мусульманских некрополей домонгольских или ордынского времени.

(Макаров Л.Д.) Такие мне не известны, но они могли быть, правда наверноее в более позднее время.

В.А. КАНАНИН. ГОРОДИЩЕ ШУДЬЯКАР - ЦЕНТР ЗЮЗДИНСКОЙ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ ЛОМОВАТОВСКОЙ И РОДАНОВСКОЙ КУЛЬТУР

Рассматриваемый район охватывает верховья р. Камы протяженностью около 100 км на границе Пермской, Кировской областей и Удмуртии. Заселение верховьев р. Камы началось в VI в. н.э. ломова-товцами, двигавшимися по Каме, в результате чего здесь сформировался один из локальных вариантов (зюздинский) ломоватовской, а затем и родановской культур.

Археологические памятники верховьев р.Камы располагаются неравномерно, компактными груп-пами”куда входят 1-2 городища и могильника и несколько селищ. Совершенно очевидно, что такая группировка не случайна, она отражает реально существовавшую в ту пору хозяйственную и социальную структуру местного населения. Выделяется 10 таких групп, каждая из которых, располагаясь на территории 1,5-3 км в поперечнике, отстояли одна от другой на 820 км. Отдельные группы памятников следует считать, по-видимому, территориями родовых коллективов, а позднее, сформировавшихся на их основе, соседских общин. Отдельные поселения правомерно будет связывать о большесемейными общинами, которые достаточно длительное время сохраняли родовые связи. Традиция группового расселения родственными коллективами про-

© Кананин В.А., 1991 -116-

слеживается у зюздинских коми-пермяков вплоть до середины XX столетия. Да и в настоящее время групповое расположение мелких поселков (зачастую в несколько дво-ров),имеющих общее название, характерно для изучаемого региона. В частности, д. Харино, в окрестностях которой располагается городище Шудьякар и связанные о ним селища, состоит как бы из 4 отдельно отстоящих частей: Кырыд, Пол-гор, Кулига, Шудьякар. Центром зюздинской группы населения, очевидно, являлся Аверинский комплекс памятников, включавший в себя городище Шудьякар, Аверинский могильник (466 погребений) и около двух десятков селищ. Это самый многочисленный комплекс, функционировавший беспрерывно с VI по XIV вв, т.е. в течение всего периода существования здесь памятников ломоватовской и роданов-ской культур.

Городище Шудьякар датируется VI-XIV вв.. Выделяются 2 хронологически различающихся культурных пласта - V1-VII вв. и VIII-XIV вв.. Период наиболее интенсивного функционирования памятника падает на период X-XII вв. Поселение занимает прямоугольный мыс площадью 8,5 тыс.кв.м и высотой 20 м, ограниченный с трех сторон оврагами. Естественную защиту дополняла искусственно возведенная оборонительная система, включавшая о напольной стороны вал и ров и оборонительную траншею, идущую по краю площадки и имевшую замкнутый характер. С внутренней стороны траншея была укреплена достаточно мощным частоколом.

Вскрытые на городище жилища представляли собой слегка углубленные прямоугольные дома наземного типа, площадью 38-41

кв.м, выполненные в срубно-столбовой технике. Пол был земляным. В центре и по углам жилищ размещались круглые или овальные открытые очаги, иногда с каменной обкладкой. Рядом с очагами находились хозяйственные ямы, как правило, небольших размеров.

Среди хозяйственных сооружений можно выделить комплексы, связанные с жилищами, и комплексы, имевшие вполне самостоятельное хозяйственное назначение. К первым относятся очаги, предназначенные для приготовления пищи и обогрева жилищ, ямы для хозяйственно-бытовых отходов и различные по конструкции кладовки и погреба для хранения продуктов. Все кладовки и погреба располагались за пределами жилищ, составляя единый с жилищем комплекс. Интересна находка в одной из кладовок женских украшений. Подобные находки П.Н. Третьяков отмечал на Чаплинском городище, называя их "кладами" связывал наличие таких кладов с принадлежностью хозяйственных построек не большесемейной общине в целом, а отдельным семьям.

На поселении зафиксирована столбовая односкатная постройка производственного назначения. Внутри постройки имелось несколько кострищ и очаг-каменка для выплавки медных и бронзовых изделий, о чем свидетельствуют многочисленные находки фрагментов тиглей, медные шлаки"скопление кальцинированных костей, широко применявшихся в качестве флюса при плавке меди. Сохранились и другие, достаточно выразительные следы металлургического производства и работ, связанных о домашними промыслами.

Суммируя имеющийся по вер-

хокамскому региону материал, можно отметить определенную эволюцию общественных отношений у местного населения. В I тыс. н.э. происходит замена родовых связей соседскими. Основной экономической ячейкой общества становится большая патриархальная семья -при сохранении достаточно прочных родовых традиций. В начале 11тыс. н.э. с развитием пашенного земледелия, значительно индивидуализировавшего труд, усиливается имущественная дифференциация. Более заметным становится процесс разложения первобытнообщинных отношений. В рамках большесемейной общины главную хозяйственную роль начинает играть малая моногамная семья. Вместе с тем, следует думать, что процесс классообра-зования в зюздинском крае приобрел более выраженные черты уже в составе Русского государства.

Н.Б.КРЫЛАСОВА.

НЕКРОПОЛИ

ПРОТОГОРОДОВ

ПРИУРАЛЬЯ

При изучении вопроса о населении протогородов нельзя обойти вниманием могильники, расположенные рядом с ними. Если протогорода являлись древними административными, торговыми, ремесленными центрами, местом обитания племенной знати- это обязательно находит отражение в погребениях.

Как известно, всем крупным городищам, которые можно относить к протогородам, сопутствуют достаточно крупные могильники. Так археологами Перми и Ижевска изучались могильники Телячий Брод, Рождественский, Солдырский могильник Чемшай, расположенные соответственно у гипотетических протогородов Соломатовского на р.Усьва, Рождественского на р.Об-ва, Иднакар на р. Чепца.Известно о существовании могильников у городищ Гурьякар, Анюшкар, которые так же могут быть интерпретированы как протогорода. Таким образом, некрополь следует считать обязательной частью протогородского комплекса.

Как правило могильники расположены на расстоянии от 0,5 до 3 км (в среднем от 0,8 до 1,5 км) от городища, причем родановские могильники находятся, как правило, ниже поселения по течению реки, Солдырский могильник расположен выше Иднакара. Обычно некрополи протогородов имеют черты типичные для большинства могильни-

© Крыласова Н.Б., 1991 -118-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.