Научная статья на тему 'Одежда шведской пехоты времен короля Густава II Адольфа'

Одежда шведской пехоты времен короля Густава II Адольфа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1406
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
XVII В. / ГУСТАВ II АДОЛЬФ / ДЕ ЛА ГАРДИ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / СМУТНОЕ ВРЕМЯ / УНИФОРМА / ШВЕЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаменков С. И.

На основании широкого круга источников разных видов автор последовательно рассматривает все составные части одежды шведских солдат и офицеров, реконструирует облик пехоты короля-полководца Густава II Адольфа, в котором ее видели на полях многочисленных сражений начала XVIIв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Одежда шведской пехоты времен короля Густава II Адольфа»

ISSN 2308-4286

MILHIST

-&

N FO

Шаменков С.И. Одежда шведской пехоты времен короля Густава II Адольфа

На основании широкого круга источников разных видов автор последовательно рассматривает все составные части одежды шведских солдат и офицеров, реконструирует облик пехоты короля-полководца Густава II Адольфа, в котором ее видели на полях многочисленных сражений начала XVПв.

Ссылка для размещения в Интернете:

http://www.mLlhist.info/2014/01/27/shamenkov_6

Ссылка для печатных изданий:

Шаменков С.И. Одежда шведской пехоты времен короля Густава II Адольфа [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2014. — Т. IV. — С. 351-434. <http://www.milhist.info/2014/01/27/shamenkov_6> (27.01.2014)

www.milhist.info 2014г.

ШАМЕНКОВ С.И.

ОДЕЖДА ШВЕДСКОЙ ПЕХОТЫ ВРЕМЕН КОРОЛЯ ГУСТАВА II АДОЛЬФА

В правление короля-полководца Густава II Адольфа (1611—1632) шведская история была насыщена вооруженными конфликтами: Кальмарская война 1611—1613 гг. с Данией, участие в событиях нашей Смуты 1611—1617 гг., война с Речью Посполитой в Ливонии 1621—1626 и в Пруссии 1626—1629 гг., а с 1630 г. — Тридцатилетняя война. Так, в боях и походах на территории Московского государства принимали участие пехотные полки Сванте Баннера, Джеспера Андерссона, Самуэля Коброна, Ханса Рехенберга, Хермана Врангеля, Франса Дюкера, подразделения из гарнизонов Нарвы, Выборга и так далее1. Как же выглядели солдаты шведского корпуса Якоба Де ла Гарди и других частей, успевшие в Смутное время повоевать как за русскую сторону, так и против нее?

ш

V.

Якоб Де ла Гарди (1583—1652). Худ. Д. Бек, кон. 1640-х гг. (?). Национальный музей Финляндии, Хельсинки.

Когда речь заходит о внешнем виде пехотинцев первой четверти XVII в., то обычно вспоминаются образы с гравюр Якоба де Гейна, широко известные благодаря многочисленным воспроизведениям и перерисовкам. Однако следует учесть, что сами гравюры были выполнены в середине 1590-х гг., в качестве наглядных иллюстраций для пехотных экзерциций реорганизованной армии Морица Нассаусского, и отражают тенденции в одежде, присущие последним десятилетиям XVI века2. Конечно, некоторые формы и частично силуэт сохранялись в первые годы следующего столетия, но в тоже время мода не стояла на месте. Поэтому основными источниками нам послужили подлинные атрибутированные вещи из шведских и европейских музеев, снятый с них крой, современная рассматриваемому периоду живопись и документы.

Фрагмент плафона во дворце Краковских епископов в г. Кельцы, Польша.

Росписи выполнены Томазо Долабелло, нач. 1640-х гг.

(Kaczarowski В. О stuce w Polsce. — Warszawa, 1991. — Б. 89).

Художник изобразил лагерь шведских войск, осаждавших город Торунь в 1629 г.

Головные уборы

В интересующее нас время среди головных уборов господствовала фетровая шляпа (ИМ) черных, серых или коричневых оттенков, с разной высотой тульи. Иногда шляпа украшалась лентой, идущей вокруг тульи, плетеной из золотой или серебряной нити тесьмой, шнурами. К ленте или

шнуру подвязывались перья. Возможно также встречались вязаные шапки разных моделей, подобные тем, что были найдены при раскопках в Риге и на затонувшем в 1628 г. судне «Ваcа». Правда эти образцы относятся к костюму моряков и достоверно неизвестно, носили ли подобные головные уборы солдаты. В начале 1630-х гг. у военных в моду входят суконные шапки с пришитым козырем.

1

т л

Шляпа, 1628 г. Музей-корабль «Васа», Стокгольм.

Фетровая и вязаные шапки, первая четверть XVII в. Музей Мореходства, Рига.

Плечевая одежда

Новобранцы получали сукно на пошив солдатской одежды уже по месту службы, а в полки являлись в своем домашнем одеянии. Судя по известным изображениям, последнее состояло из штанов и короткой куртки, либо

достаточно длинной суконной куртки и штанов из крашеного или серого домашнего сукна (вадмаль).

Роспись в церкви на острове Готланд, 1618 г. Швеция.

Крестьянин из финской провинции Эстерботтен. Рис., XVII в. Национальный музей Швеции, Стокгольм.

Куртка-Т1^а. Основной плечевой одежды шведскому пехотинцу служила короткая куртка. В западноевропейском костюме она именуется вамс или дублет, но мы будем пользоваться шведскими названиями и терминологией. Тройя (йфа) шилась из шерсти, сукна, а у дворян, офицеров и, возможно, для церемониальных случаев у рядовых гвардейских рот, могла быть из шелка (атласа), декорированная небольшими разрезами — рудиментами моды XVI в.

Куртка-Тгфа, 1620—1625 гг. Музей в Королевском дворце, Стокгольм. Инв. № 3347. Куртка-Тгфа, 1625—1630 гг. Красное сукно (шкарлат). Музей в Королевском дворце,

Стокгольм. Инв. № 3350.

Куртка-Тгфа или короткая Jaka, 1628 г. Музей-корабль «Васа», Стокгольм. Инв. № 07883.

Куртка имела воротник-стоечку, была короткой, приталенной, с узкой углубленной по полочке проймой, застегивалась на 6, 8 или 11 пуговиц. Однако простая матросская тройя с корабля «Ваза» вовсе не имеет пуговиц и застегивается на крючки. Рукав узкий, обтягивающий, с явно выраженным, выступающим силуэтом локтя. Между окатом рукава и проймой (к полочке) подшивались «крылья», как цельные, так и состоящие из сегментов. По талии пришивалась баска, состоящая из нескольких элементов трапециевидной формы — двух, четырех, пяти, шести, восьми, шестнадцати, в зависимости от кроя и периода времени. В некоторых случаях на верху баски располагались гнезда для шнура или лент, с помощью которых пристегивались штаны-Вухог. По рельефам, полочкам, краям и местам соединения верха и подкладки тройя могла обшиваться тесьмой, галуном, декорироваться шнурами.

Король Карл IX (1550—1611). Неизв. худ., 1605—1611.

Замок Грипсхольм, Швеция. Инв. №. 456. www.milhist.info

В первой четверти XVII в. йфа была достаточно короткой, талия еще расположена на своем естественном месте, но с течением времени постепенно завышается. Борта полочек выкраивались в форме мысика. Пришивная по талии баска состояла из элементов трапециевидной формы, в этот период таких сегментов могло быть шесть, восемь, шестнадцать3.

Во второй половине 1620-х гг. крылья на плече могли быть как цельные, с имитирующем сегменты декором в виде тесьмы или галуна, так и состоять из десяти сегментов. Иногда их могли вообще не пришивать. Число сегментов на баске уменьшились до четырех или шести. Согласно моде элементы баски постепенно увеличиваются и удлиняются, для декора делаются большие вертикальные разрезы на рукавах и полочках, по краям такие разрезы могли обшиваться тесьмой. Добавим, что поверх короткой куртки в офицерской и дворянской среде могли одевать безрукавные жилеты-bamtroja, из кожи или дорогой ткани, с декором в виде вышивки.

Куртка-Тща, 1610-е гг. Шелк, золотой металлизированный шнур. Музей в Королевском

дворце, Стокгольм. Инв. № 3349.

Куртка-Тгфа, 1625—1630 гг. Красное сукно (шкарлат). Музей в Королевском дворце,

Стокгольм. Инв. № 3350.

Куртка-Jacka. Она несколько напоминает йфа, кроем отрезная по талии, шилась из шерсти, сукна, шелка. Отличие же состояло в отсутствии воротника и больших сегментах баски, ниже середины бедра по длине. По полочкам, рельефам, краям, эта куртка обшивалась полосками, шнуром, тесьмой. Jacka выполняла функции ливреи и в этом качестве служила одеждой солдатам, трубачами и литаврщиками4. Так, на пошив Jacka в 1629 г. пошло 10 альнов бархата, 14 пуговиц обшитых шелком, 77,5 альнов шнура (альн — локоть, мера длины в Швеции и Финляндии, равная 0,59 м)5. Следует иметь ввиду, что термин Jacka иногда использовался и для обозначения короткой куртки с застежкой на крючках.

Куртка-Jacka, 1617 г. Черный бархат. Музей в Королевском дворце, Стокгольм.

Инв. № 3596а.

Сержант Полка Якоба де ла Гарди (Та1Шегтем regements), 1616— Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова.

1617 гг.

Охотничья куртка-Rockar. С росписи, изображающей саксонского курфюрста Иоганна-Георга I, 1629 г. (Rangstöm L. Modelejon Manligt Mode 1600 tal 1700 tal 1500 tal Livrustkammaren. — Stockholm, 2002. — S 97)

Куртка-Rockar. Это куртка длиной по середину бедра, не отрезная по талии, с узенькой стоечкой, либо без воротника вообще. Она пришла из охотничьего костюма и появляется в одежде пехотинцев в конце 1620-х, известная также под названием Ungarn Jacka (венгерская куртка). Rockar обшивалась белой или черной тесьмой по полочкам, пройме, швам рукавов.

Верхняя плечевая одежда

Плащ-Kasack. При упоминании этой одежды воображение сразу же рисует знаменитый плащ мушкетеров из трилогии Дюма. Однако в интересующий нас период плащ-«казак» представлял из себя несколько иное. Он не приобрел еще таких широких форм и объема, как позднее, длиной же был близок, а пропорциями фактически повторял короткую куртку-тройю, имел прямоугольные «в талию» переднюю и заднюю часть, откидные рукава, и на плечах, во многих случаях, — «крылышки». По швам и краям плащ-kasack

мог обшиваться тесьмой, шнуром, в офицерском варианте — галуном, металлизированным кружевом. Такой плащ часто исполнял функции ливреи. Для отделки использовалась шелковая, шерстяная, возможно и достаточно дорогая хлопчатобумажная тесьма, а также полоски ткани. Пуговицы верхней плечевой одежды солдат изготовлялись из олова, такие образцы найдены на затонувшем корабле «Васа». Также использовались обшитые сукном или нитью деревянные пуговицы. У офицеров они могли быть литые из серебра, бронзы, обшитые золотым галуном, металлизированной нитью. На одежду пуговицы крепились через отверстия в ткани, на шнуре, который закрывался подкладкой.

Варианты расположения тесьмы и шнуров на плащах. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова.

Фрагменты плафона во дворце Краковских епископов в г. Кельцы, Польша

На многих фигурах видны архаичные для времени создания изображения, но распространенные в 1620-х гг., куртки и плащи-kasack различных цветов и отделки. Два офицера держат в руках протазаны характерной для шведов формы, датируемые первой четвертью XVII в.

Офицер шведской пехоты 1620-х гг. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова. Поверх куртки-Тгфа одет плащ-КаБаск.

Плащ-КаБаскег. Одновременно со свободным плащом-каБаск бытовала его разновидность, достаточно плотно облегавшая фигуру. КаБаскег носился поверх йфа, застегиваясь спереди на пуговицах, имел уходящий на левую сторону полочки разрез на крючках и откидные рукава.

Пуговицы, 1628 г. Музей-корабль «Васа», Стокгольм.

Пуговицы с вещей из гардероба короля Густава II Адольфа. Музей в Королевском дворце, Стокгольм.

Еще одна разновидность плаща именовалась Flax — с четырьмя лопастями, достаточно широкий и расходящийся книзу, с завязками по бокам. Прямоугольные рукава-лопасти были пришиты в области плеча. Спереди, у горловины плаща, имелся небольшой разрез на пуговицах. Известный нам образец Flax из стокгольмского музея в Королевском дворце декорирован шелковой тесьмой с серебром, пришитой вертикально по всей поверхности и по краям. Такого типа плащ служил верхней одеждой пехоте и королевским драбантам, схожие с ними либо типом kasack можно видеть на полотне Я. Снаерса, изобразившего в середине 1620-х гг. битву под Кирхгольмом 1605 г.

Плащ-Р1ах, начало XVII в. Желтое сукно, серебряный галун. Музей в Королевском дворце,

Стокгольм. Инв. № 3602

Следующий вид плащеподобной верхней одежды — КюйеП: расширенный книзу, с застежкой посередине, рукава вшиты только по пройме спинки (захватывая головку рукава, спереди по пройме рукав не втачивается, образуя разрез). У такого плаща, хранящегося в коллекции шведского музея в Королевском дворце, горловина и нижний край рукавов обработаны в виде фестонов, плечевые швы, полочки рукава и карман обшиты шнуром.

Плащ-КюЛеП, 1611—1635 гг. Желтое сукно, обшит черным шнуром. Музей в Королевском дворце, Стокгольм. Инв. № 3606.

Сержант Желтого гвардейского полка («Хофрегемента»), 1610—1620-е гг. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова.

Lang kiortell — достаточно длинная плащеподобная одежда, изготовлявшаяся из сукна или из бархата, которую обшивали шнуром или галуном. Так, в 1631 г. на пошив ее пошло 8 8/11 альнов испанской шерсти, 108 альнов золотого галуна и 40 золотых пуговиц6. Именно в такого типа красной одежде изображен сам король Густав Адольф на известном портрете из замка Скоклостер.

Король Густав II Адольф (1594—1632). Худ. М. Мериан, 1632 г. Замок Скоклостер, Швеция.

Король, по всей видимости, одет в Lang kiortell.

Плащ-Kappa. Он кроился полукруглым или полностью круглым, с отложным воротником, достаточно короткий, до середины бедра или по колено. В 1623 г. на такой плащ было израсходовано 7 альнов ткани7. У офицеров, драбантов и лейб-гвардии Kappa обшивался тесьмой или галуном.

Плащ-Карра, 1611—1635 гг. Желтое сукно, обшивка серебряным галуном, подкладка из черного бархата. Музей в Королевском дворце, Стокгольм. Инв. № 3600.

Фрагмент плафона во дворце Краковских епископов в г. Кельцы, Польша. На одном из шведских солдат хорошо виден короткий красный плащ-Карра.

Офицер из корпуса Якоба Де ла Гарди в русской епанче. Другие предметы одежды и сапоги с находок на корабле «Васа». Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова.

В первой четверти XVII века в северной Европе входит в моду восточноевропейская одежда и появляются подражания ей, своеобразные гибридные предметы гардероба. К этой категории можно отнести плащ, именовавшийся шведами КиБккарра, который сохранился среди вещей Густава Адольфа и особенностями кроя напоминает восточноевропейские образцы одежды — венгерские, турецкие, польские. Подобного типа куртки могли носить и офицеры шведской армии. Кроме того, во время пребывания корпуса Якоба Де ла Гарди в России известны случаи поставки шведской пехоте русских епанчей и шуб8.

Плащ-Кшккарра. Фиолетовый бархат, желтая шелковая подкладка, тесьма и шнуры. Музей в Королевском дворце, Стокгольм. Инв. № 3945.

Поясная одежда

Штаны-Byxor. В рассматриваемый период кроились широкими, вверху в талии и к низу присбаривались, внизу по бокам имелись разрезы, которые могли застегиваться на пуговицы, либо завязку. Ближе к 1630-м гг. штаны начинают кроить более узкими. Byxor пристегивались к йфа, для чего служили металлические крючки, либо шнуры или ленты из шелковой тесьмы. Карманы могли располагать спереди, вертикально или по косой, а также вставлять в боковой шов и тоже застегивать на пуговицы. Иногда штаны обшивали по швам и краям тесьмой, металлизированным галуном. На некоторых известных

нам образцах внизу подшиты ленты с металлическими наконечниками, при помощи которых подвязывались чулки.

Второй тип штанов, встречающийся в этот период и позднее — присборенные сверху и образующие форму, близкую по внешнему виду к современным шортам. Подобные штаны известны нам как в иконографии, так и по подлинным вещам, хранящимся в стокгольмском Королевском дворце.

Колеты-куПег изготовлялись как правило из толстой, но эластичной лосиной кожи, с рукавами или без, использовались как офицерами, так и солдатами, — разница была в качестве кожевенного товара и декоре. У первых, кроме кожи лучшей выделки, колеты украшались вышивкой металлизированной нитью, шелковой тесьмой, полосками бархата, или прошивкой нитью в несколько рядов по краям бортов. В начале века были популярны шнуры, нашиваемые спереди на груди колета. Застегивался он на шнур или ленты с металлическими наконечниками.

Штаны-Вухог. Темный бархат, обшиты шелковой лентой. Музей в Королевском дворце, Стокгольм. Инв. № 3596Ь.

Кожаные колеты - AlghudskyПer

Офицер шведской пехоты, первые годы XVII в. По портрету Хенрика Тота, ландсхевдинга Эстерботтена в 1600—1605 гг., и другим портретам шведских дворян начала столетия.

Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова.

Крой и силуэт ку11ег соответствовал модным тенденциям костюма, в некоторой степени повторяя силуэт суконных курток. В начале века баска колетов была короткой, но под влиянием моды и одновременно с удлинением сегментов баски на куртке-troja, то же происходит и с ку11ег, что можно проследить по портретам эпохи и на сохранившемся колете Густава Адольфа 1628 г. Интересно, что рукава у этого экземпляра матерчатые, на пуговицах.

Колет короля Густава II Адольфа. Музей в Королевском дворце, Стокгольм. Инв. № 3369.

В этом колете король участвовал в битве под Диршау (Тчевом) в 1627 г. На фото внутренняя часть правой полочки колета, хорошо видны холстинная подкладка и треугольная армированная вставка.

Колеты подшивались льном, на передних полочках имели подшитую изнутри треугольную вставку, армированую «костями». По месту пришива баски с внутренней стороны подшиты прямоугольные фестоны с отверстиями, служившими для крепления штанов при помощи крючков, либо шнура.

Костюм короля Густава II Адольфа, 1627 г. Музей в Королевском дворце, Стокгольм.

Инв. № 3369, 3375, 3849.

Колет-ку11ег, 1620-е гг. Обшивка черной бархатной лентой, шириной 20 мм. Музей в Королевском дворце, Стокгольм. Инв. № 3371.

Белье

Рубаха-Бкрйа — длинная сорочка, льняная, реже шелковая. Она имела туникообразный покрой, с небольшим воротником, у горловины присборена, с ластовицами в рукавах, горловина и манжеты могли обшиваться кружевом. Внешний вид и крой сорочек известен по иконографии и сохранившимся образцам. Нижнее белье (панталоны) рядовые солдаты вероятно редко использовали, но среди офицерского состава их возможно и носили.

I

Рубаха-skjorta, 1627 г. Музей в Королевском дворце, Стокгольм. Инв. № 3380.

Чулки^^тра шились из льна, шерсти, могли быть валенные, каразеевые9 или вязаные, в том числе машинным способом, у офицеров — шелковые, простые и с вышивкой. С сапогами носили чулки, обшитые кружевом или с вышивкой и фестонами. На изготовление пары чулок шло 3 альна шерсти10. Одевали, как правило, одновременно две пары — льняные и суконные, поверх льняных чулок могли также носить кожаные, именовавшиеся stowe1stгumpoг (чулок без носка и пятки). В зимнее время солдаты дополнительно утеплялись, например на полотне Роеланта Савери 1604 г. мы можем видеть чулки с мехом.

«Мародерство в деревне». Худ. Р. Савери, 1604 г. Музей старого искусства, Брюссель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чулки-Б^итра, 1617 г. Музей в Королевском дворце, Стокгольм. Инв. № 3378.

Льняные чулки с вышивкой, 1632 г. Музей в Королевском дворце, Стокгольм. Инв. № 3381.

Вязаный чулок. Музей Мореходства, Рига.

Фрагмент чулка, 1617 г. Видны отверстия для подвязки к штанам. Музей в Королевском

дворце, Стокгольм. Инв. № 3378.

Носок или фрагмент чулка. Музей Мореходства, Рига.

Чулки подвязывались к штанам на шнуры с металлическими наконечниками, либо посредством strumpeband — широкой матерчатой лентой (подвязками), из обычного полотна у солдат и шелка у офицеров. Для этого вверху чулок делались отверстия. Офицеры могли украшать подвязки по краям металлизированным кружевом. Известные нам сохранившиеся образцы имеют размеры 207 см в длину и 38,3 см в ширину11.

Подвязка к чулкам — strumpeband. Музей в Королевском дворце, Стокгольм. Инв. № 3838.

Обувь

Ботинки-Бко. Солдаты, как правило, носили ботинки разнообразных моделей из кожи различной выделки, фасоны обуви несколько изменялись в течение рассматриваемого периода. Завязывали их шнурами или декорированными матерчатыми розетками — skorosor.

Ботинки из Голландии, первая четверть XVII в.

Ботинки, 1628 г. Музей-корабль «Васа», Стокгольм.

Ботинки, 1630 г. Музей в Королевском дворце, Стокгольм. Инв. № 27261.

Фрагмент картины «Битва при Клушине, 1605 г.» Худ. П. Снаерс, вт. пол. 1620-х гг.

Олеський замок, Украина. Изображена шведская пехота корпуса Я. Де ла Гарди.

Воротник-spetskrage, манжеты и галстук

Воротник являлся отдельной и весьма заметной частью западноевропейского костюма тех времен. В солдатской среде были распространены простой отложной воротник и популярная модель kruskrage, известная как «жернов», — разных ширины и объема, накрахмаленный жесткий либо мягкий, строгий без украшений или обшитый кружевом по краю. Со второй половины 1620-х в моду вошли отложные воротники с кружевом — spetskrage, в отделке офицерских воротников были модны голландские кружева12. Кроме того, в офицерском, а реже и солдатском костюме съемными манжетами декорировались рукава, как правило повторяя стилистику воротника. В начале 1630-х гг. в солдатскую, а потом и офицерскую среду стала проникать мода на ношение галстуков в «кроатском» стиле.

Воротник-spetskrage, 1620—1630-е гг. Королевский музей, Амстердам.

Воротник-spetskrage, 1620—1640-е гг. Баварский национальный музей, Мюнхен. (Arnold J. Patterns of Fashion 4: The Cut and Construction of Linen Shirts, Smocks, Neckwear, Headwear and Accessories for Men and Women C. 1540—1660. — N.Y., 2008. — S. 31).

Образцы кружев, первая четверть XVII в. Музей искусств, Брюссель. (Bruggeman M. Kant in Europa een historisch overzicht vanaf het ontstaan van de kant tot aan het interbellum. — Brugge,

1997. — S. 78).

Воротник, принадлежавший королю Густаву II Адольфу (Rangstom L. Modelejon Manligt Mode 1600 tal 1700 tal 1500 tal Livrustkammaren. — Stockholm, 2002. — S 87).

Перчатки-Иа^эка

Перчатки использовались кожаные или матерчатые13, как декорированные, так и простые. Во время раскопок в Риге и на корабле «Васа» были найдены образцы кожаных и вязаных рукавиц, последние также с узорами и без.

Вязаные рукавицы, схема и рисунок вязки. Музей Мореходства, Рига.

Кожаные перчатки с вышивкой, 1630 г. Музей в Королевском дворце, Стокгольм. Инв. №

19708.

Кожаные рукавицы, 1628 г. Музей-корабль «Васа», Стокгольм.

Офицерские шарфы

Судя по многочисленным портретам офицеров из шведских музеев и картинных галерей, шарф в принципе мог иметь цвета герба владельца, но это было совершенно не обязательно и, судя по всему, их расцветка отвечала только вкусам того, кто носил шарф.

Полковник Патрик Рутвен (1586—1651). Худ. Г.Г. Краилл фон Бемберг, 1623 г. Замок Скоклостер, Швеция. Шотландец на шведской службе.

Фельдмаршал Херманн Врангель (1585—1643). Худ. Г.Г. Краилл фон Бемберг, 1623 г.

Замок Скоклостер, Швеция.

Обер-лейтенант Ларс Кагг (1597—1661). Худ. Г.Г. Краилл фон Бемберг, 1623 г.

Замок Скоклостер, Швеция.

Изготовлялся он из шелка, по краям и концам декорировался золотой вышивкой и металлизированным кружевом. Носить шарф могли по-разному: через правое плечо, причем бант и окончания находились прямо на плече; через правое или левое плечо, с бантом и окончаниями шарфа сбоку на бедре14; обвязанным по талии, тогда бант и окончания шарфа выпускались с правой стороны, либо сзади. В начале XVII века некоторые офицеры ограничивались тем, что повязывали широкую шелковую ленту на левое предплечье15.

Фрагмент гравюры, изображающей осаду Риги в 1621 г. Хорошо видны шведские солдаты в шлемах, коротких куртках и широких штанах (Brzezinski R. The Army of Gustavus Adolphus.

— Oxford, 2000. —Vol. 1: Infantry. — S. 33).

Знаменщик одного из полков корпуса Я. Де ла Гарди, 1609 г. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова.

На шелковом полотнище изображен герб шведского королевства, размер такого пехотного флага в начале 1610-х гг. составлял 330x390 см (Видекинд Ю. История десятилетней шведско-московитской войны. — М., 2000. — С. 131; Höglund L.-E. Frán Karl Knutsson til Kristina, Svenska Fälttecken och beklädnad frán senmedeltid til Trettioáriga kriget. — Stockholm, 2012. — S. 76).

Цвета мундиров и сорта сукна

В интересующий нас период шведы использовали несколько видов шерстяных тканей (ylle). По убыванию стоимости и качества их можно распределит примерно следующим образом.

Skarlakan (шкарлат) — тонкая и плотная ткань полотняного переплетения. Kläde — плотное сукно полотняного переплетения.

Kersej — каразея, саржевого переплетения, плотная и грубая, могла быть валяной. Так мог выглядеть солдат роты Франса Дюкера из гарнизона Старой Руссы или полка Якоба де ла Гарди (Fältherrens regements) в 1614 г. Несмотря на принятые Густавом Адольфом меры по облегчению веса мушкетов и отмену сошек, некоторые мушкетеры продолжали ими пользоваться. Paklakan — грубое толстое сукно.

Körpjuk, pjuk — грубые дешевые сукна, дешевле которых из фабричных тканей была boj, шерсть полотняного переплетения и достаточно редкой фактуры. Vadmal — дешевое грубое домотканое сукно, бывавшее как полотняного, так и саржевого переплетения.

Одежда солдат строилась после поступления их в полк, из выдаваемой государством ткани, как правило неокрашенной, разных оттенков серого. Реже это было крашенное сукно или импортная синяя ткань фабричного производства. Выдачи на пошив одежды происходили нерегулярно, либо по особым случаям. Кроме того, относительно однообразно и красиво солдаты выглядели недолго, так как новая одежда, особенно из не очень качественного сукна, быстро выходила из строя в условиях военного времени и заменялась тем, что было под рукой. Недостаток отечественных сукон компенсировался импортом каразеи из Шотландии (skotskt kersin) и шерсти разных сортов из Англии. В начале 1620-х гг. в армию стало массово поступать дешевое грубое сукно (pjuk).

Офицер шведской пехоты, 1610—1620-е гг. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова.

Метраж выдаваемого сукна вероятно зависел и от модных тенденций в костюме. Так, к примеру, в 1617 г. офицеру Смоландского полка Херману Врангелю выдали на пошив платья 7 альнов цветной ткани, а для рядового этого же полка — 5 альнов16. Для сравнения, в 1632 г. люди Седерманландского полка получил красной и синей ткани из расчета 2,5 альна на куртку и 2,75 альна на штаны17. Сукно выдавалось и в наемные шотландские и ирландские подразделения — в полку Маккэя в 1630 г. на каждого наемника пришлось по 8 альнов шотландской каразеи18.

Офицеры, разумеется, не только получали лучшие ткани, но и шили одежду согласно своему достатку, если он позволял — из дорогих сортов шелка. Унтер-офицерам тоже выдавалась более качественная шерсть, иногда синего цвета. Если были средства, то украшать пытались и одежду рядовых, например швы курток и штанов могли обшиваться тесьмой желтого, синего, черного цвета, как это было в Смоландском и Уппландском полках в начале 1620-х гг.19

Ирландский наемник, нач. XVII в. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова. По находкам из раскопок в Даннгивен, Национальный музей в Дублине.

Офицер шведской пехоты 1620—1630-х гг. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова. По портрету Конрада Фалькенберга (1591—1654) (Aneers C. Skradderi for kungligt bruk. Tillverkning av klader vid det svenska hovet ca 1600—1635. — Uppsala, 2009. — S. 159)

Ниже мы систематизировали в хронологическом порядке некоторые сведения о цветах, материалах и отделке одежды различных подразделений шведской армии обсуждаемого периода.

Итак, в 1606 г., гарнизон Нарвы носил одежду из серого вадмаля, командиры рот (Hövitsmannen) в Пярну щеголяли в одежде из коричневого бархата, черного дамаста и камлота (шелковая ткань), а рядовые солдаты их подразделений довольствовались шотландской каразеей, кому повезло — окрашенной в синий цвет. Однако уже в 1609 г. целых семь шведских полков получили именно синие мундиры20. В 1613 г. в полк Джеспера Андерссона Крууса была выдана синяя английская шерсть, серая ткань и красные чулки21. Тогда же полк Патрика Рутенфордса получил шерсть синего и серого цвета, а также серые чулки. Рота Франса Дюкера, стоявшая гарнизоном в Старой Руссе, в 1614 г. имела одежду из синей и красной шерсти22.

На примере полка Якоба де ла Гарди (Fältherrens regements) мы можем видеть, что цветовая гамма обмундирования менялась постоянно: в 1614 г. одежда имела серый цвет, на следующий год — красный и черный, в 1616 г. — серый и черный, а в 1624 г. — насыщенный синий, с отделкой желтым шнуром или тесьмой. Полк Свента Баннера в 1614 г. имел одежду красного и темно-серого, почти черного, цвета. Полк Самуэля Коброна в том же году получил синюю и серую ткань. Полк Ескила Хансона из Вермланда в 1615 г. носил одежду серого цвета, а Карельский полк Олофа Брингельсона — пошитую из серого же вадмаля23. Солдаты гарнизона Нарвы в 1615—1616 гг. имели обмундирование пошитое из серого и синего шотландского и английского сукна24.

Куртка и штаны из серого грубого сукна, поверх обычных чулок одеты кожаные — stowelstrumpor. Это еще один вариант внешнего вида мушкетер полка Де ла Гарди в 1614 г. В результате реформ, проведенных в начале 1610 -х гг., в шведской пехоте ввели унитарные заряды, которые хранились в небольших патронных сумках. Некоторые из сохранившихся образцов имеют деревянную вставку-обойму. Одновременно продолжали использовать и привычные бандольеры с зарядами — «12 апостолов».

Такое же сукно в 1617 г. получил эстерботтенский полк Ларса Нильсона, а полк Сигфрида Ларсона — английскую шерсть тех же цветов25. В финском полку Ханса Рейхенберга в том же году офицеры носили одежду из черного сукна и бархата, а рядовые — черного и серого цветов26. А вот другой финский полк, Ернста Крейца, в 1623 г. получил 3181 альн грубого сукна (Korpjuk, pjuk)27, известно также, что в 1624 г. полки из гарнизонов Кексгольма, Нарвы, Ревеля, полки Нильса Риббинга, Юхана Баннера, Патрика Рутенса имели одежду из такого же серого грубого сукна.

Однако в некоторых случаях удавалось одеть солдат достаточно красочно. Например, полк Якоба Дюваля в 1626 г. носил красные куртки Jacka и штаны насыщенного синего цвета, с белыми или желтыми чулками28.

Финский полк Ханса Врангеля получил в 1627 г. 1200 альнов синей шерсти и 3762 альна серой ткани, а шотландский полк Джеймса Рамсея в феврале 1628 г. — 39 альнов красной, 42 альна желтой шерсти, 351 альна серой шотландской каразеи и 220 альнов серого пака29. В Остергетланд-Смоландском регименте Ерика Хандса в том же году было пошито 800 синих мундиров. Судя по хронике Хоппа, во время войны с поляками в 1627—1628 гг. немецкие полки шведской службы видели в желтых, красных и синих куртках (госкагпа)30.

В 1630 г. Финский полк Густава Хорна, Вестергетландский Юхана Лилиенхеекса и Уппландский графа Нильса Браге получили серую каразею, причем последний — 8256 альнов импортной шотландской31. Подразделению Аке Ульфспарре в том же году выдано 2000 альнов красного и синего грубого сукна ^ик), а Энчепингский полк Ларса Кагга был снабжен 732 альнами английского сукна, 210 альнами паклака и 1697 альнами грубого серого сукна32.

Офицер Желтого регимента, кон. 1620-х — нач. 1630-х гг. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова.

Нельзя не сказать о знаменитых «цветных» полках армии Густава Адольфа. Вероятно, в них и офицеры старались носить одежду цвета своей части, известны, например, желтого цвета йфа и Ьухог полковника Нильса Браге из «Желтого Хофрегимента»33. Рядовые этого полка носили желтые куртки-^а или «длинные венгерские куртки», такого же цвета были и штаны. Известно, что пешая гвардия имела одежду желтого цвета еще при короле Карле IX, в 1602 г.34 В 1622 г. на полк было получено 3000 альнов желтой шерсти, а также гладкие оловянные пуговицы, и вплоть до 1632 г. гвардейцы носили мундир именно этого цвета, возможно выложенный по швам и подолу курток, боковым швам штанов черной тесьмой или шнуром35.

Куртка-Тго]а, принадлежавшая полковнику Нильсу Браге, начало 1630-х гг. Замок

Пикинер Синего и мушкетер Желтого полков в «венгерских» куртках- jackoг. 1620-е — нач. 1630-х гг.

Красный и Синий регименты с 1620 г. были одеты в длинные венгерские куртки (гокаг, ]аског) соответствующих цветов, а в начале 1630-х фиксируется ношение красных и бирюзовых плащей-КаБаскег36. В швах и по подолу курток, по боковым швам штанов могла быть выкладка белой тесьмой37.

Мушкетеры Королевской Лейб-роты в 1632 г. получили серые шляпы и одежду из такого же цвета французского сукна, с маленькими обшитыми сукном пуговицами. Они носили плащи-карра, обшитые серебряным галуном, вероятно по образцу плащей драбантов, а кроме того имели лосиные колеты.

Сами королевские драбанты в самом начале века были одеты в желтое и синее платье, возможно такого же типа и фасонов, что пехота, изображенная на «Стокгольмском свитке» 1605 г., представляющем процессию сопровождающих польского короля Сигизмунда III из шведской королевской династии Ваза.

Фрагмент «Стокгольмского свитка», 1605 г. Королевский замок, Варшава.

В 1610 г. драбанты имели серые шляпы и одежду из простого вадмаля38. С 1616 г. у них были померанцевые и красные длинные куртки (jackor), отделанные в швах синими шнурами или тесьмой. В 1617 г. мушкетеры драбантов носили желтые куртки (jackor), с черной отделкой швов, а пикинеры — кожаные колеты, обшитые желтыми шелковыми шнурами или тесьмой. На 1622 г. части драбантов по-прежнему выданы желтые мундиры, обшитые черной тесьмой, другая же часть получила мундиры серого цвета. В 1624—1627 гг. рядовые драбанты продолжали носить как желтые мундиры с отделкой черной тесьмой, желтые шелковые чулки, так и мундиры из серого сукна с серебряным галуном и серебряными пуговицами. У унтер-офицеров известны мундиры синего цвета, у офицеров — синие и красные. Так, в 1628 г. капитан драбантов был одет в мундир красного цвета с золотыми пуговицами, красные плащ, штаны и чулки, кожаный колет. На 1632 г. драбанты в серых шляпах, кожаных колетах, серых Kasacker, обшитых серебряным галуном39.

Королевский драбант, кон. 1620-х гг. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова.

Фрагменты картины «Битва при Кирхгольме 1605 г.». Худ. П. Снаерс, 1630 г. Замок Сассенаж, Франция.

На полотне хорошо видны серые и серо-коричневые куртки и штаны, красные и синие плащи шведской пехоты, на последнем фрагменте — королевские гвардейцы с алебардами, в красных куртках, штанах и плащах. Художник изобразил внешний вид шведов кон. 1620-х — нач. 1630-х гг.

Схемы и крой

св

Крой куртки и штанов, 1610—1620-е гг. (Waugh N. The Cut of Men's Clothes 1600—1900. — N. Y., 1964. — S. 20—21).

Крой куртки и штанов, 1630-е гг. (Waugh N. The Cut of Men's Clothes 1600—1900. N. Y., 1964. S. 22—23).

o í ю 20 30 40 зосм

Крой двух пар штанов из гардероба короля Густава II Адольфа, 1620-е гг. Музей в Королевском дворце, Стокгольм. Инв. № 3374, 3374b (Aneers C. Skradderi for kungligt bruk. Tillverkning av klader vid det svenska hovet ca 1600—1635. — Uppsala, 2009. — S. 149).

-А N л -^

Вверху: крой штанов из комплекта одежды короля Густава II Адольфа, в котором он участвовал в битве при Клейнвердере, 1627 г. Музей в Королевском дворце, Стокгольм. Инв.

№ 3849.

Внизу: крой штанов из ливрейного комплекта, 1630 г. Музей в Королевском дворце, Стокгольм. Инв. № 3604. (Aneers C. Skradderi for kungligt bruk. Tillverkning av klader vid det svenska hovet ca 1600—1635. — Uppsala, 2009. — S. 152).

II HI 11II11 I I !=d

o S Ю 20 JO AO ÍOCM

Крой кожаного колета короля Густава II Адольфа, в котором он участвовал в битве при Диршау, 1627 г. Музей в Королевском дворце, Стокгольм. Инв. № 3369 (Aneers C. Skradderi for kungligt bruk. Tillverkning av klader vid det svenska hovet ca 1600—1635. — Uppsala, 2009.

— S. 168).

Крой плаща типа «казак», 1630-е гг. (Waugh N. The Cut of Men's Clothes 1600—1900. — N. Y., 1964. — S. 28—29).

Варианты кроя плаща, 1610-1620-е гг. и 1635 г. (Hart A., North S. Fashion in Detail: From the 17th and 18th Centuries. — Lnd., 1998. — S. 168, 172).

m

Реконструкция штанов-Byxor. Мастер О. O. Шаменкова.

1 Видекинд Ю. История десятилетней шведско-московитской войны. — М., 2000.

2 Gheyn J. de. The renesanse drill book. — Lnd., 2003.

3 Aneers C. Skradderi for kungligt bruk. Tillverkning av klader vid det svenska hovet ca 1600—1635. — Uppsala, 2009. — S. 419, 421. 423. 425.

4 Aneers C. Skradderi for kungligt bruk. — S. 292.

5 Op. cit. — S. 291.

6 Op. cit. — S. 300.

7 Op. cit. — S. 256.

8 Op. cit. — S. 81.

9 Op. cit. — S. 317.

10 Op. cit. — S. 322.

11 Rangstom L. Modelejon Manligt Mode 1600 tal 1700 tal 1500 tal Livrustkammaren. — Stockholm, 2002. — S . 89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Op. cit. — S. 84.

13 Aneers C. Skradderi for kungligt bruk. — S. 94, 310; Arnold J. Patterns of Fashion 4: The Cut and Construction of Linen Shirts, Smocks, Neckwear, Headwear and Accessories for Men and Women C. 1540—1660. — N.Y., 2008. — S. 50, 106.

14 Aneers C. Skradderi for kungligt bruk. — 178.

15 Op. cit. — S. 166.

16 Hoglund L.-E. Fran Karl Knutsson til Kristina, Svenska Falttecken och bekladnad fran senmedeltid til Trettioariga kriget. — Stockholm, 2012. — S. 97

17 Brzezinski R. The Army of Gustavus Adolphus. — Oxford, 2000. —Vol. 1: Infantry. — S. 36.

18 Op. cit. — S. 39.

19 Op. cit. — S. 22.

20 Hoglund L.-E. Fran Karl Knutsson til Kristina. — S. 44.

21 Op. cit. — S. 97.

22 Op. cit. — S. 98.

23 Op. cit. — S. 97.

24 Op. cit. — S. 98.

25 Op. cit. — S. 97.

26 Op. cit.

27 Op. cit. — S. 98.

28 Op. cit.

29 Op. cit. — S. 97.

30 Op. cit. — S. 89—90.

31 Op. cit. — S. 99.

32 Op. cit. — S. 96.

33 Brzezinski R. The Army of Gustavus Adolphus. —Vol. 1. — S. 46.

34 Höglund L.-E. Frân Karl Knutsson til Kristina. — S. 43.

35 Op. cit. — S. 72.

36 Op. cit. — S. 97.

37 Op. cit. — S. 72.

38 Op. cit. — S. 43.

39 Op. cit. — S. 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.