Научная статья на тему 'Пути создания положительного образа участника шоу на примере конкурсного шоу «Мисс студенчество»'

Пути создания положительного образа участника шоу на примере конкурсного шоу «Мисс студенчество» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
277
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС ШОУ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ БЛОК / РЕЧЕВАЯ ФОРМУЛА / SHOW DISCOURSE / SELF-PRESENTATION / POSITIVE IMAGE / SEMANTIC UNIT / VERBAL FORMULA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Медведева Ирина Александровна

Статья посвящена исследованию самопрезентации в дискурсе шоу. Автор приходит к выводу о наличии в дискурсе шоу стереотипных лингвистических имиджеобразующих средств, с помощью которых продуцируется положительный образ участника шоу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of Creating a Positive Image of Show Participant by the Example of the Competitive "Miss Student" Show

The article is devoted to the research of self-presentation in show discourse. The author comes to the conclusion that the show discourse includes stereotypical linguistic tools that help create a positive image of the show participants.

Текст научной работы на тему «Пути создания положительного образа участника шоу на примере конкурсного шоу «Мисс студенчество»»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 17 (232). Филология. Искусствоведение. Вып. 55. С. 114-117.

и. А. медведева

пути создания положительного образа участника шоу на примере конкурсного шоу «мисс студенчество»

Статья посвящена исследованию самопрезентации в дискурсе шоу. Автор приходит к выводу о наличии в дискурсе шоу стереотипных лингвистических имиджеобразующих средств, с помощью которых продуцируется положительный образ участника шоу.

Ключевые слова: дискурс шоу, самопрезентация, положительный образ, семантический блок, речевая формула.

В последнее время нарастает тенденция к повсеместной шоуизации общества. Шоу-дискурс, являясь неотъемлемым элементом современной массовой культуры, стремительно проникает во все сферы жизни и привлекает все большее внимание исследователей.

Буквально шоу (show) - представление, показ, перформанс. Под шоу принято понимать «яркое, эффектное представление, рассчитанное на массового зрителя, слушателя» [3. С. 481]. Различают виды шоу: телевизионное, иллюзионное, концертное и пр. Все они носят постановочный и презентационный характер и содержат в себе развитое игровое начало.

В качестве одной из атрибутивных черт шоу-дискурса О. Ф Русакова называет «звездность». Понятие звезды, по мнению ученого, важнейшая категория шоу. Под звездой подразумевается успешная личность, которая выступает в качестве носителя определенных благ... Она разыгрывает спектакль личной преданности той или иной системе ценностей [4. С. 13-18]. Особое значение в шоу уделяется самопрезен-тации звезды - рассказу участника шоу о своей личности с целью создания нужного впечатления о себе у аудитории. Чаще всего посредством самопредъявления создается «образ положительного героя, в котором находит свое воплощение система ценностей общества, его мечты, предпочтения, ожидания» [5. С. 336]. В рамках шоу-дискурса, как правило, воспроизводится определенный (в зависимости от тематического направленности шоу) герой-эталон: успешный политик, искусный повар, парикмахер, эрудит, талантливый певец и пр.

Согласно нашей гипотезе, стереотипным является не только положительный образ героя шоу, но и продуцирующие его лингвистические имиджеобразующие средства. Мы основываемся на положении о том, что под воздействием

рекламных коммуникаций в массовом сознании прочно закрепляются стереотипы ролевой игры и имиджевых клише [4. С. 13-18].

Цель настоящего исследования - на основе дискурс-анализа самопрезентационных текстов определить и описать вербальные стереотипы самопредъявления участника шоу. Базу исследования составили самопрезентационные тексты 93 конкурсанток шоу «Мисс студенчество 2007-2010» (г. Челябинск), опубликованные к финалу конкурса в виде рекламной брошюры.

Презентационный характер конкурсного шоу «Мисс студенчество» проявляется в стремлении его участниц сконструировать привлекательный и востребованный публикой образ активной, образованной, духовно развитой, красивой и разносторонней личности, ориентированной на успех в профессиональной карьере и личной жизни, верящей в свои силы, предпочитающий здоровый образ жизни.

Как выяснилось, сценарий [6. С. 3] самопрезентации конкурсанток «Мисс студенчество»

- цепочка вербальных действий, призванных раскрыть пред публикой ту или иную грань продвигаемого образа, - имеет достаточно специфическую семантическую структуру, в которой в процессе исследования текстов респондентов удалось выделить следующие элементы - семантические блоки:

1) презентация статуса студента

- Я студентка Российского государственного торгово-экономического университета, будущий специалист-маркетолог.

- Я являюсь яркой представительницей студентов нашего времени: креативных, сообразительных, мобильных и активных.

2) презентация внешних данных

- Но о себе сказать сумею: умна красива и скромна. Всё в меру, в общем - не дурна.

- Я симпатичная и сообразительная.

3) презентация достижений

- Мастер спорта по бальным танцам в перспективе на 2011 год.

- Занимаюсь кикбоксингом, 14 лет - профессионально танцами.

4) этикетные формулы

- Друзья, спасибо за поддержку!

- Желаю всем участницам удачи!

5) презентация личностных качеств

- Боюсь трудностей, но люблю их преодолевать.

- Я - ангел. Я люблю окружающий мир и радуюсь каждому дню.

Рассматривая вербальный сценарий само-презентации участников шоу как макроединицу дискурса, мы попытались выявить его более мелкие стереотипные элементы. В результате контент-анализа в рамках каждого семантического блока мы определили набор речевых формул (Р/Ф) - продуктивных (частотных) моделей построения высказываний - и дали им свое название, отражающее их структуру и семантику.

Приведем пример арсенала речевых формул, которые использовали участницы конкурсного шоу «Мисс студенчество», презентуя особенности своего характера.

Р/Ф 1. Автопортрет. «Я(какая?)»

Высказывания, реализующие в своей грамматической структуре данную Р/Ф, имели, как правило, обязательным компонентом прилагательное. Часто встречающиеся в предложениях составные именные сказуемые были осложнены такими семантически неделимыми словосочетаниями, как ‘прил. + человек’, ‘прил. + девушка’.

- Умная, стильная, обаятельная, добрая, отзывчивая, целеустремленная девушка.

- Добрый и отзывчивый человек, открытый для других людей.

Респонденты склонны были говорить о своей природной предрасположенности к определенному типу поведения. Ввиду этого в предложениях часто можно было встретить такие обстоятельства со значением причины, как ‘по натуре’, ‘по духу’, ‘по природе своей’.

- Я по натуре очень любознательна.

- По духу я боевая, нигде бы не пропала.

В своей самохарактеристике респонденты употребляли не только прилагательные, но и существительные со значением признака:

- Я активная, веселая, разносторонняя оптимистка.

- Я вечный энерджайзер, и мне можно позавидовать.

Выражение ‘вечный энерджайзер’, содержащее в своем составе название известной компании-производителя батареек «Энерджайзер», демонстрирует, как имиджевые рекламные клише проникают в язык и становятся средством вербальной характеристики человека.

Р/Ф 2. Взгляд со стороны. «Черты, которые люди ценят во мне...»

Некоторые респонденты, желая сделать рассказ о себе более объективным и убедительным, отказывались от местоимения ‘Я’ и писали о себе в третьем лице:

- Она сводит с ума, она заставляет восхищаться, она добивается всего легко, непостижимо легко,

или ссылались на других людей как на источник информации о себе:

- Есть черты, которые люди всегда ценили во мне, - это доброта, отзывчивость, целеустремленность, ответственность.

В высказываниях конкурсанток часто встречались однородные ряды, члены которых могли находиться в различных семантикосинтаксических отношениях друг с другом. В этой связи были выделены следующие речевые формулы.

Р/Ф 3. Выигрышное сочетание. «У меня есть все:.»

- У меня есть все: характер, внешность, талант, харизма!

В данной Р/Ф используется ряд однородных членов, связанных между собой соединительными отношениями, и обобщающее слово, выраженное определительным местоимением ‘все’. Интенция высказывания: ‘у меня есть все для победы / для того, чтобы быть лучшей’.

Р/Ф 4. Уникальная противоречивость или обманутое ожидание. «Я(какая?), но (какая?)»

Известно, что представление о какой-либо ситуации актуализирует в сознании определенный сценарий: у субъекта возникает «ожидание» определенного положения дел, соответствующее сценарию, причем сценарный ход событий считается нормальным, а отклонение от сценария - отклонением от нормы [2]. Когда происходят подобные отклонения, возникает «эффект обманутого ожидания». С. Б. Донгак в вербальной коммуникации «обманутым ожиданием» называет языковую игру. Как утверждает ученый, осознанное моделирование ситуации обманутого ожидания, то есть осознанное отступление от нормы, как и любая языковая игра, требует повышенного внимания говорящего к форме речи [1. С. 110-117].

Эффект «обманутого ожидания» в рассматриваемой Р/Ф реализуется через употребление противительных и уступительных союзов.

- Девушка с хрупким и чувствительным сердцем, но твердым характером.

- Я очень сильный человек, несмотря на то, что с виду мягкая и пушистая.

Высказывание состоит из двух частей, первая сообщает некоторую характеристику человека, во второй части вводится другая характеристика, по своему значению противоположная первой (например, хрупкое сердце - твердый характер).

«Дисгармония» сосуществующих явлений (несоответствие внешности внутренним проявлениям, противоречивые черты характера) воспринимается адресатом как положительная характеристика говорящего, как редкое сочетание личностных качеств.

Р/Ф 5. Главная черта 5. «Самая главная черта моего характера - это...»

Некоторые самопрезентации демонстрировали, как респонденты, не давая большого списка социально-желательных качеств, акцентировали внимание читателя на одной положительной черте своего характера.

- Самая главная черта - это позитивный настрой в любой жизненной ситуации.

- И главная заслуга: ... улыбкой своей каждому настроение поднимает...

Маркеры данной формулы - прилагательное ‘главный’ (в значении ‘важный, основной’), в сочетании с существительными ‘черта’, ‘особенность’, ‘качество’, ‘заслуга’.

Р/Ф 6. Сравнение. «Я как...»

Чтобы сделать презентацию более выразительной и эмоциональной, многие конкурсантки использовали прием сравнения. Желая подчеркнуть одно из своих положительных качеств, они сравнивали себя с животными, с различными явлениями природы, известными людьми и др.

- Я - белка, то есть неугомонное рыжее существо.

- Я - радуга: такая же яркая и многоликая, разносторонняя и интересная.

- Я - котенок, которому хочется ласки и немного понимания.

- Я сильная, целеустремленная, волевая личность. Своеобразный железный Феликс.

Р/Ф 7. Астрологические и семейнонаследственные предпосылки характера. «По знаку зодиака я ..., поэтому я...»

Некоторые респонденты свои личностные качества презентовали не как уникальные, а

как типические черты. Поэтому самоподача могла начинаться с упоминания:

а) о знаке зодиака, после которого следовало описание психологического портрета участницы:

- По знаку зодиака я Стрелец, Что означает егоза и непоседа...

б) о значении имени или национальных особенностях:

- Меня зовут Елена. По одним источникам: Я - Огненная, Солнечная, Яркая; по другим же : Я - Гречанка. Как и все греки, люблю празднества, люблю не столько присутствовать на них, сколько организовывать их для окружающих, чтобы люди светились радостью и счастьем.

в) некоторые упоминали о своей семье, которая являлась предпосылкой к формированию их личности:

- Родилась в семье военнослужащего, поэтому с детства мне прививались такие качества, как целеустремленность и трудолюбие. Что странно, при всей консервативности воспитания из меня получился творческий человек, легко воспринимающий все новое и неизведанное.

В соответствии с оценочным компонентом значения все лексемы разделились на две группы. В первую входили слова, обозначающие положительные качества человека. Во вторую

- отрицательные. В текстах респондентов лексемы с первым значением преобладали, что было обусловлено целью самопрезентации конкурсанток - понравиться, произвести положительное впечатление на аудиторию.

Р/Ф 10. Милые минусы. «Мой минус в том, что...»

Встречались и отрицательные самохарактеристики, интенция которых могла заключаться в желании вызвать умиление у аудитории:

- Я большая сладкоежка, и, наверное, это мой единственный минус.

Недостаток, о котором говорится, незначителен, несмотря на это, он выдается за отрицательную черту (хотя речь идет отнюдь не о характере!). Презентуя ее, говорящий подчеркивает свою положительность во всех остальных проявлениях своей личности;

Р/Ф 11. Плохая хорошая девочка. «Я (какая?)»

Иногда респонденты упоминали о своих недостатках с целью эмоционального воздействия на аудиторию:

- Жутко авантюрная, дико капризная, упрямая и бывает неуправляемая... Почему? Все просто - люблю достигать поставленных целей... Это важно...

Семантику высказывания можно обозначить так: у меня сложный характер, но это помогает мне быть впереди остальных. Отличительная особенность формулы - употребление слов, содержащих в своем значении сильный эмотив-ный компонент (‘дико капризная’, ‘упрямая’, ‘неуправляемая ’).

Р/Ф 12. Актриса. «Я могу быть разной...»

Некоторые участницы, рассказывая о себе, говорили о разнообразных ролях, которые они исполняют в обществе. Маркер данной формулы - осложненное составное именное сказуемое, имеющее в своем составе модальный глагол ‘мочь’: ‘могу быть (какой)’.

- Могу быть разной: дерзкой, очаровательной, сексуальной.

- Она умеет быть высокомерной или простой, понятной, лёгкой.

Таким образом, проведенный анализ само-презентаций участников шоу позволяет сделать следующие выводы. В исследуемом дискурсе, действительно, обнаруживаются стереотипные лингвистические имиджеобразующие средства, с помощью которых продуцируется положительный образ участника шоу. К этим средствам относится сценарий самопрезен-тации, характеризующийся относительно устойчивым набором семантических блоков, отвечающих ситуации. Например, в самопре-зентации участниц конкурсного шоу «Мисс Студенчество» удалось выделить следующие семантические блоки: презентация статуса студента, презентация внешних данных, презентация достижений, этикетные формулы, презентация личностных качеств. Еще одним стереотипным имеджеобразующим средством самопрезентации участника шоу выступает единица более низкого порядка - речевая формула. Анализ формул позволил выделить некоторые закономерности употребления вербальных средств, служащих для конструирования положительного образа: широкое использова-

ние прилагательных со значением черт характера (преимущественно положительных); объективизация самоописания через употребление местоимений третьего лица вместо первого или через ссылку на других людей как на источник сообщения информации о себе (Р/Ф ‘автопортрет’, Р/Ф ‘взгляд со стороны’); активное употребление конструкций с однородными членами, находящимися друг с другом в различных синтаксических отношениях в зависимости от интенции говорящего (Р/Ф ‘выигрышное сочетание’, Р/Ф ‘уникальная противоречивость’); частое использование в самопрезентации приема сравнения (Р/Ф ‘сравнение’); перечисление не только черт характера, но и указание на предпосылки к их возникновение (Р/Ф ‘астрологические и семейно-наследственные предпосылки характера’).

Список литературы

1. Донгак, С. Б. Обманутое ожидание как стилистическая проблема (к постановке вопроса) // Речевое общение : (Теоретические и прикладные аспекты речевого общения). Вып. 3 (11). Красноярск, 2000. С. 110-117.

2. Левин, К. Теория поля в социальных науках / пер. Е. Сурпина. СПб. : Речь, 2000.

3. Новейший словарь иностранных слов / авт.-сост. Е. А. Окунцова. М. : Айрис-пресс,

2009.

4. Русакова, О. Ф. Дискурс шоу-политики // Без темы. 2008. № 1(7). С. 13-18.

5. Щеглова, Ю. Стереотип положительного героя в традиционной культуре и в современном массовом сознании // Русские и «русскость» : лингво-культурологические этюды / сост. В. В. Красных. М. : Гнозис, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Шляхов, В. И. Речевая деятельность : феномен сценарности в общении. М. : КРАСАНД,

2010. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.