Научная статья на тему 'Вербализация концепта «Старость» в произведениях И. С. Тургенева'

Вербализация концепта «Старость» в произведениях И. С. Тургенева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
220
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолингвистика / концепт / концепт «старость» / вербализация концепта / ядро и периферия концепта / psycholinguistics / concept / “old age” concept / concept verbalization / concept core and periphery

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Брагина А. О., Шмульская Л. С.

Статья посвящена изучению концепта «старость» в стихотворениях в прозе И.С. Тургенева. Представлены особенности вербализации данного концепта, определены ядро, околоядерная зона и периферия концепта «старость». Основным методом изучения явился концептуальный анализ ху-дожественного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBALIATION OF THE CONCEPT "OLDNESS" IN THE WORKS OF I.S. TURGENEV

The article is devoted to the study of the concept of “old age” in the poems in the prose of I.S. Tur-genev. The peculiarities of the verbalization of this concept are presented, the core, the nuclei and the periphery of the concept of "old age" are defined. The main method of studying was the conceptual analysis of a literary text

Текст научной работы на тему «Вербализация концепта «Старость» в произведениях И. С. Тургенева»

УДК 378

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «СТАРОСТЬ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. С. ТУРГЕНЕВА

Брагина А.О., Шмульская Л.С.

bragina.anastasiya.99@mail.ru

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета

г. Лесосибирск, Россия

Аннотация: Статья посвящена изучению концепта «старость» в стихотворениях в прозе И.С. Тургенева. Представлены особенности вербализации данного концепта, определены ядро, околоядерная зона и периферия концепта «старость». Основным методом изучения явился концептуальный анализ художественного текста.

Ключевые слова: психолингвистика, концепт, концепт «старость», вербализация концепта, ядро и периферия концепта

Благодарности: Статья подготовлена при поддержке Краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках конкурса проектов организации участия студентов, аспирантов и молодых ученых в конференциях, научных мероприятиях и стажировках (I очередь 2019 года).

На современном этапе концепт находит свое отражение во многих направлениях лингвистической науки. Так, в психолингвистике под концептом понимается составная и неотрывная часть образа мира, соответствующая смыслу слова, которая может существовать только в индивидуальном сознании, и формируется в процессе восприятия мира под влиянием языка, мышления и культуры [1, с. 6].Стоит отметить, что концепты наиболее ярко воплощаются в художественных текстах. «Поворот лингвистики к целостному тексту как объекту исследования, а также рассмотрение его в теоретическом плане антропологической лингвистики и когнитологии поставили ученых перед необходимостью исследования концептуального смысла текста» [4, с. 158]. Художественный концепт имеет ряд особенностей, в числе которых исследователи называют образность и множественность интерпретаций, ассоциативность, индивидуальных средств и формы выражения[2; 3]. Изучение художественных концептов способствуют выявлению особенностей понимания того или иного явления действительности, сформированные в сознании носителя языка.

В данной статье была предпринята попытка исследования концепта «старость» и выявление его вербальных маркеров в произведениях И.С. Тургенева на примере стихотворений в прозе «Старуха», «Нищий», «Последнее свидание», «Милостыня», «Старик», «Что я буду делать?..», «Когда меня не будет», «Мои деревья».

Концепт «старость» является общим понятием для целого ряда слов, которые прямо или косвенно передают его основное значение. Лексема «старость» является ключевой для концепта старость. Из определений, представленных в толковых словарях, следует, что старость - это период жизни, наступающий после окончания зрелости, в который осуществляется заметный спад физической активности организма человека.

Тургеневские стихи были написаны между 1877 и 1882 годами, во время предсмертной роковой болезни писателя, отсюда и объяснение заглавий «Стихотворений в прозе», которые в самом начале своего появления имели связь с латинским языком. Так, писатель вводит в заглавие сначала «Posthuma» («посмертное»), а в дальнейшем изменяет его на известное нами сейчас «Senilia» («старческое»). Иван Сергеевич вкладывал в заглавие «Senilia» значение, отражающее постепенное угасание радости жизни, ухудшение здоровья, одиночество, то есть все тяготы старости.

Концепт «старость» в стихотворении «Старуха» вербализован следующими лексемами: «старушка (старуха)», «лохмотья», «нищая», «милостыня», «беспокойство», «могила», «сумасшествие». И.С. Тургенев репрезентирует концепт «старость» через образ старушки, который символичен образу судьбы, описывая её как

Педагогические науки

«маленькую, сгорбленную», изнеможенную,от холода «закутанную в серые лохмотья». «Жёлтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо; беззубый рот» несет в себе отпечаток долгой и тяжёлой жизни. Старушка «мерными, словно крадущимися шагами» преследуя лирического героя, направляет его к темной яме: «Могила!».

В стихотворении «Нищий» анализируемый концепт представлен такими лексическими единицами, как «нищий», «старик», «лохмотья», «бедность», «существо». Репрезентация концепта происходит через образ пожилого человека: «дряхлый старик». У него «воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы», глагол «прошамкал» говорит нам о том, что человек уже стар, и не имеет зубов. Его одежда представляется собой не что иное, как «шершавые лохмотья», а нужда заставляет его протянуть прохожему свою «красную, опухшую, грязную руку» за милостыней.

Следующий пример вербализации концепта был выявлен в ходе анализа стихотворения «Последнее свидание». Лирический герой повествует о друге, с которым расстались врагами. Теперь он «безнадежно болен». От «недуга» его лицо приобрело желтый вид, тело стало «высохшим», на голове теперь лысина «во всю голову», а борода совсем седая [6]. В этом стихотворении доминируют лексемы «смерть» и «недуг».

В стихотворении «Старик» старость вербализуется при помощи таких лексем, как «болезнь», «недуг», «мрак», «воспоминания», «старик». Старость для И.С. Тургенева это «темные, тяжелые дни», которые он описывает как время, когда человек уходит во внутренний мир, размышляет о своей судьбе и вспоминает моменты прожитого. Все, что было милым, дорогим, любимым, постепенно начинает от тебя отступать («под гору пошла дорога»), оставляя вокруг лишь «болезни, недуги людей милых, холод и мрак старости». Ряд риторических вопросов «Что же делать? Скорбеть? Горевать?», являющихся актуальными для старых людей, по мнению автора, являются бессмысленными. Тургенев говорит «уйди в себя, в свои воспоминания» для обретения умиротворения, ведь только там «на дне души» мы храним свои воспоминания, наполненные «свежей зеленью, лаской и силой весны» [5].

Лирический герой, предчувствуя конец своего жизненного пути, размышляет о том, что он «плохо воспользовался жизнью», не успев попробовать всех ее дарований. Подводя свои итоги, он приход к мнению, что жизнь есть миг, который, продремав однажды, мы не в силах возобновить вновь. Пугающая неизвестность, страх перед неведомостью своего будущего, отсутствие «жизненного» будущего передается при помощи риторических вопросов, использующиеся автором как способ воздействия: «Как? Это уже смерть? Так скоро?». В частности, и название стихотворения также выстроено в виде риторического вопроса: «Что я буду делать?», ответ на который можно найти лишь в деталях стихотворения. Создается образ человека, прожившего не самую лучшую жизнь, поскольку герой размышляет: понесем ли мы плату за свои «дурные дела», будет ли душа полна «раскаяния» и найдет ли на неё «тоска», которую автор определяет эпитетом «жгучая», то есть, обжигающая нашу душу.

Ключевыми в стихотворении «Когда меня не будет...» являются слова «прах», «могила», «забота», «нужда», «грусть», «слезы». Из всех стихотворений в прозе, опубликованных во втором сборнике уже после смерти И.С. Тургенева, данное стихотворение носит глубоко интимный характер. Большинство биографов отмечают, что оно связанно с Полиной Виардо.

Автор выстраивает свое «посмертное» стихотворение в форме послания, что отражает уже первые строки «Когда меня не будет...». Оставляя напутствия после своей смерти: «не ходи на мою могилу...», «не забывай меня... но и не вспоминай меня.», лирический герой выражает свое беспокойство за человека, к которому обращается с любовью и трепетом: «мой единственный друг». Его переживания не случайны, ведь чувство утраты может овладеть ею. Справиться с ним, в таком случае, поможет лишь «застенчивая и беспричинная» «грусть». Но скорбную грусть возможно развеять: «возьми одну з наших любимых книг и отыщи те страницы<.. ,>от которых<.. ,>у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы». Так лирический герой проявляет попытку близости: «протяни мне руку» [6].

Казанский вестник молодых ученых

Таким образом, концептуальный анализ стихотворений в прозе позволяет сделать следующие выводы:

- концепт «старость» вербализируется в стихотворениях лексемами старуха (старушка), старик, лохмотья, нищая, милостыня, беспокойство, могила, сумасшествие, бедность, сущность, смерть, недуг, болезнь, мрак, воспоминания, мгновение, тоска, раскаяние, гроб, прах, забота, нужда, грусть, слезы, бедняк и больной;

- частотность употребления данных лексем позволяет выявить ядро и периферию: ядро составляют лексемы старик, нищий, приядерная зона включает лексемы лохмотья, милостыня, могила, смерть, недуг, мрак, слёзы; периферию составляют лексемы: беспокойство, сумасшествие, бедность, болезнь, воспоминания, раскаяние, забота, нужда, грусть, бедняк и больной;

- лексемы, репрезентирующие концепт старость, имеют отрицательную коннотацию, поэтому этот период в жизни человека представлен в стихотворениях И.С. Тургенева мрачным, темным, безысходным. Стоит отметить, что подобная характеристика еще более ярко проявляется при сопоставлении старости с юностью и молодостью (стихотворение «Как хороши, как свежи были розы...») [7].

Специфичность репрезентации концепта старость в произведениях И.С. Тургенева, как, впрочем, и большинства художественных концептов, проявляется в том, что он не имеет прямого выражения в тексте, «реализуясь через ряд контекстуальных характеристик, раскрывающих его суть» [7, с. 22].

Следует отметить, что в произведениях И.С. Тургенева имплицитно содержатся и тема субъектности как автора жизнедеятельности, на что указывали Ф.Г. Мухаметзянова и Г.И. Аксенова, изучая феномен субъектеости человека [6].

Литература

1. Авдеенко И.А. К проблеме использования термина «концепт» Режим доступа: // http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/c18/avdeenko_i_a_k_probleme_ispolzovaniya_termina_kontsept.pdf

2. Аскольдов С.А. Концепт и слово [Электронный ресурс] // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / под ред. проф. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. - Режим доступа: http://ucheb.lunn.rn/old/Departmmts/Foreign_liteature/Kultara_MK_nLhtm (дата обращения: 28.11.2018)

3. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. М.: Флинта, 2007. 520 с

4. Карасева Ю.А. Художественный текст как объект концептуального анализа. С. 154-159 [Электронный ресурс]. URL: cyberleninka.ru

5. Красовская Н.В. Художественный концепт: методы и приемы исследования // Известия Саратовского университета, 2009. Сер.: Филология и журналистика. Вып. 4. С. 21-25.

6. Мухаметзянова Ф.Г., Аксенова Г.И. Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему// Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 10-20.

7. Тургенев И.С. Отцы и дети. Повести. Стихотворения в прозе. М.: Изд-во Мартин, 2018. 352 с.

VERBALIATION OF THE CONCEPT "OLDNESS" IN THE WORKS OF I.S. TURGENEV

A. Bragina, L. Shmulskaya Lesosibirsk Pedagogical Institute - branch of the Siberian Federal University, Lesosibirsk, Russia

Abstract: The article is devoted to the study of the concept of "old age " in the poems in the prose ofI.S. Tur-genev. The peculiarities of the verbalization of this concept are presented, the core, the nuclei and the periphery of the concept of "old age" are defined. The main method of studying was the conceptual analysis of a literary text.

Keywords:psycholinguistics, concept, "oldage" concept, concept verbalization, concept core and periphery.

Acknowledgments: This article was prepared with the support of the Krasnoyarsk Regional Fund for the Support of Scientific and Scientific-Technical Activities of the Regional State Autonomous Institution as part of a competition for projects to organize the participation of students, post-graduate students and young scientists in conferences, scientific events and internships (stage I of 2019).

Педагогические науки

Сведения об авторах

Брагина А.О., студент, Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск, Россия. Ьга-gina.anastasiya.99@mail.ru

Шмульская Л.С., кандидат филол. наук, доцент, Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, г. Лесоси-бирск, Россия.

Authors of the publication

A. Bragina, student, Lesosibirsk Pedagogical Institute - a branch of the Siberian Federal University. Lesosibirsk, Russia. e-mail: bragina.anastasiya.99@mail.ru

L. Shmulskaya, candidate filol. sci., Associate Professor, Lesosibirsk Pedagogical Institute - Branch of the Siberian Federal University, Lesosibirsk, Russia.

Дата поступления 22.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.