Научная статья на тему 'Семантическое поле «Религия», по данным ассоциативного эксперимента'

Семантическое поле «Религия», по данным ассоциативного эксперимента Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
626
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / СВОБОДНЫЙ АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / РЕЛИГИЯ / БОГ / LINGUISTIC CONSCIOUSNESS / LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD / FREE ASSOCIATIVE EXPERIMENT / RELIGION / GOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Васильева Светлана Петровна, Ильина Анна Геннадьевна

Статья посвящена описанию фрагмента языковой картины мира (ЯКМ) «религия», представленного в виде семантического поля, на основе данных ассоциативного эксперимента, с учетом возрастных особенностей испытуемых жителей Приенисейской Сибири. Материалом исследования является часть анкет, полученных в результате свободного ассоциативного эксперимента в рамках гранта РГНФ. Выводы свидетельствуют о том, что в юношеском языковом сознании область ценностей религии представлена в мирском понимании, у представителей зрелого возраста она наполняется содержанием духовности и веры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC FIELD «RELIGION» ACCORDING TO THE DATA OF ASSOCIATIVE EXPERIMENT

The article is devoted to the description of a fragment of the language picture of the world (WLP) – «religion», presented in the form of a semantic field on the basis of the associative experiment data with account of age peculiarities of the examined inhabitants of the Yenisei Siberia. The material for the study is a part of the questionnaires obtained as a result of the free associative experiment in the framework of the grant of Russian Humanitarian Science Foundation. The findings indicate that in the youth linguistic consciousness the zone of religious values is presented in common understanding while in the consciousness of the people of middle age it is filled with the content of spirituality and faith.

Текст научной работы на тему «Семантическое поле «Религия», по данным ассоциативного эксперимента»

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ «РЕЛИГИЯ», ПО ДАННЫМ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА1

SEMANTIC FIELD «RELIGION» ACCORDING TO THE DATA OF ASSOCIATIVE EXPERIMENT

С.П. Васильева, А.Г. Ильина

S.P. Vasilyeva, A.G. Ilyina

Языковое сознание, языковая картина мира, свободный ассоциативный эксперимент, религия, Бог. Статья посвящена описанию фрагмента языковой картины мира (ЯКМ) «религия», представленного в виде семантического поля, на основе данных ассоциативного эксперимента, с учетом возрастных особенностей испытуемых жителей Приенисей-ской Сибири. Материалом исследования является часть анкет, полученных в результате свободного ассоциативного эксперимента в рамках гранта РГНФ. Выводы свидетельствуют о том, что в юношеском языковом сознании область ценностей религии представлена в мирском понимании, у представителей зрелого возраста она наполняется содержанием духовности и веры.

Linguistic consciousness, language picture of the world, free associative experiment, religion, God. The article is devoted to the description of a fragment of the language picture of the world (WLP) - «religion», presented in the form of a semantic field on the basis of the associative experiment data with account of age peculiarities of the examined inhabitants of the Yenisei Siberia. The material for the study is a part of the questionnaires obtained as a result of the free associative experiment in the framework of the grant of Russian Humanitarian Science Foundation. The findings indicate that in the youth linguistic consciousness the zone of religious values is presented in common understanding while in the consciousness of the people of middle age it is filled with the content of spirituality and faith.

Идея изучать языковое сознание как картину мира возникла под влиянием разработок постоянно действующего семинара «Язык, сознание, культура: межэтические аспекты», который действовал в Институте языкознания РАН с 1996 года под руководством Н.В. Уфимцевой. Одной из сновных целей семинара была цель создания модели образа национального (этнического) сознания [Уфимцева, Тарасов, 2003, с. 5]. Неосознаваемые знания, входящие в образ сознания, могут быть овнешнены в речевом поведении испытуемых в так называемом свободном ассоциативном эксперименте (САЭ) [Тарасов, 2003, с. 9 ]. В силу своей простоты и высокой информативности, помимо смежных дисциплин, ассоциативный эксперимент прекрасно зарекомендовал себя для решения теоретических и практических задач в психологии, психиатрии и социологии.

На сегодняшний день существует несколько видов ассоциативного эксперимента: свободный, при котором испытуемому предлагают ответить словами-реакциями (К), первыми пришедши-

ми в голову при предъявлении слова-стимула (Б), ничем не ограничивая ни формальные, ни семантические особенности слов-реакций; направленный эксперимент, в котором экспериментатор некоторым образом ограничивает выбор предполагаемых слов-реакций, накладывая определенные ограничения (например, отвечать определенной частью речи и т. д.); цепной эксперимент, в котором испытуемому предлагают ответить любым количеством слов-реакций, первым пришедшим в голову при предъявлении слова-стимула, ничем не ограничивая ни формальные, ни семантические особенности слов [Фрумкина, 2001, с. 301]. Свободный ассоциативный эксперимент является относительно более простым из названных видов и в то же время весьма эффективным исследовательским инструментом, исследователи чаще всего обращаются именно к нему. В наши дни представляется уместным говорить о возникновении отдельного направления в психолингвистике - ассоциативной лингвистике (прежде всего, концепция Ю.Н. Карауло-

1 Работа выполнена в рамках проекта РГНФ № 13-14-24001 / 13 «Изучение языкового сознания жителей Приенисейской Сибири».

ва), представленного в современном состоянии ассоциативной лексикографией, ассоциативной лексикологией и ассоциативной грамматикой. С позиций данной концепции язык может быть представлен не только в виде системы отношений, не только как большая совокупность текстов, но и в виде ассоциативно-вербальной сети (ABC), соотносимой с языковой компетенцией носителя языка. ABC состоит из последовательно усложняющихся и иерархически подчиненных уровней: слово или словосочетание- ассоциативное поле- совокупность ассоциативных полей. На фоне такого представления о языке в рамках ассоциативной лингвистики выстраивается изоморфное ему ассоциативное пространство текстов [Федосюткина, 2002, с. 80].

Существует несколько вариантов возможной интерпретации результатов свободного ассоциативного эксперимента. Приведем некоторые из них. При анализе слов-реакций испытуемых выделяют, прежде всего, так называемые синтагматические и парадигматические ассоциации [Белянин, 2004, с. 51]. Синтагматическими называются ассоциации, грамматический класс которых отличен от грамматического класса слова-стимула и которые всегда выражают предикативные отношения (например, S небо - R голубое, S дерево - R растет, S машина - R едет ит. д.). Парадигматические ассоциации представляют собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы. Они подчиняются семантическому принципу «минимального контраста», согласно которому, чем меньше отличаются слова-стимулы отелов-реакций по составу семантических компонентов, тем более высока вероятность актуализации слова-реакции в ассоциативном процессе. Этот принцип объясняет, почему по характеру ассоциаций можно восстановить семантический состав слова-стимула: целый ряд ассоциаций, возникших у испытуемого на данное слово, содержит ряд признаков, аналогичных тем, которые содержатся в слове-стимуле (например, R: летние, лето, начались, отдых, скоро, ура, безделье, школа, лагерь отдыха). По этим словесным реакциям можно достаточно легко восстанавливать слово-стимул (в данном случае - S каникулы).

Некоторые исследователи полагают, что парадигматические ассоциации отражают языковые отношения (в частности, отношения слов-лексем в рамках лексических и грамматических парадигм), а син-

тагматические- отображаемые в речи предметные отношения [Леонтьев, 1977, с. 86].

Целью данного исследования является описание фрагмента языковой картины мира (ЯКМ) «религия», представленного в виде семантического поля, на основе данных ассоциативного эксперимента, с учетом возрастных особенностей испытуемых жителей Приенисейской Сибири.

Чтобы обосновать выбор фрагмента языкового сознания «религия», обратимся к рассуждениям, приведенным Н.В. Уфимцевой в статье «Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских»: «Рассуждая о русском национальном характере К. Мяло пытается дать не просто еще одно перечисление качеств русского характера, а нащупать те основные, определяющие характеристики русских как этноса, в которых выражается главное жизненное предназначение народа. Русские как «"личность высшего порядка" (Н. Лосский) или как "симфоническая личность"» (Н.С. Трубецкой) имеют, с ее точки зрения, в качестве определительного сословия крестьянство, поскольку именно оно было «главным носителем национальных духовных ценностей и основанного на них типа поведения» [Мяло, 1996, с. 78], и именно по этому-то сословию в XX веке были нанесены самые сокрушительные удары. Сточки зрения К. Мяло, простое перечисление черт характера любого народа лишь тогда будет иметь объяснительную силу, когда внешние проявления духа народа будут рассматриваться в органической связи с его фундаментальным ядром. «"А таким ядром в душе каждого народа и, стало быть, его типичного представителя, является, прежде всего, его отношение к высшему началу бытия, понятию о Боге. На этой основе формируется отношение к природному космосу, идея своего места в нем; представления о социальном космосе, о должном и не должном, о желательном социальном устройстве; о самом себе, о смысле жизни", конечной цели своего существования; наконец, о ближнем своем, о межчеловеческом общении» [Уфимцева, 2003, с. 139-140]

Изучение регионального языкового сознания в современной русиситике является актуальной проблемой [Мамаева, 2010, с. 237]. Материалом нашего исследования является часть анкет, полученных в результате свободного ассоциативного эксперимента в рамках гранта РГНФ «Изучение языкового сознания Приенисейской Сибири». Обработка данных

исследуемого фрагмента языкового сознания проведена с учетом: 1) модели, предложенной В.А. Пи-щальниковой, которая выделяет такие компоненты, как предметное содержание, представление (как мысленное воссоздание образов предметов и явлений), ассоциацию (как спонтанно возникающую связь между отдельными ощущениями, восприятиями, представлениями, на основе ассонанса - частичного совпадения, сходства каких-то сторон, качеств), оценку (мнение, суждение о качествах, предмете, характере), понятие (конкретное значение); 2) возраста испытуемых.

Для исследования стимулов семантического поля «религия» было отобрано 111 анкет, содержащих стимулы: Бог, религия, религиозный, душа, крест, икона, верить, воскресенье. Рассматривалось 139 реакций на данные 8 стимулов. В поле зрения данного исследования оказались 111 информантов в возрасте от 18 до 65 лет, мужчины и женщины, разных социальных (студенты, домашние хозяйки, пенсионеры) и профессиональных (преподаватель, лаборант, экономист, инженер, учитель, механик, уборщица, слесарь и др.) групп.

Семантическое поле понимается нами как обширное объединение слов, связанных по смыслу, обусловливающих и предопределяющих значения друг друга, отражающих связи и зависимости между элементами действительности - объектами, процессами, свойствами, поэтому естественно включает в себя лексику значимых частей речи - имен существительных, прилагательных, глаголов. Каждое семантическое поле имеет семантическое ядро - определенное понятие, выраженное словом, называемым «архилексемой поля», вокруг которого группируется лексика, формирующая центр и периферию поля [http://slovari.yandex.ru].

Архилексемой семантического поля «религия» явилось слово религия, составляющее вместе со словом Бог центр поля. Каждая лексема поля представлена рядом ассоциаций, составляющих ассоциативное поле

Описание ассоциаций семантического поля «религия» на основе модели В.А. Пищальниковой.

Ассоциативное поле стимула Бог имеет следующее наполнение: нет (4), вера (2), есть (2), небо, деревянный тотем, видит, святой, создание мира, существует, церковь, жизнь, высшая сила, сатана, свет, религия.

Анализ ассоциатов на стимул Бог выявил 3 понятийные реакции: религия, жизнь, вера (2), 7 реакций-представлений: небо, создание мира, церковь, высшая сила, нет (4), есть (2), деревянный тотем, 1 ассоциацию- сатана, предметное содержание было выражено глаголами: видит, существует, эмоциональный компонент представлен двумя реакциями: свет, святой.

Стимул Религия был представлен следующими реакциями: вера (5), Бог (2), опиум для народа, воровство, храм, церковь, убеждения, ложная, жизни, христианство, атеизм, дар, Библия.

Анализ ассоциаций на стимул Религия выявил 3 понятийные реакции: Бог (2), вера (5), христианство, 6 реакций-представлений: дар, убеждения, храм, церковь, Библия, жизни, 2 ассоциации - атеизм, опиум для народа, оценочный компонент представлен двумя реакциями: воровство, ложная.

Стимул Религиозный дал такие результаты: атеист, фанат, обман, храм, не знаю, фанатизм, крест, вера, человек (2), фанатик, церковь (2), взгляд, обет, брат. Понятийная реакция - вера; 12 реакций-представлений- церковь (2), обет, брат, храм, крест, человек (2), фанатизм, фанат, фанатик, взгляд; 1 оценочная реакция- обман; 1 реакция-ассоциация-атеист.

Ассоциативное поле исходного Душа имеет следующее наполнение: одинока, поет (2), компании, парит, человека (2), лохмотья, добрая, рай, в рай, жизнь, открыта, поэта, чистая (2), свет, продать, вера.

Реакция-ассоциация - лохмотья; предметность содержания представлена 3 реакциями: поет (2), парит, открыта, продать; 9 реакций-представлений: рай, в рай, жизнь, человека (2), поэта, компании, вера, одинока; оценка представлена тремя реакциями: чистая (2), добрая, свет.

Стимул Крест вызвал следующие реакции: кладбище, накрест, на груди, на могиле, деревянный, церковь, врач, мама. Реакция-ассоциация: мама; 4 реакции-представления: церковь, врач, кладбище, накрест; предметное содержание представлено тремя реакциями: на груди, на могиле, деревянный.

Реакции на стимул Икона: в углу, церковь, в церкви, святыня, картина, пресвятая, святая, свеча, красивая, идол, изображена, Божьей Матери, Божья, дерево, вера.

Четыре реакции предметного содержания: в углу, в церкви, дерево, изображена. Понятийная

сторона представлена одной реакцией: святыня. Семь реакций-представлений: церковь, свеча, идол, Божьей Матери, Божья, вера, картина. Эмоциональная сторона отражается в трех реакциях: святая, пресвятая, красивая.

Реакции на стимул Верить были такие: в Бога, знать, любовь, Бог (2), надежда, доверие, людям, чуду, душа (2), в чудо, мне, всем

Данные реакции можно разделить на реакции-представления: любовь, надежда, людям, чуду,

в чудо, всем, мне, в Бога, Бог (2), душа (2), знать и реакции понятийного содержания: доверие.

Ассоциативное поле стимула Воскресенье представлено следующим образом: отдых (10), понедельник, верба (2), выходной (5), прощенное, дом, праздник, Толстой, неделя.

Реакция-ассоциация: Толстой; реакции-представления: отдых (10), понедельник, верба (2), дом, праздник, неделя. Понятийные реакции: прощенное, выходной (5).

Таблица

Количественный анализ ассоциаций семантического поля «религия», %

Стимул Понятие Предмет, содержание Представление Ассоции Оценка Отказ

1 Бог 20 10 55 5 10 -

2 Религия 40 - 35 12,5 12,5 -

3 Религиозный 6, 25 - 75 6,25 6, 25 6, 25

4 Душа - 25 43, 75 6,25 18, 75 -

5 Крест - 37,5 50 12, 5 - -

6 Икона 6, 25 25, 25 49, 5 - 19 -

7 Верить 7, 14 - 92, 86 - - -

8 Воскресенье 26 - 70 4 - -

Исходя из полученных данных (табл.), можно сделать вывод, что в понятийных реакциях, а также реакциях-представлениях стимул Бог у большинства испытуемых зафиксирован в сознании как образ высшей силы, дающей жизнь, однако следует отметить 20 % негативной коннотации, что говорит о недоверии испытуемых к религиозной сфере. Реакция-ассоциация на стимул Бог, так же как и на стимулы Религия и Религиозный, вызвана скорее всего антонимическими отношениями (Бог-сатана, религия - атеизм, религиозный - атеист). По оценочному компоненту можно объединить следующие стимулы: Бог, Душа, Икона, которые вызвали следующие реакции: свет, святой, пресвятая, чистая, добрая и стимулы Религия, Религиозный, реакциями которых являются: ложная, воровство, обман. Можно сделать вывод, что Бог, Душа, Икона неразрывно связаны в сознании испытуемых с пониманием святости, в то время как Религия и Религиозный вызывают реакцию осуждения и недоверия. Ассоциативное поле стимулов Крест и Икона в большинстве случаев наполнено предметным содержанием в сознании испытуемых: на могиле, на груди, деревянный, красивая, дерево и т. д., что говорит о представлении этих слова как реаль-

но существующих предметов. Реакции на стимулы Верить и Воскресенье представлены в двух направлениях: мирском и сакральном. Так, например, стимул Воскресенье вызывал две реакции, относящиеся к религиозной теме: верба, прощенное. Большинство реакций относятся к пониманию воскресенья как выходного дня, отдыха, праздника. Стимул Верить в религиозном аспекте представлен, такими реакциями, как: Бог, в Бога, душа, другие реакции отражают мирское понимание: любовь, мне, всем, в чудо, людям.

Помимо понятийного анализа (по В.А. Пищаль-никовой), мы считаем необходимым анализ ассоциаций различных групп по возрасту, так как языковое сознание динамично во времени. Для этого общее количество исследуемых информантов мы разделили на четыре возрастные группы: от 18 до 24 лет (юношество), от 25 до 35 (первый период зрелости), от 36 до 60 (второй период зрелости), от 61 до 74 (преклонный возраст). Исходя из полученных данных, мы определи, что у представителей первого периода зрелости и старшего поколения (от 25 до 35 и от 36 до 60) в языковом сознании образ Бога зафиксирован как символ жизни, веры. Примечательным является то, что именно старшее поколе-

ние утверждает существование Бога, в то время как представители юношеского возраста более всего на стимул Бог отвечали «нет». Реакции-ассоциации с негативной коннотацией отмечаются в юношеском возрасте, примечательно еще то, что в этот возрастной период выделяется большое разнообразие реакций, что не позволяет выделить наиболее частотные. В то время как у представителей старшего поколения наблюдаются наиболее устойчивые реакции на стимулы Религия и Религиозный.

Стимул Душа у представителей зрелого (от 36 до 60 лет) и преклонного возраста ассоциируется с пониманием святости, веры, в то время как зрелый возраст первого периода (от 25 до 35) наделяет это слово мирским пониманием (открыта, компании). Юношескому периоду, которому свойственен некий максимализм, соответствуют такие слова, как: одинокая, лохмотья, поет, чистая, продать.

Анализируя реакции-ассоциации на стимул Крест, мы отмечаем устойчивость в реакциях на данный стимул. В юношеском возрасте на стимул Крест возникают ассоциации, связанные с человеком (его профессией, родственными отношениями). У представителей зрелого возраста отмечается понимание «креста» как предмета, имеющего свои признаки. Лишь у представителей преклонного возраста отмечается реакция, связанная с верой.

У представителей молодого поколения стимул Икона в основном наполнен предметным содержание - картина, дерево, изображена, в группах среднего и старшего возраста стимул «икона» все более соответствует содержанию веры и святости, об этом свидетельствуют реакции - Божьей Матери, Божья.

Стимул Верить в юношеском сознании, а также в сознании представителей среднего возраста отражает мирское представление, выраженное в реакциях- мне, всем, чуду, в старшем возрасте больше всего реакций в религиозном аспекте - Бог, в Бога, душа.

Понимание Воскресенья как выходного дня, отдыха отмечается в языковом сознании молодого поколения, а также у представителей зрелого возраста первого периода (от 25 до 35 лет). Отличительной особенностью языкового сознания людей преклонного возраста является сакральное понимание слова «воскресенье».

Исходя из анализа реакций-ассоциаций возрастных групп, мы пришли к выводу, что в юношеском языковом сознании область ценностей религии представлена в мирском понимании, также в этом возрасте отмечается негативная оценка многих стимулов, что говорит о сомнении и недоверии молодого поколения по отношению к данным стимулам. По мере взросления в языковом сознании происходит стабилизация многих терминов (это доказывает наибольшая частотность ответов в зрелом и преклонном возрасте, а также многочисленное употребление речевых штампов). Ценности этой области у представителей зрелого возраста наполняются содержанием духовности и веры.

Библиографический список

1. Белянин В.П. Психолингвистика: учебник. М.: Флинта, 2004.226 с.

2. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М., 1977.

3. Мамаева Т.В. Фрагмент профессиональной языковой картины мира охотников и рыбаков Прие-нисейской Сибири (этнолингвистический аспект) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010. № 2. С. 237-240.

4. Мяло К.Г. О русском идеале // Евразия. 1996. №1 (4). С. 77-85.

5. Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение- новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. ст. Изд. 2-е. / отв. ред. Н.В. Уфимцева. М., 2003. 256 с.

6. Уфимцева Н.В., Тарасов Е.Ф. Предисловие// Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. ст. Изд. 2-е. / отв. ред. Н.В. Уфимцева. М., 2003. 256 с.

7. Уфимцева Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование: сб. ст. Изд. 2-е / отв. ред. Н.В. Уфимцева. М., 2003. 256 с.

8. Федосюткина Н.С. Психолингвистический подход к изучению ценностных представлений [Электронный ресурс]. URL: http://do.gendocs.ru/ docs/index-17201.html?page=22, 2002

9. Фрумкина P.M. Психолингвистика: учебник для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2001. 320 с.

10. URL: http://slovari.yandex.ru; 09-07-2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.