Научная статья на тему 'Вендинговая торговля: правовое регулирование и перспективы развития'

Вендинговая торговля: правовое регулирование и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1338
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ПРЕДПРИНИМТАЛЬСТВО / ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ / ВЕНДИНГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукашова А.С.

В статье рассматриваются актуальные проблемы правового регулирования и развития торговли через автоматы (вендинговой торговли) в Российской Федерации. Зародившись в СССР в середине прошлого века, веднинговая торговля в настоящее время находится в стадии стремительного роста. Принципиальные отличия вендинговой торговли от традиционной влекут целый ряд юридических последствий, прежде всего в виде наложения на продавца дополнительных обязательств, призванных компенсировать отсутствие возможности непосредственного взаимодействия с ним покупателя. Несмотря на интенсивное развитие вендинговой торговли в России, правовое регулирование этой сферы гражданско-правовых отношений не адаптируется к происходящим изменениям и несет в себе ряд пробелов и противоречий. Как следствие возникают угрозы причинения вреда правам и законным интересам как продавцов, так и потребителей. Назрела необходимость в принятии специального нормативного правового акта Российской Федерации, регулирующего этот специфический вид торговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вендинговая торговля: правовое регулирование и перспективы развития»

Вендинговая торговля:

правовое регулирование и перспективы развития

Лукашова Анжелика Сергеевна

аспирант кафедры предпринимательского, трудового и корпоративного права, Института права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, anzhelikalu@yandex.ru

В статье рассматриваются актуальные проблемы правового регулирования и развития торговли через автоматы (вендинго-вой торговли) в Российской Федерации. Зародившись в СССР в середине прошлого века, веднинговая торговля в настоящее время находится в стадии стремительного роста. Принципиальные отличия вендинговой торговли от традиционной влекут целый ряд юридических последствий, прежде всего в виде наложения на продавца дополнительных обязательств, призванных компенсировать отсутствие возможности непосредственного взаимодействия с ним покупателя. Несмотря на интенсивное развитие вендинговой торговли в России, правовое регулирование этой сферы гражданско-правовых отношений не адаптируется к происходящим изменениям и несет в себе ряд пробелов и противоречий. Как следствие - возникают угрозы причинения вреда правам и законным интересам как продавцов, так и потребителей. Назрела необходимость в принятии специального нормативного правового акта Российской Федерации, регулирующего этот специфический вид торговой деятельности.

Ключевые слова: гражданское право, предпринимтальство, торговля, торговые автоматы, вендинг.

X 2 о

0

CSI

00

01

Научно-технический прогресс, активное внедрение инноваций в различные сферы жизнедеятельности общества, в том числе в предпринимательскую деятельность, значительно изменяют традиционные способы совершения гражданско-правовых сделок. Гражданское право, являясь одной из самых стабильных и «интернациональных» правовых отраслей, основанной на классическом Римском частном праве, вынуждено вместе с тем адаптироваться к происходящим изменениям и учитывать новые формы осуществления гражданских прав и обязанностей. Одной из таких новых и быстро развивающихся форм мелкорозничной торговли является так называемая «вендинговая» торговля.

Термин происходит от английского глагола «to vend» - продавать, торговать. В настоящее время в юридической и экономической терминологии «вендинг» (vending) используется для обозначения особого вида торговой деятельность, а именно -торговли через специальные автоматизированные устройства (торговые автоматы).

В мировой практике первые примеры вендинга известны с XIX века. В 1822 году английский издатель и владелец книжного магазина Ричард Карлайл (Richard Carlile) оборудовал газетный автомат, который позволял посетителям покупать запрещенные произведения. В начале 1880-х годов первые коммерческие автоматы с монетоприемником были введены в Лондоне. Изобретенные в 1883 году Персивалем Эвериттом (Percival Everitt), машины были установлены на железнодорожных станциях и в почтовых отделениях, так как были удобным способом покупки конвертов, почтовых карточек и бумаги для заметок [1].

В настоящее время страной с наибольшим количеством торговых автоматов на душу населения является Япония, а по абсолютному значению -США [2]. В СССР розничная торговля через автоматы начала развиваться с конца 1950-х годов. Первые устройства были установлены в магазинах, ресторанах и гостиницах Москвы и были разнопрофильными: автоматы с газированной водой, по продаже жетонов и билетов, табачных изделий, и напитков.

В настоящее время в России, по некоторым оценкам, ежегодный оборот вендинговых продаж составляет около 3-4 млрд. рублей, а в пятилетней

перспективе может достичь 30-40 млрд. рублей [3]. В этой связи вопрос правового регулирования вендинга приобретает все более актуальное значение.

Несмотря на стремительные темпы развития вендинговой торговли, действующее законодательство не содержит детальной регламентации нового вида нестационарной розничной торговли.

В Гражданском кодексе Российской Федерации вендинговой торговле посвящена одна статья 498, которая:

- определяет обязанности владельца автомата довести до покупателей информацию о продавце товаров, а также о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения товара;

- устанавливает момент, когда договор розничной купли-продажи с использованием автоматов считается заключенным;

- обязывает продавца по требованию покупателя незамедлительно предоставить покупателю товар или возвратить уплаченную им сумму, если покупателю не предоставляется оплаченный товар;

- предусматривает, что в случаях, когда автомат используется для размена денег, приобретения знаков оплаты или обмена валюты, применяются правила о розничной купле-продаже, если иное не вытекает из существа обязательства.

В нынешней классификации объектов торговли эти аппараты относятся к категории нестационарных торговых объектов. Понятие автомата как средства осуществления продаж в гражданском законодательстве не раскрывается. Его определение содержится в ГОСТ Р 51303-2013, который определяет торговый (вендинговый) автомат как «нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца» [4]. Схожее определение содержится в Постановлении Правительства г. Москвы от 3 февраля 2011 года № 26-ПП: «торговый автомат - вид нестационарного торгового объекта, временное техническое сооружение или конструкция, предназначенные для продажи товаров (оказания услуг) без участия продавца» [5].

Сущность и специфика вендинговой торговли состоят не в особенностях вида товара или места его реализации, а в способе его реализации (через автомат), который: а) исключает непосредственное, живое взаимодействие покупателя с физическим лицом, представляющим продавца; б) предполагает предварительное ознакомление покупателя с правилами использования автомата. Эти принципиальные отличия вендинговой торговли от «традиционной» розничной торговли влекут целый ряд юридических последствий, прежде всего в виде наложения на продавца дополнительных обязательств, призванных компенсировать отсутствие возможности непосредственного общения с покупателями. Как это ни парадоксально, но прямой общий запрет на продажу через автоматы отдель-

ных видов товаров, ограниченных в обороте, в законодательных актах не закреплен. Такой вывод можно сделать лишь исходя из системного толкования норм законодательства. В некоторых случаях запрет устанавливается специальным законом применительно к конкретному виду товаров. Так, согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией с использованием автоматов [6].

Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [7] прямой запрет на продажу через торговые автоматы предусмотрел лишь в отношении спиртосодержащей непищевой продукции. Что касается розничной продажи алкогольной продукции, то в данном случае, в статье 16 закона, запрет сформулирован более общим образом: розничная продажа алкогольной продукции не допускается в нестационарных торговых объектах. Исходя из того, что торговые автоматы имеют признаки нестационарных торговых объектов, можно сделать вывод о невозможности реализации через них алкогольной продукции. Вместе с тем, отсутствие в законодательстве прямого запрета на продажу через торговые автоматы конкретного перечня товаров, ограниченных в обороте, создает потенциальную угрозу причинения вреда общественным интересам, жизни и здоровью людей.

В определенный период времени автоматы стали активно использоваться для реализации суррогатного алкоголя. Так, например, в 2016 году более чем в 29 городах России, были установлены вендинговые автоматы по продаже косметических лосьонов («Боярка24», «Боярин», «Абар» и подобные) [8]. Только после трагических событий, связанных с массовым отравлением людей после внутреннего употребления подобной продукции, в законодательство были внесены необходимые изменения.

На сегодня Правительством Российской Федерации утверждены правила ведения двух разновидностей розничной торговли, имеющих определенные общие признаки с вендингом (во всех случаях сделки заключаются без физического участия представителя продавца и возможности изучения на месте свойств конкретного приобретаемого товара): дистанционной торговли и торговли по образцам. Пробелы в правовом регулировании торговли через автоматы могли бы быть частично закрыты распространением на вендинговые правоотношения правил осуществления дистанционной торговли и торговли по образцам, в части, не противоречащей существу возникающих обязательств. Однако в пункте 6 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Феде-

5

-о Й -С

гп

о

а

Н

А У

т; А

рации от 27 сентября 2007 г. № 612, прямо указано, что они не распространяются на продажу товаров с использованием автоматов [9].

Отдельной проблемой правового регулирования вендинговой торговли является вопрос о необходимости применения в автоматах контрольно-кассовой техники. Практика по этому вопросу сложилась крайне противоречивая и непоследовательная. Еще в 2008 году была выработана единая позиция государственных органов: 14 апреля 2008 года Министерством финансов Российской Федерации издано письмо № 03-01-15/4110 «О применении торговых автоматов с устройством для приема наличных денежных средств за отпущенный товар и не имеющих встроенной контрольно-кассовой техники», подтверждающее право вендинг-операторов вести торговлю посредством автоматов без применения контрольно-кассовой техники. Этому предшествовал целый ряд судебных решений, где была выражена аналогичная позиция. В частности, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.06.2007 по делу № А55-19207/06-5 определено, что продажа товаров через торговые автоматы относится к розничной купле-продаже, а именно к разносной торговле, и не требует применения контрольно-кассовой техники.

Однако в 2016 году иную позицию по данному вопросу занял законодатель. Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» [10] дано право организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю с использованием торговых автоматов, не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику только до 1 июля 2018 года. А индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, вправе не применять контрольно-кассовую технику до 1 июля 2019 года.

Проблема заключается в том, что основная часть торговых автоматов, представленных на российском рынке, изготовлена за рубежом, где не предусмотрена выдача кассового чека при совершении покупки через торговый автомат. Производители вендингового оборудования, ориентируясь на потребности предпринимателей своего региона, не предусмотрели не только наличия контрольно-кассовой техники в конструкции торгового автомата, но и даже места, куда впоследствии можно было бы установить такую технику.

В Российской Федерации отсутствует нормативный правовой акт, который бы комплексно регулировал правила вендинговой торговли, хотя х необходимость в принятии такого акта давно <2 назрела.

оч Вендинговая торговля - одно из наиболее перса спективных направлений в торговле. Использова-^ ние торговых автоматов в розничной торговле 2 позволяет реализовывать продукцию оперативно и

круглосуточно. Однако современное состояние законодательства в сфере торговли содержит ряд пробелов и противоречий, препятствующих эффективному функционированию вендинга в России. Как следствие - возникают угрозы причинения вреда правам и законным интересам продавцов и потребителей. Принятие специального нормативно-правового акта, регулирующего этот специфический вид торговой деятельности (как это сделано, в частности, для дистанционной торговли и торговли по образцам) позволит упорядочить правовое регулирование и обеспечить стабильность ведения предпринимательской деятельности с использованием нестационарных торговых объектов.

Литература

1. Bellis M. The History of Vending Machines [электронный ресурс] // https://www.thoughtco.com/the-history-of-vending-machines-1992599 (дата обращения: 21.05.2019).

2. Антипин Ф.А. Вендинговая торговля в России: анализ и перспективы развития // Российское предпринимательство. 2016. № 8. С. 1037-1048.

3. Вендинговый бизнес в России: неизвестное вчера, сложное сегодня, многообещающее завтра? [электронный ресурс] // https://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/vendingovyiy-biznes-v-rossii/ (дата обращения: 21.04.2019).

4. ГОСТ Р51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утвержден Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст) (в редакции от 29.03.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Постановление Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 10. 17.02.2011.

6. Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака // Собрание законодательства Российской Федерации. 25.02.2013. № 8. Ст. 721.

7. Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 27.11.1995. № 48. Ст. 4553.

8. Торговые автоматы и алкоголь: кого коснутся новые поправки к алкогольному закону [электронный ресурс] // http://www.vendoved.ru/torgovye-avtomaty-i-alkogol/ (дата обращения: 21.04.2019).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанци-

онным способом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 41. Ст. 4894.

10. Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.07.2016. № 27 (Часть I). Ст. 4223.

11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года №14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 30.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.

12. Лебедева А.А. Торговля через вендинговые автоматы в современной России // Безопасность бизнеса. 2017. № 5. С. 8-12.

Vending trade: legal regulation and prospects for development Lukashova A.S.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

The article deals with the current problems of legal regulation and development of trade through vending machines in the Russian Federation. Taking its origin in the USSR in the middle of the last century, vending trade is currently in the stage of rapid growth. The fundamental differences between vending and traditional trading entail a number of legal consequences, primarily in the form of imposing additional obligations on the seller, designed to compensate for the lack of direct interaction with the buyer. Despite the intensive development of vending trade in Russia, the legal regulation of this sphere of civil law relations does not adapt to the changes and carries a number of gaps and contradictions. As a result, there are threats of harm to the rights and legitimate interests of both sellers and consumers. There is a need to adopt a special legal act of the Russian Federation regulating this specific type of trading activity. Key words: civil law, business, trade, sale machines, vending.

References

1. Bellis, M / The History of Vending Machines [electronic resource]

// https://www.thoughtco.com/the-history-of-vending-machines-1992599 (accessed: 21.04.2019).

2. Antipin, F. A. Vending trade in Russia: analysis and prospects //

Journal of Russian entrepreneurship. 2016. No. 8. P. 1037-1048.

3. Vending business in Russia: unknown yesterday, complex today,

promising tomorrow? [electronic resource] // https://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/vendingovyiy-biznes-v-rossii/ (accessed: 21.04.2019).

4. GOST R51303-2013. National standard of the Russian Federa-

tion. Trade. Terms and definitions (approved by the order of Rosstandart from 28.08.2013 № 582-St) (as amended from 29.03.2016) // ATP «ConsultantPlus».

5. Decree Of the government of Moscow dated 03.02.2011 № 26-

PP «On the placement of non-stationary commercial facilities located in the city of Moscow on land, in buildings, structures and structures owned by the state» // Bulletin of the Mayor and Government of Moscow. No. 10. 17.02.2011.

6. Federal law No. 15-FZ of 23 February 2013 (as amended on

29.07.2018) «On the protection of citizens' health from the effects of ambient tobacco smoke and the consequences of tobacco consumption» // Collection of legislation of the Russian Federation. 25.02.2013. No. 8. St. 721.

7. Federal law No. 171-FZ of 22 November 1995 (ed.of 27.12.2018)

«On state regulation of production and turnover of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products and on restriction of consumption (drinking) of alcoholic products» // Collection of legislation of the Russian Federation. 27.11.1995. No. 48. St. 4553.

8. Trade through vending machines in modern Russia // Business

Security. 2017. No. 5. Pp. 8-12.

9. Resolution of the Government of the Russian Federation of Sep-

tember 27, 2007 № 612 «on approval Of the rules for the sale of goods by remote means» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2007. No. 41. St. 4894.

10. Federal law of July 3, 2016 № 290-FZ « on amendments to the Federal law "on the use of cash registers in cash payments and (or) settlements using payment cards» // Collection of legislation of the Russian Federation. 04.07.2016. No. 27 (Part I). St. 4223.

11. Civil code of the Russian Federation (part two) of January 26, 1996 №14-FZ (ed.from 29.07.2018) (with amendments and additions that came into force from 30.12.2018) // Collection of legislation of the Russian Federation. 29.01.1996. No. 5. St. 410.

12. Vending machines and alcohol: who will be affected by the new amendments to the alcohol law [electronic resource] // http://www.vendoved.ru/torgovye-avtomaty-i-alkogol/ (date of application: 21.02.2009).

5

-C

m

о

a

А У

т; А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.