Научная статья на тему 'Вербальное и невербальное самораскрытие студентов в процессе обучения культуре речи'

Вербальное и невербальное самораскрытие студентов в процессе обучения культуре речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АДЕКВАТНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ / SPEECH CULTURE / VERBAL COMMUNICATION / PERSONAL COMPETENCE / ADEQUATECOMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красс Наталья Александровна

Статья обсуждает новую неклассическую парадигму в аспекте прикладного языкознания на примере курса «Культура речи». В центре внимания приемы и принципы успешной вербальной и невербальной коммуникации в межкультурном и поликультурном диалоге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Verbal and Non-verbal Students' Self-Revelation in course of Mastering Speech Culture

The article treats a new non-classical paradigm in view of applied linguistics proceeding from the basic course of «Speech Culture». The main topic comprises means and principles of successful verbal and non-verbal communication within cross-cultural and poly-culturaldialogue.

Текст научной работы на тему «Вербальное и невербальное самораскрытие студентов в процессе обучения культуре речи»

ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ САМОРАСКРЫТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Н.А. Красс

Кафедра русского языка и литературы Институт иностранных языков Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья обсуждает новую неклассическую парадигму в аспекте прикладного языкознания на примере курса «Культура речи». В центре внимания — приемы и принципы успешной вербальной и невербальной коммуникации в межкультурном и поликультурном диалоге.

Ключевые слова: культура речи, вербальное общение, личностная компетенция, адекватность коммуникации.

В последнее время отчетливо стала наблюдаться все возрастающая роль курса «Культура речи и культура общения» в структуре образовательного процесса, причем не только для гуманитарных, но и для технических, и естественнонаучных, и медицинских специальностей. Осознание важности эмоционального и личностного самораскрытия студентов в учебном процессе, а также в процессе педагогического воздействия на них, на наш взгляд, — это большое достижение последнего десятилетия.

В связи с этим к курсу «Культура речи» стали предъявляться несколько иные требования. Изменились и задачи, которые решались в рамках данного курса. Если раньше главная роль отводилась изучению норм современного русского языка, обучению основам делового общения, формированию ораторских навыков и умений, т.е. передаче определенных знаний, умений, навыков, то сейчас в центре внимания — проблема обучения диалогическому общению, суть которого сводится к тому, чтобы научиться наблюдать, слушать, понимать, анализировать и, как следствие, максимально раскрыться в речи и поведении самому и позволить это сделать собеседнику.

Новая неклассическая парадигма в образовании считает свой миссией обеспечение условий самоопределения и самореализации личности, где человек рассматривается как сложная система, а образование как «созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры» [5. С. 217]. При таком подходе учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а в процессе обучения создаются диалогические отношения между обучающим и обучающимся.

Результатом обучения становится формирование компетентной личности, т.е. обладающей не только определенными знаниями и практическими умениями, но и психологическими чертами и особенностями поведения, значимыми для той сферы деятельности, для которой они предназначены. При этом, на наш взгляд, среди четырех основных компетенций, на которых строится образование: «учиться

знать» (профессионально-методическая компетентность); «учиться делать» (компетентность в плане деятельности, претворение планов в жизнь); «учиться жить вместе» (социально-коммуникативная компетентность); «учиться быть» (компетентность в плане личности) — наиболее важными являются две последние. Это объясняется рядом причин.

Во-первых, основу всех компетенций составляет компетенция в плане личности, способной к самоопределению и обучению в течение всей жизни. Поэтому подготовка специалистов, востребованных на данное время, стала неактуальной: вновь подготовленный специалист не заинтересован в каких-либо изменениях или не знает, как измениться. Отсюда появился другой подход к подбору содержания образования, ориентированный на подготовку специалистов будущего, которые понимают, принимают изменения, могут самостоятельно ориентироваться в различных видах деятельности, обладают гибким мышлением.

Во-вторых, изменения в современном российском обществе, обусловленные прежде всего геополитической ситуацией, показывают, что в связи с миграционными процессами в России и странах СНГ развитие способности «учиться жить вместе» в обществе, где тесно переплелись различные культуры, религии, языки, имеет особое значение при подборе содержания образования. Поэтому, по нашему мнению, обучение пониманию этих различий и воспитание уважения к другому, а также развитие способности жить с людьми иных культур, взаимно развиваться за счет приращения смыслов, пришедших из других культур, — еще одна важная задача развития личности студента в процессе изучения речеведче-ских курсов.

В-третьих, проблема установления дружеских, доверительных отношений возникает чаще не из-за отсутствия адекватной коммуникативной ситуации и навыков общения, а из-за нежелания и неумения партнера выслушать и понять, а также неспособности субъекта искренне и полно выразить свое внутреннее Я на вербальном и невербальном уровне. До тех пор, пока знания не будут окрашены соответствующим чувством и не станут предметом эмоционального отношения, они не станут источником побуждения человека к деятельности.

В 90-е гг. было убедительно доказано, что главные возможности человека определяются не интеллектуальным коэффициентом, а «эмоциональным интеллектом» [2].

Эмоциональный интеллект характеризуется рядом показателей: самопознанием, самооценкой, знанием и умением совладать с чувствами, умением сопереживать. Обладающие хорошим эмоциональным интеллектом способны распознать темперамент, настроение, эмоции, мотивацию, потребности других людей, учитывают это в межличностном и профессиональном общении, добиваясь великолепных результатов. Отсюда следует, что формирование модели развития перцептивных способностей учащихся в системе курса «Культура речи и культура общения» — одна из актуальных задач процесса обучения. Многие студенты прекрасно владеют такими уровнями общения, как взаимная болтовня и эгоцентрическая речь, однако трудность по-прежнему составляет уровень собственно диалога, поскольку крайне сложным оказывается для современных студентов выразить свои эмоции.

Боязнь личностной раскрытости и доверительности — признаки проблемной, на наш взгляд, психолого-педагогической ситуации в процессе обучения основам коммуникации и культуре речи. В связи с этим обучение диалогическому общению требует использования современных методов, приемов и технологий, комплексного подхода, в основе которого лежит интеграция достижений социальной психологии, социальной педагогики, теорий коммуникации, межкультурной коммуникации и других смежных наук.

Очевидно, курс «Культура речи и культура общения» должен быть дополнен блоками заданий, которые учат выстраивать диалоговое общение от уровня восприятия до собственно речевого выражения. В собственной практике мы используем различные приемы для формирования качеств, необходимых для участия именно в диалоговом общении, позволяющем максимально раскрыться самому и в то же время дать собеседнику достичь той же цели [4]. Прежде всего это касается перцептивной стороны процесса общения. Характеризуя задания, направленные на развитие перцепции, определим их типы и цели:

1) задания, направленные на увеличение объема внимания студентов (обучение умению выслушивать собеседника);

2) задания, формирующие такое свойство восприятия, как наблюдательность, что проявляется в способности замечать мельчайшие колебания настроения, малозаметные особенности поведения и т.п.;

3) задания, тренирующие память с целью научиться запоминать имена и отчества, помнить лица, запоминать, что успокаивает или раздражает определенного собеседника, что умеет или не умеет делать определенный человек и т.д.;

4) задания, развивающие мышление (формирование умения анализировать поступки других людей, особенно представителей других культур, предвидеть поведение в различных ситуациях);

5) задания на интуицию (постижение особенностей личности другого человека без обоснования их с помощью доказательств);

6) задания, развивающие воображение и позволяющие ставить себя на место другого, видеть происходящее глазами другого человека или представителя другой культуры;

7) задания, воспитывающие эмоциональную сферу (формирование эмпатии — умения сопереживать другим).

Материалом для упражнений служат тексты и видеозаписи, в основе которых:

— ситуации, похожие на непосредственное общение студентов;

— рассказы из собственного опыта познания людей;

— статьи научного характера из области человековедения и межкультур-ной коммуникации;

— литературные произведения авторов разных стран, в основе которых — проблемная ситуация;

— просмотр и анализ фрагментов фильмов, спектаклей, реалистичных по содержанию, с последующим обсуждением;

— ролевые игры;

— диалоги в парах, группах на определенную тему;

— упражнения в поведении;

— работа над анализом картин, фотографий;

— прослушивание музыки, словесное описание эмоций, их анализ.

Следует обратить внимание, что большинство упражнений, направленных

на формирование различных качеств, необходимых для диалогового общения, могут быть использованы не только в рамках систематического курса «Культура речи», но и интегрированных курсов психологии и литературы, психологии и философии, русского языка и психологии, философии и культуры речи, социологии и культуры речи, а также использоваться любым преподавателем в качестве элементов психолого-педагогического воздействия на личность студента с целью его личностного речевого самораскрытия.

Полагаем, что при знакомстве с группой студентов на первых занятиях целесообразно показать им причины отсутствия собственно диалогового уровня общения через демонстрацию теории «Окно Джохари», в основе которой индивидуальные стили поведения людей в зависимости от их самораскрытия (открытая, закрытая, скрытая и неизвестные зоны). Данная модель покажет студентам, что мы находимся в зависимости от соотношения субъективных представлений о своем Я, которыми владеем мы сами, и осознания нами того, как другие воспринимают нас. Цель демонстрации — показать необходимость увеличения открытой зоны в процессе общения.

Далее легко предлагать задания, способствующие раскрытию как раз «открытой зоны» студентов. Например, задания типа: «Были ли у Вас подобные ситуации. Опишите, что Вы при этом чувствовали. Почему? Что для Вас было трудным?»; «Назовите все возможные варианты выхода из данной ситуации. Какие слова Вы бы использовали для каждой ситуации, с какой целью? Возможны ли варианты и почему?»

На данном этапе преподавателю необходимо создать базу данных текстовых, аудиальных записей, видеоматериалов, сюжетных картин, фотографий, музыкальных отрывков, записей ТВ-передач, в основе которых близкие студентам проблемные ситуации, которые способствуют развитию восприятия, обучают эмпатии и стимулируют к созданию речевого высказывания в рамках диалогового общения. Таким образом, наблюдение, анализ, рефлексия, речевая коммуникация — основные направления учебной деятельности с целью достижения вербального и невербального самораскрытия студентов.

Высказывания студентов и даже целые занятия можно снимать на видео, чтобы использовать с другой целью: показать, что одна из особенностей речевого поведения в межличностном общении — это способность влиять на самооценку говорящих и слушающих. Цель заданий данного типа — научить студентов, с одной стороны, не бояться высказывать то, что в данный момент он видит, слышит, понимает, чувствует, а, с другой стороны, учить понимать его условия коммуникативной ситуации (учет адресата, целей общения, стиля поведения) и различать конфликтные ситуации и ситуации, где необходимо открыто высказать и обосновать свою позицию. Для начала предлагается провести семинар «Теория Карнеги: за и против», в основе которого — обсуждение теорий Карнеги и Шостро-ма. Цель занятия — провести границу между выражением собственного мнения

и искусственным сглаживанием конфликта, ухода от конфликта в любой, даже принципиальной ситуации. Обучение умению находить баланс в общении — цель упражнений данного типа.

Далее необходимо включать в образовательный процесс упражнения, направленные на анализ стилей поведения и речевых и неречевых сообщений с преобладанием поддерживающего или неподдерживающего стилей поведения. Здесь должна быть проведена большая теоретическая работа по основам языка мимики, жеста, основам физиогномики, кинесики, проксемики, а также символике цветовых предпочтений, речевых ситуаций: прямого признания, выражения положительных чувств, уточняющих реплик, поддерживающих реплик; ухода от обсуждения, безличных предложений, прерывающихся фраз, содержания противоречий между вербальным и невербальным общением. На первом этапе упражнения должны учить быть наблюдательными, видеть детали. На следующем этапе уместно использовать ролевые игры, моделирование ситуаций с целью формирования собственного вербального и невербального уровня общения.

Наконец, последний блок заданий должен быть направлен на осознание и освоение роли слушающего, поскольку большинство студентов предпочитает роль говорящего. Цель заданий этого блока — показать, что слушающий не менее способен влиять на речевое поведение говорящего, поскольку он находится рядом и его реакция для нас очевидна. Изучение возможных реакций, вербальных и невербальных — основа упражнений данного блока. В результате студенты должны прийти к выводу о том, что готовность приспособиться к чужому речевому опыту, как и желание реализовать себя — то, что мы называем «поиск общего языка», и есть цель и суть речевого взаимодействия и собственно общения.

Обучение студентов приему слушания — непростая задача. Особое внимание следует уделять ситуациям с нерефлексивным слушанием (умением молчать) и осознанию его пользы (в ситуациях, когда собеседник хочет обсудить очень волнующие его вопросы или выразить такие чувства, как гнев, например). Анализ видов рефлексивных ответов должен показать, что собеседнику необходимо подтверждение понимания сообщения, чтобы чувствовать себя в ситуации общения комфортно. Обучение способам выражения понимания в процессе общения — еще одна задача данного курса.

Следует отметить, что самым сложным уровнем для студентов является уровень эмпатического слушания (понимание чувств другого человека и ответное выражение своего понимания этих чувств), поскольку цель эмпатического слушания — уловить эмоции собеседника. Задача упражнений, направленных на анализ данных ситуаций, — показать, что при эмпатическом слушании должно свестись к минимуму критическое восприятие. Для преодоления стеснительности, зажатости некоторых студентов можно проводить сначала работу по наблюдению и только потом переходить к работу в парах, причем по выбору самих студентов.

Включение заданий на вербальное и невербальное самораскрытие студентов в процесс обучения культуре речи и культуре общения дает прекрасные результаты, поскольку удается выявить тех студентов, которые могут долгое время оставаться в тени более активных студентов, и наоборот, деятельных студентов

научить быть слушателем и находить в этом удовольствие от общения. Кроме того, это чрезвычайно полезно с точки зрения межкультурной коммуникации. Так, во время занятий, на наш взгляд, уже можно создавать ситуации, когда налаживается в студенческой группе уровень диалогового общения, который они смогут перенести в макроколлектив в сфере профессональной деятельности.

Обучаясь понимать другого, уподобляя себя другому — путь к самораскрытию личности. Поэтому научить преодолевать стереотипы общения, заранее сформированные установки, развенчать убеждение о непогрешимости собственного восприятия других, увеличить уровень гибкости восприятия, сформировать желание учиться понимать другого и себя в вербальном и невербальном общении, расширить горизонты собственного развития — задачи, которые стоят сейчас перед любым современным преподавателем, а обеспечение условий самоопределения и самореализации личности — основная миссия образования.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ахметова М.Н. Феномен образования-диалога // Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе: Мат. II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 ч. — Новокузнецк: РИО КузГПА, 2009. — Ч. 1. — С. 6—9.

[2] ВайсбахХ., Дакс У. Эмоциональный интеллект. — М.: Лик Пресс, 1988.

[3] Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. — М.: АСВ, 2004.

[4] Красс Н.А. Русский язык и культура речи. Материалы к практическим занятиям: учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЕЗАУРУС, 2009.

[5] Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: учебник для вузов. — М.: Гардарики, 2007.

[6] Ниренбург Д., Калеров Г. Читать человека — как книгу. — М., 1990.

[7] Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. — Рига: Эксперимент, 1995.

VERBAL AND NON-VERBAL STUDENTS’ SELF-REVELATION IN COURSE OF MASTERING SPEECH CULTURE

N.A. Krass

Russian Language and Literature Department Institute of Foreign Languages Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article treats a new non-classical paradigm in view of applied linguistics proceeding from the basic course of «Speech Culture». The main topic comprises means and principles of successful verbal and non-verbal communication within cross-cultural and poly-culturaldialogue.

Key words: speech culture, verbal communication, personal competence, adequatecommunication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.