Научная статья на тему 'Мундир шведских офицеров периода Великой Северной войны'

Мундир шведских офицеров периода Великой Северной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1711
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
XVIIIВ / ПЕТР I / РЕКОНСТРУКЦИЯ / РОССИЯ / СЕВЕРНАЯ ВОЙНА / УНИФОРМА / ШВЕЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаменков Сергей Игоревич

Используя многочисленные вещественные и изобразительные источники, богатую иконографию, автор статьи реконструирует костюм офицеров шведской армии времѐн Великой Северной войны 1700-1721 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мундир шведских офицеров периода Великой Северной войны»

ISSN 2308-4286

Шаменков С.И. Мундир шведских офицеров периода Великой Северной

войны

Используя многочисленные вещественные и изобразительные источники, богатую иконографию, автор статьи реконструирует костюм офицеров шведской армии времён Великой Северной войны 1700-1721 гг.

Ссылка для размещения в Интернете:

http: //www.milhist.info/2015/02/19/shamenkov_8

Ссылка для печатных изданий:

Шаменков С.И. Мундир шведских офицеров периода Великой Северной войны [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2015. — Т. VI. — С. 139-280. <http://www.milhist.info/2015/02/19/shamenkov_8> (19.02.2015)

www.milhist.info

2015г.

ШАМЕНКОВ С.И.

МУНДИР ШВЕДСКИХ ОФИЦЕРОВ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ*

Вступив на престол юный король Карл получил в наследство от своего отца организованную и отлаженную армию. Одежда офицерского корпуса также была унифицирована в результате реформ Карла XI в 1687-1697 гг. Тогда ввели единый образец синего суконного кафтана, который, с небольшими изменениями, шведы буду носить на протяжении всего периода Великой Северной Войны 1700-1721 гг. Кафтаны офицеров отличались от рядовых рядом деталей.

Карл XII. Х., м. нач. XVIII в. Худ. David von Kraffts (Sövdeborgs slott i Skane)

Автор благодарит за помощь в подготовке статьи Т. Линделла (Tomas Lindell) и Х. Хенрикссона (Hakan Henriksson).

Согласно указаниям короля от 1697 г., кафтан должен был быть синего цвета1. По дошедшим до нас образцам ткани можно судить о широком спектре оттенков сукна и его фактуре (полотняном переплетении). Например, к находящемуся в Риксархиве письму шефа Уппландского драгунского полка Ханса фон Эссена от 26 мая 1716 г., адресованному королю, приложен образец сукна темно-синего цвета. Из такого материала должны были пошить кафтаны и епанчи. У иных известных сохранившихся образцов цвет несколько светлее, а на портретах встречается вплоть до голубого.

Образец сукна для Уппландского драгунского полка (Upplands dragonregemente), 1716 г.

(Riksarkivet — Королевский архив, Швеция)

Образцы сукна (Klade, boj), 1701-1702 гг. (АМ 15424. Музей армии, Стокгольм)

Образцы сукна для Альвсборгского полка (А^Ьо^ regemente), кон. XVII в.

(Музей армии, Стокгольм)

Обшлаг на офицерском кафтане полагался также синего цвета, с аналогичной подкладкой на полочках. Однако следует отметить, что иногда случались отклонения — подкладку и обшлаг могли ставить приборного, полкового цвета, либо же обшлаг синий, а подкладку красную, желтую.

Адмирал Олоф Штрёмштерна (Olof Strömstierna) (1664-1730). Х., м. нач. XVIII в. Худ. Johann Heinrich Wedekind (Statens porträttsamling pä Gripsholms slott)

Портрет неизвестного офицера. Х., м. 1715 г. Худ. Jan Klopper (Nordiska museet)

Капитан-лейтенант Корпуса драбантов, генерал-лейтенант Арвид Бернхард Горн

(Arvid Bernhard Horn af Kanckas, greve Horn af Ekebyholm, kaptenlöjtnant vid Kunglig Majestäts drabanter, generallöjtnant). Х., м. 1704 (Музей армии, Стокгольм)

Автопортрет Лоренса Кристофера Стобеуса (Lorens Kristoffer Stobees, generalkvartermästarelöjtn 1706, överstelöjtn 1707)

На автопортрете фортификатора, возможно представлен образец «старой» каролинской униформы, так как новая введена с 1707 г. и не могла попасть в Выборг, где он служил, к моменту написания портрета. Кафтан офицера светло-синего оттенка, по борту, клапанам, петлям и узким обшлагам идет узкий золотой галун, аналогично и на камзоле.

Портрет неизвестного офицера. Х., м. нач. XVIII в. (Nordiska museet)

Лейтенант Гвардейского кавалерийского полка Конрад Густав фон Зигрот, Conrad Gustaf von Siegroth ( Livregementet till hast) Х., м. 1712 г.

Кафтан штаб-офицеров обшивался золотым галуном по краям борта, обшлагов, клапанам карманов, шлице, швам и петлям. Пуговицы позолоченные либо галунные. Мундир капитана имел галун по обшлагам, краям клапанов карманов, петлям. Галуном также покрывали края перчаток, причём у старших офицеров — иногда в сочетании с бахромой. Младшие офицеры ограничивались золотым галуном по краям шляпы, также галун мог быть по краям шпажной портупеи. В некоторых полках, например, Верденском и Бременском драгунских, офицеры на шляпах и кафтанах носили серебряный галун.

Основным головным убором служила фетровая валяная шляпа. По верху её нашивался галун или позумент с кружевом по краю, поле шляпы было притянуто к тулье на шнуре, через ушко пуговицы. Для этого мог использоваться металлизированный золотный шнур, таким же шнуром иногда оторачивали и край шляпы. Сохранившиеся шляпы короля Карла и лейтенанта

Дракенъельма сделаны из черного войлока, первоначально видимо имели галун, который впоследствии утерян. Ширина полей шляпы лейтенанта 32-33,5 см., высота тульи 9,5 см.

Шляпа Карла XII. Фетр, пуговица — латунь (Ливрусткаммарн, Стокгольм)

Карпус Карла XII. Мех (Rangstom L. Modelejon Manligt Mode 1600-tal 1700-tal 1500-tal Livrustkammaren. — Stockholm, 2002. — S. 173)

Гренадерская шапка. Шелк, шитьё (Государственный исторический музей, Москва). Шапка могла принадлежать офицеру Гвардейского пехотного полка (Tyska Livregemente till Fot) или

Kunglig Majestats Svenska Livregemente till Fot

В качестве головного убора мог также использоваться известный ещё с середины XVII в. карпус. Это суконная круглая шапка, сшитая из 4-8 клиньев, иногда с кистью наверху, с козырем или полностью крытая мехом. К верху шапки пришивались одна или несколько пуговиц, за которые при помощи

петли пристегивался козырь. По кругу верх оторачивался мехом. В другом варианте большие суконные отвороты, закрывающие уши и шею, подворачивались наверх и закреплялись на крючки или пуговицы на лобной части верха шапки, в холодное же время года отворачивались и застегивались на шее под подбородком.

Офицеры гренадер могли носить гренадерские шапки. От карпуса, в том виде, как он использовался в шведской армии, эти шапки принципиально отличались своей конструкцией: войлочная основа, металлическая арматура для поддержания формы верха, набитая трава внутри стрюка, расшитые передние и задний декоративные отвороты, меховой околыш, возможно с металлической пластиной. Существовало несколько вариантов гренадерских шапок. В первую очередь — с верхом загнутым назад в виде стрюка, к концу которого могла крепиться кисть. Эта шапка имела налобник из меха, зацело с отворотами (околышем), или из сукна. Суконный налобник, козырь и отвороты украшались вышивкой, в виде королевского вензеля или королевского герба в окружении пылающих гренад. На заднем отвороте, в окружении пальмовых ветвей, помещались гренады и надписи. В некоторых случаях вензель и корона на налобнике выполнялись из металла. Второй тип шапки — с вертикально стоящим небольшим верхом. Шапки второй половины 1710-х гг., с чеканным налобником, украшенным гербом и гренадами, также вероятно имели верх в виде стрюка3.

Офицерам полагалось носить шейные знаки с системой различий чинов. Под кафтанами одевались суконные или лосиные камзолы, которые также могли быть украшены вышивкой или галунами, по краям клапанов карманов и петлям. В холодное время года офицеры носили поверх кафтанов епанчи либо

4

сюртуки .

Офицер артиллерии Георг Штенфелт (Georg Stenfelt). Х., м. 1717 г. Худ. Johann Heinrich Wedekindt, Fredriksbergs. На офицере двубортный кафтан с лацканом

/

Неизвестный офицер. Х., м. нач. XVIII в. Худ. школы David von Kraffts (Uppsala universitet)

#

К

/

rj

Капитан Вестманландского пехотного полка Карл Оксеншерна (Carl Oxenstierna af Eka och

Lindö ). Х., м. 1719 г. Худ. Lukas Breda

В условиях военных действий о форме мирного времени говорить уже не приходилось и существовали всевозможные варианты. Тот, кто мог себе позволить несколько кафтанов, не одевал богато отделанный мундир, сберегая дорогой комплект. Кроме того, в подражание королю, предпочитавшему одежду без украшений, многие офицеры также носили простые кафтаны. Влияли на одежду и модные тенденции.

Генерал Хьюго Хамилтон (Hugo Hamilton af Hageby, 1655-1724). Х., м. нач. XVIII в.).

Худ. Lukas Breda

Ш

I ry

<•''•-—.'.-" КГ*!£»•«.,' /•■' 'Л .■ V ' ' •;>>.

4.&&4 f ¿ЛП и V:

т vii

i4 J

4г/-» Ум 1Ш V- ä

/Vi.' • ■• i -'■«.••

■ V- к.

'Ы _. л1

г

1Г aast—

'r-.v-'^''

/

4

.4 •J,

\

' vi

ч

% , 1 v •

1

.. Ijdr

.dV'C'-/-: 'СГ. 1

: 4 | ij/ • '••< .л V. ,■•

•'! ¿-К;

Мюйг

у X, „

t-, b*

•u ■ » »

i\ - V4 л_\ . '

iv V~- -V, '--Л j

iiy '' *.'■ -

• ^ • '.....г f

-----JY.V ,■ IPV' *

|.i '^r J-4.' v>v -

- 4-».' 1 "f vjH

1 d- 1 ..г;......

. -Ш

'« V

1 v f 1 <

t.iu,

..-Tb f*:

■Ml

V. '.. ■ /

; j. -r

л щ .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

••• i ..v

- - —

_ ■ ' -..л . />

ЛГ И ; -

г-

Фельдмаршал Карл Густав Рёншильд (Greve Carl Gustaf Rehnskiöld). Х., м. нач. XVIII в.

Худ. Johan Starbus

Генерал-майор кавалерии Ларс Херта (Lars Hierta). Х., м. 1711 г. Худ. Skogaholms

«Л

M

Карл XII. Х., м. 1714 г. Худ. Michael Dahl (Nationalmuseum, Stockholm)

i F

I

%

%

l

'■■«h

Подполковник Шеринг Розенхайн (Schering Rosenhane), служивший в Гвардейском драгунском полку в 1719 г., в Остготском кавалерийском полку в 1720 г. Х., м., нач. XVIII в.

Неизв. худ.

Волонтёр Гвардейского кавалерийского полка (Livregementet till hast) Туре Бьёлке (Ture Gabriel Bielke). Х., м., 1703 г. Худ. David von Krafft

К сожалению, офицерских кафтанов и камзолов первых лет правления Карла XII не сохранилось, так что об особенностях кроя мундиров и их декоре мы можем судить по предметам предшествующего правления и немногочисленным сохранившимся изобразительным источникам. Несколько лучше дело обстоит с послеполтавским периодом — от него до нас дошли сразу два полных мундирных комплекта, самого короля и принца Фредерика, а также предметы обмундирования, принадлежавшие капитану Дракенъельму.

Драбанты в битве при Дюне, 1701 г. Фрагмент картины. Худ. David von Krafft

Йохан фон Шаар (Johan von Schaar), в 1708 г. ротмистр, в 1720 г. подполковник Гвардейского кавалерийского полка.( Livregementet till hast) Х., м., нач. XVIII в. Неизв. худ. (Norra Vi kyrka). Кафтан офицера богато украшен

Отдельно следует сказать про особые мундиры корпуса Драбантов (Ки^1. MajesШs Drabanter), существовавшего в 1695-1717 гг. Лейб-драбанты, которые все состояли в офицерских чинах, носили шляпы с золотым позументом. Мы видим чинов этого корпуса уже на гравюре, изображающей погребальную церемонию короля Карла XI, в кафтанах с клапанами, на 7 пуговиц. Офицеры носили синий кафтан с позолоченными пуговицами, обшитый галуном по бортам, швам, клапанам и пуговичным петлям; подкладка, обшлага и воротник светло-синие. Лосиный камзол с золотным шитьем по борту, штаны суконные синие. Квартирмейстер и адъютант выглядели так же, как и офицеры, но штаны имели лосиные. Капралы были обмундированы аналогично квартирмейстеру, только галун более узкий. Рядовые носили синий кафтан с латунными пуговицами, галунной обшивкой карманных клапанов, пуговичных петель и швов; подкладка, обшлага, воротник — светло-синие. Епанча для всех чинов корпуса была синяя, со светло-синей подкладкой, по воротнику, краям бортов и шлице-прорехе — золотой галун. Шпажная перевязь, панталер, лядунка покрывались голубой тканью и обшивались галуном. Им же обшивались перчатки. Чины корпуса вооружались особыми моделями шпаг5.

При дворе драбанты могли носить специальные церемониальные комплекты обмундирования. В одном из вариантов, датируемом 1704 г., он состоял из лосиного длинного колета и богато расшитого позументом и шнурами казакина, сверх того декорированных вензелями, в данном случае — вдовствующей королевы. Такой комплект изображен на королевском драбанте ^Аш ^Щ^) из кирхи Спэнга.

Драбант Петер Лунг (РеНег Щи^). Х., м., 1704 г. Неизв. худ. На портрете мы видим пример церемониального платья

Неизвестный офицер. Х., м. нач. XVIII в. (Nordisk Museum). На офицере двубортный кафтан, хорошо видно форму клапанов на кожаном камзоле www.milhist.info

Кафтан (Rock)

В покрое кафтанов времен короля Карла XI заметны черты моды 1680-х гг.: они приталенные, длиной до колена, с широкими рукавами, большими отворотами — обшлагами, карманами с горизонтальными и вертикальными клапанами. Такие подлинные вещи представлены в коллекции Музея армии в Стокгольме. Карл XI специально импортировал из Франции образцовые кафтаны и выкройки, которые затем использовались при пошиве мундиров6. Дальнейшую эволюцию такого типа кафтанов можно проследить на изображениях прапорщиков Тавастхустского пехотного полка в картуше

п

географической карты 1696 г. Но будущие характерные особенности собственно шведской военной моды наметились уже в конце 1680-х гг. Так, на карте 1689 г. мы видим изображение офицера в достаточно узком приталенном синем мундире, с узкими же рукавами и небольшими обшлагами.

Прапорщик лейб-роты Тавастгустского пехотного полка (Tavastahus regemente). Фрагмент географической карты, 1696 г. (Kungl. Krigsarkivet)

Ротный прапорщик Тавастгустского пехотного полка (Tavastahus regemente). Фрагмент географической карты, 1696 г. (Kungl. Krigsarkivet)

Во время Северной войны шведские офицеры носили несколько моделей кафтанов. Первой их них был однобортный кафтан, без воротника, с вертикальными карманами, по два с каждой стороны, и с разным количеством пуговиц. Обшлаг не разрезной. Варианты этой модели могли иметь горизонтально расположенные клапаны, с пятью или семью пуговицами, а впоследствии и разрезные обшлага. Согласно описанию мундира Сёдерманландского полка (Sodermanlands ^етейе) 1701 г., обшлаг был

о

небольшой, шириной 125 мм. Одновременно существовали кафтаны, где рукав расширялся трапецией от локтя, причём их мы видим на рисунках, изображающих офицеров артиллерии9. Подобной формы рукава встречались до 1710-х гг., на большом круглом обшлаге могло быть от трех до 5 пуговиц10. В холодное время года иногда использовались кафтаны, подбитые мехом, несколько таких примеров мы встречаем на портретах короля и генералитета.

Переправа Карла XII через Двину, 1701 г. Фрагмент панно из замка Drottningholm. Худ. L.H. Schilt

Лейтенант Перновского пехотного полка (Schwengelms pernauska infanteriregemente) Густав Отто Лилиенфельт (Gustaf Otto Lilienfelt), 1704 г. (Vene Valitsejate Portreed Kadrioru kunstmuseum Kevadkonverents 2007 . — Tallinn, 2008. — S. 75)

Вводившиеся к началу Северной войны кафтаны новой модели имели воротник, горизонтальные карманы с клапанами на три или семь пуговиц, небольшие разрезные обшлага. В 1701 г. на пошив солдатского кафтана, от которого офицерский почти ничем не отличался, уходило примерно 5 метров сукна. От горловины до низа борта, пришивалось около 24 пуговиц, при этом порядка 10 нижних петель не прорезались, 2 пуговицы ставили на талии, в основание боковых складок, а на вертикальных двойных карманах по 6 пуговиц с каждой стороны. Подкладка была из шерсти, либо синего цвета, либо приборных, полковых цветов.

Кафтаны третьей модели, так называемого переходного периода, шили в Саксонии, с середины 1700-х и на протяжении 1710-х гг. Они могли различаться между собой в деталях: шириной разрезных обшлагов, отсутствием или наличием воротников, количеством пуговиц, формой клапанов карманов11. Последние могли быть прямоугольной узкой формы, с мысиками, или знаменитой каролинской пятиугольной формы, застегиваться на 3, 5 и 7 пуговиц. Отметим, что клапаны карманов, расположенные в конце XVII -начале XVIII вв. на полах низко, постепенно поднимались выше к талии, следуя моде. В начале 1700-х гг. начала распространяться мода на подворачивание пол, с закреплением их на углах металлическими крючками.

Фрагмент акварели, изображающей шведских артиллеристов (Bellander E. Dräkt och uniform. — Sthlm., 1973. — S. 211)

На шлице кафтана с обеих сторон бывали петли от талии, по 3 с каждой стороны, либо до низа, до 7 штук. Они выполнялись двумя основными способами: выметывались нитью или шились в рамку, также петли могли обкладывать галуном и потом обметывать металлизированной нитью. Пуговицы ставили в количестве 12-14 штук, пришивая их по борту примерно до пояса. Однако на портрете Фредерика Голштейн-Готторпского по борту мундира видно только 10 пуговиц. На портрете лейтенанта Лейб-гвардии Конного полка Конрада Густава фон Сигрота 1712 г., по борту кафтана до пояса лишь 4 большие серебряные пуговицы, таким образом всего их могло быть и 6-7. На обшлагах некоторых кафтанов могли ставить по 3 пуговицы, как видно на гравюре 1705 г., изображающей битву при Дюне 1701 г., и на портрете Магнуса Габриеля фон Кехлера 1719 г. Пуговицы на кафтанах у офицеров могли быть латунными, линзовидной формы, полые паяные из двух половинок. Иногда они покрывались позолотой или серебром. Также на многих портретах мы видим пуговицы, обтянутые золотым галуном. На портретах шведских офицеров также изредка встречаются известные по археологическим находкам пуговицы в форме конуса, с геометрическим орнаментом, имитирующим галун. Они могли изготовляться методом штамповки и пайки, покрываться позолотой.

Шведские артиллеристы (Underrättelse om artilleriet till lands och siös, sä wäl till theoriam, som praxin beskrifwen, och med nödige kopparstycken förklarad. — Stockholm, 1705)

Как на портретах генералитета, так и офицеров, кроме традиционных однобортных, встречаются кафтаны с отвернутыми лацканами и двубортные модели. Эти лацканы могли застегиваться на 3-5 и более пуговиц. Борта, петли, клапаны карманов, обшлага и швы кафтанов могли украшаться галуном, а иногда даже золотным металлизированным шнуром, на манер венгерского костюма, как мы видим на портрете К.Г. Спенса.

Карл XII под Нарвой. Х., м., 1700-е гг. Худ. школы David von Kraffts. Обратите внимание на карпус с меховой опушкой и желтой кистью

Карл XII. Х., м., 1700-е гг. Худ. David von Kraffts

Карл XII. Х., м. 1700-е гг. Худ. Johann Heinrich Wedekindt www.milhist.info

Герцог Карл Фридрих Голштейн-Готторпский (Karl Friedrich, Herzog zu Holstein-Gottorp). Х.,

м. 1720 г. Худ. школы David von Kraffts www.milhist.info

Карл XII. Х., м. 1700-1701 гг. Худ. Johann Heinrich Wedekindt (Таллинский городской музей)

Станислав Лещинский, король Речи Посполитой. Х., м. 1706 г. Худ. David von Krafft. Король изображён в шведском офицерском мундире

По портретам шведских офицеров можно определить, что использовались как простой позумент и галун, полотняного переплетения, так и с рисунком зигзагом, растительными мотивами. На шляпах, кроме галуна, встречается и плетеный металлизированный золотный шнур, а у артиллерийских офицеров — серебряный позумент. В гардеробе штаб-офицеров и генералитета могли быть также кафтаны с отделкой бортов и петель плетёными шнурами-брандебурами, позументом в виде бастионов или секций из растительного орнамента, напоминающих по форме восьмерки. Примеры такого декора имеются на нескольких портретах старших офицеров шведской гвардейской кавалерии и генералов.

Фрагмент гравюры, изображающей битву при Дюне 1701 г. J. Liten, 1705 г.

(Военный музей, Рига)

Ротмистр Гвардейского драгунского полка Магнус фон Кёлер (Magnus Gabriel von Köhler).

Х., м., 1700-е гг. Худ. J. H. Wedekind

Полковник Нёрке-Верманландского третьеочередного пехотного полка Маттиас фон Хольштейн (Mattias Gustaf Staël von Holstein). Х., м. 1705 г. Неизв. худ.

Неизвестный офицер в двубортном кафтане. Х., м. 1700-е гг. (Nordiska müsset)

Пуговицы, изображённые в иконографии и находка с места сражений Северной войны

Л

Неизвестный офицер. Х., м. нач. XVIII в. Неизв. худ. (Uppsala universitet)

Неизвестный офицера в двубортном кафтане. Х., м. нач. XVIII в. Неизв. худ.

m

s 14

V &

ш " "•' ____

Карл Густав Морнер (Carl Gustaf Morner av Morlanda). Х., м. 1705 г. Худ. David von Krafft (Ливрусткаммарн, Стокгольм). До 1704 года полковник Остготского кавалерийского полка, в 1711 г. генерал. Мундир на всех трех офицерах — двубортный с лацканами

Ротмистр Гвардейского кавалерийского полка К.Г. Спенс ryttmästare Livreg:t till häst. kammarherre 1707 (C.G.Spens). Х., м. 1707 г. Неизв. худ.

Генерал-лейтенант Йохан Банер (Johan Claesson Baner). Х., м. кон. XVII в. Неизв. худ.

Карл Тессин (Carl Gustaf Tessin). Миниатюра, 1720-е гг. Автор David-Richter

Генерал Нильс Бьёлке (Nils Bielke, 1644-1716). Х., м. нач. XVIII в. Худ. David Klöcker Ehrenstrahl

Подлинные образцы кафтанов

Первым рассмотрим кафтан короля Карла XII, который был на нём в

12

момент смерти в апрошах Фридрикстена . Кафтан приталенный, пошит из тонкого добротного сукна, возможно — английского производства. Цвет синий, воротник отложной, шириной 8 см., по центру сзади около 5 см. Длиной кафтан несколько ниже колена, учитывая рост Карла. Застегивается по борту на 12 позолоченных линзовидных пуговиц, которые закреплены на вертикально идущем кожаном шнуре, скрытом между подкладкой и лицевой тканью. Ещё две пуговицы поставлены в талии, в основание боковых складок. С внутренней стороны на подкладке, в основании боковых складок, места пришива этих пуговиц продублированы суконными накладками в форме треугольника.

Петли на кафтане в рамку, по борту, длиной в 6 см. Рукав сужается к манжету, на манжете 3 пуговицы, обшлаг небольшой, разрезной, шириной 8 см. Лицевая ткань с открытой кромкой, подкладкой служит также шерстяная ткань синего цвета, в рукава поставлен провощенный лен. Клапаны карманов начинаются на уровне одиннадцатой петли, застегиваются на 7 пуговиц, петли небольшие, прорезь кармана в виде треугольника, сам карман из тонкой кожи. Ширина клапана: вверху 16,5 см., внизу в широком месте 25 см., длина по центру до центрального мыса 24 см.

Мундирный комплект короля Карла XII (Ливрусткаммарн, Стокгольм)

Следующий сохранившийся кафтан, лейтенанта Дракенъельма (Carl Vilhelm Drakenhielm, Sodermanland regiment), хранящийся в кирхе Лунго в Сёдерманланде, несколько отличается от королевского. Он пошит из синего сукна, несколько светлее по оттенку. Плечевой шов завален назад, подкладка пол и спинки из шерсти саржевого переплетения. Воротник отсутствует, вместо него пришита узкая бейка шиной 1,5 см., по борту 12 петель в рамку, длиной 810 см., также имеются две ложные петли сзади, на вставке над шлицей. В талии, в основание боковых складок вставлено по одной пуговице. Клапан кармана пришит на уровне двенадцатой петли, имеет ширину в верхней части 19,5 см., длиной примерно в 22 см. от верха по центру, и до центрального мыса — около 20,5 см. Петли на клапане ложные, в рамку, подкладка клапана желтой шерсти. Прорезь кармана в виде треугольника, сам карман из холстины. Три нижние пуговицы пришиты к поле кафтана, 4 пуговицы — в углах петель клапана. Особенностью кроя рукава является то, что он сделан из одного куска ткани. На манжете рукава прорезаны 3 петли и 3 пуговицы, отворот обшлага перекрывает 2 петли, таким образом остается 12-13 см. Пуговицы линзовидные, паяные, позолоченные. Боковые складки закреплены нитью в трех местах — сверху, снизу и посередине.

Генерал Карл Густав Армфельдт (Carl Gustaf Armfeldt). Х., м. 1718-1719 гг.

Худ. David von Krafft www.milhist.info

Капитан-лейтенант Карл Хёрд (Carl Gustaf Hârd). Х., м. нач. XVIII в.

Худ. David von Krafft

Генерал-адмирал Ханс Вахтмейстер (Hans Wachtmeister, 1641

(Marinmuseum)

-1714). Х., м. кон. XVII в.

Третий кафтан, принадлежавший принцу Фредерику (Fredrik I av Sverige)

13

и датируемый 1716 г., также имеет свои особенности . Кафтан с воротником, из тёмно-синего сукна, напоминающего оттенком так называемый прусский синий цвет, на красной суконной подкладке. Плечевой шов завален назад, длина кафтана 111 см. По борту расположены 12 прорезных петель, и шесть петель сзади, в области шлицы, обметанных шелковой нитью серо-синего цвета. Длина петель по борту около 8 см., вертикальных на клапане — 9,5 см. Начало боковых складок и пуговица, пришитая вверху боковых складок, находятся на уровне между десятой и одиннадцатой пуговицами по борту, аналогично кафтану лейтенанта Дракенъельма. Верх клапана кармана на уровне двенадцатой пуговицы, по борту полочки. Клапан кармана с семью пуговицами и ложными, не функциональными петлями. Три нижних пуговицы пришиты к поле кафтана, четыре пуговицы в углах петель. Вверху клапана по две закрепки из того же шелка, что и обметка петель. Подкладка клапана из красного сукна, прорезь кармана в виде треугольника, сам карман из красного шелка. Размер клапана; ширина вверху 15см., длина по центру до конца центрального мыса 20 см., ширина внизу 20 см. Рукав с синим обшлагом, на манжете расположены закрепка вверху разреза и прорезные петли. Так же, как и на кафтане лейтенанта Дракенъельма, две петли скрыты. Обшлаг разрезной, синий, с закрепками к рукаву, по центру и сбоку вверху, на краю обшлага.

'^ГнТТш^

Галстук, нач. XVIII в. (Музей Армии, Стокгольм. № АМ. 32366)

Камзол (Vast)

Офицерский камзол шился из сукна или лосиной кожи. Он был однобортный, с рукавами или без, имел холщевую, шерстяную или шелковую подкладку, застегивался на пуговицы. Петли по борту и на клапанах карманов выметывались нитью или шились в рамку, могли выкладываться галуном. На камзолах бывали карманы с клапанами, застегивавшиеся на 3, 5, реже на 7 пуговиц. На портрете Л.К. Стобиуса 1707 г. карманные клапаны на камзоле не только имеют форму кафтанных клапанов, правда несколько меньших размеров, но и обшиты по краю узким золотым галуном, который имеется также по низу (подолу) и по бортам. Длина камзола в начале XVIII века была приблизительно до середины бедра, иногда чуть ниже, а к 1710-м гг. он несколько укоротился.

Карл XII. Х., м. 1700-е гг. На короле кафтан, подбитый мехом, по боковой складке две закрепляющие пуговицы, в середине и в низу. Также возможно, что это подбитый мехом сюртук

До нашего времени дошли два подлинных шведских офицерских камзола — Карла XII и принца Фредерика. Королевский камзол пошит из сукна жёлтого цвета, застегивается по борту на 14 позолоченных латунных пуговиц, на манжетах рукавов еще по 3 пуговицы, петли в рамку. Карманов у него нет, подкладка из желтой шерсти полотняного переплетения, спинка и частично полочки подбиты дополнительно желтой байкой (ylleboj). Изнутри, в районе петель, подшита планка, закрывающая петли примерно наполовину. В пройме под рукавом сделан вырез.

Переправа Карла XII через Двину, 1701 г. Фрагмент панно из замка Drottningholm.

Худ. L.H. Schilt

Фрагмент картины «Битва при Нарве 1700 г.». Х., м. нач. XVIII в. Худ. David von Krafft. Возможно показан офицер Карельского кавалерийского полка (Karelska (ViborgsochNyslottslän) kavalleri-regementet)

Камзол Фредерика, длиной 97 см., пошит из синего сукна, подбит красным шелком, по борту застегивается на 14 пуговиц14. На манжетах еще по три пуговицы, карманные клапаны начинаются от линии последней, четырнадцатой пуговицы. Петли выметаны серо-синим шелком, таким же, как и на кафтане. Прорезь кармана в виде треугольника, карман из такого же красного шелка. На клапанах по три декоративные петли, подкладка на клапанах такая же красная, шелковая, пуговицы пришиты к полочкам. Длина пуговичных петель на камзоле около 7 см. по борту, вертикальные на клапане 9,5 см. Размеры клапана: вверху ширина 19 см, внизу 22 см, длина от середины до конца мысика по центру 16 см. Рукава камзола не имеют выреза внизу проймы. На клапанах, шлице, и в начале боковых складок поставлены закрепки. Как видим, перед нами два совершенно разные по исполнению камзола.

Реже в качестве камзола использовались старые модели кожаных колетов на крючках. Такие колеты длиной по колено могли иметь на полах спереди два вертикальных клапана, застегивающихся на пуговицы, по разрезу кармана, полам и по борту был пришит галун. В подобных колетах на портретах изображены многие шведские генералы и старшие офицеры, такого типа колеты сохранились и в гардеробе Петра Великого. Иногда на лосином камзоле присутствовал небольшой отложной воротник, как мы видим на портрете Кала XII из Таллинского городского музея и на портрете Магнуса Габриеля фон Кёлера.

Штаны (Вухог), чулки, галстук и нижнее бельё

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Штаны существовали в двух вариантах — с откидным лацбантом и на

ширинке. Последние видимо более ранние, так как в гардеробе Карла XII датируются первыми годами его правления, тогда как обе сохранившиеся пары времён Северной войны имеют лацбант. Штаны короля сшиты из того же желтого сукна, что и камзол, не имеют подкладки, вероятно, их надевали поверх нижних панталон. Штаны скроены широкими в верхней и узкими в

нижней части штанин. Спереди посередине клапан-лацбант, а сзади разрез от талии, позволяющий регулировать ширину штанов с помощью шнура. Внизу на манжете застежка на одну пуговицу. В штанах имеются десять карманов разных размеров, сшитых из тонкой мягкой кожи. Штаны застегивались с помощью переднего клапана, петли выполнены способом «в рамку», пуговицы из позолоченной латуни.

Штаны Фредерика I длиной 77 см., из синего сукна, с шелковой золотистой подкладкой, также с лацбантом, но несколько отличаются по крою, количеству и расположению четырех карманов. Пояс застегивается на две пуговицы, на нем имеется два кармашка, также два кармана под ланбацнтом. Петли прорезные, обработаны шелковой нитью. В отличии от штанов короля, внизу нет застежки на пуговицу они и не собраны в манжет.

Чулки (strumpa) шелковые, шерстяные, вязаные или шитые из сукна разных цветов — желтого, синего, красного15. В холодное время поверх одних чулок могли одевать и вторые, длиной по косточку ноги, на тесемке.

Галстук ^а^ик) носили длинный — белый, с кружевом на концах, или черный шерстяной16, либо же короткий — полосой, а также с завязками, как

17

образцы, хранящиеся в фондах стокгольмского музея .

О внешнем виде рубахи ^к]ог1:а) можно судить по сохранившимся предметам, также принадлежавшим капитану К. Дракенъельму и Карлу XII. Сорочки пошиты из льняного полотна, со сборками у шеи, в плечах, манжетах, на вороте отверстия для шнура или ленты. В целом, нижнее бельё вероятно мало отличалось от общеевропейских образцов.

Плащ офицера (Музей Армии, Стокгольм. Инв. № AM.015490)

Плащ Карла XII (Музей Армии, Стокгольм. Инв.№ Lrk 31178)

Фрагмент офицерского плаща с пряжками (Музей Армии, Стокгольм. Инв. № АМ.015490)

1

Пряжки, найденные на месте боевых действий Северной войны на территории Украины (Частные коллекции). Первая — латунная, вероятно принадлежала штаб-офицеру гренадер или артиллерии. Вторая — латунная с серебрением, найдена на месте отступления после переправы под Переволочной. Третья — найденная в Гродненской области из коллекции А.Ю. Тертицкого. Аналогичная по декору пряжка имеется в частном собрании в Швеции.

Плащ-епанча (Kappa), сюртук, обувь и снаряжение

В ненастную погоду одевалась суконная епанча с воротником, несколько подлинных экземпляров которых представлены в музейных собраниях Швеции и России. В отличие от солдатских, офицерская епанча имела круглый крой, около 8 метров в окружности, и длиной до середины икры ноги. На

сохранившейся епанче Карла XII место сшива находится сзади посередине, по

18

горловине имеется широкий отложной воротник с фигурными вырезами . Плащ подбивался сукном или фланелью19. Епанча застегивалась на металлические пряжки, литые или чеканные. Они несли королевский вензель, у штаб-офицеров он был окружен лавровыми ветвями. На подлинных пряжках из музейных собраний и частных коллекций королевский вензель встречается самых разнообразных форм и видов, вероятно, эти пряжки не были регламентированы и заказывались офицерами частным образом.

Кроме епанчи носили также сюртук, напоминающий по крою кафтан, но несколько шире.

В строй пехотные офицеры выходили в ботинках на латунных пряжках, иногда в сапогах (stôvlar) разных фасонов.

Сапоги (Музей Армии, Стокгольм. Инв. № AM.031282) www.milhist.info

32 3Б31

Сапоги (Музей Армии, Стокгольм. Инв. № AM.032363)

Ботинки-skor (Музей Армии, Стокгольм. Инв. № AM.015472)

20

Вооружение пехотного офицера состояло из шпаги и полукопья . Наконечник последнего мог быть частично позолоченным. Офицеры кавалерии, кроме шпаги или палаша, вооружались парой пистолетов, находившихся в ольстрах при седле.

Шпагу или палаш носили в кожаной (лосиной) поясной портупее, пряжки которой вероятно также не регламентировались, — использовалось несколько различных моделей, в том числе с барочными мотивами, скорее всего выполненные специально на заказ. Лосиная портупея ^еМ^) могла обшиваться металлизированной нитью, галуном, иногда в сочетании с бахромой. На портретах встречаются портупеи, расшитые растительным орнаментом, золотной нитью по всему полю. С внутренней стороны портупея подшивалась по краям тесьмой, либо полотном. У офицеров гвардейской кавалерии и драбантов, портупеи поверх кожи обшивались синим бархатом и галуном.

Поясные портупеи (Музей Армии, Стокгольм. (Инв № LRK 32076, LSH 9507). Длина порядка 1220 мм, ширина 550 мм.

Фрагмент портрета Иохана Спарре: портупея на крюках, сегмент с ножнами подвешивается

на крюках к поясной части

На внутренней части портупеи хорошо видны пряжка с крюками, подшивка тесьмой с внутренней стороны (Музей Армии, Стокгольм. Инв. № АМ. 32369)

Шпага, 1690 г. Швеция. Музей Московского Кремля Инв. № Ор-225/1)

Шпага, кон. XVII в. Швеция. Музей Московского Кремля (ММК. Инв. № Ор-246)

Шпага, нач. XVIII в. Швеция Музей Московского Кремля (ММК. Инв. № 0р-4037/1)

Наградная шпага обр. 1710 г. Швеция (ММК. Инв. № Ор-4386)

|| N11 1 5480р

Перчатки-handskar (Музей Армии, Стокгольм. Инв № АМ. 15480)

Офицерские знаки (Ringkragar) и кирасы

Сложившаяся при Карле XI система изображений на офицерских шейных

21

знаках была в 1688 г. описана в регламенте Дальского полка . При Карле XII эту систему различий по чинам разработали еще более подробно. Согласно регламенту от 13 апреля 1698 г., полковнику полагался серебряный позолоченный знак, с накладным королевским вензелем под короной и украшениями (вероятно арматурой) из эмали. Знак подполковника и майора тоже с вензелем под короной, но с пальмовыми ветвями, выполненными из синей эмали. Капитанский знак серебряный с позолотой, вензелем и короной из белой с синим эмали. Для лейтенанта и прапорщика были установлены знаки серебряные, с золоченым королевским вензелем и короной22. Последние же

2 3

распоряжения касательно офицерских знаков король отдал 30 января 1717 г.

Капитан пехотного полка (Liewens Infanteriregemente) Карл фон XepTMaH.(Carl von Hertman). Х., м. 1706 г. Худ. Johann Heinrich Wedekindt

В конце XVII - начале XVIII вв. знаки старых образцов вероятно использовались одновременно с новыми моделями. Судя по известным нам подлинным предметам, в форме и декоре офицерских знаков имелись и отличия от регламентов. Так, встречаются богато декорированные знаки, с изображениями геральдических шведских львов — держателей королевского вензеля, при этом львы и пальмовые ветви выполнены чеканкой. Популярны были изображения арматуры с военной атрибутикой: стволы орудий, пельты, копья, знамена и штандарты. Кроме того, известны знаки, где корона и королевский вензель выполнены разным способом, от литых накладных до выпиленных из цельной пластины. В собрании же музеев Московского Кремля имеются трофейные шведские знаки вообще без каких-либо изображений. Офицерские знаки носились на ленте, на единственном изображении, которым мы располагаем, она красного цвета.

Офицерский знак полковника Карельского сдвоенного кавалерийского полка, Karelska (Viborgslän) fördubblingsregemente ttill Häst. А.Г. Мюльса (A.G. Muhls)

Офицерский знак, послед. четв. XVII в. (Королевская оружейная палата, Стокгольм. Инв № LRK 7797)

Офицерский знак, послед. четв. XVII в. (Музей Армии, Стокгольм. АМ. Инв № 17981)

Офицерский знак, нач. XVIII в. (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск

и войск связи. Санкт-Петербург)

Офицерский знак, нач. XVIII в. (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск

и войск связи. Санкт-Петербург. Инв.№ 20/3390)

Офицерский знак обр. 1717 г. лейтенанта Королевской пешей гвардии. Происходит из погребения в кирхе Рё ^о кугка, Uppland)

Знаки носили в первую очередь офицеры пехоты, возможно также некоторые старшие офицеры кавалерии. Однако неясно, были ли они у последних в конном строю, если да, то вероятно под кафтаном. Кроме того, судя по современной событиям живописи и полтавским трофеям, далеко не все офицеры имели знаки вообще. После Полтавы в качестве трофеев было собрано «двадцать девять знаков офицерских золоченых з гербами финифтьными, в том числе у трех знаков гербы без финифти. Тридцать четыре знака офицерских

24

белых, гербы и каймы золоченые в том числе у одного знака герба нет» . В то же время, в плен было взято 11 ротмистров, 42 капитана, 1 капитан-поручик, 53

25

поручика (лейтенанта), 53 корнета и прапорщика .

Офицерский знак, нач. XVIII в. (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург)

Офицерский знак обр. 1717 г. прапорщика Упландского третьеочередного пехотного

полка (Halla kyrka, Gotland)

Офицерский знак, кон. XVII в. (ММК. Инв № Ор-691)

Офицерский знак, нач. XVIII в. (Finlands-nationalmuseums)

аЛ

/ Я

Г

Офицерский знак с портрета драбанта Петера Лунга (Petter Ljung)

На портретах мы часто встречаем офицеров в кирасах, но в большинстве случаев это лишь распространённый в парадной живописи XVIII века приём. На деле кирасу могли носить некоторые офицеры кавалерии, старшие офицеры и генералитет. Модели кирас встречались разные: двухсторонние либо односторонние, с различными вариантами крепления ремней. Надевали их поверх камзола, под кафтаном26.

Лейтенант (1с^паП;) пехоты, нач. XVIII в. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Лейтенант (l6jtnant) пехоты, нач. XVIII в. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Офицер Йончёпингского пехотного полка (Jоnkоpings regemente), нач. XVIII в. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Прапорщик-знаменосец (Шппкаг) Тавастгустского пехотного полка (Tavastahus regemente),

кон. XVII - нач. XVIII в. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Офицер гренадер гарнизонного пехотного полка (Garnisonsregemente I Stade), 1710-е гг.

Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Майор (major) Йончёпингского или Нёрке-Вермландского пехотного полка, (Jonkopings regemente or Narke-Varmlandsregemente), нач. XVIII в. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Ротмистр (premiarryttmastare) Гвардейского кавалерийского полка (Livregementet till hast), по портрету Йохана фон Шаара (Johan von Schaar, 1709-1713). Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Лейтенант (lojtnant) Гвардейского драгунского полка Его Величества (Kunglig Majestats Livregemente dragoner) и ротмистр (ryttmastare) Гвардейского кавалерийского полка

(Livregementet till hast), 1709-1710 гг. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

А

Офицер кавалерийского полка Шведского и Финляндского дворянского знамени (Adelsfanan

i Sverige och Finland), кон. XVII - нач. XVIII в. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Полковник (överste) Карельского сводного кавалерийского полка (Karelska (Viborgslän) fördubblingsregemente ttill Häst) А. Мюль (A.G. Mühl), 1703 г. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Офицер кавалерии, нач. XVIII в. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Лейтенант (löjtnant) Гвардейского кавалерийского полка (livregementet tili häst) Конрад Густав фон Зигрот (Conrad Gustaf von Siegroth), 1712 г. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

I /' г , г. // „ J -гШ ' '

Штаб-офицер флота, кон. XVII в. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Ротмистр (ryttmästare) кавалерийского полка, по портрету Петера Отто Унге (Petter Otto Unge), 1709-1710 гг. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Капрал (подполковник) и рядовой (ротмистр) корпуса драбантов (Drabantkâren), нач. XVIII в.

Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Офицер артиллерии, нач. XVIII в. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Офицер артиллерии, 1705 г. Реконструкция и рис. СИ. Шаменкова

Капитан пехотного полка, нач. XVIII в. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Вариант расположения галунов на мундире офицера пехоты. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Вариант расположения галунов на мундире штаб-офицера пехоты. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Офицер пехоты в епанче, нач. XVIII в. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Королевский драбант, нач. XVIII в. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Корнет (kornett) гвардейского Ее Величества кавалерийского или Эстляндского кавалерийского (Drottningens Livregemente till hast or Estniska kavalleri regementet) полка в

кожаном колете и кирасе, 1699 г. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корнет (kornett) гвардейского Ее Величества кавалерийского полка или Эстляндского кавалерийского (DrottningensLivregemente tili häst or Estniska kavalleri regementet) полка, кон.

XVII в.

Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова

Мундирный комплект короля Карла XII. Музей в Королевском дворце

(Livrustkammaren), Стокгольм Кафтан

Мундирный комплект короля Швеции Фредерика I Гессенского (17201751). Музей в Королевском дворце (Livrшtkammaren), Стокгольм

Кафтан

Предметы одежды капитана Карла Вильгельма Дракенъельма (БгакепЫе1ш). Кирха Лунго, Сёдерманланд, Швеция (Ludgo кугка,

Soderшan1and)

Кафтан

1

чзрр*

' ^ Vj'

г

•YÍ-V»'- '

fî " "ï rfvv-

J \ l< * I I i • 4J

'Л ¿i' -

f I: ÍSM?'"'

; vr - ' У * íf ; '.ч >•• •

На этих фрагментах виден способ крепления боковых складок, атакже крепления пуговиц

по борту кафтана.

Шляпа.

Реконструкция шведского офицерского кафтана, на основе принадлежавшего лейтенанту К. Дракенъельму (Carl Vilhelm Drakenhielm). Материал: сукно, лен. Авторы реконструкции С.И. Шаменков, О. Шаменкова. Реконструкция и изготовление латунных паяных пуговиц — К.В. Нагорный.

*

Реконструкция штанов, на основе принадлежавших королю Швеции Карлу XI. Материал: сукно, лен. Автор реконструкции О. Шаменкова.

Реконструкция штанов, на основе принадлежавших королю Швеции Карлу XII. Материал: сукно, лен. Автор реконструкции О. Шаменкова. Реконструкция и изготовление латунных паяных пуговиц — К.В. Нагорный.

1 Hoglund L.-E. The Great Northern War 1700-1721. Colors and Uniforms. — Karlstad, 2000. — S.14.

2 Bellander E. Drakt och uniform. — Stockholm, 1973. — S. 259.

3 Шаменков С.И. Гренадеры шведской армии Карла XII: обмундирование, снаряжение, вооружение [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2012. — Т. II. — С. 84-126. <http://www.milhist.info/2012/08/22/shamenkov 1 > (22.08.2012).

4 Hoglund L.-E. The Great Northern War 1700-1721. Colors and Uniforms. — S. 14.

5 «Совершенная Виктория»: Каталог выставки. — СПб., 2009. — С. 306307, 308.

6 Королевский фасад. Карл XII в Оружейной палате. — Стокгольм, 1998; Bellander E. Drakt och uniform. — Stockholm, 1973. — S.144.

7http: //www.vanhakartta.fi/historialliset-kartat/laeaenin-ja-kihlakunnankartat/@@mapview?handle=hdl 123456789 21368

8 Hoglund L.-E. The Uniforms of The Swedish Army in the Great Northern War. — Stockholm, 1996. — S. 60.

9 Grundell D. Nodig underrattelse om artilleriet till lands och sios, sa wal till theoriam, som praxin beskrifwen, och med nodige kopparstycken forklarad. — Stockholm 1705.

10 Jakobsson T. Artilleriet under Karl XII:s-tiden // Armemusei Skrifter I. — Stockholm, 1943. — S. 395.

11 Hoglund L.-E. The Great Northern War 1700-1721. Colors and Uniforms. — S. 13.

12 Королевский фасад. Карл XII в Оружейной палате. — Стокгольм, 1998.

13 Bellander E. Drakt och uniform. — S. 254. Хранится в стокгольмском Ливрусткаммарн (инв. номер Lrk 20754) http://217.68.33.235/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection& objectId=57297&viewType=detailView

http://217.68.33.235/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection& obiectId=57298&viewType=detailView

15 Королевский фасад. Карл XII в Оружейной палате. — Стокгольм, 1998.

— С. 25, 30.

16 http://www.digitaltmuseum.se/things/halsduk/S-

AM/AM.032366?query=Halsduk&search context=1 &page=7&count= 1248&pos= 16 1

17 http://www.digitaltmuseum.se/things/halsduk/S-

AM/AM.015475?query=Grenadj%C3%A4rregementen&search_context=1&count=3 6&pos=15

18 Королевский фасад. Карл XII в Оружейной палате. — Стокгольм, 1998.

— С. 10.

19 «Совершенная Виктория»: Каталог выставки. — С. 344.

20 Seitz H. Karolinska fragment. Foreningens Armemusei vanner // Meddelanden XVII. — Stockholm, 1956. — S. 74.

21 Op. cit. — S. 71-72.

22 Op. cit. — S. 73.

23 Op. cit. — S. 74.

24 Болотина Ю.Н., Новоселов В.Р. «Взятое в баталии свейское ружье, и знамена, и литавры, и иные всякие воинские припасы принимать в палату Оружейную»: Документы РГАДА о трофеях, взятых у шведов после Полтавской виктории 27 июня 1709 г. // Исторический архив. — 2009. — № 3.

— С. 25.

25 Бескровный Л.Г., Куманев Г.А. Северная война 1700-1721 гг. К 300-летию Полтавской победы: Сборник документов. — М., 2009. — Т. 1. — С. 499.

26 Olin M. Det karolinska portrattet ideologi, ikonografi, identitet. — Stockholm, 2000. — S. 27, 65, 237.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.