Научная статья на тему 'Идейно-художественное своеобразие цикла "стихотворения в прозе" И. С. Тургенева'

Идейно-художественное своеобразие цикла "стихотворения в прозе" И. С. Тургенева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1947
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ / PROSE POEMS / ЛИРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ЭТЮДЫ / LYRICAL AND PHILOSOPHICAL SKETCHES / МОТИВ СМЕРТИ / MOTIVE OF DEATH / МОТИВ СНА / MOTIVE OF DREAM / АВТОПСИХОЛОГИЗМ / PSYCHOLOGICAL INTROSPECTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гулевич Елена Витальевна

Откровенный разговор Тургенева мыслителя и лирика с читателем о философских, социальных, психологических проблемах, рассуждения о жизни вселенной и смысле жизни человека, о ее быстротечности, о любви, о судьбах поколений, об одиночестве, о смерти, представлен в цикле миниатюр «Стихотворения в прозе». Целью данной статьи является рассмотрение смерти как главного мотива лирико-философских миниатюр И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе», выявление типологии образа смерти и его идейно-содержательного своеобразия в рамках цикла. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке курсов по теории и истории литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL AND ARTISTIC ORIGINALITY OF THE CYCLE "POEMS IN PROSE" IS TURGENEV

Heartfelt Turgenev’s talk to the reader as a deep thinker and a poet is represented in the collection of his philosophical sketches “Senilia”. In the given creative work Turgenev focuses on complex psychological and existential problems such as life of Universe in accordance with an existence of a human being, love and loneliness, life and death. “Senilia” is written in the form of a diary that allowed the author to reveal his memories, impressions and thoughts about future. The aim of the given article is to study the motive of death in the collection of Turgenev’s prose poems.

Текст научной работы на тему «Идейно-художественное своеобразие цикла "стихотворения в прозе" И. С. Тургенева»

2. Гусейнова Т.С. Трансформация фразеологических единиц как способ реализации газетной экспрессии. - Махачкала, 1997. - 180 с.

3. Вакуров В.Н. Фразеологический каламбур в современной публицистике // Русская речь. - 1994. №6. - С. 40-47.

4. Горлов В.В. Фразеологизмы как средство выразительности на страницах газет // Русский язык в школе. - 1992. №5/6. - С.35-37.

5. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. - Л., 1977. - 284 с.

6. Головина Э.Д. Виснет ли брань на воротах? Как мы коверкаем фразеологизмы // Русская речь. - 2003. №5. - С. 61-65.

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЦИКЛА «СТИХОТВОРЕНИЯ

В ПРОЗЕ» И.С. ТУРГЕНЕВА

Гулевич Елена Витальевна

кандидат филологических наук, заведующий кафедрой, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы 230023, Беларусь, г. Гродно, ул. Ожешко, 22

Аннотация.

Откровенный разговор Тургенева - мыслителя и лирика - с читателем о философских, социальных, психологических проблемах, рассуждения о жизни вселенной и смысле жизни человека, о ее быстротечности, о любви, о судьбах поколений, об одиночестве, о смерти, - представлен в цикле миниатюр «Стихотворения в прозе». Целью данной статьи является рассмотрение смерти как главного мотива лирико-философских миниатюр И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе», выявление типологии образа смерти и его идейно-содержательного своеобразия в рамках цикла. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке курсов по теории и истории литературы.

Ключевые слова: стихотворения в прозе, лирико-философские этюды, мотив смерти, мотив сна, автопсихологизм.

Resume.

Heartfelt Turgenev's talk to the reader as a deep thinker and a poet is represented in the collection of his philosophical sketches "Senilia". In the given creative work Turgenev focuses on complex psychological and existential problems such as life of Universe in accordance with an existence of a human being, love and loneliness, life and death. "Senilia" is written in the form of a diary that allowed the author to reveal his memories, impressions and thoughts about future. The aim of the given article is to study the motive of death in the collection of Turgenev's prose poems.

Key words: prose poems, lyrical and philosophical sketches, motive of death, motive of dream, psychological introspection.

Гений Тургенева многогранен и многолик; разнообразен настолько, что зачастую в Тургеневе 1850-60 гг. тяжело увидеть Тургенева конца 1870-80 гг. Это позволяет говорить о «дневном» писателе - создателе романов и позднем «ночном», «темном» - создателе «таинственных» повестей и «Стихотворений в прозе», где объектом творческого изображения становятся неведомые, неясные, загадочные законы жизни. С. А. Андреевский писал: «Тургенев «исторический», Тургенев - чуткий отразитель известной общественной эпохи - уже исследован вдоль и поперек... Но Тургенев «вечный», Тургенев-поэт - не встретил еще должного изучения и объяснения, не заслужил еще подобающего поклонения и восторга.» [1, с. 216].

Откровенный разговор Тургенева - философа и лирика - с читателем о философских, социальных, психологических проблемах; рассуждения о жизни вселенной и смысле жизни человека, о ее быстротечности; о любви, о судьбах поколений, об одино-

честве, о смерти, - представлен в цикле миниатюр «Стихотворения в прозе». Эти философские этюды написаны в форме дневника, в котором оживают воспоминания о прошедшем, мимолетные впечатления, размышления о будущем.

Тургенев начинает создавать данный цикл с 1877 года. Первоначально озаглавив их «Senilia» («Старческое»), он говорил, что пишет их не для печати, так как не собирался при жизни выносить на суд читателей свои «старческие раздумья» - слишком интимны они были. Он только изредка читал то или иное стихотворение друзьям - Я. П. Полонскому, П. Л. Лаврову, М. Г. Савиной. Незадолго до смерти, он познакомил с ними навестившего его в Буживале М. М. Стасюлевича, и тот уговорил Ивана Сергеевича отдать их ему для напечатания в журнале «Вестник Европы». Тургенев согласился, и пятьдесят одно стихотворение из этого цикла было опубликовано в декабрьской книжке журнала за 1882 год.

Остальные стихотворения в количестве 32 миниатюр Тургенев печатать не хотел - в них слишком явственно звучали автобиографические мотивы. Эта часть стихотворений была издана только в 1930 - 1931 гг.

«Стихотворения в прозе» в разное время становились объектом интереса исследователей. Одним из первых к проблеме идейного и художественного своеобразия «Стихотворений в прозе» обратился И.Ф. Анненский; мотив сна как основа творчества позднего Тургенева исследован В.Н. Топоровым. Объектом исследования многих работ стало ритмическое своеобразие «Стихотворений в прозе». Этой проблеме посвящены работы М.М. Гиршмана, Е.Г. Эткинда, А.В. Чечерина, Н.Р. Левиной; объектом исследования Т.И. Стельмах стал контраст как основной мотив цикла; жанровое своеобразие «Стихотворений в прозе» представлено в работах С.В. Галанинской, О. Б. Першукевич.

Целью данной статья является исследование идейно-художественного своеобразия «Стихотворений в прозе».

Мысль о человеческом ничтожестве становится сквозным мотивом в цикле «Стихотворений в прозе» и в каждой лирико-философской миниатюре разрабатывается с дополнительными оттенками. Так, стихотворение «Разговор» (1878) - пессимистические рассуждения о месте, которое занимает человек в природе; слышны переживания о мелочности и крайней несущественности миллионов человеческих жизней в соотношении с жизнью природы: в истории человечества «проходит несколько тысяч лет», для природы это «одна минута», «проходят еще тысячелетия: одна минута» [2, с. 219]. Для природы люди это безымянные «козявки», жизни которых - лишь количество, когда с высоты гор сначала все «пестро, мелко» [2, с. 219]; через тысячи лет: «как будто меньше видать козявок <...> Яснее стало внизу» [2, с. 219]. «Прошли еще тысячи лет: одна минута <...> другие тысячи лет» и настал конец существования человека, до чего природе нет никакого дела [2, с. 219]. Для природы отсутствие человека - воцарение порядка, когда везде «опрятно <...>. Застыло все. Хорошо теперь, спокойно» [2, с. 219] (219). Когда закончится земной век человечества, природа к этому будет равнодушна. Она будет продолжать жить по своим законам и возвышаться «над навсегда замолкшей землей» [2, с. 220].

Величие и могущество природы против мелочности человеческой жизни представлены в стихотворении «Природа» (1879). Природа показана в образе женщины с «темными грозными глазами» и «зычным голосом», подобным «лязгу железа» [2, с. 257]. Для нее нет разницы между блохой и человеком, так как «все твари» ее дети, о которых она одинаково заботится и одинаково истребляет [2, с. 257]. Для природы «добро. разум. справедливость» только «человеческие слова» [2, с. 257]. Она не ведает «ни добра, ни зла.» [2, с. 257]. Природа равнодушна: «Я тебе дала жизнь - я ее отниму и дам другим. мне все равно.» [2, с. 257].

Мотив смерти, ощущение конечности человеческого существования, предопределенности судьбы звучит во многих «Стихотворениях в прозе». В миниатюре «Старуха» (1878) смерть предстает не как великое мощное зло, которое уничтожает человека сво-

69

им превосходством. Смерть может быть такой, какой ее не ожидаешь увидеть, встретишь ее там, где никак не ожидаешь. Это могут быть «легкие, осторожные <...> мерные, словно крадущиеся шаги», которые идут «по следу» [2, а 220]. Смерть может быть в виде «маленькой, сгорбленной старушки» [2, а 220]. Старуха в одноименном стихотворении слепая, у нее «слепой и тупой облик». Метафорическая слепота смерти очень показательна - смерть не выбирает; все будут в ее власти - кто-то раньше, кто-то позже. Рассказчик понимает, что «эта старуха - моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!» [2, а 221]. Жизнь человека - это бросание в разные стороны, но за спиной всегда смерть, впереди - «темнеет <...> яма. могила» [2, а 221]. Жизнь это неуверенное существование человека в пределах этих двух границ. Можно «попытаться» не повиноваться, идти «по другому направлению», но выхода нет - «впереди опять темнеет могила» [2, а 221]. Даже если человек будет бороться, чтобы не быть ведомым судьбой-смертью - удел один, так как могила, яма, «то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне!» [2, а 221].

О неизберательности смерти по отношению ко всем живым существам говорится в стихотворении «Собака» (1878): «в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек» жажды жизни и надежды на то, что смерть пройдет мимо [2, а 222]. Однако, несмотря на это, «смерть налетит, махнет <.> своим холодным широким крылом.. И конец!»; «кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?» [2, а 222].

Тотальный пессимизм Тургенева разливается по строкам «Стихотворений в прозе». Но, как показал сам писатель, человек не может жить без надежды, даже если она только иллюзия. В сознании Тургенева нерушимой остается вера в то, что любовь не подвластна смерти: «любовь <...> сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» [2, а 163]. («Воробей»).

Стихотворение «Когда меня не будет.» (1878) - послание героя его возлюбленной после его смерти. Физически ощутимо чувство безнадежности героя перед лицом смерти. Но любовь сильнее смерти, верит рассказчик, и среди суеты каждодневных забот, вспомнив о любимом и протянув ему руку, она почувствует на своей руке «легкое прикосновение» его руки [2, а 210].

Таким образом, мотивы старости, смерти, бессилия человека перед лицом природы определяют мировосприятие позднего Тургенева в цикле «Стихотворений в прозе». С одной стороны, писатель пытался понять и принять конечность и во многом ничтожность человеческой жизни, воспринимал человека как игрушку в руках судьбы, признавал главенство случая; с другой стороны, не мог примириться с неизбежной конечностью существования человека.

Список литературы

1. Андреевский, С. А. Тургенев. Его индивидуальность и поэзия / С. А. Андреевский // Литературные очерки / С. А. Андреевский. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб. : тип. т-ва А. С. Суворина, 1902. - С. 315-317.

2. Тургенев, И.С. Рассказы. Стихотворения в прозе / И.С. Тургенев. -Калининград : Янтарный сказ, 1998. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.