Научная статья на тему 'Когнитивно-матричный анализ в исследовании обряда'

Когнитивно-матричный анализ в исследовании обряда Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
301
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ / МАТРИЦА / ОБРЯД / КОГНИТИВНО-МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ / КОГНИТИВНАЯ ОБЛАСТЬ / ДОМЕН / ВЕРБАЛЬНЫЙ КОД / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОД / КОГНИТИВНЫЙ КОНТЕКСТ / COGNITIVE / MATRIX / RITUAL / COGNITIVE-MATRIX ANALYSIS / COGNITIVE DOMAIN / VERBAL CODE / NONVERBAL CODE / COGNITIVE CONTEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кречетова Ольга Викторовна

В статье рассматривается вопрос о возможности применения когнитивно-матричного анализа к народному обряду. Данное направление исследований актуализируется в ряде работ как зарубежных, так и отечественных специалистов. Предметом исследований в данной работе является обряд и его представление в матричном формате. Были выявлены основные когнитивные области или домены, которые несут свою собственную семантическую нагрузку при выполнении обряда. Наличие подобных областей-доменов подчеркивает комплексный характер обрядовой деятельности, компоненты которой связаны между собой как смысловые составляющие единого целого, одной семантики. Кроме того, моделирование когнитивной матрицы позволяет определять те концептуальные области сознания, которые активизируются в процессе обрядовой деятельности. Обряд как матричное образование можно представить следующими областями: цель (прагматика обряда), пространство-время, участники-деятели, участники-реципиенты, вспомогательные предметы обряда, сценарии исполнения (акциональный код). Такой подход позволяет рассматривать обряд как одновременную реализацию вербального и невербального компонентов, их единство и сочетаемость в процессе репрезентации определенной семантики, что важно для лингвокультурологии и межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE MATRIX ANALYSIS IN RITUAL STUDY

The article considers the question of possible application of cognitive-matrix analysis for a folk ritual. This kind of investigations have been actualized in a number of works by both foreign and Russian scientists. The subject of the study presented in this article is the ritual and its presentation in the matrix format. Essential cognitive domains having their own semantics in the ritual were determined. These domains emphasize the complex nature of the ritual activity whose components are interconnected between each other as parts of the whole. Besides cognitive matrix modelling makes it possible to determine those conceptual domains of human consciousness which are activated in the process of the ritual fulfillment. The ritual as a matrix can be presented by the following domains: the purpose (pragmatic aspect), space-time, participants-doers, participants-recipients, ritual tools, scenarios (action codes). This method is fruitful in considering the ritual as a simultaneous realization of verbal and nonverbal components, their unity and compatibility in the process of the presentation of a definite meaning. It is of great importance for both Cultural Linguistics and Cross-Cultural Communication investigations.

Текст научной работы на тему «Когнитивно-матричный анализ в исследовании обряда»

УДК 81:572.81'33.003.398.5

КОГНИТИВНО-МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИИ ОБРЯДА

© 2015

О.В. Кречетова, кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков инженерно-технического направления

Забайкальский государственный университет, Чита (Россия)

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о возможности применения когнитивно-матричного анализа к народному обряду. Данное направление исследований актуализируется в ряде работ как зарубежных, так и отечественных специалистов. Предметом исследований в данной работе является обряд и его представление в матричном формате. Были выявлены основные когнитивные области или домены, которые несут свою собственную семантическую нагрузку при выполнении обряда. Наличие подобных областей-доменов подчеркивает комплексный характер обрядовой деятельности, компоненты которой связаны между собой как смысловые составляющие единого целого, одной семантики. Кроме того, моделирование когнитивной матрицы позволяет определять те концептуальные области сознания, которые активизируются в процессе обрядовой деятельности. Обряд как матричное образование можно представить следующими областями: цель (прагматика обряда), пространство-время, участники-деятели, участники-реципиенты, вспомогательные предметы обряда, сценарии исполнения (акциональный код). Такой подход позволяет рассматривать обряд как одновременную реализацию вербального и невербального компонентов, их единство и сочетаемость в процессе репрезентации определенной семантики, что важно для лингвокультурологии и межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: когнитивный, матрица, обряд, когнитивно-матричный анализ, когнитивная область, домен, вербальный код, невербальный код, когнитивный контекст.

Изучение национальной специфики концептов отличается широким спектром методов концептуального анализа, которые помогают выявлять разнообразие и диалектологическую вариативность форм рефлексии национально-культурной специфики языка. Многоаспектность и многозначность смысловых кластеров называемых концептами объединяет и реализует определенный набор контекстов, воплощающихся одновременно и подразумевает «особый формат, который невозможно описать простым набором обязательных и факультативных элементов или характеристик. Это знание матричного формата, т.е. система взаимосвязанных когнитивных контекстов» [i, с. 5].

В данной статье намечаются теоретические предпосылки исследования обрядовой деятельности в рамках когнитивно-матричного подхода, предложенного H.H. Болдыревым (2006, 2008, 2009) с точки зрения лингво-культурологии и когнитивной лингвистики. Сложность проблемы представляется очевидной, поскольку разработке в формате когнитивно-матричного анализа до сих пор подвергались лишь вербальные концепты [i, 2, 3, 4]. Такие комплексные концептуальные коды, как обрядовые еще только предстоит рассмотреть, проанализировать, выявить их компоненты, соотношение специфику сочетания вербальных и невербальных кодов.

Сам термин «матрица» был заимствован из математики, где он имеет значение «прямоугольная таблица каких либо элементов (чисел, математических выражений), состоящая из m строк и n столбцов» [7]. В других словарях можно найти определения «an arrangement of connected things»[6, p. 88i], «изначальная форма или структура какого-либо объекта, определяющая все последующие формы его развития, набор функций, сфер приложения и степеней совместимости с другими объектами» [7], «a rectangular array of symbols operated on in accordance with some set of prescribed rules» [8, p.i58] и т.д.

Исходя из вышеприведенных определений матрицы, можно сказать, что матрица может применяться для обозначения элементов, составляющих или объединенных в определенную систему. H.H. Болдырев и В.В. Алпатов выделяют несколько аспектов рассмотрения данного термина: многоаспектность знания, множественность способов языковой репрезентации знания (вербализация концепта, синонимия), вариативность контекстов употребления (многофункциональность), многозначность языковой единицы на уровне системы [i, c.6]. Исследователь И.Г. Серова отмечает, что «когнитивная матрица как особый формат знания позволяет отразить различные связи концепта с теми концептуальными об-

ластями, которые служат источниками его содержания» [9]. Кроме этого, В. Эванс указывает на относительную стабильность контекстуального знания матричного формата [10, с.63]. Следовательно, концептуальные матрицы являются относительно комплексными структурами знания, отражающими связанные между собой различные репрезентации опыта взаимодействия с окружающей действительностью.

Рассматривая обряд как этнический, лингвокульту-рологический феномен, необходимо говорить о много-аспектности знания и о множественной репрезентации данного концепта в речи, акте коммуникации и речевом акте, поскольку обряд многоаспектен и задействует как вербальный, так и невербальный коды. Также в этом случае приходится говорить и о комплексной семанти-ко-структурной сетке каждого обряда, т.к. каждый код оперирует несколькими концептуальными областями. Когнитивная матрица как метод исследования обусловливает конструирование и реализацию этнолингвистических (диалектных, в том числе) значений, в которых зашифрована культурная специфика концепта.

В контексте когнитивной матрицы могут высветиться те концептуальные области, которые обладают знако-востью - особым значением, на котором и строится весь обряд в целом. Таким образом, когнитивная матрица -это некая сетка значений или смыслов, которые реализуются контекстуально по отношению друг к другу либо поочередно в процессе обрядовой деятельности.

Моделирование когнитивной матрицы обряда представляется достаточно сложной задачей, поскольку обряд - комплексное явление, включающее в себя выполнение нескольких ритуалов или даже целого ритуального или обрядового комплекса. Многие обряды требуют исполнения невербальных действий в совокупности с вербальными - произнесение молитвы, наговоров, заговоров, манипулирование, как предметами быта, так и сакральными предметами, растениями, элементами тел животных и человека (волосы, ногти / когти, зубы, жидкости тела и др.).

Исследуя этимологию данной лексемы, В.Н. Топоров обнаружил, что в одном случае ритуал, обряд обозначается как "делание", т.е. как результат «делать», ср.: др.-инд. кпуа от глагола kar-/ кг- - «совершать обряд», русск. чара, чародей (слав. саго^ё]ъ - «колдовать, ворожить»); в другом случае ритуал обозначает обычай, порядок, закон, правило. Это положение подтверждается данными латинского языка, ср.: латинское понятие 'ггЬив' имеет значения «религиозный обряд, ритуал, церемониал богослужения», а также «установленная форма, принятый порядок, обычай» [11, с.502]. В центре

'ritus'' и его производных - ведийское rta-, которое выступает как ключевое понятие в Ведах, закон Космоса, с помощью которого достигается порядок круговращения Вселенной, устранению хаоса и тенденций к хаотичным движениям. Вместе с тем, rta- имеет значение 'ритуал', а также 'развитие, разворачивание космического закона, последовательное движение колеса'. Как утверждает В.Н. Топоров, этим двум аспектам rta- соответствуют два аспекта в ритуале - статическая схема, реализующаяся в динамике развертывания обряда. Исследователь рассматривает rta- и ритуал как единое ядро, как кос-мообразующее начало. Любопытно, что и славянское обозначение ритуала 'оЬ-г^ъ', имеет общие с 'ritus'' и rta- корни.

Лексическая единица обряд, таким образом, могла бы пониматься как «установление закономерной последовательности, порядка как необходимое условие для воспроизведения первособытия снова и снова». При этом В.Н. Топоров противопоставляет ритуал /миф как дело/ слово, которые являются частью триады дело-слово- идея [11, с.506-508]. Эта триадическая цепочка будет воплощаться следующим образом: акциональный код (дело) - вербальный код (слово) - цель (воплощение идеи возникновения порядка и т.д.). Как указывает М. Фасмер, обряд восходит к древнерусскому рядъ, болгарскому ред(ът) «ряд, порядок, строка», в других славянских языках - сербохорватском, словенском, чешском, польском лексическая единица ряд также имеет значение «порядок», производное от ряд ряда имеет значение «уговор, условие», отсюда же глагол рядить «договариваться, нанимать», ср. укр. рядити, ряджу, др.-русс. ря-дити, болг. редя «упорядочиваю», чеш. raditi «ставить в ряд», riditi «управлять», то же значение и в польском языке [12, с.502]. В.И. Даль предлагает следующее толкование обряд «введенный законом и обычаем порядок в чем либо; внешняя обстановка какого либо действия условными околичностями; церемония, обык, законный порядок, чин» [13, с.1199]. Следовательно, обряд - это процесс преобразования в стремлении к некоему упорядочиванию, для которого характерны определенные условия. Таковыми условиями могут являться участники обряда, распределение ролей между ними на доминирующие и реципиентные, локус и временные точки отсчета для обрядовых действ и другие факторы (объекты-инструменты) - все то, что создает в рамках обряда некий особый дискурс.

Обряд, на наш взгляд, представляет собой переходное действо, отображение окончание одного и начало другого жизненного периода или повседневного цикла, некая попытка «упорядочивания» окружающей действительности участниками обряда. При этом ритуал будет выступать в качестве обрядового механизма, ср.: свадебный обряд, похоронный обряд.

Построение когнитивной матрицы связан с дальнейшим выделением матричных ячеек на основе акцио-нального, вербального и идеального. Обряд как таковой имеет цель (прагматический компонент), вербальный и акциональный (невербальный) коды (формально-семантический компонент), сценарный или схематический аспект (порядок или правила сцепления вербальных и невербальных знаков в процессе обряда или синтактический компонент). Как видно, наличие данных трех компонентов говорит о знаковом характере обряда и подразумевает дальнейшее выявление и уточнение системы когнитивных контекстов, которые обусловливают его знаковый характер. Когнитивная матрица, как подчеркивает Н.Н. Болдырев «объединяет в себе несколько когнитивных контекстов, на фоне которых происходит формирование и понимание соответствующих языковых значений, проявляется их культурная, в том числе специфика» [1, с. 6].

Так, следующая схема отражает попытку когнитив-но-матирчного моделирования обряда на основе вер-бально-акционального кода и его сценарного воплоще-

ния. Все элементы матрицы связаны между собой контекстуально:

- каждый обряд совершается в определенное время и в определенном локусе;

- участники-деятели производят некие действия вербального или невербального характера (акциональный код) в строго фиксированном порядке, создавая уже известную речевую ситуацию согласно предписанным правилам и ритуальным формулам;

- участниками-реципиентами условно могут являться как люди и объекты живой и неживой природы, так и некие абстрактные потусторонние силы, к которым может взывать говорящий, являющийся участником-деятелем. Общая схема когнитивной матрицы концепта обряд представлена ниже.

Рисунок 1 - Когнитивная матрица концепта ОБРЯД

Выстраивая когнитивную матрицу лингвокультуро-логического концепта «обряд», необходимо отметить, что данный феномен можно отнести как к матрицам общего, так и частного типов.

Общий тип будет формироваться на базисе концептуальных матриц, имеющих полный набор концептуально-структурных матричных ячеек, а частный тип, в свою очередь, будет иметь диалектный характер: например, в русской народной свадебной обрядности различных регионов будет наблюдаться похожие, но имеющие некоторые отличительные черты сценарии проведения обряда сватовства и т. д.

Таким образом, некоторые матричные ячейки будут дополнительно уточняться, маркироваться, дополняться, либо удаляться из матричной сетки как необязательные, в силу отсутствия их знакового характера в данном диалекте.

В вышеприведенной схеме предлагается базовая концептуальная матрица, которая может быть применена к любому обряду. Она обладает общим ядром и набором стереотипных концептуальных областей, которые реализуются в процессе обрядовой деятельности.

Подводя итоги вышесказанного и принимая во внимание культурную обусловленность обрядового дискурса в целом, то в зависимости от конкретной обрядовой деятельности, некоторые ячейки обряда могут стать обязательными, а другие - факультативными. Особенно данное положение касается региональных или диалектных вариантов и форм обрядовых действ. Потому как практический каждый народный обряд или ритуал имеет отличительные диалектные черты, то частные когни-

тивные матрицы будут носить диалектный характер, т.е. либо включать дополнительные матричные ячейки, либо исключать таковые. Однако варьирование может наблюдаться также и в пределах одного концептуального контекста, поскольку в пределах определенной лингвокуль-туры не существует какого-то четко структурированного инварианта или нормы - существуют лишь общие принципы или тенденции проведения обряда, речевые формулы, которые носят конвенциональный характер, также варианты манипулирования различными сакральными или «волшебными» объектами будут различными. По этой причине, что матрица обряда имеет нежесткую структуру: она может усложняться или упрощаться, в зависимости от социально-культурного контекста самой ситуации общения, вовлекать новые концептуальные области, которые будут уточнять определенные матричные компоненты, таким образом «врастая» или контактируя с другими матричными областями, образуя уже концептуальные коды.

Перспективы использования когнитивно-матричного анализа связаны, прежде всего, с исследованием знаковых или семантически и прагматически значимых элементов обрядовой деятельности как вербальной, так и невербальной, выявлением условий выбора той или иной тактики речевого и невербального поведения [000], их соотношения и возможном создании моделей и типологии речевых актов-формул в народной культуре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Болдырев Н.Н., Алпатов В.В. Когнитивно-матричный анализ английских христианских топонимов // Вопросы когнитивной лингвистики. № 4. - 2008. - С. 5-15.

2. Бабина Л.В., Дзюба К.А. Когнитивно-матричный анализ при изучении наименований торговых марок (на примере парфюмерных торговых марок) // Вестник Томского государственного университета. Филология. №5 (25). - 2013. - С.5 - 11.

3. Болдырев Н.Н. Проблемы культурологического анализа. URL: http: // boldyrev.ralk.info/dir/material/210. pdf - Дата обращения 14.06.2015.

4. Куликов В.Г. Когнитивно-матричный анализ диалектных единиц. URL: http:// myweb.uiowa.edu/vkulikov/ Kulikov.pdf - Дата обращения: 4.05.2015

5. URL:http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=% D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86% D0°/oB0&from=xx&to=ru&did=&stype=0. - Дата обращения 20.06.2015

6. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. UK: Oxford, 2006. P. 881.

7. URL: http://philosophy_for_students.academic. ru/340/Матрица. - Дата обращения 20.06.2015

8. Greenstein C.H. Dictionary of logical terms and symbols. NY etc.: Van Nostrand Reinhold, 1978. P.158.

9. Серова И.Г. Когнитивная матрица для описания гендера.URL: http: // epfil.herzen.spb.ru/wp-content/ uploads/2011/10/cognitivmat2009.doc. Дата обращения 15.07.2015.

10. Evans V. A Glossary of Cognitive Linguistics. - UK: Edinburgh Univ. Press, 2007. P.61-62.

11. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. I: Теория и некоторые частные ее приложения. — М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 502.

12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка - Т.3. - М.: Прогресс, 1964. - С.

13. Даль В.И. Толковый словарь живаго великору-скаго языка. Ч. 2. - М., Типография Лазаревскаго инс-та восточныхъ я-ковъ, 1865. - С. 1199.

14. Шаров Н.Ф. Природа научной конвенциональ-ности: когнитивно-языковой аспект // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 269-272.

15. Бунас А.А. Личностно-психологические предикторы склонности к рискованному поведению // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 5-8.

COGNITIVE MATRIX ANALYSIS IN RITUAL STUDY

© 2015

O.V. Krechetova, candidate of philosophical sciences, associate professor of the department of foreign languages for technical and engineering specialties

Transbaikal State University, Chita (Russia)

Abstract. The article considers the question of possible application of cognitive-matrix analysis for a folk ritual. This kind of investigations have been actualized in a number of works by both foreign and Russian scientists. The subject of the study presented in this article is the ritual and its presentation in the matrix format. Essential cognitive domains having their own semantics in the ritual were determined. These domains emphasize the complex nature of the ritual activity whose components are interconnected between each other as parts of the whole. Besides cognitive matrix modelling makes it possible to determine those conceptual domains of human consciousness which are activated in the process of the ritual fulfillment. The ritual as a matrix can be presented by the following domains: the purpose (pragmatic aspect), space-time, participants-doers, participants-recipients, ritual tools, scenarios (action codes). This method is fruitful in considering the ritual as a simultaneous realization of verbal and nonverbal components, their unity and compatibility in the process of the presentation of a definite meaning. It is of great importance for both Cultural Linguistics and Cross-Cultural Communication investigations.

Key words: cognitive, matrix, ritual, cognitive-matrix analysis, cognitive domain, verbal code, nonverbal code, cognitive context.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.