Научная статья на тему 'Вербальная самопрезентация студентов в ситуации трудоустройства: особенности речевого сценария'

Вербальная самопрезентация студентов в ситуации трудоустройства: особенности речевого сценария Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
638
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНАРИЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ БЛОК / РЕЧЕВАЯ ФОРМУЛА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Медведева Ирина Александровна

Статья посвящена вербальной самопрезентации студентов в ситуации трудоустройства. Автор рассматривает данную проблему в рамках теории сценарности речевого поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вербальная самопрезентация студентов в ситуации трудоустройства: особенности речевого сценария»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 32 (213).

Филология. Искусствоведение. Вып. 48. С. 92-96.

И. А. Медведева

ВЕРБАЛЬНАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА: ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО СЦЕНАРИЯ

Статья посвящена вербальной самопрезентации студентов в ситуации трудоустройства. Автор рассматривает данную проблему в рамках теории сценарности речевого поведения.

Ключевые слова: сценарий речевой деятельности, самопрезентация, семантический блок, речевая формула.

Психолингвистов всегда интересовала проблема способности человека обобщать языковой опыт, сохранять его, чтобы потом применять в реальных условиях общения. Для них была важна мысль о том, что, если бы некоторые феномены речи не повторялись (идиомы, метафоры, этикетное поведение и др.), общение вызвало бы излишнее интеллектуальное напряжение у собеседников (А. Вежбицкая, Ю. Н. Караулов, Дж. Лакофф, М. Л. Минский, В. И. Шляхов).

Теоретической основой нашей иработы служит уже укоренившееся в психолингвистике представление о речевых сценариях, хранящихся в долговременной памяти человека и позволяющих ему осуществлять речевую деятельность продолжительное время, осмысленно и в конвенциональных условиях [11. С. 186].

Существование сценариев объясняется прежде всего феноменом воспроизводимости большинства речевых ситуаций: люди постоянно знакомятся, ссорятся, признаются в любви и т. д. Знание особенностей речевого поведения в определенных условиях - не врожденное качество человека: арсенал сценариев речевой деятельности пополняется на протяжении всей его жизни через наблюдение за чужой речью и ее воспроизведение. Кроме этого, людям в связи изменившимися условиями жизни порой приходится осваивать новые сценарии, еще не закрепившиеся в национальном сознании.

В настоящее время особо актуальны сценарии самопрезентации. Теперь для каждого человека важнее, чем когда-либо, уметь правильно преподносить себя окружающим, производить нужное впечатление. В связи с этим особое значение приобретает феномен самопрезентации. В широком смысле под са-мопрезентацией понимают вербальное и не-

вербальное представление собственной личности в процессе общения.

Самопрезентация может присутствовать практически в любом речевом взаимодействии, поэтому количество вариантов сценария самоподачи очень велико. Согласно социально-драматургической концепции И. Гоффмана, их у каждого индивида ровно столько же, сколько и социальных ролей [4. С. 84-92]. Каждый из этих вариантов зависит от ситуации, в которой реализуется процесс самоподачи.

В условиях большой конкуренции на рынке труда от выпускников высших и средних учебных заведений требуется владение не только профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и навыками самопре-зентации, что определяет актуальность проведенного исследования. Новизна работы заключается в том, что автором статьи впервые изучена самопрезентация студентов в ситуации трудоустройства.

В рамках настоящего исследования планировалось выяснить, владеют ли студенты сценарием речевого поведения в ситуации трудоустройства, и описать их вербальный опыт самопрезентации, для чего был использован метод дискурс-анализа. В исследовании участвовало 100 студентов Челябинского государственного педагогического университета. Из них 40 % - мужчины, средний возраст - 21 год. Респондентам предлагалось написать рассказ-миниатюру о себе работодателю. Полученные тексты послужили базой для анализа.

На сегодняшний день речевая ситуация трудоустройства имеет устоявшийся сценарий взаимодействия соискателя и работодателя. Она предполагает рассылку резюме (стандартизированного набора сведений о претенденте на работу), собеседование с работодателем, проводимое по определенной

схеме. В обоих случаях сведения о кандидате выстраиваются определенным образом. Опираясь на шаблоны резюме, представленные на рекрутинговых сайтах (Job. ru, Superjob.ru, Rosrabota.ru), мы определили примерную, наиболее общую семантическую структуру сценария вербальной самопрезен-тации соискателя:

1. Первичная самопрезентация.

2. Профессиональный блок.

3. Личностный блок.

Наличие в любом сценарии свернутой схемы речевых действий (в данном случае предполагаемых семантических составляющих текста самопрезентации) сближает его с понятием фрейма - «пакета информации» [9. С. 8]. Схема акцентирует внимание на свернутости довербальных структур и их способности развертываться в полнокровное речевое произведение [2. С. 39-55].

Перечисленные подструктуры самоподачи мы будем именовать семантическими блоками. Первичная самопрезентация - начальная и необходимая ступень самопрезентации, она играет большую роль в создании первого впечатления. Профессиональный семантический блок - ведущий, так как он содержит в себе информацию о соискателе как о специалисте. По этому блоку определяется, соответствует или не соответствует кандидат данному рабочему месту по своим профессиональным характеристикам (образование, опыт работы, профессиональные навыки). Личностный блок - это информация о личностных качествах соискателя: его моральном кодексе, интересах, увлечениях и др.

Исходя из этого, о знании сценария профессиональной самопрезентации студентами можно судить по присутствию в их самоподачах трех обозначенных семантических подструктур. Перед выполнением задания (письменный рассказ о себе работодателю) респондентов не знакомили ни с количеством, ни с качеством семантических блоков. Следовательно, если в текстах студентов были представлены сведения о профессиональных (образование, навыки, опыт работы), личностных качествах, о месте и цели трудоустройства, то это уже означало наличие у респондентов представлений об исполнении роли соискателя.

На первом этапе исследования анализ показал: опытом самопрезентации в ситуации трудоустройства на уровне семантической структуры владеют 39 % студентов. Также

была установлена степень актуальности для респондентов блоков путем подсчета количества упоминаний каждого из них в рассказах испытуемых: первичная самопрезентация (должность) - 42 %, профессиональный блок

- 62 %, личностный блок - 82 %. Большую актуальность информации о личностных качествах в профессиональной самоподаче можно объяснить тем, что у студентов, как правило, личностное самосознание превалирует над профессиональным. Поэтому в самопрезентациях, помимо заданной роли соискателя, присутствовали указания и на такие роли, как: роль ребёнка («Моя семья большая, два младших брата, помогаю маме их воспитывать»), ученика («Всегда, везде и всему быстро учусь»), «девушки на выданье» («Я пока живу с родителями, но в ближайшее время у меня будет своя семья»), друга («У меня есть интересные друзья, друзья - это моя гордость»). В сценарии самопрезентации соискателя подобные факультативные роли неприемлемы в силу его ориентации на деловой стиль общения.

Сценарий самопрезентации представляет собой макроединицу дискурса, состоящую из более мелких элементов - речевых формул. Под речевыми формулами мы понимаем наиболее продуктивные модели построения высказываний, по своему значению соотносимые с одним из семантических блоков рассматриваемого сценария. На втором этапе исследования мы выявляли данные формулы в самопрезентациях респондентов, используя методику контент-анализа.

Приведем пример арсенала речевых формул, используемых студентами в «Первичной самопрезентации». Задача этого блока - подготовить реципиента к восприятию информации о коммуникаторе. Сообщение намерения получить конкретную должность - важнейшая структурная единица данного блока. Задача соискателя - сформулировать свою цель так, чтобы привлечь максимальное внимание адресата и эмоционально настроить его на восприятие дальнейшей информации.

Каждой речевой формуле (далее Р/Ф) мы давали свое название, отражающее ее структуру и семантику.

Р/Ф 1. Нейтральное сообщение намерения. «Я хотел бы работать...»

Наиболее частотная нейтральная речевая формула, её использовали 30 % респондентов. Представляет собой сослагательную

конструкцию со значением пожелания, отличается ненавязчивой нейтральной интонацией, является распространенным клише, характерным для делового стиля общения, ярким показателем дистанции между собеседниками. Род трудовой деятельности может быть представлен субъектной синтаксической конструкцией (работать (кем?)) или объектной (заниматься (чем?)). В идеале Р/Ф предполагает обозначение адресата самопре-зентации через указание места желаемой работы (предприятия, учреждения и т. д.), сопровождаемого в большинстве случаев притяжательным местоимением (имеется в виду форма вежливости «Ваш»).

- Я хотела бы работать редактором в Вашей газете.

- Я бы хотела устроиться переводчиком.

Р/Ф 2. Открытая просьба. «Я прошу вас

принять меня на работу»

Р/Ф выражает смягченную просьбу, пожелание. Роль императива берет на себя изъявительная конструкция. Формулировка «я прошу вас...» часто встречается в деловых бумагах и носит статус нейтральной и ритуальной. В нашей ситуации ее использовали 8 % студентов. Высказывание заключает в себе указание на адресата.

- Я прошу Вас принять меня на работу в издательство газеты «Телесемь»редакто-ром.

- Я прошу Вас взять меня в школу учителем русского языка и литературы.

Р/Ф 3. Демонстративное сообщение намерения. «Я хочу здесь работать, я считаю себя достойным этого»

Сильная позиция говорящего, его уверенность в себе - характерная черта этой Р/Ф. Её использовали 12 % студентов. Реализуется через употребление модальных глаголов (хочу, считаю) и кратких прилагательных с модальным значением ((я) уверен, должны (мне)).

- Я считаю, что должность заместителя главного редактора должна достаться мне.

- В вашей фирме я хочу получить должность редактора.

- Я понимаю, что на это место претендует много людей, но вы не прогадаете, если выберете именно меня.

Последнее высказывание имплицитное, его семантика складывается из трёх значений: 1) демонстративная самопрезентация

- «выберете меня, потому что я лучший»; 2) комплимент - «на это место претендует

много людей»; 3) обещание выгоды - «вы не прогадаете». Таким образом, мы видим, как в Р/Ф осуществляется речевая стратегия воздействия на партнера.

В целом же эффективность формулы определяется последующими высказываниями, которые по логике должны представлять собой развернутую систему доказательств демонстративного утверждения «я лучший». Как показал анализ рассказов респондентов, доказательство присутствовало только в 4 % работ. Кроме того, излишне демонстративная позиция соискателя не всегда способна вызвать доверие у работодателя.

Р/Ф 4. Безразличное сообщение намерения. «Я ищу работу, которая бы устраивала меня»

Отличительная черта данной Р/Ф - отсутствие обращения к адресату и его интересам, в результате чего у работодателя вполне обоснованно может возникнуть ощущение, во-первых, того, что соискатель не заинтересован в рабочем месте, во-вторых, что он (соискатель) профессионально некомпетентен.

- Хочу найти работу, которая бы устраивала меня.

- Вообще готов работать за деньги.

Использование соискателем этой Р/Ф может вызвать у адресата нежелание сотрудничать. Данный коммуникативный ход использовали 6 % опрошенных.

Р/Ф 5. Комплимент. «Я очень хотел бы работать с вами, вы лучшие»

Данная Р/Ф предполагает тактику комплимента или похвалы, задача которых - вызвать симпатию, расположить к себе собеседника. Это речевое действие в большинстве случаев принимается адресатом благосклонно.

Но комплимент и похвала - ритуальные действия, поэтому для достижения коммуникативного успеха необходимо знать соответствующие правила речевого воздействия. Например, лестные слова в адрес работодателя должны касаться успешной деятельности его предприятия. Соискателю важно подкрепить свою похвалу конкретными примерами, касающимися успеха и роста организации. В основном студенты, прибегая к данной Р/Ф (10 %), строили свою похвалу по принципу «нравится / не нравится», не приводя доказательств своей позиции.

- Мне очень нравится ваш прогрессивный взгляд на многие проблемы. Хотелось бы тоже внести свою лепту.

- Я очень хотела бы работать на вашей радиостанции. Я много слышала о ней и считаю ее одной из лучших.

- Очень заинтересована в работе именно на вашей радиостанции, поскольку давно ее слушаю и люблю.

Р/Ф 6. Детская мечта. «Я еще с детства мечтал стать.»

Эта Р/Ф в основном употребляется при первом трудоустройстве, когда человек еще пребывает в юношеских мечтах об удачной карьере и его позиция на рынке труда отличается максимализмом. «Детство» и «мечта»

- основные семантические единицы данного высказывания. Р/Ф относится к числу эмоциональных, сопровождается искренностью говорящего. Формулу использовали 8 % респондентов.

- Я еще с детства мечтала «попасть в телевизор».

- С детства мечтала стать актрисой.

- Вообще это моя мечта - работать корреспондентом, точнее, даже иметь свою колонку, где бы я могла писать об актуальных проблемах, касающихся молодежи.

Р/Ф не относится к числу эффективных: она может создать у работодателя впечатления несамостоятельности, «незрелости» соискателя.

Р/Ф 7. Благородная цель. «Готов помогать.»

Как правило, к этому коммуникативному ходу прибегают учителя, врачи, журналисты, политики.

- Готова помогать людям быть здоровыми, сильными.

- Хочу привить детям любовь к русскому языку.

- Ведь все равно кто-то должен учить детей. Пусть это буду я!

- Я хочу быть полезной обществу.

Апеллируя к вечным ценностям (любовь,

здоровье, дети), говорящий соотносит свою цель с категориями добра. Его высказывание имеет семантику готовности и желания помочь, жертвенности. Эту Р/Ф использовали 8 % респондентов. Высказывание действует на эмоции, вряд ли будет иметь положительный эффект в ситуации общения с человеком рациональным и прагматичным.

Р/Ф 8. По родительским стопам «Я как папа / мама.»

4 % студентов объясняли свой выбор следованием профессиональной традиции, сло-

жившейся в их семье. «Семья» - ключевая сема в подобных высказываниях. Языковые показатели этой Р/Ф: сравнительный оборот с союзом ‘как’, частицы ‘тоже’, ‘также’.

- Родители мои тоже учителя, двое из моих братьев получили педагогическое образование, и я не могу представить себя никем другим, только учителем.

Результаты исследования демонстрируют следующее: респонденты, составляя само-презентационный текст, избирали различные формы высказываний и прибегали к разным семантическим структурам в зависимости от типа интенции, которую в данной речевой ситуации осознает и проявляет та или иная личность. Наличие смягченных, нейтральных формулировок в самопрезентациях некоторых студентов свидетельствовало о соблюдении ими канонов делового стиля, характерного для общения работодателя и соискателя. Использование эмоционально настраивающих тактик комплимента и самораскрытия (детская мечта, благородная цель) показало, что часть студентов владеет навыками речевого воздействия на собеседника. Распространенными ошибками в студенческих текстах стали: 1) отсутствие указаний на адресата - респонденты чаще транслировали свои желания («найти работу», «хорошо устроиться») и не учитывали интересы работодателя; 2) использование неподкрепленных конкретными примерами утверждений о своей компетентности; 3) присутствие в текстах студентов высказываний, не соответствующих ситуации деловой само-презентации и указывающих на «детскость сознания» респондентов.

Таким образом, анализ речевых формул, входящих в состав сценария самопрезента-ции, показал, что студенты, владея схемой сценария, не всегда эффективно материализуют его в речи.

Список литературы

1. Амяга, Н. В. Самораскрытие и са-мопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. М. : Просвещение, 1991.

2. Баранов, А. Н. Понятие речевой формулы : определение и типология / А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский // Русский язык сегодня : сб. ст. Вып. 2. / РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова ; отв. ред. Л. П. Крысин. М. : Азбуковник, 2003. С. 39-55.

3. Бороздина, Г. В. Психология делового общения. М. : Инфра-М, 1999.

4. Гоффман, И. Представление себя другим в повседневной жизни. М. : КАНОН-ПРЕСС, 2000.

5. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетенции в общении. М., 1990.

6. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М. : ДомКнига, 2006.

7. Маслова, А. Ю. Введение в прагмалинг-вистику. СПб. : Наука, 2007.

8. Михайлова, Е. В. Самопрезентация : теории, исследования, тренинг. СПб. : Речь, 2007.

9. Петров, В. В. Вступительная статья /В. В. Петров, В. И. Герасимов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. М. : Прогресс, 1988. 320 с.

10. Психолингвистика в очерках и извлечениях : хрестоматия : учеб. пособие / авт.-сост. В. К. Радзиховская, А. П. Кирьянов, Т. А. Пекишева и др. ; под общ. ред. В. К. Радзиховской. М. : Академия, 2003.

11. Шляхов, В. И. Речевая деятельность : феномен сценарности в общении. М. : КРАСАНД, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.