Научная статья на тему 'О вендинговой торговле как инновационном ресурсе развития потребительского рынка товаров и услуг'

О вендинговой торговле как инновационном ресурсе развития потребительского рынка товаров и услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ТОРГОВЛЯ / ВЕНДИНГ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / УСЛУГИ / AUTOMATED RETAIL / VENDING / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / INNOVATIVE RETAIL / CONSUMER MARKET AND SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садыки Марина Райфудиновна

В статье рассматриваются перспективы современной вендинговой (автоматизированной) торговли, особенности ее развития в России. Автором рассмотрена дефиниция «вендинг», предложено определение розничных услуг, предоставляемых вендингом, в контексте традиционного определения «розничных услуг» и разработана классификация вендинговых аппаратов. Также даны научные рекомендации территориального размещения хозяйственных субъектов вендинговой торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT VENDING TRADE AS INNOVATIVE RESOURCES DEVELOPMENT OF CONSUMER GOODS ND SERVICES MARKETS

The article discusses prospects of modern vending (automated) retail, and especially its development in Russia. Author of this article discusses definition of «vending», proposes determination of retail services provided by vending machines in the context of traditional definition of «retail services», and developed classification of these vending machines. Also are given scientific recommendations on geographic distribution of vending retail business entities.

Текст научной работы на тему «О вендинговой торговле как инновационном ресурсе развития потребительского рынка товаров и услуг»

САДЫКИ М.Р.

О ВЕНДИНГОВОЙ ТОРГОВЛЕ КАК ИННОВАЦИОННОМ РЕСУРСЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГ О РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ

В статье рассматриваются перспективы современной вендинговой (автоматизированной) торговли, особенности ее развития в России. Автором рассмотрена дефиниция «вендинг», предложено определение розничных услуг, предоставляемых вендингом, в контексте традиционного определения «розничных услуг» и разработана классификация вендинговых аппаратов. Также даны научные рекомендации территориального размещения хозяйственных субъектов вендинговой торговли.

Ключевые слова: автоматизированная торговля, вендинг, предпринимательская деятельность, инновационная торговля, потребительский рынок, услуги.

SADYKI МЛ.

ABOUT VENDING TRADE AS INNOVATIVE RESOURCES DEVELOPMENT OF CONSUMER GOODS AND SERVICES MARKETS

The article discusses prospects of modern vending (automated) retail, and especially its development in Russia. Author of this article discusses definition of «vending», proposes determination of retail services provided by vending machines in the context of traditional definition of «retail services», and developed classification of these vending machines. Also are given scientific recommendations on geographic distribution of vending retail business entities. Keywords: Automated retail, vending, entrepreneurial activity, innovative retail, consumer market and services.

Потребительский рынок России на сегодняшний день, в связи с вхождением в глобальное экономическое пространство, в достаточной степени насыщен товарами и услугами. Возрастающая конкуренция на фоне данных экономических процессов определяет необходимость усовершенствования качества предоставления розничных торговых услуг посредством введения качественно новых, инновационных ресурсов, способствующих своевременному удовлетворению спроса «здесь и сейчас». Появление новых конкурентоспособных технологий на потребительском рынке определяет интерес потребителей к внемагазинным формам продажи, так как обеспечивает их запросы в новых видах продукции и услуг.

Одним из перспективных направлений развития потребительского рынка в России является инновационный формат торговли — вендинг, который весьма доступен и используется в различных сферах, в т. ч. в сфере потребительских и банковских услуг (платежные терминалы и т. д.). Интерес представителей предпринимательского сообщества к вендинговой торговле определен высокой степенью окупаемости бизнеса и сравнительно малым риском, так как реализуемые в торговых автоматах продукты импульсивного спроса незначительно подвержены изменчивой конъюнктуре рынка. Необходимыми стартовыми условиями для ведения предпринимательской деятельности в сфере вендинговой торговли являются наличие арендованного торгового места, небольшой начальный капитал и регистрация частного предпринимательства. По данным бизнес-структур, вендинг в России является достаточно консолидированным рынком (на 8 крупнейших участников приходится около 40% рынка), небольшие частные компании и индивидуальные предприниматели составляют остальные 60% рынка операторов вен-динговой торговли.

Лидерами вендинговой торговли в международной практике являются Япония и США, где каждая пятая покупка осуществляется через торговые автоматы и в среднем один автомат приходится на 20 человек, а общее количество торговых автоматов составляет 7,5 и 7 млн соответственно, в Европе — на 120 человек. В странах Европы торговых автоматов около 4,5 млн, в т. ч. более 2 млн в Германии, больше полумиллиона в Великобритании (по данным британской Automatic Vending Association), в Голландии — более 200 тыс. автоматов. Более того, перечень реализуемой продукции и оказываемых услуг в рамках вендинга постоянно расширяется: от автоматической покупки свежих яиц (в Японии) до покупки джинсов во Франции. В России, несмотря на то что первый торговый автомат (по продаже шоколадных плиток) был установлен в 1898 г., один автомат приходится на 2500 человек. В этой связи очевидно, что рынок российского вендинга является развивающимся и перспективным. Эксперты прогнозируют увеличение объема российского рынка вендинга в связи с ростом благосостояния населения, улучшением его технической грамотности в стоимостном выражении до 2 млрд руб., количественном — до 1000000 автоматов.

Однако заметим, что в среднем в мире вендинг тоже занимает менее 1% в обороте рознич-

ной торговли, как и в России, при этом, по данным НААТ, мировой оборот вендинга в 2011 г. составил 47 млрд долларов, в 2012-м — до 55 млрд.

Под вендинговой (автоматизированной) торговлей подразумевается продажа товаров либо оказание различных услуг с использованием торговых автоматов (например, доставка товаров с использованием почтовых автоматов или почтоматов, продажа горячего питания, прессы и т. д.). Таким образом, вендинг представляет собой передвижные устройства для продажи штучных товаров или услуг в автоматическом режиме самообслуживания при отсутствии продавца. В этой связи вендинг оказывается особой, трудно классифицируемой формой торговли — внемагазинной и автоматизированной. Характерно, что независимо от места размещения (в торговом зале или на улице) вендинг относится к внемагазинному торговому формату, который в полном смысле нельзя отнести к дистанционной торговле. Отнесение к «дистанционной торговле» возможно в значении дистанции продавца от реализуемого товара, но не в смысле дистанции товара от покупателя при его демонстрации и заказе. По сути вендинг сложно классифицировать и как разновидность развозной и разносной торговли, хотя в соответствии с ГОСТ «к передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления». В отличие от перечисленных форм нестационарной розничной торговли торговые автоматы должны подключаться к коммуникациям, и их размещение связано с арендой торговой площади. В соответствии с нормативными документами [1] экономическая сущность услуг розничной торговли определяется как результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя в приобретении товаров для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, по договору купли-продажи. В то же время данное определение не характеризует услуги вендинга, которые являются важнейшим условием дальнейшего повышения производительности труда и культуры торговли. В этой связи целесообразно ввести определение услуги вендинга как результата воздействия покупателя на нестационарные автоматизированные системы, в т. ч. на торговые автоматы, с целью покупки товара или получения услуги. Данное определение тем более актуально, что вендин-говое оборудование, произведенное по последним технологиям, предоставляет, помимо торговых услуг, ряд прочих: кулинарные действия, комиссионные услуги (арт-проекты Swap-o-matic по обмену ненужными вещами с условием начисления баллов)

Кроме того, в современной научной литературе практически не проработан вопрос унифицированной классификации торговых автоматов. Наиболее общая классификационная схема вендинговых аппаратов выглядит следующим образом: автоматы, позволяющие продавать продукты питания (горячее питание, охлажденные или замороженные продукты, горячие напитки, соки), автоматы, предназначенные для продажи непищевых потребительских товаров (сувениры, канцтовары, книги, сотовые телефоны, линзы, предметы одежды и аксессуары), автоматы, продающие услуги (фотоавтоматы, автоматизированные копировальные машины, массажные кресла и т. д.), в т. ч. платежные системы (монетоприемные устройства, банк-нотоприемные устройства, карточные платежные устройства).

Основными проблемами развития российского вендинга можно считать альтернативность достаточно развитой мелкорозничной торговой сети, неразвитость инфраструктуры, рост конкуренции за эффективные места установки торговых автоматов, отсутствие официальной статистики вендинговой торговли, невысокую лояльность покупателей. Кроме того, на данный момент продажа товаров, произведение работ и оказание услуг через вендинговые аппараты регулируются в рамках общего законодательства, некоторые аспекты вендинговой деятельности описаны в Гражданском кодексе Российской Федерации, где введено понятие вендинга как продажи товаров с использованием торговых автоматов. При этом действующее законодательство Российской Федерации не содержит определения «торговый автомат», в нормативных актах не раскрываются его значение, отличительные признаки, классификация торговых автоматов. Нечеткое регулирование вендинга приводит к бюрократическим трудностям при получении различных разрешений и согласований на установку торгового автомата и осуществление продажи.

В связи с внесением поправок в Налоговый кодекс в 2011 г. было упрощено налоговое администрирование субъектов предпринимательской деятельности, специализирующихся в сфере вендинговой торговли, благодаря отмене требования наличия контрольно-кассовой техники в вендинговых автоматах. Вместе с тем не решены проблемы в обеспечении прав потребителей в случае реализации через торговые автоматы некачественных товаров и услуг, что требует учета специфики вендинговой торговли в Законе о защите прав потребителей от 07.02.1992 № 2300-1.

И, наконец, сдерживает развитие вендинга высокая степень недоверия покупателей к автоматизированным системам продажи товаров, кроме того, достаточно узкий ассортимент и относительно высокие цены приводят к тому, что при прочих равных условиях люди совершают

покупки в других формах торговли [3].

По результатам изучения зарубежного опыта организации вендинга в услугах ритейла можно выделить ряд основных направлений развития данного сектора:

1) Размещение торговых автоматов на уличных площадях (на остановках). Этот формат вендинга в перспективе может освоить нишу объектов мелкорозничной торговли (ларьки, киоски и т. д.).

2) Использование, помимо монето- и купюроприемников, электронных платежных систем (банковские карты, СМС-сообщения).

3) Распространение системы удаленного мониторинга за торговыми автоматами, который позволяет управлять бизнес-процессами более эффективно и экономично с точки зрения транспортных расходов. Кроме того, регулярный анализ продаваемых позиций необходим для подсортировки ассортимента в соответствии с изменяющимся спросом.

4) Использование экологически чистых ингредиентов, упаковки, реализация натуральных продуктов. К примеру, становятся популярными молокоматы — торговые автоматы по реализации молока. В то же время на данном этапе лидерами среди автоматов являются автоматы по продаже горячих напитков (39%), на втором и третьем месте автоматы по предоставлению услуг (20%) и снек-автоматы (18%) соответственно [2].

Эффективность вендинговой торговли во многом зависит от территориального размещения хозяйственных субъектов в соответствии с научными рекомендациями. С точки зрения регионального размещения вендинговая торговля наиболее рентабельна в крупных городах-миллионерах с развитой бизнес- и торговой инфраструктурой, где сосредоточена основная часть платежеспособного населения, являющегося потенциальными клиентами владельцев вендинг-бизнеса. В масштабе города рентабельность торгового автомата напрямую зависит от места его установки. Наиболее предпочтительны места с высоким уровнем спроса на торговые услуги, места ожидания, а именно: офисы, детские спортивные центры, учебные заведения и медицинские учреждения, вокзалы и спортивные сооружения, холлы гостиниц, уличные переходы. Оценку места установки автомата нужно осуществить на основании следующих параметров: места расположения объекта, количества персонала в здании, инфраструктуры и альтернативы питания, анализа паркинга, пропускной системы и режимности, графика работы, наличия места для промывки узлов автомата при еженедельном обслуживании и т. д. Тем самым существенно увеличивается территория предложения потребительских услуг. Ниже предложен алгоритм выбора оптимального месторасположения торгового автомата:

1) Определение зоны тяготения покупателей.

2) Установление радиуса расхождения покупателей. Определение месторасположения торговых точек аналогичного профиля (в этом случае оптимально размещение торгового автомата с более широким ассортиментом). Определение маршрутов движения транспорта и пешеходов (для учета легкости обслуживания: требуется регулярная проверка качества работы, ремонт, замена ингредиентов). Важно учесть, что некоторые сегменты вендинговой торговли уже довольно насыщены (например, кофейные автоматы), происходит поглощение небольших участников рынка развитыми сетевыми компаниями.

3) Выбор района для установки торгового автомата.

4) Определение количества людей, проживающих и работающих в выбранном районе. Анализ информации о конкурентах, действующих в выбранном районе.

5) Определение числа потенциальных клиентов.

6) Разработка нескольких вариантов размещения торгового автомата с учетом синергетиче-ского эффекта (расположение ряда автоматов смежных специализаций увеличивает рентабельность каждого из них).

7) Выбор оптимального варианта.

8) Тестирование торгового автомата.

Однозначно, что торговое место является ключевым аспектом вендинговой торговли. В США предусмотрено обучение особой профессии — locator (локатор): специалист, который подбирает места для размещения автоматов [4].

Вопросы совершенствования услуг вендинга с учетом современных тенденций и требований рынка требуют основательной проработки в теоретическом и в практическом аспектах. Разработанная стратегия распределения товаров посредством вендинга в городских условиях позволяет применить комплексный подход к организации услуг вендинговой торговли, что, в свою очередь, сказывается на уровне эффективности системы функционирования вендинга в целом.

В заключение хочется отметить: вендинг в ближайшее время останется одним из наиболее перспективных направлений предпринимательства, как для начинающих, так и для состоявшихся предпринимателей, за счет наличия свободной ниши, низкого порога вхождения, высокой степени окупаемости и небольшого риска, наличия всесторонней информационной поддержки многообразия в организации бизнеса.

Литература

1. ГОСТР 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования».

2. Автомат-торговля : о перспективах развития вендинга в России // Практика торговли. 2012. № 3.

3. Вендинг в России : анализ, проблемы, тенденции // Современная торговля. 2009. № 10.

4. Российская Бизнес-газета. № 862 (33). URL : http://www.retail.ru/article/retail/vending/.

5. Новости НААТ//НААТ. URL : http://www.rnva.ru/news/news_naat/?id=51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.