Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 17 (232). Филология. Искусствоведение. Вып. 55. С. 114-117.
и. А. медведева
пути создания положительного образа участника шоу на примере конкурсного шоу «мисс студенчество»
Статья посвящена исследованию самопрезентации в дискурсе шоу. Автор приходит к выводу о наличии в дискурсе шоу стереотипных лингвистических имиджеобразующих средств, с помощью которых продуцируется положительный образ участника шоу.
Ключевые слова: дискурс шоу, самопрезентация, положительный образ, семантический блок, речевая формула.
В последнее время нарастает тенденция к повсеместной шоуизации общества. Шоу-дискурс, являясь неотъемлемым элементом современной массовой культуры, стремительно проникает во все сферы жизни и привлекает все большее внимание исследователей.
Буквально шоу (show) - представление, показ, перформанс. Под шоу принято понимать «яркое, эффектное представление, рассчитанное на массового зрителя, слушателя» [3. С. 481]. Различают виды шоу: телевизионное, иллюзионное, концертное и пр. Все они носят постановочный и презентационный характер и содержат в себе развитое игровое начало.
В качестве одной из атрибутивных черт шоу-дискурса О. Ф Русакова называет «звездность». Понятие звезды, по мнению ученого, важнейшая категория шоу. Под звездой подразумевается успешная личность, которая выступает в качестве носителя определенных благ... Она разыгрывает спектакль личной преданности той или иной системе ценностей [4. С. 13-18]. Особое значение в шоу уделяется самопрезен-тации звезды - рассказу участника шоу о своей личности с целью создания нужного впечатления о себе у аудитории. Чаще всего посредством самопредъявления создается «образ положительного героя, в котором находит свое воплощение система ценностей общества, его мечты, предпочтения, ожидания» [5. С. 336]. В рамках шоу-дискурса, как правило, воспроизводится определенный (в зависимости от тематического направленности шоу) герой-эталон: успешный политик, искусный повар, парикмахер, эрудит, талантливый певец и пр.
Согласно нашей гипотезе, стереотипным является не только положительный образ героя шоу, но и продуцирующие его лингвистические имиджеобразующие средства. Мы основываемся на положении о том, что под воздействием
рекламных коммуникаций в массовом сознании прочно закрепляются стереотипы ролевой игры и имиджевых клише [4. С. 13-18].
Цель настоящего исследования - на основе дискурс-анализа самопрезентационных текстов определить и описать вербальные стереотипы самопредъявления участника шоу. Базу исследования составили самопрезентационные тексты 93 конкурсанток шоу «Мисс студенчество 2007-2010» (г. Челябинск), опубликованные к финалу конкурса в виде рекламной брошюры.
Презентационный характер конкурсного шоу «Мисс студенчество» проявляется в стремлении его участниц сконструировать привлекательный и востребованный публикой образ активной, образованной, духовно развитой, красивой и разносторонней личности, ориентированной на успех в профессиональной карьере и личной жизни, верящей в свои силы, предпочитающий здоровый образ жизни.
Как выяснилось, сценарий [6. С. 3] самопрезентации конкурсанток «Мисс студенчество»
- цепочка вербальных действий, призванных раскрыть пред публикой ту или иную грань продвигаемого образа, - имеет достаточно специфическую семантическую структуру, в которой в процессе исследования текстов респондентов удалось выделить следующие элементы - семантические блоки:
1) презентация статуса студента
- Я студентка Российского государственного торгово-экономического университета, будущий специалист-маркетолог.
- Я являюсь яркой представительницей студентов нашего времени: креативных, сообразительных, мобильных и активных.
2) презентация внешних данных
- Но о себе сказать сумею: умна красива и скромна. Всё в меру, в общем - не дурна.
- Я симпатичная и сообразительная.
3) презентация достижений
- Мастер спорта по бальным танцам в перспективе на 2011 год.
- Занимаюсь кикбоксингом, 14 лет - профессионально танцами.
4) этикетные формулы
- Друзья, спасибо за поддержку!
- Желаю всем участницам удачи!
5) презентация личностных качеств
- Боюсь трудностей, но люблю их преодолевать.
- Я - ангел. Я люблю окружающий мир и радуюсь каждому дню.
Рассматривая вербальный сценарий само-презентации участников шоу как макроединицу дискурса, мы попытались выявить его более мелкие стереотипные элементы. В результате контент-анализа в рамках каждого семантического блока мы определили набор речевых формул (Р/Ф) - продуктивных (частотных) моделей построения высказываний - и дали им свое название, отражающее их структуру и семантику.
Приведем пример арсенала речевых формул, которые использовали участницы конкурсного шоу «Мисс студенчество», презентуя особенности своего характера.
Р/Ф 1. Автопортрет. «Я(какая?)»
Высказывания, реализующие в своей грамматической структуре данную Р/Ф, имели, как правило, обязательным компонентом прилагательное. Часто встречающиеся в предложениях составные именные сказуемые были осложнены такими семантически неделимыми словосочетаниями, как ‘прил. + человек’, ‘прил. + девушка’.
- Умная, стильная, обаятельная, добрая, отзывчивая, целеустремленная девушка.
- Добрый и отзывчивый человек, открытый для других людей.
Респонденты склонны были говорить о своей природной предрасположенности к определенному типу поведения. Ввиду этого в предложениях часто можно было встретить такие обстоятельства со значением причины, как ‘по натуре’, ‘по духу’, ‘по природе своей’.
- Я по натуре очень любознательна.
- По духу я боевая, нигде бы не пропала.
В своей самохарактеристике респонденты употребляли не только прилагательные, но и существительные со значением признака:
- Я активная, веселая, разносторонняя оптимистка.
- Я вечный энерджайзер, и мне можно позавидовать.
Выражение ‘вечный энерджайзер’, содержащее в своем составе название известной компании-производителя батареек «Энерджайзер», демонстрирует, как имиджевые рекламные клише проникают в язык и становятся средством вербальной характеристики человека.
Р/Ф 2. Взгляд со стороны. «Черты, которые люди ценят во мне...»
Некоторые респонденты, желая сделать рассказ о себе более объективным и убедительным, отказывались от местоимения ‘Я’ и писали о себе в третьем лице:
- Она сводит с ума, она заставляет восхищаться, она добивается всего легко, непостижимо легко,
или ссылались на других людей как на источник информации о себе:
- Есть черты, которые люди всегда ценили во мне, - это доброта, отзывчивость, целеустремленность, ответственность.
В высказываниях конкурсанток часто встречались однородные ряды, члены которых могли находиться в различных семантикосинтаксических отношениях друг с другом. В этой связи были выделены следующие речевые формулы.
Р/Ф 3. Выигрышное сочетание. «У меня есть все:.»
- У меня есть все: характер, внешность, талант, харизма!
В данной Р/Ф используется ряд однородных членов, связанных между собой соединительными отношениями, и обобщающее слово, выраженное определительным местоимением ‘все’. Интенция высказывания: ‘у меня есть все для победы / для того, чтобы быть лучшей’.
Р/Ф 4. Уникальная противоречивость или обманутое ожидание. «Я(какая?), но (какая?)»
Известно, что представление о какой-либо ситуации актуализирует в сознании определенный сценарий: у субъекта возникает «ожидание» определенного положения дел, соответствующее сценарию, причем сценарный ход событий считается нормальным, а отклонение от сценария - отклонением от нормы [2]. Когда происходят подобные отклонения, возникает «эффект обманутого ожидания». С. Б. Донгак в вербальной коммуникации «обманутым ожиданием» называет языковую игру. Как утверждает ученый, осознанное моделирование ситуации обманутого ожидания, то есть осознанное отступление от нормы, как и любая языковая игра, требует повышенного внимания говорящего к форме речи [1. С. 110-117].
Эффект «обманутого ожидания» в рассматриваемой Р/Ф реализуется через употребление противительных и уступительных союзов.
- Девушка с хрупким и чувствительным сердцем, но твердым характером.
- Я очень сильный человек, несмотря на то, что с виду мягкая и пушистая.
Высказывание состоит из двух частей, первая сообщает некоторую характеристику человека, во второй части вводится другая характеристика, по своему значению противоположная первой (например, хрупкое сердце - твердый характер).
«Дисгармония» сосуществующих явлений (несоответствие внешности внутренним проявлениям, противоречивые черты характера) воспринимается адресатом как положительная характеристика говорящего, как редкое сочетание личностных качеств.
Р/Ф 5. Главная черта 5. «Самая главная черта моего характера - это...»
Некоторые самопрезентации демонстрировали, как респонденты, не давая большого списка социально-желательных качеств, акцентировали внимание читателя на одной положительной черте своего характера.
- Самая главная черта - это позитивный настрой в любой жизненной ситуации.
- И главная заслуга: ... улыбкой своей каждому настроение поднимает...
Маркеры данной формулы - прилагательное ‘главный’ (в значении ‘важный, основной’), в сочетании с существительными ‘черта’, ‘особенность’, ‘качество’, ‘заслуга’.
Р/Ф 6. Сравнение. «Я как...»
Чтобы сделать презентацию более выразительной и эмоциональной, многие конкурсантки использовали прием сравнения. Желая подчеркнуть одно из своих положительных качеств, они сравнивали себя с животными, с различными явлениями природы, известными людьми и др.
- Я - белка, то есть неугомонное рыжее существо.
- Я - радуга: такая же яркая и многоликая, разносторонняя и интересная.
- Я - котенок, которому хочется ласки и немного понимания.
- Я сильная, целеустремленная, волевая личность. Своеобразный железный Феликс.
Р/Ф 7. Астрологические и семейнонаследственные предпосылки характера. «По знаку зодиака я ..., поэтому я...»
Некоторые респонденты свои личностные качества презентовали не как уникальные, а
как типические черты. Поэтому самоподача могла начинаться с упоминания:
а) о знаке зодиака, после которого следовало описание психологического портрета участницы:
- По знаку зодиака я Стрелец, Что означает егоза и непоседа...
б) о значении имени или национальных особенностях:
- Меня зовут Елена. По одним источникам: Я - Огненная, Солнечная, Яркая; по другим же : Я - Гречанка. Как и все греки, люблю празднества, люблю не столько присутствовать на них, сколько организовывать их для окружающих, чтобы люди светились радостью и счастьем.
в) некоторые упоминали о своей семье, которая являлась предпосылкой к формированию их личности:
- Родилась в семье военнослужащего, поэтому с детства мне прививались такие качества, как целеустремленность и трудолюбие. Что странно, при всей консервативности воспитания из меня получился творческий человек, легко воспринимающий все новое и неизведанное.
В соответствии с оценочным компонентом значения все лексемы разделились на две группы. В первую входили слова, обозначающие положительные качества человека. Во вторую
- отрицательные. В текстах респондентов лексемы с первым значением преобладали, что было обусловлено целью самопрезентации конкурсанток - понравиться, произвести положительное впечатление на аудиторию.
Р/Ф 10. Милые минусы. «Мой минус в том, что...»
Встречались и отрицательные самохарактеристики, интенция которых могла заключаться в желании вызвать умиление у аудитории:
- Я большая сладкоежка, и, наверное, это мой единственный минус.
Недостаток, о котором говорится, незначителен, несмотря на это, он выдается за отрицательную черту (хотя речь идет отнюдь не о характере!). Презентуя ее, говорящий подчеркивает свою положительность во всех остальных проявлениях своей личности;
Р/Ф 11. Плохая хорошая девочка. «Я (какая?)»
Иногда респонденты упоминали о своих недостатках с целью эмоционального воздействия на аудиторию:
- Жутко авантюрная, дико капризная, упрямая и бывает неуправляемая... Почему? Все просто - люблю достигать поставленных целей... Это важно...
Семантику высказывания можно обозначить так: у меня сложный характер, но это помогает мне быть впереди остальных. Отличительная особенность формулы - употребление слов, содержащих в своем значении сильный эмотив-ный компонент (‘дико капризная’, ‘упрямая’, ‘неуправляемая ’).
Р/Ф 12. Актриса. «Я могу быть разной...»
Некоторые участницы, рассказывая о себе, говорили о разнообразных ролях, которые они исполняют в обществе. Маркер данной формулы - осложненное составное именное сказуемое, имеющее в своем составе модальный глагол ‘мочь’: ‘могу быть (какой)’.
- Могу быть разной: дерзкой, очаровательной, сексуальной.
- Она умеет быть высокомерной или простой, понятной, лёгкой.
Таким образом, проведенный анализ само-презентаций участников шоу позволяет сделать следующие выводы. В исследуемом дискурсе, действительно, обнаруживаются стереотипные лингвистические имиджеобразующие средства, с помощью которых продуцируется положительный образ участника шоу. К этим средствам относится сценарий самопрезен-тации, характеризующийся относительно устойчивым набором семантических блоков, отвечающих ситуации. Например, в самопре-зентации участниц конкурсного шоу «Мисс Студенчество» удалось выделить следующие семантические блоки: презентация статуса студента, презентация внешних данных, презентация достижений, этикетные формулы, презентация личностных качеств. Еще одним стереотипным имеджеобразующим средством самопрезентации участника шоу выступает единица более низкого порядка - речевая формула. Анализ формул позволил выделить некоторые закономерности употребления вербальных средств, служащих для конструирования положительного образа: широкое использова-
ние прилагательных со значением черт характера (преимущественно положительных); объективизация самоописания через употребление местоимений третьего лица вместо первого или через ссылку на других людей как на источник сообщения информации о себе (Р/Ф ‘автопортрет’, Р/Ф ‘взгляд со стороны’); активное употребление конструкций с однородными членами, находящимися друг с другом в различных синтаксических отношениях в зависимости от интенции говорящего (Р/Ф ‘выигрышное сочетание’, Р/Ф ‘уникальная противоречивость’); частое использование в самопрезентации приема сравнения (Р/Ф ‘сравнение’); перечисление не только черт характера, но и указание на предпосылки к их возникновение (Р/Ф ‘астрологические и семейно-наследственные предпосылки характера’).
Список литературы
1. Донгак, С. Б. Обманутое ожидание как стилистическая проблема (к постановке вопроса) // Речевое общение : (Теоретические и прикладные аспекты речевого общения). Вып. 3 (11). Красноярск, 2000. С. 110-117.
2. Левин, К. Теория поля в социальных науках / пер. Е. Сурпина. СПб. : Речь, 2000.
3. Новейший словарь иностранных слов / авт.-сост. Е. А. Окунцова. М. : Айрис-пресс,
2009.
4. Русакова, О. Ф. Дискурс шоу-политики // Без темы. 2008. № 1(7). С. 13-18.
5. Щеглова, Ю. Стереотип положительного героя в традиционной культуре и в современном массовом сознании // Русские и «русскость» : лингво-культурологические этюды / сост. В. В. Красных. М. : Гнозис, 2006.
6. Шляхов, В. И. Речевая деятельность : феномен сценарности в общении. М. : КРАСАНД,
2010. 200 с.