Научная статья на тему 'Вербальные и невербальные аспекты представления профессиональной информации (на материале английской экономической терминологии)'

Вербальные и невербальные аспекты представления профессиональной информации (на материале английской экономической терминологии) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
420
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНОЕ ТЕРМИНОВЕДЕНИЕ / ТЕРМИН / АНГЛИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / МИКРОТЕРМИНОСИСТЕМА МАТРИЧНОГО ТИПА / COGNITIVE TERMINOLOGY / TERM / ENGLISH ECONOMIC TERMINOLOGY / ECONOMIC KNOWLEDGE / CONCEPTUALIZATION / MATRIX TYPE MICROTERMINOSYSTEMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Киселева Светлана Владимировна, Росянова Татьяна Сергеевна

На примере экономической терминологии рассматриваются особенности научной концептуализации и категоризации мира, включающие вербальные и невербальные компоненты. В центре внимания авторов находятся экономические микротерминосистемы матричного типа. Утверждается, что графическое сопровождение экономической концепции позволяет специалистам ясно, кратко и наглядно представить логическую структуру знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Verbal and non-verbal aspects of professional representation of information (based on the English economic terminology)

In the present work, based on the material of English economic terms, examples of scientific conceptualization and categorization of the world, including verbal and nonverbal components are being discussed. The subject of our study are economic “matrix type” microsystems of terms, which consist of the main hyperonym term (matrix name) and of the sum total of four hierarchically equal and interrelated terms cohyponyms, nominating a holistic concept in a compact form according to the principle of orienting the frame. Strategic matrix has been used in Economics since the early 60-ies. Matrix of the Boston consulting group (Boston Matrix) “growth-market share” (growth-share matrix) is one of the first models of portfolio analysis and it models the logical structure of economic knowledge, organized in verbal and non-verbal format. Cognitive approach in terminology study allows us to consider the semantics of the term as a result of human cognitive activity. The accompanying graphics, which is an integral part of the economic concept, gives the opportunity to the experts to visualize the logical structure of knowledge in a clear and concise way.

Текст научной работы на тему «Вербальные и невербальные аспекты представления профессиональной информации (на материале английской экономической терминологии)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 4 (386). Филологические науки. Вып. 100. С. 65-68.

УДК 81.13, 81.37

ББК 80/84 Ш

С. В. Киселева, Т. С. Росянова

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ (на материале английской экономической терминологии)

На примере экономической терминологии рассматриваются особенности научной концептуализации и категоризации мира, включающие вербальные и невербальные компоненты. В центре внимания авторов находятся экономические микротерминосистемы матричного типа. Утверждается, что графическое сопровождение экономической концепции позволяет специалистам ясно, кратко и наглядно представить логическую структуру знания.

Ключевые слова: когнитивное терминоведение, термин, английская экономическая терминология, экономическое знание, концептуализация, микротерминосистема матричного типа.

Навыки эффективного общения рассматриваются в наше время как одна из важнейших составляющих профессионального и личностного успеха человека.

Сообщения в вербальном, словесном виде составляют только небольшую часть информационного обмена в современном мире. В остальных случаях обмен информацией осуществляется в неязыковых формах, и ее носителями являются как невербальные сигналы, так и вещи, предметы и другие материальные носители [3. С. 21].

Зрительная информация, согласно Р. Сол-со, кодируется в виде внутренней картины и реактивируется путем воспроизведения этой картины, как при просмотре альбома. Гипотеза двойного кодирования Пэвио, Бауэра и Брукса предполагает, что существуют две системы кодирования и хранения - вербальная и образная, и информация может кодироваться и храниться как в любой из них, так и в обеих сразу. Эти два кода - образный и вербальный - могут перекрываться при обработке информации, с буль-шим акцентом на одном из них. Левое полушарие мозга связано с вербальной памятью, в то время как правое полушарие — с памятью зрительного восприятия. [5. С. 286,292]. Для целей настоящего исследования важно отметить, что образы обладают организующими свойствами и играют важную роль в памяти и обучении.

Визуальный канал коммуникации позволяет использовать для передачи сообщения различные системы невербальных символов, знаков и кодов. Невербальная коммуникация обогащает и развивает смысл речевого сообщения, и в то же время не зависит от семантики речи

[3. С. 126]. Зрительный материал способствует не только адекватному восприятию вербальной информации, но и ее глубокому осмыслению, переработке и более быстрому запоминанию. Образный ряд, наряду с вербальным рядом, может составлять единый компонент информационного обмена. В этом случае визуальные средства помогают фиксировать необходимый объем передаваемых знаний и социального опыта.

Исторический опыт человеческого общения свидетельствует о том, что невербальная сторона коммуникации более древняя и несловесное общение имеет глубинные корни, уходящие в условия выживаемости и развития человека так биологического вида [6. С. 22]. Зрительные восприятия, по мнению C.JI. Рубинштейна, являются наиболее объективированными восприятиями человека и имеют большое значение для познания и практического действия [4. С. 68]. Зрительная система является самым мощным источником информации о внешнем мире.

Профессиональной коммуникации, которая выделяется в последние годы как академическая дисциплина и особая область коммуникационных исследований, посвящены обширные труды. Необходимость повышения эффективности профессиональной коммуникации осознается специалистами различных научных и технических областей.

Визуализация как значимый технический прием в науке и научном образовании рассматривается в монографии под редакцией Дж. Гилберта (Gilbert, 2005). Различные схемы, графики и диаграммы представляют различные уровни информации, например, категоризирующую информацию. При этом

66

С. В. Киселева, Т. С. Росянова

структура и содержание визуализации должны отражать целевую ментальную структуру, восприниматься легко и пониматься точно. Так, исследователями предлагаются два когнитивных принципа создания эффективных визуализаций: Принцип Конгруэнтности и Принцип Постижимости (the Congruence Principle, the Apprehension Principle). Многие научные визуализации представляют собой структурные или процессуальные диаграммы [7. С. 37].

В настоящей работе на материале английских экономических терминов рассматриваются примеры научной концептуализации и категоризации мира, включающие вербальные и невербальные компоненты.

В когнитивном терминоведении, по словам Е. И. Головановой, на смену системно-струк-турному описанию терминов и терминосистем, их понятийных и лингвистических характеристик, приходят методы когнитивного моделирования терминологий с целью дифференциации типов и видов знаний, транслируемых ими, и выявления многообразия форматов профессионального знания [1. С. 7].

Английская экономическая терминология характеризуется большим количеством номинативных инноваций, поскольку сложные концептуальные структуры требуют особой научной репрезентации стоящих за ними когнитивных структур.

В качестве иллюстрирующих примеров взаимодействия вербальной и невербальной составляющих профессиональной коммуникации в настоящей работе мы рассматриваем три микротерминосистемы «матричного типа».

Микротерминосистемы «матричного типа» состоят из главного термина-гиперонима (название матрицы) и совокупности четырех иерархически равноправных и взаимосвязанных терминов-согипонимов, номинирующих целостную концепцию в компактном виде по принципу ориентирующего фрейма.

Стратегические матрицы начали использоваться в экономике с начала 1960-х годов. Матрица Бостонской консалтинговой группы (Boston Matrix) «рост-доля рынка» {growth-share matrix) является одной из первых моделей портфельного анализа и моделирует логическую структуру экономического знания, организованную в вербальном и невербальном формате. Номенклатура (товарный портфель фирмы), согласно матрице БКГ, может включать четыре категории товаров: «звезды»

(stars), «дойные коровы» (cashcows), «собаки» (dogs), «знаки вопроса» (question marks).

Формат знания, который представлен в матрице Бостонской консалтинговой группы (БКГ), требует иллюстративного графического сопровождения. В экономических монографиях матрица Бостонской группы обсуждается вместе с ее графической репрезентацией - диаграммой в форме квадрата с четырьмя ячейками, содержащими категоризирующие термины-согипонимы (stars, cash cows, dogs, question marks). Таким образом, организационная структура экономического знания усложняется и «разворачивается» от линейной синтагматической до двумерной плоскостной.

В соответствии с теорией двойного кодирования Пэвио, сочетание вербальной и визуальной информации облегчает обучение и запоминание. Множественные форматы представления знаний создают ключи для множественного кодирования и извлечения информации из памяти.

Помимо Бостонской матрицы, существуют также и другие - матрица Ансоффа, матрица МакКинзи, матрицы PEST и SWOT-анализа. PEST-анализ представляет собой оценку важнейших для предприятия факторов макроокружения. Акроним PEST представляет собой инициальное сокращение четырех терминов-согипонимов, характеризующих внешнюю среду: political, economic, socio-cultural, tech-nological forces. Родовой термин-гипероним PEST представляет логическую структуру знания в матричном формате и в экономических текстах сопровождается иллюстрирующей диаграммой - квадратом, содержащим по углам соответствующие внешние «силы» макроокружения предприятия.

SWOT-анализ является экспресс-методом определения возможностей и трудностей организации и предшествует перспективному (стратегическому) планированию. Концептуализирующий акроним SWOT характеризует преимущества (strengths), слабости (weak-nessses), возможности (opportunities) и угрозы (threats) организации на рынке. Вербальная терминологическая информация (категоризирующие термины-согипонимы strengths, weak-nessses, opportunities, threats) неразрывно связана с невербальным представлением ментальной структуры знания. Диаграммы матричного вида обеспечивают передачу всей полноты концептуального содержания данной микротерминосистемы.

Вербальные и невербальные аспекты представления профессиональной информации... 67

Зарубежными учеными констатируется, что визуальное представление профессиональной информации способствует активному вовлечению специалистов в когнитивные процессы. Визуализация помогает построению ментальных моделей, соединяя новую информацию с предшествующими знаниями [7. С. 54].

Е. С. Кубрякова отмечала, что когнитивная наука поставила своей основной целью исследование разума и интеллекта человека как системы, отвечающей за все виды его деятельности с информацией и обеспечивающей нормальное протекание разнообразных ментальных процессов (прежде всего, процессов мышления), и эта система понималась как охватывающая все когнитивные способности человека — внимание, восприятие, воображение и т. д. [2. С. 105].

Исследования терминов и микротерминоси-стем, вовлекающих образную составляющую, расширяет научные представления о процессах терминологической номинации. С нашей точки зрения, использование визуальных каналов восприятия профессиональной информации и, следовательно, взаимодействие вербальных и невербальных аспектов ее представления создает дополнительные возможности для творческих поисков и научных открытий. Хранение и распространение научных знаний, таким образом, происходит как в линейном пространстве текстов, так и в двумерном пространстве образов. С нашей точки зрения, данный вид терминологической номинации следует отнести к гибридному (бинарному), поскольку в нем используются возможности как левого, так и правого полушария мозга.

Список литературы

1. Голованова, Е. И. Введение в когнитивное терминоведение : учеб. пособие / Е. И. Голованова. - М.: Флинта: Наука, 2014. - 224 с.

2. Кубрякова, Е. С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования / Е. С. Кубрякова. -М.: Знак, 2012.-208 с.

3. Николаева, Ж. В. Основы теории коммуникации: учеб. пособие / Ж. В. Николаева. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. - 274 с.

4. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989.-486 с.

5. Солсо, P. JI. Когнитивная психология / Р JI. Солсо. - М.: Тривола, 1996. - 600 с.

6. Тимофеев, М. И. Деловое общение : учеб. пособие / М. И. Тимофеев. - М.: РИОР, 2004. -125 с.

7. Gilbert, J. К. Visualisation in science education / J. K. Gilbert. - Netherlands: Springer, 2005. -375 p.

Сведения об авторах

Киселева Светлана Владимировна - доктор филологических наук, профессор кафедры теории языка и переводоведения Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

svkiselj eva@bk.ru

Росянова Татьяна Сергеевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург).

rosyanova@mail.ru

68

C. B. Kuceneea, T. C. Pocmoea

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2016. No. 4 (386). Philology Sciences. Issue 100. Pp. 65-68.

VERBAL AND NON-VERBAL ASPECTS OF PROFESSIONAL REPRESENTATION OF INFORMATION

(based on the English economic terminology)

S. V. Kiselieva

Saint-Petersburg State University of Economics, svkiseljeva@bk.ru

T. S. Rosyanova

North-West Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of national Economy and Public Administration, rosyanova@mail.ru

In the present work, based on the material of English economic terms, examples of scientific conceptualization and categorization of the world, including verbal and nonverbal components are being discussed. The subject of our study are economic "matrix type" microsystems of terms, which consist of the main hyperonym term (matrix name) and of the sum total of four hierarchically equal and interrelated terms - cohyponyms, nominating a holistic concept in a compact form according to the principle of orienting the frame. Strategic matrix has been used in Economics since the early 60-ies. Matrix of the Boston consulting group (Boston Matrix) "growth-market share" (growth-share matrix) is one of the first models of portfolio analysis and it models the logical structure of economic knowledge, organized in verbal and non-verbal format. Cognitive approach in terminology study allows us to consider the semantics of the term as a result of human cognitive activity. The accompanying graphics, which is an integral part of the economic concept, gives the opportunity to the experts to visualize the logical structure of knowledge in a clear and concise way.

Keywords: cognitive terminology, term, English economic terminology, economic knowledge, conceptualization, matrix type microterminosystems.

References

1. Golovanova, E.I. Vvedenie v kognitivnoe terminovedenie [Introduction into Cognitive Terminology Study]. Moscow, 2014. 224 p. (In Russ.).

2. Kubijakova E.S. Vpoiskah sushhnostijazyka: Kognitivnye issledovanija [In search of the essence of language: Cognitive Studies]. Moscow, 2012. 208 p. (In Russ.).

3. Nikolaeva Zh.V. Osnovy teorii kommunikacii [Basic theory of communication]. Ulan-Ude, 2004. 274 p. (In Russ.)

4. Rubinshtejn, S.L. Osnovy obshhejpsihologii [Fundamentals of general psychology], vol. 1. Moscow, 1989. 486 p. (In Russ.).

5. Solso R.L. Kognitivnajapsihologija [Cognitive Psychology] Moscow, 1996. 600 p. (In Russ.).

6. Timofeev M.I. Delovoe obshhenie [Business communication]. Moscow, 2004. 125 p. (In Russ.).

7. Gilbert J.K. Visualisation in science education. Netherlands, 2005. 375 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.