Научная статья на тему 'ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЖЕНСКОГО ПОРТРЕТА В ПОВЕСТЯХ А.И. КУПРИНА'

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЖЕНСКОГО ПОРТРЕТА В ПОВЕСТЯХ А.И. КУПРИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
27
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вербализация / художественный образ / женский портрет / лексические средства / Verbalization / artistic image / female portrait / lexical means

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хаджикеева С.Х., Сичинава В.В.

А данной статье будет рассмотрен процесс вербализации женских портретов в повестях А.И. Куприна. Портрет, пейзаж и интерьер — это элементы описательной художественной детали, которые объединяются в целостное художественное пространство литературного произведения. При этом портрет не только описывает внешность персонажа, но и передает его характер, психологию и речевые особенности, представляя собой иллюстративный, сюжетный, характерологический и оценочный элемент. В творчестве Куприна женский портрет часто играет важную роль в создании образов и передаче настроения произведения. Однако, языковое воплощение портрета в произведениях Куприна еще не до конца изучено и требует дополнительного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBALIZATION OF THE FEMALE PORTRAIT IN THE NOVELS OF A.I. KUPRIN

And this article will consider the process of verbalization of female portraits in the stories of A.I. Kuprin. Portrait, landscape and interior are elements of descriptive artistic detail, which are combined into an integral artistic space of a literary work. At the same time, the portrait not only describes the appearance of the character, but also conveys his character, psychology and speech features, representing an illustrative, plot, characterological and evaluative element. In Kuprin's work, a female portrait often plays an important role in creating images and conveying the mood of the work. However, the linguistic embodiment of the portrait in Kuprin's works has not yet been fully studied and requires additional research.

Текст научной работы на тему «ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЖЕНСКОГО ПОРТРЕТА В ПОВЕСТЯХ А.И. КУПРИНА»

2. Коробко Д.А. Лингвистические и экстралингвистические факторы как необходимый компонент предпереводческого анализа текста // Наука в Мегаполисе. 2021. №4(30). URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue-30/literary-linguistics/linguistic-factors.html (дата обращения: 30.05.2023)

3. Ломыкина Н. «Не тупи» в 78 000 экземпляров: самые продаваемые книги 2020 года в категории нон-фикшн // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife-photogallery/416069-ne-tupi-v-78-tysyachah-ekzemplyarov-samye-prodavaemye-knigi-2020-goda (дата обращения: 30.05.2023)

4. Орлова Г.К. «Креатив-нон-фикшн»: о некоторых особенностях перевода с датского языка современной нехудожественной прозы // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2020. № 5 (834). С. 268-288.

5. Anderson Ch. Introduction: Literary nonfiction and composition // Literary nonfiction: Theory, criticism, pedagogy - Southern Illinois University Press, 1989. p. 19-26.

© Петрович В.М.В., 2023

УДК 808.1

Хаджикеева С.Х.

бакалавр 4 курса СКФУ г. Ставрополь, РФ Научный руководитель: Сичинава В.В.

доктор филолог. наук

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЖЕНСКОГО ПОРТРЕТА В ПОВЕСТЯХ А.И. КУПРИНА

Аннотация

А данной статье будет рассмотрен процесс вербализации женских портретов в повестях А.И. Куприна. Портрет, пейзаж и интерьер — это элементы описательной художественной детали, которые объединяются в целостное художественное пространство литературного произведения. При этом портрет не только описывает внешность персонажа, но и передает его характер, психологию и речевые особенности, представляя собой иллюстративный, сюжетный, характерологический и оценочный элемент. В творчестве Куприна женский портрет часто играет важную роль в создании образов и передаче настроения произведения. Однако, языковое воплощение портрета в произведениях Куприна еще не до конца изучено и требует дополнительного исследования.

Ключевые слова:

Вербализация, художественный образ, женский портрет, лексические средства.

Khadzhikeeva S.H.

Bachelor of the 4th year of NCFU Stavropol, Russia

VERBALIZATION OF THE FEMALE PORTRAIT IN THE NOVELS OF A.I. KUPRIN

Annotation

And this article will consider the process of verbalization of female portraits in the stories of A.I. Kuprin. Portrait, landscape and interior are elements of descriptive artistic detail, which are combined into an integral artistic space of a literary work. At the same time, the portrait not only describes the appearance of the character,

but also conveys his character, psychology and speech features, representing an illustrative, plot, characterological and evaluative element. In Kuprin's work, a female portrait often plays an important role in creating images and conveying the mood of the work. However, the linguistic embodiment of the portrait in Kuprin's works has not yet been fully studied and requires additional research.

Keywords:

Verbalization, artistic image, female portrait, lexical means.

Вербализация художественного образа — это процесс описания или выражения определенных качеств, чувств и атрибутов персонажей, предметов или событий в литературе. Это означает, что писатель использовал слова, чтобы создать образный образ, который описал определенные характеристики мира, где живут эти персонажи. Процесс вербализации художественного образа может включать использование метафор, сравнений, олицетворений, аллегорий, символов и других литературных приемов, которые помогают читателю понять особенности персонажей, сюжета и настроения текста.

Лексические средства, создающие образ литературного персонажа, образуют лексико-семантическое поле "внешность человека". Это поле состоит из множества семантических микрополей, которые описывают детали, такие как черты лица, одежду, поведение и мимику, и все вместе они создают целостный художественный образ. О. А. Мальцева в своей монографии рассматривает, какие части речи наиболее часто используются в портретном описании внешности персонажа, и отмечает, что прилагательные играют особую роль, так как они являются признаковыми.

Различные формы портрета в художественном тексте определяются на основе его функций и являются основными типами. Например, портрет-описание является самым распространенным и описывает детальную внешность героя, в то время как портрет-впечатление передает общее впечатление от его внешности, используя несколько штрихов.

В портрете-сравнении внешность героя сравнивается с явлениями и предметами внешней среды. В портрете в художественном тексте используются различные языковые средства для его вербализации. Например, на лексико-семантическом уровне, смысловое поле "портрет" включает в себя различные области, такие как языковое изображение лица, тела, одежды и т.д. Для их описания используются атрибутивные прилагательные, динамичные глаголы, эмоционально окрашенная лексика и другие художественные выразительные средства.

Куприн, в своих произведениях, предпочитал не ограничивать себя в размерах и писал широко и образно. Он посвящал особое внимание мелким деталям, описанию чувств героев, пейзажам и восприятию действительности. Описание природы играет важную роль в его творчестве, и мы можем найти множество разнообразных описаний, каждый раз с новыми комбинациями цветов, звуков и оттенков, которые воссоздают разные состояния природы.

Герои Куприна «выглядят» выпукло и ярко, проявляют динамизм и способность отражать внушительную эволюцию сознания и мировоззрения. В его творчестве женский портрет предстает в разных формах: описание, впечатления, сравнения, а также характерные, психологические и речевые портреты. Куприн описывает женские портреты как статические, где он знакомится с особенностями внешности персонажей, так и динамические, где отражаются их внутренние порывы, чувства и впечатления.

В литературе наиболее распространенный и общепринятый тип портретного изображения -статичный портрет-описание. В портрете-описании, созданном А.И. Куприным, особенностью является фокусирование на изображении лица. Лицо представляет собой одну из основных составляющих целостного художественного образа, а глаза могут отражать состояние души персонажа. По этой причине большинство писателей, включая Куприна, уделяют особое внимание детальному описанию лица своих героев.

В творчестве А.И. Куприна женский портрет имеет особое место. В его повестях можно наблюдать разные женские образы - от красивых итальянок до скромных русских девушек. Один из наиболее выразительных женских образов в повести "Молох" - Магда. Она описывается как "высокая, стройная, бледная, с коротким черным волосами". Ее глаза считаются главным атрибутом красоты - "она имела вполне сложные, странные глаза, они сквозили напролет". Это создает последствие интригующей личности, которая не всегда может быть понята окружающими.

Еще один яркий образ в творчестве Куприна - Марья, героиня повести "Гранатовый браслет". Она описывается как "красивая, но совсем не роскошная". Ее кожа белого цвета, глаза небесного цвета и чуть приподнятый нос делают ее образ изысканным и привлекательным. Кроме того, автор использует образ гранатового браслета, который становится символом внутренней красоты Марьи.

В "Олесе" особое внимание уделено психологическому портрету, отражающему внутреннее состояние героини. Ее эмоции и переживания четко отображаются в мимике и жестах. Первая встреча с незнакомцем в ее избушке вызвала у Олеси смущение и страх, которые мгновенно отразились на ее лице. В анализе психологического портрета ключевую роль играют предикативные глаголы, отображающие динамику изменений. В данном случае, такими глаголами являются "замолчала", "вспыхнула", "сдвинулись" и "обратились", все они указывают на завершенность действия.

В целом, повести Куприна отличаются обилием портретных описаний, с самыми разнообразными формами языкового воплощения. Портрет становится не только ярким образным средством изобразительности, но и основным средством раскрытия характеров персонажей.

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение литературного языка творчества А. И. Куприна выявило характерную образность и выразительность значимого пространства текстов. Куприн был писателем, уделявшим большое внимание деталям, и портрет был одним из наиболее эффективных средств передачи образности и сущности персонажей. Женский портрет в его произведениях представлен в различных вариациях, и статичный портрет-описание был наиболее распространенным, но портрет динамический позволял лучше понимать характер женских персонажей и их поведение.

Описания персонажей в произведениях Куприна на языковом уровне обычно содержат общие признаки, которые повторяются наиболее часто. Композиционно портреты, как правило, создаются с помощью контрастов или противопоставлений, где на различных смысловых полюсах могут находиться сильные черты характера разных женщин или поведенческие особенности одной и той же женщины в разные периоды времени. В описании внешности часто используются краткие прилагательные, которые придают качеству признака предикативные характеристики. Автор использует глаголы, чтобы оживить образ, а использование номинативной лексики, маркированной и немаркированной, отражает его оценку героини.

Список использованной литературы:

1. Волков А.А. Творчество А. И. Куприна. Издание второе / А. А. Волков - Москва: Художественная литература, 1981 - 360 с.

2. Куприн А. И. Олеся: повести и рассказы / А. Куприн. - Москва: Эксмо, 2010. - 638 с.

3. Куприн А.И. Гранатовый браслет // Интернет-библиотека URL: https://ilibrary.ru/text/1022/p.1/index.html (дата обращения: 22.05.2023).

4. Куприн А.И. Молох // Интернет-библиотека URL: https://ilibrary.ru/text/1377/p.1/index.html (дата обращения: 22.05.2023).

5. Мальцева О.А. Семантико-стилистическая интерпретация словесного портрета и повторной номинации в художественном прозаическом тексте // О. А. Мальцева. - Л., - 1987. - 124 с.

© Хаджикеева С.Х., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.