ДЕНЬГИ КАК ЦЕННОСТЬ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ РУССКИХ ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ1
MONEY AS A VALUE IN THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF THE RUSSIANS OF YENISEI SIBERIA
СП. Васильева S.P. Vasilyeva
Деньги, ценность, языковое сознание, Приенисейс-кая Сибирь, ассоциативный словарь, ассоциативное поле, семантический гештальт, фрейм. Система ценностей современного человека включена в круг научных проблем различных сфер знания: философии, психологии, культурологии, педагогики, литературоведения, лингвистики, психолингвистики и т.д. Интерес науки к проблеме ценностей объясняется той ролью, которую играет ценностный аспект в построении здорового общества. Ценности подразделяются на духовные и материальные. Они определяют мотивацию деятельности и целеполагание личности и коллектива. Место и значение денег в обществе невозможно игнорировать. Отношение к деньгам может оказаться лакмусовой бумажкой в воспитании и организации социума. В статье на основе массового ассоциативного эксперимента сделана попытка определить структуру ассоциативного поля Деньги в региональном языковом сознании русских Приенисейской Сибири. Динамика образа Денег в сравнении с 90-ми гг. XX в. проводится на основе анализа Русского ассоциативного словаря и Электронного ассоциативного словаря Приенисейской Сибири. Изменения наблюдаются на уровне фреймов Богатство, Экономика, Коррупция.
Money, value, linguistic consciousness, Yenisei Siberia, associative dictionary, associative field, semantic ge-stalt, frame.
The system of values of modern man is included in the circle of scientific problems of various fields of knowledge, such as philosophy, psychology, cultu-rology, pedagogy, literature studies, linguistics, psy-cholinguistics etc. The scientific interest in the problem of values is explained by the role of the axiologi-cal aspect in building a healthy society. Values are divided into spiritual and material. They determine the motivation of activity and goal setting of the individual and collective. The place and importance of money in society cannot be ignored. An attitude to money may be a litmus test in the education and organization of society. Based on a mass associative experiment, the article makes an attempt to determine the structure of the associative field of Money in the regional linguistic consciousness of the Russians of Yenisei Siberia. The dynamics of the image of Money in comparison with the 90s of the XX century is based on the analysis of Russian associative dictionary and Electronic associative dictionary of Yenisei Siberia. There are changes observed at the level of frames of Wealth, Economy and Corruption.
Проблема ценностей в обществе является определяющей в оценке здоровья социума. Ценности определяют мотивацию, норму и цель поведения. Они реализуются в том числе на уровне сознания и языка [Васильева, 2015, с. 214]. Трактовка понятия «ценности» в разных областях знания отражает их специфику. Так, Большой энциклопедический словарь дает многоаспектную дефиницию: «Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социаль-
ной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности» (Большой Энциклопедический словарь, 2000). Философская энциклопе-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности, проект «Базовые ценности регионального языкового сознания русских Приенисейской Сибири» N9 16-14-24003,
дия определяет ценность как «отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), он считается хорошим, или позитивно ценным» (Философская энциклопедия). Большая психологическая энциклопедия акцентирует мотивационный аспект: «то, что для вас важно в определенном контексте. Ваши ценности (критерии) - это то, что мотивирует вас в жизни. Все стратегии мотивации имеют кинестетический компонент» (Краткий толковый психолого-психиатрический словарь / под ред. Igisheva, 2008) [Словари и энциклопедии].
Одна из главных материальных ценностей в современном обществе - деньги. В настоящее время тема ценностей все чаще актуализируется в трудах ученых-психолингвистов. Т.А. Полякова изучает ценности как составляющую православной культуры, С.П. Самойлова представляет языковой образ базовых ценностей россиян [Самойлова, 2012], а также описательную модель семантического пространства отражения базовых ценностей россиян, созданную на основе анализа обыденного индивидуального сознания по методике семантического дифференциала Ч. Осгуда.
С позиций психолингвистики Деньги рассматривались О.И. Чирковой в статье «Межпоколенная специфика образов "независимость" и "деньги" в языковом сознании русских», в которой отмечается, что выдвинутая исследователями гипотеза о том, что ценности представителей разных поколений российского социума различны, была опровергнута, и это можно объяснить тем, что у представителей одной культуры (даже воспитанных в разное время, в разных политических и идеологических условиях) одна «центральная зона» культуры, некий общий неосознаваемый стержень, который является основой этничности [Чиркова, 2013, с. 162].
Давая содержательную характеристику образа Деньги, исследователь Е.В. Палеева опирается на работу Поповой, O.A. Стернина, в которой авторы выделяют в чувственном образе перцептивную и когнитивную составляющие. По данным
исследователя, перцептивный образ концепта Деньги может быть представлен зрительными образами: зеленые 19, бумажные 10, крупные 8, мелкие 5, разные 3, золотые 3, новые 2 и т.д. Когнитивный образ концепта Деньги основан на присвоении деньгам человеческих качеств: честные 2, всемогущие, влиятельные, коварные 1; психических качеств: сумасшедшие 8, смешные, непредсказуемые 1; физических качеств: большие 25, грязные 17, легкие 8, кровные 2, тяжелые, приятные, неприятные, живые 1, Интерпретационное поле, по мнению автора, включает несколько зон. Энциклопедическая зона объединяет когнитивные признаки концепта, сформированные посредством опыта, обучения, взаимодействия с денотатом концепта: неотъемлемая часть нашей жизни 5; то, что нужно всем; то, чего постоянно не хватает 4. Рягулятивная зона включает когнитивные признаки, предписывающие, что надо делать в сфере, «покрываемой» концептом: работа 5, труд 3, зарплата, вклад 1. В утилитарной зоне когнитивные признаки, выражающие прагматическое отношение людей к денотату концепта: новые возможности 5, власть, уверенность 3 и т.д. В результате субъективного шкалирования автором были получены интересные выводы о том, что концепт Деньги включает эмоционально-чувственный компонент, наиболее актуальными в нем оказались шкалы радостно - грустно, приятно - неприятно. В результате анализа направленного ассоциативного эксперимента, в котором испытуемым предлагали написать 5 глаголов, ассоциирующихся у них со словом «деньги», были выявлены несколько антонимических пар, наиболее многочисленная: зарабатывать 34 - тратить 38, что соответствует данным массовых ассоциативных экспериментов, представленных в Русском ассоциативном словаре [РАС] и Электронном ассоциативном словаре Приенисейской Сибири [ЭАСПС].
Ю.Н. Караулов в статье «Показатели национального менталитета в ассоциативно вербальной сети» [Караулов, 2000, с. 191], сравнивая ядро языкового сознания русских и испанцев, отмечает, что в ядерной структуре испанского концепт Деньги отсутствует. В русском созна-
<
аз
Щ
УЗ
I ч
С
03
С
b
к
щ
ш m н
о
Рн
<
CJ ^
О о
с Р
£
ы н К о
Рч
и
0
1
к
i и
«
и и
V S
ь
U
<с
Pi
и
и
S
т
н
и
W PQ
нии Деньги могут соотноситься с властью, могуществом.
Н.В. Уфимцева, анализируя ассоциативное поле (АП) Деньги в «Ассоциативном тезаурусе русского языка», как основные выделяет в русском языковом сознании следующие свойства: большие, бешеные, немалые, огромные. Кроме того, Деньги это, с одной стороны: зло, грязные, грязь, но без них никуда, мусор, но их не хватает; с другой - счастье, жизнь, власть и свобода [Уфимцева, 2003, с. 149].
Основываясь на языковом материале английского языка, Н.Э. Агаркова констатировала, что концепт Money имеет сложную структуру, поскольку он состоит из множества компонентов. В основе концепта находится базисный элемент, т.е. исходная прототипическая модель -жизненная необходимость, и сближается по некоторым признакам с компонентом источник питания, поскольку оба являются средством поддержания жизненных сил человека. В центральной зоне концепта она выделяет такие компоненты, как сила, двигатель, средство содействия (поскольку деньги мыслятся как специфический двигатель общественных отношений), а также нечто значимое / ценное / достойное /желаемое [Агаркова, 2001].
Таким образом, основными методами, с помощью которых можно выявить семантическую составляющую слов-ценностей, исследователи считают метод семантического дифференциала, метод свободных дефиниций, свободный ассоциативный эксперимент, который использован в данной статье.
Цель данной статьи: выявить семантическую структуру ассоциативного поля Деньги в Электронном ассоциативном словаре Приенисейской Сибири (ЭАСПС), а также динамику представлений о ценности Денег в 90-е гг. XX в. (РАС) и в 2013-2016 гг. XXI в. (ЭАСПС). Временной промежуток составляет около 20 лет. За это время социальная и политическая обстановка в России значительно изменилась. Полагаем, что наши наблюдения позволят судить, каким образом изменилась, и изменилась ли, структура и семантика образа Денег в языковом сознании
русских. Безусловно, при этом мы учитываем региональную принадлежность испытуемых.
Для достижения поставленной цели необходимо сравнить количественный и качественный состав АП Деньги в обратных словарях РАС и ЭАСПС. С учетом различия в количественном составе данных словарей сопоставительный количественный анализ основывается на ранжировании по частоте и в переводе данных в проценты.
Обратные словари «от реакции к стимулу» дают следующее количество стимулов: в РАС -3 689 стимулов, вызвавших реакцию Деньги, в ЭАСПС - 659. Этот факт объясняется различиями в охвате территории и количестве русскоязычных испытуемых массового ассоциативного эксперимента [Васильев, Васильева, Тимченко, 2015, с. 5].
Обратимся к формально-грамматической характеристике состава ассоциативного поля Деньги (табл. 1),
Таблица 1 Формально-грамматический состав ассоциативного поля Деньги
Части речи РАС ЭАСПС
Имена существительные ~ 35,5 % ~ 53,4 %
Глаголы ~ 54,7 % ~ 37 %
Имена прилагательные ~ 2,4 % ~ 5,3 %
Другие ~ 7,4 % ~ 4,3 %
Как видно из табл. 1, более половины всех стимулов поля составляют: в РАС - глаголы, в ЭАСПС - имена существительные, глаголов в РАС более половины от всех стимулов, в ЭАСПС чуть больше трети. Глагол как часть речи обозначает действие, передает динамику, имя существительное - предметность и статичность. Таким образом, представление о Деньгах в языковом сознании русских конца XX в. отличается большим динамизмом и действием, связанным с ними, чем у сибиряков начала XXI в. Значимость этого факта подтверждается и на уровне ядерной зоны ассоциативного поля.
Сравним наиболее многочисленные члены ассоциативного поля Деньги. Для этого обратимся к первой десятке по частоте, т.е. ядерной зоне ассоциативного поля Деньги (табл. 2).
Таблица 2
Ядерная зона ассоциативного поля Деньги
№ РАС ЭАСПС
1 тратить 336 тратить 68
2 платить 142 рубль 27
3 считать 111 считать 25
4 получать 109 / получить 64 богатство 20
5 заработать 69 достаток 19
6 рубль 65 платить 19
7 иметь 58 богач 18
8 отобрать 51 коррупция 16
9 штраф 47 экономика 15
10 стоить 45 расходы 15
Из табл. 2 видно, что в ядерной зоне ассоциативного поля Деньги в РАС и ЭАСПС совпадают 4 слова: тратить, рубль, считать, платить. Расхождения наблюдаются в семантическом и формально-грамматическом признаках единиц языка: в ЭАСПС - это имена существительные: богатство, достаток, богач, коррупция, экономика, расходы; в РАС - глаголы: получать, получить, иметь, отобрать, стоить - и существительное - штраф.
Вероятно, преобладание имен существительных в ассоциативном поле ЭАСПС можно объяснить совпадением стимулов по формально-грамматическому признаку со словом «деньги». Среди стимулов, вызвавших реакцию Деньги в ЭАСПС, учитывая их частоту, насчитывается 352 имени существительных. Рассмотрим ядерную зону предметной составляющей ассоциативного поля Деньги, то есть первую десятку по частоте имен существительных (табл. 3).
Таблица 3
Ядерная зона предметной составляющей АП Деньги
№ РАС ЭАСПС
1 рубль 65 рубль 27
2 штраф 47 богатство 20
3 копейка 44 достаток 19
4 долг 38 богач 18
5 получ ка 28 коррупция 16
6 в банке 27 экономика 15
7 карман 26 расходы 15
8 прибыль 26 штраф 14
9 сумма 25 карман 12
10 залог 24 время 11
В первой десятке среди имен существительных отмечаем 3 совпадения: рубль, штраф, карман, причем на первом месте слово рубль, которое по отношению к слову деньги является гипонимом и обозначает денежную единицу в России. Слово штраф - денежное взыскание в наказание за что-н. [Ожегов, Шведова]. Слово штраф со второго места в РАС переместился в ЭАСПС на восьмое. Слово карман (место для денег, а также метонимия - доход, отсюда - по карману) в РАС на 7-м месте, в ЭАСПС - на 9-м, то есть довольно близко. Слово копейка в РАС на 3-м месте, в ЭАСПС-только на 16-м. Судя по всему, истина о том, что «копейка рубль бережет», уже не актуальна для сибиряков в 2013-2016 гг. В это время для сибиряков на 2, 3, 4-е места выдвигаются стимулы богатство, достаток, богач. Люди мыслят уже иными категориями. Если обратить внимание на 5-е место, то можно заметить, что в 90-е гг. люди мечтали о получке, заботились о долге, а в 2013-2016 гг. сибиряков привлекает богатство и беспокоит коррупция.
Уже в 90-е гг. умами владеют такие экономические термины, как прибыль, залог. В ЭАСПС более спокойные понятия - экономика, расходы. На 10-м месте фиксируем слово время, которое транслирует расхожую американскую истину «время - деньги». Примечательно, что на 11-м месте в ЭАСПС слово бизнес (в РАС оно на 22-м месте), которое ассоциируется с другой расхожей американской истиной «бизнес, ничего личного», то есть деньги превыше всего. Следовательно, можно заключить, что постепенно происходит внедрение «общечеловеческих» ценностей западной культуры в сознание россиян.
Для того чтобы представить более детально семантическую структуру предметной составляющей АП Деньги, обратимся к методу семантического гештальта [Васильев, Васильева, Тимченко, 2015, с. 43], который определяется исследователями как единица знаний о мире, соотносимых со структурой реальности (Ю.Н. Караулов). Гештальт (нем. Gestalt - форма, образ, структура) - пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов; в переносном смысле употребляется также по отношению к психиче-
<
аз
Щ
УЗ
I ч
С
03
С
b
к
щ
ш
03
н
о
Рн
<
CJ ^
о о с Q
ё
0
1
к
i и
«
и и
V S
Ь
U
<С П И
И
S
т
н
и
w
PQ
ским и культурно-историческим образованиям, части которых определяются целым [Философский энциклопедический словарь, 2010]. В психолингвистике гештальты понимаются как комплексные, целостные функциональные структуры, упорядочивающие многообразие явлений в сознании и позволяющие проникнуть в глубинные структуры сознания. Ассоциативный геш-тальт обнаруживается в случаях, когда отдельные ассоциации группируются на основании семантической общности [Сергиева, 2006, с. 161]. Методика семантического гештальта разработана в языкознании Ю.Н. Карауловым [Караулов, 2000, с. 202].
Назовем выделенные структурные компоненты гештальта фреймами (единицы, представляющие рссматриваемое целое). Вслед за Ю.Н. Карауловым, фреймы озаглавлены самым частотным членом и расположены в порядке убывания частоты.
Обратимся к структуре семантического гештальта Деньги ЭАСПС на основе анализа имен существительных как наиболее частотной группе стимулов, который представлен следующими фреймами.
1. Богатство: богатство 20, достаток 19, богач 18, карман 12 , богатый 9, щедрость 7, роскошь 5, практичность 2, стабильность 2, размер 1, запас 1, трудолюбие 1 (97),
2. Экономика: экономика 15, бизнес 11, время 11, нефть 9, счет 6, магазин 4, работа 4, товары 3, золото 3, монополия 2, дело 2, проект 1, промышленность 1, экспорт 1, журнал 1, минерал 1, сырьё 1, труд 1, спор 1 (78).
3. Расходы: расходы 15, штраф 14, студент 2, ночь 2, отпуск 1, балет 1, адвокат 1, дочь 1, женщина 1, проститутка 1, медицина 1, девочка 1, свет 1 (42).
4. Рубль: рубль 27, копейка 8, капуста 7 (42).
5. Коррупция: коррупция 16, карьерист5, автомат 3, мафия 2, зло 2, беззаконие 1, обман 1, авторитет 1, скряга 1, другой 1, владелец 1, мошенник 1, начальник 1 (36).
6. Власть: власть 7, бюрократия 5, слава 4, чиновники 3, тщеславие 3, успех 3, правительство 2, положение 1, политик 1, влияние 1 (30).
7. Задолженность: задолженность 10, долг 9, бедность 2, дефицит 2, алкоголизм 1, злоба 1, зависть 1, помощь 1, нищий 1 (28),
На первом месте располагается фрейм Богатство, который тесно связан с понятиями богатство, достаток, щедрость, стабильность. Судя по всему, для сибиряков XXI в. фрейм Богатство и его составляющие становятся одним из важнейших, так как включает понятие стабильность.
На втором месте фрейм Экономика, он включает в ядерную зону стимулы: экономика, бизнес, нефть, - составляющие основу современной российской экономики. В сознании современного сибиряка появился фрейм, не отмеченный в РАС, - Коррупция, занимающий непоследнее место по значимости, с ядерной зоной понятий: коррупция, карьерист, автомат, мафия, сближающийся с понятиями криминала. Фрейм Власть представлен ядерной зоной: власть, бюрократия, чиновники, тщеславие. Фреймы Расходы, Рубль и Задолженность можно было бы объединить по семантической близости, но в реальности они различаются. Фрейм Расходы включает траты платёжеспособного человека: расходы, штраф, студент, ночь, - а фрейм Задолженность - расходы малообеспеченных людей: задолженность, долг, бедность. Фрейм Рубль включает название денежной единицы в России и метафорическое обозначение денег: капуста.
Глаголы в ЭАСПС как стимул, вызвавший реакцию Деньги, характеризуют возможные направленные и ненаправленные действия с деньгами, их 49, учитывая частоту - 243. Наиболее многочисленным является глагол тратить - 28 % от числа всех глаголов. Направленные (переходные) глаголы отчетливо подразделяются на а) позитивные действия с деньгами и б) негативные:
а) тратить 68, платить 19, брать 10, иметь 8, получить 7, найти 6, отдать 5, взять 4, давать 4, требовать 4, есть 3, принести 3, грести 3, передать 3, передавать 3, дать 2, попросить 2, сдавать 2, снимать 1, начаться 1, хотеть 1, положить 1, прислать 1, снять 1, желать 1, ставить 1, обещать 1, поднять 1, про-
стить 1, возмещать 1, двигать 1; б) воровать 15, отнять 11, отобрать 8, терять 4, кончиться 2, бросать 1, тащить 1, потерять 1;
в) ненаправленные (непереходные) глаголы обозначают действия и состояния, связанные с деньгами: нуждаться 8, работать 5, купить 4, стоить 4, бедствовать 3, покупать 2, помочь 2, договориться 1, уметь 1, везти 1.
Изменились ли действия, связанные с деньгами?
Таблица 4
Первые 10 глаголов в списке стимулов, вызвавших реакцию Деньги
№ РАС ЭАСПС
1 тратить 336 тратить 68
2 платить 142 платить 19
3 считать 111 воровать 15
4 получать 109 ОТНЯТЬ 11
5 заработать 69 брать 10
6 получить 64 иметь 8
7 иметь 58 отобрать 8
8 отобрать 51 нуждаться 8
9 стоить 45 получить 7
10 нуждаться 40 найти 6
На первом и втором местах в обоих словарях остаются первые два действия: тратить, платить. Однако в ассоциативной вербальной сети (ABC) сибиряков на третьем месте появляется глагол воровать, который не входит в первую десятку РАС. В РАС только на 31-м месте находится глагол красть, на 33-м месте - воровать.
Глаголы получать / получить занимают в десятке РАС 4-е и 6-е места, а в десятке ЭАСПС -глагол получить отодвинулся на 9-е место.
Такой глагол, как заработать, в РАС стоит на 5-м месте, а в ЭАСПС его нет совсем, только на 11-м месте находится глагол работать.
Таким образом, обнаруживается, что в языковом сознании сибиряка глагол воровать намного более значим, чем глагол работать.
Стимулы-прилагательные РАС, вызвавшие реакцию Деньги составляют 2,4 % от числа всех стимулов. Их можно подразделить: на а) позитивные; б) нейтральные; в) негативные:
а) дороже 9, дорогой 4, щедрый 2, богатый 1, главный 1, денежный 1, популярный 1 поро-
дистый 1, радостный 1, свободный 1, стоящий 1, частый 1, энергичный 1, больше 1, дельный 1, существенный 1, единственный 1, необходимый 1, нужнее 1, собственный 1 (32); б) материальный 32, экономный 10, экономический 2, коммерческий 1 (45); в) скупой 4, жадный 2, бедная 1, бедный 1, буржуазный 1, лишний 1, небогатый 1 (11).
По количеству разных стимулов, вызвавших реакцию Деньги, на первом месте группа позитивных определений (20), но большинство из них единичны, поэтому общее количество стимулов данной группы (32) меньше, чем в группе нейтральных (45). В группе нейтральных определений в основном слова терминологического характера. В группе (в) наименьшее количество стимулов, по семантике они представляют собой характеристики человека по отношению к наличию / отсутствию денег (бедный; небогатый) и по желанию / нежеланию делиться с ближним (скупой, жадный), которые могут составить антонимические пары со словами группы (а): щедрый - скупой, богатый - бедный. В целом позитивные стимулы преобладают.
Стимулы-прилагательные ЭАСПС, вызвавшие реакцию Деньги, менее многочисленны: их, учитывая частоту, 35 (5,3 %), и характеризуют они в данном случае носителя признака или ситуацию, в зависимости от наличия / отсутствия денег. Рассмотрим те же группы: а) позитивные; б) нейтральные; в) негативные:
а) прекрасный 2, светлый 2, хороший 1(5); б) международный 4, экономный 3, простой 3, похожий 2, деловитый 2, другой 1, каждый 1, обычный 1, материальный 1, особый 1, весь 1, нужный 1 (21); в) мрачный 5, расчетливый 1, короткий 1, холодный 1, вдовый 1 (9). Наиболее многочисленной является группа нейтральных определений (21), наименее многочисленной - группа позитивных (5). Так же, как и в РАС, наиболее многочисленной оказалась группа нейтральных. Наиболее яркие определения поля Деньги в РАС: дороже, дорогой, щедрый, в ЭАСПС - прекрасный, светлый, хороший. Им противопоставлены в РАС: скупой, жадный, в ЭАСПС - мрачный, расчетливый. Очевидно,
<
аз
Щ
УЗ
I ч tí 03
С
fe
к
щ
ш
03
н
о
Рн
<
CJ ^
о о с Q
Й
0
1
К
i и
«
и и
V S
fe U
<С П И tí
S X
н
и
w
PQ
что основные определения-прилагательные, с одной стороны, хороший и щедрый, с другой -скупой и расчетливый - остаются в ядерной зоне сознания русских.
Выводы
1. В результате углубленного анализа по методике семантического гештальта выявлено, что в языковом сознании сибиряков на первом месте оказался фрейм Богатство, который тесно связан с понятиями: достаток, щедрость, стабильность. Вероятно, именно желание стабильности обусловливает такую устойчивую связь, как: Деньги - богатство. Фрейм Экономика отражает тесную связь со словами бизнес, нефть, что в целом отражает представление об особенностях современной экономики. Наряду с этим в сознании современного сибиряка появился фрейм Коррупция, занимающий непоследнее место по значимости, с ядерной зоной понятий: карьерист, автомат, мафия. Фрейм Власть со словами бюрократия, чиновники, тщеславие, демонстрирует сформировавшееся отношение к данным представителям власти.
2. Сравнивая содержание ядерной зоны ассоциативного поля Деньги в РАС и ЭАСПС, мы обнаружили, что в ядерной зоне ассоциативного поля Деньги в РАС и ЭАСПС совпадают 4 слова: тратить, рубль, считать, платить. Расхождения наблюдаются в семантическом и формально-грамматическом признаках единиц языка: в ЭАСПС - это имена существительные: богатство, достаток, богач, коррупция, экономика, расходы; в РАС - глаголы: получать, получить, иметь, отобрать, стоить.
Изменения относительно основных представлений о Деньгах связаны с предметными понятиями богатство, богач, от которых сибиряки ведут отсчет своего благополучия и благосостояния. Судя по данным РАС, одним из важнейших источников дохода в 90-е гг. являлась получка, человека волновала мысль о долге, а в 2013-2016 гг. сибиряков более всего привлекает богатство и заботит коррупция.
Среди глаголов на первом и втором местах в обоих словарях остаются действия: тратить, платить. Однако в ядерной зоне действий в со-
знании сибиряков появляется глагол воровать, который не входит в первую десятку РАС, там он находится за пределами ядра. Существенно также, что такой глагол, как заработать, в РАС стоит на 5-м месте, а в ЭАСПС глагол работать только на 11-м месте. Таким образом, в языковом сознании сибиряка глагол воровать намного более значим, чем глагол работать.
Практически неизменными остаются опре-деления-прилагательные в ядерной зоне сознания русских, как в 90-е гг. прошлого века, так и в настоящее время определяющие Деньги, с одной стороны, как хороший и щедрый, с другой - скупой и расчетливый.
Таким образом, Деньги как ценность, наряду с общими представлениями о них в 90-е гг. XX в., приобретают в языковом сознании русских Приенисейской Сибири XXI в. новые, нерадужные, акценты: образ Денег связывается с богатством и коррупцией; такое действие, как работать, становится менее важным, чем воровать.
Библиографический список
1. Агаркова Н.Э. Концепт «деньги» как фрагмент английской языковой картины мира (на материале американского варианта английского языка): дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2001. URL: http://economîc. social/deneg-teoriya/kontsept-dengi-kak-fragmentangliyskoy.html
2. Васильев А.Д., Васильева С.П., Тимченко А.Г. Этнокультурное сознание и самосознание сибиряка, отраженное в языке: монография / отв. ред. С.П. Васильева; Красно-яр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 185 с.
3. Васильева С.П. ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ в языковом сознании сибиряков Приенисейской Сибири // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. № 2. С. 214-220.
4. Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира: сб. науч. ст. / под ред. Н.В. Уфимцевой. М., 2000. С. 191-206.
5.
6.
7.
8.
9.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. URL: http://ozhegov. info/slovar/ (дата обращения: 10.09.2016). Палеева Е.В. Концепт «Деньги» в сознании носителей русского языка // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. Вып. № 3 (15). URL: http://cyberlemnka. ru/article/n/kontsept-dengi-v-soznanii-nositeley-russkogo-yazyka (дата обращения: 10.09.2016).
Русский ассоциативный словарь: в 2 т. / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. Т. I (РАС). URL: http://tesaurus.ru/dict/dict.ph Самойлова С.П. Языковой образ базовых ценностей россиян: автореф. дис. ...канд. филол. наук. М., 2011. 21 с. Сергиева Н.С. Семантический гештальт и ядро языкового сознания русских // Вестник ЮУрГУ. 2006. № 2 (57). Сер.: Социально-гуманитарные науки. Вып. 5. С. 160-165.
10. Словари и энциклопедии // URL: http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc3p/319990 (дата обращения: 09.09.2016).
11. Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. ст. / отв. ред. Н.В. Уфимцева. Изд. 2-е. М., 2003. С. 139-162.
12. Философский энциклопедический словарь. 2010. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc_phMosaphy/2073/rELLITA/lbT (дата обращения: 08.09.2016).
13. Чиркова О.И. Межпоколенная специфика образов «независимость» и «деньги» в языковом сознании русских// Вестник Челябинского государственного университета. Сер.: Филология. Искусствоведение. 2013. Вып. 74, № 2 (293). С. 157-162.
14. Электронный ассоциативный словарь При-енисейской Сибири (электронная база данных) / авторы-сост. А.Д. Васильев, С.П. Васильева, М.В. Шибаев (ЭАСПС). URL: http:// react.ftn24.ru/statistic
<
аз
Щ
УЗ
I ч
С
03
С
b
к
щ
ш
03
н
о
Рн
<
CJ ^
о о с Р
£
ы н К о
Рч
и
0
1
к
i и
«
и и
V S
ь
U
<с п и И
S
т
н
и
w
PQ