Научная статья на тему 'К вопросу о сортах и цвете сукон в костюме украинского казачества (конец XVI-XVII вв. )'

К вопросу о сортах и цвете сукон в костюме украинского казачества (конец XVI-XVII вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
300
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
XVII В. / XVI В. / КАЗАКИ / УНИФОРМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаменков С.И.

На основании анализа письменных и изобразительных источников в статье рассматривается и реконструируется одежда украинских казаков конца XVIXVII вв., ее покрой, цвета и ткани, использовавшиеся при изготовлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сортах и цвете сукон в костюме украинского казачества (конец XVI-XVII вв. )»

М I L Н I S Т

Шаменков С.И. К вопросу о сортах и цвете сукон в костюме украинского

казачества (конец XVI—XVII вв.)

На основании анализа письменных и изобразительных источников в статье рассматривается и реконструируется одежда украинских казаков конца XVI -XVII вв., ее покрой, цвета и ткани, использовавшиеся при изготовлении.

Ссылка для размещения в Интернете:

http ://www. milhist info/2013/0 5/27/shamenkov_4

Ссылка для печатных изданий:

Шаменков С.И. К вопросу о сортах и цвете сукон в костюме украинского казачества (конец XVI—XVII вв.) [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2013. — Т. IV. — С. 56-85. <http ://www. milhist. info/2013/05/27/shamenkov_4> (27.05.2013)

www.milhist.info

2013г.

ШАМЕНКОВ С.И.

К ВОПРОСУ О СОРТАХ И ЦВЕТЕ СУКОН В КОСТЮМЕ УКРАИНСКОГО

КАЗАЧЕСТВА (КОНЕЦ XVI—XVII вв.)

Одежда казацкой пехоты первой половины XVII века уже рассматривалась в ряде наших работ1. В этот раз мы решили проанализировать опубликованные источники (воспоминания современников, судебные акты, описания имущества и т.д.), чтобы выяснить, какие сукна использовали для пошива своей одежды запорожцы, реестровые казаки, а также казаки, находившиеся на службе Речи Посполитой в составе почтов магнатов и старост.

Первое известное нам упоминание относится к 1578 г., когда казацкие послы получили от короля Стефана Батория по 15 флоринов и по 8 локтей сукна «на два ермякя» (ермяк или гермяк — верхняя плечевая одежда с суконным или меховым воротником). Эти же послы договорились, что на каждого из порядка 500 пеших казаков, которые позднее составили реестр, будет выдаваться по 15 флоринов и по 4 литовских аршина сукна в год, на конного планировалось чуть больше2. По сведениям З. Стефаньской это был сорт «лунского», то есть лондонского, английского сукна3. Однако были ли получены обещанные деньги и материалы неизвестно, тем более, что имеется свидетельство, как в 1587 г. казацкий «старший» Я. Оришевский прибыл на

~ 4

коронный сейм и, сев по -турецки, просил уплатить казакам долг по «жолду»4.

Следующий документ отложился в Луцкой гродской книге 1584 г. в ходе судебного следствия о краже предназначенных правительством Речи Посполитой для казаков «чотыры белый» сукна5. К сожалению, текст опубликован только в дореволюционной русской транскрипции. Что же здесь имелось ввиду? В известном этимологическом словаре старопольского языка С.Б. Линды мы находим два близких значения:

1) bela — тюк сукна размером на 20 поставов6;

2) biel — сорт белой материи7.

Исходя из этого, можно предположить, что речь идет о четырех тюках сукна, с большой долей вероятности — белого цвета.

Далее, в сеймовой расчетной книге 1600 г., имеется запись о выделении денег и сукон для платы казакам за участие в Молдавской войне8. Затем, в 1614 г., польские комиссары дали запорожскому войску такую ординацию (предписание): «Войско казацкое будет по старому обычаю нести пограничную службу против татар и турок, выведывать вести о неприятеле и защищать переправы, за определенную плату, а собственно ежегодно 10 тыс. золотых и 700 поставов каразеи, что должны им ежегодно присылаться в Киев»9. Но, как известно, казаки на это предложение не согласились, потому что оно удовлетворяло интересы лишь трети из них, к тому же и сам сейм отказался его утвердить. В 1620 г. очередная польская комиссия постановила: «поставов каразеи более реестровым казакам не выдавать, а платить деньгами»10.

Из всего этого можно сделать вывод, что и упоминавшиеся ранее сукна скорее всего были сорта под названием каразея. Это грубая, простая шерстяная ткань в косую нитку с ворсом, белая или серая разных оттенков, которая также красилась в различные цвета. В словаре Линды читаем о ней: «sukno proste grube, Woiewodowie wienc w sharze chadzali» (простое грубое сукно, наши военачальники ходили в сером)11. Имеется свидетельство XVII в. про одежду польских солдат: «Zolnierze staropolsci w karazyi, w szarym suknie chodzili»12. То есть польские солдаты также ходили в каразее, одежде из серого сукна. О каразее как простой, похожей на мужицкую ткани, шедшей на одежду польской пехоты и казаков упоминает в своей работе и З. Стефаньска13.

В связи с этим интересна аналогия, связанная с использованием для пошива солдатской одежды шведской пехоты короля Густава Адольфа каразеи, покупавшейся в Англии и Шотландии и также имевшей серый цвет14 Кроме того, на одежду для шведских солдат шел сорт белого или крашеного - www.milhist.info -

домотканого с ворсом сукна под названием вадмал. Заметим, что грубое «амбурское» сукно разных цветов, вероятно также похожее по фактуре на вадмал, или им и являвшееся, импортировалось из Швеции в Московское царство, где также использовалось для пошива одежды пехоте15.

Кроме серой некрашеной каразеи, в рассматриваемый период на Украине достаточно распространена была одежда и из каразеи белой. Такие упоминания мы встречаем неоднократно в различных источниках, например «ярмяки каразеевые белые, жупан каразеевый белый» в Житомирских гродских (судебных) актах16. В тех случаях, когда вещи изготовлялись из крашеной каразеи, это как правило тоже отмечалось в актовых материалах: «портки синие каразиевые»17, «жупан синий каразеевый»18.

Как именно выглядела каразея в XVII в. с полной уверенностью сказать трудно, но можно предположить, что по своей фактуре и характеристикам она не отличалась от каразеи XVIII в. В первой половине этого столетия из каразеи шили мундиры, например кирасирские колеты прусской армии Фридриха Великого.

Фактура каразеи на колете 1-го кирасирского полка прусской армии, 1740-е - 1750-е гг.

Теперь немного о внешнем виде самой сермяги-свиты, народного кафтана. В XVII в. он в общих чертах был похож на жупан, но простого кроя, с небольшим воротником-стоечкой, длиной до колена. Так, в сермяге, короткой как рубаха, упоминается дававший в 1648 г. выкуп татарам польский шляхтич пан Синявский19. Как видим, шляхта тоже иногда носила сермяги, как и зажиточное мещанство20. Их шили из белого, серого домотканого сукна, реже из натурального темно -коричневого или почти черного21. Эти сорта так и назывались — сермяжное сукно. Из него также шили жупаны, штаны, «убране сермяжное»22. Например, белого цвета сермяжный жупан был украден

23

польскими жолнерами .

Кроме каразеи и сермяжной ткани в описаниях имущества XVII века часто встречается «габа». Это светлое некрашеное грубое турецкое сукно с ворсом, возможно полотняного переплетения. Например, из габы были некоторые утерянные вещи казаков, состоявших на службе у старосты в 1636 г.: «епанча габенная, жупан габеный». Здесь же упомянуты жупан серый муравский, то есть из сукна, изготовляемого в Моравии, и светло -серый доломан24. За поддержку крымского хана Инаета в том же году запорожцы, кроме денег, получили белое сукно — габу25. В описании таможенных пошлин на турецкие товары 1654 г. перечислены: «габа, киндякы, мусулбес, атлас»26. Среди украденных у купцов вещей упомянута «епанча габяная» 27.

Ценные свидетельства об одежде запорожских казаков дошли до нас в описаниях современников-очевидцев. В них есть указания как одеваются «старинные казаки», носители запорожских традиций и ценностей, которые намеренно носили простую одежду, — жупаны и сермяги из грубого сукна, белого и серого цвета. Таким же образом одевалась и запорожская старшина. Новоизбранный в 1622 г. казацкий гетман Голуб, как и все его окружение -старшина, носили простые серые сермяги28. В трактате-меморандуме из архива Радзивиллов, при перечислении разнообразного козацкого снаряжения и

одежды начала 1620-х годов, встречаем каразею, при этом в качестве плечевой

29

одежды упоминаются только сермяги, жупаны отсутствуют

Описывая внешний вид казаков первой четверти XVII в., Шимон Старовольский отмечал: «Железной или легкой брони никто, даже сам гетман, не имеет, также нет богатой одежды, наряжаются в грубую ткань (имеется ввиду свитка-сермяга. — С. Ш.) и укрываются теплым плащом (кирея — бурка. С. Ш.)»30. О расцветке одежды автор говорит следующее: «Разве только некоторым старшим (старшине. — С. Ш.) одежды цветные от короля дарят. Эти

31

поношенные красные покровы всадники только носят » .

Как сообщает венецианец Альберт Вимина, во время войны казаки

32

одеваются очень просто, ценные же одежды продают или пропивают . Подобное отношение казаков к ценным вещам отмечает в своем описании Украины Г.Л. Боплан. Он также обращает внимание на простоту и аскетизм казацкой верхней плечевой одежды — свитки-сермяги, которую наблюдал во время военных походов33. В начале сентября 1633 г., во время войны с Московским государством, ксендз Колуцький видит основную массу запорожцев-казаков в серой одежде, только некоторых, вероятно старшину, в синем и красном34. В 1649 г. за неумение и нежелание воевать с мозырьских или чернобыльских казаков сняли именно сермяги, отобрали оружие и выгнали

35

из казацкого войска35.

Во время боевых действий современники неоднократно наблюдали казаков и в одежде белого цвета, что нашло отражение в письмах поляков, где встречаются такие метафорические строки о погибших неприятелях: «поле забелело» или «забелело поле их трупом»36. Белую одежду у казаков отмечал обозный литовский С. Осинский. В 1651 г. казацкий полк описывается очевидцем следующим образом: «все на добрых конях, в белых сермягах»37. Один из мушкетеров польской армии видел одетых в белое казаков во время битвы под Корсунем38. В хронике города Львова указано, что казаки не имеют

панцирей, ходят как в суконных, так и в полотняных кафтанах на московский манер. Исходя из контекста можно предположить, что речь идет о стеганых кафтанах39.

Следует отметить один стереотип, ставший расхожим благодаря известной книге И. Свешникова, где описываются казаки в битве при Берестечко, якобы одетые в «черные жупаны»40. Этот фрагмент был заимствован из книги Н. Костомарова, правда там сказано о «коротеньких черных свитках» казаков41. Историк ссылается на очевидца событий С. Грондского, написавшего книгу на латыни. Но там, в соответствующем фрагменте, ничего конкретного про одежду не сказано: « Ex oppocito vero Chmielnizki, proximos versus meridiem colles occupando quasi nebula aliqua conferissimus agminibus obumbrando carraginem suam producebit: sinistram alam Chano committendo, dextram autem ipse ductando» (С противоположной стороны появился Хмельницкий. С юга заняли холм плотными массами, надвигаясь подобно облакам или туману темными рядами, Хан на левом крыле, а они на правом). Таким образом, присутствует разве что намек на темно -серые, в цвет облаков, свитки-сермяги, что никак не противоречит другим свидетельствам.

В то же время упоминания черного цвета плечевой одежды в актовых материалах встречаются сравнительно редко и фиксируются не у казаков. Так, жупан черный сермяжный крадут у священника А. Дружиловского42. В описании украденных вещей иудеев встречаем Мовшы Израеливича «черный гермяк, и шубу, а у Изияша Якубовича украдены жупан черный канавасовый, две шубы жидовских черных фалендишових»43. У литовских шляхтичей во время войны отбирают, среди прочего, «кафтан черный сукенний рысями подшит, кафтан атласный черный»44.

Надо сказать, что черного цвета дешевая ткань (кир) в Речи Посполитой шла на одежду шляхетских слуг, а также для траурных и погребальных церемоний, согласно тогдашним представлениям45. Сукно черного цвета, предназначенное для пошива траурной одежды, упоминается в актах, - www.milhist.info -

например: «czamego lundysza zaluiancego»46. Украшалась такая одежда в соответствующей стилистике, розетки с кистями на концах нашивок могли нести изображения черепов47.

Впрочем, в источниках иногда упоминаются и другого плана предметы казацкого гардероба, нежели простые сермяги. Так, в описи имущества от 30 октября 1618 г. из книги Житомирского городского суда, относящейся к делу об ограблении двух казаков, выполнявших поручение овручского старосты, значатся две довольно дорогие фалендишевые делии на желтой кожаной подкладке48. Фалендиш — это сорт голландского или английского сукна среднего качества. Например, «жупан лазурный фалендишевий 25 зол[отых]»49. Также, среди вещей казаков на службе у старост, в актах встречаем «жупан люнский блакитний»50, «доломан облочистый шиптуховый»51. Люнское или лундское — качественное английское сукно преимущественно синих оттенков: «взято жупана два люнських из гузиками сребнеми, гермак люнський синий, убране синее лунское»52. Доломан «облочистый» означает, что он был пошит из ткани серо-синего отттенка, а шиптух — это сорт толстой грубой шерстяной ткани польского или немецкого производства, вероятно полотняного переплетения.

В описях имущества встречается «жупан синий, тифтуховий, з кгузиками сребними»53. Кроме того, в конце XVII века появляется дешевое сукно под названием тузинок, от таусинное — синего цвета.

Одним из возможных источников получения сукон для пошива одежды во время военных действий являлась контрибуция. В 1655 г. гетман Богдан Хмельницкий потребовал у львовского магистрата выкуп за город и его жителей: «мешканщ мюта повинш дати викуп чотириста тисяч злотих. На нашх вшськових слуг повинш дати сто суво1в сукна фалендишу та двют суво1'в шиптуху, а також тисячу кожухв, двi тисячи чобп. А зокрема на полковники i на рiзних вшськових старшин п ятдесят суво1в кармазину, двют

суво1в пшгранату, десять штук адамашку, п ятдесят центнеров свинцю для пкоти» (жители города должны дать выкуп в четыреста тыс.зл. на наших

Шиптух. Из собрания Военного музея в Стокгольме. - www.milhist.info -

войсковых слуг должны дать сто тюков сукна фалендыша и двести тюков сукна шиптуха, а также тысячу кожухов. А также на полковников и на разных войсковых старшин пятьдесят тюков кармазина, двести тюков полграната, десять штук адамашка, пятьдесят центнеров свинца для пехоты. — перевод наш, С. Ш.)54.

В этом письме указаны сорта сукна, которые требовались в качестве контрибуции для «военных слуг» — категории казацкого войска, куда входили канцеляристы, пушкари, литаврщики. В польском варианте текста в этом пункте указана и конная челядь гетмана55. Вторая часть контрибуции (кармазин, шёлк — адамашек, пивгранат) должна была пойти полковникам и другим начальным людям. Рядовым казакам-пехотинцам предусматривался лишь свинец.

Известно, что выкуп был получен, но в каком объеме — однозначно сказать трудно. Судя по изложенному в ряде дошедших до нашего времени писем ходу переговоров магистрат не соглашался на такой выкуп, не было ни свинца, ни денег, ни сукон в таком количестве, как потребовали. И неизвестно на каком варианте контрибуции в результате сошлись. В итоге львовяне смогли собрать денег и разных товаров на сумму в 20 тыс. битой монеты. Никаких данных о качестве и количестве сукон нет56. Кроме того, часть полученного гетман отдал русскому корпусу, участвовавшему в осаде города.

Итак, благодаря этому документу мы можем представить сорта сукон, использовавшихся в одежде старшины войска Богдана Хмельницкого, а так же у привилегированной категории военных слуг. Надо сказать, что дорогой фалендыш фигурирует и в более ранних документах. Например, послам Войска запорожского (осавулам, сотникам, старшим) в 1639 г. выдали по 10 локтей сукна именно этого сорта57. Вероятно, несмотря на гетманские универсалы и запреты грабежа, какое-то количество дорогих тканей, разных сортов, использовалось и при пошиве одежды рядовых казаков, но, к сожалению,

четкие данные по этому поводу у нас отсутствуют, а на общий вид войска эти единичные случаи никак не влияли.

Ситуацию с одеждой, сложившуюся на Украине, в результате «козацкой революции» своеобразно иллюстрирует еще один интересный документ. Речь идет о фрагменте сатирического поддельного письма-универсала, вероятно составленного учениками или преподавателями одной из братских украинских школ. Этот текст 1653 г. содержит ряд указаний о том, как должны теперь себя вести, что есть, какие прически носить в казацком государстве польская шляхта и мещане. Среди прочего указывается и в какой одежде на Украине им отныне разрешается ходить: «В сукманах шовкових красних, аби не ходили, только в каразейових»58.

Во второй половине XVII в. казаки по-прежнему носят сермяги и жупаны из простых сермяжных и габяных тканей59. В 1678 г., во время осады Чигирина османскими войсками, казаков гетмана Самойловича видят в разноцветных кафтанах60. В конце столетия встречаем такое описание реестровых казаков: «Войско зась городовое (реестровцы) не все одежно и овшем болшая часть сермягами простыми покривается»61.

Некую иерархию во второй половине XVII в. можно проследить при дачах сукон казацким послам и выдачах жалования. В 1684 г., по приказу польского короля, на одежду гетмана войск запорожских, кроме разных шелковых материй, было отпущено: «ярко красного — шкарлатного сукна, фиолетового сукна, белого киру (толстое сукно) вымоченного»62. Казацким послам в 1680 г. было выдано: «полковникам французского сукна на пару платья, 10 У локтей, тонкого сукна на кунтуш 5 локтей, фалендишу на жупан 5 локтей, темно красного атласа 12 локтей, голубого атласа 12 локтей, адамашки (камки) померанцевого цвета 12 локтей»; сотникам: «кармазину фалендишевого 5 локтей, тузинку на жупан 5 локтей, тонкого сукна на кунтуш 5 локтей, фалендишу на жупан 6 локтей»; хорунжим давали: «тузинку на пару платья 10 лок-тей, фалендишу 5 локтей»;

осавули та отамани получили: «фалендишу 5 локтей, тузинку на пару платья 10 локтей, тузинку на жупани 10 5 У локтя, тузинку на кунтуш 5 У локтя, паклаку на жупан 6 локтей»; простым козакам: «тузинку на кунтуши по 5 У локтя, паклаку или шептуху (на жупан) по 6 локтей, белого киру вимоченного 45

локтей»63.

Из этого описания видно, что «младший командный состав» — осавулы и отаманы, получили очень мало дорогого фалендыша, по сравнению с более дешевым простыми сукнами — тузинком и паклаком. Рядовым казакам были выданы исключительно дешевые сукна - тузинок, паклак, шептух, белый кир.

В 1696 г. из московского Казенного приказа было прислано жалование кошевому атаману Ивану Гусаку и всему войску Низовому Запорожскому: «пять вершков бархатных шапочных, камки десять аршин, четыре отласа по десяти аршин атласа, пять сукон кармазиновых, мерою по пяти аршин портище, сто пятьдесят половинок сукон анбургских, да сверх того сто половинок сукон анбургских же отпущено»64.

К большому сожалению, подлинных образцов казацкой одежды первой половины XVII века не сохранилось. Но представление о ткани и крое мы можем почерпнуть благодаря свите конца XVII века из Полтавского краеведческого музея65.

Свита-сермяга, кон. XVII - нач. XVIII вв. Полтавский краеведческий музей (Инв. № 7578). Уникальный экземпляр, дающий представление о том, как выглядели вещи, изготовленные из домотканого белого сукна. Фактура ткани саржевая, в косую нитку, такого же типа, как фабричная каразея. О схожести домотканого сукна и каразеи, в свое время писала З. Стефанська, говоря о тканях шедших для пошива одежды польской пехоты и украинских казаков. Свита с двумя усами обшитыми черной ниткой, без подкладки.

Представление о кунтушах из дорогого сукна, возможно фалендыша или кармазина, дает экспонат из Ливрусткаммарн в Стокгольме. По мнению ряда исследователей этот красный кунтуш имеет характерный для последней четверти XVII в. крой.

Фрагмент красного кунтуша, кон. XVII в. Из собрания Военного музея в Стокгольме. Сукно,

подкладка шелковая.

О том, как выглядел в конце XVII — начале XVIII вв. кунтуш из недорогой ткани, можно судить по экземпляру, сохранившемуся в Государственном Эрмитаже. Этот кунтуш экспонировался в 2007 г. на выставке, посвященной костюму Петра Великого, подобный ему был подарен царем казаку Брешко66.

Кунтуш конца XVII века. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова.

Фактура сермяжной ткани коричневого оттенка.

ч

X

- i I >*>*

Фрагмент кунтуша из коллекции Государственного Эрмитажа.

Цветных иконографических источников в нашем распоряжении также немного. В первую очередь это несколько турецких миниатюр. Казаки на них изображены в сером, грязно -желто-зеленом, и красном — вероятно, старшина. На миниатюре из Шаханшахнаме 1592 г., где представлен бой войск Османа -паши и Джафара-паши против казаков, последние в светло -серых, темно-серых, и коричневых жупанах или свитках.

Бой турецких войск Османа-паши и Джафара-паши против козаков. Миниатюра из

Шаханшахнаме, 1592 г.

Важным источником является гобелен, изображающий битву при Лоеве 1649 г., созданный на основании зарисовок А. ван Вестерфельда, на котором можно увидеть двух пленных казаков, один из них в коричневого цвета жупане или сермяге. Кроме того, на гобелене запечатлен умирающий полковник Кричевский в синем жупане, но более вероятно, что он просто прикрыт польским жупаном.

Гобелен, созданный по рисунку А. ван Вестерфельда, музей Чарторыйских в Кракове. На переднем плане казак в коричневой сермяге или жупане, выше изображен умерший полковник Кричевский, его тело покрыто синим жупаном, возможно польским, так как полковника нашли уже ограбленным челядью, без одежды (Lipinski .W. Stanislaw Michal Krzyczewski._Z dziejow walki szlachty ukrainskiej w szeregach powstanczych pod wodz^. Bohdana Chmielnickigo. — Krakow 1912. — S. 314).

Второе известное изображение — это казак с карты Г.Л. де Боплана 1636 г., также в синем жупане. Раскрашенный экземпляр карты хранится в шведском Военном архиве в Стокгольме, но кто именно ее раскрасил неизвестно.

Ряд изображений казаков на рисунках Абрахама ван Вестрефельда, придворного художника гетмана литовского Я. Радзивилла, на печатях и пороховницах, тоже показывают характерную для рассматриваемого периода одежду — сермяги, жупаны, в конце XVII века кунтуши.

Пленные казаки, 1651 г. По рис. А. ван Вестерфельда из собрания музея Чарторыйских, Краков. Персонажи в коротких жупанах или сермягах.

На картине из фондов музея Войска Польского в Варшаве, датируемой концом XVII — началом XVIII вв., и изображающей казацкое войско, мы видим казаков в белых, серых и красных жупанах.

Запорожские казаки на марше. Фрагмент картины кон. XVII в. неизвестного автора (Музей

Войска Польского, Варшава).

Нельзя не отметить также, что в белые, серые жупаны и даже кунтуши, одевались и противники казаков, польские пехотинцы и шляхтичи. Вот лишь несколько примеров. Одна из гайдуцкий рот на известном Стокгольмском свитке 1605 г. в белых жупанах. Гайдуки рот венгерской пехоты, изображенные на плафоне Келецкого дворца, созданном в 1630-е гг., в подавляющем большинстве носят белые и серые жупаны. На вышеупомянутом гобелене, изображающем битву при Лоеве 1649 г., мы также видим белые жупаны на польских жолнерах. Ян Хризостом Пасек в своих знаменитых мемуарах пишет о серых суконных и даже тиковых кунтушах, что носились шляхтой во время войны67.

Магнаты, позволяя себе чудачества, также иногда использовали при пошиве сермяжную ткань. Так, Николай Потоцкий, староста каневский, выезжая на трибунал, надел кубрак из серой домотканой холопской сермяги, но украшенный жемчугом и пуговицами с бриллиантами68. Кубрак — это подобная кроем кунтушу верхняя плечевая одежда, с узкими рукавами, без разрезных рукавов-вылетов.

Итак, как видно из рассмотренных нами источников разных видов, дорогие сорта сукон встречаются преимущественно в описаниях, относящихся к казацкой старшине. Во время военных походов рядовые казаки, а во многих случаях и старшина, намеренно одевались в простую удобную одежду из недорогого сукна. Для пошива одежды использовали каразею, сермяжные и габяные сукна белого, серого, коричневого цветов, реже синего, в второй половине XVII века простые сукна — тузинок, паклак, шептух, белый кир69. На наш взгляд такое отношение к одежде может свидетельствовать о своеобразном проявлении специфической субкультуры профессиональных воинов -казаков.

Жалоба подданных на пана. Гравюра XVII в. Персонажи одеты в короткие сермяги-свиты. - www.milhist.info -

Персонаж с ключами в синем гермяке. Фрагмент из рукописной книги «Бургомистр Варшавы Л. Древно и вид на Варшаву», 1624-1626 гг. (Библиотека Чарторыйских).

Жупан каразеевый, вариант кроя короткого жупана. первая половина 17 в. Рис. С.И.

Шаменкова.

Сермяга-свита, середина XVII в. Рис. С.И. Шаменкова. - www.milhist.info -

Гермяк, конец XVI - первая половина XVII вв. Рис. С.И. Шаменкова.

Реконструкция штанов по чертежу кроильной книги из архива г. Вроцлава. Материал -

шерсть, масштаб 1/10, автор О. Шаменкова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чертеж показывает крой штанов 1640-х гг. Подобного кроя узкие штаны известны в Западной Европе, Речи Посполитой и Великом княжестве Литовском начиная с XVI в., а судя по портретам и сохранившемуся чертежу, их носили и в XVII в. Такие суконные штаны черного, темно-синего и красного цветов, могли использоваться в костюме казаков первой половины XVII в.

Реконструкция жупана середины 1620 гг. Масштаб 1/10, материал шерсть, лен. Автор реконструкции О. Шаменкова, по чертежу: Gutkowska-Rychlewska M. Historia Ubiorow. —

Wroclaw, 1968. — S. 417 . Жупан такого несколько архаичного кроя могли носить и в начале XVII в.

97. Roelandt Savery, Trzej chiopi, ok. 1600. Berlin, Staatliche Museen - Preußischer Kulturbesitz, Kupferstichkabinett.

Repr. га: W. Kolonia/Utrecht 1985/86

Рисунок Р. Савари,изображающий холопов в кафтанах. Виден вариант застежки на

пуговицы.

1 Шаменков С. Пхота украшських гетьманш XVII — поч. XVIII ст. Одяг, спорядження, зброя та клейноди. — Кшв, 2010; Его же. Реестровые казаки Богдана Хмельницкого // Старый Цейхгауз. Российский военно -исторический журнал. 2011. № 2-3 (40-41). С. 8—16.

2 Свод данных о Я. Оришевском, запорожском гетмане времен С. Батория // Киевская старина. — 1897. — № 1. — С. 129-130.

3 Stefanska Z. Polskie ubiory wojskowe z XVI—XVII w. — Warzsawa, 1964. — S. 312.

4 Свод данных о Я. Оришевском, запорожском гетмане времен С. Батория. — С. 129-130.

5 Архив Юго-Западной России. Часть третья. — Т. I. Акты о козаках (1500—1648). — Киев, 1863. — С. 15.

6 Linde S.B. Slownik jçzyka polskiego. — Warszawa, 1807-1814. — T. 1. — S. 69.

7 Op. cit. — S. 103.

8 Грушевський M. 1сторш Украши-Руси. — Кшв, 1991. — Т. VII. Козацк часи — до року 1625. Роздт VI. — С. 1; Korzon T. Dzieje wojen i wojskowosci w Polsce. — Krakow, 1912. — T. 2. — S. 304.

9 Грушевський M. Iсторiя Украши-Руси. — Т. VII. Р. VI. — С. 5.

10 Korzon T. Dzieje wojen i wojskowosci w Polsce. — T. 2. — S. 310.

11 Linde S. B. Slownik jçzyka polskiego, — T. 1. — S. 960.

12 Ibid.

13 Stefanska Z. Polskie ubiory wojskowe z XVI-XVII w. — S. 321.

14 Höglund L.-E. Frân Karl Knutsson til Kristina, Svenska Fälttecken och beklädnad frân senmedeltid till Trettioâriga kriget. — Karlstad, 2012.

15 Русско-шведские экономические отношения в XVII веке: Сборник документов. — M., 1960. — С. 331.

16 Мойс1енко В. Акти Житомирського гродського уряду 1590—1635. — Житомир, 2004. — С. 45, 167—168.

17 Архив Юго-Западной России. Часть третья. — Т. I. Акты о козаках (1500—1648). — С. 229.

18 Там же. — С. 107—119.

19 Джерела з ютори нацюнально - визвольно!' боротьби украшського народу. — Кшв, 2012. — Т. 1 (1648—1649 рр.). — С .51.

20 1сторш украшсько! культури. — Кшв, 2001. — Т. 2 (Украшська культура XIII

— першо! половини XVII столпъ).

21 Лохвицька ратушна книга друго! половини 17 ст. Збiрник актових документш. — Ки!в, 1986. — С. 90.

22 Архив Юго-Западной России. Часть третья. — Т. I. Акты о козаках (1500—1648). — С. 215—219.

23 Архив Юго-Западной России. Часть третья. — Т. IV. Акты, относящиеся к эпохе Богдана Хмельницкого. — Киев, 1914. — С. 141—142.

24 Мойсiенко В. Акти Житомирського гродського уряду 1590—1635. — С. 167—168.

25 Грушевський M. 1сторш Укра!ни-Руси. — Ки!в, 1995. — Т. VIII. Роки 1626—1650. Роздш. IV. — С. 6.

26 Документи Богдана Хмельницкого 1648—1657. — Ки!в, 1961. — С. 343.

27 Акты издаваемые Виленской комиссиею для разбора древних актов. — Вильна, 1909. — Т. 24. Акты относящиеся ко времени войны за Малороссию. — С. 232.

28 Сас П. Запорожщ у Польсько-Московськш вшш наприкинщ смути 1617—1618 рр. — Б та Церква, 2010. — С. 235.

29 Польський публщистичний трактат першо! чверт XVII столггтя про запорозьке козацтво / Ю.А. Мицик // Укра!нський археографiчний щорiчник. -К., 2004. - Вип. 8/9. - С. 459.

30 Вирський Д. Рiчпосполитська юторюграф1я Укра!ни XVI - середини XVII ст.

— Кшв, 2008. — Т. 2. — С. 384.

31 Там же. — С. 389.

32 Донесение венецианца Альберта Вимина о козаках та Б. Хмельницком // Киевская старина. — 1900. — № 1. — С. 71.

33 Боплан Г.Л. де. Описание Украины. М., 2004. — С. 260—263.

34 ^^п ^ Dzieje wojen 1 wojskowosci w Polsce. — ^ 2. — S. 273.

35 Джерела з ютори национально - визвольно! боротьби украшського народу. — Т. 1 (1648—1649 рр.). — С. 274.

36 Сас П. Запорожщ у Польсько-Московськш вшш наприкинцi смути 1617—1618 рр. — С. 236.

37 Крип'якевич I. 1стор1я украшського вшська. — Кшв,1994. — С. 330—340.

38 Relacje wojenne z pierwszych lat walk polsko-kozackich powstania B. Chmielnickiego okresu «Ogniem I mieczem» (1648—1651) / Oprac. M. Nagielski. — Warszawa, 2002. — S. 118.

39Jozefowicz T. Kronika miasta Lwowa od roku 1634 do 1690. — Lwow, 1854. — S. 203.

40 Свешников I. Битва пщ Берестечком. — Р1вне, 2008. — С. 322.

41 Костомаров Н. Богдан Хмельницкий. — СПб., 1894. — Т. 2. — С. 326.

42 Акты издаваемые Виленской комиссиею для разбора древних актов. — Т. 24. Акты относящиеся ко времени войны за Малороссию. — С. 141.

43 Там же. — С .74—78.

44 Там же. — С. 333.

45 Gutkowska-Rychlewska M. Historia Ubiorow. — Wroclaw, 1968. — S. 509.

46 Акты издаваемые Виленской комиссиею для разбора древних актов. — Т. 24. Акты относящиеся ко времени войны за Малороссию. — С. 141.

47 Gutkowska-Rychlewska M. Historia Ubiorow. — S. 511.

48 Сас П. Запорожщ у Польсько -Московськш вшш наприкинщ смути 1617—1618 рр. — С. 229—231.

49 Архив Юго-Западной России. Часть третья. — Т. IV. Акты, относящиеся к эпохе Богдана Хмельницкого. — С. 141—142.

50 Мойсiенко В. Акти Житомирського гродського уряду 1590—1635. — С. 45—50.

51 Там же. — С. 167—168.

52 Архив Юго-Западной России. Часть третья. — Т. I. Акты о козаках (1500-1648). — С. 215—219.

53 Там же. — 107—119.

54 Документи Богдана Хмельницкого 1648—1657. — С. 452.

55 Jozefowicz T. Kronika miasta Lwowa od roku 1634 do 1690. — S. 191.

56 Op. cit. — S. 200.

57 Джерела з icTOpiï национально - визвольно! боротьби украшського народу. — Т. 1 (1648—1649 рр.). — С. 599.

58 Документи Богдана Хмельницкого 1648—1657. — С. 635.

59 Лиопис Самовидця. — Кшв, 1971. — С. 90—93.

60 Заруба B. Украшське козацьке вшсько в росшсько -турецьких вшнах останньо! чверт 17 ст. — Днтропетровськ, 2003. — С. 104.

61 Сокирко О. Лицарi другого сорту. Наймане вiйсько Лiвобережноï Гетьманщини 1669—1726 рр. — Кшв, 2006. — С. 217.

62 Беляшевский Н. Расходы Речи Посполитой на козацких послов // Киевская старина — 1897. — № 6. — С. 94.

63 Там же. — С. 92.

64 Есипов Г. Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. — М., 1872. Т. 1. — С. 326—327.

65 Пользуясь случаем выражаю глубокую благодарность работникам Полтавского краеведческого музея, а также Руслану Павлюку (Мастерская украинского костюма «Шляхетный одяг») и Сергею Постольникову за предоставленные фото.

66 Астахов А.Ю. Древности российского государства / Рис. Ф. Солнцева. — М., 2007.

67 Pasek J. Pamientnik Jana Chryzostoma na goslawicach Paska. — Lwow, 1857. — С. 60, 90.

68 Lodzinski W. Zycie Polskie w dawnych wiekach. — Krakow, 1961. — S. 115.

69 Для реконструкции казацкой одежды наиболее близки по своим характеристикам ткани домашнего изготовления, а из современных доступных по цене фабричных тканей — белорусского производства, например ОАО «Сукно». Речь идет о тканях разной плотности, шинельного типа, белого и нескольких оттенков синего цветов, с небольшим ворсом и саржевой фактурой, которые более всего соответствуют каразее XVII века. На подкладку, наравне с домоткаными, льняными и хлопчатобумажными, можно ставить шелковые недорогие ткани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.