Научная статья на тему 'Вербальный и невербальный код: «Сочинение или подчинение»? (на материале web-сайтов)'

Вербальный и невербальный код: «Сочинение или подчинение»? (на материале web-сайтов) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1452
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНЫЙ КОД / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОД / ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ / ВОСПРИЯТИЕ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕКЛАМА / ЭМОЦИИ / VERBAL CODE / NONVERBAL CODE / TYPES OF INFORMATION / PERCEPTION / INTERCONNECTION / INTEGRATION / ADVERTISEMENT / EMOTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каленых Евгения Владимировна

Статья посвящена проблеме соотношения вербального и невербального кода. В ней рассматривается взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов web-сайтов, значение эмоций в процессе восприятия, а также некоторые базовые правила, которые стоит учитывать при создании эффективного рекламного сообщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBAL AND NONVERBAL CODE: «COORDINATION OR SUBORDINATION»? (on the basis of web-sites analysis)

The article is devoted to the problem of correlation of verbal and nonverbal codes. It focuses on interconnection of verbal and nonverbal components of web-sites, the significance of emotions in the process of perception, and some basic rules which are to be taken into account while making the advertisement to be effective.

Текст научной работы на тему «Вербальный и невербальный код: «Сочинение или подчинение»? (на материале web-сайтов)»

УДК 811.93 Е.В. Каленых

ВЕРБАЛЬНЫЙ И НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОД: «СОЧИНЕНИЕ ИЛИ ПОДЧИНЕНИЕ»?

(на материале web-сайтов)

Статья посвящена проблеме соотношения вербального и невербального кода. В ней рассматривается взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов web-сайтов, значение эмоций в процессе восприятия, а также некоторые базовые правила, которые стоит учитывать при создании эффективного рекламного сообщения.

Ключевые слова: вербальный код, невербальный код, типы информации, восприятие, взаимосвязь, взаимодействие, реклама, эмоции.

E.V. ^^пу^

VERBAL AND NONVERBAL CODE: «COORDINATION OR SUBORDINATION»?

(on the basis of web-sites analysis)

The article is devoted to the problem of correlation of verbal and nonverbal codes. It focuses on interconnection of verbal and nonverbal components of web-sites, the significance of emotions in the process of perception, and some basic rules which are to be taken into account while making the advertisement to be effective.

Key words: verbal code, nonverbal code, types of information, perception, interconnection, integration, advertisement, emotions.

С развитием антропологической лингвистики исследователи обратились к изучению человека во всех аспектах, поставив во главу угла принцип «человек - существо социальное, поэтому не может существовать вне коллектива и без общения с себе подобными». Сегодня представляется невозможным вести изучение только в рамках лингвистических исследования: возникает острая необходимость привлечения все большего числа наук, так или иначе связанных с изучением человека, его сознания, когнитивной и коммуникативной деятельности, а также способов и моделей мышления.

Благодаря работе головного мозга человек способен воспринимать разного рода информацию: зрительную, звуковую, тактильную, информацию, связанную с движением. Причем данное восприятие происходит не последовательно, а параллельно [4, с. 58]. Таким образом, осуществляются переработка и интегрирование различных типов сенсорной информации. В этом и заключается высшее выражение развитого мозга, то, что отличает людей от других существ, - способность осуществлять высшие и сложнейшие когнитивные действия.

В результате действия когнитивных механизмов люди начинают создавать различные системы общения и передачи информации -вербальные и невербальные. Однако принято считать, что обмен информацией происходит только путем вербальной передачи слова. Вместе с тем существуют ситуации, когда слова могут оказаться излишними. К таким ситуациям Г.Е. Крейдлин и М.А. Кронгауз относят, например, ситуации купли-продажи: «...даже естест-

венный язык иногда становится неудобным или недостаточным для человеческого взаимодействия. Изобретательные люди создают другие инструменты, более подходящие для этой ситуации. В этом случае главным будет именно новый инструмент общения, язык же здесь не обязателен или вторичен»[2, с. 33].

Попробуем предположить, что между вербальным и невербальным компонентами существует «сочинительная», а не «подчинительная» связь. Таким образом, разрушается тождество «мысль есть языковой знак». На самом деле мысль оказывается намного богаче, шире языкового знака, она выходит за границы универсального внешнего каркаса, в который «одевает» её сам субъект [5].

Как отмечает А.А. Реформатский, в акте устного общения никогда не осуществляется простое кодирование смысла или перекодирование информации, в нем параллельно существуют разные системы обработки знаковой информации. Продолжая мысль ученого, эти системы «не конкурируют друг с другом, а представляют собой более сложное соотношение» [3, с. 5]. Только взаимодействие и взаимное дополнение этих типов может оформить человеческую мысль в законченное высказывание.

Как уже говорилось ранее, человек воспринимает информацию целиком, а не частями, соответственно вербальный код невозможен без невербального. Попытаемся подтвердить данную гипотезу, проследив функции и значение невербального кода на материале анализа невербальных компонентов web-сайта. Не случайно нами выбран относительно молодой (по крайней

мере в России) канал распространения информации - Интернет. По мнению Ричарда Бландела [1, с. 318], в современных условиях, когда у человека постоянно возникает необходимость в получении новой информации, происходит слияние двух технологий: компьютерной и коммуникационной. В результате информация обрабатывается гораздо быстрее и в больших объемах, чем это делалось раньше.

Web-сайт с этой точки зрения можно рассматривать как средство рекламы товара или услуг компании. И соответственно при их разработке необходимо учитывать компоненты всех уровней: вербального и невербального. Для чего необходима интеграция этих уровней?

Авторы «Рекламного планирования» утверждают, что удачно выполненным макетом рекламного объявления считается макет, состоящий из текста + элементов фирменного стиля + рисунков (фото) + их компоновки [8, с. 87]. В случае распространения рекламы через Интернет к этому макету может добавиться и звуковое сопровождение, в результате чего пользователь будет воспринимать целостную картину, а не отдельные части рекламного сообщения, посредством зрительных и слуховых каналов: пользователь может просмотреть печатный текст, прослушать голосовое сопровождение, оценить эстетическое оформление сайта. Исследователям известно, что в этом случае реклама выступает своеобразным «комплексом раздражителей» [7, с. 29]. Ф.Г. Панкратов и др. относят к этим раздражителям цвета, изобразительные формы, контрастность, объем и интенсивность, степень новизны рекламного обращения и т.д.

Итак, сайт компании будет воздействовать на человека комплексно: на вербальном уровне -«повторами одного и того же текста, использованием мнения авторитетного человека, путем привлечения внимания клиента, в то же время ослабляя его критическое восприятие.» [6, с. 106]. Среди невербальных средств web-сайта можно выделить использование фирменного знака, торговой марки, герба, печати, иллюстрации, цветового оформления (фона сайта, текста

объявления), выбор шрифта, его размер, цвет шрифта, использование рамок и т.д.

Логично предположить, что набор невербальных средств при создании web-сайта крупных компаний (деловая сфера) будет отличаться от средств, используемых при создании сайтов, скажем, развлекательного характера (сайты знакомств, развлекательных центров и т.д.). Не совсем уместным будет выглядеть web-сайт ведущего банка нежно-розового цвета (не секрет, что розовый цвет, например, у американцев ассоциируется с косметикой [6, с. 120] или кукольной жизнью - Барби, или с иллюстрациями из мультфильмов). Хотя нарисованные иллюстрации здесь вполне допустимы.

Если сайт призван прорекламировать юридические, финансовые, образовательные организации, то, как правило, большая часть сайта будет все-таки отдана под вербальный текст, где представлена информация о перечне оказываемых услуг. Рекламы подобного типа могут содержать, а могут и не содержать иллюстрации. Если последние имеют место, то это, как правило, изображение людей, которые сидят в наушниках и держат книги (курс изучения иностранных языков), люди, пожимающие друг другу руки (как знак доверия) и т.д.

Обзор некоторых британских сайтов показал, что при создании сайтов развлекательного характера больший акцент делается на невербальный код, в то время как при создании сайтов деловой сферы - на вербальный. В первом случае невербальный код, а во втором вербальный играют доминирующую роль. И это не случайно. Развлекательные сайты в первую очередь нацелены на пользователей, у которых «доминирует способность чувствовать» [6, с. 112], они принимают решение о покупке/ заказе товара импульсивно, в зависимости от настроения. А потребитель, у которого «доминирует умственная деятельность» [там же], совершает покупку, основательно перед этим поразмыслив.

Рассмотрим пример доминирования невербального кода над вербальным. В середине двадцатого столетия на западе появилось следующее рекламное сообщение:

Даже человек, не владеющий иностранным языком, поймет, что призвана прорекламировать данная иллюстрация: средство для «подтяжки лица». Данный способ омоложения сейчас распространен среди широких слоев населения, а в то время считался доступным только для некоторых - людей публичных. Как мы видим, вербальный код представлен в заголовке и надписи под иллюстрацией. Однако он является второстепенным, сопутствующим невербальному. При создании данного рекламного объявления использован очень удачный ход - «говорящая» иллюстрация, представляющая собой невербальный код. Цель - произвести впечатление на читателя - достигается расположением картинок внутри иллюстрации в порядке градации.

Таким образом, данный пример показывает, что реклама, независимо от канала ее распространения, апеллирует в основном не к разуму, а к эмоциям, подобно «гипнотическому внушению, пытаясь всколыхнуть эмоции, а затем воздействовать на разум» [6, с. 106]. Зачастую при создании web-сайтов акцент делается на создание настроения, а не на рациональное восприятие. Однако ошибочной является со стороны создателей сайтов попытка воздействовать только на эмоции, произвести впечатление. Недооценка когнитивных способностей современного пользователя может привести к обратному результату. Человек, способный уловить даже мелкие детали вербального и невербального кодов рекламного сообщения, сочтет его недостаточно «интеллектуально нагруженным», что и оттолкнет впоследствии пользователя от данной компании.

В 2002 г. вышла статья под названием «Сайты английских компаний не выдерживают критики», где результаты исследований, проведенных специалистами отдела обучения и развития корпорации ВВС, показали, что при создании web-сайтов многие компании Великобритании допускают грубые ошибки. В частности, говорилось, что «почти 90% корпоративных сайтов, созданных с применением анимации, используют этот прием для того, чтобы произвести на посетителя впечатление, а не донести до него полезную информацию о компании и предоставляемых услугах» [9]. По нашему мнению, данное «экспертное» заключение имеет право на существование с точки зрения рациональности, но кажется не совсем обоснованным с точки зрения психофизиологических основ восприятия. Создатели сайтов, следуя основным канонам рекламы, пытаются привлечь внимание к своей компании и произвести впечатление, а для

этого, прежде всего, необходимо воздействовать на эмоциональную сферу потенциальных покупателей. Если цель рекламного объявления -воздействовать на эмоциональную сферу человека, логично предположить, что основную работу по выполнению этой задачи возьмут на себя именно невербальные компоненты. Один только внешний вид web-сайта способен привлечь, «заманить» или, напротив, оттолкнуть адресата. И чем выше степень воздействия рекламного раздражителя на органы чувств человека, тем вероятнее возможность привлечения внимания потенциального клиента.

Уже «с первых страниц» (с домашней страницы) web-сайта у пользователя возникают определенные эмоции, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Естественно, что эмоции будут субъективными, они будут отвечать структуре личности получателя и психологическому состоянию на тот момент. В связи с этим стоит упомянуть о явлении, объясненном академиком А.А. Ухтомским: человек воспринимает (видит, слышит, чувствует) не то, что ему сообщается, а то, что хочет воспринимать [6, с. 107]. Получается, что итоговое мнение о компании / оказываемых услугах, представленных на сайте, у пользователя складывается из ряда зрительных, звуковых ощущений и его психологического настроя.

Таким образом приходим к выводу, что вербальный текст больше апеллирует к разуму, невербальный - к эмоциям. Поскольку человек склонен чаще обращаться к эмоциям, создатели web-сайтов хорошо осознают это и пытаются воздействовать именно на эту область человеческой сферы. Следовательно, для создания эффективного рекламного сайта обязательным условием является использование разработчиками невербальных компонентов наравне с вербальными.

Литература

1. Бландел Ричард. Эффективные бизнес - коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб., 2000.

2. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или Азбука общения: учеб. пособие. 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2007. 240с.

3. Крейдлин Г. Невербальная семиотика. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

4. Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация. М.: Смысл, 2003.

5. Дашинимаева П.П. Эксплицируемость мысли в форме: естественный язык или невербально-семиотические системы? Улан-Удэ, 2010 (в печати).

6. Музыкант В. Реклама. Международный опыт и российские традиции // Право и закон. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.