Список литературы
1. Молчанов, С. Г., Тротт, К. Г. Категория «воспитание» и образовательные программы воспитательной работы // Челябинский гуманитарий. 2009. № 3 (9). С. 74-86.
2. Молчанов, С. Г., Тутатчиков, А. Т. Социализация, социальные компетенции, социа-лизованность // Челябинский гуманитарий. 2009. № 3 (9). С. 87-97.
3. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.
В. Ф. Жеребкина
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
В статье освещается опыт подготовки студентов педагогического университета к диалогическому общению с использованием активных методов обучения.
Ключевые слова: диалогическое общение, активные методы обучения, тренинг педагогического диалогического общения.
Перестройка школы на гуманистических началах, основанных на принципах самоуправления, сотрудничества, активности учащихся в учебно-воспитательном процессе, требует от педагога осуществления личностного подхода, учета индивидуальных особенностей каждого ученика, использования диалогической формы коммуникативного педагогического воздействия.
Одной из проблем, требующих особого внимания, является подготовка к диалогическому общению будущих учителей в период вузовского обучения.
Как показывает практика, специальной подготовке студентов педагогического вуза к профессиональному общению уделяется явно недостаточно внимания.
Так, на изучение теоретических, практических аспектов педагогического общения отведено ограниченное время в рамках различных психолого-педагогических дисциплин. В связи с этим формируемые коммуникативные навыки не доводятся до стадии стабилизации. И когда студенты в период прохождения педагогической практики в школе сталкиваются с трудностями в общении, как с детьми, так и с педагогами, наблюдается деавтоматизация навыков педагогического общения, с которыми студенты знакомятся в теоретических курсах. Вследствие этого будущие учителя демонстрируют стереотипное коммуникативное поведение, и, достаточно часто, репрессивно направленное.
В связи с этим появилась необходимость разработки спецкурса, направленного на подготовку студента в качестве профессионального коммуникатора, что предполагает адекватную коммуникативную перцепцию, владение вербальными и невербальными средствами общения, умение регулировать свое профессиональное самочувствие и наличие определенных качеств (эмпатии, гибкости в общении, рефлексии, способности к сотрудничеству и т. д.). Все это вместе взятое позволяет будущему учителю оставаться на гуманистической позиции в общении, в том числе и в конфликтной ситуации.
Для гуманистически ориентированного учителя целью коммуникативного совершенствования должно стать не только улучшение в этом плане самого себя, а и обеспечение условий осуществления эффективного взаимодействия, которое способствует развитию детей, сохранению их индивидуальности и уникальности.
Приоритетными методами формирования диалогического общения являются активные методы обучения, которые позволяют обучение проводить в ситуациях приближенных к реальным, преодолеть сопротивление ранее сформированных стереотипов поведения, осуществлять не только сообщение знаний, но и обучение умениям практического пользования, что требует определенных психологических качеств будущих учителей.
Активные групповые методы можно условно объединить в следующие основные блоки: дискуссионные методы (групповые дискуссии, мозговой штурм, синектика, разбор казусов из практики, метод инцидента и др.), игровые методы, методы погружения, методы тренировки чувствительности. Для решения практических задач нашего исследования мы разработали программу тренинга педагогического диалогического общения, включающего ряд методов активного обучения.
Предлагаемая программа создавалась и апробировалась на основе анализа опыта работы со студентами Челябинского государственного педагогического университета. В программе использованы идеи Т. Гордана, Р. Дрейкурса, К. Роджерса, психогимнастические упражнения, предлагаемые С. И. Макшановым, Н. Ю. Хрящевой, С. В. Кривцовой.
Каждое занятие состоит из следующих структурных разделов:
1. Упражнение на групповое сплочение или эмоциональный разогрев группы.
Цель: создание у студентов эмоционального настроя на работу в группе.
2. Дискуссия на тему занятия или обсуждение домашнего задания.
А. Дискуссия на тему занятия.
Цель: дать студентам возможность понять, каким образом психолого-педагогические идеи могут быть реализованы в их профессиональной практике.
Б. Обсуждение домашнего задания.
Цель: дать возможность студентам поделиться опытом применения в жизни изучаемых умений, поддержать друг друга и увидеть пути своего дальнейшего личностного роста.
3. Упражнение на овладение умением.
Цель: дать студентам возможность испытать специфические переживания, связанные с применением изучаемого умения.
Упражнение на овладение умением несут основную смысловую нагрузку в занятии по теме. Их выполнение дает участникам возможность на опыте собственных переживаний понять психолого-педагогический смысл изучаемого умения. На данном этапе работы алгоритм поведения задан и умение выделено из контекста ситуации.
4. Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций.
Цель: дать возможность студентам включить изучаемое умение в контекст поведения в конкретной ситуации, научиться выбирать соответствующий стиль поведения в общении с детьми. Ролевое разыгрывание дает возможность участникам:
а) побывать в роли учеников, испытать чувства, которые возникают у ребенка при различных стилях поведения со стороны взрослого;
б) увидеть реальную возможность применения умения в профессиональной практике;
в) ощутить самому результат выбора и использование изучаемого умения в жизни.
5. Упражнение на формирование позитивного самоотношения и самопознания.
Цель: создать условия для познания и принятия себя через самораскрытие.
6. Обсуждение итогов работы по теме.
Цель: получить обратную связь от студентов, дать им возможность выразить чувства, возникшие в ходе занятия.
Преподаватель при проведении данных занятий выступает прежде всего как фасили-татор, его основная функция - помогать студентам самим узнавать что-то новое о себе, о других и принимать решение о выборе конкретного стиля поведения.
Рассмотрим более подробно содержание и методы обучения педагогическому диалогическому общению в программе спецкурса.
На мотивационно-диагностческом этапе мы предлагаем ситуации, в которых демонстрируются коммуникативные умения (установление контакта, учет интересов, чувств, переживаний других людей, действия слушающего и др.). Анализируя реальное поведение участников в педагогических ситуациях, выявляем уровень наличного состояния умений педагогического общения на основе получения обратной связи от группы и преподавателя. Важно, чтобы обратная связь не превращалась в средство разрядки для человека, дающего ее, а была поддержкой, помощью для другого. Она должна быть конкретной и конструктивной.
На данном этапе могут быть использованы такие методы, как ролевые игры, групповые дискуссии, проигрывание личных проблем, предложенных студентами; задания на осознание собственного опыта педагогического общения, самодиагностика по методике оценки педагогической коммуникативной компетентности.
Обучающий этап строится на основе анализа имеющегося опыта педагогического общения студентов с детьми и направлен на актуализацию умений безусловного принятия детей, развитие эмпатического понимания, рефлексивно-оценочных умений, умений активного слушания и др.
Для установления и поддержания продуктивных контактов с ребенком необходимо принимать его. Принятие взрослым личности ребенка зависит в первую очередь, какова у взрослого степень принятия себя и своего детства.
Разработанная нами визуализация «Мир детства» с использованием метода погружения позволяет взрослым вернуться в детство; лучше познать, принять себя и приблизиться к внутреннему «Я» детей. С помощью метода погружения, основанного на внушении, можно корректировать состояние человека за счет активизации его психических процессов, изменения эмоционального отношения к окружающему миру, к самому себе. Этот метод обеспечивает более эффективное формирование, закрепление гуманистической позиции будущих педагогов, усвоение новых паттернов поведения.
Сенситивное понимание мира ребенка возможно настолько, насколько учитель может отвлечься от собственных ожиданий и переживаний и сосредоточиться на личности ученика, его деятельности, его чувствах и мыслях. На наш взгляд, эффективным методом, позволяющим понять внутренний мир ребенка, является анализ продуктов деятельности детей в различных формах (рисунки, сочинения, рассказы и др.). Например, студентам предлагается проанализировать рисунки учеников на тему «Мой школьный день» по следующим критериям: самооценка ребенка, направленность на общение или на предмет, эмоциональное отношение к школе, учителю, тревожность. Сделанный анализ рисунков позволяет увидеть ситуацию с точки зрения ребенка и глубже понять его субъективный мир.
Описание собственных чувств и чувств детей в вербальной коммуникации вызывает наибольшие затруднения. Для развития данного навыка студентам предлагается упражнение, направленное на развитие способности к пониманию и прогнозированию эмоциональных состояний, отношений и свойств человека и групп. К одному из важнейших условий такого понимания относятся знания человека об их природе и отличительных признаках, а также высокая степень осознания семантики слов, обозначающих эти психологические феномены. Поэтому ряд предлагаемых нами упражнений направлен на развитие навыков вербализации результатов отражения наблюдаемых состояний и отношений.
Точное приписывание значений наблюдаемым признакам состояний определяет адекватность понимания детских переживаний и прогнозирование поведения детей. Приведем пример задания на развитие эмпатического понимания через умение слушать чувства в сообщениях учеников. Данное упражнение основывается на том, что дети сообщают взрослым больше, чем слова или идеи. Они передают свои чувства и эмоциональное состояние. Зачитываются типичные детские «сообщения». Например: «Я хочу носить длинные волосы - это ведь мои волосы?» Студентам предлагается записать чувство или чувства, которые они услышали. Вербальное описание чувств детей помогает определить их мотивы поведения, и побуждают будущих учителей к более открытому выражению своих чувств.
Эффективность педагогического общения существенно затрудняется в случае плохой осведомленности педагога об особенностях собственной личности, установках, индивидуальных особенностях реагирования в различных ситуациях. Для развития рефлексивнооценочных умений в процессе тренинга студенты знакомятся с правилами подачи и принятия обратной связи. В ходе ролевых игр, дискуссий будущие учителя непрерывно получают информацию от других членов группы о результатах своих действий. Благодаря обратной связи студенты могут корректировать свое последующее поведения, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействия на окружающих.
На наш взгляд, одним из факторов препятствующих развитию рефлексивно-оценочных умений является страх ошибки. Для снятия страха ошибки предлагаем студентам задание
- вспомнить самую значительную ошибку, связанную с данным спецкурсом и рассказать чему она научила. Принятие своих ошибок помогает будущим учителям обращаться к детям за получением обратной информации о результатах педагогического воздействия и быть более терпимым к ошибкам учеников.
Речь является основным видом коммуникации людей. И от того, какую речь человек слышит, какие слова произносит сам, зависит поведение, культура и, в конечном счете судьба, так как речь влияет на подсознание человека как «программа». Замечено, что при общении учителя с учениками непосредственно на уроках, речь учителя сводится к сухой алгоритмизации и чаще всего произносится в повелительном наклонении в модальности долженствования. Это незаметно порождает давление сверху, приводит к отсутствию контакта на уроках, нежеланию учиться, вызывает тревожные состояния, страх оказаться несостоятельным.
Для осознания, развития умений позитивного вербального воздействия на ребенка мы разработали алгоритм психолого-педагогического анализа коммуникативного воздействия. Анализ коммуникативного поведения будущих учителей в ролевых играх проводится по следующему алгоритму:
а) заметить какие чувства, эмоциональное состояние вызывает данное обращение;
б) определить цель обращения:
- на какую сферу личности направлено воздействие? (когнитивную, аффективную, поведенческую);
- цель спросить, побудить к действиям, сообщить информацию?
в) зная о том, что в каждом предложении присутствует одновременно три цели, найти две другие цели;
г) выделить положительные намерения в обращении;
д) сопоставить положительные намерения с первоначальными чувствами от услышанной фразы.
Обучение студентов умению оказывать позитивное коммуникативное воздействие на учеников осуществляется путем усвоения следующих приемов педагогического диалогического общения: позитивное описание негативных феноменов, формулирование благодарности, высказывание просьб и требований, грамотное установление санкций за проступки и донесения их смысла до учеников с сохранением контакта с ними, использование «Я - высказывания», ответ в ситуациях манипулирования учителем учениками, оказание педагогической поддержки, активное слушание.
Формирование вышеперечисленных приемов и методов происходит на основе обсуждения, анализа опыта педагогического общения студентов.
Для закрепления коммуникативных умений и развития педагогической импровизации используются ролевые игры, метод инцидента. Метод инцидента представляет собой модификацию метода конкретных ситуаций, но существенно отличается от него тем, что ситуации характеризуются неблагоприятными условиями для принятия решений: дефицитом информации, времени, т. е. факторами, приводящими к очень большой напряженности.
На занятии в течение нескольких минут группа будущих учителей знакомится с каким-то экстраординарным случаем из педагогической практики. Затем студенты задают преподавателю вопросы, чтобы получить и систематизировать фактические данные, после чего они формулируют проблему и анализируют, принимают решение, которое обсуждается в конце занятия. При остром дефиците времени на обдумывание и подготовку творческих решений студенты опираются на шаблонные приемы, что позволяем им самим и преподавателю диагностировать степень соответствия демонстрируемого коммуникативного поведения педагогическому диалогическому общению.
Для планирования переноса и использования полученных знаний и умений в будущую педагогическую деятельность студентам предлагается сказать, что было замечательного в жизни каждого в период работы в оздоровительном лагере, за месяц до занятий и за время работы в спецкурсе.
Как показывает опыт, тренинг педагогического диалогического общения существенно облегчает и ускоряет процесс овладения знаниями, умениями эффективного профессионального общения, способствует оптимизации коммуникативных возможностей будущих учителей, необходимых для организации полноценного, продуктивного взаимодействия с детьми, создает возможности для более полного самопознания и саморазвития.
Опишем некоторые итоги проведения тренинга педагогического диалогического общения, которые были получены в результате опроса студентов.
На вопрос «Какое открытие для себя вы сделали в ходе занятий в группе?», были получены такие ответы:
- «Я поняла, что на протяжении всей моей жизни внутри меня живет взрослый (с 3-х лет, а может раньше). Ребенок, на данный момент, он со мной, и мне просто к нему прислушиваться при любых ситуациях»;
- «Больше стала понимать детей, узнала много нового о подходах к детям»;
- «На занятиях я открыла саму себя. Стала более раскрепощенной, открытой»;
- «Нужно видеть в людях, в том, что тебя окружает только положительное, прекрасное».
Таким образом, самоотчеты студентов подтверждают значимость и приоритетность активных методов обучения педагогическому диалогическому общению.
Список литературы
1. Макшанов, С. И. Психология тренинга. СПб. : Академический проект, 1997.
2. Макшанов, С. И., Хрящева, Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб., 1993.
3. Роджерс, К. Становление личности / пер. с англ. М., 1994.
С. Г. Молчанов
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ-ОЦЕНИВАНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В статье излагается содержание и организация эксперимента по обеспечению классных руководителей (воспитателей) необходимым и достаточным, весьма экономичным, с точки зрения трудозатрат педагога, инструментарием для социализации и оценивания социализованности.
Ключевые слова: государственные образовательные и социализационные стандарты, социализация, воспитание, социализованность, инструменты оценивания социализован-ности, компетенция, классный час.