М 11_ Н I Б Т
Шаменков С.И. Венгерское платье пехотных полков армии Петра Великого. 1699-1703. Часть вторая.
Настоящая статья продолжает развивать тему «венгерского» платья, затронутую автором в предыдущей работе. В статью вошли как новые авторские иллюстрации, так и иллюстрации XVП-XVШ в., не представленные в предшествующей статье.
Ссылка для размещения в Интернете:
http://www.miШistmfo/2013/03/11/shamenkov 3
Ссылка для печатных изданий:
Шаменков С.И. Венгерское платье пехотных полков армии Петра Великого. 1699-1703. Часть вторая. [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2013. — Т. III. — С. 466-490.
<http://www.milhist.info/2013/03/11^атепко^3> (11.03.2013)
www.milhist.info
2013г.
466
Шаменков С.И.
ВЕНГЕРСКАЯ ОДЕЖДА В АРМИИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. 1699-1703.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.*
Еще в процессе редактирования первой статьи, и, предполагая, что поднятые в ней вопросы вызовут интерес, родилась идея продолжить эту тему с привлечением ряда неиспользованных в первой статье источников и документов.
То, что венгерского типа и стиля одежда существовала в армии Петра I писали задолго до меня, эта информация есть и у С. Летина, и у О. Леонова и у К. Татарникова1
Вопрос состоит в том, как венгерский стиль отразился в военной моде русской армии начала 18 века? Представление о том, как могло выглядеть венгерское платье при Петре I можно получить из серии иллюстраций О. Пархаева, С. Летина, Н. Зубкова. Свое виденье вопроса на основании изобразительного ряда и документов, сохранившихся вещей той эпохи, я изложил в моей первой статье3.
Сразу же уточню: меня в первую очередь интересовала реконструкция возможного внешнего вида венгерских кафтанов в Русской Армии Петра 1 начального периода Северной войны, не ограничиваясь Нарвскими событиями 1700 года, а в период 1699-1703гг. на основании известных на сегодняшний день источников. Этому я и уделяю наибольшее внимание.
На вопрос, почему я не принимаю как неопровержимый факт красный кафтан-кунтуш и зеленый кафтан - жупан из собрания Ливрусткаммарн, отвечу - я достаточно подробно описал ситуацию с этими предметами4, но еще раз делаю акцент на следующем: сами шведские исследователи выдвинули мнение о том, что красный кафтан к «нарвским трофеям» отнести
Автор выражает благодарность Сокирко О. за помощь в работе по подготовке данной публикации.
сложно (принято считать его польским, на чем я не настаиваю, лишь указываю на сходство кроя), и отнесли его к более раннему периоду - с верхней планкой датировки 1689 год.5
А вот где, у кого и когда взяли красный и зеленый кафтан, и взяли ли в качестве трофея - никто не знает. Потому я и не стал использовать их простым цитированием при реконструкциях.
На сегодняшний день работники музея Ливрусткаммарн не имеют никаких оснований для атрибуции его как «нарвских трофей», не имеют первоисточника попадания этих вещей в коллекцию. К слову сказать, они попали в коллекцию трофеев отдельно от основной массы трофеев войны в 1707-1720 гг. и без четкой атрибуции.6
Кроме того, по какой-то причине предыдущие исследователи не обратили внимания на размеры обоих кафтанов. А между тем, это может дать дополнительную почву для размышлений и построения версий. Дело в том, что красный кафтан имеет длину 1,2 м при обхвате талии около 0,6 м. Учитывая специфику кроя «длинного кафтана» - кунтуша, который должен быть длиной не выше середины икры ноги, несложно понять, что это вещь на очень худого невысокого (примерно 1,55 м - 1,6 м) молодого человека, с достаточно тонкой талией и узкими плечами, возможно даже подростка. Зеленый кафтан имеет длину 1,05 м, талия также около 0,6 м. Если исходить из пропорций и кроя, это вещь также на худого человека ростом 1,55 м - 1,6 м, или подростка. Здесь уместно заметить что и манера решения обшлага -отворота с пристегнутой пуговицей на зеленом кафтане, также близка именно детско-подростковому костюму описываемого периода. Такой элемент мы встречаем на сохранившихся полотнах, изображающих детей.
Найву М. Врач-шарлатан на улице Амстердама. 1696 г. Фрагмент.
85024
Ро1о: КпБ1еп550п, КагоМпа МогсНвка тивее1
Неизв. худ. Портрет. 1700 г.
Музей народов северных стран.
Декор (петлицы) красного кафтана не находит подтверждения в опубликованных источниках по русскому военному костюму. Нет подтверждения наличия на кафтанах офицеров ни золотых петлиц, ни розеток с кистям к ним. Перечисленные элементы, упомянутые в известных нам описаниях, не используются при выдаче материалов на офицерские и
обер-офицерские кафтаны. Есть прямое указание царя - вместо таких
п
украшений обходиться галуном и бахромой.
Второй известный зеленый кафтан, из тех же «нарвских трофеев», наиболее похож на вариацию «венгерского платья» в русской армии в том виде, как это понимали. Поэтому при всей спорности его попадания в коллекцию трофеев на него и будем ориентироваться с некоторыми поправками.
о
В первой части моей статьи мной не были рассмотрены следующие данные: «Троице Сергиевскому монастырю велено было сделать на четыре полка кафтаны темно зеленые, зеленые, голубые и красные»9.
Приведенная цитата красноречиво говорит о том, что платье венгерского типа, согласно царскому указу, изготовлялось не только при генеральном дворе.
Необходимо отметить существующее мнение о том, что такого платья, как венгерское, на самом деле не существовало - его не шили, а носили прежнее русское. С этим утверждением сложно согласиться, - факт существования венгерского платья не вызывал сомнений ни у кого из исследователей русской армии10, разночтения касаются лишь деталей в крое и декоре, да и известные нам прямые указания царя, письменные и изобразительные источники указывают на обратное.
В предыдущей статье мною был приведен ряд упоминаний и описаний того, как могло выглядеть, и выглядело венгерское платье.11 Также для понимания этого в первой статье были приведены описания венгерского платья, выданного военачальникам Петра I12. Дополним эти сведения.
Гетману Мазепе в качестве жалованного платья начиная с 1700-го года были даны такие венгерские кафтаны:
«кафтан венгерской бархатной на собольем пластинчатом меху, с нашивки и с линты и з голуном золотным и с яхонты, ценою 757 рублев и 18
13
алтын и пол денги» .
«Кафтан венгерской бархатной испод соболей пластинчатой, с рукавами пупчатыми собольи и подпушен отласом золотным, обшит голуном золотным буравчетым широким, да снуром золотным же. Вместо нашивки нашит линт золото серебром широкой с кистми золотными жи с варворки. Пугвицы нашиты золотые с изумруды, и с яхонты, к рукавам у запясья вместо застежек нашиты пугвицы серебреные золоченые с яхонты. Всего ценою 757 рублев и 18 алтын и пол денги, делан тот кафтан в казанском
14
приказе»14.
«Кафтан венгерской бархатной на собольем пластинчатом меху, с нашивки и с линты и з голуном золотным, с пугвицы золотными и ызумруды и с яхонты ценою в 757 рублев в 18 в пол денги. Во всем против прошлого 1700 году. Бархат из Казанского, мех из сибирского, на приклад денги из ратуши»15.
Последняя выдача, датируемая октябрем 1703 года, свидетельствует о том, что еще в 1703 году продолжали носить и выдавать венгерское платье. Как видим, в описаниях гетманских кафтанов отсутствуют нашивки с розетками, вместо них галун или лента.
В дополнение к уже использованным изобразительным источникам, хочется упомянуть ряд изображений русского платья, конца XVII - начала XVII веков, не вошедших в первую статью, но поясняющих сделанные мною выводы. Элементы кроя и декора такого платья могли использоваться при пошиве как венгерских, так и «гибридных» венгерских кафтанов.
На миниатюре, изображающей придворного «карла» Курфюрста Бранденбургского, датируемой концом XVII, началом XVII веков изображен персонаж в московитской одежде16 (у Курфюрста был еще «карла» в польской и европейской одежде С.Ш.).
Рис. Шаменкова С.И. по акварели «Карлик-московит». 1696-17G1 гг.
На «карле» мы видим платье, вполне соответствующее требованиям,
17
зафиксированным в царском указе и известным нам упоминаниям описаний венгерского платья. Кафтан длиной по подвязку, обшит «золотным» галуном с застежкой кафтана посередине. На груди выложены шесть нашивок (разговоры) из широкого галуна или «линтом» (лентой), оканчивающиеся «золотной» же бахромой, на полах кафтана внизу отсутствуют разрезы, а так же и их оформление в виде разговоров. Рукав с небольшим отворотом мысиком, в пройме уже «польских окороков», формой перекликается с рукавом зеленого Стокгольмского кафтана и рукавами, изображенными на фигурах из дневника Корба.
Таким образом, мы имеем тот же набор характерных признаков, вводимых согласно царского указа (о) венгерских кафтанах, о которых говорилось в первой статье:
«Кафтан длиной по подвязку, застегивался посередине, либо с небольшим заходом на левую сторону. В случае офицерского платья на груди с галунными нашивками или золотными лентами, на концах с золотной же бахромой, внизу пол нет боковых разрезов, полочки обшиты
шнуром, галуном, рукав уже «окороков» с небольшим отворотом -
18
мысиком» .
Водосвятие (Водоосвящение) в Москве в конце XVII века. Гравюра. Конец XVII в. Фрагмент. (На фигуре урядника видна застежка на пуговицы посередине).
На гравюре «Усадьба графа Головина в Москве», авторства А. Шхонебека и П. Пикарта, мы видим персонажей, одетых как в русский длинный узорчатый кафтан, так и в короткое, по колено, платье с узким рукавом. На груди видны нашивки - вполне вероятно, что это изображено венгерское платье.
Шхонебек (Схонебек) А. Усадьба Ф.А. Головина в Москве. 1705 г. Фрагменты. -------------------------------- www.milhist.info
Нелишним будет привести несколько примеров русского платья конца XVII -начала XVIII века из известных нам изобразительных источников, и сравнить, чем оно было похоже на венгерское, и чем отличалось. На гравюре художника Д. Маро 1697 г., изображающей встречу русского посольства депутатами Г енеральных Штатов.
Маро Д. Приём Великого посольства в Гааге 25 сентября 1697 г. Нач. XVIII в. Фрагмент.
Фигуры русских облачены в короткие по подвязку кафтаны. На груди выложены нашивки, отсутствуют разрезы и нашивки по низу кафтанов. Рукав еще напоминает форму окорока, но меньше по объему, чем на известных петровских кафтанах с рукавом «окороком», на ногах мягкие длинные за колено сапоги с подвязкой.
Неизв. худ. Портрет Карла XII. Нач. XVIII в. Фрагмент. (Русский всадник в коротком сером кафтане).
В музее города Пераст находится полотно, изображающее обучение московских князей и бояр морским наукам и управлению в конце XVII века, Картина датируется началом XVIII века.
Неизв. худ. Марко Мартинович обучает навигации русских дворян. 1711 г. Фрагмент19.
На учениках мы видим разноцветные шапки с меховым околышем, а также разноцветные длинные (что характерно для русских кафтанов С.Ш.) кафтаны, опушенные мехом, с запахом на правую и левую сторону, на одной фигуре с застежкой посередине, рукава в пройме достаточно узкие. (илл.)
20
На полотне Абрахама Сторка , иллюстрирующем визит Петра Первого в Голландию в 1697 году, на берегу хорошо видны две фигуры в синем и зеленом русских кафтанах. Кафтаны длиной чуть ниже подвязки, рукава достаточно узкие, уже «без окороков», обшлага с отворотами, внизу пол разрезы, и, соответственно, их оформление - отсутствуют.
Сторк А.
Морская битва в честь царя Петра Великого. 1697 г. Фрагмент.
На полотне Ю.Ф. Лембке, изображающем стычку шведской и русской кавалерии хорошо видны русские всадники в красных подбитых мехом коротких кафтанах, рукава достаточно узкие 21.
Лембке Й.Ф. Битва. Шведский Музей армии.
На полотне голландского живописца С. Ванн Беста из Королевского музея в Амстердаме, изображающем русское посольство в 1630-е года, можно рассмотреть несколько видов сапог, носившихся в Московском государстве в XVII веке. Сапоги, облегающие ногу, вероятно с внешней или внутренней подвязкой, а также сапоги с острыми и квадратными носками. На одной из фигур полы отвернуты и можно видеть длину сапог - за колено. Подобные типы сапог уместно использовать для реконструкции, относящейся к концу XVII начала XVIII века.
С. Ванн Бест. Русское посольство в Гааге. 4 ноября 1631 г. Фрагмент.
В экспозиции музея усадьбы Коломенское находятся стеклянный штоф и графин начала XVIII века, декорированные фигурами в русском мужском и женском платье. Две фигуры изображены в красных кафтанах, одна - в сером.
Кафтаны длиной чуть ниже (подвязки), обшиты шнуром, красные застегиваются посередине, а на фигуре музыканта в сером - запах полы на левую сторону. Рукава на всех трех кафтанах узкие, обшлаг не обозначен, на одном кафтане присутствуют разрезы по бокам, обшиты шнуром, но без всяких украшений в виде нашивок. В собрании ГИМа находятся стеклянные сосуды с аналогичными фигурами, вероятно, выполненными одним мастером или мастерской.
Итак, в чем же различия между сохранившимся русским платьем, носившемся в конце XVII начале XVIII века и вводимых «венгерских» кафтанах, а так же и венгерского комплекса одежды в целом?
Такой элемент нижней плечевой одежды из венгерского комплекта, как
бострог, был опубликован С.А. Летиным, и был подробно описан в
22
предыдущей статье . Вероятно, он не всегда носился рядовыми солдатами. Оригинальный бострог от венгерского комплекта царя Петра хранится в Эрмитаже, этот вид одежды не имеет аналогов среди русского платья.
На основании иконографического материала, а также известных нам предметов из собрания в ГИМ, можно проследить следующие различия в верхней плечевой одежде - кафтанах.
Русский верхний кафтан условно «польского типа - кунтуш, красный из гардероба Петра» имел широкую пройму, широкий рукав окорок, зауживающийся от локтя довольно длинный, собирающийся в складки и переходящий в большой воронокообразный обшлаг - отворот. Спинка кафтана цельная, с подрезами-выточками, по бокам вставки - клинья, соединяющие полочки и спинку. Образовывавшийся излишек ткани присборивался до необходимой длины и соединялся со спинкой.
На еще одном русском зеленом кафтане пройма и, соответственно, рукав уже, но тоже длинный, что давало возможность собирать рукав по моде того времени в складки от запястья до локтя, в остальном крой почти такой же. Длиной русские кафтаны до щиколотки и имеют небольшой боковой разрез внизу пол, которые на иных известных нам изображениях
имеют оформление в виде нашивок, иногда с кистями. Русские кафтаны обшиты шнуром по низу, обшлагам и, в случае с красным кафтаном, швам на пройме рукава, по плечам и вокруг горловины, по шву спинки и выточки.
Единственный известный нам сохранившийся кафтан «венгерского» типа - зеленый из Ливрусткаммарн, имеет принципиально иной, отличный от русских верхних кафтанов крой. В отличие от русских, приведенных выше, условно имевших крой «кунтуша», он имеет крой «жупана». В этом случае никаких подрезов на боках нет, полочки с объёмными дотачками - клиньями, дающими дополнительный объем, не выкраивались и, соответственно, не было характерной для русских кафтанов присборки ткани в районе боковых выточек. Полочки с небольшими клиньями и спинка просто сшивались друг с другом, карман мог вставляться в боковой шов. Рукав такого кафтана заметно уже в пройме, несколько сужающийся от локтя, но заметно шире русских и не дающий характерных мелких складок, обшлаг с отворотом на пуговичке. На иных изображениях подобного решения обшлага не встречаем, видимо обшлаг с небольшим отворотом мысиком был больше распространен. Длина зеленого кафтана, учитывая его крой и размер, короче русских кафтанов - ниже колена примерно до середины икры. На некоторых известных изображениях длина кафтана соответствует царскому указу - по
23
подвязку . Разрезов внизу пол в отличие от русских кафтанов, нет ни на этом образце, ни на иных изображениях «венгерских кафтанов». На «венгерских кафтанах» шнур шел не только по краю полочек и спинки, но закрывал швы на рукавах, горловине, пройме, плечам, на внутреннем шве рукава и боковых,
24
соединяющих полочки и спинку .
Таким образом, можно констатировать существенные различия как в крое, так и в декоре между русскими и венгерскими кафтанами. Исходя из источников, приведенных в предыдущей статье25, а так же из выше приведенных источников, можно сделать вывод об использовании в русской армии в период 1699 - 1703 гг. одежды в венгерском стиле.
Музей игрушек. Мюнхен. Фрагмент фигуры солдата в кафтане венгерского стиля.
Первая. четв. XVIII века.
Фрагмент кроя середины 17 века. Показан вариант выкладки шнуром.
Выкладка шнуром по краю кафтана Петра I. Г осударственный Эрмитаж.
Шапка и длинный сапог. Илл. из: Букварь составленный К. Истоминым. М. 1694 г.
Корнер П. Портрет охотника в красном и золотом вышитом плаще в лесу.
Нач. XVIII века. Фрагмент.
Рис. Шаменкова СИ.
Офицер Преображенского полка в кафтане согласно указу и описанием материалов, выдаваемых на пошив офицерского платья 1701 год26. Шапка по портрету Лефорта Ф. кисти Мюсхера М., изображению в букваре Истомина К. и изображениях на гравюрах Шхонебека А., дневника Корба И. Кафтан на основании выдач материалов на
27
постройки венгерских кафтанов . Ботинки - по оригиналу из гардероба Петра Великого.
Рис. Шаменкова С.И.
Каптенармус Преображенского полка в зимнем кафтане. 1701 год. Кафтан согласно указу, подбит мехом28. Реконструкция кафтана, и сапоги по изображениями и гравюрам эпохи.
Кафтаны унтер-офицеров гвардии отличались от рядовых более богатой отделкой. Известно, что на приклад (пуговицы шнуры и галуны) на мундир Преображенского каптенармуса в феврале 1701 года пошло 6 рублей, на сержантский - 7 руб.29
Рис. Шаменкова С.И.
Трубач Преображенского полка. В 1699 году для восьми иноземных музыкантов-трубачей и сиповщиков, были даны материалы для пошива венгерское платья (кафтан, бастрок и штаны). Было дано «80 аршин крашенины, шнуршнуру 30 арш, снурку, шелку сканого, пуговиц оловянных посеребряных - 16 портищ», им же на шапки дали мех на тульи «бельих хребтовых»30.
Трубач вооружен шпагой, но судя по фрагменту гравюры Усадьба графа Головина в Москве, авторства Шхонебека А. и Пикарта П., музыканты могли вооружатся саблей.
Рис. Шаменкова С.И.
© Шаменков С.И. © www.milhist.info
Барабанщик-карла Семеновского полка. В своем дневнике И. Корб описывая парад на крещенский празднике 1699 года отметил необычных музыкантов Семеновского полка «барабанщики в нем карлики, но они сообщали полку столько красоты, сколько природа
убавила у них от обычного человеческого роста»31.
© Шаменков С.И. О www.milliist.info
Рис. Шаменкова СИ.
Артиллерист новоприборных полков 1700 г. А. Лобиным было сделано замечание по использованию для реконструкции артиллериста новоприборных полков, алама с
-32
львинои личинои .
В качестве еще одного варианта на реконструкции представлен алам с орлом.
РядовоИ новоприборного пехотного полка. Кафтан подбит мехом, вооружен старым фитильным мушкетом, и багинетом. Оружие в новоприборные полки часто присылалось старое и негодное, использовались при обучении, постепенно негодные
33
мушкеты заменялись .
1 Татарников К. Русская Полевая армия 1700-1730. Обмундирование и снаряжение./Под ред. В. И. Егорова. — М . 2008. — С. 34-37.
2 Великанов В. Русская армия в 1700 г. // Воин. — 2005. — № 1. — С. 25. Шаменков С.И. Венгерское платье пехотных полков армии Петра Великого [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники.
— 2012. — Т. I. — С. 421-463.
<http://www.milhist.info/2012/07/01/shamenkov> (01.07.2012).
4 Там же. — С. 428-429.
5http ://217.68.33.235/eMuseumPlus?service=ExtemalInterface&module=collectio n&obj ectId=68076&viewT ype=detailView 6 KRSGSBYTE WAR-BOOTY Livrustkammeren. - Stockholm, 2007. - S. 275. Щукинский сборник. Вып. 4. Из бумаг А.Д. Меньшикова. — М., 1905.
— С. 166-167; 173; 175.
8 Шаменков С.И. Венгерское платье пехотных полков армии Петра Великого [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники.
— 2012. — Т. I. — С. 421-463.
<http://www.milhist.info/2012/07/01/shamenkov> (01.07.2012).
9 Попов Н. История второго гренадерского Ростовского полка. Т 1.
— М., 1902. — С. 35.
10 Летин С. Российская Императорская Гвардия. — СПб. ,2005.
Летин С., Леонов О. Русский военный костюм. От Петра I до Петра III.
— М., 2008.
11 Шаменков С.И. Венгерское платье пехотных полков армии Петра Великого [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2012. — Т. I. — С. 421-463.
<http://www.milhist.info/2012/07/01/shamenkov> (01.07.2012). — С. 432-443.
12 Там же. — С. 438- 439.
13 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.229. Оп.3. Д.122. Л.139 об.
14 Там же. Ф. 229. Оп. 3. Д. 122. Л. 176 об.
15 Там же. Ф. 229. Оп. 3. Д. 122. Л. 305.
16 http://www.dhm.de/datenbank/dhm.php?seite=5&fld 0=MI007950
1 7
Полное собрание законов Российской империи (Далее - ПСЗРИ). Т. 4. Указ именной № 1741.
18
18 Шаменков С.И. Венгерское платье пехотных полков армии Петра Великого [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2012. — Т. I. — С. 421-463.
<http://www.milhist.info/2012/07/01/shamenkov> (01.07.2012). — С. 436.
19 Благодаря надписи на картине стали известны имена стольников, посланных на обучение. В левой ее части имена учеников - князей: Борис Иванович Куракин, свояк царя, Яков Иванович Лобанов-Ростовский, Петр Алексеевич Г олицын, Дмитрий Михайлович Г олицын, Федор Алексеевич Голицын, Юрий Яковлевич Хилков, Михаил Яковлевич Хилков, Андрей Яковлевич Хилков, Иван Данилович Гагин, Андрей Иванович Репнин.
В правой части имена учеников - бояр: Абрам Федорович Лопухин, брат царицы Московской, Владимир Петрович Шереметев, Иван Алексеевич Ржевский, Михаил Федорович Ртищев, Никита Иванович Бутурлин, Юрий Бутурлин, Михаил Афанасьевич Матюшкин.
20
20 Под впечатлением визита в Голландию Великого Русского Посольства (1697 г.), Шторк написал два полотна "Посещение Петром I Голландии (Показательный бой на реке Эй в честь Петра I 1 сентября 1697 года)", одно из которых хранится на родине художника в Амстердаме (Scheepvaartmuseum), а второе было прислано в подарок Петру I. http: //www.digitaltmuseum.se/things/oljemlning/S -AM/AM.123752
22
Шаменков С.И. Венгерское платье пехотных полков армии Петра Великого [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2012. — Т. I. — С. 421-463.
<http://www.milhist.info/2012/07/01/shamenkov> (01.07.2012). —С. 444-445.
23 ПСЗРИ Т. 4 ,Указ именной № 1741, — С.1
24 KRSGSBYTE WAR-BOOTY Livrustkammeren. — Stockholm, 2007.
— S. 275.
25
Шаменков С.И. Венгерское платье пехотных полков армии Петра Великого [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2012. — Т. I. — С. 421-463.
<http://www.milhist.info/2012/07/01/shamenkov> (01.07.2012). — С. 460463.
26 Щукинский сборник. Вып. 4. Из бумаг А.Д. Меньшикова. — М., 1905.
— С. 166-167; 173, 175.
27 Там же.
28
С изображения фигуры в картуше с «Чертежа Азовского моря» гравированной А. Шхонебеком в 1701 г.
29 Есипов Г. Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. Т 1.
— М., 1872. — С. 192.
30 Там же. — С. 168-169.
-5 1
Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию (1698-1699). — СПб., 1906.
— С. 112.
Паласиос-Фернандес Р. Московские пушкари // Цейхгауз. — 1999. — № 6.
— С. 9- 11.
-5-5
Попов Р. История второго гренадерского Ростовского полка Т. 1. — М., 1902. — С. 38.