Научная статья на тему '«Вера», «Надежда», «Любовь» в языковом сознании сибиряков Приенисейской Сибири'

«Вера», «Надежда», «Любовь» в языковом сознании сибиряков Приенисейской Сибири Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
223
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / СТИМУЛ / STIMULUS / РЕАКЦИЯ-АССОЦИАЦИЯ / АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ / ASSOCIATIVE FIELD / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / LINGUISTIC CONSCIOUSNESS / ВЕРА / FAITH / НАДЕЖДА / HOPE / ЛЮБОВЬ / LOVE / РЕЛИГИОЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / RELIGIOUS CONTENT / СВЕТСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ / SECULAR CONTENT / RESPONSE-ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Васильева Светлана Петровна

Изучение языкового сознания жителей Приенисейской Сибири в аксиологическом аспекте проводится на базе Электронного ассоциативного словаря Приенисейской Сибири, созданного в результате ассоциативного эксперимента на данной территории. Цель статьи: выявить этнокультурное содержание (религиозное и светское) понятий вера, надежда, любовь в русском языковом сознании жителей Приенисейской Сибири. Аксиологический (ценностный) аспект понятий вера, надежда, любовь рассматривается в разных сферах: религии, культурологии, литературе, лингвистике. В современном языкознании для выявления структур и содержания языкового сознания успешно используется методика ассоциативного эксперимента. В данной работе проанализированы ассоциативные поля Религия, Вера, Надежда, Любовь. Выявлено, что религиозное содержание языкового сознания сибиряков представлено, прежде всего, понятием вера. Понятие надежда имеет в основном светское содержание, понятие любовь в ассоциативном поле (АП) Религия практически не представлено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«FAITH», «HOPE», «LOVE» IN THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF THE SIBERIAN RESIDENTS OF THE YENISEI AREA OF SIBERIA

The study of the linguistic consciousness of the residents of the Yenisei area of Siberia in the axiological aspect is based on the Electronic associative dictionary of the Yenisei area of Siberia created as a result of the associative experiment in this territory. The purpose of the article is to reveal the ethnocultural content (both religious and secular) of the concepts faith, hope and love in the Russian linguistic consciousness of the residents of the Yenisei area of Siberia. The axiological (value) aspect of the concepts faith, hope, love is considered in different fields such as religion, cultural studies, literature, linguistics. In modern linguistics to identify the structures and content of linguistic consciousness the methodology of the associative experiment is successfully used. In this article we analyzed the associative fields Religion, Faith, Hope, Love. It is revealed that the religious content of the linguistic consciousness of Siberians is presented, first of all, by the concept faith. The concept hope is mainly secular in content, the concept love is almost not included in the associative field (AF) Religion.

Текст научной работы на тему ««Вера», «Надежда», «Любовь» в языковом сознании сибиряков Приенисейской Сибири»

«ВЕРА», «НАДЕЖДА», «ЛЮБОВЬ» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СИБИРЯКОВ ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ1

«FAITH», «HOPE», «LOVE» IN THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF THE SIBERIAN RESIDENTS OF THE YENISEI AREA OF SIBERIA

СП. Васильева

Ассоциативный эксперимент, стимул, реакция-ассоциация, ассоциативное поле, языковое сознание, вера, надежда, любовь, религиозное содержание, светское содержание.

Изучение языкового сознания жителей Приенисейской Сибири в аксиологическом аспекте проводится на базе Электронного ассоциативного словаря Приенисейской Сибири, созданного в результате ассоциативного эксперимента на данной территории. Цель статьи: выявить этнокультурное содержание (религиозное и светское) понятий вера, надежда, любовь в русском языковом сознании жителей Приенисейской Сибири. Аксиологический (ценностный) аспект понятий вера, надежда, любовь рассматривается в разных сферах: религии, культурологии, литературе, лингвистике. В современном языкознании для выявления структур и содержания языкового сознания успешно используется методика ассоциативного эксперимента. В данной работе проанализированы ассоциативные поля Религия, Вера, Надежда, Любовь. Выявлено, что религиозное содержание языкового сознания сибиряков представлено, прежде всего, понятием вера. Понятие надежда имеет в основном светское содержание, понятие любовь в ассоциативном поле (АП) Религия практически не представлено.

S.P. Vasilyeva

Associative experiment, stimulus, response-associa-tion, associative field, linguistic consciousness, faith, hope, love, religious content, secular content. The study of the linguistic consciousness of the residents of the Yenisei area of Siberia in the axiological aspect is based on the Electronic associative dictionary of the Yenisei area of Siberia created as a result of the associative experiment in this territory. The purpose of the article is to reveal the ethnocultural content (both religious and secular) of the concepts faith, hope and love in the Russian linguistic consciousness of the residents of the Yenisei area of Siberia. The axiological (value) aspect of the concepts faith, hope, love is considered in different fields such as religion, cultural studies, literature, linguistics. In modern linguistics to identify the structures and content of linguistic consciousness the methodology of the associative experiment is successfully used. In this article we analyzed the associative fields Religion, Faith, Hope, Love. It is revealed that the religious content of the linguistic consciousness of Siberians is presented, first of all, by the concept faith. The concept hope is mainly secular in content, the concept love is almost not included in the associative field (AF) Religion.

Вера, надежда, любовь, наряду с другими человеческими ценностями, такими как добро, милосердие, совесть, воля, труд, являются базовой основой духовности и нравственности современного человека. Эти понятия являются также основными христианскими ценностями: Вера, Надежда. Любовь и София-христианские великомученицы, пострадавшие за веру («греч. níoxiq, 'EAníq, 'Ау<шг|, Io<J>ía; лат. Fides, Spes, Caritas et Sapientia (+ ок. 120 или ок. 137 г. н. э.),

мученицы (паи. 30 сент.), пострадали в Риме при императоре Адриане») [Православная энциклопедия]. Имена святых были заимствованы в русский язык через церковные книги и калькированы.

Русское общество, пережив длительный период атеизма, а затем возвращения к основам веры, не утратило этих ценностей, однако возникает вопрос, насколько в их содержании современный человек наделяет данные ценности христианским, а насколько светским содержанием.

1 Статья выполнена при поддержке проекта РГНФ N2 14-14-24004 «Этнокультурное сознание и самосознание сибиряка, отраженное в яхыке».

Цель данной статьи - выявить этнокультурное содержание (религиозное и светское) понятий вера, надежда, любовь в русском языковом сознании жителей Приенисейской Сибири.

В современном языкознании для выявления структур и содержания языкового сознания успешно используется методика ассоциативного эксперимента. Теоретическое обоснование и процедура исследований языкового сознания методом ассоциативного эксперимента описаны в работах A.A. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, Ю.А. Сорокина, Н.В. Уфимцевой, A.A. Залевской, Е.Ф.Тарасова, Ю.Н. Караулова, В.А. Пищальни-ковой, Е.И. Горошко и др. Данное исследование проводилось на основе материалов Электронного ассоциативного словаря Приенисейской Сибири [ЭАСПС, 2013], созданного на базе списка стимулов и анкет лаборатории этнопсихо-лингвистики Новосибирского государственного университета (НГУ, 2008) и включающего около 1 ООО ассоциативных полей.

Аксиологический (ценностный) аспект понятий вера, надежда, любовь разрабатывается в разных сферах. В христианстве это основные символы веры:

«Нам надо, грешным, взывать: «Господи, благослови», Чтоб никогда, никогда не терять Веры, Надежды, Любви» (Песня «Вера, Надежда, Любовь»),

В культурологии: «Любовь - мудрость -свойство культуры, придающее ей свет, целостность, гармонию, создающее нити - потоки, включающее в себя всех людей... Вера - надежда -следующая энергия, формирующая культуру, в которой она поддерживает стремление и надежду на лучшее, помогает достичь их и в целом формирует светоносность культуры, которая всегда должна возвышать и облагораживать человека» [Ромах, 2006].

Вера, надежда, любовь - вечные темы в литературе и, конечно же, объект внимания в лингвистике. В данном случае особо отмечается психолингвистика, так как именно инструменты психолингвистики являются в нашей работе главными: «...психолингвистика является

первичной (базовой), а культурология небазовой (вторичной) дисциплиной, хотя целью обеих и является изучение этнического (обыденного) поведения и сознания» [Сорокин, 2006, с. 8].

Исследователи не без оснований полагают, что в ассоциациях испытуемые фиксируют имеющиеся в их сознании образы реальной действительности, материальные и идеальные: «...совокупность ассоциаций считается такой моделью сознания, которая представляет собой набор правил оперирования культурными знаниями. В результате «этой работы» у носителя определенной культуры формируются представления о фрагменте образа мира, системе аксиологических образцов и ценностных ориентиров. По ней можно судить о ментальном климате, характерном для данного момента развития общества в широком социально-психологическом контексте и о возможной динамике развития и изменения этого общества» [Горошко, 2001].

В современной психолингвистике, в частности в работах И.Г. Овчинниковой, Ю.Н. Караулова и др. [Овчинникова, 1994; Караулов, 1999], ассоциативное поле трактуется как прообраз текста, языковой способности. Мы находим продуктивной идею видения ассоциативного поля как текста. Устанавливая смысловые связи между стимулом и ассоциациями, можно увидеть в них не просто список, а ценностные установки и векторы деятельности сознания. При этом в работе остается важной принятая система стратегий ассоциирования в ассоциативном поле, при которой, как правило, выделяются ядро на основе частотности реакций и периферия. Она может быть так же важна, как ядро, а при исследовании регионального сознания - даже более. С.М. Карпенко замечено, что «...узуальные ассоциативные связи слов, представленные в ассоциативных словарях и полученные в результате психолингвистических экспериментов, позволяют не только выявить семантические и грамматические отношения между стимулом и реакциями, прагматическую обусловленность реакций стимулами, но и моделировать фрагменты знаний о тех или иных реалиях действительности, называешь]

а

ч

с m

о |

и и

о

Рч

W

m

н о

Рч <

о ^ 5 ^

о ^

Рч W

« с «

S

X

н и

м

мых данным словом, представленных в коллективном языковом сознании» [Карпенко, 2000].

Описание ассоциативного поля неизбежно требует решения вопроса о выявлении отношения «стимул - ассоциация». История этого вопроса насчитывает с десяток вариантов классификации реакций, она подробно описана Е.И. Горошко в монографии «Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента» [Горошко, 2001]. При описании реакций-ассоциаций могут выделяться фонетические, грамматические, логические, ассоциации по значению и т. д. Однако, по мнению A.A. За-левской, все эти параметры можно рассматривать как зависимые переменные, а в качестве основных классификационных оснований выступали законы группировки ассоциаций по смежности, контрасту и сходству. И.Г. Овчинникова предлагает выделять три типа ассоциативных пар: синтагматические (родная - земля, положить- книга, деревня - далекая), парадигматические (вода - земля, дело - работа, бежать -ноги), тематические (глаз - зрение, гость - стол, газета - завтрак). Стимул и реакция ассоциативной пары рассматриваются ею как фрагмент более крупной номинации с позиций детерминации порождаемых на их основе предложений. Очень важно учитывать, что ассоциативное значение слова отражает его коммуникативный потенциал - то, что обусловливает способность слова участвовать в общении в качестве элемента высказывания, но не менее важно видеть в ассоциациях фиксацию этнокультурного содержания [Овчинникова, 1994].

Поскольку символы вера, надежда, любовь появились в русской культуре как имена святых, включенных в русское сознание через агиографию (жития), целесообразно рассмотреть ассоциативное поле (АП) Религия для выявления степени представленности в нем понятий вера, надежда, любовь. Ассоциативное поле Религия состоит из 74 ассоциаций (частота указана по мере убывания): вера 16, христианство 7, Бог 6, церковь 5, ислам 4, атеизм 3, христианская 3, православие 2, жизни 2, дар 1, Библия 1, буддизм 1, богатый 1, дух 1, наука 1, слушать 1,

христианство 1, святое 1, не очень 1, власть 1, запрет 1, выбор 1, зло 1, надежда 1, давка 1, исповедь 1, политика 1, опиум 1, отстой 1, бизнес 1, у церковь 1, много 1, изучать 1, мусульманская 1, нет реакции 1.

Ядро по количеству частотных реакций-ассоциаций включает реакции до 3 единиц, следовательно, ядро АП Религия представлено ассоциациями: вера, христианство, Бог, церковь. Ассоциация надежда единична и находится на периферии поля. Ассоциация любовь отсутствует в поле Религия. Исходя из количества ассоциаций в АП Религия, приходим к выводу, что религиозная сфера языкового сознания сибиряков представлена, прежде всего, понятием вера; надежда «удалена» в сознании от веры (в религиозном значении этого слова). Из чего можно сделать вывод о том, что для сибиряка представления о религии базируются на самых общих рационалистических представлениях о религии и вере, исключающих глубокие личные переживания.

При сравнении с Русским ассоциативным словарем под ред. Ю.Н. Караулова [РАС] отмечаем почти полное совпадение ядерной зоны АП Религия: вера 7, опиум 5, христианская 5, христианство 5, церковь 3 // Бог 2, древняя 2, духовность 2, народа 2, поп 2. Причем в ядерную зону включено прецедентное советское идеологическое опиум («религия - опиум для народа»), а реакция Бог перемещается в околоядерную зону (граница отмечена //) [РАС]. Эти данные свидетельствуют об устойчивом глубинном ментальном уровне представлений русских о религии.

Обратимся к структуре и содержанию ассоциативных полей Вера, Надежда, Любовь в Электронном ассоциативном словаре Приенисейской Сибири [ЭАСПС, 2013]. Поскольку среди стимулов ЭАСПС нет стимулов вера, надежда, рассмотрим АП от реакции к стимулу и АП однокорневых глаголов верить, надеяться, мотивируя это обращение тем, что исследуемые понятия - имена существительные - являются синтаксическими дериватами однокорневых глаголов.

Ассоциативное поле Вера (от реакции к стимулу) содержит 54 единицы: религия 16, икона 13, Бог 9, надеяться 4, религиозный 4, оптимизм 3 // приходиться 1, душа 1, родной 1, крест 1, любовь 1 (граница ядра и периферии отмечена знаком//).

В ядерной зоне АП Вера, кроме главных символов религиозной веры - икона, Бог, отмечаем наличие таких позитивных составляющих для человеческого сознания понятий, как: надеяться, оптимизм. А вот стимул любовь представлен единично и находится на периферии поля. Отмечаем также, что количество стимулов, вызвавших у испытуемых реакцию вера, довольно велико (54) и в процентном отношении среди них ассоциаций религиозного содержания в АП Вера (от реакции к стимулу) = 83 %.

Ассоциативное поле Верить (от стимула к реакции) представлено 67 единицами: в чудо 6, (б)Бог 4, в (б)Бога 4, словам 3, надежда 3, чудо 3 // в любовь 2, в будущее 2, доверие 2, НЛО 2, в лучшее 2, правда 2, в себя 2 // маме 1, отцу 1, помнить 1, надеяться 1, доверять 1, наивность 1,----1, человек 1, будущее 1, чистый 1,

врать 1, в друга 1, чуду 1, Кому-либо 1, и ждать 1, всем 1, людям 1, мне 1, в мечту 1, одна душа 1, крест 1, ждать 1, дружба 1, всему 1, конверт 1, разочаровываться 1, не верить 1, в себя 1, честность 1, доверчивость 1.

В структуре АП Верить выделяются: ядерная зона (до 3 единиц), околоядерная (2 единицы) и периферийная. Ядерная зона поля Верить в основном ориентирована на религиозное содержание (Бог, в Бога, чудо, в чудо, надежда), если считать, что чудо связано с религиозными представлениями, надежда - может иметь как религиозное, так и светское значение, ассоциация словам - светское. В процентном отношении ядерная зона представляет религиозное содержание = 83 %.

Околоядерная зона полностью отражает светские устремления (в любовь 2, в будущее 2, доверие 2, НЛО 2, в лучшее 2, правда 2, в себя 2), НЛО можно рассматривать как трансцедентное и фантастическое. Периферия поля включает 30 в основном светских ассоциаций и представляет

интерес для выявления региональных особенностей языкового сознания. Для анализа нами применяется двухуровневая классификация. В плане речевой (языковой) способности информативна классификация периферии АП Верить через традиционное разделение ассоциаций на парадигматические и синтагматические. Дополнительно в нашем материале выделяются пропозициональные (прообраз высказывания, предложения) и дискурсивные (включенные в культурный контекст) реакции-ассоциации.

Парадигматические: а) по смежности: надеяться, и ждать; б) по сходству: доверять; в) по контрасту: не верить, врать, разочаровываться.

Синтагматические: (верить+объект): а) (кому, в кого) маме, отцу, в друга, всем, людям, мне, в себя, Кому-либо; б) (чему, во что) чуду, в мечту, всему, будущее, дружба, честность, доверчивость, наивность.

Пропозициональные: а) верить может: человек, одна душа.

Дискурсивные: крест (религиозный дискурс), конверт (светский дискурс).

Репрезентация этнокультурной специфики: верить - значит: помнить, надеяться, доверять, и ждать; если не верить - значит: врать, разочаровываться; верить можно (кому, в кого): маме, отцу, в друга, всем, людям, мне, в себя, Кому-либо; верить можно (чему, во что): чуду, всему, в мечту, будущее, дружба; верить может: человек, одна душа; верить может тот, кто чистый, кто воплощает: честность, доверчивость, наивность; крест ассоциируется с верой, конверт ассоциируется с ожиданием вестей.

Периферия поля Верить представлена религиозной семантикой ~ 7 %. В целом АП Верить содержит ~ 33 % реакций религиозного значения.

Ассоциативное поле Надежда (от реакции к стимулу). Всего стимулов к реакции надежда 18: верить 3, надеяться 3, звезда 2, религия 1, перспектива 1, потерять 1, оптимизм 1, икра 1, сожаление 1, ждать 1, океан 1, весна 1, вечность 1.

<

£

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

Ядерную зону составляют глаголы: верить, надеяться. Кроме того, что семантически эти глаголы можно объединить по смежности, отметим прецедентность «надеяться и верить»: «...Куда твой долг велит - идти, Врагов не знать, преград не мерить, Любить, надеяться и - верить» (А. Майков). «Когда я перестану тебя ждать, любить, надеяться и верить, то я закрою плотно окна, двери и просто лягу умирать...» (М. Цветаева). Околоядерная зона АП Надежда: ассоциация звезда на стимул «надежда» также является прецедентной. Всем известная песня А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Надежда» начинается словами: «Светит незнакомая звезда...». Периферия АП Надежда: религия, перспектива, потерять, оптимизм, икра, сожаление, ждать, океан, весна, вечность. В данном случае уместно применить группировку ассоциаций по двум уровням - первый: парадигматические, синтагматические, пропозициональные; второй уровень - по смежности, контрасту и сходству: 1) парадигматические ассоциации а) по сходству: оптимизм, ждать, океан; б) по контрасту: сожаление; в) по смежности: перспектива, весна, вечность, икра; 2) синтагматические ассоциации: потерять; 3) пропозициональные: религия.

Этнокультурная интерпретация ассоциаций периферии АП Надежда: надежду р,аютрелигия, оптимизм, перспектива, весна, икра (как зарождение новой жизни?); надежду можно потерять; тогда наступает: сожаление; надежда может быть как океан; надежда может длиться долго: вечность.

Таким образом, ядерная и околоядерная зоны АП Надежда представляют стимулы вера, надеяться, звезда к реакции надежда - они носят прецедентный характер в русском языковом сознании. Религиозная семантика в АП Надежда (от реакции к стимулу) составляет « 22 %.

Ассоциативное поле Надеяться (от стимула к реакции) включает 69 единиц: на лучшее 10, на себя 9, верить 8, ждать 8, вера 4, надежда 3, и верить 2, на чудо 2, на хорошее 2, всегда 1,

соревнования 1, ожидать 1, письмо 1, на что-то

1, не чудо 1, будущее 1, отчаяться 1, на успех 1, зря 1, на будущее 1, свадьба 1, разгильдяй 1, на мир 1, ждать 1, ждать чего-либо 1, не вредно 1, добро 1, мечтать 1, Алые паруса 1, на победу 1.

Ядерная зона АП Надеяться состоит из 6 единиц, включающих понятия вера и надежда, однако наиболее частотными оказываются ассоциации светской семантики: на лучшее, на себя; ассоциации верить и ждать создают параллелизм с ассоциациями верить, надеяться, составляющими ядро ассоциативного поля Надежда. Околоядерная зона АП Надеяться: 1) парадигматические ассоциации: на чудо, на хорошее; 2) синтагматические ассоциации: и верить. Периферия АП Надеяться: 1) парадигматические ассоциации: а) по смежности: мечтать б) по контрасту: отчаяться, в) по сходству: ожидать, ждать, ждать чего-либо; 2) синтагматические ассоциации: на что-то, на будущее, на мир, на победу, на успех, всегда, зря, Алые паруса, свадьба, добро, письмо, будущее;

3) пропозициональные: не вредно, разгильдяй;

4)дискурсивные:соревнования.

Религиозная семантика в АП Надеяться

представлена = 14 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Ассоциативном поле Любовь (от стимула к реакции) 68 ассоциаций: чувство 6, зла 3, сердце 3, счастье 3, морковь 3, жена 2, глупость

2, чувства 2, девушка 2, и голуби 2, радость 2, временно 1, понимание 1, навек 1, доверие 1, обман 1, бесконечна 1, к растениям 1, осень 1, ничто 1, мужик 1, вера 1, к детям 1, первая 1, красивая 1, боль 1, секс 1, Артём 1, ненависть 1, семья 1, вакханалия 1, Паша 1, навсегда 1, верность 1, страдания 1, друзей 1, добро 1, цветы 1, брак 1, не картошка 1, все 1, страдание 1, жизнь 1, амур 1, крепкая 1, сон 1, вечная 1, к родине 1, нет реакции 1.

Ядро АП Любовь представлено реакциями светского содержания: чувство(а), сердце, счастье, зла, морковь. Если прочитать как текст, получим следующее: любовь - это чувство, которое размещается в сердце, это счастье, если она есть, но она может оказаться зла, если полюбишь не того человека (прецедентность:

«любовь зла, полюбишь и козла»), однако не все верят в любовь и говорят о ней иронично: «любовь-морковь» (рифма, прецедентное^, кино «Любовь-морковь»), Околоядерная зона представлена также светскими реакциями: а) объект любви: жена, девушка; б) результат: глупость, радость; в) прецедентность: кино «Любовь и голуби». Периферия АП Любовь: 1) парадигматические реакции: а) по сходству: жизнь, сон, б) по смежности: всё, вера, верность, доверие, понимание, брак, семья, добро, цветы, амур, секс, в) по контрасту: обман, ненависть, боль, ничто, вакханалия, страдания, осень; 2) синтагматические: бесконечна, красивая, первая, крепкая, вечная, друзей, к растениям, к родине, к детям, навсегда, навек, временно; 3) пропозициональные: мужик, Артём, Паша, не картошка («любовь не картошка - не выбросишь за окошко» - прецедентная ассоциация). Ассоциация вера возникает на периферии поля Любовь.

Этнокультурное содержание периферии ассоциативного поля Любовь, воспринимаемое как культурный сценарий (текст), можно прочитать так: любовь - это жизнь, похожая на сон, это всё: вера, верность, доверие, понимание, брак, семья, добро, цветы, амур, секс, любовь может быть: бесконечна, красивая, первая, крепкая, вечная, друзей, к растениям, к родине, к детям, навсегда, навек, временно; любовь для женщины персонифицирована -это мужик, Артём, Паша, но надо помнить: любовь не картошка (не выбросишь за окошко), однако кое-кто считает, что любовь ничто и она может быть как: обман, ненависть, боль, вакханалия, страдания, осень.

Религиозная семантика в АП Любовь представлена « 1,5 %.

Выводы

Религиозное содержание языкового сознания сибиряков представлено, прежде всего, понятием вера. Понятие надежда имеет в основном светское содержание, понятие любовь в ассоциативном поле (АП) Религия практически не представлено. При сравнении с Русским ассоциативным словарем под ред. Ю.Н. Караулова [РАС]

отмечается почти полное совпадение ядерной зоны АП Религия с данными ЭАСПС. Это может быть свидетельством устойчивости глубинного ментального уровня представлений русских.

В ядерной зоне АП Вера, кроме главных символов религиозной веры - икона, Бог, отмечаем наличие таких позитивных составляющих для человеческого сознания понятий, как надеяться; любовь находится на периферии поля. Стимулов религиозного содержания в АП Вера (от реакции к стимулу) « 83 %. Исследуемая триада в виде варианта: «вера - надеяться - любовь» - присутствует в поле. Несколько иная структура АП Верить: в нем ядерная зона в основном ориентирована на религиозное содержание и составляет « 83 %. Околоядерная зона полностью отражает светские устремления. Периферия поля Верить представлена религиозной семантикой « 7 %. В целом АП Верить содержит « 33 % реакций религиозного значения.

Религиозная семантика в АП Надежда составляет « 22 %. Ядерная зона АП Надежда представлена стимулами вера, надеяться.

Религиозная семантика в АП Надеяться представлена «14%. Ядерная зона АП Надеяться включает ассоциации вера и надежда, однако наиболее частотными оказываются ассоциации светской семантики: на лучшее, на себя; ассоциации верить и ждать создают параллелизм с ассоциациями верить, надеяться, составляющими ядро ассоциативного поля Надежда.

Религиозная семантика в АП Любовь представлена всего « 1,5 %.

Исходя из полученных данных, можно заключить, что в языковом сознании сибиряка Приенисейской Сибири из триады вера, надежда, любовь религиозным смыслом наделено понятие вера, в большей степени с ним связано понятие надежда и в наименьшей степени - понятие любовь, которое носит светский характер.

Библиографический список

1. Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М., 2001. URL: http://www.textology.ru/razdel. aspx?ID=38 (дата обращения: 06.05.2015).

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

2. Горошко Е.И. Языковое сознание (ассоциативная парадигма): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2001. URL: http://www. dissercat.com/content/yazykovoe-soznanie-assotsiativnaya-paradigma

3. Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М.: ИРЯ РАН, 1999. 180 с.

4. Карпенко С.М. Ассоциативные связи слова в узусе и поэтическом тексте: На материале творчества Н.С. Гумилева. Томск, 2000 // Научная библиотека диссертаций и авторефератов. URL: disserCat http://www.dissercat. com/content/assotsiativnye-svyazi-slova-v-uzuse-i-poeticheskom-tekste-na-materiale-tvorchestva-n-s-gumil#ixzz3alCUNVw7 (дата обращения: 12.05.2015).

5. Овчинникова И.Г. Ассоциация и высказывание: Структура и семантика. Пермь, 1994.124 с.

6. Православная энциклопедия. URL: http:// www.pravenc.ru/text/150377.html#part_2)

7. Ромах O.B. Культурология как стратегия формирования ценностей культуры // Аналитика культурологи. 2006. № 2 (6). URL: http://www. analiculturolog.ru/journal/archive/item/1739

8. Русский ассоциативный словарь (РАС) / под ред. Ю.Н. Караулова. URL: http://www.tesaurus. ru/dict/dict.php (дата обращения: 05.05.2015).

9. Сорокин Ю.А. Культурология и психолингвистика: цели и методы // Вопросы психолингвистики. 2006. № 3. С. 8.

10. Электронный ассоциативный словарь При-енисейской Сибири (ЭАСПС). URL: http:// react.ftn24.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.