Научная статья на тему 'Вербализация корпоративной инфографики'

Вербализация корпоративной инфографики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
234
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОГРАФИКА / ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ / INFOGRAPHICS / INFORMATION PERCEPTION / VERBALIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Оголь М.В.

Вербализация рассматривается как составляющая корпоративной инфографики. Визуальная информация характеризуется на уровне содержания и смысла. Текстовая на уровне адекватности визуальной. Дается анализ примеров разных форм инфографиики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE INFO GRAPHICS VERBALIZATION

Verbalization is considered as a component of corporate infographics. Visual information is characterized at the level of content and meaning. Textual is on the level of visual adequacy. An analysis of examples of different forms of infographics is given.

Текст научной работы на тему «Вербализация корпоративной инфографики»

УДК 004.45

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОГРАФИКИ

М. В. Оголь

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: kafedrark@mail.ru

Вербализация рассматривается как составляющая корпоративной инфографики. Визуальная информация характеризуется на уровне содержания и смысла. Текстовая на уровне адекватности визуальной. Дается анализ примеров разных форм инфографиики.

Ключевые слова: инфографика, восприятие информации, вербализация.

CORPORATE INFO GRAPHICS VERBALIZATION M. V. Ogol

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, KrasnoyarskyRabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: kafedrark@mail.ru

Verbalization is considered as a component of corporate infographics. Visual information is characterized at the level of content and meaning. Textual is on the level of visual adequacy. An analysis of examples of different forms of infographics is given.

Keywords: infographics, information perception, verbalization.

Инфографика как тип визуализации данных не является изобретением современной культуры. Использование изображения вместо описания или числовых имеет вековые традиции. Термином информационный дизайн (инфографика) обозначают особое направление в дизайне, осуществляющее передачу информации с помощью графических изображений [3]. Представление корпоративной информации - это особый тип инфографики, поскольку такая визуализация должна представлять единство экономической, духовной и управленческой составляющей компании. Потому что у компаний всё больше и больше информации, они не могут её нормально переработать, нужно построить очень чёткую, ограниченную по времени коммуникацию. Поэтому визуальная картинка инфографики должна быть дополнена правильной вербальной составляющей.

Как и в любой развивающейся области, в инфографике сложились различные позиции, которые, как правило, объясняются разными целями визуализации. Для передачи экономической информации чаще используются цифры и тексты, которые и объединяет инфографика. С её помощью упрощается представление бизнес-процессов, с которыми могут быть ознакомлены как сотрудники, так и клиенты организации. Чаще всего таким способом визуализируют ежегодные или квартальные отчёты разного плана, технические задания или бюджеты каких-либо рекламных кампаний [4]. Следовательно, корпоративная инфографика должна объединять содержательность, что подразумевает насыщенность количественными данными, смысл, который обретается при условии разного рода сравнений данных и обнаружения закономерностей, легкость восприятия, возникающая в результате грамотного дизайна и аллегоричность, которая делает ее более привлекательной. Однако при всей важности этих принципов необходимо учитывать особую значимость принципа релевантности. Если в инфографике выделяются определённые данные, которые на самом деле не существуют, или, если в ней искажается визуальное восприятие

Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы гуманитарных наук»

данных, результаты сравнения, динамика и пр., то такая инфографика не приносит желаемого результата.

Когда компания испытывает долгосрочный рост или какой-то серьезный успех, то любая инфографика это не только информация для клиентов о бизнес-стратегии компании, о новых продуктах, услугах или предложениях компании. Это и показатель понимания влияния различных вариантов вербализации для устойчивого роста бизнеса. Как считает И. А. Гончар, «Поиск способов оптимальной подачи информации в последние годы привел к своего рода взрыву визуальных практик, в которых визуальный образ доминирует над вербализованными способами передачи информации» [1]. Но объективность языкового сопровождения инфографики не должна подвергаться сомнению.

Огромное значение для инфографики имеет вопрос легкости восприятия, что связано, с выбором визуальной формы подачи материала и механизмах вербализации. В корпоративной инфо-графике основой текстообразования инфографики можно отнести: экономически значимый объект для предприятия и его абсолютная величина, ее изменение, сопоставление с другим аналогичным объектом. Выбор значимого объекта может быть связан как с выпуском продукции, так и с каким-либо существенным изменением в управлении, которое привело к изменению показателей успешности предприятия. Для внутренних коммуникаций инфографика используется для обмена информацией о проблемах, идеях, представлениях. Она ускоряет восприятие информации, делает ее более понятной, тем самым ускоряет принятие решений. Если к визуальной составляющей выбран правильный вербальный компонент, то инфографика может стать предметом гордости сотрудников и использоваться уже на внешнем уровне коммуникации [5].

Рис. 1. Инфографика «Зенит» [2] Рис. 2. Инфографика «СибМост» [6]

Например, в инфоргафике спортивных клубов каждая «сухая» цифра сопровождается и изображением, и текстом (рис. 1). У цифр есть «история», которая проявляется в результате сравнения и переводит голую информацию на уровень смысла, раздвигая рамки семантики текста. Инфографика - это понимание смысла цифр. Однако то, что понятно автору плаката, оказалось не так очевидно для другой, внешней аудитории. Основной проблемой спора в блоге стал

именно текст и сколько его должно быть: «Про Данни и Зенит можно было сделать такую легкоусвояемую картинку, что и было сделано. Можно было бы сделать и текст на несколько страниц, но с той же информацией. Так как я лично не болею за Зенит, мне было более удобно увидеть именно такую картинку. Кто-нибудь, например, вы, предпочел бы большой текст» [2]. Следовательно, эмоциональная составляющая сообщения может перебить смысловую.

Другим примером служит инфографика компании «Сибмост» (рис. 2). Как указано в подписи к изображению: «Материал в жанре фоторепортажа, к где в лаконичной форме подписей к фотографиям подана позитивная информация о эффектных достижениях компании «Сибмост», подкрепленная большим количеством цифр и инфографикой» [6]. Материал подготовлен для укрепления имиджа компании, поэтому большая вербальная составляющая была необходимым компонентом. Данная инфографика обращалась как к внутренним, так и внешним коммуникациям. Она должна была стать предметом гордости за свой коллектив при внутреннем использовании и вызвать доверие внешних участников коммуникации - власти, населения и заказчиков работ. Здесь формат фоторепортажа с текстом и цифрами показал компанию как лидера в сове области и позволил региоальной компании называть себя лидером мостостроения Сибири.

Таким образом, чтобы оценить инфографику, нужно анализировать не только картинку, но и текст. Цели, уровень корпоративной культуры, понимание ситуации - все влияет на качество инфографики.

Библиографические ссылки

1. Гончар И. А. Вербализация инфографики: специфика текстообразования (на материале видеограмм «Россия в цифрах»)// Филологический класс, 2015. № 2(40). с. 62-65.

2. Инфографика. «Зенит» после 19 туров РФПЛ [электр. дан.] // Блог Записки латгальского француза 30 декабря 2013, 20:10. URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/cristianliberum/ 548262.html?ext=rms.

3. Овчинникова Р. Ю. Контекст информационного дизайна //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - №.1 (51): в 2-х ч. Ч. II. C. 121-125 www.gramota.net/materials/3/2015/1-2/28.html.

4. Симакова С. И. Инфографика как средство визуализации экономической информации в СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 23 (352). Филология. Искусствоведение. Вып. 92. С. 77-82.

5. Смикиклас М. Коммуникация при помощи изображений. СПб.: Питер. 2014. 152 с.

6. Текст и инфографика для компании «Сибмост» [электр. дан.] // Копирайтерское агентство «Твердый знак». Портфолио. URL: http://tvznak.biz/portfolio/12.

© Оголь М. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.